- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 18,83 Кб
Творческий подход в работе с коллективом современной хореографии
Оглавление
Введение
. Творчество как основополагающее явление во всех сферах деятельности человека
.1 Понятие творчества
.2 Творческая деятельность и творческий процесс
. Творчество в хореографическом коллективе современного направления
.1 Хореографический коллектив и его специфика
.2 Осуществление творческого подхода в работе коллектива современной хореографии
Заключение
Список литературы
Введение
Современная хореография – динамично развивающаяся система, органично соединяющая технику джазового танца, танца модерн и классического балета. Развиваясь в течении последних 40 лет, эта техника танца сформировала свой лексический модуль, форму урока и методику преподавания. Особенность лексического модуля, т.е. движенческого словаря современной хореографии, состоит в том, что в единое целое (комбинацию урока, сценическую композицию и т.д.) органически соединяются движения, характерные для танцевальных систем – антагонистов, какими на первый взгляд являются джазовый танец и классический балет. Однако именно эта «всеядность» позволяет создать свой богатейший, выразительный язык движений, характерный именно для современной хореографии. (8, 3)
В последнии годы наблюдается все больше миксовых танцевальных техник, которые объединяют все основные системы. Хореографы в своих постановках стараются найти прежде всего что-то новое, необычное, вне зависимости от лексической принадлежности. Хореограф мыслит движением, а поскольку профессиональные хореографы владеют множеством танцевальных техник, то процесс заимствования и соединения неизбежен. И это естественный процесс интеграции. Поэтому в настоящее время не ставятся, какие-то строгие рамки, главное – творчество. (7, 7)
Именно поэтому вполне оправдано обращение к опыту профессиональных школ при работе с любительским хореографическим коллективом. Естественно, что знание основных дисциплин не менее необходимо для руководителя любительского коллектива, но организация и содержание работы в этих условиях должны быть иными, поскольку творческие интересы его участников носят иную направленность. Собственно учебный процесс в любительских коллективах протекает в той же последовательности, однако овладение профессиональными навыками и освоение репертуара подчинены максимальному развитию творческих способностей. (4, 7)
Собственно сама работа с подобными коллективами должна являться единым творческим процессом, где учащиеся постепенно развивают свои способности и, со временем, совместно с педагогом включаются в творческую деятельность при создании новых пластических решений, танцевальных композиций, а, может быть, и создания репертуара.
Однако далеко не все педагоги идут по этому пути, что очень наглядно просматриваеся в их конечном результате – сценической деятельности. Отсутствует творческая «изюминка» не только в пластическом решении хореографической постановки, но и в исполнительском мастерстве и выразительности участников коллектива. Все «сухо», однообразно и неинтересно.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в настоящее время достаточно остро стоит проблема популяризации творческого подхода в работе с коллективами современной хореографии.
Цель данного исследования: Выявить наиболее эффективные методы в работе с коллективом современной хореографии через творчество.
Объект: Процесс работы с коллективом современной хореографии.
Предмет: Творческий подход в работе с коллективом современной хореографии.
Задачи:
Проанализировать теоретические источники по исследованию темы.
Разработать понятийный аппарат.
Выявить влияние творческого подхода на работу хореографа – постановщика с коллективом современной хореографии.
Для исследования проблемности заявленной выше темы были использованы книжные источники по мастерству хореографа, теории и истории современного танца, методические пособия по руководству любительскими хореографическими коллективами, а так же отдельные статьи по проблемности в хореографии.
Л.Д. Ивлева. «Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом». В основу учебного пособия легли теоретические и практические труды видных педагогов, психологов, деятелей хореографического искусства, а так же многолетний опыт педагогической работы автора. Рассматриваются психолого – педагогические аспекты руководства любительским хореографическим коллективом соответственно этапам его развития.
В.И. Панферов. «Мастерство хореографа». В основу этого труда положен анализ теоретических трудов и практической деятельности хореографов – постановщиков, заложивших основы мастерства хореографа, а так же многолетний постановочный и педагогический опыт автора.
В первом разделе изложены вопросы формирования профессии хореографа, развития его творческих способностей, творческие и организационные методы его деятельности. Во втором разделе значительное внимание уделено вопросам сочинения хореографического текста и основам композиции танца.
Четвертые раздел посвящен авторским вариантам практических занятий и индивидуальным занятиям для самостоятельной работы студентов.
