Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Творчество Веласкеса

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать реферат

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 44,72 kb

Творчество Веласкеса

Отдел
образования Администрации

Верх-Исетского района

Реферат

по Мировой Художественной культуре

на
тему:Творчество Веласкеса.

Екатеринбург 1999 г.

Cодержание.

1.Севильский период ……………………………………
стр.5-7.

а) “Завтрак.”

б) ”Поклонение волхвов.”

2.Мадридский период ……………………………………стр.8-11.

а) ”Кузница Вулкана.”

б) ”Триумф Вакха.”

в) ”Сдача Бреды.”

3.Первая поездка в Италию …………………………….. стр.12-14.

а) “Сад виллы Медичи.”

4.Портреты 30-40 гг.
……………………………………..стр.15-16.

а) ”Портрет кардинал-инфанта Фердинанда.”

5.Вторая поездка в Италию …………………………….. стр.17-19.

а) “Портрет папы Инокентия Х.”

6.Поздний период
………………………………………..стр.20-28.

а) “Менины.”

Б) “Пряхи.”

7.Список литературы ……………………………………стр.31

8.Приложение ……………………………………………стр.32-

Введение.

            Веласкес,   Родригес   де
Веласкес  (   Rodrigez   de
Silva

Velasquez
),   испанский   художник,   крупнейший   представитель
испанского барокко.

Веласкес (Родригес де Сильва Веласкес) был  одним из самых известных
живописцев  Испании. Придворный
живописец Филиппа IV ( с 1623 года )  писал  картины  на
религиозные,  мифологические ( “Вакх”, около 1628-1629 г.), исторические
( “Сдача Бреды”, 1634 г. )
сюжеты,  сцены   из
народной    жизни
( “ Завтрак “,  около  1617-1618 г. ),  острохарактерные
портреты   (“Иннокентий  X”,  1650 г. ),
групповой  портрет  (“ Менины”,1656 г. ),
правдивые  и  поэтические сцены   труда
( “Пряхи” , 1657 г. ). Живопись  Веласкеса  отличается смелостью
реалистических    наблюдений,   умением
проникнуть в характер  людей,   обостренным   чувством
гармонии,   тонкостью  и
насыщенностью  колорита.

Перед  образами,
вызываемыми  художником, непосредственно испытывается  чувство  не внешней, поверхностной  связи
явлений, а чувство связи  реальной;
испытывается  чувство  непрерывной  цепи, которая  соединяет  живущее  существо с произведением художника, несмотря   на   пространство  и  время.   Люди,
животные,   растения,
элементы,  видимые  и   неосязаемые,  –   все
живет  во   всей   своей активности  и  силе
. Он  вносит  в  свои  картины
то, что  заставляет кровь  циркулировать  под  кожей,
мускулы – напрягаться,
все  части  тела с  их  костями
быть  в  гармоническом  строе,  траву и  листья
– колыхаться,  облака  –  нестись  по   небу …
Поистине,  его  творения более жизненны, чем
сама жизнь: в них все ее  элементы раскрывают
себя  непосредственно и реально в одном  неуловимом  синтезе. Пред этими
неподвижными лицами, этими  глазами, словно открытыми на теневые   стороны
духа,  пред  этими  жилыми   комнатами,
которые наполнены    напряженной    жизнью    молчания,   и   перед   этим   бесконечным     простором
испытываешь   какую – то    неловкость, галлюцинацию,  почти   мистический   ужас.

Василий Васильевич Кандинский

Веласкес таинственен. Он  самый  таинственный из всех худож-ников.
От его творений исходит то таинственное в жизни, что ее под-держивает и охраняет. И эта
глубокая, высшая  сила, как бы живущая в творениях  художника, не
давит нас, а побуждает жить, думать,
по-нимать,  одновременно
исходит  от
него  и  влечет
к  нему.

Это потому, что он
проник в законы,  делающие  жизнь
таинст-венной. C глубокой  уверенностью  устанавливает
он  тончайшие от-ношения,
связующие одно  явление природы с другим. Веласкес
вос-создает в целости  все множество впечатлений, им  воспринимаемых, и  умеет  во
всей  неприкосновенности перенести на холст всю
тайну жизни.

Собрав
много  материала о Веласкесе  и заинтересовавшись его творчеством  на
уроках  истории  искусств, я  решил
писать реферат.

В реферате я выделил основные
этапы творчества  художника  и  сде-лал  анализ  нескольких  его   картин  (“ Cдача Бреды ”,
“ Поклонение волхвов”,               Севильский период. Бодегоны.(1617-1623).

Самостоятельность проявилась уже в ранних
полотнах севильского   периода, созданных в жанре бодегонов ( от испанского
bodegon– тра-ктир, харчевня ), изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с
немногими полуфигурами. В этих  произведениях с резкими светоте-невыми
контрастами, тяжелой  и  плотной живописью господствуют полные  естественного
достоинства запоминающиеся народные типы (“Завтрак”, около 1617-1618 гг,
находится  в Эрмитаже; сходная  кар-тина 1618-1619,  находится  в  Музее
изобразительных искусств в Бу-дапеште; “Старая кухарка”, около 1620 года,
находится  в националь-ной  Галерее  Шотландии ,Эдинбург; “Завтрак двух юношей
“,”Водо-нос “, около 1621 года – обе  находятся  в музее  Велингтоне ,
Лондо-не).

“Завтрак”- это самая  ранняя
из  всех  известных картин
Веласкеса. Она  написана  около  1617-1618
гг. и  изображает  простых людей из народа. “Завтрак” относится
к  числу бодегонов в самом буквальном смысле  этого  слова, ибо
изображенная  сценка происходит в харчев-не, куда  старик
с  мальчиками  зашли
завтракать. Старик только что снял  свою
шляпу и  шпагу, отвязал белый воротник и повесил их тут же  у
стола, на  стене. На пришельцах скромная  одежда  из
толстого, грубого сукна, белые  холщовые воротники. На
столе, покрытом ска-тертью, минимум  посуды
– стеклянный стакан, фаянсовая миска, но-жик. Так  же
умеренна и скромна пища: несколько рыбешек,
неболь-шой  хлебец  да два граната. По обычаю страны к
завтраку дают нем-ного  вина, и  круглое  лицо  мальчика,
поднявшего  графин  с вином, расплылось в довольной  улыбке,
обращенной к зрителям. Более сде-ржанно ведет себя юноша, но и
он выражает свое одобрение, красно-речиво  подняв
большой палец правой руки. Слегка улыбается и ста-рик,  неторопливо  приступая
к трапезе. По тому, с какой  любовью
и тщательностью написан каждый предмет на столе, каждая складка на
скатерти  и на одеждах, видно отношение художника к простым, бед-но, но  опрятно  одетым  людям,  персонажам
его  картины.
Веласкес ценит  их
чувство  собственного достоинства, их
умение довольство-ваться  немногим,
искренне  радоваться
скромному
достатку…

Художник намеренно ограничил палитру  немногими, преимущест-венно серыми и коричневыми тонами, однако
чернота плотных теней привела  к
тому, что  звучность
цветовых отношений запущена конт-растами  темных  фигур  и
белой  скатерти.  Участие
цвета  к  лепке
объемных  форм,  взаимоотношение  теней  и
рефлексов пока еще не использованы  в
этой  картине.
Однако  когда
Веласкес заметил, что стеклянный  стакан  с  золотистым
вином отбрасывает на скатерть не плотную, а
полупрозрачную  тень,  имеющую
в середине желтый от-свет,- он так и написал ее в картине.

Так,  начиная
с  первых  бодегонов,
Веласкес постепенно, ощупью искал  свой
путь- от “тенебросов” к
колориту. К жанру бодегонов от-носятся и немногочисленные  ранние
религиозные картины Веласке-са: “ Поклонение
волхвов” (1619,  Прадо),”
Христос  в  доме
Марфы и Марии”( около 1620, Национальная
галерея, Лондон).

