- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 36,8 Кб
Томск — крупный музейный центр Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Что такое музеи
.1Античный период
1.2Средние века
.3Галереи и кабинеты
.4Первые современные музеи
.5Разнообразие музеев
Глава 2 Какие музеи есть в Томске
.1 Естественнонаучные музеи
.2 Промышленные музеи
.3 Исторические музеи
.4 Музеи – тюрьмы
Глава 3 Проблемы и перспективы музеев города Томска
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Томск – крупный музейный центр Российской Федерации.
Добро пожаловать в Томск – город богатейшей истории и самобытной культуры. Сегодня это, без преувеличения, один из значимых культурных центров Сибири, где расположены научные учреждения, которые уже более 100 лет вносят свой вклад в российскую и мировую науку, а также большое количество музеев.
Большинство музеев Томской области находятся в городе Томске. Здесь действует более 100 муниципальных и ведомственных музеев, музеев при вузах и школах, училищах и техникумах.
Российский союз туриндустрии провел среди туроператоров опрос с целью выявить главные недостатки отечественных музеев.
Как показали результаты опроса, основной проблемой российских <#”justify”>.1 Античный период
Первый Мусейон как учебное заведение был основан в Александрии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%8F> Птолемеем I <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9_I> приблизительно в 290 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/290_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> до нашей эры. В него входили жилые комнаты <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B0%D0%B4> и зоологический сады <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B0%D0%B4>, обсерватория <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F> и библиотека <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0>. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые использовались как наглядные пособия для обучения. В отличие от других школ, Мусейон субсидировался государством, и сотрудники получали жалование. Главный жрец (директор) назначался Птолемеем. К I в. до н. э. библиотека Мусейона насчитывала более 750000 рукописей. Мусейон и большая часть Александрийской Библиотеки <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0> были уничтожены пожаром в 270 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/270_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> нашей эры.
В античной Греции <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F> по традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвященные этим богам или музам. Позднее в античном Риме <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC> к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах.
Гостям на виллах богатых и знатных людей того времени были часто показаны произведения искусства, захваченные во время войн.
Римский император Адриан <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD> приказал изготовить копии скульптур и иных произведений искусства, которые произвели на него впечатление в Греции и Египте <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82>. Вилла Адриана, украшенная копиями египетских раритетов, стала прообразом современного музея.
1.2 Средние века
В Средние века произведения искусства (ювелирные изделия, статуи и манускрипты) порою представлялись для обозрения в монастырях и церквях. С VII века <https://ru.wikipedia.org/wiki/VII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> предметы, захваченные в войнах в качестве трофеев, также стали экспонироваться. В военные времена из этих запасов зачастую оплачивались выкупы и прочие расходы. Таким образом, сокращались или пополнялись запасники и хранилища. Например, количество сокровищ Реймсского собора <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80> напрямую зависело от военных успехов французов.
.3 Галереи и кабинеты
В ранний период Ренессанса Лоренцо де Медичи <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%BE_%D0%B4%D0%B5_%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B8> дал указания по созданию в Флоренции <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F> Сада Скульптур. В XVI веке <https://ru.wikipedia.org/wiki/XVI_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> было модно размещать в больших и длинных коридорах дворцов скульптуры и картины. В XVII веке <https://ru.wikipedia.org/wiki/XVII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> при строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. С этого момента понятие «галерея» стало применяться также и в коммерческом смысле. К этому времени в княжеских особняках стали специально создавать помещения для произведений искусства. Эти помещения стали называть кабинетами (от французского – cabinet: соседняя комната). В начале кабинетом был шкаф для хранения маленьких предметов искусства. Затем уже стали кабинетом называть комнаты. Сначала в конце XVI века <https://ru.wikipedia.org/wiki/XVI_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> кабинеты стали распространяться в Италии, а вскоре и по всей Европе. В Германии наряду с предметами искусства стали создавать коллекции необычных вещей – Wunderkammer. Галереи и кабинеты поначалу служили для личных развлечений, но к концу XVII <https://ru.wikipedia.org/wiki/XVII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> – началу XVIII века <https://ru.wikipedia.org/wiki/XVIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> приняли общественный характер.
.4 Первые современные музеи
В XVIII веке <https://ru.wikipedia.org/wiki/XVIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни многих стран Европы <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0>. В 1750 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/1750_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> в Париже <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6> картины во дворце Palais de Luxembourg были два дня в неделю разрешены для показа публике (в первую очередь для студентов и деятелей искусства). Позже они были переданы в коллекцию Лувра <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%B2%D1%80>, где находятся экспонаты из личного собрания короля Франциска I XVII века <https://ru.wikipedia.org/wiki/XVII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>.
Первым музеем нового типа был Британский музей <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9> в Лондоне <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD> (открыт в 1753 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/1753_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>). Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться. Во времена Французской революции <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F> и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/1793_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>) стал первым большим публичным музеем.
1.5 Разнообразие музеев
Художественные музеи. Хранят коллекции, документирующие историю развития изобразительного искусства и призванные удовлетворять эстетические потребности человека. Литературные музеи – документируют историю литературы. Как и художественные, могут заниматься историей мировой литературы, какой-либо национальной литературы, творчеством отдельных направлений, течений, групп и писателей. Музыкальные музеи – документируют историю музыкальной культуры. Профильная группа объединяет музеи музыкальной культуры и истории музыки (мировой и отдельных национальных музыкальных культур (классика и фольклор), иногда и отдельных музыкальных направлений и школ), мемориальные музеи выдающихся музыкантов, композиторов и т.п. Театральные музеи – документируют историю театра и театрального искусства. Различают театральные музеи, посвященные истории театра и театрального искусства мирового, отдельной страны, отдельного течения, направления, школы, отдельного театра, и мемориальные музеи выдающихся театральных деятелей. Музеи физкультуры и спорта – документируют историю развития олимпийского движения, историю спорта, массового физкультурного движения. Музеи такой группы (одной из самых молодых) стали возникать в начале ХХ в. Педагогические музеи – документируют историю и современное состояние народного образования, педагогической науки. К данной профильной группе относят и мемориальные музеи выдающихся педагогов. Естественнонаучные музеи – документируют процессы, происходящие в природе, в том числе в ходе взаимодействия человека и общества с окружающей средой. Музеи техники – документируют историю развития техники и технологий. Могут быть многопрофильными (комплексными), как Политехнический музей в Москве; могут коллекционировать предметы, документирующие развитие конкретного вида техники (Центральный музей железнодорожного транспорта России в Петербурге, Музей автомотостарины во Владивостоке), в эту же группу относят мемориальные музеи выдающихся естествоиспытателей, механиков (Мемориальный музей А.С. Попова при Государственном электротехническом институте в Петербурге) и т.п. Промышленные музеи – документируют историю развития и современное состояние отраслей производства (ремесленного, кустарного, мануфактурного и фабрично-заводского), отдельных предприятий. Сельскохозяйственные музеи – собрания таких музеев документируют и отражают историю и современное состояние сельскохозяйственного производства, его отдельных отраслей, историю сельского быта. Первый в мире музей этого профиля был создан в России при Вольном экономическом обществе. Комплексные музеи – музеи, собрания которых документируют социально значимые феномены, относящиеся к разным профильным дисциплинам. Наиболее распространенный вид комплексного музея – краеведческий. Краеведческие музеи собирают коллекции по природе, экономике, истории, культуре и т.д. определенного административно-территориального региона, населенного пункта. Это самая массовая группа музеев в России. Новое явление – экомузеи. Их обычно относят к профильной группе сельскохозяйственных музеев, хотя логичнее говорить о естественнонаучном, причем комплексном профиле данных музеев. Первые экомузеи создавались во Франции на базе региональных природных парков. Термин «экомузей» предложил в 1971 г. Ю. де Варин-Боан. Интерактивные музеи – когда в XIX веке появились первые публичные музеи, экспонаты <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82&action=edit&redlink=1> были выставлены в стеклянных колбах <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B1%D0%B0>, и до них нельзя было дотрагиваться. Сегодня же, особенно в научных музеях, экспонаты стали более доступны благодаря интерактивным выставкам с использованием компьютерных технологий. Виртуальные музеи – обеспечивают доступ к экспонатам посредством сети Интернет или с помощью различных цифровых носителей. Первыми такими музеями стали веб-страницы <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B1-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0> реальных музеев, а впоследствии появились музеи, существующие исключительно в виртуальном пространстве. В 2001 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/2001_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> ICANN <https://ru.wikipedia.org/wiki/ICANN> выделил специальный домен высшего уровня <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8F> – .museum <https://ru.wikipedia.org/wiki/.museum>.
