- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,13 Кб
Традиционная культура долган
ВВЕДЕНИЕ
Арктическая цивилизация существует уже несколько тысячелетий и только в XIX-XX вв. мировая наука открыла для себя уникальные явления культуры, созданные коренными народами Севера. Вызывает восхищение то, что северные народы, проживающие на гигантских просторах Российской Федерации, смогли не только выжить, но и создать свою неповторимую традиционную культуру.
У каждого из коренных народов Севера мы встречаем древнюю мифологию, насыщенную поэтической образностью, символами и иносказаниями, танцевальную культуру, народную песню, музыкальную культуру.
Традиционная хореография коренных народов Севера была почти неизвестной в этнографии вплоть до начала XX века, но сегодня четко прослеживается несколько этапов ее исследования. Первые достоверные описания отдельных танцев, пластики, движений в обрядах и ритуалах появились в конце XVIII – начале XIX вв. в работах В.Г. Тан-Богораза, И.Е. Вениаминова, И.Г. Вознесенского, Ф.П. Врангеля, И.И. Георги, Н.Л. Гондатти, К.В. Дитмара, Л.А. Загоскина, В.И. Иохельсона. С.П. Крашенинникова, М.А. Кастрена, Ж. Лессепса, Я.И. Линденау, Р.К. Маака, А.Ф. Миддендорфа, Г.А. Сарычева, Г.В. Стеллера, П.С. Палласа и других.
В начале, середине и конце XX века хореографической этнографией занимались и продолжают заниматься: А.А. Айзенштадт, А.И. Алексеева, А.Ф. Анисимов, А.С. Берг, В.Г. Тан-Богораз, И.А. Бродский (Богданов), Г.М. Василевич, Б.А. Васильев, И.А. Вдовин, М.Г. Воскобойников, Г.Н. Грачева, И.А. Гурвич, Н.Н. Диков, Б.О. Долгих, М.Н. Жирков, О.Э.Добжанская, Л.Н. Жукова, В.Ф. Зуев, Г.Н. Курилов, Р.Г. Ляпунова, Н.В. Лукина Г.А. Меновщиков, А.П. Окладников, А.А. Попов, Г.Н. Прокофьев, Е.М. Робандеева, Ю.Б. Симченко, З.П. Соколова, С.Н. Стебницкий, Ч.М. Таксами, В.Н. Черницов, Л.В. Хомич, В.И. Цинциус. Ю.И. Шейкин и др. Особо подчеркнем заслуги в этой области этнохореографов, таких как С.Зверев, У.Избеков, М.Я. Жорницкая, Ф.С. Иванов, С.Ф. Карабанова, Н.С. Каплин, Э.А. Королева, Т.П. Лукашкина, А.А.Петров, А.Г. Лукина, В.Н.Нилов, Е.А. Рультынэут, Л.Г. Степанова, И.Г. Скляр, Н.А. Стручкова, Л.Е. Тимашова, С.Н. Худяков и др.
Долганы являются одним из наиболее «молодых» народов Севера. Как этнос он сложился на Таймыре в XVIII-XIX вв. в результате взаимодействия и смешения трех этнических компонентов: русских старожилов (т. н. «затундренных крестьян», проживавших там с XVII в.), мигрировавших в XVIII в. из Якутии тунгусов (эвенков и эвенов) и переселившихся в XIX в. из Якутии северных якутов-оленеводов. Окончательное оформление долган в качестве самостоятельного этноса произошло в начале XX века.
Этноним «долганы» имеет эвенкийское происхождение, от названия одной из тунгусоязычных родовых групп – Долган, Донгот.
К традиционным занятиям долган относятся: оленеводство, охота на дикого северного оленя и пушного зверя, рыболовство.
Долганское искусство представлено фольклором, в котором прослеживается якутское и русское влияние. Былины исполняются в виде песен, близких якутским олонхо. Распространены сказки, в которых фигурируют купцы, крестьяне, Иван-царевич. В сказаниях встречаются эвенкийские заимствования. Слагаются также песни, загадки, пословицы и поговорки, танцы. Из музыкальных инструментов встречается варган якутского типа. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец – хейро).