“Поклонение волхвов”
по  своим  размерам  относится к
картинам, писавшимся по заказам церквей и монастырей. В
трактовке картины- в простодушной  убежденности  и  серьезности настроения-
есть глу-бокая убежденность Веласкеса в реальности изображаемого события, но само это  событие  понимается  им без всякого
христианского спи-ритуализма.
Так  поздравлять  с  новорожденным  молодую мать,гор-дую  своим
первенцем,  и  так  приносить  ему  подарки могли бы и в
крестьянских семьях Андалусии. В своей трактовке Веласкес не при-бегает к
традиционной для сюжета экзотике: у волхвов нет ни тюрба-нов с перьями,  ни
восточных одежд; даже дары, которые они держат в руках- серебряные кубки,-
изделия  севильских ремесленников. Не-сомненно,
что прототипами всех образов в
картине“Поклонение вол-хвов” были  лица,
взятые  художником из окружающей
его реальной  жизни. В  образе  молодого волхва со смуглым лицом и
горбатым но-сом  можно  усмотреть  натурщика  цыганского  типа, каких
немало в Севилье, а в образе африканского волхва-негра с  портовой
набежной Гвадалкивира. Черты лица Иисуса  совершенно портретны, в них
нет ничего  божественного, несмотря  на слабое свечение нимба у его
ма-кушки.  Особенно  интересен   образ  Марии.  Ее
красивое   здоровой красотой  лицо лишено и святости и аристократизма.Может
быть,мо-делью  здесь  была  севильская
крестьянка, в чем также убеждают
ог-рубевшие  от работы кисти очень больших рук, которыми она береж-но
поддерживает младенца. Действие происходит среди руин. Сквозь
пролет  арки  видны  вечернее  южное  небо, гористый склон и густая  листва деревьев. В
затемненном  помещении  лучи  падающего  света резко  выявляют  обьемы фигур и
лиц, сильно лепят рельефы складок на  тканях одежды. Здесь
Веласкес использует еще приемы “тенебро-со”.

Однако в “Поклонении
волхвов “ есть свои  живописные  особен-ности.
Несмотря на общий темный  тон, картину  отличают от корич-нево-серой  гаммы
бодегонов поиски ярких и разнообразных цветов. У Марии розовая с
серебристыми  оттенками  кофта и зеленовато-си-няя  юбка; у
Иисуса-темно-голубая лента  и желтое одеяльце; у афри-канца-алый плащ; у
коленопреклоненного волхва плащ табачно-жел-того  цвета надет поверх голубой
одежды. Кое-где на цветных тканях тени  положены  обычной
тяжелой  темно-серой  краской, но желтое одеяло  и  особенно  розовая
одежда  Марии  написаны  совершенно иначе. В ней нет совсем  черноты; на
гребнях  складки   светло-розо-вые, серебристые, в углублениях красные, темно-алые.

Еще до  переезда
в Мадрид, в севильский период, Веласкес прояв-лял
интерес  к колористическим проблемам и в своих бодегонах ста-вил  определенные
задачи, опираясь на опыт испанских и фламандс-ких  мастеров. Поэтому
быстрый  рост колористического мастерства Веласкеса  в  Мадриде  был во многом
подготовлен его  ранним твор-чеством.

“Кузница
вулкана”, “Менины”, “Пряхи” и др. ).

Мадридский период (1623-1649).

Жизнь в Мадриде  открыла
Веласкесу возможность внимательного изучения  ценнейших  королевских  собраний
живописи . Близость с испанской  культурной  элитой,
встречи  с  посетившим  в  1628 году Мадрид  Рубенсом,  первая
поездка  в  Италию  ( 1629 – 1631 гг.)  со-действовали  расширению  его
художественного  кругозора  и совер-шенствованию   мастерства.  В
необычных для  испанской  традиции картинах  на  античные  сюжеты ( “Вакх”  или “Пьяницы”,1628-1629, “Кузница
Вулкана”, 1630 – обе в Прадо),
с  их острым  чувством
жи-тейской  достоверности и оттенком  иронии, мифологические образы соединены со сценами,
приближенными к реальности.

Сюжетом  для
картины  “Кузница Вулкана” послужил один из ми-фов.
Веласкес  усложнил  психологическое  содержание своей карти-ны, избрав
сюжетом  момент мифа, повествующий о появлении Апо-ллона, и
эффект, произведенный  его  сообщением  на  присутствую-щих.
Вместе  с  тем  Веласкес  усилил  бытовую  конкретность обста-новки, убрав
огнедыщаший вулкан из пейзажа и заменив  пещеру ин-терьером  обыкновенной
испанской  кузницы. Превосходно написан большой  очаг  в  глубине  кузницы.  Художник
не только мастерски изображает желто-оранжево-розовое  пламя  раскаленного
горна-ис-точник  освещения  кузницы, но и с поразительной смелостью пишет даже
искры,  летящие  в  воздухе в виде  огненных точек. Общая
то- нальность  картины  приглушенная:  в  светло-коричневую гамму ху-дожник  вводит
красноватые,  оранжево-желтые,
бурые оттенки,
ко-торые  с наибольшей интенсивностью звучат в темно-золотисто-жел-том плаще
Аполлона, в красно-желтом раскаленном листе железа и в
красно-розово-желтом   пламени  горна. Но  в коричневую гамму Ве-ласкес  вводит и
холодные, голубовато-серые оттенки, они
связаны с серо-голубым небом и ландшафтом,
с зеленовато-голубыми  лаврами на
венке Аполлона и с бело-желтым сиянием  его  нимба. Эти
оттен-ки, преобладающие в левом верхнем углу картины,
находят свой от-клик в правом нижнем, где  полированный  металл  доспехов дает
се-ребряный с холодной желтизной отклик. В трактовке рабочих Велас-кес отошел от
буквального  следования  мифу и  вместо  помогавших Вулкану  подземных
циклопов  изобразил  обнаженные мужские фи-гуры. Веласкес  разрабатывает
для каждого персонажа жесты, движе-ния и мимику в  соответствии с его
внутренним состоянием . Изобра-зив молотки застывшими в различных
положениях в руках кузнецов, Веласкес подчеркнул этим, что
работа  была  внезапно  прервана  но-востью,  сообщенной  Аполлоном. Художник  воспользовался описа-нием  внешности  Вулкана в мифологии и это дало ему
возможность отбросить  каноны  академизма  в передаче пропорции человеческого
тела.  Хотя  ноги  бога – кузнеца  заслонены  наковальней  и
зрителю видна  лишь  обнаженная  верхняя  половина  фигуры,  художник
так убедительно   написал   слегка   искревленное   туловище  и   неровно
поднятые  плечи,  что  создалось  полное впечатление о хромоте Вул-кана. Вместе
с тем его  “неправильный”,но прекрасно развитый,
мус-кулистый  торс и крепкие руки  говорят о большой физической мощи бога.
Слегка  затененное,  покрытое  копотью  сильное тело Вулкана мастерски
написано  Веласкесом, художник даже чуть наметил розо-ватый
отсвет  от раскаленной  полосы железа, которую держит щип-цами Вулкан.

Решение
Веласкесом  образа Аполлона  идет  вразрез с установив-шийся  традицией. На
первый  взгляд  Аполлон  выглядит очень тор-жественно и нарядно. Его
золотисто-оранжевый  плащ закинут через плечо, нога  изящно отставлена, на
сандалиях голубые ленты и пряж-ки в виде сердец; его увенчанные  лаврами
рыжеватые кудри окруже-ны  сияющим  нимбом.  Казалось  бы, все  атрибуты налицо, но
образ лишен  величия,  благородства и красоты. Все
это скорее напоминает не бога Олимпа, а какого-то молодого повесу. В
изображенной сцене симпатии  художника отданы не изнеженному Аполлону, а
хромому, загрубевшему от огня  и дыма кузнецу Вулкану.

“Триумф
Вакха” Веласкес написал в период между осенью 1628 и летом
1629 года. Картина  отличается от полотен  классицизма на эту
тему  своим  народным характером. Но нельзя согласиться, что в
кар-тине  изображены  только испанцы, а никаких  мифологических  пер-сонажей  там
нет. Конечно, натурой  для Бахуса Веласкесу послужил
реальный  испанский  парень, в картине  художник явно отделяет два
мифологических  персонажа – Вакха  и  полулежащего  рядом  с  ним фавна. В то
время  как  пьяницы  одеты  в потрепанные
плащи и рва-ные  куртки, у Вакха
и фавна  обнаженные торсы. Наготу Вакха при-крывает  брошенное  на
колени  белое полотно и очень красивый си-ренево-розовый  плащ. Чуть
располневшее  белое  тело  Вакха  и  его белое  лицо  с  нежной кожей весьма
отличаются от загрубевших, об-ветренных  и  обоженных   солнцем
коричневых,  морщинистых  лиц бродяг. Тело  фавна  затенено
и кажется смуглее, чем у Вакха, но его формы  и  мускулатура даже еще
красивее. На голове Вакха пышный венок  из  крупных
виноградных  листьев-темно-зеленых  и золотис-тых.  Сцена  происходит  на
фоне холмистого пейзажа, под сенью ви-ноградников. Вакха
окружила  группа  бедняков-любителей  выпить.
Молодой солдат в желтой куртке, с
портупеей и с навахой за поясом. Став  на  колени, он
вытянул шею, подставляя голову  под  венок. По
другую  сторону от Вакха сидит парень, закутанный в грубый плащ,с
венком, уже  водруженным  на  голову.  Замечателен
находящийся  в центре  картины  образ  бродяги  в  старой измятой шляпе. Он
двумя руками  держит  перед  собой  чашу, до краев наполненную молодым вином.  Широкая
улыбка открывает его крепкие, неровные зубы; гла-за  весело  блестят, он
смотрит прямо на зрителя, как  бы протягивая ему  чашу и приглашая
выпить  вместе с ним. Сосед, ухватившись за его  плечо,  учавствует
в этом приглашении. Рядом с ним, преклонив колено перед Вакхом,  стоит
седой, загорелый старик. Он благодарно смотрит   на  Вакха,  подняв
стакан   с   красноватым   вином.  Свет, проходя  сквозь стенки  стакана,
образует на загорелой ладони стари-ка красный отсвет.Подошедший
последним  пришелец  спрашивает у ближайшего  к  нему  подслеповатого оборванца
разрешения присое-динится к участникам  пирушки. Оборванец  смотрит на
пришельца с благосклонной улыбкой, красноречиво показывая рукой на  висящую на своем
плече флягу.