ГЛАВА 2 МУЗЕИ ГОРОДА ТОМСКА
.1 Естественнонаучные музеи Томска
Музей Планетарий
Томский планетарий был в числе первых 3-х планетариев, открытых в Советском Союзе. В то время Планетарий работал только в Москве.
В Томске началось все с 1947 года, когда Государственный Университет получил трофейный оптический прибор "Планетарий" знаменитой фирмы "Карл Цейсс Йена". Несмотря на послевоенные трудности, в 1947 году в городе Томске были найдены возможности для устройства планетария. На Ученом Совете Томского Университета было принято решение использовать уникальный прибор не только для обучения студентов астрономической специальности, а гораздо шире. Прибор был передан в областную организацию общества "Знание", которую возглавлял в то время известный хирург А. Г. Савиных. Андрей Григорьевич, по достоинству оценив уникальное приобретение, предложил сделать планетарий более доступным. Аппарат был установлен в помещении бывшей домовой церкви Томского архиерея в здании краеведческого музея. Руководил установкой в то время молодой ученый СФТИ, а позднее – доктор наук А.И. Лихачёв.
В сентябре 1950 года состоялось торжественное открытие Томского планетария. Первую лекцию провел Александр Иванович Лихачёв, среди слушателей были все первые руководители города и области, ведущие ученые. В 1980 году в истории планетария начался новый этап. Из общества "Знание" он перешел в систему Управления культуры Томского облисполкома и до 1990 года был самостоятельным областным учреждением культуры.
Музей занимательных наук «Склад ума»
30 марта 2012 года открылась выставка Музея занимательной науки "Склад ума". Это новый необычный проект, объединивший науку и культуру и доказавший, что физика может быть интересной. Экспозиция музея занимательной науки – это различные модели, сделанные школьниками и студентами Политехнического университета своими руками.
Без длинных формул, без сложных задач и непонятных определений!
Только увлекательные опыты и невероятные результаты собственных открытий ждут всех посетителей Музея занимательной науки «Склад ума».
Вы верите, что лампочки могут зажигаться без подключения к электросети? Вы знаете как собрать батарейку своими руками? Бывают ли квадратные мыльные пузыри? Все ли магниты притягивают металл? Сколько нужно завести детей, чтобы не платить за электричество? На самом ли деле йоги обладают сверхвозможностями или же все легко объяснить с помощью физики?! Обязательно приходите, и Вы сможете провести каждый из опытов своими руками! Еженедельно коллекция экспонатов будет обновляться, чтобы Вам всегда было интересно! Для самых любопытных помимо экскурсии приготовлены демонстрационные программы, в которых можно стать первооткрывателем физического закона или изобретателем интересного устройства.
2.2 Промышленные музеи
Музей нефтей
Западная Сибирь является кладовой нефти. Но достаточно ли мы знаем об этом полезном ископаемом? Например, какого цвета бывает нефть? Для непосвященных удивительно, что нефть – это не только черная, но и бесцветная, зеленая, коричневая, желтая, красная жидкость. К тому же каждый цвет имеет оттенки. Нефти различаются также и другими свойствами, например, текучестью: некоторые подвижные, как вода, другие столь вязкие, что остаются в сосуде, даже если его перевернешь. Но это только внешние признаки. Каждая нефть по-своему уникальна, у каждой свой отличающийся состав и свойства. Все это можно увидеть и о многом другом можно узнать, посетив Музей нефтей в Томске.
В настоящее время в Музее нефтей имеется три раздела – собственно экспозиционная часть, рабочее хранилище нефтей и база данных о химическом составе и свойствах нефтей.
В экспозиционной части представлены образцы нефтей, нефтевмещающих пород-кернов. Керны – это породы, поднятые из глубин земли на поверхность при бурении скважин. Глядя на эти довольно невзрачные камни продолговатой формы трудно себе представить, что нефть в земных недрах залегает не в виде нефтяных озер и рек, а размещается по породам и трещинам этих пород. Проделаем мысленный эксперимент. Представьте себе, что перед Вами одна тонна песка или глины. Вы выливаете в эту породу 2 или 3 литра нефти, равномерно перемешиваете, затем спрессовываете этот порошок в камень. И вот теперь перед Вами задача: извлечь эти несколько литров нефти из этой породы. Теперь становится понятно, почему из недр извлекается лишь 30-40 процентов нефти. Остальная нефть считается неизвлекаемой. Повышение нефтеотдачи пластов даже на один процент сулит многие миллионы тонн нефти дополнительно. К слову сказать, сотрудники Института научились увеличивать нефтеотдачу пластов.
Отдельной частью в музее нефтей экспонируются научные и практические достижения лабораторий Института в области химии нефти, повышения нефтеотдачи пластов, подготовке, транспортировке и переработке нефтей и по использованию нефтей и нефтепродуктов для решения различных научных и народнохозяйственных задач. В их числе технологические аспекты охраны окружающей среды: очистка воды, почвы и воздуха от нефтей и нефтепродуктов, очистка сточных вод от тяжелых металлов. Кроме того, приборы для научных исследований – плотномеры, микрокалориметры, вискозиметры, криостаты, термостаты, октанометры и другие. А также полезные продукты из нефти и отходов переработки нефти, угля, торфа – стабилизаторы, присадки, смазки, красители, флотореагенты, сенсибилизаторы, биологически активные вещества, мази и кремы, и многое другое.
Музей нефтей достаточно динамично развивается, пополняется коллекция образцов нефтей и кернов в хранилище, добавляются и обновляются экспонаты, увеличивается объем накопленной информации.
Музей деревянного зодчества
Музей деревянного зодчества – один из немногих музеев подобного профиля на территории Сибирского региона – знакомит своих посетителей с важными этапами в истории томского деревянного зодчества. Издавна дерево было на Руси самым доступным и демократичным строительным материалом, именно в постройках из дерева воплотились практический опыт и эстетические идеалы не одного поколения русских людей. Томская деревянная архитектура, в том числе и архитектурный резной декор, являющийся ее неотъемлемой частью, пройдя все этапы развития от архаичных построек до модерна, стала частью истории отечественной архитектуры.