Сегодня в долганских поселках отмечают такие национальные праздники, как Хейро, День оленевода, День рыбака.
В данной работе показана традиционная хореография Долган, в которой сложилась своя система традиционных и культурно-ценностных ориентаций и своеобразной пластики.
Актуальность темы диктуется тем, что в наше время танцы коренных народов Севера изучены недостаточно, в частности, традиционные танцы долган. Сам образ жизни и традиционные виды хозяйствования этого народа обусловили их традиционную культуру. Традиционные танцы долган тесно связаны с окружающей природой и обожествлением различных духов, тотемов, олицетворяющих разные явления природы. С другой стороны, питательной средой для танцевальной культуры были богатый устный фольклор, разнообразные обряды и традиционные верования этих народов. Также на развитие их культуры было велико влияние этнических групп живших по соседству.
Цель и задачи исследования.
Истоками танцев долган являются близость к природе, восприятие окружающей природы как живого организма, когда все вокруг одухотворялось, различные явления природы они наделяли духами-хозяевами, поклонялись тотемам своих родов, которых они представляли в виде различных рыб, птиц, животных. В традиционном мировоззрении этих народов преобладало чувство слитности с природой, кормящей их, обожествление природы, их образ жизни и традиционные виды хозяйствования (оленеводство, звероловство, рыболовство, охота). Исходя из этого, нами поставлены следующие цели и задачи:
1.Собрать воедино и систематизировать имеющиеся материалы и исследования, касающиеся формирования традиционной культуры долган.
.Осуществить анализ источников по традиционной культуре долган.
.Изучение сведений об исследованиях традиционной танцевальной культуры долган;
.Краткая характеристика танцевальной культуры народа;
.Анализ танцев долган с точки зрения сюжета и лексики, в котором нашли отражение различные мифы, сказки, разнообразные обряды, верования. Рассматриваются характерные и имитационные позы, движения, пантомимические выражения (мимика, гримасы) в контексте народного танцевального костюма, атрибутики и музыки.
Новизна исследования.
Новизна исследования заключается в том, что впервые целенаправленно и комплексно изучены танцы долган, которые являются наиболее характерными и оригинальными в танцевальной культуре народа. Новизну работы представит выявление своеобразия танцевальных движений.
Практическая значимость.
Полученные результаты изучения танцев с точки зрения сюжета и лексики, а также характеристики танцевальной культуры данного народа могут быть полезны для специалистов-хореографов, этнографов, культурологов, а также для широкого круга лиц, интересующихся культурой долган.
ГЛАВА 1. Долганы
.1 Характеристика малой этнической группы – долганы
Как и других малочисленных народов Арктики, вопрос происхождения долган издавна привлекал исследователей. "В связи с тем, что долганы говорят на языке, очень близком, и называют себя народом саха, их считали якутами" [1, с.25].
В книге Алексеевой Г.Г. [1] есть сведения о том, что в г. Дудинка, в отделе этнографии Таймырского окружного краеведческого музея, есть такие записки, где присутствуют исторические данные о народе долган. Там пишется, что в конце XVIII в. эвенкийский род долган вместе с другими родами перебрались на Таймыр с берегов реки Лены и реки Оленек. Они жили в чумах и в юртах северных якутов. Долганы говорили на диалекте якутского языка, включая тунгусские слова и некоторые элементы шитья одежды, были схожи так же и с якутскими, так же и с эвенкийскими покроями.
"Первое описание долган дал А.Ф. Миддендорф в путевых заметках "Путешествие на Север и Восток Сибири" [1. c.27]. Исследователь подразделил долган на категории кочующих и оседлых с указанием мест кочевки по рекам Пясина, Хатанга, Авам, Дудыпта, Таймыр, Болохня, Блудная, Попигай, Анабар и поселения "от Дудины до Хатангского погоста". "В заключении очерка А.Ф. Миддендорф анализирует опубликованные после путешествия работы М.А. Кастрена, врача М.Ф. Кривошапкина и начальника Туруханского округа П. Третьякова. Для нас ценными являются высказывания А.Ф. Миддендорфа: "М.А. Кастрен говорит: "Долганами называют три маленьких якутских племени, которые сами называют себя:
1) Долганы, живущие в Хатангском крае;
) Адяны, по-русски Жигане;
3) Донготы; последние два рода живут у Норильских озер"" [1. с.27]. В то время многие считали их тунгусами, но они говорили чисто на якутском языке.
