- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 23,26 Кб
Ваххабизм и его характеристика
Дагестанский государственный институт народного хозяйства
Юридический факультет
РЕФЕРАТ
на тему: «Ваххабизм и его характеристика»
Подготовила
Студентка 1 курса 3 гр.
Абулайсова Анисат.
Проверила
Магомедрасулова Р. Б.
Махачкала 2013
Содержание
ваххабизм религиозное ислам джихад
Введение
Еретическое течение в Исламе
Что такое ваххабизм?
Почему ваххабиты не хотят называться ваххабитами?
Допустимо ли ваххабитов называть ваххабитами?
Ваххабизм в ваххабитском изложении
Особенности учения «единобожников»
Кто такие «неверные»?
Предопределенность к спасению
Ненависть как религиозное требование
Вооруженная борьба – основная форма Джихада по-ваххабитски
Социально-политические последствия распространения ваххабизма в мире
Заключение
Список использованной клавиатуры
ваххабизм религиозное ислама джихад
Введение
Ваххабизм (от араб. ÇáæåÇÈíÉýý – аль-ваххабийя) – религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени отца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703-1792), являющегося последователем Ибн Таймии (1263-1328).
В настоящее время существует проблема, связанная с правильным пониманием и употреблением термина ваххабизм, зачастую происходит отождествление весьма далеких друг от друга явлений.
Сегодня для многих термины ваххабизм и терроризм являются синонимами.
Цель нашей работы: раскрыть сущность религиозного учения ваххабитов, выявить основные постулаты идеологии ваххабитов.
Актуальность работы обусловлена тем, что практически все теракты, произошедшие в последние несколько лет, относят к деятельности ваххабитов.
Поэтому необходимо разобраться в особенностях религиозного учения ваххабитов, знать их догмы и постулаты.
Еретическое течение в Исламе
После терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне мир уже не останется прежним. На смену ужасу и боли, страданию и растерянности придет ясность – не только в понимании того, кто и как совершил преступление, но и того, как вообще нашлись люди, которые совершили это преступление против человечества.
Объяснять действия исполнителей терактов только материальными соображениями (мол, их родственникам обещали большие деньги) – наивно. Нужна была и мощнейшая и единая для разных людей внутренняя мотивация, которая не могла возникнуть совершенно спонтанно у двух десятков разных людей, которые непосредственно участвовали в терактах, и у неопределенного числа тех, кто принимал участие в их подготовке. Подобной мотивировкой может быть мотивировка религиозная, предполагающая Высший авторитет, который предписывает или оправдывает планируемый и подготавливаемый акт и сулит посмертную награду за совершенное деяние, трактуемое как исполнение религиозного долга.
Нет ничего странного в том, что уже первые предположения относительно того, кто мог совершить эти теракты, стали концентрироваться вокруг исламских экстремистов. Исследователи исламизма знают, что теракт с использованием пассажирского самолета с пассажирами – давняя мечта исламистов. В декабре 1994 г. во Франции исламисты, захватившие самолет в Алжире, предприняли подобную попытку, пресеченную французскими спецслужбами, – предполагалось направить самолет на какой-нибудь объект (например, Эйфелеву башню) в Париже.
А Москва и вся Россия в это время, в сентябре 2001 г. печалилась о жертвах террористических актов двухлетней давности, осуществленных в столице. И во Франции, и в России упомянутые теракты, не говоря уже о массе других, совершили ваххабиты.
Кто конкретно направил самолеты на цели в Америке, наверняка выяснит следствие. Но уже первые данные на 13-14 сентября говорят о том, что без ваххабитов (а Усама бен Ладен, с которым связывают уже установленных американским Федеральным бюро расследований исполнителей терактов, – ваххабит) тут не обошлось.
Что же это за учение такое – ваххабизм? Ответить на этот вопрос без религиоведческих отступлений невозможно. Тем более потому, что ваххабитская экспансия осуществляется под хорошим пропагандистским прикрытием – от утверждений о том, что ваххабизма как такового не существует (это, мол, – всего лишь некий «жупел»), до заявлений о том, что ваххабизм – это и есть ислам.
Что такое ваххабизм?
Чаще всего слово ваххабизм употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с исламом. Ваххабизм в узком и точном смысле слова означает учение, сформулированное в XVIII в. аравийским религиозным реформатором Мухаммадом Ибн-Абд-аль-Ваххабом, ставшее в последующем и остающееся до настоящего времени официальной идеологией Королевства Саудовская Аравия. Под ваххабитамиподразумеваются либо носители идей, составляющих учение Ибн-Абд-аль-Ваххаба, либо члены группировок, которые руководствуются этим учением. Как ваххабитское характеризуется то, что к этому учению имеет отношение.
И если, например, исследователь обнаруживает на территории России некий объект, процесс или идеи, чья связь с учением Ибн-Абд-аль-Ваххаба может быть установлена (порой установление этой связи требует исследовательских усилий), то речь должна идти именно о ваххабизме, ваххабитских идеях, ваххабитских группах и т.п. Возьмем конкретный пример. Зарегистрированный и располагающийся в Москве издательский дом «Бадр» в 1999 г. печатает третьим изданием и тиражом 5 тыс. экземпляров в московской типографии «Книгу единобожия» М.С.Тамими (на титульном листе имя дается полностью – Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими). Это – произведение Ибн-Абд-аль-Ваххаба (он более известен под этим именем, а не под тем, которое приведено на титуле упомянутой книги). Эта книга является именно ваххабитской и никакой иной, и содержащиеся в ней идеи являютсяваххабитскими и никакими иными. И именно с распространением ваххабитских идей, и ни с чем другим, мы имеем дело на территории Москвы и всей России, когда рассматриваем эту книгу и ее продвижение к потребителю. Это – объективная, эмоционально и оценочно не окрашенная констатация.