В “Триумфе
Вакха”  преобдадают  коричнево-серые тона,
перехо-дящие  в  одеждах  в  охристые  и  желтые,  а  в  пейзаже  в
оливково-зеленые  и  темные  серо-голубые. Не умея еще объединить фигуры с пейзажем
посредством световоздушной среды, Веласкес все же стре-мится связать их
сближением  тональных  оттенков некоторых фигур с цветом  холмов,  земли,  листвы. В то
же  время  в коричнево-серую гамму художник неожиданно  вводит  роскошный
шелковый сирене-во-розовый плащ Вакха.

“Триумф Вакха”  показывает,  какого
уровня  достигло  искусство Веласкеса перед первой поездкой в Италию.

В
1634  в Мадриде Веласкес создал одно из самых значительных произведений
европейской живописи исторического жанра.
“Сдача Бреды” –  единственная
историческая  картина,  которую  Веласкес нам оставил. Она
включает несколько портретов, например: портрет самого победителя Спинолы – спутника
Веласкеса во время первого путешествия по Италии, может  быть, также
и  портрет  самого  ху-дожника, вероятно  не  бывшего при сдаче Бреды. Но
высшее значе-ние  картины  заключается  в  том,  что по красочным
гармониям, по удивительным симфониям черных, серых,  розовых
и  белых  тонов она может изображать все когда-либо бывшие в мире сдачи городов
в присутствии только двух доселе враждебных наций, с серебряною головой
победителя, доброжелательно наклоненной к подходящему со
смирением  побежденному, с шумом леса поднятых копий и пол-ным
спокойствием  земли  и небес. На равнине Веласкес прекрасно поместил,  как и
на  портрете  Оливареса, пылающий город, пресле-дующие  и
отступающие  эскадроны. Но он не мог согласиться дра-матизировать
природу. Он сохраняет ее спокойствие, и этим
он обя-зан своим пониманием жизни. Пламя пожара  теряется в вечном хо-ре голосов
окружающей природы, и  деревья, равнодушные к битве, почти
скрывают всю ее суматоху. Однако, пребывает  ни  природа в мире,
опустошает ни ее война, человеку Веласкес уделяет  всегда то место,
которое он  и  должен  занимать. В  картине с глубокой чело-вечностью
охарактеризована  каждая из враждующих сторон. Пере-дача испанцам
ключей от нидерландской  крепости Бреда – смысло-вой узел композиции,
утверждающей за побежденным право на ува-жение, а  за  победителем – на
великодушие. Огромное полотно, на- полненное серебристым туманом раннего
июньского утра и создаю-щее впечатление пространственной  глубины, решено
в сдержанном изысканном колорите с тонко переданными валерами.

Первая поездка в
Италию.(1629-1631 гг.)

В августе 1629
года  художник  через  Барселону  выехал в Италию. 19  сентября  эскадра
прибыла  в  Геную. Здесь Веласкес провел нес-колько  дней,
осматривая  коллекции  картин  во дворцах.
Среди этих картин   внимание
Веласкеса  должны  были  привлечь  работы  Ван-Дейка,  который  несколько  лет  назад был в Генуе и писал
портреты знати.  Веласкес,
вероятно, слышал  восторженные  отзывы  Рубенса о его  ученике.
Портреты  детей, написанные Ван-Дейком, сумевшим передать
естественность  и  обояние  детского  возраста, несомненно запомнились
Веласкесу и помогли  ему сразу же после  возвращения из Италии  создать
полные  жизни и изящества портреты маленького инфанта  Балтасара. Из  Генуи  Веласкес   направился  в  Милан,  где, думается, не  мог  не видеть знаменитую “Тайную
вечерю” Леонардо да Винчи,
поражающую  каждого  не  только
драматизмом события, но и мастерской  передачей  пространства  и
световоздушной  среды.

Из Милана  через  Верону  Веласкес спешил в Венецию, чтобы
уви-деть  наконец  творения  ее великих колористов. В
Венеции Веласкес остановился  во  дворце испанского посла-графа Кристобаля де
Бена-венте-и-Бенавидес. Веласкес  наслаждался  картинами Тициана,
Тин-торетто, Паоло Веронезе и других художников венецианской школы.

Он  много рисовал, и в
особенности  с картин Тинторетто, в том чис-ле его знаменитое “Распятие” из
Скуола  ди Сан Рокко. Он  скоптро-вал  также Христа с апостолами
Тинторетто. Только война помешала Веласкесу  продлить пребывание
в Венеции, и он через Феррару, Бо-лонью и маленький городок  Ченто  выехал в
Рим, где проживал око-ло  года.
Веласкес  был  принят  хорошо. Испанским  послом  в Риме был  граф
Монтеррей,  зять  Оливареса. Кардинал  Барберини  кроме желания покровительствовать
деятелям искусства имел специальные мотивы  хорошо встретить художника,
рекомендованного испанским королевским  двором. По приказанию Барберини
Веласкес был посе-лен  в Ватиканском  дворце  и  ему  были  даны  ключи  от
некоторых комнат, в  том  числе и от той , где  были  фрески
Федериго Цуккаро. В   Ватикане    занимался    копированием   со   “ Страшного
суда ” Микеланджело  в  Сикстинской   капелле  и  с
фресок   Рафаэля.  Для большего удобства Веласкес предпочел жить на
вилле Медичи, а не в Ватиканском дворце,
удовольствовавшись тем, что страже было дано распоряжение
пропускать  его,  когда   он   захочет   приходить   для копирования
ватиканских  шедевров. Во  время  пребывания в  Риме Веласкесом
были  написаны  картины “Кузница Вулкана” и “Туника
Иосифа” и  два  пейзажных  этюда  виллы  Медичи. Был
написан ху-дожником  портрет  жены  графа  Монтеррея,
заказанный  по  совету Оливарес, но не  сохранившийся. Также
не сохранился “знаменитый” автопортрет Веласкеса.

Из  Рима,
возвращаясь в Испанию, Веласкес направился в Неаполь. Там же
был написан  Веласкесом  портрет сестры Филиппа IY Марии Венгерской. Из
Неаполя  художник  отплыл  на  родину  и  31 января 1631 года возвратился в
Мадрид, пробыв в Италии почти полтора го-да.

В Италии  Веласкес написал небольшие этюды с натуры
для себя, в которых  вылились его впечатления от окружающей
природы и архи-тектуры. К этим  римским пейзажам  относятся два вида
парка виллы Медичи. Вилла  Медичи  с ее богатейшими  коллекциями
скульптур, окруженная  садами,
расположена  на   горе  Троицы,
откуда  откры- вается  панорама Рима с возвышающимся  вдали  куполом  собора св. Петра.
Замечательна  архитектурв виллы. Строгая простота внешнего фасада
контрастирует   с   монументальностью   и   красотой   его внутреннего,   обращенного
в  парк  фасада.  Внутренний   фасад  ук-рашен  статуями,
бюстами,  вставленными в стены рельефами сарко-фаго и
медальонами, что связывает его с  многочисленными изваяни-ями,
расположенными  в саду. Многочисленные  творения  античной
ренессансной  пластики  были   размещены  удивительно  органично: было
не только  найдено, но и создано  наилучшее место для каждой статуи. С
безупречным  вкусом решено ее положение в пространстве,
учтена  связь скульптуры с гармонией пропорций архитектурного ок-ружения –
лоджиями,  нишами,  арками,  баллюстрадами – и  с  прек-расной
растительностью  парка – стройными  кипарисами,  пиниями,
густыми  лаврами,  подстриженными  боскетами кустарников,
свода-ми листвы.

