- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,07 Кб
Творчество А.А. Пластова
Содержание
Введение
. Начало творческого пути А.А. Пластова
. Крестьянская тема в работах А.А. Пластова
Заключение
Список литературы
Введение
Редкая цельность отличает творчество Аркадия Пластова. Одной теме отдал он всю свою яркую силу живописца. Тема эта – жизнь, мирный труд советского крестьянина, здоровое полнокровное бытие землепашца в гармоничном единении с природой.
Жанровые картины художника – не выдуманные занимательные истории и не протокольный, будничный пересказ увиденного. Образы его произведений лишь на первый взгляд просты. Внимательный зритель откроет в них большую глубину и поэтичность. Вышедший из народа – самобытный, искренний, душевно-щедрый и в то же время по-народному мудрый – художник писал только то, что сердечно любил, что глубоко почитал.
Творчество Пластова сродни русской песне – то звонкой и задорной, то тихой и задушевной. В ней поется о родной земле, о свежих зорях, жарких полднях, синих ночах, о первом снеге, буйном цветении лугов, об опустевшем осеннем поле; ведется нескончаемый сказ о сельских тружениках, пасущих стада, поднимающих тяжелые пласты земли, в жаркую деревенскую страду убирающих рожь и весело отмечающих праздник урожая.
Яркой вереницей проходят в картинах Пластова мудрые старики, молчаливые старухи, полпые сил молодые колхозники, малые ребята, деловитые и независимые. Образы произведений Пластова связаны живыми крепкими узами с традициями русского демократического искусства XIX века, близкого живописцу идейностью и гуманизмом. Но содержание его произведений, окрашенное оптимизмом, насыщено мыслями и чувствами, которыми живет советская страна. Интерес к искусству проявился у Пластова очень рано. И это не случайно. Отец, дед и прадед будущего художника расписывали сельские храмы.
Путь Пластова к искусству был длительным и нелегким. Лишь страстная одержимость искусством, исключительное упорство и работоспособность помогли ему преодолеть все трудности. Жизнь художника сложилась необычно. Не только внешние обстоятельства связали его с деревней, но и глубокие творческие узы сделали его жизнь немыслимой в отрыве от природы и от народа.
1. Начало творческого пути А.А. Пластова
Аркадий Александрович Пластов родился 18 (30) января 1893 года в старинном селе Прислонихе Симбирской губернии. По окончании сельской школы учился в Симбирске (ныне Ульяновск) в духовном училище, затем в семинарии. Среди преподавателей и учеников здесь встречались интересные, талантливые и свободомыслящие люди. Наряду с историей, литературой, философией в семинарии факультативно преподавалось рисование.
От молодого педагога-художника Д. И. Архангельского – впервые Пластов многое узнал об искусстве. «Чудесный мир прекрасного стремительно развертывался передо мной», – писал об этом времени художник. Постепенно установились связи с местной интеллигенцией, и новые друзья, поддерживая мечту одаренного семинариста учиться живописи в Москве, выхлопотали ему стипендию от Городской земской управы. В 1912 году Пластов оставил семинарию и отправился в Москву. В Училище живописи, ваяния и зодчества его постигла неудача. Пришлось поступить вольнослушателем в скульптурную мастерскую Строгановского центрального художественно-промышленного училища и заниматься прикладным искусством – резьбой по дереву и слоновой кости, литьем из бронзы. Однако влечение к живописи заставляет юношу самостоятельно систематически писать маслом. Тепло вспоминал он преподавателя композиции художника Ф. Ф. Федоровского, советами и участием поддержавшего его в это время. В 1914 году наконец удалось поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества. После Строгановского училища, полагая, что неплохо бы ее (скульптуру) изучить наравне с живописью, чтобы в дальнейшем уже иметь ясное понятие о форме, Пластов идет на скульптурное отделение, которым руководил С. Волнухин. Незаметно прошли три года. Параллельно с основной программой самостоятельно занимался живописью, иногда посещая живописные мастерские. После Волнухина своими учителями Пластов называл Л. Пастернака, А. Корина, А. Васнецова, А.Архипова, А. Степанова – представителей реалистического направления, связанных с Товариществом передвижных художественных выставок и Союзом русских художников. Училище, однако, не стало для будущего мастера подлинной школой мастерства.