В.Ю. Никитин. «Модерн – джаз танец. Методика преподавания». Автор книги основное внимание уделяет процессу воспитания будущих педагогов современного танца, проводит разбор основных ошибок молодых педагогов. В разделе «Практика» даны описания уроков для более продвинутого уровня обучения.
В.Ю. Никитин. «Модерн – джаз танец. Продолжение обучения». Автор на основе сравнительного анализа изученных техник танца и практического опыта рассматривает вопросы методики преподавания модерн – джаз танца на продвинутом этапе обучения.
В.Ю. Никитин. «Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника». На основе анализа литературного опыта отечественных и зарубежных авторов В.Ю. Никитин развернуто излагает историю развития модерн – джаз танца, методику его преподавания. В этой работе так же даны примерные упражнения для всех разделов урока по модерн – джаз танцу.
И.В. Смирнов. «Искусство балетмейстера». Автор данного пособия пишет о специфике самодеятельного танцевального коллектива, об особенностях творческой балетмейстерской деятельности на базе любительского коллектива. Автор обобщает опыт работы ведущих балетмейстеров и профессиональных коллективов страны его периода времени в единстве вопросов композиции танца, драматургии, принципа работы над образом и т.д.
С Новак. «Размышления о танцевальной импровизации». В этой статье автор ищет определение термину «импровизация», проведя небольшой экскурс в историю появления и развития современной хореографии, размышляет о роли импровизации в этом процессе и в процессе подготовки молодых хореографов.
А. Киссельгоф. «Танцовщик и танец». В Этой статье – интервью приводятся размышления Мерса Кеннингема о взглядах на проблемы создания современного балетного спектакля, о поисках новых композиционных и лексических решениях.
А.Р. Рахманова. «Терапевтический потенциал контактной импровизации». Опираясь на определенные литературные труды, опыт коллег и свой собственный, автор этой монографии рассматривает контактную импровизацию как определенный терапевтический метод, входящий в систему танцтерапии.
М.В. Судакова. «Импровизация в современной хореографии». Данные методические рекомендации предназначены для руководителей коллективов современной хореографии. Импровизация во времени, пространстве, в развитии самого движения – как исследование возможностей и поиск новизны в хореографии и раскрытие творческого потенциала хореографа и исполнителей.
Выготский Л.С. «Психология искусства». Автор исследует историю развития личности, и, опираясь на труды предшественников и собственные изыскания, выдвигает собственную теорию творчества. В этом труде он доказывает, что творчество заложено в каждом человеке от рождения, а не присуще только избранным.
1. Творчество как основополагающее явление во всех сферах деятельности человека
.1 Понятие творчества
Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. О глубоком интересе к этому предмету можно судить хотя бы по уходящему вглубь веков и неугасающему стремлению создать «теорию творчества», вернее, по многократным попыткам ее построения. Попытки эти, конечно, не были строго научным воспроизведением законов объективной действительности, не представляли собой логически завершенной системы знаний. В большинстве случаев они охватывали, описывали действительность на уровне поверхностей явлений, нередко – фантастики, резко искаженно, идеалистически.
На рубеже 19 – 20 столетий в труде «Введение в теорию и психологию творчества» С.О. Грузенберга начала складываться как специальная область исследования та «наука о творчестве», которая именовалась «психологией творчества». Она вырастала из «теории творчества», существенно не отличаясь от своей предшественницы. Вопросы «теории» и «психологии» творчества рассматривались во многих работах начала 20 века. Такое рассмотрение даже формально объединялось общим названием – «теория и психология творчества». Никаких четких границ между тем и другим не было, одно растворялось в другом.
Ориентировочно представление об истории, общей направленности, характере «теории и психологии творчества» можно составить, например, по зафиксированным впечатлениям наблюдателей того времени.
Однако С.О. Грузенберг свою теорию и вкрапленную в нее психологию не решался отнести к числу научных дисциплин. С его точки зрения, это, скорее, тенденциозная группировка отрывочных фактов и случайных эмпирических данных, выхваченных без всякого метода, без всякой системы и связи из области физиологии нервной системы, невропатологии, истории литературы и искусства.
В свое время творцы науки, техники, искусства, стихийно осуществляемые ими открытия, изобретения вполне удовлетворяли темпы развития общества.
