- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 41,07 kb
Традиции празднования Ивана Купалы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ СЕРВИСА, МОДЫ И ДИЗАЙНА
КАФЕДРА ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНО-РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Традиции и культуры питания народов мира»
на тему: «Традиции празднования Ивана Купалы»
Студент
Гр. ЭТ-08-01
Садаев А.Г.
Владивосток 2010
Содержание
Введение
1. Историческое развитие праздника – отражение быта и веры.
1.1 Празднование Ивана Купала до крещения Руси
1.2 Рождение Иоанна Крестителя в день летнего солнцестояния
2. Купальские символы в обрядах и таинствах
2.1 Вода – очищающее начало
2.2 Живая сила огня
2.3 Травы
2.3.1 Царь цвет – папоротник
2.3.2 Венок
3. Приметы и гадания
3.1 Приметы
3.2 Гадания
4. Традиционный стол
5. Празднование «Ивана Купала» в ближнем зарубежье
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Развитие внутреннего и международного событийного туризма в настоящее время – первоочередная задача любого государства, желающего восстановить и сохранить свою истинную культуру. Стремление современного человека к новым ощущениям, впечатлениям и знаниям требует от него погружения в культурную среду, отличную от его обыденной жизни. В поисках удовольствий туристы путешествуют за тысячи километров, чтобы хоть на мгновение прикоснуться к иностранному мировоззрению. Россия может удивить своей культурой любого даже самого искушённого туриста. Древние национальные праздники служат мощным инструментом для формирования высокого спроса, как на внутреннем, так и на международном туристском рынке. В нашей стране происходит возрождение традиций празднования Ивана Купалы, что привлекает множество зрителей.
Летнее солнцестояние – самый заметный из моментов года и с ним связано множество событий, которые невозможно оставить без внимания. Например, заканчивалась пора посевных, появлялись первые ростки посевов, расцветало множество ярких летних цветов и, наконец, приходил самый длинный день и наступала самая короткая ночь в году. Для того. чтобы понять значение этого праздника для разных культур и народов, необходимо разностороннее исследование.
Начнём с того, что история «макушки лета» уходит корнями в тысячелетия. В истории практически любой культуры: Индоарийской, Индоевропейской, Славянской и пр. сохранился мощный мифологический пласт, посвящённый летнему солнцестоянию. Но отметим, что Купала является самым архаичным праздником, сохранившимся на территории славянских народов. Так в Украине, опираясь на археологические исследования, Купайло отмечали ещё три тысячи лет назад. В некоторых регионах прибалтийских стран находят символы Купалы, датируемые 4-6 тысячелетиями до н. эры. Многие учёные эзотерики считают Купало основой славянского мировоззрения. Историки отмечают значительное влияние праздника на духовно-материальную жизнь древнего славянского общества, начиная с раннего периода формирования родоплеменных отношений. Культурно-историческое значение мистерии обусловлено обрядами и ритуалами, которые сохранились до сегодняшнего дня.
Однако празднование Купалы присуще не только славянским народам.
В Литве это день называют Ладо, в Польше отмечают Соботки. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня проходили весёлые гуляния. Аналогичные праздники в Индии «Гопало», в Албании, это Flakagajt – «День огня», у немцев Купалу и Марену, заменяют Ганс и Грета. «Купальские огни» распространены по всей Европе. В Германии и Франции костры разжигались в городах и сёлах с XII по XVII века. День летнего солнцестояния праздновали везде.
Из-за отставания Юлианского календаря от ныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей "макушку лета" стали праздновать через две недели после самого солнцестояния. Ночь Ивана Купала приходится с 6 на 7 июля.
1. Историческое развитие праздника – отражение быта и веры
Что же значил Купала для славян?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть два периода, существовавших до и после ключевого исторического события – Крещения Руси.
Первый период – это эпоха язычества. Стремление познать тайны окружающего мира, наблюдение за природными явлениями формировали у всех этносов соответствующие таинства, обряды и традиции. Солнце, дарующее тепло и свет, всегда было в центре внимания человека и поклонение ему, как богу присуще любому народу. Во время летнего солнцестояния в северных странах происходит наибольший расцвет природы. И конечно самый продолжительный день, полный тепла и света, и самая короткая ночь в году не могли остаться без внимания ни одной культурой.
Однако, после крещения Руси, на большей части русских земель элементы купальской обрядности были частично утрачены либо претерпели метаморфическую адаптацию к довлеющей христианской религии.