Рассмотрим  пейзаж “Сад
виллы Медичи”, написанный
Веласкесом при  золотистом свете приближающего заката.
Художник выбрал ме-сто в восточном  углу
открытой площадки, которую справа
в отдале-нии  замыкает  нарядный  задний  фасад  виллы, а
слева, рядом, с  де-ревьями – каменная  ограда. В
пейзаж  Веласкеса  попала  лишь одна ниша  и  отделенная  пилястрами  большая
лоджия  с  высокой полу-круглой  аркой  посередине и двумя  менее высокими
прямоугольны-ми  проемами  по  сторонам. Стена  бельведера –ее  пропорции, арки, пилястры,  колонки,  балюстрада,  карнизы,  ниши – все  компоненты архитектурного
решения  отличаются  благородством  пропорций  и связаны в единое целое. Но на
этом гармоничном архитектурном мо-нументе сказались разрушающие  следы  времени. Кусок
карниза под балюстрадой   отвалился,  белая   штукатурка  осыпалась,
стерлась  и местами  через нее проступила кирпичная кладка…На
мраморной ба-люстраде  теперь повешено для сушки какое-то белье и служанка, пе-регнувшись
через   парапет,  переговаривается  со  стоящими  внизу мужчинами…

Но  эти  прозаические  детали, может
быть, внесшие  ноту горечи в восприятие  художника,  не
заслонили  от него поэтическое очарова-ние виллы парка Медичи. Для
своего пейзажа художник выбрал мес-то, с которого это смешение будничного быта и
величественного фо-на  выступает  особенно  ясно. А  слева от нас
возвышается огромная античная статуя. День клонится к вечеру, и
неяркий, рассеянный свет влияет  на  окраску  предметов  и
как  бы  пронизывает  теплый  лет-ний воздух. Веласкес превосходно видит игру  меняющегося
освеще-ния  на  предметах. Он  не боится придать всей белой стене
зеленова-тый  оттенок  и  в  то  же  время  сохраняет  удивительную легкость и
прозрачность теней. Изощренный  глаз  художника замечает в листве деревьев
тонкие  тональные переходы оттенков-оливковых, рыжева-тых,
серо-зеленых; он  видит на стене галереи оттенки
голубовато-зе-леные  и  чуть розовые, на темных досках – коричневато-серые и т.д., и все, что
заметило его острое зрение  живописца, Веласкес с удиви-тельной  легкостью и
свежестью восприятия  переносит на холст, до-биваясь того, что все эти многообразные
оттенки сливаются в общий тон,  как  это  бывает  в  самой  природе.  А
предзакатное  золотистое освещение  вносит в этот лирический пейзаж нотку
задумчивой грус-ти.

Портреты 30-40 гг.

Качества новой свободной
живописи Веласкеса, его интерес к
изо-бражению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллы Медичи и  Прадо были
написаны  им на открытом воздухе при естественном свете),
стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличают его работы
после его возвращения из Италии – так называ-емые конные (1634-35гг.) и
охотничьи (1634-36гг.) портреты короля, его семьи,
премьер-министра Оливареса для дворцов Буэм-Ремиро и Торре де ла Парадо (все в
Прадо). В портретах Веласкеса обычно от-сутствуют
аксессуары,  жест,  движение.  Серо-коричневый  фон ка-жется   воздушным,
обладающим  глубиной,  свободно  положенные мазки  образуют
тончайший слой, сквозь который просвечивает кру-пно-зернистый  холст.
Строгая  темная  гамма  оживлена  изысканей-шими  сочетаниями  серого и
красно-розового,  зеленоватого и серо-оливкого,
черного и золотого. Поразительны  эффекты  серых тонов, то
более  темных,  мягких,  бархатистых,  то  достигающих
чистого, свежего жемчужного оттенка.
Портретируя короля, сановников, при-дворных, друзей,
учеников, Веласкес изображает человека таким, ка-ков
он есть, в  слиянии  самых разноречивых черт характера, будь
то жестокий  временьщик Оливарес (ок.1633г., Эрмитаж), хмурый вель-можа Хуан Матеос (ок.1632г.,
картинная галерея, Дрезден), итальян-ский  кардинал  Камило Асталии
(1949-50гг., Музей  Испанского об-щества в Америке,
Нью-Йорк), полный внутренней энергии неизвес-тный кабальеро
(возможно Алонсо Камо, 30-е гг., музей Веллингтон,
Лондон), погруженный в свою  работу скульптор Х. Мартинес
Мон-танвес(1635-38 гг., Прадо)  или  овеянная  благородным
изяществом “Дама с веером” (ок.1648г., галерея Уоллес, Лондон).

Сальвадор Дали

В портретах
королевских корников и шутов Веласкес с непредвзя-той  зоркостью  взгляда
раскрывает их характеры, душевное состоя-ние, мир
переживаний,  поднимающийся  подчас  до  скорбного тра-гизма  (“ Барбаросса
”,1639-38гг.;” Эль Бобо  дель  Кория “, ок.
1637-39гг.;” Эль Примо”,1644г.;
“Себастьяно дель Морра”, ок. 1634-44
гг.; “Мальчик  из  Вальескоса”, ок.1644 г.; “Хуан
Австрийский”,  начало 1650 – х.
гг.- все  Прадо). В
парных  картинках  “Менипп”  и  “Эзоп” ( 1639 – 40 гг., Прадо),  представлены
образы  людей,  опустившихся нищих  бродяг и  отвергнутых обществом, но
обретших внутреннюю свободу от сковывающих  личность  условностей.
Интеллектуальная содоржательность  сатирика  Мениппа выражена в его ироническом, недобром
отношении  к миру, в образе баснописца Эзопа – грустное  безразличие и
мудрость  человека, изведавшего  истинную цену жиз-ни. К тому
же периоду, по-видимому, относится его  шедевр “Венера
с зеркалом” ( до 1651 г., Национальная галерея,
Лондон),  редчайшее в истории испанской живописи  изображение
обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.

По
стилистическим  особенностям видно, что “Портрет кардинал-инфанта Фердинанда” написан
Веласкесом после итальянской поез-дки. Фердинанд  изображен  на фоне дикого пейзажа:
голубовато-се-рое  небо  оживлено клочками белых облаков. На
горизонте, за госо-горами, синеет  скалистая  вершина. Cправа
за раму наискось уходит толстый  ствол  дерева. В  кадр  попадают  его
ветви  с  трепещущей листвой  темно-зеленого  цвета,  исполненной
быстрыми, нервными ударами  кисти. Общая  гамма  серых,
серо-коричневых  и охристых тонов пейзажа  хорошо  связана  по цвету с фигурой
Фердинанда. На нем  кожаный  жилет,  рукава  из  темного
шелка с узором в серебря-ную  сетку, короткий коричневый  плащ и бриджи с черными
шелко-выми  розетками у колен, военные сапоги и желтые перчатки. На
ры-жеватой  голове  охотничий  картуз  с большим козырьком,
затеняю-щим  часть  лба и усиливающим светотеневую лепку лица. У ног
ин-фанта  сидит охотничья собака рыжей масти. На фоне взволнованно-“романтического”
пейзажа,  передающего  движение  облаков  и  как бы  шелест
листвы,  колеблемой ветром, фигура инфанта – охотника выделяется  своим
полным  спокойствием и подчеркнутым изящест-вом. Благодаря  легкому
повороту  его  фигура обращена к зрителю. Особенно  выразительно положение ружья.
Фердинанд обращается с ружьем, как  будто бы это нежнейший музыкальный
инструмент. Он бережно  подхватил  ствол  локтем  левой руки, а
кончиками пальцев правой   слегка  придерживает  приклад. В
сочетании  с  выдвинутой вперед ногой и спокойным, уверенным взглядом, обращенным
к зри-телям,  этот жест  придает образу  характер особого
артистизма, чем-то напоминая музыканта – виртуоза.

Вторая поездка в Италию (1649-1651 гг.)

Король поручил
Веласкесу  выбрать произведения  лучших худож-ников,
которые  могли  бы  украсить  задуманную им новую галерею.
Веласкес  ответил, что  Филипп не должен  удовлетворяться  вещами,
которые  доступны  другим  коллекционерам, и просил поручить ему поехать в Венецию и Рим, где
он  приобретет для  короля  лучшие ве-щи Тициана,
Веронезе, Бассана, Рафаэля и других  подобных им мас-теров, а
также приобретет отличные статуи или сделает слепки с них, что
необходимо   для  украшения  Алкасара.  Филипп  согласился. В
январе 1649 года  путешественники  отплыли из Малаги и прибыли в Геную  11
марта.  Оттуда  Веласкес   продолжал   поездку
самостоя-тельно, отправившись в Венецию. Затем он  выехал в
Модену,  Боло-нью и в Рим, оттуда он съездил в Неаполь отобрать
античные скльп-туры для отлива копий с них.