Затем обстоятельства резко изменились. Исследования эффективности творчества оказалось под воздействием острых жизненно важных потребностей. Характерная особенность исследований того времени состояла и в том, что в большинстве из них, как правило, не усматривалось отчетливой связи с производственной деятельностью людей. Внимание сосредотачивалось либо на художественном, либо на научно-философском творчестве. Проблема повышения эффективности созидания ценностей также не была актуальной. Большинство авторов выражали глубокое убеждение в том, что сознательная деятельность людей ни в какой мере не может повлиять на формирование гениальных творцов. В творчестве видели наиболее выраженную свободу проявления человеческого духа, трудно или вообще не поддающуюся научному анализу. Идея о существовании объективных законов творческой деятельности человека, которые могут быть вскрыты и использованы хотя бы в отдаленном будущем в целях повышения творческого потенциала, казалась весьма маловероятной.
До середины 20 века исследованиям творчества не придавалось существенного значения: общество не имело острой потребности в такого рода исследованиях – появление лиц, отвечающим эстетическим требованиям общества было стихийно. Иначе говоря, научно-техническая революция создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества. Главная особенность этого этапа связана с резким сдвигом в типе социальной стимуляции исследований творчества в области науки. Если прежде общество не имело острой практической потребности в таких исследованиях и основным стимулом совершенствования данной области знаний оставалась любознательность, то теперь новый стимул требует создание условий управления творческой деятельностью.
И уже во второй половине 20 в. выдающимся психологом Л.С. Выгодским была исследована история развития личности человека, деятельности, выполняемой им. Его исследования доказали, что в каждом человеке заложены задатки творчества с рождения. По его мнению: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Это показывает, что Л.С. Выгодский решительно возражает против того, что творчество является уделом избранных: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития».
Уже из этого легко видеть, что обыденное представление о творчестве не вполне соответствует научному пониманию этого слова. В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие произведения литературы, живописи и т.п. Обыватель охотно признает и легко узнает творчество в деятельности Толстого, Пушкина и т. д., и нам обычно представляется, что в жизни рядового человека этого творчества нет вовсе.
Однако творчество на деле существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое.
Суммируя все вышесказанное, наиболее верным необходимо считать современную трактовку понятия «творчество», приведенное в современных словарях. ТВОРЧЕСТВО – деятельность, порождающее нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. (3, 76)
1.2 Творческая деятельность и творческий процесс
Само понятие «творчество», как обобщенное действие, неразрывно связано с двумя следующими понятиями, которые собственно и являются составляющими его – это «творческая деятельность» и «творческий процесс».
Любую обобщенную деятельность индивида или же группы людей, к которой проявляется неподдельный интерес и, соответственно, имеющая творческое начало, можно смело назвать творческой деятельностью. Как правило, это достаточно протяженный во времени этап, включающий в себя совокупность различных процессов, направленных на создание чего-то нового, «шлифовку» и преобразования уже созданного ранее. В современных трудах этой деятельности дается следующее определение:
Творческая деятельность – осознанная, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности; создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.п., способствующие дальнейшему развитию культуры. (3, 76)
Данное определение больше подходит к культурной сфере деятельности общества, однако, по большому счету верно и по отношению ко всем областям человеческой деятельности.
Подчеркивая роль творческой деятельности в культуре, нельзя вместе с тем недооценивать ее репродуктивной и воспроизводящей функций. Эти функции необходимы для поддержания жизни человеческого общества и сохранения накопленного им опыта. Они спасают культурное наследство от разрушительного воздействия времени.
Без творческой деятельности общества не только изменение, но и сохранение культуры было бы не всегда возможно. Когда в обществе замирает творческая деятельность людей (а это, к сожалению, случлось в истории), его способность адаптироваться к изменениям среды падает. Утратившие смысл в новых условиях традиции становятся мертвым грузом, лишь отягощающим жизнь, и постепенно разрушаются, а новые, более эффективные формы поведения не приходят им на смену. Это ведет к деградации культуры и примитивизации образа жизни. Забываются знания и умения, которые оказываются «лишними», хотя при творческом подходе к их использованию могли бы принести пользу. Подвергаются эрозии и гибнут сооружения, произведения искусства, рукописи, книги – материальные воплощения культуры прошлого, для сохранения и восстановления которых недостает ни сил, ни желания, да и нет возможности, так как для этого нужно было бы изобрести новые средства и новую технику.