1.1 Празднование Ивана Купала до крещения Руси
Историческая особенность формирования славянского этноса, из многих первобытных общин, определила особое видение взаимоотношений человека и природы. Природные явления требовали объяснений, которые в свою очередь сформировали богатый пантеон языческих богов. Поклонение каждому божеству характеризовалось особым ритуалом, таинством и обрядом. Сложная структура божественного пантеона оказывала сильное влияние в течение многих столетий на быт и культуру славян. Язычество, как и любая другая религия, представляло собой особое цельное мировоззрение. Это было не верование, а образ жизни лицом к лицу с матерью природой. В древние времена материальные и духовные ценности были неразрывно связанны между собой, и всякая работа производилась с великим благоговением, так как являлась одновременно и удовлетворением жизненных потребностей общества и восхвалением природных стихий.
Следует отметить, что активное участие в праздничных гуляниях обычно принимали все сословия. Князья и дружинники совершали ритуальные действа вместе с простым людом. Дело в том, что в этот день происходит «слияние огня и воды», что в то время символизировало борьбу между двумя стихиями. Известно, что Перун – бог грома и огня, и Ярило – бог солнца были ещё и покровителями сильных, ловких и храбрых. Но наибольшее распространение праздник получил среди простых людей, в большинстве своём крестьян, для которых Купало был богом обилия и урожая, богом созревших плодов земных.
Изображался Купала молодым красивым юношей, с цветами и полевыми плодами в руках, с венком из ярких, желтых цветов купальниц. Когда хлеба начинали дозревать, и приближалась пора их жатвы, ему приносили жертвы
Ярило, для простолюдинов был богом солнца, любви, производителем и покровителем животных, растений.
Из преданий: Купальская Ночь – это время накануне Встречи Богов. С восходом Солнца происходит встреча Ярило с богиней Зарёй. Именно на восходе Солнца благословляются брачные узы, но не «жрецами» или «волхвами», а самими богами – Ярило и Зарёй. Купание (смысл которого несёт название Праздника Купалы) проводится в одежде, которую можно сушить только на теле, после чего эта одежда обретает свойство оберега. Иногда день солнечного бога заканчивался «похоронами» Ярилы и его невесты. Соломенные чучела с масками из глины выносили в поле и оставляли там или бросали в воду, так люди провожали солнце в далёкий зимний путь.
Языческий характер праздника сохранялся на протяжении веков, на что неоднократно указывали служители Церкви: "в годину ту сатана красуется; яко же сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют". [5 стр.21]
1.2 Рождение Иоанна Крестителя в день летнего солнцестояния
Следующий период, который мы бы хотели рассмотреть: принятие христианства, коренным образом, изменившее русскую культуру и быт. Свержение языческих идолов и стремление церкви объединить народы под одним богом со временем разрушили традиционный русский уклад жизни. Постепенно библейские сказания вытесняли языческую мифологию, но церковь столкнулась с неискоренимым стремлением славян преклонятся перед силами природы. Языческие традиции. укоренившиеся в народе на протяжении столетий, долго сопротивлялись христианству. Жизнь простого человека в то время напрямую зависел от благосклонности матушки природы. и академик Борис Рыбаков считает, что во времена социальных потрясений связанных с экономическими и политическими кризисами, на Руси происходил возврат к язычеству в 1060 и 1230г. После чего церковь начала активно приспосабливать знаменательные праздники язычников к библейским писаниям, что оказалось совсем несложно.
Нашлась библейская легенда и к летнему солнцестоянию, которая повествует о том, что отец Иоанна Захария, первосвященник Иерусалимского храма, жил с женой Елисаветой в Иудейских горах. Жили они хорошо, бога супруги молили об одном – о ребенке. И вот однажды, к Захарию, явился Архангел Гавриил: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь его Иоанном. Он будет велик перед Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей». Захария не поверил посланнику, и в наказание лишился дара речи. Заговорил священник только после того, как у него родился сын – Иоанн. Ему было предначертано стать провозвестником Спасителя, объявить о его пришествии и, тем самым, о наступлении "дня господня". Поэтому Иоанна назвали Предтеча. Он призывал людей к покаянию перед богом и покаявшиеся проходили обряд очищения в водах реки Иордан, который называли "крещение водой" или "полное погружение". Проводил крещение Иоанн, за что и получил еще одно имя – Креститель. По преданию: в водах Иордана от Иоанна приняли крещение в Иисус Христос и некоторые из его учеников. Увидев Иисуса Христа, Иоанн указал на него своим ученикам и всем присутствовавшим и сказал: "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира" (Евангелие от Иоанна. 1:29).
На сегодняшний день церковь относит праздник Рождества Иоанна Крестителя к категории великих праздников. Он менее значим, чем двунадесятые, но более почитаем в народе по сравнению с остальными.
2. Купальские символы в обрядах и таинствах
Иван Купала имеет ещё одно языческое название «Великдень», т.е. количество Света приумножается, количество Тьмы уменьшается. Считается, что в праздничную ночь идет соединение огня и воды с обязательным появлением животворящего пара и кипятка, и творятся чудеса.
2.1 Вода – очищающее начало
В основе всех обрядов купальской ночи лежит почитание воды и солнца.