Учитывая интерес к деревянной архитектуре, а также необходимость сохранения образцов деревянной домовой резьбы, создан и действует «Музей деревянного зодчества», в качестве отдела Томского областного художественного музея.
В мае 2009 года торжественно открыта Постоянная экспозиция музея.
Музей размещается в здании – памятнике деревянного зодчества федерального значения, представляющий один из ярких образцов модерна. Это бывший особняк гражданского инженера А. Д. Крячкова, внесшего значительный вклад в формирование архитектурно-художественного облика старинного Томска.
В залах музея представлена экспозиция в форме последовательного рассказа об истории деревянного строительства и развития архитектурного декора. В основе экспозиций лежит коллекция «Музея деревянного зодчества». Это многочисленные деревянные фрагменты домов, в основном наличники окон, пилястры, карнизы и другие образцы резного декора.
Вниманию посетителей предлагаются выставки работ мастеров по художественной обработке дерева. Кроме посещения экспозиции в музее читаются лекции о творчестве архитекторов губернского города, архитектурных стилях.
Принимаются заявки на экскурсии по городу.
Хорошей традицией стало проведение общественных конференций по проблемам сохранения культурного наследия. Сотрудники музея проводят консультирование по вопросам развития исторических зон города, деревянному зодчеству. Музейно-образовательные программы построены с учетом интересов и особенностей восприятия отдельных возрастных групп посетителей.
Томский музей леса
Томский музей леса основан в 1977 г. Его основание связано с именами ветеранов-основателей А. И. Цехановского, Ф. Г. Анисимова, В. П. Сыркина, А. Д. Изергина, А. И. Сальникова. В 1982 г. состоялось его официальное открытие для посетителей. В 1985 г. Министерством культуры РСФСР музею присвоено звание «народный музей». В 1990-е годы в силу сложной социально-экономической ситуации Музей леса Томской области оказался в плачевном состоянии – под угрозой закрытия. Однако благодаря настойчивости бывшего директора музея А. Сальникова и усилиям начальника управления лесами В. Серко, директорского корпуса лесхозов области музей был взят на баланс лесного хозяйства. Администрация Томской области, Федеральная служба лесного хозяйства оказали финансовую поддержку, и вскоре музей обрел новое помещение площадью 500 м2. В 1996 г., в канун профессионального праздника лесников, восстановленный музей был торжественно открыт. В 2005 г. был учрежден некоммерческий благотворительный фонд «Музей леса», оказывающий материальную помощь в содержании и развитии музея. Музей располагается в с. Тимирязевском Кировского района г. Томска. Парковая площадь музея составляет 0,4 га, экспозиционно-выставочная – 390 м2, в том числе муниципальная библиотека «Лесная» – 60 м2, фондохранилище, административно-хозяйственная часть – 50 м2. Музей насчитывает свыше 13 тыс. ед. хранения, в том числе научно вспомогательного фонда – более 5 тыс.
Источниками формирования фондов явились личные архивы основателей музея, дары лесхозов и леспромхозов Томской области.
Музей располагает 7 смотровыми залами, в которых собраны и экспонируются памятники истории лесного дела в Томске и Томской области. Это исторические реликвии, документы, ценные коллекции, лесохозяйственный инвентарь, инструменты и приборы. Главное направление в работе музея – содействие распространению в Обществе знаний о лесе – осуществляется через экскурсионную работу и устройство выставок.
В постоянной экспозиции основного фонда «Лес и его обитатели» представлены чучела животных леса – взрослый медведь, добытый охотниками маленький медвежонок, крупная кошка наших лесов – рысь, лисица, заяц-беляк и др., а также птиц, выполненные известными таксидермистами Афанасием Карепиным, Александром Сальниковым и Татьяной Волгиной. Зал «Лесоэксплуатация» насыщен макетами, инструментами, стендами, посвященными истории лесозаготовок. Из наиболее ценных экспонатов следует отметить образцы и изделия из окаменелого дерева, пролежавшего в земле около 250 млн. лет, коллекцию срезов древесных пород, гербарий лекарственных трав, собранных студентами кафедры ботаники Томского сельхозинститута на территории области, коллекцию семян деревьев и кустарников, коллекцию пороков древесины, чучела зверей и птиц (более 30 единиц); макеты: «Молевой сплав леса», «Лесной барак» 1947 г., погрузочная установка «Беличье колесо», «Вахтовый поселок», «Валочная машина», «Валка леса лучковой пилой», «Вывозка леса на газогенераторном тракторе»; коллекцию художественной резьбы по дереву, картинную галерею. Особую ценность в собрании музея представляют исторические документы: воспоминания ветеранов лесных отраслей, исторические фотографии, лесоустроительные карты, альбомы лесхозов Томской области, личные дела значимых работников лесной отрасли, материалы о деятельности ученых, работавших в томских лесах, фотокопии документов о создании Лесного департамента, указы Петра I о лесе, литература о лесе. Тематика экскурсий, проводимых сотрудниками музея, которых насчитывается всего 4 человека, весьма разнообразна: «История развития лесных отраслей области», «Лес и человек», «Охрана и защита леса», «Деревянное строительство», «Деревообработка», «Лес и здоровье человека», «Флора и фауна лесов Томской области». Эколого-образовательная работа с младшими школьниками представлена экскурсиями по темам: «Обзорная экскурсия» и «Лес живой». Здесь представлены интерактивные элементы – возможность погладить «деревянным утюгом», поиграть деревянной игрушкой, посчитать годовые кольца на спиле дерева. Для детей младших классов на широком экране демонстрируются мультипликационные фильмы о лесе и зверях. Культурно-образовательная и просветительская работа музея связана еще и с мероприятиями и памятными датами, приуроченными ко Дню Победы, Дню работника леса, Дню старшего поколения; проводятся юбилейные вечера заслуженных работников леса, тематические книжные выставки, игры и викторины, литературные гостиные. Совместно с муниципальной библиотекой «Лесная» и Центром социальной поддержки населения Кировского района г. Томска организованы и работают клуб старшего поколения «Тимирязевские встречи» и лекторий «Здоровье». Старшие школьники, учащиеся колледжей, студенты ТГУ, ТПУ, ТГАСУ, лесотехнического и коммунально-строительного техникумов посещают музей в рамках своих учебных курсов. Преподаватели и педагоги, сотрудники и руководители библиотек, школ, участники различных семинаров и конференций, семейные группы – постоянные посетители музея наряду с ветеранами и специалистами лесного хозяйства и лесной промышленности, гостями города.
Деятельность музея не ограничивается лишь «охранительной» функцией, присущей любому музею. Активное межкорпоративное сотрудничество, обмен культурным опытом – вот одни из составляющих элементов деятельности музея. Сотрудники участвовали в выставках малого предпринимательства в Технопарке, в VIII Международной выставке-ярмарке «Томская лесопромышленная ярмарка – 2005», на которой музею был вручен диплом конкурса «Сибирские Афины» за сохранение истории развития лесной отрасли Томской области и активное участие в выставке. В 2006 г. музей участвовал в IX Международной специализированной выставке-ярмарке «Лес, деревообработка, мебель» и также был награжден дипломом конкурса «Сибирские Афины» в номинации «Лучшая экспозиция», а в 2008 г. – дипломом «За активное участие в выставке» на 11-й межрегиональной выставке «Лес». В парковой зоне музея, кроме основной лесообразующей породы леса сосны, высажены 30 видов других древесных и кустарниковых пород: ель, пихта, кедр, лиственница, дуб, маньчжурский орех, липа и др. Готовится экспозиция лесозаготовительной, лесовосстановительной и лесоохранной техники.