Почему ваххабиты не хотят называться ваххабитами?
Однако есть одна сложность, связанная с ваххабизмом. Сами ваххабиты стремятся не называть ваххабизмом ни религиозное учение Ибн-Абд-аль-Ваххаба, ни современную официальную доктрину Королевства Саудовская Аравия, ни идеологию движений и групп, принимающих и распространяющих ваххабитские представления и реализующих ваххабитские установки в мире (в том числе в России).
Самая главная причина нежелания ваххабитов называться ваххабитами состоит в том, что тогда имплицитно будут признаны обвинения, выдвигаемые мусульманами против ваххабитов, – в том, что ваххабиты в рамках ислама являются еретиками (в исламской терминологии мубтадиа), то есть людьми, которые следуют особому религиозному учению, разработанному конкретным человеком (Мухаммадом Ибн-Абд-аль-Ваххабом) в конкретный период времени (XVIII в.) и не существовавшему прежде в таком виде и с таким содержанием. Арабское слово ересь (бида) происходит от бадаа – вводить новое, и означает порицаемое, отвергаемое новшество. В том, что такого рода обвинения в адрес ваххабитов со стороны мусульман сопровождают их с момента возникновения движения, можно убедиться, прочитав Предисловие к упомянутой выше «Книге единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба (стр. 17 и сл.).
Поэтому ваххабиты не называют себя ваххабитами и именуют себя либо просто мусульманами (муслимун), либо единобожниками (муваххидун), либо салафитами, «последователями благодетельных предков» (салафийюн).
Допустимо ли ваххабитов называть ваххабитами?
Исламская традиция допускает называние особых, отдельных, существовавших в прошлом или существующих ныне направлений в исламе (правовых школ, течений теологической мысли, суфийских орденов-тарикатов, сект и т.п.), безотносительно к оценке их конкретного теологического или религиозно-правового содержания, по имени их основателей. Примеров здесь – неисчислимое множество. Эпонимом правовой школы ханбализма является Ахмад Ибн-Ханбаль, суфийского тариката Кадирийя – Абд-аль-Кадир аль-Джилани, теологической школы ашаризма – Абу-ль-Хасан аль-Ашари и т.д. И нет ничего уничижительного или унизительного в самом названии «ваххабиты».
И представители саудовского духовенства называют последователей Ибн-Абд-аль-Ваххаба, в том числе – самих себя, просто «ваххабитами» (ваххабийюн). Министр по делам Ислама, вакфов, призыва и ориентации Саудовской Аравии Абдаллах ат-Турки, отвечая на вопрос о допустимости называть ваххабитами прошлых и нынешних последователей Ибн-Абд-аль-Ваххаба, сказал: «Воистину, великая честь для шейха Мухаммада Ибн-Абд-аль-Ваххаба, Королевства Саудовская Аравия и его улемов, если тот, кто действует по Писанию и Сунне и призывает к [следованию] им, будет характеризоваться как тот, кто следует методу и пути, по которому шел и к которому призывал шейх Мухаммад Ибн-Абд-аль-Ваххаб, и который поддержали имамы из семейства Саудидов, начиная с имама Мухаммада Бен Сауда и до времени Слуги двух благородных святынь короля Фахда Бен Абд-аль-Азиза Аль Сауд, да поддержит его Аллах» («Аль-Муслимун», 7 ноября 1997 г.) Витиевато, но понятно: ваххабитов допустимо называть «ваххабитами». Или вот текст фетвы ныне покойного верховного муфтия КСА Абд-аль-Азиза Бен База, спокойно употреблявшего название «ваххабиты»: «Ваххабиты – не еретики, они – те, кто идет по пути благодетельных предков» («Аль-Муслимун», 17 января 1997 г.). Примечательно, что в этой фетве верховный муфтий КСА отвечает на обвинения мусульман в том, что ваххабиты распространяют порицаемые нововведения, то есть еретические взгляды.
Ваххабизм в ваххабитском изложении
Столько всякого написано и напутано о ваххабитах, что настало время разобраться с тем, что такое ваххабизм на основании того, как сами ваххабиты излагают ваххабитское учение. А они просто-таки не щадят сил и средств, чтобы донести до русскоязычного читателя свои идеи. При этом нелишне подчеркнуть, что ваххабитская литература на русском языке – это те книги и брошюры, которые уже были распространены в миллионах экземпляров в арабских странах, странах Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Юго- Восточной Европы, Западной Европы, Латинской Америки, Северной Америки, в том числе, и особенно, – в Соединенных Штатах. Были распространены и дали свои результаты.