Иванов день заполнен ритуалами, связанными с водой, оттого он и называется чистоплотным. На заре этого дня принято купаться, такому купанию приписывается целебная сила которая приписывалась и росе которую женщины «черпали» по утру. Для этого брали чистую скатерть и бурак, и отправлялись в поле. Скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в бурак. Этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть», и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей.
Росу использовали для избавления от клопов и тараканов в доме, ею окропляли кровати и стены. Купание в росе до сих пор считается действенным методом для приобретения красоты и молодости.
Одним из довольно распространенных обрядов было обливание каждого встречного грязью и водой. Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. Так, например, в Орловской губернии деревенские парни одевались в грязное белье и отправлялись с ведрами и кувшинами на реку, где наполняли их самой грязной, мутной водой, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая каждого, кроме стариков и малых детей. Но всего охотнее обливали девушек: парни врывались даже в дома, выталкивали девушек на улицу силой и там окатывали водой и грязью. Девушки в отместку парням и тоже бежали на реку за водой и грязью. Заканчивалось все тем, что молодежь гурьбой устремлялась на реку и купалась вместе. Однако не во всех регионах разрешалось купаться в реках и озёрах. В некоторых уездах Ярославской губернии крестьяне признавали этот день именинами водяного, а он не любил, когда в его «царство» лезли люди, и он за беспокойство топил всякого неосторожного.
В некоторых губерниях считалось, что только после Иванова дня добропорядочные христиане могут купаться в реках, озерах и прудах, так как Иван освящает их и усмиряет всю водяную нечисть.
Существовало множество очищающих обрядов, и некоторые из них сохранились и по сей день.
Повсеместно с Иванова дня начинали ломать прутья для банных веников. Считалось, что веники, срезанные до Иванова дня, приносят вред здоровью (на теле будет «чес»).
2.2 Живая сила огня
По народным представлениям, в Иванов день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Пламя костров символизировало июньское солнце.
Сам по себе «ярилин огонь» призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он означал победу света над тьмой. Разжигая огонь и поддерживая его до утра, люди словно приветствовали новое солнце.
Костры раскладывались на открытых полях, по берегам водоёмов, но преимущественно на холмах и горных возвышенностях или на местах где часто гуляла молодежь, на «ярилиной плешке».
На Руси для возжжения купальского костра, употреблялся «живой огонь»: почтенные старики или волхвы с помощью трения сухих палочек добывали пламя, и пока продолжалась эта работа, собравшийся вокруг народ сохранял молчание. С этого ритуала начиналось главное вечернее действо. От затеплившегося огня возжигались все остальные священные костры.
Крестьяне старались сделать костер как можно больше. По этому поводу часто устраивались состязания между сёлами. Как правило, несколько дворов или хуторов собирались на общем кострище, где стар и млад принимали участие в подготовке большого ритуального костра. Жгли бочки, пни, пуки соломы и колеса надетые сверху на шесты, которые символизировали солнце.
Как только огонь вспыхивал толпа оживлялась и запевала песни. Девицы в праздничных нарядах, опоясанные чернобыльником и душистыми травами, с цветочными венками на головах, и холостые юноши брались попарно за руки и прыгали через костры. Верили, что огонь укреплял и проверял на прочность чувства влюблённых. Так же считалось, если пламя не коснулось прыгающего, тот будет счастлив, удачлив или скоро найдёт свою вторую половинку. Парни прыгали через огромные костры во славу бога Ярило и Перуна, дабы показать свою удаль и храбрость.
И старые, и молодые прыгали через пламя, переносили через него детей. Огонь – самая сильная и действенная очищающая стихия: в нем может сгореть все грязное и отжившее, но сам огонь всегда остается чистым. Очищающая сила огня была так же понятна и естественна, как утренний восход солнца. Говорили, что прыганье через огонь избавляло от недугов, злого очарования и бесплодия; матери нарочно сжигали на купальском костре снятые с хворых детей сорочки для того, чтобы вместе с этим бельём сгорели и сами болезни.
В некоторых местах с горящим пуком соломы ходили по полям, что помогало очистить посевы от порчи и способствовало хорошему урожаю.
В зависимости от региональной особенности, различались костры и по форме и по размерам. Например, в Выборгской губернии костры, имели форму башни, достигавшей в высоту 10 м, по традиции, их сооружали за две недели до праздника молодые пастухи, он назывался "дедушка-костер". Рядом с ним складывали еще несколько костров поменьше – "бабушка-костер" и "девушка-костер". Площадку, на которой располагались костры, обычно обносили оградой.
В Петербургской губернии костры имели форму конуса, составленного из жердей.
Надо заметить, что в более поздние времена купальский костер заменился кучею крапивы, вследствие запрещения Ивановских огней духовными и светскими властями из-за языческого уклона традиции празднования святого дня.