Творческая деятельность – это механизм не только созидания нового, но и удержания старого в «работоспособном состоянии». Созидая новое, подобная деятельность не просто отвергает старое, а преобразует его, развертывает заложенные в нем потенции. В творческом диалоге наряду с голосом нового звучит и голос старого. Действительно, прислушаемся более внимательно к поисковому диалогу. Голос одного из его участников – «органа генерации» – дышит оптимизмом и надеждой. Он уверен, что делает свое дело хорошо, если предлагаемые им идеи обладают новизной: ведь его назначение в том и состоит, чтобы создавать новое. Голос другого участника – «органа селекции» – куда менее оптимистичен. Утверждая, что новое не всегда заслуживает одобрения, он то и дело вмешивается в работу собеседника, критикует ее результаты, уговаривает его соблюдать определенные «технологические нормы», выбросить на свалку одни заготовки и взяться за другие. Он видит свою цель в том, чтобы среди многочисленных идей выделить те и только те, которые обладают значимостью для решения творческой задачи, и сооружает из имеющихся у него в распоряжении нормативов фильтры, сквозь которые способны прорваться лишь значимые идеи.
Таким образом, «орган генерации» ответствен за новизну, а «орган селекции» – за значимость результатов творческой деятельноси. Голос первого есть голос новизны, а второго – голос значимости. Но новизна и значимость – это определяющие характеристики не только понятия «творчество», но и важнейшие составляющие всей творческой деятельности в целом.
Более узкое понятие, которое является составляющим звеном творческой деятельности – это творческий процесс.
В современных литературных источниках он характеризуется как « совокупность стадий работы художника, писателя, ученого по воплощению замысла в законченное художественное произведение или научное сочинение».
Однако, даже несмотря на художественную и научную направленность, любой процесс, отмеченный творческой окраской, подпадает под это определение. Любая точечная деятельность по созданию чего-то конкретного, отличающегося от уже имеющегося чем-то новым, а, порой, и принципиально ново по сути, строящееся по схеме «замысел – созидание – конечный продукт», уже является творческим процессом.
Творческий процесс, как и вся творческая деятельность, – понятие динамичное, он должен находиться в постоянном движении.
Работа над какой-либо новой ценности для общества должно являться позывом, необходимостью для создания чего-то более совершенного.
Непрерывность совокупности таких процессов, как непрерывна и совокупна работа отдельных колесиков в часовом механизме, переход от одного процесса к другому, как стремление к совершенствованию, в общем целом и составляют механизм более общего понятия «творческая деятельность».
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что понятия «творчество», «творческая деятельность», «творческий процесс» – основные инструменты творческого подхода во всех сферах деятельности общества, а так же главная необходимость в деятельности объединений художественной направленности.
2. Творчество в хореографическом коллективе современного направления
.1 Хореографический коллектив и его специфика
творчество принцип хореографический коллектив
Эстетические вопросы хореографии в нашей специальной литературе до сих пор еще представляют мало изученную область. Происходит это потому, что по давней традиции хореографическое искусство незаслуженно считается узким, сугубо специфическим, отделенным от широкого круга мировоззренческих проблем, стоящих перед нашей эстетической наукой. Между тем, богатая и многообразная практика искусства танца, не выпадай она из сферы нашей эстетики, могла бы иметь для нее большое значение. Российское хореографическое искусство, обращаясь к вершинам хореографической мысли прошлого, отбирает для себя все не приходящее, способное к развитию, к совершенствованию художественных возможностей танцевального языка.
Сегодня искусство современной хореографии, как никогда, переживает период бурного роста, смело обновляет свою образную поэтику, образно-эмоциональное содержание, органично способное к танцевально-пластическому выражению передовых идей современности.
Каждый вид искусства, постигая благодаря своей образной специфике те или иные сферы объективной реальности, уже в силу этого обстоятельства обладает своими, только ему присущими закономерностями. Прежде всего, здесь надо отметить свое особое художественное пересоздание мира, свойственное только данному искусству, объективно заложенное в системе его изобразительно-выразительных средств. То, что характерно для музыки, отлично от того, что постигается поэзией или живописью. Однако ограниченность в непосредственном отражении, свойственная каждому искусству, в действительности оборачивается его многозначностью, постижением сущности.
Современная хореография непосредственно связана с новаторскими поисками художественного освоения объективной реальности, его насущные проблемы входят в общее русло проблем эстетики.
Являясь искусством подлинно интернациональным, танец переносится из страны в страну, постоянно обогащаясь и развиваясь.
