- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,52 kb
Творчество Аверкампа
Содержание:
Введение
. Историография картин Х. Аверкампа
. Анализ изображения картины Хендрика Аверкампа «Зимний городской пейзаж»
.1 Сюжет
.2 Композиция
.3 Жанр
.4 Цвет
.5 Пространство и перспектива
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Голландский художник Аверкамп получил свое прозвище из-за глухоты (немой из Кампена, de stomme van Campen). Его детство прошло в Кампене, где его отец, городской аптекарь, жил с 1586, но учиться будущий художник поехал в Амстердам.
Возможно, он был тем самым немым, который в 1607 жил в Амстердаме у художника Питера Исакса, в свою очередь, ученика Кор-нелиса Кетела и Ханса фон Ахена и автора корпораивных портретов (1596 и 1599, Амстердам, Гос. музей).
Во всяком случае, искусство Аверкампа никоим образом не подверглось влиянию Исакса и тяготело, скорее, к живописи амстердамского мастера Гиллиса ванн Конинкслоо, фламандских эмигрантов, таких, как Винкбонс, и других пейзажистов, близких Брейгелю Бархатному.
У них Аверкамп заимствовал и свою излюбленную тему – зимние пейзажи, поднятые к горизонту достаточно архаичным способом и оживленные толпой маленьких подвижных и поли-хромных персонажей, что свидетельствует о декоративном и маньеристическом характере пейзажа и колорита.
Линейная и ничем не мотивированная игра веток деревьев, темных на светлом фоне, аналогична приемам Иоса де Момпера или Гейсберта Лейтенса. Но маньеристическая фантазия Конинкслоо или Саверея слишком далека от приветливости Аверкампа.
Художник уделяет особое внимание реалистичному изображению толпы и уменьшает роль деревьев до простых кулис, он остро наблюдает законы уходящей вдаль перспективы и использует яркие пятна одежд только для того, чтобы лучше подчеркнуть монохромность своих «Зимних пейзажей», где главную роль играют белизна снега, серо-зеленые оттенки льда и светлые – неба. Здесь, как и в произведениях современника Аверкампа, Эсайаса ван де Велде, появляются зародыши двух главных направлений голландской живописи жанровые сцены и пейзажи. Пейзажи в тондо (Лондон, Нац. гал.) предвещают ранние работы ван Гойена.
В своих более поздних работах Аверкамп точно определит эту эволюцию, расширя небо и горизонт, удлиня формат, который становится прямоугольным, подчиня локальные цвета воздушной тональности ансамбля. Его рисунки – как правило, акварели, которых художник создал очень много,- свидетельствуют о все более тонком внимании к реальности и к небольшому голландскому народу. Именно поэтому пейзажи Аверкампа неожиданно стали очень популярны (в XVI-II в. Плос ван Амстел сделал по ним гравюры).
Картины Аверкампа очень многочисленны, но мало отличаются по своему сюжету. Произведения, датированные 1601-1632, в большинстве своем написаны в Кампене, куда художник вернулся до 1613. Прекрасные образцы «Зимних пейзажей» Аверкампа представлены в музеях Роттердама, Гааги, Амстердама, Лондона, Кельна и Москвы (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина – <Катание на коньках))).
Его племянник Баренд Аверкамп (1612/1613, Кампен (?) – 1679, там же) был деканом гильдии живописцев Кампена в 1656, 1662, 1677. В своем творчестве он в более консервативной и провинциальной манере продолжил искания дяди. Но его произведения остаются сухими и тяжеловесными («Катание на коньках», Париж, Лувр).
Цель моей работы: изучение Зимнего пейзажа Хендрика Аверкампа.
Задачи работы, решаемые для достижения цели: анализ сюжета, жанра, цвета, перспективы, композиции.
1. Историография картин Хендрика Аверкампа
При обращении к «Катанию на коньках» Хендрика Аверкампа и «Зимнему пейзажу с птичьей западнёй» Питера Брейгеля младшего (копия с оригинала Питера Брейгеля старшего) привлекает внимание общая для них деталь (у левого края обеих картин) – труп четвероногого животного, окружённый воронами.
В контексте толкований обоих произведений она также приобретает особый смысл, как символ неизбежной смерти, подстерегающей людей, движущихся по «катку жизни» (более явно для умиротворённого брейгелевского пейзажа, тем не менее, наполненного аналогичной символикой – прорубь на льду, западня для птиц, в какой-то степени в этот ряд входит и изображение церкви).
Вероятно, ту же функцию выполняет и скелет лошади под холмом, на котором водружён крест, в картине «Четыре ветряные мельницы» Яна Брейгеля Бархатного (у левого края пейзажа). Эта деталь придаёт особое звучание основной идее картины – цикличности мироздания, вечному круговороту бытия, намекая на неумолимость смерти – недаром фигуры людей и лошадей в центре композиции как бы перекликаются с лошадиным скелетом и намогильным крестом.