2.3 Травы
На день летнего солнцестояния в северных странах приходится самый пышный расцвет природы. Появляются первые ягоды, в изобилии грибы и в самом соку травы.
В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купала, они оказывают действенную помощь, только если сорваны на заре и прежде чем на них обсохнет роса.
Знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи. Они собирали целебные коренья и травы на весь год.
Множеству трав присваивали особые свойства иногда поразительного, волшебного характера:
Петров-крест – «крест» находится в корне, на глубине двух аршин, и предохраняет от колдунов, и от нечистой силы ;
Разрыв-трава – считалось, что если натереть ею клинок то он разрубит и сталь и камень;
чертогон – ее вкладывали в трещину над воротами, калиткой или под крышами, также от колдунов и для изгнания чертей;
чернобыль-трава – эту траву заплетают в плети и кладут их «под Иванову росу» с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья»;
зяблица – помогает от ребячьего крика и от бессонницы, но для успешного действия ее нужно выдержать в молоке;
расперстьице – эту траву сушат, измельчают в порошок и присыпают им больные места на теле (порезы, нарывы, опухоли);
"плакун-траву", особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа, владелец же корня будет внушать к себе страх;
"терлыч-трава" употреблялась для приворота девушками: они носили её у себя за пазухой и приговаривали: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!». Большим спросом пользовались также травы: «дивий сил»; «мария-магдалина» (от тоски), «богородская» трава (для окуривания отелившихся коров), «пастушья сумка» (хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях); страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; заячья капуста (лечения ран, ожогов); на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.
Украшением и символом праздника были цветы Иван-да-марья, символизирующие солнце и воду, и если в эту ночь сорвать цветок и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
Собранными травами окуривали больных, боролись с нечистью, их бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляли их и для приворота или для "отсушки".
И в наши дни травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и берегут, считая очень целебными.
2.3.1 Царь цвет – папоротник
Есть и особая распространённая, таинственная и устойчивая легенда о цветке папоротника. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок, указывавший на места закопаны клады. Колдовские чары окружали эту траву, отыскать его и найти клад считалось делом почти невозможным, но особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес на его поиски. Веками из уст в уста передавались в народе сказания об отважных искателях волшебного жар-цвета.
2.3.2 Венок
К символам Иваны Купала относятся и венки, которые являются атрибутами ритуальных действий и чрезвычайно красивых обрядов. Значение венка как символа трудно переоценить. Форма венка объединяет небесную символику круга (совершенство) и кольца (вечность, непрерывность, союз). История венка уходит в далёкое прошлое, так например тысячелетия назад в Египте и Греции венки могли носить только царственные особы, потому что венок являлся символом божественности, он атрибут жизни, превосходства и святости, форма венка в виде кольца предполагает вечность.
Сплетенный из цветов и листьев, и надетый на голову венок – «живая корона». В античной, иудейской и христианской традициях венки имели защитную силу. [2. стр. 21]
На Ивана Купала девушки плели венки из лесных и полевых трав обычно не менее 12, а иногда и 16 видов. Вечером на заходе солнца гадали, бросая венок в реку или озеро, этот обряд назывался “молчаливая вода”. Гадали на любовь, продолжительность жизни и удачу. Часто просто загадывали желание: если венок уплывал далеко, то оно должно было сбыться. Если венок тонул — это считалось плохим предзнаменованием: «Венок утонул — милый обманул».
Но самым красивым и древним обрядом остается пускание венков на воду, только с зажженной лучиной или свечкой посередине. Считалось, что чей венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше прогорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! И конечно все действия сопровождались песнями и приговорами.
«Ой, на святого
Ой, на Купалу Девки гадали
Венки кидали.
Кидали в воду
В воду быструю.
Скажи (ласковое название реки) Про жизнь молодую
С кем наша (река) Век вековати
Кого наша (река) Любым назвати
Долго ль я жити Долго ли буду
Неси (река) венок Не дай потонути.»[1.стр. 21]
иван купала празднование обряд
3. Магия купальской ночи
По поверью, Ивановская ночь считалась временем разгула нечисти, все наполнялось чудодейственной силой, деревья переходят с места на место, разговаривают между собой птицы, животные, растения, некоторым удавалось понять их речь. На болотах устраивался шабаш колдунов и ведьм. Русалки заманивали людей в водоёмы и танцевали с разной нечестью в честь именин водяного. Считалось что в Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, и поэтому запирали лошадей, чтобы ведьмы их не украли и не поехали на них на Лысую гору: «живой оттуда лошадь уже не воротится».
Защитой от всех этих непрошенных гостей, были ветки двудомной или жгучей крапивы, которую раскладывали на пороге дома и на окнах. С рассветом Ярило усмирял своим появлением всякое зло и можно было спокойно отдыхать.