Российское хореографическое искусство, обращаясь к вершинам хореографической мысли прошлого, отбирает для себя все непроходящее, способное к развитию, к совершенствованию художественных возможностей танцевального языка.
Мир хореографической образности диктует свои законы отображения действительности. Танец, в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более, чем другой вид искусства, чужд натуралистической подробности, житейской повседневности, обыденной достоверности. Вместе с тем, балетмейстер-композитор танца, не может творить вне связи с действительностью. Связь носит не буквальный, а опосредованный характер, она необходимо осуществляется с учетом общих эстетических законов и образности хореографического искусства. Язык танца – это, прежде всего язык человеческих чувств и если слово что-то обозначает, то танцевальное движение выражает, и выражает только тогда, когда находясь в сплаве с другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения.
Обобщенность и многозначность хореографической пластики требует применения особых законов отображения действительности, состоящих в поэтической условности хореографических образов. Секрет воздействия танца состоит в силе выражения человеческих дерзаний, в передаче чувств высокого накала, в отвлечении от всего мелкого и случайного. Хореографические образы, как правило, несут в себе отображение этапных, ключевых моментов жизни, и благодаря своей высокой опосредованности и взволнованной приподнятости они оказываются способными постигнуть ее сущность. Если подвести черту под всем ранее сказанным, то это и есть основное отличие и специфика хореографии и современного танца как такового, от других видов искусства.
Носителем данного вида искусства, как правило, являются хореографические коллективы. Соответственно, специфика хореографического искусства накладывает свой отпечаток на работу таких объединений, в том числе и любительских. Что же собой представляет хореографический коллектив? Если присмотреться к его участникам, то это люди, объединенные общим интересом к конкретному танцевальному направлению, собранные воедино руководителем – хореографом. У подобного творческого объединения всегда есть определенная цель, – формирование многосторонней творчески развитой личности посредством хореографического искусства. Одна из первых задач – постоянное качественное совершенствование и рост исполнительских возможностей, а так же развитие и пополнение творческого потенциала и самого руководителя и участников, что само собой дает мощный толчок и для повышения общего уровня всего коллектива.
В настоящее время особой популярностью пользуются коллективы современной хореографии. И это не случайно, так как именно этот вид хореографического искусства имеет необозримые возможности в творческом аспекте. Современная хореография, имея свои определенные принципы, собрав в себе все самое ценное и прогрессивное из других танцевальных школ, дает бескрайний простор полету творческой мысли.
Возможность изобретать новую пластику движения, развивать и воплощать ее на сцене, возможность самовыражения и самореализации и есть главное специфическое отличие работы коллектива современной хореографии.
2.2 Осуществление творческого подхода в работе коллектива современной хореографии
Для того, что бы потенциал хореографического коллектива постоянно расширялся, необходим определенный творческий подход в работе с ним. Однако он не должен быть спонтанным, от случая к случаю. Весь творческий, как и учебный процесс строится по определенным принципам, отвечающим современным требованиям всего образовательного процесса:
Принцип гуманности и толерантности, т.е. человечное, благожелательное отношение ко всем участникам (сторонам) образовательного процесса, уважение к их человеческому достоинству, независимо к их социальной причастности, полу, возрасту и т.д.
Системность и целостность программного обеспечения образовательного процесса.
Принцип «восхождения». Построение образовательной программы по принципу «от простого к сложному».
Принцип креативности, т.е. творческий подход к построению урока, способу передачи изучаемого материала, побуждение к творчеству учеников.
Принцип сотрудничества (сотворчества) преподавателя и учащихся.
Л.Д. Ивлева в учебном пособии «Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом» приводит более лаконичную и обобщенную систему принципов, применимых в обучении:
«Процесс обучения участников любительских коллективов основывается на общепедагогических принципах дидактики:
активности;
единства теории и практики;
наглядности;
доступности;
систематичности;
прочности усвоения знаний;
индивидуального подхода». (4, 7)
Все это должно прочно ложиться в основу как творческой деятельности в целом, так и в творческом подходе в частности.
Чем же характеризуется само понятие «творческий подход»? Прежде всего это совокупность неординарных, креативных способов побуждения к определенной деятельности, соотнесенной с творчеством. Правильно поставить творческую задачу, найти необычное, ни на что не похожее решение – это и есть основная сущность творческого подхода, относится ли это к развитию творческих способностей или же к самому творческому процессу непосредственно.