2.3 Исторические музеи
Музей истории Томска
Музей археологии и этнографии Сибири
Музей основан будущим попечителем Западно – Сибирского учебного округа и строителем Сибирского университета профессором. В. М. Флоринским. Датой основания стало 6 декабря 1882 г.- день празднования 300-летия присоединения Сибири к России. К этой дате предпринимателем М. К.Сидоровым была преподнесена в дар музею первая крупная археологическая коллекция «тобольских древностей» художника С. К. Знаменского. Именно с момента поступления данной коллекции В. М. Флоринский начал отсчет истории музея. В 2002 г. музей отметил своё 120-летие. Ныне это самый крупный вузовский музей азиатской части России.
Музейные собрания по археологии, этнографии, истории, нумизматике, бонистике, фалеристике, медалистике, разделам изобразительных искусств и документальных источников на первом этапе и вплоть до начала 1920-х гг. формировались из частных пожертвований представителей самых разных слоев населения Сибири и европейской части России, из коллекций расформированных музеев Сибири и отдельных приобретений университета. В советский период на ранее заложенной основе сложился фонд, насчитывающий сегодня около 300 000 единиц хранения, что составляет более половины музейного фонда Томской области.
Археологические коллекции, собранные с конца 19 по начало 21 вв. на территории Скандинавии, Причерноморья, Приуралья, Западной, Средней и Южной Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, Монголии содержат изделия обслуживавшие духовную и бытовую сферы жизни древних и средневековых культур обширного региона. Наиболее ранние экспонаты относятся к древнекаменному веку. Их возраст определяется в десятки тысяч лет. Подлинным украшением палеолитического собрания стал бивень мамонта, покрытый гравированными изображениями. Подобные находки единичны и являются гордостью самых крупных музеев мира.
Многие из археологических экспонатов являются самостоятельными произведениями декоративно-прикладного искусства, другие предметы богато украшенными художественными изображениями. Это миниатюрная каменная пластика новокаменного века и эпохи бронзы – скульптурные изображения человеческих личин, фигурка медведя, каменные пластинки с гравированными изображениями, резные плиты из камня некогда украшавшие стены китайских крепостей и глазиурованные цветными эмалями изразцы среднеазиатских миноретов. Богато орнаментированная затейливыми узорами глиняная посуда демонстрирует изысканный вкус и неограниченные художественные возможности древних мастеров Евразии.
В коллекции из Ростовскинского могильника 14-13 вв. до н.э. хранятся уникальные в художественном отношении предметы бронзового вооружения – кривой боевой нож и топор-кельт. Навершие рукояти ножа венчает объемная скульптура лыжника, влекомого лошадью. На поверхности топора кроме геометрического узора запечатлен горный баран.
Невероятно разнообразны в своем племен лесной зоны Западной Сибири. В музее хранятся изделия кулайских и релкинских мастеров, работавших с середины первого тысячелетия до н.э. по 10 век новой эры. Среди них изображения людей, животных, птиц зачастую переплетающихся в сложные композиции с мифологической семантикой. Реальное и ирреальное в этих бронзовых отливках тысячелетней давности логично сочетается и отражает те первобытные представления древних сибиряков, которые регламентировали и определяли их повседневную жизнь.
Собрания предметов бытового и ритуального назначения дополняются художественном воплощении предметы относимые к скифо-сибирскому звериному стилю. Богатейшие собрания тагарских и таштыкских памятников середины-конца первого тысячелетия до н.э. из Хакасско – Минусинской котловины в полной мере демонстрируют этот стиль в нашем музее. Отголоском на скифоидные медно-бронзовые изделия стали стилистически вполне самостоятельные культовые изображения массой украшений одежды и традиционной бижутерией, изготовленной из рога кости, полудрагоценных и поделочных камней, пастовидного стекла и цветных металлов. Большинство экспонатов отличаются высокохудожественными достоинствами и сложной техникой производства. В археологическом фонде музея хранится ряд "кладов" эпохи раннего железа и средневековья, которые первоначально составляли набор приношений на места поклонения родовым и племенным божествам. Среди пожертвований оружие, культовая бронзовая пластика и ритуальные предметы. Елыкаевский клад насчитывает около 200 экспонатов и представляет собой крупный комплекс из культовой практики сибиряков начала – середины первого тысячелетия новой эры.
Музей истории пожарной охраны
На площади Ленина, 15, в бывшем здании пожарной части № 1, располагается уникальный музей – Музей истории пожарной охраны МЧС России по Томской области, открытие которого состоялось 30 апреля 2009 г. и было приурочено к 360-летию Российской пожарной охраны.
Музей не просто знакомит с историей пожарного дела, но и способствует сохранению традиций пожарной охраны, передаче их из поколения в поколение, учит томичей, как защитить от огня свою жизнь и имущество. Деревянный Томск всегда был пожароопасным: дома и дворы, настилы через уличную грязь, мостики через ручьи и канавы – все из дерева. Чтобы жить относительно спокойно в таком сложном по природно-климатическим показателям краю, надо обогревать жилище. Люди и огонь – очаги и свечи, лампады – всегда рядом в опасном соседстве. А потому пожары были вечной напастью. XVII-XVIII вв. явились временем небывалого научно-технического прогресса. Большие успехи науки позволили достичь значительных результатов и в создании пожарно-технического оборудования. Начиная со второй половины XVIII в. появляется техника, изменившая тактику и способы борьбы с огнем. Меняется и облик пожарных формирований. Начинается период повсеместного образования профессиональных команд. Экспозиция музея занимает 2 этажа, которые содержат фото- и видеоматериал, интересный взрослым и детям. Пожарное оборудование, представленное в экспозиции музея, отображает эволюцию развития пожарной техники: от устаревших образцов техники, относящихся к началу прошлого века, до современного оборудования. Музейная коллекция собиралась по всем подразделениям области. Посетители выставки имеют возможность узнать о работе современной пожарной охраны, наглядно изучить основные причины пожаров в жилых домах, на предприятиях и в учреждениях, а также ознакомиться с эффективными средствами и способами пожаротушения. Здесь можно не только услышать рассказ экскурсовода, рассмотреть модели пожарных автомобилей прошлого века, пожарной каланчи с дозорным, конно-бочечного хода (телега, насос, кучер), но и примерить дореволюционную каску и даже позвонить в колокол, с помощью которого раньше предупреждали о пожаре.
В первом зале представлены материалы по истории создания пожарной охраны в России, Томской пожарной охраны, ручные пожарные насосы, пожарные каски 1912 г., времен Великой Отечественной войны, 1950-х годов и современные их аналоги, спусковой пожарный столб в натуральную величину. Второй зал порадует посетителей картинами томского художника В. Мухаметшина, на которых изображены реальные люди, служившие в пожарной охране города. Зал оснащен пожарно-техническим оборудованием, настенным стендом, повествующим о структурных подразделениях пожарной охраны области; стендом, посвященным участникам Великой Отечественной войны, ветеранам, достойно продолжающим трудиться на огненном фронте в послевоенное время; экспонатами и фотографиями, дающими представление о развитии пожарно-прикладного спорта в Томском гарнизоне пожарной охраны.