В купальскую ночь открывались тайны судьбы. В полночь набирали цветов, клали их под подушку и перед сном приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!». Утром проверяли, и если набралось 12 разных трав, считалось что в этот год выйдешь замуж.
Существовало похожее гадание, но с подорожником его клали на ночь под голову со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!».[6 стр. 21]
По уверениям магов в эту ночь особенно сильна энергетика неба и земли. Можно увидеть своё будущее и даже загадать и построить его по собственному сценарию. Для этого нужно остаться в комнате одному. Положить перед собой зеркало, поставить рядом чашу с водой и свечу, и смотреть на отражение огня в воде. После чего приступить к действу – отчётливо по мере возможности представить то, что вы хотите от жизни и поверить, что загаданное исполнится.
Дошло до нашего времени и множество примет: “На Ивана ночь звездная — много будет грибов”; “Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться”; «На Иванов день цвет, на Ильин-то день хлеб»; "Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов"; Если на Иванов день перелезть через двенадцать огородов, любое желание сбудется.
4. Традиционный стол
Праздник Иван Купала приходится на Петров пост (Пост Святых апостолов). Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до праздника Святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 29 июня (12 июля), установленный в память апостолов, которые перед тем, как выйти в мир проповедовать христианство, постились.
Петров пост относится к нестрогим постам.
Устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба. Обычно на Петров пост миряне воздерживаются от пищи животного происхождения.
На репертуар блюд, несомненно, оказали влияния не только правила поста, но сезон на который приходился праздник. Иван Купала выпадает на лето, время года, балующее изобилием ягод, грибов, овощей и зелени, отсюда и репертуар блюд достаточно разнообразен. Нельзя представить праздничный стол без квашеной капусты, соленых огурцов, маринованных, соленых грибов.
Мы знаем, что ведущее место в русской кухне издревле занимали хлебные, мучные и крупяные блюда, без которых наш национальный стол был бы пуст.
На стол подавались из первых блюд вкусные освежающие рассольники, супы, щи, солянки, уха, тюря. Из вторых – каши и похлебки из перловой, пшеничной, овсяной крупы. Многие блюда украшались душистой зеленью: укропом, петрушкой, луком. Подавались полезные, успокаивающие травяные чаи, компоты, густые кисели, квасы, морсы из свежих и сушеных ягод (брусника, клюква, морошка, смородина, крыжовник) и круп.
Нельзя не упомянуть о меде, из которого также готовили сбитень (национальный русский напиток). Ставленые меды прославили Русь далеко за ее пределами и, конечно, ни одно торжество не обходилось без них. Они готовились из меда и свежих ягод.
В период поста запрещалась пища животного происхождения, поэтому щи готовили на грибном бульоне, а в рыбный день – на рыбном бульоне.
Рассольники готовили на огуречном рассоле с солеными огурцами, с рыбой и сушеными грибами.
Солянки готовили также на рыбном или грибном отварах. К перечисленным блюдам подавали пироги, расстегаи и кулебяки с разнообразными начинками (грибной, рыбной и крупяной); блины гречневые, с икрой и ягодами.
В современных условиях ассортимент постных блюд значительно увеличился благодаря смешению разных кухонь и техническому прогрессу. Облегчилось хранение свежих продуктов, что позволило внедрить в праздничный стол разнообразные салаты из овощей и фруктов, увеличилось количество напитков, горячих блюд и холодных закусок.
5. Празднование «Ивана Купала» в ближнем зарубежье
Германские, скандинавские и прибалтийские народности пышно справляли день и ночь летнего солнцестояния. "Yhannes" у финнов, "Ligo" – у латышей, "Jonines" – у литовцев, один из важнейших календарных праздников. Название праздника происходит от имени пророка Иоанна Предтечи.
В празднике прослеживается слияние архаических черт – поклонение природным силам, и христианских канонов. У всех народов он включал сбор целебных трав, зажигание огней, купание или обливание водой, гадание, праздничное угощение, посещение церкви.
Для празднований Иванова дня в разных странах Европы характерно разжигание огромных костров (чем выше костер, тем страшнее он для нечистой силы), а также прыганье через огонь и ритуалы, связанные с водой (опускание цветов на воду, сжигание старых лодок в Скандинавии). На Иванову ночь никто не ложится спать: люди гуляют и развлекаются, веселятся и празднуют до рассвета. В европейских странах народные гулянья проходят в период между 19 и 25 июня.
Норвегия – Jonsok, или Ночь святого Ханса. На протяжении столетий в эту ночь принято было сжигать на костре старые лодки. Этот очень древний обряд остался от викингов и посвящен богу весны Бальдру сожженному в своем корабле Рингхорне.