Для того, что бы успешно применять творческий подход в работе с коллективом, руководитель прежде всего сам должен так называемым творческим методом хореографа. Вот как это метод характеризовал В. И. Панферов в учебном пособии «Мастерство хореографа»:
«Творческий метод хореографа – это разнообразие возможных приемов творческой работы, используемых хореографом в работе над хореографическим произведением. Это способность выявлять новые танцевальные формы, композиции, движения. Это совершенствование творческих компонентов деятельности хореографа.
Творческая деятельность в работе хореографа весьма специфична. Эта специфика обусловлена, прежде всего тем, что хореограф, действительно, более чем какой – либо другой художник связан с движениями человеческого тела. Используя движения как материал для создания сценического хореографического образа, он в первую очередь должен создать не только условную (искусственную) среду сценического (хореографического) пространства, но и придать всему этому правдивый характер. Как всякий подлинный художник, хореограф одухотворяет созданное хореографическое произведение своим творческим воображением, своими сокровенными мыслями и чувствами, в конечном счете, отражающим его, хореографа, взгляд на мир и человека вообще.
Для определения значимости хореографического произведения необходимо выявить основные компоненты, из которых обычно складывается работа хореографа над этим произведением. Одним из них является выбор темы, идеи, сюжета, которые его больше волнуют, к чему он больше тяготеет, то, что созвучно творческим интересам хореографа. ….
Показателем творческого метода является связь условных приемов хореографического искусства с эмоциональной конкретностью сценического образа. Нарушить эту связь – значит уничтожить возможность разрешать средствами танца задачи, поставленные хореографом перед исполнителем в решении образа.
Говоря о специфике работы хореографа, мы имеем в виду ту особую целенаправленность, благодаря которой он уже с первых шагов начинает не только мыслить средствами хореографии, но и формировать свое действие с помощью этих средств. Каждый хореограф, разумеется, идет своим путем, но есть и общие закономерности воплощения замысла».
Этот творческий метод можно смело признать как творческий подход в процессе работы над хореографическим произведением самого хореографа. Однако, что бы решить все задачи, возникающие в творческом процессе, необходимо привлечение к их решению и участников коллектива.
Современная хореография, как, например, модерн – джаз танец, имеет уникальную специфическую особенность стремительно развиваться, заимствуя какие – то технические компоненты, интересную манеру и стиль движений из других альтернативных, инновационных, иногда только формирующихся школ танца (контемпорари, контактная импровизация и т.д.). Это позволяет в процессе репетиционной деятельности экспериментировать над новым материалом, интерпретировать его, создавать из различных по принадлежности к школам движений интересные миксты.
Подобная особенность дает возможность предлагать участникам коллектива современной хореографии различные творческие задания, позволяющие им не только развивать свои творческие способности, но и принимать участие в процессе создания новаторских идей в области лексики, образов и постановочной работы в целом.
Для того, что бы конкретизировать этот тезис, необходимо привести примеры подобных творческих заданий.
. Творческие задания на создание собственных оригинальных лексических связок:
разобрать на составные части определенное движение и развить его в пространстве, во времени, в различных темпах;
на основе изученного материала создать танцевальную фразу по заданной схеме (например: шаги – вращение – связка – прыжок – поза);
одну и ту же танцевальную комбинацию разложить в различных темповых и характерных решениях;
интерпритировать готовую танцевальную комбинацию, т.е. переложить в другой стиль хореографии (например: заготовку из классического танца переложить в стиле модерн – джаз танца).
. Творческое задание для участников коллектива на создание образов:
на предложенный музыкальный материал придумать свой собственный образ («что я вижу под эту музыку, что она мне навевает?»);
придумать любому предмету два – три образа и показать их в короткой танцевальной миниатюре (пример: ведро может быть в образе шляпы, стула, барабана и т.д.);
с помощью одной, специально заготовленной танцевальной комбинации, под соответственно предложенный музыкальный материал попытаться выразить заданные эмоции, например, печаль, негодование, радость, гордыню и т.д.
Творческие задания могут носить различный характер. Если хореографию связать с живописью, то можно предложить участникам коллектива продолжить неоконченное движение героя какой – либо картины, используя различные направления современной хореографии, рассказать в танце о внутреннем мире этого персонажа. Наконец, придумать историю этого персонажа.
Такие задания могут быть индивидуальными, парными и групповыми – все зависит от насущно поставленных задач, уровня подготовки участников и творческого разнообразия мышления хореографа.