Источником нам послужит корпус ваххабитских текстов – книги и брошюры ваххабитского содержания, распространяемые на русском языке на территории России или среди российских граждан (например, во время хаджа) на территории Саудовской Аравии саудовскими официальными органами (в первую очередь – Министерством по делам Ислама, вакфов, призыва и ориентации КСА) и общественными организациями (саудовским фондом «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», который издает в книги и брошюры совместно с Министерством по делам ислама); переводы ваххабитских сочинений саудовских авторов, опубликованные и распространяемые в России издательствами и фондами, зарегистрированными как российские (так, тот же фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим» зарегистрировался у нас в стране как российский); саудовские ваххабитские книги, изданные за рубежом с фальшивыми выходными данными российских издательств и ввезенные в Россию. Это позволит, с одной стороны, показать, что именно эти центры считают правильным в качестве изложения ваххабитского учения, а с другой стороны – позволит любому желающему (как защитнику, так и противнику ваххабизма) проверить точность и правильность изложения ваххабитских взглядов, ибо эти источники доступны любому российскому читателю.
Ваххабизм представляет собой результат селекции (отбора) и адаптации (приспособления) положений Корана и Сунны к ваххабитским представлениям и идеям. Вот что пишет о типично ваххабитском подходе к Корану и Сунне современный ваххабитский автор. «В этой книге я ответил на все вопросы, касающиеся постулатов исламской веры, подкрепляя по мере возможности (!) свои ответы цитатами из Корана и достоверного Хадиса, чтобы убедить читателя в правильности ответов» (Мухаммад ибн Джамил Зину. Исламская акида – вероучение, убеждение, воззрение – по Священному Корану и Достоверной Сунне. Москва: «Бадр», 1998. С.4).
Действительно, подавляющее большинство сочинений ваххабитских авторов построено по следующему принципу. Сначала идет некое положение, затем приводится цитата из Корана или Сунны, призванная это положение подтвердить. (Если такой цитаты не обнаруживается, авторы ваххабитских трактатов оставляют провозглашаемое положение без цитирования Корана и Сунны.)
Этот прием, притом, что он создает впечатление соответствия провозглашаемых положений Корану и Сунне, реально имеет обратную направленность по сравнению с традиционным для ислама отношением к Корану и Сунне как зафиксированному Божественному Откровению. В исламе задача улемов-ученых состоит в том, чтобы понять, что Бог счел нужным довести до людей в Коране и в Сунне Божьего Посланника, а не в том, чтобы использовать цитаты из Корана и Сунны для подкрепления собственных идей. Более того, даже в случае такого цитирования нередко устанавливается частичное или полное несовпадение смысла провозглашаемого ваххабитского положения и цитаты из Корана и Сунны.
При этом в ваххабитских сочинениях игнорируются не совпадающие с ваххабитскими постулатами положения Корана и Сунны, как если бы их не существовало вообще. Так, в ваххабитском учении важное место занимает концепция «неверия», причем к «неверным» ваххабиты относят иудеев и христиан (об этом – ниже). Но ни в одном участке ваххабитских текстов на русском языке, где обосновывается «неверие» иудеев и христиан, не приводится коранический аят: «Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане и сабии, которые уверовали в Бога и в Последний день и творили благое, – им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны» (Коран, 2:62).
Или еще один пример. В ваххабитском учении много места отводится джихаду. Но не принимаются во внимание слова Пророка о Великом и Малом джахадах. По возвращении с битвы при Бадре (624 г.), в которой мусульмане победили многобожников, Мухаммад сказал: «Мы вернулись с Малого Джихада – к Великому джихаду». В исламе же традиционно эти слова толкуются как то, что вооруженная борьба – это Малый джихад, а мирный, созидательный труд – главный, Великий джихад.
Поскольку ваххабизм является результатом селекции исламских положений, при его анализе и оценке необходимо, с одной стороны, не рассматривать в качестве ваххабитских те исламские положения, которые не содержатся в ваххабитских произведениях, а с другой – не расценивать как общеисламские те положения, которые в этих сочинениях обнаруживаются.
Особенности учения «единобожников»
Кто такие «неверные»?
Ваххабиты абсолютизируют понятия «неверие» (араб. куфр, в ряде текстов на русском языке называется «безбожием») и «многобожие» (араб. ширк, в ряде текстов на русском языке называется «язычеством»). Ваххабиты провозглашают строгое единобожие, то есть единственность Бога (араб. Аллах). Это – главное положение ваххабизма, и последователи этого учения даже называют себя соответствующим образом – единобожники. В истории ислама как монотеистической религии в рамках правоведения (фикх), теологии (калям), философии (фальсафа), теоретического суфизма (тасаввуф) реализована задача максимально полного и адекватного пониманию сути единобожия как оно доведено до людей в Коране и Сунне. Но ваххабиты отрицают саму возможность теологического и, тем паче, философского понимания текста Корана и Сунны. И в определении сути единобожия они идут по иному пути – «от противного», через определение того, что единобожием не является. В этом нетрудно убедиться на примере главного произведения ваххабизма – «Книга единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба (М.С.Тамими), а также современных ваххабитских сочинений (см.: С.В.Фавзан. «Книга единобожия», Махачкала: «Бадр», 1997; М.А.Башамил. Как мы понимаем единобожие. Махачкала: «Бадр», 1997). Эти книги на восемь-девять десятых своего объема посвящены рассмотрению того, что есть «многобожие» и «неверие» как отрицание единобожия или отход от него. Что же такое, по утверждению ваххабитов, «многобожие» и «неверие», и, соответственно, кто такие «многобожники» и «неверные»?
