- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,16 Мб
Юрий Алексеевич Васнецов
Введение
Книга для детей без иллюстраций – это ненужный товар. Поэтому художники-иллюстраторы – достаточно известны. Многие картинки достаточно узнаваемые и мы их помним с детства. А вот что мы знаем о художниках?
Пожалуй, нет в отечественной детской книге имени столь любимого, как Юрий Васнецов. Этому удивительному художнику удалось почти невозможное – заново открыть читателю русскую сказку. Знакомые, хорошо известные сюжеты художник представил так, что «старые-старые сказки» засияли-заиграли, удивляя яркостью и самобытностью образов. Словно протёрли старинное затуманившееся зеркало, и мы увидели… самих себя, своё детство, мир своих сказок. И это радостное удивление узнавания и открытия не проходит, передаётся из поколения в поколение. Вот только книги с иллюстрациями замечательного художника найти ныне, увы, всё труднее и труднее…
.
Библиографические данные
Замечательный художник Юрий Алексеевич Васнецов (22 марта 1900 – 3 мая 1973, Ленинград) создал яркий, неповторимый мир сказочных образов, близкий и понятный каждому ребенку.
Задумчивый лесной край, где родился и вырос художник, детские впечатления от ярмарки игрушек «Свистуньи» с нарядными дымковскими куклами-барынями, расписными яркими петухами, конями оказали заметное влияние на его творчество. Многие персонажи рисунков Ю. А. Васнецова имеют сходство с образами, рожденными народной фантазией.
Родившийся в семье вятского священника, Ю. А. Васнецов состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми.
Одержимый желанием стать художником, он в 1921 г. приехал в Петроград и поступил на живописный факультет ГСХМ (позднее Вхутемас); успешно закончил учебу в 1926 г.
В 1930-х гг. ему принесли известность иллюстрации к книжкам «Болото», «Конек-Горбунок» , «Пятьдесят поросят» К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. И. Толстого. Тогда же он делал отличные – нарядные и увлекательные – литографские эстампы для детей, основанные на тех же сюжетных мотивах. В годы войны, проведенные сначала в Молотове (Пермь), потом в Загорске (Сергиев Посад), где он состоял главным художником Института игрушки, Васнецов исполнил поэтичные иллюстрации к «Английским народным песенкам» С. Я. Маршака (1943), а затем к его же книжке «Кошкин дом» (1947).
Между тем книжная графика составляла лишь одну сторону его творчества. Главной целью жизни Васнецова всегда были занятия живописью, и к этой цели он шел с фанатическим упорством: работал самостоятельно, занимался под руководством К. С. Малевича в Гинхуке, обучался в аспирантуре при Всероссийской АХ.
В 1932- 34 гг. он создал наконец несколько произведений («Дама с мышкой», «Натюрморт со шляпой и бутылкой» и др.), в которых проявил себя как очень крупный мастер, успешно соединивший утонченную живописную культуру своего времени с традицией народного «базарного» искусства, которое он ценил и любил.
васнецов русский иллюстратор
Подпись Ю.А. Васнецова
. Содружество с писателями, поэтами
В поисках заработка молодой художник начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, где под художественным руководством В.В. Лебедева счастливо обрел себя в интерпретации тем и образов русского фольклора – сказок, в которых лучше всего удовлетворялась его природная тяга к юмору, гротеску и доброй иронии.
С 1928 сотрудничал с издательством «Детгиз», некоторое время преподавал изобразительное искусство в ленинградской школе № 33. В его оформлении неоднократно массовыми тиражами издавались книги для детей : «Болото» Виталия Бианки <#”724920.files/image005.gif”>
. Особенности иллюстраций художника
Фантастические, сказочные пейзажи основаны на живых впечатлениях реальной русской природы. Птицы и звери, действующие в сказках, приобретают у Ю. Васнецова особенную выразительность именно потому, что художник придает им движения и повадки, зорко подмеченные в реальной действительности. Специфическая черта художественного метода Ю. Васнецова – редкая способность творить как бы от лица своего будущего зрителя, умение заново пережить детскую увлеченность сказкой и как бы пропустить сквозь призму детского восприятия традиции народного творчества.
Один из излюбленных композиционных приемов художника – повтор и перекличка мотивов. Вместе с тем каждая васнецовская книга представляет собой новый вариант образного, композиционного, колористического решения.
Эмоциональный строй рисунков Ю. Васнецова организуется цветом, который играет особую роль. Он не утрачивает декоративности, характерной для народного искусства, оно одновременно становится носителем напряженного поэтического чувства, вложенного художником в тему сказки.
Цвет васнецовских иллюстраций является для ребенка как бы цветовой азбукой. Цвет персонажей определен, прост, его легко назвать: волк-серый, гуси-белые, лиса-рыжая и т. п. вместе с тем Ю. Васнецов удивительно точно добивается пропорциональности реального и фантастического цвета, что способствует правильному восприятию ребенком изображения. В книге "Ладушки" художник смело и изобретательно использует цвет фона. Цвет становится здесь как бы средой, в которой происходит действие. Такой прием искусствоведы условно назвали "принципом волшебного фонаря". Радостно и празднично освещая желтым, красным, синим или розовым "светом" забавные сценки, художник привлекает внимание зрителя неожиданностью цветового фона страницы, используя близкий детям прием быстрой смены впечатлений. Но каждое цветовое пятно иллюстрации, "настроенное" в соответствии со звучанием цветового фона, живет и своей собственной жизнью, включаясь в общую композицию.