Во  время  второй
поездки в Италию Веласкес – уже великолепный живописец, с
прочно  сложившимися  эстетическими  воззрениями  и вкусами, столь
противоположными итальянскому академизму. В Ри-ме Веласкес  пишет портрет своего спутника
и помощника Хуана Па-рехи. Портрет этот  выставлен  в Пантеоне 19 марта
1650 года и  при-нес  настоящий  триумф  Веласкесу.
Римские художники избрали Ве-ласкеса  членом  двух  академий. Тогда
же Веласкес создает знамени-тый  портрет папы римского Иннокентия X.
Пребывание Веласкеса в Риме  насыщено трудами, он  пишет ряд портретов
лиц папского дво-ра, художницу Фламинию – и – Трионфи,
заказывает  отливку  копий с античных скульптур, осматривает и изучает
богатейшие  художест-венные коллекции. Через  Модену в июне 1651 года  художник
возв-ратился в Испанию.

В изображении и
одежды  папы  римского и предметов, составляю-щих  его  обстановку,
портрет  папы  Иннокентия X  превосходен  по красоте,
изысканности и благородству  колористических отношений.

На   портрете
голова   папы  освещена  верхним  светом,
который,
скользнув по складкам  вишневой  шапочки,  дал сильные белые бли-ки на выпуклых
частях  лица Иннокентия. Ровный свет отражается и на воротнике из
тонкого  белого  полотна. Далее этот свет скользит и дробится  в
изломах  складок  пелерины – “ мацетты ”. Поразительна живописная   тонкость,  с
какой   написана  эта  блестящая  шелковая ткань: на  ее  широких
поверхностях и в глубоких  складках возника-ют   красивейшие   оттенки   от   темно
– алого   до   светло – розового серебристо-сиреневого,
кое-где  согретых мазками горячего киновар-ного  тона. Именно
это  неожиданное  введение в ало-сиреневую “ма-цетту” у ее  нижнего  края  киновари  усиливает
ощущение световоз-душной среды, пронизанной рефлексами.

Превосходны  по
живописи   и   предметы,  образующие   фон   для фигуры  папы.
Кресло  обтянуто  сукном  бордового   цвета,   спинка окаймлена   тяжелыми   золотыми
пластинами,  благородная  патина которых  мерцает  кремово-желтыми,
желто-оранжевыми  и золотис-то-оливками  тонами.  Сзади   кресла –
приглушенно- красная  драпи-ровка, спадающая сверху широкими складками, в
тенях переходящи-ми в тепло-коричневый тон.

Изысканейшие
гармонии в одежде, составляющие в портрете непо-средственное
колористическое   окружение,  для   лица  Иннокентия добавляют в сочетании
с цветом его кожи  такие оттенки, которые не окрашивают и не смягчают, а
усиливают  непривлекательность  лица папы.

Папа  Памфили с
властной  осанкой сидит в кресле-троне. В его не-принужденной,
уверенной  позе, небрежно  опирающихся  на  подло-котники  руках
чувствуется  спокойное  достоинство, почти величие. Сияющий  белизной
стихарь и  переливы  алой  шелковой  пелерины усиливают праздничную
торжественность облика  папы Иннокентия. Мерцающая золотом высокая спинка трона служит
как бы  специаль-ным обрамлением для головы верховного князя церкви.

Веласкес в
совершенстве  постиг  свою  модель, он не  только схва-тил и ее облик и ее
сущность, но также безошибочно  понял  динами-ку
взаимоотношения внешнего и  внутреннего  начал в личности  Ин-нокентия. В
портрете  показаны  весь блеск и  внешнее  великолепие,
присущее главе католической церкви того времени .

Вся
торжественность  осанки, вся  гармония  красок служат в порт-рете как
бы великолепной оправой,  подготавливающей зрителя к са-мому главному
– к восприятию лица  человека, выступающего в роли верхховного  пастыря. Весь
облик  и  подстерегающий, почти  злове-щий взгляд веласкесовского
Иннокентия скорее напоминают  волка в папской сутане, чем
наместника Христа. И Иннокентий X,  принимая от него свой  портрет, имел
все  основания  сказать: “Слишком прав-диво”.

Верный  и глубокий
образ Иннокентия X обладает силой художест-венной убедительности благодаря
тому, что Веласкес для  раскрытия содержания в совершенстве
использовал  пластические и  колористи-ческие средства подлинной живописи. Сама
техника  письма измени-лась, стала  более  активной,  увеличилась
роль  мазка и вообще  воз-росло многообразие  приемов кладки красок. Веласкес  чередует про-зрачные  лессировки  с
корпусной  кладкой  и  заставляет  краски то, сплавляясь,  переходить  непрерывно из  тона  в тон, то
выступать из глубины, просвечивая  через  верхние  слои  и
обогащаясь тончайши-ми оттенками.

Поздний период (1650-е гг.).

1650-е годы –
время самых высоких творческих свершений Велас-кеса.
Вдохновенным  оптимизмом, смелостью живописных  находок отмечены
поздние  женские  и  детские портреты особ королевского дома (королева Марианна
Австрийская, около 1649, Прадо;  инфанта Мария   Тереза,  1651,  собрание
Леман  Нью – Йорк;   1653,  Музей истории  искусства,  Вена;
инфанта  Маргарита, 1653; 1659,  там же; 1656,  Лувр;  1660,  Прадо;  инфант  Филипп  Просперо, 1659,  Музей
истории  искусства, Вена). Глубокой психологической характеристи-кой
отмечен  портрет  стареющего  Филиппа  IY
(1655-56 гг., Прадо, авторское
повторение в национальной галерее в Лондоне).

Главные
создания   позднего   периода  –  крупномасштабные композиции  “Менины” (“ Фрейлены
”, 1656,  в инвентарях 17-18 вв. картина  обозначалась
как  “Семья”, “Семья Филиппа IY”), “Пряхи” (1657г.)- обе
в Прадо.

Картина  “Менины”
написана  Веласкесом  в  1656 году. Эта самая знаменитая  из  картин Веласкеса и , по
мнению большинства крити-ков, это кульминация его гения.

Эпизод,
изображенный в “Менинах”, происходит в одной из двор-цовых комнат
Алкасара, где после смерти принца Балтасара Карлоса было
устроено ателье Веласкеса. Известно, что в то время, когда ху-дожник работал
над “Менинами “, король и королева часто приходи-ли  смотреть, как
пишется  картина. В то время  как  Веласкес  писал портрет
королевской  четы,  всматриваясь в позирующих Филиппа и Марианну,
по-видимому, и происходит церемония поднесения питья Маргарите,
окруженной менинами. Одна из них – Мария Сармиенто,
преклонив  колено, подает ей на серебряном подносе маленький кув-шинчик
из  красной ароматизированной глины, наполненный водой. В
этот  момент  другая менина приседает в почтительном реверансе,
устремив  взгляд  на  то  место  комнаты,
где находится королевская чета. За
доньей Исавель  видны фигуры двух пожилых придворных – это охранительница дам
королевы в полумонашеской одежде вдовы. Наконец, в глубине комнаты, на
фоне освещенного проема двери ви-ден  еще  один  придворный, который
издали  наблюдает всю сцену. Справа миниатюрный карлик пытается  растолкать большую сонную собаку,  растянувшуюся на полу. Рядом
с ними любимая карлица ин-фанты  Маргариты также смотрит в сторону короля и
королевы, под-держивая  рукой  какое-то  украшение на золотой
ленте, которым ее, по-видимому,  наградили –  то  ли
за  службу,  то  ли  за   уродливую внешность,  обеспечивающую
ей прочное положение при дворе.

В картине
изображен  узкий круг лиц, обслуживающих повседнев-ный  быт  королевской
семьи;  показана  та сфера жизни испанского двора, по
времени Веласкеса совершенно недоступная для посторон-них  наблюдателей,
которая до “Менин” не подлежала изображению.