Летом уезжал в Прислониху, писал этюды. Молодого Пластова захватила пестрая жизнь художественной Москвы предреволюционных лет. Посещение музеев и выставок разных направлений, споры об искусстве – все впитывал начинающий художник, все хотел понять, оценить, познать, услыхать самого себя. В конце третьего курса учение было прервано революционными событиями, всколыхнувшими всю страну. И в 1917 году он уехал в родное село, понимая, что настало время, когда мало быть только художником, но надо быть еще и гражданином. В Прислонихе он – в самой гуще событий: был членом и секретарем сельского совета, работал в Комитете бедноты и по организации помощи голодающим. В числе безземельных Пластова наделили землей, и он начал крестьянствовать: пахать, сеять, косить; в 1931 году вступил в колхоз. В тяжелом труде, заботах, победах и поражениях, которые Пластов делил с земляками, глубоко познавалась жизнь; как художник, он открывал в ней то, что недоступно стороннему наблюдателю.
Связь с Москвой в 1917 году оборвалась. Для художественного мира он как бы «пропал без вести», но в действительности он продолжал работать – рисовать, писать этюды, наблюдать. Без воздействия творческой среды, один на один с природой, он искал свой метод познания жизни и претворения ее в образах. Неодолимо тянуло в Москву, но лишь с 1925 года представилась возможность приезжать туда на зиму, снова изучать богатства музеев, посещать выставки.
Выступать на выставках с летними этюдами Пластов не решался. К тому же и жизнь требовала создания тематической картины на современную тему.
В 1931 году пожар, вспыхнувший в Прислонихе, поглотил добрую половину села. В огне погибли рисунки и живописные работы Пластова – все, что было сделано за пятнадцать лет. С этого времени он решил целиком заняться живописью и восполнить утраченное.
Но прошло несколько лет, прежде чем его картины появились на осенней выставке 1935 года в Москве. Со временем складывался, выверялся и закреплялся собственный метод создания картины. Для композиций не сочинялись занимательные сюжеты. Замыслы рождались из повседневной, казалось бы, ничем не примечательной деревенской жизни. По-прежнему Пластов писал много этюдов, но теперь они были необходимы для воплощения задуманных композиций. Многолетнее самоотверженное штудирование натуры не прошло бесследно. Этюдные работы прежних лет хранили множество неповторимых жизненных наблюдений, образов и сюжетов. В этюдах продолжались поиски решения живописных и пластических задач. Вот почему с первых же выступлений на московских выставках он заявил о себе как о вполне сложившемся, зрелом художнике.
Появление картин Пластова совпало с общим интересом к крестьянской теме, который возрос в 30-х годах в связи с социалистическим переустройством деревни. На выставках тех лет среди заслуживающих внимания произведений на колхозную тему было немало и поверхностных картин – их авторы спешили запечатлеть черты нового, которые прежде всего бросались в глаза. Поэтому нередко сюжеты слишком прямолинейно и примитивно иллюстрировали победу над старым, желаемое выдавалось за действительное, а художественные образы искажал схематизм. Изменения же в психологии людей-не столь заметные, как приметы нового быта, но более глубокие и определяющие-оставались не раскрытыми.
Первые картины Пластова – «Стрижка овец», «Сенокос», «Колхозная конюшня», – экспонированные в 1935 году, отличались знанием деревенской жизни, живым искренним чувством, плотной, сочной живописью. Может быть, не везде еще был точен рисунок, не всегда найдена мера в передаче рефлексов, но в безвестном еще тогда художнике подкупали глубокая заинтересованность темой, своеобразие творческой индивидуальности.