К летнему солнцевороту был приурочен обряд «пробуждения поля». Он совершался женщинами иногда в одиночку, а иногда с детьми. Расхаживая по полю, крестьянки махали венками, сплетёнными из цветов и стебельков, и пели моленные песни. Такой обряд, как правило, совершался вечером перед праздником, а его проведение вменялось в обязанность хозяйке дома. В эпоху христианства обряд совпал с крестным ходом, когда священник в сопровождении крестьян обходил поля, благословляя грядущий урожай.
Швеция – Midsommar. Шведский праздник празднуется, в ближайшую к 24 июня субботу.
Молодые девушки гадали на суженого, собирая в полной тишине перед сном семь различных видов цветов, и клали их под подушку. Если с момента сбора и до сна девушка не произносила ни слова, ночью ей снился ее суженый.
Основные празднования приходятся не на сам Midsommar, а на вечер перед праздником. Шведы собираются вместе, поют застольные песни и едят.
Типичное блюдо для шведского праздника середины лета – это пряная сельдь с отварной молодой картошкой, укропом, сметаной и красным луком. Затем подается гриль – свиные ребрышки или лососина. На десерт – первая клубника со сливками. Из напитков присутствует холодное пиво, а также шнапс или водка, желательно настоянная на травах и пряностях.
В Латвии – самый древний и самый любимый праздник – это Лиго. Его отмечают на государственном уровне целых три дня. Имениннику Янису непременно должны подарить дубовый венок, а Лиге – венок из полевых цветов. Именно так их можно отличить от остальной массы.
За городом, для того чтобы было светлее – ночью зажигают бочки на шестах. упоминается эта конструкция ещё во второй половине XIX в. Бочки поднимают высоко, для того, чтобы было видно на соседнем хуторе, что здесь уже начали отмечать Лиго. Эти огни были видны издали.
На праздничном столе обязательно должны быть пиво и сыр. Латыши готовят особый сыр из творога с тмином, который так и называется "Янов сыр". По народным поверьям, считается, что попадающийся в дольках тмин нужно хорошо разжевывать, тогда пропадут все напасти. Часто форма сыра девятиугольная.
Для того – угол, для того – угол,
А для пастуха – середка.
Встречаются упоминания о пирогах со шпиком».
Гуляние и весь праздник сопровождаются пением и танцами. У латышей старинные песни должны были обеспечить благополучие, изгнать злых духов, помешать колдовству. Припев каждой песни – "Лиго, лиго" носил характер магического заклинания, отсюда и пошло название праздника. Кроме того, в народных песнях латышей присутствует образ Яниса, помощника и благодетеля крестьян. Считалось, что он объезжает поля и очищает их от сорных трав. Обращаясь к нему, пели:
"Вырви бодягу и негодную траву,
Чтобы рос чистый хлеб…"
Эстония. Иванов день – второй по значению праздник в стране после Рождества. Девушки плетут в этот день венки из девяти различных видов цветов, по девять цветков каждого вида. Когда венок одевается на голову, нельзя говорить ни слова. С ним же девушка ложится спать. По поверью, во сне к ней должен прийти будущий супруг и снять венок.
У эстонцев не распространено в этот день купание в реках и озерах. Но зато в этот день очень любят ходить в сауну. Принято, что банные веники надо заготавливать только до 24 июня, поскольку считается, что после Иванова дня веник не имеет целебной силы.
До 1770 года Иванов день был официальным праздником. Но и на сегодняшний день власти принимают активное участие в организации этого дня.
В Белоруссии на закате накануне Иванова дня вбивают кол, обкладывают его соломой, на вершину одевают пук соломы называемый Купалою. Как только смеркается, зажигают, солому, подбрасывают в этот костер березовых сучьев, и начинаются потехи. В некоторых местах Белоруссии, с рассветом выбирают красивую девушку, подруги опутывают её с ног до головы венками и цветами, завязывают глаза и ведут в лес, где она – "дзевко-купало", раздает заранее приготовленные венки, в то время как веселый хоровод движется вокруг нее. Кому попадает свежий венок, та будет жить богатой и счастливой жизнью, замужем, а которой достался увядший венок, "той счастья-доли не бачить, жить у недоли".
Заключение
Связь славянских и европейских народов, обмен традициями и обычаями уходит корнями в тысячелетия. Это в свою очередь определило множество схожих ритуалов в самых разнообразных странах и культурах. Историки находят аналогичные обряды и в Европе и в Азии. Объясняется это тем, что большинство этносов, пытаясь понять законы и суть природы, познать тайны мира внимательно наблюдали за одними и теми же природными явлениями от которых зависел урожай и благополучие. Наблюдения связывались с приметами и они в свою очередь вырастали в легенды и мифы. В зависимости от типа хозяйствования и быта этноса, во главе мифического пантеона ставился бог, которому отдавалась большая дань и почести, что со временем повлияло на развитие культурно-духовных ценностей. С приходом христианства, в большинстве случаев, древние традиции, которые сближали человека и природу, оказались под запретом или ушли в тень новой религии. Тоже произошло и на Руси.