Объектом
живописи Веласкеса  и явилась эта протекающая перед глазами  художника
реальная  жизнь.  Причем,  для него реальны не только  предметы
обстановки  и человеческие фигуры, но и дневной свет  и  воздух,  заполняющие
комнату дворца. Зритель видит строй-ную  фигурку  инфанты  Маргариты
в  светлой  одежде; ее кремово-серая  серебристая  ткань,  подчеркнутая
кораллово-красными банта-ми и полоской  черного  кружева,  дает
матовые отблески в скользя-щем дневном свете, льющемся из окон. С
таким же мастерством, как ткань  парчового платья, пишет
Веласкес и слой освещенного возду-ха, который обволакивает пушистые светлые волосы
инфанты, смяг-чает  контуры  ее  фигурки  и  лица.  Но
свет и воздух не растворяют определенности  пластических  форм, а
выявляет их зрительное  бо-гатство. Если  красную  розетку, брошь
и  черные кружева художник наносит  быстрыми,
нервными  касаниями  кисти,  то в
изображении лица инфанты Веласкес использует самые деликатные переходы све-та и
прозрачных теней, рефлексы от ее золотисто – льняных волос, и –
посредством  нежного  моделирования  и  тончайших лессировок – передает  черты
и  выражение  детского  лица. Взгляд темно – серых глаз Маргариты следит с
живым интересом  за тем, как карлик будит уснувшего   пса,   ее
румяные   губы,   начиная    улыбаться,   слегка приоткрылись, так
что виден даже край верхних зубов. Затененность интерьера  ничуть  не
уменьшила  психологическую  и живописную выразительность  образов.  Так,  попавшее
в полутень и чуть смазан-ное лицо маленького Николасито,
толкающего собаку, подчеркивает динамику его движения.

Композиционно –
ритмическая связанность этих фигур дополняет-ся  тонко  разработанными
живописными  отношениями.  У  Марии
Барболы  темное  зеленова – зеленое платье, серебряными галунами, у обеих менин светло –
серебристые, а  юбки  темно – серые,  расши-тые
серебристо – серыми лентами. Вся эта гамма на их одеждах под-готовляет
главный  живописный  аккорд,  который  вносит  фигурка Маргариты  в  ее
крмово – бело – серебряной  “гвардаинфанте” – са-мый  светлой по
тону  во  всей  картине. В цветовой связанности фи-гур  друг  с
другом большую роль играют рефлексы. На левом плече Маргариты  серебряная  ткань
ее  платья окрашена розовым рефлек-сом  от  красного банта браслета доньи
Исавель. В свою очередь, ко-ралловый  бант у  запястья Маргариты дает
ярко – розовую вспышку на серебряном  подносе,  подаваемом ей донье Агостиной. А
пальцы инфанты окрашиваются оранжево – красным отсветом от кувшинчи-ка,
стоящего на подносе. Но, несмотря на обилие рефлексов, в
карти-не все цельно, не раздроблено: световоздушная среда интерьера слу-жит
объединяющим началом. При этом и автопортретное изображе-ние
Веласкеса и инфанта с окружающей ее свитой,
которую  он мог писать  прямо
с  натуры,  трактованы единым “почерком”,
так, что в живописно –
пластической манере нет никакого разнобоя.

В “Менины”
зеркало  введено  специально,  чтобы  через него ука-зать  на пространство,
существующее перед картиной, где находятся король и  королева  под алой
драпировкой; они позируют Веласкесу, в то время  как
Маргарита и ее приближенные и не думают о худож-нике,
занятые своей повседневной жизнью.

Установленный  на
мольберте  холст обращен к зрителю изнанкой, модель якобы не в кадре картины и о ней можно
лишь догадываться. Зато тем большее значение приобретает образ самого художника,
за-печатленного  в момент творчества. Мы видим смуглое лицо южани-на,  высокий
лоб, чуть  полные  губы  Веласкеса,  его
почти  черные усы, темные  мягкие  кудри,  падающие  на плечи. Это
единственный достоверный  дошедший  до  нас  автопортрет  Веласкеса.
Художник одет  очень  просто, в черный костюм, лишь в прорезях рукавов
вид-неется белая  рубаха; камзол опоясан  сверху простым кожаным
рем-нем  и  не  имеет  никаких  украшений. Он стоит перед мольбертом с палитрой и кистью
в руках; его ноги широко расставлены,
туловище слегка  отклонено  назад,  поза  уверенная,  свободная,   независимая. Чуть
откинув   голову,   Веласкес   смотрит
вперед   с  тем   особым выражением,
которое  превосходно  передает самое трудное и самое драгоценное –  взгяд
жвописца  в  момент творческого вдохновения, взгляд не только  рассматривающий, но и
проникающий в суть моде-ли, оценивающий  ее. В этом взгляде зоркость,
взгядывание в натуру слились  с той  необходимой долей отрешенности от ее
частных под-робностей, которая  помогает живописцу схватить и
запечатлеть гла-вное,  видеть  цельно  и  обобщенно,  передавать
реальный мир в том богатстве  его  форм,  линий,  красок,
связанных  друг  с другом и со
световоздушной  средой,  в  каком  его  видит артистически развитое
зрение подлинного  художника – реалиста.

“Менины”  не
просто  утверждают  мысль  о  том, что художник в своем   творчестве   является
богоравным.  Веласкес  как  бы  взялся доказать  это  положение
самим качеством живописи данного произ-ведения. Тем  самым  живопись
в  “Менинах”  становится  не только средством  изображения
определенного  сюжета  и предметов но де-монстрацией своих возможностей. А
виртуозность художника стано-виться составной частью самого содержания этой
картины. Но демо-нстрация  блистательного  мастерства  в  “Менинах”  не
самоцель,  а наглядное  свидетельство могущества живописи в
изображении жиз-ни.  Решение  этой  задачи  в полной мере удалось
Веласкесу, что де-лает  “Менины” картиной единственной в своем роде. Не
случайно в интерьере  “Менин” такую важную роль играют картины. Они
разве-шены на обеих видимых зрителю стенах ателье, над дверями, в
прос-тенках  между  окнами  и  подчеркнуто выделены прямоугольниками черных
рам.  Благодаря такому композиционному приему все, нахо-дящиеся
в ателье,-  и  сам  художник, и инфанта с карликами, и
при-дворные – буквально окружены со всех  сторон картинами.
Помещая на своем холсте фигуры  в “трехмерном”
пространстве  ателье,
моде-лируя светом и бликами их “объемные” формы. Веласкес побуждает зрителя сопоставлять их
как  реально  существующие, “живые” с те-ми, которые  написаны на плоскости картин ( фигуры Афины, Апол-лона, Арахны, Марсия), и с теми,  которые отражаются на плоскости зеркала
(Филиппа и Марианны). Причем это сопоставление – “живо-пись” и “не
живопись”- зрителю предоставляется делать внутри кар-тины
Веласкеса, то есть в сфере  самой живописи, где
оно дано сред-ствами  живописи,  которая  тем самым демонстрирует свою
способ-ность охватить обе сопоставляемые части и как бы взглянуть со сто-роны
на свои способности.

Общий  тон картины
– зеленовато-серо-оливковый – необыкновен-но   красив.   Он
меняется   в   зависимости   от   днвного    света,
проникающего  в  комнату  с  разных  сторон – не  только  сверху, из
окон, но и из двух дверей. В глубине картины
яркий  солнечный свет льется из открытой  двери, стелется по полу и
освещает ступени лес-тницы,  на   которой   стоит   дон   Хосе   Ньето.  Средний
план,  где расположены  фигуры  Веласкеса,  дуэньи
и  дворянина-эскорта, по-гружен в тень. И,
наконец, передний план, где находится инфанта со своими  фрейлинами
и  карлицей  снова  хорошо  освещен  из  двери справа,
ведущей в соседнее светлое помещение. Благодаря тому, что воздух  в  комнате
ателье  пронизан  в  разных направлениях мягким светом, в
картине совсем  нет  глухой черноты и не ощущается плос-костность  изображения.
Воздух  в  затененной части ателье остается прозрачным, а
пространство  постепенно “перетекает”  к среднему а затем  к  первому  плану и, как
бы  продолжая  перетекать дальше за пределами рамы сливается с реальным
пространством, находящимся перед  картиной,  о
котором  также напоминает отражение в зеркале королевской   четы.  Эта
сложная  структура  пространства в “Мени-нах” активно влияет на формирование восприятия
зрителя в соответ-ствии  с  замыслом  Веласкеса. С первого  взгляда  на
“Менины” Ве-ласкес  заставляет  поверить  зрителей,  что в
данный момент худож-ник  в  окружении
находящихся  в  ателье  инфанты Маргариты и ее приближенных  пишет  картину. Зритель  вначале  как  бы  забывает, что та
сценка с художником у мольберта, инфантой и ее свитой,  – на
которую он  смотрит, есть, собственно говоря, тоже
картина, и восп-ринимает
“Менины” как  кусок  реальной
жизни дворцсового быта, в отличие от сцен  жизни, изображенной
на  полотнах, украшающих стены  интерьера  “Менин”.