Успех окрылил живописца. Во второй половине 30-х годов он работает необычайно энергично. К Всесоюзной выставке «Индустрия социализма» в 1939 году была создана большая картина «Колхозный праздник». Он сделал более двухсот этюдов, чтобы показать людей колхозной деревни, передать настроение непринужденного веселья. Старики за столом и танцующая молодежь – не натурщики. Это односельчане, хорошо знакомые и близкие; оттого так много метких и живых характеристик. Строй картины в целом необычен: нет привычного композиционного центра, нет главных героев. Будто ведется веселый репортаж с колхозного пира, жизнь предстает во всей непосредственности, зритель как бы приглашается участвовать в празднике. В этой картине художнику трудно от чего-либо отказаться, все хочется показать – виден жадный интерес автора к жизни, чувствуется искренняя привязанность его к деревенским людям.
С каждым выступлением Пластова на выставках стремительно раскрывалось его дарование, определялись пути творческого развития. В 1938 году он работал одновременно над двумя холстами: «Стадо» («На пастбище») и «Купание коней». В первой – наметилось пластовское отношение к пейзажу, которое в дальнейшем пройдет через все его произведения. Пейзаж становится активным компонентом художественного образа; природа одухотворена думами и чувствами человека. Необъятная широкая равнина, стадо крупных и сильных животных, старик-пастух, покой, разлитый вокруг, естественно сливаются в цельный эпический образ вечной силы земли. Скромный, сдержанный колорит картины, облик крестьянина-пастуха заставляют вспомнить о традициях крестьянского жанра в искусстве XIX века. Во втором полотне – «Купание коней» – душевную сосредоточенность сменил бурный эмоциональный порыв, прозвучал гимн радости жизни, молодости, красоте природы. Здесь раскрылась иная сторона творческой индивидуальности художника – искусство построить динамичную композицию, передать глубину пространства, вылепить цветом и светом фигуры людей и коней, сложно разработать красочную гамму. Становилось бесспорным, что в советское искусство пришел яркий самобытный живописец. В 1939 году для павильона «Животноводство» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве Пластов пишет панно «Объездчик табунов».
За пять лет Пластов определился как один из интереснейших советских живописцев. Жанровая картина заняла главное место в его искусстве. Поэтическое раскрытие жизни сельского труженика стало основной темой произведений, верность натуре – девизом творчества. Художник по-прежнему большую часть года живет в Прислонихе. Там он черпает силы, замыслы и трепетный живой материал. Там, вместе с земляками, встретил он в 1941 году весть о вражеском вторжении, о начале Великой Отечественной войны.
По возвращении в Москву художник пишет картину «Сестра», акварели «Письмо», «По сталинградским дорогам», «Утро на батарее». Однако батальная тема в творчестве Пластова не получила развития.
Художника давно занимала мысль написать большую картину «Сенокос», и он усердно собирал материал. К работе на сенокосе он относился с любовью и посвятил ей одну из первых композиций 1935 года. Через десять лет эта тема снова завладела живописцем, но теперь, в конце войны, она звучала для него гимном радости и победы. Это определило песенный строй произведения, который художник нашел в ритме движения косцов, в повторах плавных линий перелесков, в шелесте изумрудно-серебристой листвы белоствольных берез и мажорном звучании красок цветущего луга.
Среди произведений военных лет особое место занимает «Жатва», или, как первоначально автор назвал картину, «Год 1944-й». В этом полотне выражены заветные думы художника о русском народе, его характере, его судьбе. Работая над «Жатвой», Пластов помнил о том, что победа ковалась и на полях сражений, и в мирном труде, что имя труженикам – народ.
Предельно простой сюжет – крестьянский обед в поле – раскрывает тему о хлебе насущном, хлебе военных лет, который выращен руками стариков и детей. Рано повзрослели, посерьезнели ребятишки, расположившиеся вокруг миски с едой. Бережно держит старик в загрубевшей руке кусок ржаного хлеба. Всех крепко спаяла общая дума – собрать урожай до последнего колоска. Люди, сидящие тесным кружком на земле, воспринимаются в единстве с простором полей, с природой. Земля на большей части холста насыщена цветом спелой ржи. Этот цвет повторяется множеством оттенков в золотисто-рыжих волосах детей и в загорелых лицах. Отсветы холодного серо-голубого неба ложатся на фигуры людей, поблескивают на косах и серпах. Цвет помогает акцентировать образ мудрого, будто вросшего в землю кряжистого старика.