В самом популярном средстве массовой информации, то есть в сайтах Интернета, нашлось краткое изложение этногенеза, численности и территории расселения долган в прошлом и в современности. "Самоназвание дулган, происходит от названия одной из родовых групп северных тунгусов. Антропологически, как и якуты, они сближаются с центральноазиатскими монголоидами, но с некоторой примесью байкальского (тунгусского) антропологического типа. Язык долган образует особый долганский диалект якутского языка. Часто они определяются как самый северный тюркоязычный народ мира. Долганы являются одним из наиболее "молодых" народов Севера и самым многочисленным из коренных жителей Таймыра. В период появления здесь русских (ХVII в.), как самостоятельный народ они еще не сформировались. Первое упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 г.". [16]
"Численность долган по переписям их в Таймырском АО и Анабарском улусе Республики Саха (Якутия) 1959, 1970, 1979, 1989 и предварительным итогам переписи 2002 года в Российской Федерации такова: 3932 (уточнённые данные), 4877, 5053, 6929, 7000 человек. Наибольший процент считающих родным язык своей национальности по переписи 1979 года – 90 процентов, в последующие годы происходило некоторое сокращение этого показателя. В то же время возрастает число долган, свободно владеющих русским языком". [16]
Своеобразие этногенеза долганского народа отразилось на терминологии и методике подсчета. До начала XX в. долган, в зависимости от происхождения, именовали и тунгусами, и якутами, и крестьянами. Перепись населения 1926 г. выявила 656 долган, но фактически их было в четыре раза больше. По переписям населения 1939 и 1959 гг., долганы были включены в число якутов (саха). Однако в 1930-е гг. в названии округа появилось слово «Долганский», а в 1950-е гг. во всех официальных документах этноним «саха» был заменен на «долган». В настоящее время, как показали специальные исследования, большинство долган считает себя особым, отдельным от якутов народом.
Письменность долган была создана в конце 1970-х годов. Первая книга на долганском языке вышла в 1973 г., первый долганский букварь – в 1981 году. После чего началось преподавание долганского языка в младших классах общеобразовательных школ. В окружной газете «Таймыр» периодически выходит страница на долганском языке. На этом же языке ведет передачи местное радио в Дудинке. Большой интерес в научном мире вызвала международная конференция, посвященная 30-летию долганской письменности.
У долган развито прикладное искусство: изготовление украшений из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером.
Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости (украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и т. п.). В настоящее время на Таймыре работают передвижные выставки «Современное искусство долган», «Изделия из бивня мамонта и меха» в Хатангском и Дудинском районах. Было издано пособие по изготовлению традиционных долганских сувениров «Ардай». На различных экспозициях представлены работы мастера декоративно-прикладного искусства М. Г. Бетту. [10, c. 134-171]
1.2Культура этнической группы – долганы
Этническая культура долган является мозаичной. Основная территория расселения долган, лесотундра. Многокомпонентный состав, определяют направленность экономики и облик их культуры. Хозяйственный комплекс долган имеет промысловую ориентацию (охота, оленеводство). Кроме того, хозяйственной составляющей было рыболовство. Есть такие разнообразные типы жилищ долган – русская изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо.
