- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,4 Кб
Требование к росту и массе артистов балета
Требование к росту и массе артистов балета
В настоящее время сложились следующие особенности балетного образования:
·ранняя профессионализация, когда освоение профессиональной программы начинается в десятилетнем возрасте;
·специальная конкурсная процедура приема, включающая выявление специальных параметров (способностей) тела, освидетельствование медиками и принятие решения о приеме на основании предшествующих заключений;
·наличие конкурсной процедуры промежуточной аттестации, по итогам которой учащиеся, не готовые к продолжению специальной балетной подготовки, исключаются не только на основании результатов освоения профессиональной программы, но и по телесным (физическим) параметрам, обусловленным физиологическими изменениями организма;
·обязательная ориентация профессиональной подготовки на требования работодателей – театров оперы и балета;
·конфликтность целей общего и профессионального образования; противоречие между традиционной системой подготовки специалистов балета и государственной системой профессионального и общего образования.
Как следствие эти особенности обуславливают ограничение абитуриента в праве получения образования по:
возрастным показателям (возраст приема не более 10-12 лет, после чего тело «костенеет» и освоение программы становится невозможным),
по физиологическим показателям, здоровью (форма тела, его состояние, пропорции и специальные физиологические особенности и способности – определяющее условие для освоения программы).
В связи с этим особое внимание уделяется росту и массе артистов балета.
Основную роль в подготовке артиста балета играет классический танец. «Он обеспечивает воспитание тела в движении, которое может служить подспорьем в любом танцевальном решении».
Классический танец (лат. classicus – образцовый) является основополагающей дисциплиной в хореографическом училище, ему принадлежит ведущая роль в профессиональном обучении будущих артистов балета. Именно на уроке классического танца и познается язык хореографии. «Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством классического танца, необходимо познать и усвоить его природу, его средства выражения, его школу». Школа классического танца – основа основ систематического, последовательного, методического обучения профессии артиста балета.
Верность традициям, строжайшая преемственность поколений являются залогом единства школы и ее высокой профессиональной культуры, что обусловливает творческую жизнеспособность балетной школы. «Сегодня лексика классического балета представляет собой многомерный комплекс элементов сценического танца, сформированный преемственной пластически изустной традицией и обогащенный творчеством выдающихся балетмейстеров прошлого».
Каждый ученик, или, как его еще до сих пор именуют, воспитанник, такой школы проходит «испытание» классикой – основным профилирующим предметом в профессиональном обучении артиста балета, что в будущем позволяет ему стать органичным танцовщиком не только в классическом репертуаре, но и в постановках современных хореографов. «Методика Вагановой – такой фундамент, что на нем можно построить дом любого стиля, от классики до модерна».
Профессия артист балета неординарна и как следствие обучение имеет только ему присущую специфику. Суть ее – в исключительно важной роли базовой восьмилетней подготовки и принятия детей на жесткой конкурсной основе. Специфика обучения профессии артиста балета диктует ряд методических принципов, проверенных практикой столетий балетного искусства:
) наличие соответствующих профессиональных данных;
) начало обучения с раннего возраста (с 10 лет);
) строгая системность;
) принцип изустно-пластического обучения;
) обучение ведется параллельно со сценической практикой (изучение классического наследия, участие в театральных спектаклях, концертах и т.д.);
) комплексный подход в преподавании хореографических и общеобразовательных дисциплин на основе их взаимодействия и взаимообогащения.
Основной идеей обновления является создание такого образовательного пространства, которое бы позволило формировать у учащихся навыки и склонности к сознательному обучению и личностному развитию через всю жизнь. Первым шагом к этому должно стать введение дисциплины «учись учиться». Справедливо в этом отношении высказывание Министра образования и науки России А.А. Фурсенко: «…Мы должны научить человека учиться, научить его совершенствоваться в течение всей жизни. Очень важно научить ребёнка адекватно воспринимать информацию, поступающую извне, различные проявления социальной действительности, мыслить самостоятельно, делать выбор и быть ответственным за свои решения. И посредством воспитательной работы, и через фундаментальные дисциплины, и через практические навыки ребёнок должен учиться жить, воспринимать окружающий мир». Следует отметить, что попытки направить обучение артистов балета не только на практическое, но и теоретическое осмысление профессии предпринимались и ранее, в советское время, когда на первом году обучения в училищах вводилась дисциплина «Введение в профессию» (1980-е годы). Ее содержание, как правило, сводилось к изучению истории балета в популярном виде, доступном восприятию 10-11 летних детей, что, безусловно, полезно. Однако этим проблема интеллектуальной и эмоциональной интеграции ученика в профессию не решается до конца. Кроме того, воспитывая пиетет к профессии, дисциплина не должна замыкать восприятие ее обучающимся исключительно на профессиональных проблемах, что, к сожалению, свойственно балетным традициям. Справедливо охарактеризовал их И.И. Соллертинский, когда писал, что плюсом балетного училища «был высокой профессионализм, исключавший возможность небрежного дилетантизма. Телесная тренировка начиналась с восьмилетнего возраста и беспрерывно тянулась вплоть до самого ухода со сцены. Отсюда – высокое, технически изощренное цеховое мастерство, методами своей специализации напоминавшее подготовку актеров в театре Индии или Японии. Отсюда, однако же, вытекали и все опасности сугубого профессионализма – пресловутая кастовая замкнутость, «жреческое» пренебрежение к профанам, консерватизм, поддерживавшийся, между прочим, и отсутствием письменной традиции, помноженные на недостаточное образование и узкий кругозор» .