Значимость подвига народа в будничном, повседневном труде военных лет открывает и Пластов в «Жатве».
«Сенокос» и «Жатва» в 1946 году отмечены Государственной премией; в том же году живописцу присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1947-м он – в числе первых действительных членов вновь основанной Академии художеств СССР.
Жизнь колхозной деревни остается главной темой художника, а жанровая картина – основной формой выражения творческих замыслов.
В большой многофигурной композиции «Колхозный ток», насыщенной светом и яркими красками, повествуется о напряженных и радостных буднях. Главное в картине – общее усилие коллектива, ощущение праздничности труда. Здесь все в движении, слаженном и подчиненном единому ритму. Художник сумел передать собственное восхищение происходящим. Его радуют дружная работа, ловкость, молодость, жаркий солнечный день, красота спелой ржи, воздух, пропитанный пылью.
Тема крестьянского труда лежит и в основе картины «Ужин трактористов». Действие здесь сведено до минимума, нет развернутого повествования, а художественный образ решен скорее в плане философской лирики; главное – раздумье Пластова о жизни землепашца, о мудром единении человека с природой. Не случайно в композиции большое место отведено полю. На переднем плане- нетронутая цветущая целина, а дальше, до горизонта, простирается теплая, дышащая земля, только что вспаханная, ждущая осеннего сева. Узкие полоски пашни давно уже слились в бескрайние колхозные поля, давно вошел в трудовую жизнь советской деревни трактор. Но сохранился образ пахаря, который издавна воспринимался в народе как символ простой и доброй силы. Так новое в картинах Пластова органически переплетается с тем, что складывалось веками. И в этом Сплаве художник видел правду современной крестьянской жизни. Цельность впечатления создают колорит и освещение. Наступающие сумерки поглощают звонкие краски дня, сводя все многоцветие к гармонии вечерних лиловато-багряных тонов.
В творчестве послевоенных лет чувствуется особый интерес художника к светлому, отрадному, поэтическому. Часто героями его произведений становятся юные односельчане. Пластов любил писать детей и делал это по-своему, без слащавого умиления и снисходительного «взрослого» юмора. Художник относился к ним серьезно и уважительно – они помощники взрослых.
В том же ряду поэтических творений Пластова и картина «Родник». Мотив произведения камерный, лирический. Босоногая девушка медлит отвести ведро от желобка, по которому бежит родниковая вода. Как зачарованная слушает она нескончаемый плеск воды, смотрит на игру прозрачных холодных струй в смутном ожидании чего-то неизвестного и радостного. Едва уловимому движению стройной девичьей фигуры вторят молодые побеги, гнущиеся под свежим ветром, легкие облака в небе: все живет в едином ритме. Основной образ произведения не только поэтичен, но и символичен, так как рождает мысли о вечном развитии и обновлении.
Потребность писать светлое, отрадное выражена и в картине «Юность». Пластова увлекает возможность передать прелесть июньского дня, упоение солнцем, ароматом поля. Вместе с тем, в каждом произведении художник решает и живописные задачи. В поисках наиболее совершенной передачи света, воздуха, трепетности, жизни он порой обостряет цветовые отношения, смело усиливает звучание красок. Однако цвет в его картинах, выразительный и эмоциональный, не переходит в отвлеченную декоративность.
Но наиболее полно раздумье живописца о назначении человека мирно трудиться на щедрой цветущей земле выражено в монументальном полотне «Лето». Создавая это произведение, художник останавливает внимание на неторопливом течении повседневной жизни. На лугу в полуденный зной отдыхает стадо. Расположился завтракать пастух, заняты своим делом доярки, поодаль купаются в речке женщины.