За время существования музея количество экспонатов значительно увеличилось, с расширением площадей в музее готовится несколько новых экспозиций – в реконструируемой русской избе совсем скоро можно будет ознакомиться с бытом томских пожарных, а на постоянное хранение в музей будут переданы автомобиль «Урал», ЗИС-5 1957 г. выпуска и пожарная автолестница. Тематика экскурсий охватывает широкий спектр направлений: от истории создания пожарной охраны на рубеже XVII-XX вв. до популяризации профессии пожарного и углубления знаний в области пожарной безопасности.
2.4 Музеи – тюрьмы
Мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД»
Музей расположен в подвальном помещении здания по пр. Ленина 44, в котором с 1923 по 1944 годы находилась внутренняя тюрьма Томского городского отдела ОГПУ-НКВД. Территория, прилегающая к зданию, служила внутренним двором тюрьмы, где в настоящее время расположен Сквер Памяти. В 1992 – 2004 гг. здесь были установлены памятники жертвам политических репрессий на Земли Томской. В настоящее время музей и Сквер Памяти представляют собой единый историко-архитектурный мемориальный комплекс, занимающий заметное место в музейном и архитектурно-историческом пространстве Томска.
Постоянная экспозиция музея включает реконструированный тюремный коридор и камеру для подследственных заключенных, интерьер кабинета следователя. В четырех залах музея (бывших камерах) расположены такие разделы постоянной экспозиции, как «Хроника репрессий на Томской земле», «Большой террор», «Расстрельный крест», «Белостокская трагедия», «ЧСИРы», «Их трагические судьбы», «Судьба священника», «Колпашевский яр», «ГУЛАГ и спецпересенцы Нарымского края», «Подземный тюремный тоннель», оформленный скульптурной композицией «Уходящий в небытие», а так же персональные стенды с биографическими материалами и документами поэта Н. А. Клюева, философа Г. Г. Шпета и др. Среди экспонатов – копии и подлинные документы следственных дел, фотоальбомы, вышивки, картины, рисунки, игральные карты, поделки из дерева и камня, изготовленные в лагерях и ссылках. В структуре музея существует также выставочный зал, на базе которого регулярно организуются и проходят тематические выставки, презентации, просмотры документальных видеофильмов, собрания краеведов и историков, встречи со студентами и жителями Томска. При музее работает библиотека, формируется видео и фото архив, коллекция архивных документов и публикаций в периодической печати, позволяющие посетителям музея и исследователям глубже и полнее изучить некоторые трагические периоды российской истории.
Музей располагает электронным банком данных почти на 200 тысяч человек, прошедших за годы Советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и троек, раскулачивания и массовых депортаций народов.
Музей участвует в реализации совместных проектов по увековечиванию памяти жертв политических репрессий с национально-культурными обществами Томской области, архивами, Международным Обществом «Мемориал», Центром им. А.Д. Сахарова и другими государственными и общественными организациями.
Музей оказывает методическую и информационную помощь различным музеям Томска и области. Сотрудники работают над изданием сборников архивных документов серий «Из истории земли Томской» и «Архивы Сибири. Под грифом "секретно"», принимают участие в организации и проведении тематических конференций и семинаров в Томске, России и за рубежом.
Глава 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МУЗЕЕВ ГОРОДА ТОМСКА
На протяжении почти всего ХХ в. культура в нашей стране была встроена в систему государственной политики. Важнейшими направлениями ее были повышение культурного и образовательного уровня населения, но также и его идеологизация. Это обеспечивало целенаправленность политики в области музейного дела и определяло систему управления государственными музеями страны.
Данная система базировалась на государственном планировании развития культуры, централизованном финансировании, в том числе музейной отрасли, и была ориентирована на вертикальное управление. Она определяла взаимные обязательства музеев и органов власти, правовое положение музеев, взаимоотношение государственных музеев всех уровней, независимо от профиля и юридической подчиненности.
На рубеже 90-х гг. большие надежды возлагались на общественные организации, способные в определенной степени поддержать государство в конкретном проведении музейной политики. Однако надежды на то, что гражданское общество, только начавшее формироваться, найдет средства и возможности для развития культуры, оказались тщетными.
В период начала демократических реформ основными приоритетами культурной политики государства стали сохранение исторического и культурного наследия народов России, обеспечение доступа граждан к его использованию в непредвзятом виде и развитие национальных культур народов России (концепция развития культуры до 1999 г.). В соответствии с этой концепцией были приняты "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992 г.) и затем Закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (1996 г.). Согласно этим документам Музейный фонд Российской Федерации определен как неотъемлемая часть культурного наследия народов нашей страны.
В Законе 1996 г. Музейный фонд Российской Федерации был разделен по видам собственности: государственная, муниципальная и частная с самостоятельным управлением каждой из этих частей. Однако механизм взаимодействия центральных и местных органов до сих пор до конца не проработан. Основное внимание Министерство культуры РФ сконцентрировало на сохранении, поддержке и государственном контроле над Музейным фондом страны, обеспечении деятельности музеев федерального подчинения, методическом обеспечении деятельности музеев, находящихся в подчинении органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также иных негосударственных музеев.
Трудное финансовое положение музеев, приводит к тому, что целевые программы развития музейного дела в стране не выполняются или выполняются слишком медленно. В том числе программы по безопасности музеев и ремонтно-реставрационным работам, по централизованному пополнению государственной части Музейного фонда, программы стажирования, переподготовки и повышения квалификации кадров и др.
Сегодня музеи столкнулись со следующими негативными моментами:
отсутствием твердой правовой защищенности их коллекций и имущества;
совершенно недостаточным государственным финансированием при незначительном объеме других источников доходов;
информационной изоляцией;
слабым методическим обеспечением основных видов деятельности музеев;
не разработанностью важнейших нормативных документов, регулирующих учет и сохранность музейных коллекций, даже само вхождение этих коллекций в государственный музейный фонд.
Все это приводит к тому, что музеи поставлены в почти полную административную и финансовую зависимость от местной власти. Музеям не хватает средств на содержание зданий, на пополнение и охрану своих фондовых коллекций, на информационное обеспечение, на развитие научной деятельности, на приобретение оборудования, повышение квалификации кадров и пр. В поисках средств музеи вынуждены обращаться к различным фондам и спонсорам. Как известно, спонсоров в нашей стране еще недостаточно, среди фондов наиболее активны иностранные. Однако они направляют свои усилия не на сохранение российской культурной традиции, а толкают музеи к коммерциализации и массовой культуре.