Специализировался на зимнем пейзаже, став известнейшим живописцем этой темы во всем европейском искусстве. Если колорит его ранних вещей (Катание на коньках, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва) еще несколько пестроват, то в зрелом творчестве Аверкамп, сохраняя дробность деталей, достигал убедительного цветовоздушного единства пространства, размечая его тонкими градациями морозной дымки (Развлечения на льду, Маурицхейс, Гаага, середина 1610-х годов). Органично сочетал пейзаж с жанром, изображая досуги горожан в виде мелких живых сценок.
Аверкамп создал новый тип жанрово-пейзажной картины, писал в основном небольшие зимние пейзажи в светлой серебристой гамме с пёстрыми фигурками конькобежцев. Тонко передавал глубину пространства, атмосферную дымку, создаваемую влажным морозным воздухом ("Катание на коньках", ГМИИ; "Развлечение на льду", Маурицхёйс, Гаага).
Брейгель «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц»
В левой части картины изображён украшенный гербом Антверпена <#”justify”>Феноменальный подъем в развитии пейзажной живописи в Северных Нидерландах с начала XVII столетия. Типологическое разнообразие голландского пейзажа. Влияние фламандских художников-иммигрантов на развитии голландского пейзажа.
Семантическая основа пейзажной живописи. Зимние сцены Хендрика Аверкампа, фламандские влияния («Зимние развлечения»). Натуралистическое изображение отдельных элементов голландской природы с постройками, иногда с персонажами как характерная особенность национального пейзажа.
Голландский живописец и рисовальщик. Создатель раннего типа голландского городского пейзажа XVII в. с элементами жанра небольших, написанных в серебристой гамме зимних пейзажей с фигурами конькобежцев.
Произведения: Зимний пейзаж (1608, Берген, Музей); Зимняя сцена на канале около замка (ок. 1609, Лондон, Нац. галерея); Большой зимний пейзаж (Амстердам, Рейксмузеум); Развлечение на льду (Гаага, Маурицхейс); Катание на коньках (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина); Зимняя сцена на канале (ок. 1615, Толидо, США, Музей искусств).
2. Анализ изображения картины Хендрика Аверкампа «Зимний городской пейзаж»
Мы рассматриваем картину Хендрика Аверкампа «Зимний городской пейзаж», написанную в 1607-10 г.г. Ее размеры невелики и составляют 78х132 см, материал: дерево, масло.
.1 Сюжет
На картине просто кипит жизнь: мы видим множество людей, занятых каждый своим делом: катанием на коньках или на санях, игрой в хоккей, а вот кто-то упал, а кто-то торопится…
Вся картина полна движения: и люди, и птицы, и даже дым клубится из печей как-то по-особому. Все радуются пришедшей зиме. Вся динамика персонажей будто противопоставлена статичной зимней природе, которая благодаря этому также кажется действующим лицом, таким же живым персонажем, как и люди. Кажется, что действующим лицом становится не масса людей, а сам застывший канал, покрытый льдом, сама атмосфера красавицы-зимы.
Эта картина – как фотография, запечатлевшая определенный миг. Кажется, еще мгновение, и персонажи сойдут с полотна и продолжат свое движение вне ее, и заживут собственной жизнью.
.2 Композиция
Композиция – построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением и замыслом художника; это важнейший структурный принцип произведения, организующий взаимное расположение его частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению единство, цельность и завершенность. Закономерности, лежащие в основе композиции, определяются специфическими особенностями того или иного вида искусства, нормами стиля. Композиция обладает сложной структурой, определяемой в каждом виде искусства своими факторами (сюжет, способ передачи пространственных и временных отношений, точка зрения и т.д.). Композиция взаимодействует с другими закономерностями вида искусства (колорит, светотень и т.д.).
Композиция:
динамичная;
асимметричная;
действие рассредоточено по всей картине: из центра в глубину;
передний план отсутствует, все объекты равнозначны, множество персонажей не связаны одним общим действием;
погруженность событий в среду через цвет;
фон лаконичен;
на большом пространстве много фрагментов.
Приемы композиции:
) параллельные вертикали подчеркивают состояние парадности, величия (деревья и дома);
) горизонтальные направления выражают состояние покоя, тишины (линия горизонта, лодка на переднем плане);
) диагонали способствуют усилению или ослаблению движения (берега канала, уходящие в перспективу, и люди, движущиеся по нему).
Средства: линия, линейная перспектива, штрих, светотень, тень, цвет, пятно, воздушная перспектива и т.д.