Торжество многокрасочной жизни художник видит в обычном и каждодневном. Родные места – широкое раздолье зеленых лугов с петляющей мелководной речушкой, прислонихинские меловые холмы -приобретают особую значимость как часть необъятного мира. При всей будничности сюжетов, конкретности образов, связанных с жизнью родного села, картины Пластова содержат глубоко поэтическое восприятие и обобщение явлений действительности. Художник пришел к этому в процессе формирования своего индивидуального творческого метода, который складывался исподволь, стечение многих лет. Так писать мог лишь мастер, жадно любящий и глубоко знающий деревенскую жизнь, восхищенный и человеком, и природой, способный каждый день заново удивляться разнообразию мира.
Пластов относится к художникам, для которых колорит играет первостепенную роль. Пристрастие к цвету находило отклик в окружавшей художника деревенской жизни. Красочные праздники, пестрые ярмарки, цветистые наряды, расписные дуги и сани – все радовало глаз будущего живописца. Немалое значение имело и то, что в семье Пластовых искусство живописи переходило из поколения в поколение.
Этюд стал основой и в развитии портретного жанра у Пластова 50-60-х годов. Для признанного мастера картины это было не случайно. Любовь к человеку, заинтересованное, внимательное отношение к нему, склонность к осмыслению жизни вплотную подводили художника к более глубокому раскрытию образа современника. Но Пластов не считал себя портретистом, никогда не исполнял портреты по заказу. Он писал своих односельчан, давно и хорошо ему известных. Четыре поколения прошли перед художником и остались жить в его произведениях. Иные портреты по характеру и форме близки к этюдам. Другие, более законченные и глубокие по характеристике, решены как собственно портреты. Однако между ними не всегда удается провести грань.
Забитость, недоверчивость давно ушли из жизни крестьянина, и за простоватой внешностью наблюдательный глаз художника улавливает приметы нового в психологии людей. Особенно это заметно в портретах молодых колхозников.
Многочисленные портреты-этюды – результат повседневного общения художника с натурой, которое позволяло ему решать разнообразные живописные задачи. Пластов сумел правдиво запечатлеть в портретах образы односельчан – рядовых строителей социалистической деревни.
За многолетний творческий труд Аркадий Александрович Пластов награжден двумя орденами Ленина и медалями. В 1962 году ему присвоено звание народного художника СССР; через четыре года за серию картин «Люди колхозной деревни» он удостоен Ленинской премии.
До последних дней художник работал в Прислонихе. Народ и природа – живые неиссякаемые источники – питали его искусство.
Горячей любовью к жизни, к советским людям освещено творчество Пластова – одна из вершин искусства социалистического реализма. Труд, духовную красоту соотечественников, идеалы гражданственности воспевал художник.
Заключение
пластов этюд жатва
Еще при жизни Аркадий Александрович Пластов был признан классиком советского искусства. Его работы попали даже в школьные учебники. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно. Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX века. Пластов – великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.
Пластов – природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника – увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, – Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Константина Коровина. Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова – воплощенная гармония природы и человека.
Список литературы
1.Деготь Е. Русское искусство XX века. – М.: Трилистник, 2000. – 224 с.
.Жукова А. С. Пластов из Прислонихи: Документально-художественная повесть. – М., 1992. – 468 с.
.Кузнецова, С.А. Пластов / С.А. Кузнецова. – Л.: Аврора, 1974. – 351 с.
.Мастера исторической живописи: энциклопедия / Сост. Г.В. Дятлева, К.А. Ляхова. – М.: Вече, 2001. – 320 с.
.Популярная история русской живописи: научно-популярная литература / Автор-сост. Е.А. Конькова. – М.: Вече, 2002. – 512 с.
.Самин, Д. К. Сто великих художников: сборник биографической информации / Д.К. Самин. – М.: Вече, 2005. – 478 с.
.Степанян, Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х / Н. Степанян. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.