«Неверными» в ваххабитской литературе объявляются иудеи и христиане («Программы по изучению шариатских наук». Совместное издание Министерства по делам Ислама, вакфов, призыва и ориентации КСА, российского фонда «Ибрагим Аль Ибрагим». Москва, 1999. Раздел «Хадисы и термины». С. 89). В самом тексте «Книги единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба это положение подтверждается отобранными высказываниями Пророка Мухаммада: «Когда у них (у христиан – А.И.) умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нем его изображения. Это (то есть христиане. – А.И.) наихудшие из творений Аллаха!» «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!» (Ибн-Абд-аль-Ваххаб. «Книга единобожия». С. 119). «Неверие» и «многобожие» иудеев и христиан – общее место ваххабитских трактатов. Иудеи и христиане являются «многобожниками» потому, что они «избрали могилы своих пророков местами для совершения молитв» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Основы исламского вероучения». С. 66). Подобные люди, строящие церкви над могилами своих праведников и украшающие их иконами, «относятся к числу наихудших созданий перед Аллахом» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Хадисы и термины». С. 62.)
«Неверными» объявляются мусульмане, совершившие, по оценке ваххабитов, самомалейшее отступление от единобожия («вероотступничество»). Собственно, вся «Книга единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба посвящена рассмотрению этих отступлений. Это и возвеличивание праведников, и поклонение Аллаху у могилы праведного человека (вали), не говоря уже о поклонении самому упокоенному праведнику, и поклонение идолам, и колдовство, и гадание по звездам (астрология), и любые виды предсказаний, и амулеты, и ношение каких-то предметов для отвращения неприятностей, и поклонение памятникам и монументам, и возвеличивание какого-то человека, и масса других вещей (см. также: С.В.Фавзан. «Книга единобожия»; М. А. Башамил. Как мы понимаем единобожие»). Кроме того, «неверными» объявляются те мусульмане, которые «вводят какие-либо новшества в сферу религии» («Программы изучения шариатских наук». Раздел «Хадисы и термины». С. 21). К такого рода «неверным» отнесены, в частности, суфии (Там же. С. 22).
Провозглашение «неверными» мусульман, совершивших, по оценке ваххабитов, самомалейшее отступление от единобожия – такфир, – сущностная примета ваххабитского учения. В исламе принято положение о том, что верующий, совершивший некое действие (например, надел амулет, возложил цветы к памятнику, совершил зиярат к могиле праведника-вали – сделал то, что ваххабиты расценивают как «неверие») остается при этом верующим, если только это действие не представляет собой отречение от символа исламской веры «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник». В отличие от этого ваххабиты утверждают, что любое, самомалейшее отступление от единобожия превращает мусульманина в «неверного». И он оказывается в этом случае «вероотступником», а «вероотступничество» в исламе наказывается смертью. Ваххабиты прямо утверждают, что ни произнесение формулы «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник», что в исламе означает превращение человека в мусульманина, ни даже строгое следование положениям ислама не являются гарантией того, что мусульманин, совершивший самомалейшее отступление от единобожия, остается мусульманином (см. Ибн-Абд-аль-Ваххаб. «Книга единобожия». С., 68, 69). Более того, ваххабиты утверждают, что мусульманин перестает быть мусульманином в случае мельчайшего отступления от единобожия, и его жизнь и имущество перестают быть неприкосновенными, то есть он может быть убит, а имущество его будет изъято. «Ее произнесение само по себе не обеспечивает неприкосновенности жизни и имущества, также не обеспечивают этого ни понимание смысла свидетельства («Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник». – А.И..) наряду с его произнесением, ни его подтверждение, ни обращение в намазах (молитвах. – А.И.) к Одному только Аллаху, у которого нет сотоварища. Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда, когда все указанное выше будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека» (Ибн-Абд-аль-Ваххаб. «Книга единобожия». С. 68. Выделено мной. – А.И. Данная формулировка принадлежит Ибн-Абд-аль-Ваххабу, без малейших изменений она повторяется современным ваххабитским комментатором. – Там же. С. 69.)
Особым разрядом «неверных» среди мусульман оказываются так называемые «лицемеры». «Лицемер» – это тот мусульманин, который «выказывает приверженность к исламу и скрывает неверие» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Основы исламского вероучения». С. 7, 53-61). Иными словами, «лицемером» и «неверным» ваххабиты могут объявить любого мусульманина. «…Нарушающий (по-ваххабитски трактуемое единобожие – А.И.) открыто или тайно , должен знать, что он становится безбожником и должен ожидать возможности убийства или заключения его» (Бен Баз. Необходимость соблюдения Сунны Посланника Аллаха и признание безбожниками тех, кто отвергает ее. Эр-Рияд: Генеральное управление печати при министерстве Вакуфов, 2000. С.35).
«Неверными» объявляются ваххабитами последователи всех без исключения идеологических течений. Так, «принадлежность к атеистическим течениям наподобие течений коммунистических, светских, демократических, капиталистических или иных подобных им течений неверных является вероотступничеством от религии Ислама» (С.Ф.Фавзан. «Книга единобожия». С. 64). Список этих идеологических течений включает также «антирелигиозный секуляризм, угнетательский капитализм, марксистский социализм, атеистическое масонство» (Зину. Исламская акида. С.131). Конечно же, коммунизм – это явное «неверие» (Там же. С.65-67). Сильно достается «иудаизму, который стоит за спиной всех и за каждой разрушительной доктриной, подрывающей мораль и духовные ценности»; к таковым доктринам относятся «масонство, мировой сионизм и бабувизм» (Там же. С.68). В последнем случае («бабувизм») не хочется гадать, что это такое.