. Знакомство детей с художником
Многие персонажи рисунков Васнецова имеют сходство с образами, рождёнными народной фантазией. Очень, например, похожи на дымковского коня кони на иллюстрациях к потешкам «Иванушка». Чем ближе знакомишься с работами Васнецова, тем больше восхищаешься богатством его творческого воображения: так много животных нарисовал художник, и все они разные. У каждого есть свой стиль, своя манера поведения, свой стиль в одежде.
Очень большую нагрузку несёт в работах Васнецова цвет. Часто от него так и веет радостью. А в иллюстрациях к потешкам «Конь», «Скок – поскок» ярко жёлтый цвет не только передает картину тёплого солнечного дня, но и усиливает восприятие образов.
Хотя в рисунках Васнецова птицы и животные похожи на игрушечных, вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы близки и понятны детям.
С рисунками Ю. А. Васнецова детей знакомят с раннего детства на протяжении всего дошкольного возраста.
С самыми маленькими дошкольниками рассматривают иллюстрации Ю. А. Васнецова к потешкам «Петушок», «Ладушки», «Гуси», «Сорока – белобока». Занятия, предложенные в конспектах, предполагают проведение не только родного языка, но и других видов деятельности. Например, занятие аппликацией на тему «Украсим домик козы с козлятами». Воспитатель показывает иллюстрацию детям, задаёт вопросы по содержанию, обращает внимание на дом и предлагает украсить его кругами. Затем детям одевают шапочки с рожками и проводится игра «Козлята и волк».
Или приводится ещё одно занятие рисованием на тему «Солнышко лучистое» по иллюстрации «Петушок». Там действительно очень яркое солнышко. И дети после рассматривания рисуют солнышко.
Во второй младшей группе детей знакомят с иллюстрациями к сказке Л. Н. Толстого «Три медведя». Воспитатель с детьми рассматривает картинку и обращает их внимание на средства выразительности, которые художник использовал для передачи настроения персонажей. Так, показывая рисунок, на котором изображена девочка перед избушкой медведей, он объясняет, что с помощью цвета и чередования крупных объёмов с мелкими, художник передаёт опасность, которой подвергается девочка (тёмные стволы деревьев окружают маленькую девочку. На фоне высокой тёмной стены деревьев стоит маленькая избушка и т. д.)
В старшей группе знакомство с иллюстрациями Ю. А. Васнецова продолжается. Показывая детям иллюстрации с одними и теми же героями, педагог обращает внимание но то, что животные и птицы изображены художниками по – разному. Например, на рисунке «Пошёл котик на торжок» Васнецов изобразил кота, важно шагающим, с булкой под мышкой, очень хозяйственным. Кот в больших расписных сапогах. На улице лежит пушистый снег, а вокруг сказочных фонарей снежинки устроили хоровод. На другой иллюстрации кот нарядный, как на празднике: с бантом, в красивой рубашке, с распущенными усами. А стоит он так, будто готов пуститься в пляс.
Следующее занятие проводят по различным иллюстрациям Васнецова к русским народным сказкам и потешкам. Воспитатель рассказывает детям, что художник родился в старинном, русском городе Вятке. Весной в Вятке устраивались настоящие праздники народных игрушек. Особенно много на ярмарках продавалось глиняных дымковских игрушек. Ещё ребёнком Васнецов полюбил и навсегда запомнил яркую цветистость дымковских игрушек. Далее педагог предлагает рассмотреть несколько дымковских игрушек и сравнить их с аналогичными изображениями птиц и животных на иллюстрациях Васнецова.
Заключение
Васнецову пришлось тяжелее, чем любому другому. Очень уж далеко он оказался от требуемого «реализма». Тем сильнее приходилось переламывать себя и приспосабливаться – рисовать аккуратные пейзажные фоны, соблюдая прямую перспективу; смягчать и сглаживать свою фантазию всюду, где хоть немного она прорывалась. «Неправильности» рисунка, за которые ему доставалось еще до войны, сейчас сделались просто нетерпимы… Друзья помогали ему, правили, подрисовывали…… Пытались шутками скрыть свою неловкость. Они-то хорошо понимали, что он мастер, и может быть лучший из них, и его рисование в исправлении не нуждается, его править – только портить. Но помогали – портили.
И он старался. И старания его, увы, не пропадали даром: рисунки становились всё скучнее и скучнее. Да если бы только у него одного. Все тогда старались, не могли не стараться, все себя переучивали и корёжили, подстраиваясь под тусклый эталон.
Невозможно представить, что творилось в головах у людей, провозглашавших, что работы Васнецова – это «издевательство над русской сказкой».
Источники
1. http://www.maam.ru/detskijsad/-znakomstvo-detei-s-hudozhnikami-ilyustratorami-detskih-knig-yu-a-vasnecov-a-f-pahomov-konsultacija-dlja-vospitatelei-dou.html
2. <http://odub.tomsk.ru/Illustrators/PaintersIllustrators/TabId/785/ArtMID/1888/ArticleID/1522/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2-%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87-1900-1973.aspx>
. <http://www.fairyroom.ru/?page_id=1127>
. <http://dubrk.karelia.ru/vasnecov/index.htm>
. <http://lib.1september.ru/article.php?ID=200800108>
. <http://www.0lik.ru/pictures/120091-xudozhnik-illyustrator-yurij-vasnecov.html>
. http://www.mamina-shkola.ru/2011/10/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8-%D1%81-%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8-%D1%8E%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0/
. <http://vesna.websib.ru/page.php?article=15>
. <http://aktinoya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=197:2012-02-10-14-05-17&catid=77:2012-01-24-12-12-08&Itemid=190>