Лексика, связанная с одеждой, у долган якутская, но основные ее конструктивные типы имеют тунгусские и самодийские соответствия. Женщины носили преимущественно якутскую одежду, но в отличие от якутов, долганская одежда более декорирована, что соответствует долганской традиции. Сочетание разноэтничных элементов представлено в фольклоре и традиционном мировоззрении долган. [17]
Такое состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган, поскольку такой культуры нет ни у одного северного народа. В общем плане, "промысловое производство долган представляло собой модернизированное под русским, якутским и самодийским влиянием тунгусское хозяйство, приспособленное к специфическим условиям лесотундры и тундры Таймыра". [9, с. 116-139]
Значительное количество записей по всем жанрам фольклора долган было сделано П.Е. Ефремовым во время экспедиционных поездок на Таймыр. [11, с. 15]
Долганское искусство представлено фольклором, в котором прослеживается якутское и русское влияние. Былины исполняются в виде песен, близких якутским олонхо. Распространены сказки, в которых фигурируют купцы, крестьяне, Иван-царевич. В сказаниях встречаются эвенкийские заимствования. Слагаются также песни, загадки, пословицы и поговорки. Из музыкальных инструментов встречается варган якутского типа.
Значительное количество записей по всем жанрам фольклора долган было сделано П.Е. Ефремовым. Это героическое сказание «Три девушки – родные сестры», ряд сказок, мифов и песен. Другими авторами собраны следующие фольклорные сказания: «Москогдой-богатырь», «Девушка-богатырь», «Караккан-тойон», «Война куропаток и щук» и др. [8, c. 29 – 32]
Сложные процессы формирования культуры, природно-климатическая среда обитания и особенности художественных традиций нашли яркое отражение в искусстве долган.
1.3 Национальный костюм
В названиях долганской одежды преобладают якутские слова, в ее декорировке широко используются характерные типы якутского орнамента и металлические украшения.
Одежда долган была более ярко декорированной, чем одежда северных якутов. Здесь, видимо, проявлялась давняя тунгусская традиция – для западных групп долган издавна была характерна вышитая одежда. Анализ сохранившихся образцов старинной вышитой одежды долган показывает весьма близкие параллели с эвенкской одеждой.
Н.Ф. Прыткова в свое время писала, что «у долганов, как ни у одного из сибирских народов, наблюдалось полное несовпадение мужской и женской одежды». [4 с. 230] Это, пожалуй, одна из характерных черт долганской одежды. Действительно, при одном и том же материале и некоторых общих чертах в конструкции и фасоне между женской и мужской одеждой существовали определенные различия. Это прежде всего наблюдалось в определенных типах одежды, характере декора и оформления. Ярким свидетельством может послужить и богатая терминология долганской одежды, в которой четко прослеживается половозрастная характеристика. Одежда долган по назначению также подразделялась на повседневную, празднично-выходную, промысловую и погребальную.
Традиционная одежда долган многосоставна. Головной убор, верхняя одежда, обувь и различные дополнения представляют собой единый комплект. У долган наблюдается наличие как распашной, так и глухой одежды.
У долган выработана особая культура, они не только умели шить красивую одежду, но и знали особенности ее ношения, им хорошо были известны способы ухода за нею и хранения.
Мужская и женская верхняя одежда долган – кафтан из сукна (сонтап), расшитый бисером, сходный с эвенкийским. Мужские рубахи, штаны и женские платья шились из покупных тканей и не отличались от одежды русских старожилов центрального Таймыра. Рубашки украшались узкими кантами из цветной материи и множеством пуговиц.
Зимой носили парки из оленьего меха, похожие на нганасанские, и сокуи ненецкого образца (глухая меховая одежда с капюшоном мехом наружу). Летом носили также сокуи, но из сукна. Шубы из оленьих шкур служила всего 2-3 года, затем вышитые декоративные отделки одежды надо было перешивать на новые. В этом отношении суконные кафтаны были намного практичнее и долго носились.
Головные уборы (бэрсегэ) капоры образного покроя из сукна, расшитые бисером (летние), или из лисьих камусов (зимние). Женские капоры отличались наиболее яркими и декоративными. Для оформления суконных шапок используются в основном два наиболее распространенных технических приема декорирования: вышивка бисером и аппликация цветными полосками ткани и ниток. Полосы орнамента, состоящие из нескольких рядов цветного бисера или тканевой аппликации, обычно располагаются по краям и основным швам капора. Мужские шапки орнаментировались бисерной или тканевой вышивкой так же богато, как и женские, но их украшение имеет несколько иной характер. В них в основном декорировали переднюю лицевую и затылочную части. [10, с. 74 – 82]
Обувь шилась из оленьих камусов или ровдуги (наподобие эвенкийских унтов) и украшалась бисером.