На протяжении столетий Россию приобщали к культуре и обычаям множества стран, принимались иностранные праздники, устанавливались чужие законы, внедрялись иностранные кулинарные и этические традиции, а для возрождения истинно русских славянских традиций не было принято практически ни одной попытки. Лишь редкие искорки любопытства к истории быта славян зажигались иногда на фоне всеобщего равнодушия и безрассудства в разные эпохи и при разных правителях.
Но всё меняется, необходимость привлечь внимание иностранцев к национальной культуре заставило множество стран возрождать забытые традиции. Наблюдается интерес к исследованию быта и жизни предков. На основании извлечённых из забвения обычаев и ритуалов организовываются огромные международные кампании, которые привлекают массу иностранных туристов, а те в свою очередь способствуют подъёму экономики. Ещё один положительный эффект от пропаганды традиций – это повышение культурно-духовного развития населения.
В России также происходит возрождения традиций празднования древних праздников. К сожалению, рекламой русской культуры занимаются, в подавляющем большинстве случаев, небольшие общества, пропагандирующие языческую веру или исторические клубы, небольшой вклад вносят информационные агентства и средства массовой информации. Государственная поддержка практически не ощущается, рекламой на международном туристском рынке все чаще занимаются частные компании.
Появляются особые турпродукты, которые более приспособлены к современному туризму – это одно или двухдневные туры, рассчитанные даже на самого требовательного туриста. Они дают возможность участвовать и наблюдать за праздником. К ним относится и день летнего солнцестояния. Традиция ежегодного празднования Ивана Купало возрождается во многих городах России, что в любом случае должно привлечь туристов.
Мы видим в событийном туризме спасение исторических особенностей славянской культуры, пусть он в большей степени будет иметь коммерческий интерес, но это один из шагов, который возможно привлечёт внимание государственных властей к проблеме возрождения и сохранения национального наследия России.
Список литературы
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трёх томах. – М.: Современный писатель, 1995.
2. Тресиддер Джек Словарь символов
3. И.П. Сахаров. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. 1836, I,
4. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. – М., Изд-во Моск. Ун-та,1982, с248.
5. М. Соколов. Старорусские солнечные боги и богини. Симбирск, 1887, стр. 168
6. Советский энциклопедический словарь, гл. редактор Прохоров А.М., изд. Четвёртое, исправленное и дополненное. – М.: Советская энциклопедия, 1989. M
7. “Густинская летопись”
8. Журнал «Живая старина»
9. Интернет журнал «Колесо»
10. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. с. 257
11. http://www.kupala-info.ru.
12. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т2, М., 2000
Приложение
Типовой тур
Тип тура: Праздничный тур «Иван Купала»
Страна: Золотое кольцо России
Город: Суздаль
Отель: Турцентр «Ризалит», гостиница
Продолжительность: 2 дня/1 ночь Дата проведения: с 04.06.2009 по 05.06.2009
Стоимость: от 5200 руб.
СУЗДАЛЬ – Кидекша – Боголюбово – Владимир
С 4 по 5 июля Суздальский Туристический Центр приглашает всех на праздник Ивана Купалы! Театрализованное представление, построенное на обычаях и обрядах этого праздника, заставит окунуться в мир прошлого и ощутить всю атмосферу его волшебства. Вы сможете загадать желание, прыгнув через костёр желаний, поучаствовать в изгнании нечисти, сжечь чучело Ярилы, чтобы год был плодородным. Вас ждут народные гуляния, вкусный шашлык и отличный заряд положительной энергией на весь год.
…А в ночь Ивана Купала существовал обычай не спать, караулить встречу месяца с солнцем, жечь костры и прыгать через них с целью очищения от немощей и болезней. Также юноши и девушки пели песни, водили хороводы, скатывали к воде колесо как символ поворота солнца на зиму. Праздник Иван купала – это ещё и разгул нечисти: по преданию ведьмы и колдуны крали с неба месяц и звёзды. В купальню ночь цвели волшебные разрыв-трава и папоротник, открывались закопанные клады. На берегу реки Каменка Вы сможете увидеть и поучаствовать в танцах – играх русалок, погадаете на венках. По преданию Купала, которого ещё в раннем детстве от сестры Костромы унесла птица Сирин, поднял венок сестры, проплывая мимо на лодке, и по обычаю они должны были пожениться. Кострома не узнала родного брата. И только после свадьбы жених и невеста узнали, что они брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились в Ра-реке. Кострома превратилась в русалку (мавку), а над Купалой сжалился бог неба Вышень и превратил его в цветок Купала-да-Мавка, позднее получивший название Иван-да-Марья.