Одним из самых интересных методов для развития творческого потенциала руководителя и участников является импровизация. Импровизация, как основной инструмент исследования возможностей собственного тела, движения вообще, дает огромный шанс для самовыражения и самореализации, очень часто используется для творческого поиска в решении различных задач.
Часто используемая в различных направлениях современной хореографии, она переросла в собственное, отдельное направление – контактную импровизацию. Решение многих танцевальных задач двумя партнерами или группой участников с помощью контактной импровизации уже само по себе непрерывный творческий процесс, творческий подход к каждому малейшему движению.
Творческий подход должен проявляться не только в какой – то отдельной части репетиции, но и во всей репетиционной деятельности в целом.
Необходимо творчески подходить к построению каждой репетиции. Каждая из них должна быть выстроена так, чтобы мало походила на предыдущую, была целенаправленна, а рабочий материал варьировался так, что бы эта цель обязательно была достигнута. Как правило, такой творческий подход к репетиционной деятельности вызывает хорошую ответную реакцию, дает прекрасные результаты в творческой отдаче.
Постоянно развивающееся большими темпами искусство современной хореографии требует к себе не только работоспособность, но и неординарность и творческость в подходе к нему.
Таким образом, необходимость творческого подхода в работе с коллективом современной хореографии неоспоримо, и только при этом условии возможна полноценная творческая деятельность, дающая высокий результат и достижение основной цели, которую ставит перед собой руководитель и коллектив.
Заключение
Подводя итог данного исследования, можно сделать следующие выводы, что проанализировав теоретические источники по заявленной теме, выявив влияние творческого подхода на работу хореографа – постановщика с коллективом современной хореографии, были выявлены наиболее эффективные методы в работе хореографа сданным коллективом посредством творчества. Любое искусство неразрывно связано с творчеством, а наличие творческого процесса говорит о том, что это искусство развивается, живет. В настоящее время современная хореография – один из видов искусства, который развивается наиболее стремительно и бурно. Возникшая в XX веке как альтернатива более консервативной школе классического танца, ее школа не только, набирая иногда немыслимые темпы, увеличивает свой диапазон, но и по-прежнему раскрывает перед своими последователями безбрежные возможности для исследования и новых творческих находок. Коллективы современной хореографии – плодородная почва для взращивания новых ростков открывателей в хореографическом творчестве. Единство интересов и грамотная организация работы руководителем подобного коллектива непременно дадут высокий результат. Однако, единожды получив его и успокоившись, такое объединение, остановившееся в развитии, непременно откатится назад. Для того, что бы этого не происходило, необходимо, что бы творческий процесс был в постоянном движении, шел поиск нового и неизведанного. Это реализуемо только при наличии творческого подхода ко всем сторонам работы с коллективом современной хореографии. Необъятные горизонты возможностей, которые предоставляет современная хореография, исследование этих горизонтов само собой подразумевает наличие творческого подхода как главного метода исследования и обязательного условия дальнейшего развития самого коллектива.
Список литературы
1. Архангельский А. Балет без правил. <http://ogoniok.com>
. Выготский Л.С. Психология искусства. М.;1986.
. Ершова Т.М. Народная художественная культура: учеб. терминол. слов./ Челяб. гос. акад. культуры и искусств; Челябинск, 2009 – 106 с.
. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Учеб пособие /ЧГАКИ. – Челябинск, 2009 – 58 с.
. Киссельгоф А. Танцовщик и танец. Журнал «Советский балет», 1991.
. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника. Москва, 2004.
. Никитин В.Ю. Модерн – методика преподавания. «Я вхожу в мир искусств» №12. Москва, 2002.
. Никитин В.Ю. Модерн – продолжение обучения. «Я вхожу в мир искусств». №4 Москва, 2001.
. Панферов В.И. Курсовая и дипломная работа: Методические рекомендации / ЧГАКИ. Челябинск 2008. – 48 с.
. Панферов В. И. Мастерство хореографа: учебное пособие. ЧГАКИ. Из-во ООО «Полиграф – Мастер», 2009. – 368 с.
. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. Учеб. пособие для студентов культ.- просвет. фак. Вузов культуры и искусств. – М., Просвещение, 1986. – 192 с.
. Судакова М.В. Импровизация в современной хореографии. Сборник научных трудов кафедры хореографии за 2003 – 2004 г. Хабаровск. ХГИИК, 2004. – 54с.