В настоящее время национальная одежда распространена достаточно широко; у поселковых жителей, особенно у женщин, используется преимущественно в качестве праздничной одежды.
ГЛАВА 2. Хореографическая культура долган
.1 Танцевальная культура долган в контексте с национальными костюмами
Пластическая традиция долган представляет собой локальный вариант традиционной хореографии северных якутов и имеет родственные связи с культурой эвенов, эвенков, ненцев, энцев, нганасан и русских старожилов. Долганские народные танцы подразделяются на три группы: западную, восточную и попигайско-анабарскую. Западная группа связана с хореографическим искусством ненцев, энцев и нганасан, восточная полностью переняла традиционную хореографию северных якутов, а также эвенов и эвенков.
Обрядовые пляски долган можно разделить на общеплеменные круговые (с песней) и шаманские. К первым относятся хейро и охуокай, ункуу, являющиеся круговыми танцами вокург шеста – куурэй хэйро. [7, с. 18-20]
Большую роль в традиционных долганских плясках играла одежда танцующих. Традиционная одежда – это тот редкий элемент материальной культуры, в котором аккумулирован не только художественный, но и богатый духовный опыт, народные поверья и представления. Обычаи и поверья, связанные с одеждой, составляют особый пласт в традиционном мировоззрении долган.
Одежда исследователями часто рассматривается не только как вещь, но и как знак, символ, передающий важную информацию о человеке, его возрасте, занятии и, наконец, о его социальной и этнической принадлежности. Одежда долган отличается полифункциональностью. Особый интерес представляют ритуальные и религиозно-магические функции, которые составляют единую знаковую систему. [10, с. 210]
Традиционная одежда как особая этнокультурная категория занимает видное место в обрядово-ритуальной сфере духовной жизни долган. Сакральный мир долганской одежды насыщен яркими образами, обусловленными традиционным представлением о жизни и смерти человека.
Современное состояние народного искусства долган в целом характеризуется устойчивостью традиционных форм и жанров. [10, с. 256]
.2 Описание традиционных танцевальных движений
долганин одежда танцевальный культура
Круговой обрядовый танец хейро (в переводе означает «встреча солнца») исполняется на открытом воздухе во время праздников и свадеб. Запевает обычно мужчина, произнеся одно слово «хейро». Остальные участники танца ему вторят и ведут танец по кругу вокруг воткнутого в центре круга хорей – шеста, которым погоняют оленей. [7, с. 20] Женщины и девушки в пении не участвуют, они молчаливо ходят по кругу. Танец предназначается для выражения приподнятого праздничного настроения, а также дает возможность молодым людям познакомиться с девушками.
Напев хейро строится на большой секунде и ритмической формуле ямба или хорея. Музыкальная формула танца состоит из трех элементов: восходящей секунды, примы на верхнем звуке (опорном) и примы на нижнем опорном звуке, образующих своеобразную волну с восходящей и нисходящей интонацией.
В процессе исполнения танца напев исполняется 11 раз и каждый раз с различными вариантами мелодического рисунка, отличающимися количеством повторов трех элементов внутри своей зоны, сменой акцента при различном произнесении слова «хейро». Более стабильными являются крайние элементы музыкальной формулы, повтор которых чаще трехразовый. В кульминации танца, соответствующей седьмому-девятому повтору напева расширяется зона второго элемента на тоне е1. [11, с. 45-46]
Прежде чем организовать круг, все участники хороводной пляски становятся в линию. Ведущий «запевала» кричит: «Хэйро, хэйро!». Движение в танце обычно начинают мужчины с медленного покачивания и протяжного пения в кругу с постепенным динамическим нарастанием темпа. Мужчины берут руки женщин снизу, соединив их в замок, поднимают на уровне пояса и начинают двигаться «основным движением по ходу солнца», замыкая круг. Далее, двигаясь по кругу, припевают в такт ударам ног: «Ёхорь-е, ёхорь-е, чах, чех, чех, ёхорь-ё» или «Хэй-нан-хачу, хай-нан-хачу». Основное движение «Хэйро» – прыгающий шаг с ноги на ногу – исполняется из шестой позиции ног, руки, согнутые в локтях, соединены в замок. На «раз» делается прыжок правой ногой вправо на всю стопу с наклоном корпуса, левая нога освобождается. На «и» левая нога ставится сзади правой, правая поднимается вперед, корпус выпрямляется.