Рецепты древнего русского постного стола, приспособленные к современным продуктам и современной кухне
Грибная икра
Ингредиенты: грибы соленые – 70 г, сушеные – 20 г, масло растительное -15 г, лук репчатый – 10 г, лук зеленый – 20 г, уксус трехпроцентный – 5 г, чеснок, соль и перец по вкусу.
Процесс приготовления: Эту икру можно готовить из сушёных или соленых грибов, а также из их смеси. Вымойте и сварите до готовности сушеные грибы, охладите, мелко нарубите или пропустите через мясорубку; соленые грибы надо промыть в холодной воде и также нарубить. Мелко рубленный репчатый лук поджарьте на растительном масле, добавьте грибы и тушите 10-15 минут. За три минуты до окончания тушения добавьте толченый чеснок, уксус, перец, соль. Готовую икру выложите на тарелку горкой и посыпьте зеленым луком.
Капустный салат
Ингредиенты: капуста – 110 г, яблоки свежие – 20 г, сливы маринованные -10 г, уксус -10 г, маринад фруктовый или ягодный -10 г, сахар-10 г, масло растительное -10 г, лук зеленый -10 г, салат зеленый -10 г, укроп – 5 г, петрушка – 5 г, соль по вкусу.
Процесс приготовления: Мелко нашинкуйте белокочанную капусту, залейте уксусом и процеженным ягодным или фруктовым маринадом, посолите и поставьте на огонь. Когда капуста осядет, снимите ее с плиты и охладите. Яблоки, очищенные от кожицы и семян, нарежьте ломтиками, смешайте с капустой и маринованными фруктами, заправьте растительным маслом, сахаром посыпьте зеленым луком, положите в салатник, украсьте зеленью.
Икра из соленых огурцов
Ингредиенты: огурцы соленые -1 кг, лук репчатый – 200 г, томат-пюре – 50 г, масло растительное – 40 г, соль и перец по вкусу.
Процесс приготовления: Мелко изрубите соленые огурцы, из полученной массы отожмите сок. Поджарьте на растительном масле мелко нарезанный репчатый лук, добавьте измельченные огурцы и продолжайте жарить на слабом огне в течение получаса, затем положите томат-пюре и все вместе жарьте еще 15-20 минут. За минуту до готовности заправьте икру молотым перцем.
Таким же образом можно приготовить икру из соленых помидоров.
Русская постная похлебка
Ингредиенты: картофель, капуста -по 100 г, лук – 20 г, морковь – 20 г, крупа перловая – 20 г, укроп, соль по вкусу.
Процесс приготовления: Сварите перловую крупу, в бульон добавьте свежую капусту, нарезанную мелкими квадратиками, картофель и коренья, нарезанные кубиками, и варите до готовности. Можно прибавить свежие помидоры, нарезанные ломтиками, которые закладывают одновременно с картофелем.
Перед подачей посыпать петрушкой или укропом.
Тюря постная из кислой капусты
Ингредиенты: капуста квашеная – 30 г, хлеб -10 г, лук – 20 г, квас – 150 г, масло растительное, перец, соль по вкусу.
Процесс приготовления: Нарезанную квашеную капусту смешайте с натертой на терке луковицей. Добавьте черствый хлеб, также натертый на терке. Хорошо размешайте, полейте маслом, разведите квасом до нужной вам густоты. В готовое блюдо надо добавить перец, посолить.
Рассольник
Ингредиенты: 200 г свежей капусты, 3-4 средние картофелины, 1 морковь, 2–3 корня петрушки, корень сельдерея, луковица, 2 средних размеров огурца, 2 столовые ложки масла, полстакана огуречного рассола, 2 л воды, соль, перец, лавровый лист по вкусу.
Процесс приготовления: Нашинкуйте в виде соломки очищенные и промытые петрушку, сельдерей, лук репчатый, все вместе пожарьте в масле.
Срежьте с соленых огурцов кожицу и сварите ее отдельно в двух литрах воды. Это – бульон для рассольника.
Очищенные огурцы разрежьте вдоль на четыре части, удалите семена, мякоть огурцов мелко нарежьте кусочками. В маленькой кастрюле припустите огурцы. Для этого положите в кастрюлю огурцы, влейте полстакана бульона, варите на слабом огне до полного размягчения огурцов.
Нарежьте картофель брусочками, нашинкуйте свежую капусту. В кипящем бульоне сварите картофель, затем поместите капусту, когда капуста и картофель будут готовы, добавьте овощи и припущенные огурцы.
За 5 минут до окончания варки рассольник надо посолить, перец, лавровый лист и по вкусу другие специи. За минуту до готовности в рассольник вливают огуречный рассол.
Рассольник можно готовить со свежими или сушеными грибами, с крупой – (пшеничной, перловой, овсяной). В этом случае к указанному рецепту надо добавить эти продукты.
Приятного аппетита!
.ru