«Неверием» является, по оценке ваххабитов, реализация любой формы социально-политического устройства, если оно целиком, полностью и исключительно не основано на шариате, как его представляют ваххабиты. «Неверие» – «правление и суждение не на основе ниспосланного Аллахом» (С.Ф.Фавзан. Книга единобожия». С. 58). «Неверием» объявляется и любая человеческая законотворческая и нормотворческая деятельность. «Неверие» – «притязание на право издавать законы, разрешать и запрещать» (Там же. С. 60. См. также: М.А.-Л.Ибрагим. Установление законов Аллаха). Ваххабиты объявляют «неверным» всякого, кто включается в систему общественных отношений, предполагающих делегирование полномочий и перераспределение общественных ресурсов, в том числе – в процессе обмена ценностями и услугами. Является, по утверждению ваххабитов, «многобожником» и «неверным» тот, «кто взывает с мольбой к пророку, царю, правителю или еще кому-нибудь, либо испрашивает помощи не у Аллаха…» (Ибн-Абд-аль-Ваххаб. «Книга единобожия». С. 97.)
Предопределенность к спасению («спасенная группа»)
Но ваххабиты не могут игнорировать эту проблему – им о ней постоянно напоминают противники-мусульмане. И ваххабиты пытаются решить эту проблему тремя способами.
Во-первых, голословно утверждается, что ваххабиты следую истинному единобожию. Еще они себя называют салафитами, то есть теми, кто следует тому, чему следовал Пророк и первые три поколения мусульман – сподвижники Пророка, те, кто следовал за ними, и последователи тех, кто следовал за сподвижниками Пророка. Называют они себя и «спасенной группой» – так называется в одном из хадисов Пророка группа, которая избегнет (предполагается – на Страшном Суде) адского пламени (Зину. Исламская акида. С.120-121.)
Во все равно в этом случае утверждается то, что еще предстоит доказать, и поэтому ваххабиты, во-вторых, изыскивают дополнительные признаки своей избранности. Они заявляют, что «спасенная группа» «представляет собой меньшинство» в умме – сообществе мусульман (Зину. Исламская акида. С. 121). Кстати сказать, в этом случае выделяется реально миноритарный характер ваххабитов (то, что они составляют меньшинство) и сектантский характер их движения.
Дополнительным признаком избранности ваххабитов делается то, что ваххабитское движение исходно носит особый этнический характер. Ваххабиты вносят уточняющий элемент в то, какая именно группа является носительницей истинного единобожия. Это, по мнению ваххабитов, арабы. «Именно арабы были носителями миссии Ислама… Претворив в жизнь Ислам, они станут лучшими на земле» (Зину. Исламская акида. С. 130). Обоснование этой идее в виде цитаты из Корана или Сунны не приводится, этого ваххабиты и не смогли бы сделать. Ислам с самого начала был религией наднациональной, отрицающей превосходство одной племенной, национальной группы над другой. А среди «носителей миссии Ислама» даже на самых ранних его этапах были и арабы, и эфиопы, и персы, и евреи, и берберы…
Но ваххабитам важно сделать эту заявку, чтобы уточнить характеристику той группы, которая еще до Божественного приговора на Страшном Суде знает, что именно она – «спасшаяся». И свое учение ваххабиты характеризуют как арабское. Неоднократно цитированная выше книга, изданная и распространяемая в России Министерством по делам Ислама КСА и фондом «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим» (их эмблемы красуются на обложке), называется по-русски «Программы по изучению шариатских наук». Но она имеет на той же обложке логотип на арабском: «Программы по изучению шариатских и арабских (или аравийских) наук». Данный логотип в увеличенном размере вывешивался на семинарах, конференциях, курсах, которые проводились в России указанными выше министерством и фондом. В связи с этой книгой примечательны два момента. С одной стороны, саудовские издатели и распространители прекрасно знают, что в книге излагается особое религиозное учение (шариатские и арабские или аравийскиенауки), с другой стороны, они предпочитают не сообщать этого русскоязычным читателям, на которых направлена ваххабитская проповедь, и эти читатели полагают, что они изучают исламский шариат.
Ненависть как религиозное требование
Только абсолютное подчинение ваххабитской группировке и активная вражда (вплоть до убийства) по отношению ко всем, кто к ней не принадлежит, является, по утверждению ваххабитов, решающим свидетельством единобожия того или иного человека. Как человек может уберечься от того, чтобы его провозгласили «неверным» и, тем самым, спастись от санкций за свое «неверие»? Естественно, отказаться от любых форм «неверия» и «многобожия» (см. выше) и, покаявшись в своем «неверии», стать последователем единобожия, как его понимает ваххабизм. Но это не убережет такого человека от обвинений в «неверии» и «многобожии», ибо он может иметь колебания и сомнения, а то и может быть обвинен в «лицемерии», то есть в тайном, скрываемом «неверии» и быть подвергнутым такфиру, что лишит неприкосновенности его жизнь и имущество, и он станет объектом санкций вплоть до убийства.