Зритель забывает обо всем
этом не случайно, а потому, что
именно таково  и было намерение художника, хотя в этом намерении нет ни-чего общего со
стремлением  к  чисто  иллюзионистическому
“фоку-су”. Веласкес
в “Менинах” последовательно  добивается  определен-ной цели –
заставить  зрителя как  бы  “забыть”, что перед ним напи-санное  красками
изображение  реальности, а не сама реальность, но
осущестляет  это  намерение  средствами  подлинной  живописи,
ни-чуть не скрывая от зрителя. В “Менинах” полностью видны виртуоз-но – свободные
многообразные мазки кисти, волшебная  магия пере-ливающихся цветовых
оттенков, капризно – изменчивая игра света и тени.

Только   при   таком,
абсолютно  художественном  осуществлении своего намерения Веласкес мог
приняться за дерзкое “соревнование” с самой  реальностью. Так,
например, по  сравнению с подчеркнутой плоскостью  холста,
натянутого  на подрамник  для создаваемой кар-тины и видимого зрителю с
оборотной стороны,  по  сравнению с
ви-сящими  на  плоских  стенах уже написанными картинами – фигуры, которые Веласкес предлагает вниманию зрителей
в качестве находя-щихся в зале Алкасара, подчеркнуто  реальны:
материальны,  объем-ны, весомы. Обитатели дворца и он сам должны выглядеть
не  напи-санными на плоскости картины, а живыми людьми, существующими в
реальном пространстве и в реальной световоздушной среде.

Веласкесовские “Менины” –
картина  не только об инфанте Марга-рите, об ее фрейлинах, о быте королевской
семьи  или  даже  о твор-честве  придворного  художника
Диего  Веласкеса.  “Менины” – это
картина  о  могуществе  искусства  живописи, это наилучшее доказа-тельство – кистью и красками –
безграничных возможностей реалис-тической станковой картины; это
утверждение  прав художника отк-рывать в обыденной,
окружающей  жизни  красоту  и поэзию. Велас-кес в “Менинах” во
многом превзошел  достижения  своих  предшес-твенников и современников.

В  столь  же
многоплановой  по  замыслу картине “Пряхи” сцена в королевской  ковровой мастерской с
фигурами прях на первом плане запечатлевает  как  бы  целый  мир,
выступающий в единстве и рель-ности  мечты,
седневной жизни и мифа о
греческой мастерице Арах-не. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо
на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от
натуры и  как бы  вольную  импровизацию  со  строгой  продуманностью
компози-ции.

Картина
Веласкеса  “Пряхи”  принадлежит  к числу непревзойден-ных
шедевров  живописи. Впервые  в  истории  живописи, не
только  испанской, но и  мировой  правдиво изображена работа простых
тка-чих, проникновенно  переданы  поэзия и красота
человеческого тру-да, и этот благородный гуманистический смысл
воплощен в высоко-художественную, совершенную живописную форму.

Обратимся  к
сюжету “Прях”. Картина  имеет четко выраженные и даже
противопоставленные  друг  другу  два плана и изображает два помещения. На
первом плане полутемная комната ковровой мастер-ской,
которой  работают  простые, бедно одетые пряхи. Две
ступень-ки  ведут  в  соседнюю  комнату,  расположенную несколько выше, в
глубине картины. Эта комната залита потоком света,
который  ярким снопом  лучей  падает  слева сверху,
освещая стены помещения, уве-шанные красивыми гобеленами
серебристо-серо-голубого цвета. Пе-ред гобеленами стоят женщины в нарядных
платьях и прическах, ис-полненных по моде XYII века. Слева
на полу  комнаты с гобеленами прислоненный к красивой  резной  подставке
стоит  большой  музы-кальный инструмент – виола да гамба.

Веласкес  в  виде
сочиненного и вытканного Арахной ковра с “По-хищением  Европы” пишет
ковер, в  точности копируя его со знаме-нитой  одноименной
картины  самого Тициана. Тем самым Веласкес показывает, что в
его понимании ткачиха Арахна – не жалкая ремес-ленница, а
гениальная  художница, создавшая  шедевр искусства,
до-казавший, что сила  человеческого творчества выше, чем
божествен-ная  сила Паллады. Веласкес включил изображение фабулы об
Арах-не  в обстановку  реальной  ковровой  мастерской Санта Исавель,
по-местив  на  первом  плане  мадридских  ткачих, и тем самым сблизил
древнюю фабулу с испанской жизнью XYII века.

В быту
королевского  дворца  ковры  играли  очень большую роль. Кроме
убранства  дворцовых  залов  ковры  применялись  также  и в оформлении
придворных спектаклей. Эффектные декорации выпол-нялись  опытными
художниками  и  иногда  не  только  при помощи кисти и красок, но и
посредством вышивок. В Испании, в отличие от народного  театра, где
играли  профессиональные актеры , придвор-ный, замковый  театр  был в
основном любительский, роли исполня-лись придворными,
иногда  фрейлинами королевы, иногда учавство-вали и члены королевской
семьи. Cреди богатейшей коллекции  ков-ров  испанских
Габсбургов  можно найти и гобелены с сюжетами из “Метаморфоз”
Овидия. В  картине  Веласкеса  “Пряхи”
присутствие нарядных дам в ковровой мастерской рядом с простыми ткачихами –
это  визит  участниц очередного дворцового любительского спектак-ля.
Придворные   дамы,  фрейлины  королевы  вместе  с  Веласкесом явились
в  мастерскую,  чтобы  при  подборе имеющихся там ковров для
декораций к задуманному представлению осмотреть эти гобеле-ны, на
фоне выбранных ковров решать вопросы о платьях для испол-нительниц  с  целью
создания красивого, эффектного зрелища, чему придавалось  большое  значение. Там
же   на  фоне  гобелена можно было  прорепетировать  какие – либо отрывки  под
музыку  виолы да гамба, условиться  о мизансценах,
выходах  и  других моментах, свя-занных с подготовкой представления.

На  заднем плане, в
светлом помещении висит необыкновенно кра-сивый ковер. Фон
ковра – серебристо-серо-голубой; верх  его – небо с белыми  облачками и
летающими бледно-розовыми амурами, низ – уходящее  к горизонту  море.
Справа  виднеется группа: на спине бе-лого  быка-Юпитера  сидит Европа. Изображение
быка и Европы ис-полнено  более  бледными   красками,
показывающими,  что  внутри ковра  они – на  втором  месте. На
первом  плане  ковра вытканы две женские  фигуры в античных одеждах. Правая
– Арахна. Черты лица слегка намечены и расплывчаты. Она
чуть повернула лицо, наклони-ла  голову и повела  рукой  в сторону  в
сторону своей грозной  собе-седницы. На Палладе – надвинутый на лоб блестящий
шлем  из свет-лого металла с зеленовато-голубым  отливом и  светло-голубой
пан-цирь. Из-под шлема богини выбиваются рыжие,
медно-красные кур-чавые  волосы; на  выпуклой округлой щеке – киноварно-грубый
ру-мянец, выражение глаз – явно злое.

Слева  сверху
падает широкий сноп света, скользя наискось по по-верхности  ковра, ярко
освещает площадку пола на сцене перед ков-ром  и  лепит  сильной  светотенью
и  бликами  фигуры придворных дам, стоящих перед гобеленом. Две
дамы расстатривают  ковер, стоя спиной  к зрителю. Третья,
повернув голову, перевела взгляд  от ков-ра в сторону  мастерской  и
зрителя. Задний  план картины, включая сюда и гобелен
и фрейлин, занятых  подготовкой к спектаклю,
напо-минает  о  придворном   быте,  который  так  хорошо  знал  Веласкес.

Передний  план
во  всем  противоположен  сцене,  изображенной в глубине  картины. Здесь
показана та Испания, которая находилась за стенами  дворца  и  которую
Филипп IY никогда не заказывал писать Веласкесу, – Испания
простых людей, Испания нужды и труда.

Скудно  освещенное
помещение наподобие сарая, голые серые сте-ны, самые
простые, ничем не  украшенные  предметы: грубые
доща-тые  скамьи, деревянная  лестница, выструганные из палок
крестови-ны для кудели и  станина для наматывания ниток; на
полу, возможно глинобитном, рядом с дремлющей
кошкой – мусор, обрывки  пряжи, клубки шерсти… убогая обстановка
рабочего места. Веласкес  пока-зывает зрителю то волшебство,
благодаря которому в этом  мрачном сарае рождаются и возрождаются изумительные
сокровища коврово-го искусства. Две пряхи по краям стоят  полусогнувшись: одна, в
бе-лой  кофте,  отдергивает  красный  занавес, другая, в
красной  кофте, держит  корзину с белой тканью.
Стоящие у краев и сидящие на ска-мьях   пряхи   соеденены  по  две  и
образуют  две  группы,  которые связывает  фигура  женщины,
сидящей  прямо  на полу. Лучший  об-раз  Веласкеса – пряха  справа. Она
сидит на  скамье, глядя   в  глубь комнаты  на  гобелен,
полуобернувшись спиной к зрителю и чуть от-кинувшись назад. В этом
движении отчетливо выявляется красота ее стройного,
сильного тела, которую еще более  подчеркивает простая удобная
одежда. Лица  молодой  женщины  не  видно; но и
тяжелый жгут  ее  прически, и завиток волос на затылке, и
розовое,  просвечи-вающее ухо, отбрасывающее  нежно
окрашенную тень, – все это пол-но  очарования  подлинной  жизни. В
облике молодой женщины, в ее фигуре и свободной позе переданы
здоровая, естественная  красота и человеческое достоинство.