При определении приоритетных направлений музейной деятельности учитываются современные тенденции развития музеев, прежде всего: возрастание роли музеев в сфере образования за счет активного использования уникальной предметной среды музейных экспозиций; активное внедрение в работу музеев информационных и коммуникационных технологий; внедрение интерактивных форм работы и, как следствие, рост значения образно-эмоциональной и досуговой составляющих работы с посетителем; выход музеев на новые перспективные рынки: информации, культурного туризма, рекреации и др.; создание музейных центров, демонстрирующих примеры формирования качественно нового пространства коммуникации и производства новых идей; появление новых технологий, механизмов и организационных форм, позволяющих обеспечить сохранность музейных предметов и коллекций при одновременном расширении их доступности для посетителей; выработка новых подходов к управлению, финансированию и организации работы музеев; развитие музеев как комфортной среды путем приоритетного развития инфраструктуры приема посетителей. Концепция направлена на: превращение музейной деятельности в значимый фактор социального и экономического развития; укрепление единого культурного пространства России на основе сохранения духовно-нравственных ценностей и исторических традиций; обеспечение максимальной доступности культурных ценностей для широких слоев населения; обеспечение инновационного развития музейного дела, внедрение в музейную практику современных информационных технологий; возрастание роли музеев в системе культурно-познавательного туризма и развитие музейно-туристического потенциала регионов России; повышение социального статуса работников музеев; совершенствование организационных и правовых основ деятельности музеев; эффективное расходование бюджетных средств в музейной деятельности; активное использование собственных доходов и привлечение спонсорских и благотворительных средств.
Музей в системе образования
Образовательная деятельность – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений музейной работы. Она формируется как система взаимодействия музея и аудитории, включающей людей разных возрастов и профессий, находящихся в процессе так называемого «обучения в течение жизни». Спрос на информацию и образовательные услуги позволяет выстроить систему музейной коммуникации, отталкиваясь непосредственно от позиции и предпочтений посетителя, влиять на формирование у посетителей ценностного отношения к природному, историческому и культурному наследию города, округа, региона, страны. Главным содержанием модернизации музея становится изменение роли человека в музейной сфере. Из посетителя-потребителя он превращается в полноправного участника, соратника и партнера. С этим связана идеология «открытого музея», строящего свою работу на базе развития интерактивных форм, соавторства и сотворчества. Музей не просто транслирует посетителям свои знания и ценности с позиции авторитетного института, но, получая от 6 публики отклики, мнения, информацию, идеи, использует их в своей деятельности. Постепенно музей становится необходимым элементом социума, к которому каждый может обратиться за удовлетворением потребности в знаниях, впечатлениях и общении. Музей обладает возможностью передачи знаний через непосредственный контакт с подлинником, что превращает его в уникальную образовательную среду, превосходящую по своим качествам школьный класс или вузовскую аудиторию. Не являясь формально образовательным учреждением, музей выступает в качестве постоянного партнера учебных заведений всех уровней, реализуя разнообразные проекты в сфере основного и дополнительного образования, или самостоятельно разрабатывает и предлагает образовательные услуги в области науки, искусства, музейного дела и творческих индустрий. В самом музее формируется особое образовательное пространство, одна из основных целей которого – мотивировать посетителя любого возраста на самостоятельное и увлекательное добывание знаний. Образовательная деятельность музеев должна развиваться по пути интеграции с системой начального, среднего и высшего образования. Необходим существенный количественный и качественный рост музейных программ, предназначенных для различных групп населения, и направленных на патриотическое, эстетическое, экологическое просвещение и воспитание; гуманитарное, естественно – научное и техническое образование. Образовательная деятельность музея должна вестись в разных формах, начиная с непосредственного контакта музейного педагога с публикой, и заканчивая организацией особой среды музейной коммуникации. Используя разнообразные информационные каналы, музей должен обращаться к широким группам аудитории за пределами своих стен, транслируя ценности, передавая знания, провоцируя на размышления и инспирируя новые идеи. Важнейшим направлением является разработка цифровых ресурсов на основе собраний музеев и организация доступа к ним граждан как посредством сети Интернет, так и через создание, развитие и методическую поддержку музейных информационных центров. При создании многоуровневой системы доступа к информации необходимо идти от общих форм ее подачи для основной массы посетителей к детальной и специализированной информации, отвечающей индивидуальным потребностям разных людей. Музеи как центры просвещения и инициаторы культурных, социальных, экологических и других проектов, будут содействовать повышению образовательного уровня населения.
Музей как фактор повышения качества жизни
В связи с ростом значимости культурных факторов развития наблюдается повышение роли музеев в социально – культурном пространстве страны. Современная ситуация открывает новые возможности для взаимодействия музеев с локальными сообществами, бизнесом и органами власти. Результатом становится выработка понимания культуры как ресурса развития территории и прямое влияние музеев на качество жизни в таких областях как доступ к культурным благам, коммуникация в социуме, организация досуга, уровень образования. В небольших населенных пунктах музей, особенно крупный, федерального или регионального подчинения, нередко становится «градообразующим предприятием» и его социальные функции должны получить дальнейшее развитие. Налаживание жизни на окружающей территории, предоставление рабочих мест, социальная защита, внедрение в повседневную практику новых стандартов и технологий – вот далеко не полный перечень направлений работы, которые призваны сформировать особые отношения между учреждением культуры и средой его функционирования. Форма взаимодействия в каждом случае будет зависеть от статуса музея и особенностей его местоположения. Музеи, расположенные в малых городах или сельских поселениях, должны стать и уже становятся для местных жителей не только важным каналом доступа к культурным благам, но и проводником культурных инноваций, стандартов стиля и образа жизни. В крупных городах музеи участвуют в формировании новых пространств культуры или активно включаются в уже сложившиеся. В современной цивилизации досуга музеи должны выйти на новый уровень формирования музейного предложения по охвату аудитории, тематике, формам, действуя в направлении расширения и усиления своего присутствия в жизни общества и каждого человека. Музеи могут и должны внести существенный вклад в повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Одним из важнейших векторов развития музеев становится организация в его стенах пространства коммуникации для представителей различных социальных, культурных, этнических и конфессиональных групп общества. Предоставляя возможности для конструктивного диалога и выражения различных позиций, музей превращается в существенный фактор развития гражданского общества. Музеи способны оказать значительное влияние на решение проблемы формирования локальной и региональной идентичности. Российские музеи, как в малых, так и в крупных городах, должны включиться в процесс культурной адаптации мигрантов и социализации неблагополучных членов местного сообщества.
Музей как пространство многоуровневой коммуникации
В ближайшие годы можно уверенно прогнозировать значительное нарастание объемов быстро и постоянно обновляемой информации во всем спектре музейной деятельности. Музей как источник информации должен приблизиться к потребителю, и его развитие как уникального пространства многоуровневой коммуникации должно оформиться в особое направление деятельности. Музеи находятся на пороге открытия новых форм обращения с информацией, и всё, что мы наблюдаем сегодня (музейные информационные центры, электронные экспозиции, музейные приложения для мобильных устройств, представительства в Интернете и др.) – по сути дела, лишь первые шаги в указанном направлении. В ближайшие годы эта деятельность получит дальнейшее развитие. В будущем степень включенности музея в информационные и коммуникационные процессы – региональные, национальные и мировые – во многом будет определять его роль, значимость и эффективность. Музеям, желающим активно участвовать в жизни общества, необходимо научиться правильно распоряжаться накопленной информацией для эффективного достижения собственных и социально значимых целей. Предметная среда музеев с ее особой атмосферой является одновременно пространством, условием и поводом для коммуникации. Имеются все предпосылки для того, чтобы музеи заняли значимое место в современных информационных процессах, а информационные технологии стали важным инструментом продвижения музея, завоевания и расширения музейной аудитории. Помимо сайтов, совмещающих статьи, изображения, электронные каталоги, видео- и аудио- ресурсы, музеям необходимо расширять свое присутствие в социальных сетях и участие в различных Интернет – проектах. В условиях нарастания медийной составляющей в работе музеев необходимо грамотное управление информацией, неотъемлемой частью которого должны стать стратегическое планирование и выработка каждым музеем собственной информационной политики.