Движение второе. Исходное положение: присесть на обеих ногах в шестой позиции, наклонить корпус вперед, плечи развернуть на 90º, правым плечом вперед, голову наклонить к правому плечу, правую руку вытянуть вперед, левую назад. «Раз» – сделать шаг вперед правой ногой на всю ступню, одновременно развертывая плечи на 90º, левая вытянутая рука идет через низ вперед, а правая – назад, голова поворачивается к левому плечу; «и» – приставить левую ногу к правой в шестую позицию; «два» – сделать шаг вперед левой ногой на всю ступню, одновременно развертывая плечи на 90º, правая вытянутая рука идет через низ вперед, а левая – назад; «и» – приставить правую ногу к левой в шестую позицию.
Движение третье. Исходное положение: встать лицом к центру круга, присев на обеих ногах в шестой позиции. «Раз» – сделать шаг правой ногой в правую сторону на всю ступню; «и» – приставить левую ногу к правой в шестую позицию; «два-и» повторить движение с правой ноги, исполненное на счет «раз-и».
Движение четвертое. Исходное положение: ноги в шестой позиции согнуты в коленях, взгляд перед собой. «Раз» – сделать шаг правой ногой в правую сторону, перенести тяжесть тела; «и» – приставить левую ногу к правой в шестую позицию; «два» – повторить движение, исполняемое на «раз»; «и» – сделать шаг левой ногой вправо вперед накрест правой ноги. Далее все повторяется с правой ноги.
Движение пятое. Исходное положение: руки раскрыть в стороны к центру круга, корпус развернуть на 90º по линии движения, ноги в шестой позиции. «Раз» – шаг вперед, по линии движения танца правой ногой, правое плечо вывести вперед; «и» – приставить левую ногу к правой ноге в шестую позицию, одновременно вывести левое плечо вперед; «два-и» – повторить движение с левой ноги, исполняемое на счет «раз-и».
Положение рук в «Хэйро» может иметь три позиции: в первой они сцеплены в замок и находятся внизу, во второй – сцеплены в замок и подняты на уровень пояса (локти прижаты к корпусу), в третьей – раскрыты в сторону на уровне плеч. При движении сцепленные в замок руки могут снизу подниматься снизу до пояса, а затем опускаться вниз.
Охуокай – общеплеменное танцевально-песенное действо с запевом и втором хора. Оно отличается от аналогичного жанра у саха (якутов) более медленным исполнением.
Охуокай – круговая пляска, сопровождаемая песней, состоит из двух частей: приглашения на танец и основной (танца на шагах). Приглашение осуществляют запевала и несколько участников. На «раз» делается шаг правой ногой вправо на всю ступню: на «и» левая нога притягивается к правой в шестую позицию; на «два-и» повторяется движение с правой ноги, исполняемое на счет «раз-и».
В основной части танцуют все участники. Они встают в круг и берутся за руки. На «раз» – шаг правой ногой вправо; на «и» – приставить левую ногу к правой в шестую позицию; на «два» – повторить движение на «раз»; на «и» – сделать шаг левой ногой вправо вперед накрест правой ноги.