Истоки этих явлений в происхождении балетного образования из военной системы. Как отмечает саранский исследователь Н. Догорова «педагогическая система в хореографии не была рождена самой педагогической практикой. Она произошла из другого – уголовно-правовых механизмов, присущих дисциплинарной власти, сложившейся на рубеже XVIII – XIX вв. Таблица, упражнение, здание, инструментарий, принцип труда, система запретов и наставлений, целый комплекс предписаний в решении построить изолированные друг от друга цеха – все это в своих общих чертах модели, которые выступали будто развитием или эскизом на уровне конкретных учреждений». Потому не удивительно, что традиции балетного образования являются такими крепкими и устойчивыми именно в России – стране с глубокими авторитарными традициями. В тоже время современная общественная ситуация в России ставит перед балетным образованием серьезные вызовы, связанные с демократизацией, расширением прав и свобод и учащихся и их родителей (законных представителей). Если в советское время обучение в хореографическом училище было очень престижным, то сегодня учебные заведения, готовящие артистов балета должны не только выявить способную к обучению часть детей, но и убедить ребенка и его родителей в целесообразности и преимуществах овладения профессией танцовщика. Сделать это при наличии такого огромного выбора видов образования, который предоставлен абитуриенту сегодня не так просто. Поэтому все сильнее ощущается необходимость коррекции педагогических подходов и содержания балетного образования, в том числе анатомические требования.
Наиболее благоприятный возраст для восприятия движения в хореографии – 10-11 лет, а затем – 15-16 лет. При этом нужно отметить, что у девочек процесс освоения движений более точный, чем у мальчиков в том же возрасте. С точки зрения обучения хореографии большой практический интерес имеет прогнозирование роста и изменений пропорций тела детей в процессе их развития.
Различают три основных типа или формы пропорций тела: первая форма – долихоморфная характеризуется относительно узким туловищем, плечами и тазом и относительно длинными ногами и руками, причем само туловище сравнительно короткое; вторая форма – брахиморфная в противоположность первой характеризуется относительно длинным и широким туловищем и сравнительно короткими ногами и руками; третья форма – мезоморфная – представляет собой среднюю форму строения тела, промежуточную между двумя предыдущими. В хореографии предпочтение отдается долихоморфному и мезоморфному типам сложения.
Необходимо принимать во внимание следующее: осваивая профессию артиста балета в течение 9 лет, ребенок проходит в своем развитии несколько периодов, в течение которых формируются его мышление, интересы, склонности, предпочтения. Существенно меняется способность к восприятию информационного материала. Поэтому процесс приобщения ребенка к профессии должен соответствующих возрастным его особенностям, и, следовательно, содержание должно различаться по глубине и сложности осмысления проблем.
Вопросы физического развития взрослого населения освещены недостаточно, в основном изучается динамика физического развития детей. Между тем регулярный контроль за физическим развитием является важной частью профилактического направления советского здравоохранения. Особенно это касается профессиональных групп населения с повышенными физическими нагрузками.
Д.А. Жданов в статье «Антропология и медицина» указывает на то, что антропология взрослых людей еще недостаточно изучается нашими учеными. Это связано с недостаточной разработанностью методик изучения физического развития взрослого населения, с отсутствием единых способов оценки физического развития по группам населения, которые удовлетворяли бы ученых.
Первым ученым, который провел изучение физического развития взрослых в России, был Ф.Ф. Эрисмап. Ему принадлежат первые работы по антропометрии взрослого населения. Он сделал вывод, что влияние рода занятий и соединенного с ним образа жизни является преобладающим по отношению к физическому развитию.
В понятие «физическое развитие» применительно к взрослому населению входит комплекс функциональных и морфологических свойств организма, определяющих запас его сил. Это понятие включает как морфологические признаки (рост, масса тела, окружность грудной клетки), так и функциональные (сила мышц кистей рук и спины, жизненная емкость легких).
П.Н. Башкиров (1967), следуя концепции В.В. Бупака, рассматривает физическое развитие человека как комплекс морфо-функциональных свойств организма, который в конечном итоге определяет запас его физических сил. В этом понимании физическое развитие человека становится мерилом физической дееспособности организма.
В спортивной медицине антропометрия занимает ведущее место. Она внедрена в физкультурную практику П.Ф. Лесгафтом и развита ого учеником В.В. Гориповским, который указывал па необходимость изучения физического развития спортсменов по видам спорта и установил стандарты их физического развития.
С открытием врачебно-балетного диспансера при Большом театре Союза ССР в 1965 г. началось диспансерное наблюдение за артистами балета Большого театра, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и Театра оперетты. В комплекс периодически проводимых обследований артистов балета входят и антропометрические измерения, которые заносятся в «Карты диспансерного наблюдения». Эти наблюдения проводятся и в постсоветский период.