Решающий довод единобожия человека (в первую очередь мусульманина), то есть условие, при котором мусульманин не провозглашается «неверным», это – лояльность (симпатия, любовь, признание) по отношению к ваххабитам и враждебность ко всем не-ваххабитам. «Это может быть достигнуто лишь любовью к исповедующим таухид Аллаха (к единобожникам, так называют себя ваххабиты. – А.И.), преданностью им и оказанием им всяческой помощи, а также ненавистью и враждой по отношению к неверным и мушрикам (многобожникам, политеистам. – А.И.).» (Ибн-Абд-аль-Ваххаб. «Книга единобожия». С. 70.)
Принадлежность к ваххабитской группировке устанавливается принятием идентификационных признаков – особым внешним видом (например, мужчины бреют усы и не бреют бороду) и особой одеждой (носят короткие, выше щиколоток брюки и т.п.). Примечательно, что опять-таки это делается «от противного» – как реализация принципа «недопустимости подражания неверным» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Хадисы и термины». С. 88 и сл.).
Но главное – мусульманин, принявший ваххабизм, должен подтверждать свое единобожие «ненавистью и враждой». Истинный единобожник, как его представляют ваххабиты, должен ненавидеть всех тех, кого ваххабиты считают «неверными», «многобожниками», «лицемерами». Однако ненависть – это эмоция, которую трудно проконтролировать. Ваххабиты особое внимание обращают на внешнее поведение человека. Именно такое внешнее проявление ненависти может уберечь мусульманина от обвинения в «неверии», в противном случае лишаются неприкосновенности его жизнь и имущество. Ненависть должна иметь постоянное внешнее проявление – вражду по отношению к «неверным». Чтобы быть мусульманином, человек должен «враждебно относиться к многобожникам и неверным. Сколько же есть еще мусульман, чистых и свободных от язычества (многобожия. – А.И.), но не питающих к язычникам (многобожникам. – А.И.) вражды! В подобном случае человек не может быть мусульманином. …Каждый истинный мусульманин должен в обязательном порядке проявлять в язычникам вражду и испытывать ненависть» (Зину. Исламская акида. с.31-32.) Налагается запрет на какое-либо положительное отношение или доброе дело по отношению к «неверным». «Дружелюбие по отношению к неверным и оказание им помощи не разрешены» (Там же. С.101).
Главная санкция в отношении всех «неверных» – лишение их жизни. Так, если человек не следует шариату, как это следование понимают ваххабиты, то он «неверный». А по утверждению ваххабитов, «Всевышний сказал: «Тот, кто допустил подобное, тот неверный, которого следует убить», если он не вернется к Закону Аллаха и Его Посланника» (М.А.-Л.Ибрагим. Установление законов Аллаха. Махачкала: «Бадр», 1997. С.10). Убийство «неверных» должно, по утверждениям ваххабитов, проводиться системно и организованно – в форме джихада против «неверных».
Вооруженная борьба – основная форма Джихада по-ваххабитски
Джихад как вооруженная борьба является, по мнению ваххабитов, условием распространения их учения. Джихад направлен против «неверных», «многобожников» и «лицемеров». Ваххабиты указывают разные типы джихада. Например, «Джихад бывает четырех типов: 1. Джихад против шайтана. 2. Джихад против души. 3. Джихад против неверных. 4. Джихад против лицемеров» (Зину. Исламская акида. С.59). Однако в ваххабитской литературе, распространяемой на русском языке, не обнаруживается никаких подробностей относительно «джихада против шайтана» или «джихада против души». Все ваххабитские постулаты о джихаде касаются джихада против «неверных», «многобожников» и «лицемеров», то есть тех, кого ваххабиты таковыми объявляют.
Джихад определяется как «вооруженная борьба с позиций ислама» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С.21), «отстаивание интересов Аллаха вооруженным способом» (Бен Баз. «Необходимость соблюдения Сунны Посланника Аллаха…» С.9). Если джихад, в трактовке ваххабитов, есть вооруженная борьба, то тогда понятно, почему в их текстах не обнаруживается никаких положений, например, о «джихаде против души» (предполагается: о нравственном самосовершенствовании). Странно выглядели бы рассуждения о «вооруженной борьбе» человека против собственных пороков. Джихад, трактуемый ваххабитами как вооруженная борьба, является обязательным. «Джихад – это высшее проявление ислама, как сообщил об этом посланник (имеется в виду Пророк Мухаммад, но соответствующие слова Пророка не приводятся. – А.И.).Он – горнило, в котором выплавляются мусульмане, и которое позволяет отличить скверного [мусульманина] от хорошего. Он также является пропуском в рай», а «рай – под сенью мечей» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С. 21). Нелишне подчеркнуть (хотя это и очевидно), что «вооруженная борьба» есть использование оружия с намерением убить противника. «В вооруженной борьбе мусульмане выходят победителями в обоих случаях: убили ли они или их убили» (Там же. С.25).
Цели джихада как вооруженной борьбы следующие (в разных ваххабитских публикациях различается последовательность пунктов). Во-первых, вооруженная борьба против всех, кто препятствует распространению ваххабитского учения и его монопольному господству. «1. Вооруженная борьба во имя того, чтобы слово Аллаха было превыше всего остального, а вся религия была целиком посвящена Аллаху» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С. 21). Или в несколько иной формулировке: «2. Ликвидация любых препятствий, мешающих распространению призыва к Аллаху. 3. Защита религиозных догм и исламской акиды от любых опасностей, которые угрожают им» (Зину. Исламская акида. С. 100).