Научно-исследовательская деятельность музеев
Деятельность любого музея прямо или косвенно опирается на научные изыскания. В ближайшие годы необходимо качественно изменить положение научной деятельности в музеях, обеспечив ее опережающее развитие. Особая роль в этом процессе принадлежит федеральным музеям, на базе которых должны существовать научные и методические центры различного профиля. Приоритетным направлением остается научное изучение музейных предметов и коллекций, а дальнейшая специализация музейных исследований должна проходить на основе соблюдения баланса между фундаментальной наукой и прикладными разработками. Наряду с научным поиском в рамках профильных дисциплин, который ведут крупнейшие музеи, необходимо стимулирование исследовательских работ с выраженной музейной спецификой в диапазоне от технологий хранения и реставрации до концептуального проектирования. Для исследования и обработки музейных коллекций музеям целесообразно привлекать ученых из научных институтов и вузов. Особое значение имеет практическая реализация идеи музея, открытого для исследователей. Обслуживание запросов внешних исследователей – от маститых ученых до студентов – следует рассматривать как важнейшую функцию музея. Только при этом условии можно будет наладить постоянное взаимодействие с представителями академической и прикладной науки, добиться эффективного использования результатов их исследований в музейной работе. Открывая себя для внешних исследователей, музеи должны предоставлять каждому из них соответствующие возможности, включая доступ к базам данных описаний и изображений предметов, документальным источникам, библиотекам, организацию пространства для работы. Важнейшей составляющей научно-исследовательской деятельности музеев должна стать популяризация ее результатов, подразумевающая сокращение дистанции между научными открытиями и их музейным использованием. Накопленная музеями научная информация должна стимулировать интерес к научному поиску у молодежи и содействовать разработке проектов в различных областях науки, техники и культуры.
Экспозиционно-выставочная деятельность
Экспозиционно-выставочная деятельность российских музеев вошла в стадию коренных преобразований, которые продолжатся в ближайшие годы. Заметный прорыв в этой сфере стал возможен благодаря внедрению новых технологий и использованию накопленного опыта концептуального и художественного проектирования. Создание новых экспозиций должно планироваться и во всех случаях подкрепляться соответствующими капиталовложениями в проектирование и реализацию экспозиционных решений. Выставочная деятельность является одним из стратегически значимых видов музейной деятельности. В ближайшие годы необходимо существенно повысить объем музейно-выставочной деятельности внутри страны за счет организации выставок крупнейших российских и иностранных музеев в разных регионах нашей страны, в том числе в малых городах. В качестве приоритетных направлений развития выставочной деятельности следует рассматривать: создание в российских регионах высокотехнологичных выставочных пространств; реализацию масштабных выставочных проектов, способствующих развитию межкультурного диалога в рамках Содружества независимых государств и упрочению положительного имиджа Российской Федерации на международной арене, а также направленных на знакомство отечественных посетителей с памятниками мировой культуры.
Новые технологии музейной деятельности
Внедрение новых технологий в жизнь музея заметно повышает уровень требований, прежде всего, к базовым направлениям работы – фондово-хранительской, экспозиционно-выставочной и образовательно- просветительской. Технологизация выступает как одно из ведущих направлений модернизации музеев и важнейший инструмент достижения стратегических целей развития. По мере усложнения социальной среды функционирования музеев всё большая роль будет отводиться PR-технологиям, файндрейзингу, позволяющему разнообразить источники финансирования, и технологиям партнерства. Именно система многопланового партнерства становится базой для освоения новых технологий, которые в свою очередь порождают новые специальности и компетенции. Одновременно в музеях идет процесс накопления собственных технологий, таких как технологии обеспечения безопасности, хранения, атрибуции, консервации, реставрации и реконструкции; технологии культурной коммуникации, научной и художественной интерпретации; технологии научной и художественной экспертизы; технологии гостеприимства, организации событий и музейно-педагогических программ; арт-терапии; технологии средового, экспозиционного и выставочного дизайна и другие. Дальнейшее распространение должны получить комплексные технологии, уже зарекомендовавшие себя в практической работе музеев: визит – центры, сервисные центры, «живые деревни», археологические деревни, детские музеи, виртуальные музеи, арт-резиденции и др. Внедрение новых технологий призвано поддерживать спрос на музейные услуги и содействовать выравниванию технологического уровня музейной деятельности музеев разного уровня. В этой же роли выступают и музейные проекты, в ходе реализации которых не только отрабатываются новые технологии, но и складывается контингент сотрудников, способных в дальнейшем обеспечить технологический прорыв в различных направлениях музейной работы.
Стандарты музейной деятельности
Особое значение для развития отрасли имеет разработка стандартов музейной деятельности, учитывающая мировой опыт в этой области. Стандарты представляют собой рекомендуемые ориентиры, необходимые для повышения качества деятельности музейных работников и ее оценки. Разработку профессиональных стандартов следует вести по ряду направлений. В первую очередь, должно быть сформулировано понятие «квалифицированной музейной работы» и дан перечень музейных профессий с кратким описанием требований к уровню базового образования, квалификации и навыкам. Затем должны быть сформированы общероссийские стандарты и требования к музейной деятельности, разработаны критерии оценки эффективности деятельности музейных работников с учетом профиля и типа музеев, создана система управления качеством внутри музея, внедрены механизмы систематической оценки деятельности музея или отдельных направлений его работы, ориентированные на современные запросы и решение долгосрочных задач по сохранению культурного наследия. Поскольку результатом деятельности музеев является воздействие на музейную аудиторию и общество в целом, следует учитывать наряду с выполнением ими институциональных функций их способность производить наиболее качественные продукты и услуги при оптимальном использовании ресурсов. На основе стандартов должны быть определены критерии эффективности музейной деятельности. Они должны учитывать ее специфические особенности и разрабатываться на основе рекомендаций музейного сообщества с учетом российского и мирового опыта. В основу критериев должны быть положены не количественные показатели, а качество осуществления музейной деятельности, прежде всего в рамках государственного заказа. Необходимо разработать критерии, позволяющие оценивать экономическую успешность музея не по непосредственной прибыли, а по увеличению туристического потока, количеству привлеченных в регион инвестиций, степени известности территории. Системы контроля качества должны быть дифференцированы и учитывать профиль и тип музея, особенности музейных собраний, условия функционирования организации и местную специфику. Необходимо также разработать и внедрить в установленном порядке обязательные минимальные требования юридического и технического характера (стандарты, технические регламенты и др.) к параметрам фондохранилищ, хранительскому и экспозиционному оборудованию, к техническим средствам и технологиям, используемым для обеспечения безопасности музейных предметов и информации о них.