Абсолютное значение росто-весового индекса с годами уменьшается как у балерин, так и у танцовщиков. У танцовщиков происходит более значительное уменьшение индекса, так как при сохранении прежнего роста увеличивается масса тела.
Росто-весовой индекс, выведенный на основании изучения антропометрических исследований артистов балета двух лучших театров страны, может служить эталоном для характеристики физического развития артистов балета, для оценки их балетной формы.
Уровень мышечной работоспособности признается одним из существенных показателей физического развития. Динамометрия показывает лишь силу кратковременного напряжения, а большее значение имеет выносливость мышц, отражающая способность к длительной работе.
На выносливость оказывают в зияние и волевые качества человека, регулируемые высшим отделом центральной нервной системы.
В. Розенблат дает показатели выносливости различных мышц: сгибатели предплечья – 109 с, разгибатели предплечья – 53.4 с, икроножная мышца голени – 422.1 – 78.5 с. Показатели статической нагрузки оцениваются следующим образом: очень низкие – до 44 с; низкие до 45-56 с; ниже среднего до 57-69 с; средние – до 70-84 с; выше среднего – до 85- 102 с; высокие – до 103-125 с; очень высокие – 126 с и выше.
Особенности возрастного снижения длины тела и интенсивность этого процесса находятся в прямой зависимости от профессионального состава обследованных и от физической нагрузки, приходящейся па опорно-двигательный аппарат. У танцовщиков снижение длины тела идет быстрее, чем у балерин.
Показатель роста учитывается при отборе артистов балета в театр. Следует отметить, что в Большом театре танцовщики выше среднего роста (176-180 см). В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко рост смешанный – средний и выше среднего (172-177 см).
Сохранение определенной стабильной массы тела для артистов балета очень важно, особенно для балерин. В дуэтном танце во время воздушных поддержек масса тела и мастерство балерины влияют на качество исполнительского мастерства. Кроме того, от массы тела балерины во многом зависит возникновение заболеваний позвоночника и верхних конечностей у партнера.
Масса тела танцовщиков Большого театра колеблется в среднем от 72,2 до 69,4 кг, а танцовщиков Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко – от 71,9 до 66,4 кг. С возрастом масса тела повышается, достигая максимума к 46-50 годам у мужчин и к 40-45 годам у женщин. В этом возрасте масса тела превышает уровень 21-25 лет у мужчин на 4,85 кг (6,9%), у женщин – на 7,68 кг (13%). У танцовщиков Большого театра масса тела в первые годы работы в театре несколько снижается, в среднем па 0,3 кг, а с 26 лет начинает увеличиваться: в 21 – 25 лет – 69,1 кг, в 26-30 лет – 69,5 кг, т. е. на 0,4 кг повышается; в 31-35 лет – 72,2 кг, т. е. на 3,4 кг больше, чем в возрасте 21-25 лет (па 4,7%); в 36-40 лет – 71,1 кг, т. е. на 2 кг больше, чем в возрасте 21-25 лет (на 2,8% от первоначальной массы).
Определяющей основой балетного образования является – телесный аппарат человека (тело). Именно этот аспект в недостаточной степени учитывался при формировании содержания подготовки артистов балета в прошлом, но сегодня должен быть обязательно принят во внимание.
С одной стороны, уже на ранних этапах предлагается нацеливать образование артиста балета не только на техническое изучение движений классического и других танцев, но и подвигать учеников к осознанному восприятию профессии (ее особенностей, ограничений, которые она накладывает на человека и его образ жизни, специфику труда и отдыха, способов построения карьеры и т.д.). С другой, в профессиональные (танцевальные) дисциплины работодатели предлагают привнести теоретическое изучение классического и других видов сценического танца (особенностей их выразительных средств, терминологии, эстетических характеристик и т.д.). С третьей, по мнению работодателей необходимо сосредоточить внимание учащихся на принципах и способах формирования их профессионального аппарата – тела.
Внесение вышеуказанных корректив должно привести к созданию новой модели подготовки артистов балета, ориентированной на современные требования профессии, искусства, социума, науки и культуры.
Для артистов балета анализ росто-весовых характеристик при помощи метода регрессии неприемлем, поскольку во время интенсивной артистической деятельности их масса тела всегда ниже должной, вычисленной по коэффициенту регрессии.
Абсолютное значение росто-весового индекса с годами уменьшается как у балерин, так и у танцовщиков. У танцовщиков происходит более значительное уменьшение индекса, так как при сохранении прежнего роста увеличивается масса тела.
весовой артист балет рост
Список использованной литературы
1.Догорова Н.А. Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от XVII до начала XX века : автореф. дис. … канд. искусствоведения : 24.00.01 / [Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева]. – Саранск, 2006. – С. 19.
.Соллертинский И.И. Статьи о балете. Л., изд. «Музыка», 1973. – С. 58.
.Фурсенко А.А. Главное – научить человека учиться.
.Фомкин А.В. Исторические традиции современного балетного образования (на материале деятельности Танцевальной Ея Императорского Величества школы – Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой). Автореф. дисс. СПб., 2008.