Типология формата:
горизонтальный – состояние покоя, тишины (линия горизонта делит полотно на две практически одинаковые части, и небо занимает половину фона);
Основные силовые линии композиции:
Диагонали, вертикали, горизонтали, линия горизонта.
Линия горизонта – уровень взгляда зрителя.
Центр полотна – самое привлекательное место в картине, на которое зритель обращает внимание в первую очередь. Все помещенное в центре приобретает особое значение. Это центр картины, ось, символически понимаемая, как ось мироздания. Все, размещаемое в центре, приобретает состояние неподвижности. Любое движение слева направо кажется более динамичным, ускоряется. Движение справа налево создает ощущение сдерживания движения.
Основные приемы композиции:
. Фокус
Каждая композиция в своем рисунке имеет доминирующий объект – фокус. Это точка опоры для остальных элементов изображения. Все остальное в рисунке должно служить дополнением к этому ключевому объекту. Но фокус должен быть правильно показан на картине.
. Расположение других объектов
Другие элементы в пределах изображения должны гармонировать с фокусом, а значит усиливать состав рисунка. Правильно размещенные элементы добавят глубину, баланс и правдоподобность заключительному изображению.
.Единство
Очень важное значение имеет то, если все элементы на рисунке схожи. На объектах должны быть правильно обозначены источники света, а также объекты должны правильно отбрасывать тени.
.Целостность
Если у вас картина со сложным составом, то может быть полезным добавить единства к основному элементу. Это поможет зрителю обратить внимание на главный объект. Для этого вы можете использовать сильные силуэты или объекты.
Отдельные элементы могут разрушить изображение, и потому их нужно избегать. Но если вы сумеете их правильно использовать, то они только помогут придать реалистичности картине. Отдельные элементы могут пересекаться с другими объектами изображения.
.Глубина
Глубина и перспектива невероятно важны. У зрителя создается ощущение глубины изображения, соблюдены законы перспективы. Элементом, создающим этот эффект, является городской пейзаж. Создание глубины очень выгодно для изображения, ведь тогда делается акцент на фокусе. Картина хороша тем, что мы будто рассматриваем ее изнутри.
.Свет
Правильное освещение на картине – это один из важнейших элементов в изображении. Основные формы рисунка находятся на своих местах, художник сосредотачивается на источниках света. Правдоподобный композиционный баланс присутствует на рисунке. Имеется источник света – солнце.
. Тени
Тени выполняют довольно большую работу, добавляют жизнеподобие картине, подчеркивают наличие источника света.
. Дополнительные источники света
Вторичные и третичные источники света – существенные факторы для баланса картины. Вторичные источники отражаются от поверхности снега и льда, освещенной первичным источником света. Использование легких дополнительных источников света дало возможность увеличить акцент на деталях, основательно укрепило положение элементов на изображении.
. Атмосфера
Атмосферная глубина – также очень важный компонент для изображения. Свет рассеивается в воздухе, дальние предметы выглядят более тусклыми и расплывчатыми. Все это свойства атмосферы.
. Направление взгляда
Используются элементы, направляющие взгляд не только на главный объект, но и вокруг изображения: река, уходящая вдаль, например.
. Удерживание взгляда в пределах картины
Художник удерживает внимание зрителя, направляет взгляд зрителя назад, на центральную часть картины, ее хочется рассматривать вновь и вновь.
. Относительные размеры
На картине реальные элементы позволяют зрителю понять фактический масштаб элементов. Например, множество людей, расположенных на разных расстояниях показывают размеры объектов на картине.
аверкамп картина изображение пейзаж
2.3 Жанр
Скромная, неяркая по краскам природа, своеобразная жизнь людей – такой, предстает перед нами Голландия, в картинах Аверкампа. Он писал их в небольших, камерных размерах для уютных интерьеров горожан.
На композицию влияют внешние факторы художественной жизни и тенденции современного искусства. Иллюстративность – показатель слабости композиции. Иллюстративность – внешнее отображение предмета, оно не содержит эмоционального заряда.
.4 Цвет
Колорит: прозрачный – спокойный; тепло – холодный, даже синие тона написаны в теплых оттенках.
Картина очень живописна. Колорит поражает умелым сочетанием холодных серебристых оттенков и теплых охристых тонов, особо эффектно выражено небо – как будто пасмурное и облачное, но такое теплое и душевное.
Композиция состоялась, все элементы композиции составляют единое целое и связаны между собой, несмотря на разрозненность персонажей.
.5 Пространство и перспектива
Картина весьма масштабна: перспектива уходит вдаль, мы видим и дома, и деревья, лодки и множество мелких деталей. Смотря на нее все больше находишь массу интересного, и хочется вглядываться в нее вновь и вновь и замечать еще больше деталей.
Линия горизонта нечеткая, небо сливается с землей, теряется ощущение пространства. Художником создается такое впечатление, что, люди не ходят, а парят на льду, как птицы в небе.