Во-вторых, целью ваххабитского джихада как вооруженной борьбы является борьба со всеми «неверными», «многобожниками» и «лицемерами»: «1. Борьба с язычеством и язычниками, так как Аллах абсолютно не допускает приобщения к Себе кого-нибудь еще» (Зину. Исламская акида. С. 100). «5. Вооруженная борьба с лицемерами» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С. 23). Правда, «неверные» могут спастись от убийства, если примут ислам или признают власть ваххабитов. «Предводитель мусульман, повстречав безбожников, призывает их принять ислам. Если они откажутся, тогда им следует платить подушную подать, а иначе – вооруженная борьба» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С.25). Но, здраво рассуждая, и это не спасет их от убийства. Ведь эти люди в любой момент могут быть обвинены ваххабитами в том, что они «лицемеры».
Наконец, в-третьих, джихад как вооруженная борьба ведется для «4. Защиты мусульман и их родной земли» (Зину. Исламская акида. С. 100). При этом есть один очень важный нюанс – защищать вооруженным путем ислам, мусульман и их родную землю ваххабиты призывают и в случае потенциального врага, то есть такого, чьи намерения могут быть расценены ими как враждебные. «2. Вооруженная борьба с врагом, воюющим или намеревающимся воевать с мусульманами» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С. 22).
Мир в ваххабитской трактовке есть вынужденное обстоятельствами воздержание от обязательного джихада как вооруженной борьбы. «Ведение Джихада зависит от того, насколько это возможно. И так претворяются в жизнь мекканские аяты (более ранние аяты Корана. – А.И.), где говорится о мире, о прощении, пока мусульмане еще слабы, и мединские аяты (более поздние. – А.И.), предписывающие в обязательном порядке воевать и участвовать в военных действиях, когда мусульмане обретут силы» (Зину. Исламская акида. С. 99).
Социально-политические последствия распространения ваххабизма в мире
Если бы ваххабизм оставался в пределах Саудовской Аравии, думается, особых проблем не возникало бы. Однако с начала 70-х гг. ваххабизм стал целенаправленно и очень активно распространяться за пределами Саудовской Аравии. И активнейшим образом ваххабитское проникновение в разные страны поощрялось в ходе «холодной войны» Соединенными Штатами, стремившимися найти противовес Советскому Союзу и коммунизму в странах Ближнего и Среднего Востока. Распространение ваххабизма проходило в три этапа по трем направлениям:
-е – 80-е гг. – арабские страны (Египет, Сирия, Алжир и др.).
-е гг. – Афганистан.
-е гг. – территория бывшего Советского Союза (Россия, Центральная Азия, Украина, Азербайджан и т.д.), Юго-Восточная Европа, Западная Европа, обе Америки, Австралия, Африка.
Сначала ваххабизм стал идеологией антиправительственных экстремистских группировок в арабских странах (70-е – 80-е гг.). Возникновение исламского экстремизма в форме экстремистских и террористических группировок и незаконных вооруженных формирований в Египте, Алжире и других арабских странах – результат внедрения ваххабизма в мусульманскую среду этих государств. В Алжире (при всей сложности и противоречивости событий в ходе гражданской войны, унесшей более 100 тыс. жизней и по сути дела разрушившей общество и государство) в полной мере проявилась логика ваххабитского такфира и джихада. В соответствии с программными идеями ваххабитских группировок Алжира, убийству подлежат все правители, отошедшие от ислама, все те, кто выполняет их приказы, все те, кто не сопротивляется этим правителям, все те, кто в чем-то не согласен с ваххабитами. (Естественно, они называют себя не ваххабитами, а салафитами или мусульманами.)
Ваххабизм был содержанием идеологической подготовки арабского экспедиционного корпуса в период войны в Афганистане, когда тот воевал не только против советских «неверных», но и против афганских мусульман, тоже объявленных «неверными».
Ваххабизм является идеологией «арабских афганцев», расползшихся по миру, а также «афганцев второго поколения» – экстремистов разных национальностей, готовящихся в ваххабитских лагерях на территории Афганистана, контролируемой движением «Талибан» (союзником ваххабизма, составной части ваххабитско-талибского альянса).
В мире создана сложная сеть ваххабитских группировок, форпостов, плацдармов, тренировочных лагерей, учебных заведений, координационных центров и т.п. Пожалуй, нет страны, которую не охватывала бы эта сеть, – Саудовская Аравия, Афганистан, Великобритания, Алжир, Германия, Нигерия, Швейцария, Соединенные Штаты, Палестина, Уругвай, Филиппины…
В 90-е гг. объектом ваххабитской агрессии стала Россия. Наиболее яркое проявление вооруженной ваххабитской агрессии – вторжение с территории Чечни в Дагестан в 1999 г. дагестанских, чеченских и арабских ваххабитов. Но до этого – вооруженная агрессия арабских ваххабитов на российскую территорию – в Чечню, ознаменованная учиненной ими бойней в ущелье Ярыш-Марды в апреле 1995 г., когда была уничтожена колонна 245-го мотострелкового полка (существуют видеозаписи боя и «подведения итогов», из которых с очевидностью следует, что и сама засада и все, что за ней последовало, – дело ваххабитов-арабов). До этого были бои между дагестанскими новообращенными ваххабитами и мусульманами-традиционалистами в Чабанмахи (май 1997 г.).