Радостный характер
этого особого, праздничного мира прекрасных образов,
заполняющих зал – “сцену”, изумительно передан средства-ми  самой
живописи.  Серо-голубые, темно-розовые,  ультрамарино-вые,
светло-зеленые, кобальтовые, киноварные, коричневатые тона в тонких  гармонических
сочетаниях  образуют  необычную, прекрас-ную, изысканную гамму,
которая в волшебно-серебристом свете, па-дающем   в  зал,
приобретает  какую-то  особенную  фантастичность цветового звучания.
Кажется, что это не свет освещает разноцветные предметы,
гобелен, фигуры  заднего плана, а  различные  цвета
этих предметов сами излучают свет, который сияет, струится и вибрирует в
воздушной среде, заполняющей комнату.

В  картине  “Пряхи” Веласкес
не отделяет художника от ремеслен-ниц – прях , а,
напротив,  видит  в  замечательных  испанских  ткачи-хах,
вышивальщицах  настоящих  художниц. И их, занятых творчес-ким  трудом,
создающих  искусство, противопоставляет придворным дамам, для
которых искусство лишь предмет развлечений.

Мы рассмотрели
картину “Пряхи” и роль в ней овидиевского мифа и пришли  к
выводу,  что “Фабула  об Арахне” не
есть только назва-ние, не  есть  лишь  сюжетный  предлог или
простой внешний повод для автора, а тесно связана с самим идейным содержанием
картины. В  древних  мифах  испанский  реалист  почувствовал
не  мистику, а большой  жизненный   смысл  и народную мудрость. Этот
взгляд оп-ределил   и  роль  мифа  об  Арахне,  “процитированного”  в
картине “Пряхи”.  Веласкес  вводит  кадр с мифологической
сценой в общую ткань реалистической станковой картины не для того, чтобы
уйти от действительности, а, напротив, чтобы больше приблизиться  к  ней и глубже
раскрыть некоторые стороны современной художнику реаль-ной жизни.

“Пряхи” и “Менины” написаны
в последние годы  жизни  Веласке-са, когда гениальный художник  как бы  подводил
итоги  своей  дли-тельной творческой деятельности. Его  произведения
этого  времени содержат  большие  обобщающие  идеи,
выраженные в совершенной художественной  форме. Едва ли  будет
преувеличением сказать, что “Менины” и “Пряхи” , эти,  казалось  бы, просто  групповые
портре-ты, еще в XYII столетии проложили те новые  пути,
которыми  пош-ло развитие реалистической станковой картин.

Заключение.

Охватывая  взглядом творчество Веласкеса,
неводьно поражаешься богатством  и  многообразием того вклада,
который великий испанс-кий  художник  внес  в  развитие  мирового искусства. XYII
столетие отмечено необычайно высоким подъемом в западноевропейской жи-вописи.

Во всех жанрах
живописи Веласкес сказал новое слово, дал толчок творчеству  будущих поколений
художников. Веласкес – изумитель-ный  портретист, раскрывший
новые  черты современного ему чело-века. В своих портретах художник проявил
проницательность психо-лога и остроту социального мыслителя; он
стремится  к правдивому раскрытию  каждой  конкретной  реальной  личности,  в  ее
связях со средой, в  противоречивости  ее  качеств. С
полотен Веласкеса смот-рят  на  нас  живые  люди его времени со всеми их
особыми чертами, достоинствами  и  недостатками,
красотой и уродством. В созданной им галерее портретов, работая
в условиях  самого  чопорного и цере-монного  королевского  двора Европы,
Веласкес ни разу не покривил душой. Он  не сказал ничего такого, чего
он не хотел сказать, как бы настойчиво  от  него  этого  ни  требовали. И он
сумел сказать все то, что  он  хотел  сказать  о  своих  моделях, в
каких  бы ослепительно – роскошных  одеяниях  оно  ни  выступали, каким
бы высоким саном они  ни  обладали. А хотел – и сумел – Веласкес  сказать  очень
мно-гое: правду.

Как  ни   велики
заслуги  Веласкеса  в  создании  реалистического портрета, ими
далеко  не  исчерпывается  все  то, что он  сделал  для развития  искусства
живописи. В своих многофигурных композици-онных  полотнах
Веласкес  пошел  вперед по сравнению с великими мастерами эпохи Ренессанса в развитии
композиционной станковой живописи. В картинах  Веласкеса  сказалось  не  только
расширение тематики  и проблематики, характерное для новой эпохи, но и
широ-кий охват жизни в ее  социальных  противоречиях, показ
контрастов нищеты и знатности,  труда  и праздности,
народного быта и аристо-кратических  церемоний. Каждое из трех больших
произведений Ве-ласкеса открыло пути новым направлениям в реалистическом
искус-стве. “Сдача Бреды” стоит у  истоков  развития  исторической
живо-писи.  “Менины”  повлияли   на   создание  картин  бытового
жанра.
“Пряхи” явились в истории изобразительного искусства  первой
кар-тиной, отразившей поэзию и красоту труда. Каждое
из  них  является вершиной искусства и обладает  совершенной  художественной
фор-мой.

От  Веласкеса
осталось  более ста работ. Художник на всем протя-жении  своей  жизни
учился  у  природы,  неустанно  совершенствуя свое  живописно  мастерство,
которое достигло зенита во второй по-ловине  жизни художника. В
развитии этого мастерства наблюдается смена его живописных манер.

Работам
раннего    периода,   бодегонам,
свойственны   точность
объемных  форм, их  тщательная   выписанность  и  некоторая
жест-кость,  резкая  контрастность освещенных и затененных частей
пред-метов, плотные  черные  тени. Но уже в этих  картинах
Веласкес ста-вит и решает  ряд  тонких  колористических и  пространственных
за-дач.

Дальнейшее
развитие  Веласкеса характеризуют поиски новых пу-тей  в передаче  света,
прозрачных теней, пространства и атмосферы. Художник
применяет  краски  более светлые. В “Кузнице Вулкана”, “Тунике Иосифа”, затем
в “Сдаче Бреды”, в “охотничьих”  и  других портретах тонкая цветовая гамма
пронизана светом и воздухом.

Наивысшего
мастерства  в  трактовке  пластических форм и цвето-вых  отношений,
воздуха  и освещения Веласкес достиг в “Менинах”
и в “Пряхах”. В
картинах  этого  периода  словно чувствуется движе-ние   воздуха,   пронизанного
светом, окутывающего  все  предметы зримого мира,
связывающее их в единое колористическое целое. По-разительна
безупречная  верность и утонченная изощренность глаза Веласкеса,
который  умеет наслаждаться и насыщенностью и глуби-ной ярких цветовых аккордов
и в то же время улавливает тончайшие рефлексы,  восхищается  красотой
их  взаимодействия с  полутонами и светотенью, их ролью в передаче
предметного мира.

Многообразны
приемы  техники Веласкеса. Мазок у художника не есть одинаковое движение
кисти, безотносительное к форме, цвету
и фактуре  предметов. Напротив, способы  наложения краски – от неж-ных
незаметных касаний кисти до энергичных  ударов  и  свободных бравурных мазков –
у Веласкеса очень многообразны и также  участ-вуют в реалистическом
воспроизведении всего пластического и цве-тового  богатства  окружающего мира.
Высшее  совершество  техни-ческих приемов Веласкеса  состоит в том, что
их совершенно  не за-мечаешь.

Гениальные полотна Веласкеса доставляют огромное
эстетическое наслаждение зрителям. Они являются также предметом  восхищения и
изучения для художников – реалистов
последующих реформ.

Творчество
великого  сына  испанского  народа – это  вечно живой источник правды    и
красоты,  драгоценнейшее   наследие,
которое классическая  реалистическая живопись оставила человечеству.

Похожие записи

Определение культуры, роль личности в ее развитии

Культурология

Карл Густав Юнг о творческой фантазии

Культурология

Искусство в период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.)

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.