Художник очень чутко изобразил родную природу, свой провинциальный городок.
Заключение
Новое голландское искусство сказалось уже в творчестве мастеров XVII в., и, в частности, Хевдрика Аверкампа. Его «художественную специализацию» можно сформулировать как «зимний пейзаж с толпой маленьких фигурок». Такое восприятие мира не вполне обычно для Европы, но в Голландии с ее обилием замерзающих на зиму водоемов и постоянной нехваткой «сухой» земли подобная картина вряд ли могла кого-либо поразить.
Картины Аверкампа, как правило, невелики по размерам; хранящийся в Рейксмузеуме «Большой зимний пейзаж» – едва ли не самый большой из них. Полотно демонстрирует зрителю все развлечения, какие только возможны зимой для жителя голландского города: на льду замерзшего канала катаются на санках и коньках, на утоптанном снегу играют в гольф, – кстати, эта игра была издавна распространена в Нидерландах. В толпе можно увидеть и крестьянскую молодежь, и модно одетого щеголя, и почтенного бюргера; кто-то отплясывает на скользком льду вполне уверенно, а кому-то сложно даже удержаться на ногах. Эту картину в равной степени можно отнести к пейзажу и к жанровой сценке.
Картины, написанные художником Аверкампом, очень занимательны, пестры и оживлённы, и пользовались большой популярностью в бюргерской среде и среди простых горожан. Поэтому Аверкамп мог достаточно успешно продавать многие из своих картин, акварелей и рисунков. Типичные картины художника Аверкампа имеют высокий и далекий горизонт и показывают множество прилежных и занятных людей, причем, как правило, живописец в своих картинах искусно прятал несколько забавных историй и анекдотов. Характерная особенность Аверкампа – это привнесение в пейзажи жанровых мотивов. Он населяет свои виды множеством фигурок, которые не просто их оживляют, но вносят определенное сюжетное начало. В картине «Катание на коньках» Аверкамп знакомит зрителя с одной из примечательных сторон голландского быта: замерзшие зимние каналы становятся для горожан местом излюбленных зимних развлечений. Здесь катаются на коньках, возят на санках детей, гоняют клюшкой мяч, перевозят грузы. Дети и взрослые, нарядно одетые дамы и господа, горожане в скромной одежде – всех их можно увидеть на льду голландского канала. Оставляя передний план картины свободным, Аверкамп фиксирует конкретные приметы местности – стены и башни крепости, характерный изгиб залива, мачты судов. Как все последующие голландские художники, Аверкамп любил писать небо, почти всегда затянутое облаками, пасмурное, занимающее обычно почти половину всего полотна. Скромная, неяркая по краскам природа, своеобразная жизнь людей – такой предстает перед нами Голландия в картинах Аверкампа. Он писал их в небольших, камерных размерах для уютных интерьеров горожан.
Вероятно, Аверкамп рисовал картины в своей мастерской при помощи эскизов и набросков, которые он выполнял зимой на природе. Пристрастие художника к зимним сценам возможно объясняется его детскими и юношескими увлечениями, когда он вместе с родителями частенько занимался катанием на коньках. Последняя четверть 16-ого столетия, во время которого родился и провел детство Аверкамп, считается одним из самых холодных климатических периодов в истории Нидерландов, так называемым маленьким ледниковым периодом.
Список использованной литературы
1. Е.В. Пчелов «ЗРИМЫЙ ОБРАЗ И СКРЫТЫЙ СМЫСЛ» (О выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина) Впервые опубликовано в: Гербовед. № 70: Сборник статей Геральдического семинара ИАИ РГГУ. Вып. 2. М., 2004. С. 153-156. К выставке издан великолепный каталог с обстоятельными комментариями и большой вступительной статьёй, написанными автором проекта самой выставки В.А. Садковым (М., «Альфа-Принт», 2004. XL + 120 с. Тир. 1000 экз.).
. Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж 17 века. М., 1983.
. Энциклопедия "500 мастеров зарубежной классики", М., СПб., 1996, стр. 7. Под общей редакцией В. Д. Синюкова и М. И. Андреева (редактор-составитель).
4. Patrick de Rynck How to Read a Painting – Decoding, Understanding And Enjoying The Old Masters. – Thames & Hudson, 2004. – С.228-229.
. Welcker C. Y. Hendrick Avercamp bijgenaamed "Die Stomme van Campen" en Bafent Avercamp. Zwolle, 1933
. Personnages et paysages dans la peinture hollandaise du XVII-eme siècle. Exposition. Bruxelles, 1977-1978.
7. Paysages et saisons. Aspects de lart neerlandais du XVII-eme siècle. Galerie dArt: Catalogue. Luca, 1987.