Вооруженная агрессия сочеталась с агрессией идеологической – с начавшимся еще раньше распространением ваххабитских идей, которое приводило (и продолжает приводить) к созданию ваххабитских ячеек и плацдармов на территории России.
Внедрение ваххабизма обязательно приводит (об этом свидетельствует 30-летний опыт его распространения в мире) к следующим сугубо негативным для общественной стабильности и государственной безопасности последствиям:
раскол национального мусульманского сообщества в той или иной стране;
создание из части расколотого национального мусульманского сообщества (она может быть небольшой) активной антисистемной (атиобщественной и антигосударственной) группы или групп;
включение этой группы (групп) во всемирную сеть ваххабитских организаций с единой идеологией, централизованным руководством, внешним финансированием и, естественно, идущим извне, из ваххабитского центра (центров) политическим целеполаганием;
распространение идеологии религиозной и национальной нетерпимости и вражды, реальное осуществление религиозной дискриминации и сегрегации в тех зонах, где ваххабизм сумел закрепиться;
теоретическое оправдание насилия, экстремизма и терроризма в отношении всех тех, кто провозглашается «неверными»;
активное ведение вооруженной борьбы или осуществление террористических актов против «неверных».
Теракты 1999 г. в Москве, Буйнакске, Волгодонске, как показали следствие и суд, осуществлялись ваххабитами. В Чечне ваххабиты убивают имамов и шейхов, всех мусульман, не приемлющих ваххабизм. Многие города России захлестнул ваххабитский террор (вспомним Ставрополье). За каждым насильственным действием, за каждым случаем применения оружия, за каждым терактом стоят какие-то конкретные причины и побуждения. Но именно ваххабитская проповедь джихада как обязательной для ваххабита вооруженной борьбы против «неверных» сняла общечеловеческий моральный запрет на убийство невинных людей, ибо они, согласно ваххабитским установкам, «наихудшие создания перед Аллахом», то есть хуже всех тварей, их «ненавидит Аллах».
Западная цивилизация не поняла, что произошло. Исторический вызов, перед которым человечество оказалось в последней четверти прошлого века, стал трактоваться как столкновение цивилизаций. Либеральный гуманизм заставлял трактовать противника «на равных» – одна цивилизация сталкивается с иной, тоже цивилизацией. К тому же ваххабитское учение и ваххабитская практика расценивались неадекватно – как проявление ислама как такового.
На самом деле мировая цивилизация (включая ее важную составляющую – цивилизацию исламскую) столкнулась с варварством – с новым тоталитаризмом, который стремится опустить человечество, довести его до такого состояния, когда можно будет везде – в Кабуле и Грозном, Нью-Йорке и Москве, Иерусалиме и Джакарте, Алжире и Париже – править людьми в соответствии с нормами и принципами, которые разработал Ибн-Абд-аль-Ваххаб в качестве религиозного учения, приспособленного к нуждам и целям племенной аристократии Аравийского полуострова в XVIII веке.
Заключение
На современном этапе термин ваххабизм понимается двояко:
. как собственно ваххабизм – учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и его аравийских последователей (аравийский ваххабизм);
. как собирательный термин, обозначающий все течения нового и новейшего времени, которые укладываются в определение возрожденческого направления в исламе.
В первом случае речь идет о доктрине в рамках исламского правоверия, послужившей идеологической основой формирования государства Саудовская Аравия.
Во втором значении обычно говорится о всевозможных экстремистских террористических организациях, ведущих активную деятельность в различных регионах Земного шара.
Ваххабизм как религиозное учение характеризуется жесткими принципами.
Основные постулаты ваххабитов:
ваххабиты считают себя избранными;
они провозглашают строгое единобожие, для существует только один Бог – Аллах;
ведут жестокую борьбу с неверными вплоть до убийства последних;
джихад как вооруженная борьба является, по мнению ваххабитов, условием распространения их учения;
мир в ваххабитской трактовке есть вынужденное обстоятельствами воздержание от обязательного джихада как вооруженной борьбы;
только абсолютное подчинение ваххабитской группировке и активная вражда (вплоть до убийства) по отношению ко всем, кто к ней не принадлежит, является, по утверждению ваххабитов, решающим свидетельством единобожия того или иного человека.
Исходя из основных постулатов ваххабизма, ведется вооруженная борьба против так называемых "неверных".
Тем самым ваххабиты снимают общечеловеческий моральный запрет на убийство невинных людей, ибо они, считают ваххабиты, наихудшие создания перед Аллахом.
Список использованной литературы
Бабикова О.П. «Феномен ваххабизма»// Африка и Азия сегодня, № 8, 1999
Баликоев В.З. «Ваххабиты: кто они и чего добиваются?»// Советская Сибирь, № 179, 1999
Киселев К. «Египет и государство ваххабитов: война в пустыне»// Новая и новейшая история, № 4, 2003
Овсянникова Е. «Ваххабизм и исламский радикализм»// Власть, № 3, 2005
Ожегов С.И. Словарь русского языка, М., 1978
Саватеев А.Д. «Ваххабит ваххабиту рознь»// Азия и Африка сегодня, № 2, 2002
Саватеев А.Д. «Ваххабит ваххабиту рознь»// Азия и Африка сегодня, № 3, 2002
Шумов С.А. Ваххабиты XVIII – XX века, М., 2002