Проектирование и создание новых музеев
В последние годы в России наблюдается значительный спрос на новые музеи и экспозиции, проекты музеефикации памятников архитектуры, концепции реконструкции и модернизации уже существующих музеев, что свидетельствует о повышении интереса к музеям в обществе. Одновременно повышаются требования к процедуре и технологии производства таких работ, появляется необходимость внедрения в массовую практику музейного проектирования как специализированного вида музейной деятельности. Создание или реконструкция (модернизация) музея должны начинаться с разработки музейной концепции. На основании музейной концепции разрабатываются технические задания на архитектурное проектирование и проектирование систем обеспечения сохранности, безопасности, хранительского контроля, инженерных коммуникаций. Процессы архитектурного проектирования и строительства должны идти параллельно с музейным проектированием (сценарий, художественная концепция экспозиции, концепция технического обеспечения здания, и др.), а также инженерным проектированием (системы климатизации, освещения, хранительского контроля, безопасности, инженерные коммуникации и др.) и должны быть пройдены и согласованы между собой до начала прокладки инженерных коммуникаций. Как показывает российский и мировой опыт, именно такая процедура создания новых и реконструкции (модернизации) существующих музеев и экспозиций позволяют избежать неэффективного расходования финансовых и иных ресурсов и заложить основу для успешной работы музея в будущем.
В текущем году Губернатор Томской области провел совещание, участники которого обсудили концепцию создания в Томске музея науки и техники. Новый музей будет построен с нуля, там, где он должен быть – на набережной, недалеко от корпусов наших университетов.
Был объявлен международный конкурс, участие в котором планируют принять не только российские компании, но и архитекторы из Франции и Италии. Специалисты ТГАСУ ведут инженерные изыскания на месте строительства, результаты которых будут направлены на госэкспертизу.
В работе над концепцией музея науки и техники приняли участие не только томичи, но и эксперты из Санкт-Петербурга и Австрии. Главная идея музея – «Наука для человека», он будет ориентирован на разные возрастные группы и, помимо экспозиционных залов, включит в себя шесть открытых действующих лабораторий шести томских университетов.
Задача нового музея – чтобы томичи и гости города, побывав в музее, влюблялись в науку, знали достижения томских учёных, стремились к знаниям. Музей должен быть интересен от детсадовца и студента до научной элиты и людей из самых разных сфер. Поэтому уже на этапе работы над эскизами архитектурных решений необходимо учесть философию музея, его «начинку».
Кадровое обеспечение
Будущее российских музеев непосредственно зависит от решения задачи обеспечения музейной отрасли квалифицированными кадрами. Остро не хватает музейных специалистов всех профилей. В ближайшее время необходимо привести систему подготовки и переподготовки специалистов в соответствие с потребностями современной музейной деятельности. Наряду с укреплением кадрового состава музеев профильными специалистами – историками, искусствоведами, биологами и т.д. – в музей должны быть привлечены люди, обладающие знаниями и навыками менеджмента и маркетинга. Растет потребность в специалистах, обладающих новыми для музея компетенциями: туроператор, социальный технолог, менеджер проектов. Важным фактором, способствующим привлечению в музеи высококвалифицированных специалистов, должно стать увеличение средней заработной платы музейных работников до уровня не ниже средней в соответствующем субъекте Российской Федерации. Одной из мотиваций для сохранения квалифицированных кадров отрасли может стать введение доплат музейным сотрудникам, имеющим научные степени кандидатов и докторов наук. Наряду с традиционной вузовской подготовкой музейных специалистов, одним из важных путей должно стать приобретение послевузовской музейной квалификации. С переходом России на новые стандарты образования такой подход может быть реализован через магистратуру. Важную роль в росте профессионального уровня музейных работников призвана сыграть государственная поддержка повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В практику следует ввести: профильные стажировки в крупнейших отечественных музеях; грантовую поддержку командировок музейных сотрудников для изучения зарубежного опыта. Следует развивать сложившуюся систему подготовки реставраторов. Необходимо восстановление Государственной комиссии по аттестации реставраторов, существовавшей при Министерстве культуры Российской Федерации.
мемориальный музей томск
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сказать, что музеи играют немаловажную роль в социокультурной жизни общества. Музеи принадлежат к трансляционной сфере культуры, функция которой – передача культуры в форме информации от поколения к поколению, от человека к человеку, группе, обществу. Одна из главных задач музеев – документирование, выявление музейных объектов, которые могут служить своеобразным документом, свидетельством, удостоверяющим реальность и выступающим таким образом носителем исторической памяти. Коммуникационные возможности музеев связаны с их способностью передавать информацию с помощью реальных предметов, они позволяют произвести ценностное осмысление природы, истории и культуры, ориентироваться в историческом и культурном процессе, поэтому музей можно с полным основанием считать уникальным и значимым социально-культурным явлением.
Уровень и постановка музейного дела в стране свидетельствует об общем культурном уровне народа, о том, как относятся граждане страны к своему прошлому, какими достижениями своей культуры дорожат и гордятся.
Каким будет музей в новом веке? Где его место в новом социокультурном контексте? В контексте, обусловленном победой информационных технологий и экологическими катастрофами, глобальными сдвигами в общественном сознании и утерей традиционных культурных ценностей? В поисках ответов на эти вопросы следует опираться на историю музейного дела России, достижения и провалы музейной теории и практики прошедшего времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Сапанжа О. С. Современный художественный музей: на службе человечеству или человеку? <http://ec-dejavu.net/m-2/Museum.html> В поисках музейного образа: Материалы науч. конф. СПб, 2007. С. 6-17.
2.Lexikon der Kunst, Karl Müller Verlag, 1998 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1998>.
.W. Prinz, Die Entschtehung der Galerie in Frankreich und Italien, Berlin <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD>, 1970 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1970>.
.Hudson K., A Social History of Museums, London <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD>, 1975 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1975>.
5.Криворученко В. К. Музеи политической истории: проблемы прошлые и современные <http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/6/Krivoruchenko_Museums/> [Электронный ресурс] // журнал «Знание. Понимание. Умение <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5._%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5._%D0%A3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>». – 2010. – № 6 – Электрон.версия печат. публ. – URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/6/Krivoruchenko_Museums/ (дата обращения 06.12.2014).
.Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – РУССКОЕ СЛОВО-РС, 2003. – 536 с. – ISBN 5-94853-099-X <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F:%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3/594853099X>.
.Музеи Томска и Томской области [Электронный ресурс] // Томский музей леса – URL: <http://museumstomsk.ru/details/tomskiy-muzey-lesa.html> (дата обращения 07.12.2014).
.Зайцева Г. А. Будущее общественных музеев в России [Электронный ресурс] – URL: http://lib.icr.su/node/847 (дата обращения 09.12.2014).
.Соколов А. С. Перспективы развития сети музеев-усадеб и музеев-заповедников как объектов культурного наследия России [Электронный ресурс] – URL: http://centrecp.narod.ru/yaspol-sokolov.htm (дата обращения 10.12.2014).
.Музеи Томска и Томской области [Электронный ресурс] // Музей занимательных наук «Склад ума» – URL: http://museumstomsk.ru/details/muzey-zanimatelnyh-nauk-sklad-uma.html (дата обращения 11.12.2014).
.Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
.Институт химии нефти [Электронный ресурс] // Музей нефтей – URL: http://oilmuseum.ipc.tsc.ru/exp/ (дата обращения 11.12.2014).