Ункуу – круговой танец с поклонами. Форма запева – трехдольная, манера исполнения – медленная. Исходное положение: все участники становятся по кругу лицом в центр в шестой позиции, руки опущены вниз и соприкасаются – ладонь в ладонь – с руками партнера. «Раз» – все танцующие делают небольшой шаг левой ногой влево по кругу на всю ступню, одновременно медленно поднимая руки вперед; «и» – правая нога подтягивается к левой, руки идут до уровня груди; «два» – небольшой шаг чуть согнутой в колене правой ногой назад за левую ногу, руки медленно опускаются за спину; «и» – левая нога, скользя носком по полу, приставляется к правой, одновременно поднимаются руки и корпус. Далее все движения повторяются в быстром темпе. Сольные пляски обычно завершали танцевальную сюиту. [7, c. 24-26]
Шаманский фольклор представлен ритуалами ойуун (шамана) и удаган (шаманки), сопровождаемыми песнопениями, звукоподражаниями, речитациями, возгласами, танцами и игрой на бубне, звучанием подвесок-погремушек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Долганы – молодой этнос, относительно недавно сложившийся из трех этнических компонентов: якутов, эвенков и русских (затундровые крестьяне) в результате процессов ассимиляции и аккультурации. Это означает, что их традиционная культура, состоящая из компонентов разных этнических культур, требует особого анализа, который гораздо многогранней можно 4 осуществить при культурологическом подходе, нежели при конкретных специализированных этнографических методах исследования. Соответственно, в рамках настоящей работы культурологический подход применяется к материалам по традиционной культуре долган, полученным в ряде конкретных гуманитарных дисциплин.
Культура долган, как отмечали многие ученые, содержит целый ряд различных по характеру и происхождению этнических черт. Сочетание последних создает то неповторимое своеобразие, которое отличает долган не только от их ближайших соседей, но и других родственных народов, ведущих сходную хозяйственно-культурную деятельность и связанных с ними общностью происхождения.
Долганы сумели сохранить богатое художественное наследие, в котором сконцентрирован многовековой этнокультурный опыт, отражающий глубокие этнические традиции арктической культуры. Долганы, придавая своим танцам неповторимую выразительность, выработали только им свойственные черты. Бережно передавая из поколения в поколение, свое искусство предки долган распространили далеко на Север.
Кроме того, сохранение и возрождение долганских традиций является одним из непременных условий сохранения долганского этноса и его самобытной культуры, а это невозможно без учета анализа опыта предшествующих поколений, зафиксированного в разрозненных источниках, часто малодоступных для читателя. В контексте современных тенденций, связанных с сопротивлением долган культурной унификации, актуальным представляется обобщение накопленных наукой данных, касающихся тех этнокультурных традиций, которые долганы стремятся сохранить.
Современное состояние народного искусства долган а целом характеризуется устойчивостью традиционных форм и жанров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алексеев Г.Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган. – Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2005. – 438.
.Благодатов Г.И. Музыкальные инструменты народов Сибири // Сб. МАЭ. – Т.18. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958.
.Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII-XXвв.). – Л., 1969
.Историко-этнографический атлас Сибири / Под ред. М.Г. Левина и Л.П. Потапова. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. – 498с.
.Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 304 с.
.Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России / сост. Т.Н. Емельянова, М.В. Южанинова. – М.: Северные просторы, 2002
.Нилов Вячеслав. Северный танец: традиции и современность – М., 2005
.Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока / под ред. РАН СО ИФ. – Н.; Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2000.
.Попов А.А. Материалы по родовому строю долган // Сов. Этнография. – 1934 – № 6
.Саввинов А.И. Проблемы этнокультурной идентификации долган – Н.; «Наука». 2005
.Соктоев А.Б. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока // Новосибирск. Изд. института археологии и этнографии СО РАН. – 2000
.Фольклор народов Крайнего севера и Дальнего Востока России / сост. Е.Р. Акбальян. – М.: Северные просторы, 2002
.Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование /Ю.И. Шейкин; Под. общ. ред.Е.С. Новик; Нотография Т.И. Игнатьевой. – М.: Вост. лит., 2002. – 718с.: ил., карты, ноты.
.Шейкин Ю.И. Музыкальная культура народов Северной Азии. – Якутск: РДНТ, 1996. – 123 с.
.Шейкин Ю.И. Инструментальная музыка Югры. Новосибирск, 1990.
16.Сайт с Интернета: #”justify”>20.http://www.hrono.ru/etnosy/dolgany.html