- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,48 kb
Ватто Жан Антуан
Ватто Жан Антуан
Ватто Жан Антуан Watteau Jean Antoine (1684 Валансьенн 1721 Ножан-сюр-Марн) французский художник
Почитаемый при жизни и после смерти (в особенности Жюльеном и Кроза) к середине века Ватто был практически забыт; царившие тогда вкус к античности (Кейлус в 1748 упрекал художника в том, что вдохновлялся главным образом изображением архитектуры а С. Леклерка и Б. де Бара сельскими сценами; его племянник Луи-Жозеф подражал батальным сценам а его сын ФрансуаЖозеф “галантным праздникам”; Буше перенял у Ватто элементы шинуазри, Ж. Ф. де Труа опубликовал иллюстрации его галантных празднеств, а молодой Ж.-Б. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: “Итальянские комедианты в парке” частное собрание).
Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Рисунки. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу.
Художник был и неустанным наблюдателем: женские типажи, разнообразные изящные позы, совершенство штриха и изумительное красочное решение фантазия все это делает рисунки Ватто особенно привлекательной частью его творчества. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто.
Однако уже с 1810 интерес к Ватто начинает возрождаться во второй половине XIX в. он вновь становится популярен: ему отдают должное Гонкуры (1854), Бодлер (1855) и Верлен (1862), а лорд Харфорд покупает его картины, составившие гордость лондонского собрания Уоллес; в 1869 по завещанию Лаказа восемь картин Ватто (в их числе и знаменитый “Жиль”) были переданы в Лувр где до этого времени хранились лишь немногие произведения художника (например Паломничество на остров Цитеру ).
Молодость Ватто; работа в мастерской К. Жилло (16991707). В 1699-1702 Ватто работал в Валансьенне в мастерской Ж. А. Жерена а затем в Париже где копировал картины голландских мастеров (“Старуха в очках” Г. Доу) и произведения на религиозные сюжеты, а также познакомился с творчеством фламандцев (Флейгельс Споэд).
За исключением картины “Истинное веселье” (1702-1703 Валансьенн музей), произведения этого периода известны лишь по гравюрам (деревенские сцены, напоминающие произведения Тенирса). В 1703-1708 Ватто посещает торговцев эстампами на ул. Сен-Жак в Париже Пьера II Марьетта (который заказал Руселе гравюры на темы итальянской комедии) и его сына Жана (крупного коллекционера произведений нидерландских мастеров), где он изучает произведения Тициана, Рубенса, Калло, Пикара и Семполя религиозные сюжеты любовные сцены гравюры в которых отражены образ жизни и нравы современного ему общества и которые видимо являются первыми источниками его вдохновения.
Вероятно у Марьетта Ватто познакомился с К. Жилло в мастерской которого работал с 1703 по 1707/08; этот период сыграл решающую роль в становлении художника. Ватто использовал уже существовавшие или новые сюжеты из итальянской комедии особенно популярной после закрытия отеля де Бургонь (“Арлекин повелитель луны” 1708 (?) Нанта Музей изящных искусств это произведение написано Ватто вероятно по эскизам Жилло; “Чтобы сохранить любовь красавицы” ок. 1706 в 1729 Кошен исполнил гравюру с этой картины).
Кроме того художник расширяет свой иконографический репертуар опираясь на школу Жилло в произведениях которого Ватто привлекали не столько суховатые композиции сколько то, с каким вниманием Жилло изображает сцены, заимствованные из народной и театральной жизни. Сохранилось два произведения Ватто этих лет: одно “Сатира на врачей (“Что я вам сделал, проклятые убийцы?”)” (1704-1707 Москва Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) является сатирой схожей с “Господином Пурсоньяком”; другое авторство которого лишь приписывается Ватто “Маленькие комедианты” (17061708 Париж музей Карнавале ныне Дублин Нац. гал.) создано под сильным влиянием Жилло. Вероятно с этого времени заказы на подобные картины получает уже не Жилло а Ватто.
Ватто у Клода III Одрана (1708-1709)
Хранитель Люксембургского дворца заказывает Ватто “Гротески месяцев” для Медона (начаты 1699; эскизы Вена Альбертина) а также декорации замка Ла Мюэтт (Кабинет короля ок. 1708; эти декорации известны по гравюрам воспроизведенным в книге Oeuvre grave опубликованной в 1731).
Создав один из первых декоративных ансамблей свидетельствующих о вкусе к шинуазри и экзотическим стилям Ватто следует здесь традиции Берена но выступает и как новатор и предшественник Буше; в то же время в декорациях отеля Нуантель (Пульпри) проявляется его собственная фантазия он соединяет галантных персонажей с гротесками и арабесками (известны лишь два панно “Фавн” и “Соблазнитель” Париж частное собрание).
Большим откровением для Ватто стал цикл картин Рубенса для галереи Медичи, один из самых знаменитых живописных ансамблей Парижа той эпохи; издание гравюр с этих картин подготовил Наттье (1703-1710). Благодаря знакомству с произведениями Рубенса, Ватто совершенствует свою технику его картины становятся менее пастозными. В Валансьенне (1710) он пробует себя в батальном жанре (“Бивуак” 1708-1710 Москва Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Вскоре Ватто оставил этот жанр молодому А. Патеру работавшему вместе с ним; однако позднее художник вновь обратиться к батальным сюжетам (“Новобранец” Париж собрание Ротшильда).
Ватто и парижские любители искусства (1710-1716). По возращении в Париж Ватто поселяется у тестя Жерсена Сируа портрет которого он впоследствии напишет (“В наряде Мецетена” ок. 1717 Лондон собрание Уоллес). Ватто пишет маскарады в духе Жилло а сблизившись с Ла Роком и Лесажем он расширяет свои познания в области театрального искусства.
Благодаря покровительству Ла Фосса он был принят в Академию (“Ревнивцы” известна по гравюре; Увеселительная прогулка вчетвером 1712 Сан-Франциско Музей искусства). О жизни Ватто в 1712-1715 сохранилось очень мало сведений; известно что он познакомился с казначеем Пьером Кроза который предоставил в его распоряжение свои земли в Ножан-сюр-Марн и позволил ему изучать рисунки фламандских художников, особенно Ван Дейка (“Обезоруженная любовь” ок. 1715 Шантийи музей Конде; “Осень” Париж Лувр).
Ватто оттачивает технику пейзажа который становится самостоятельным жанром в его творчестве (“Бобр в Жантийи” ок. 1715 Париж частное собрание). Кажется что в течение всего этого периода Ватто не столько ищет больших заказов сколько совершенствует свой стиль. По заказу Кроза он пишет “Времена года” (ок. 1715) из которых сохранилось лишь “Лето” (Вашингтон Нац. гал.). В своих работах Ватто синтезирует традицию Калло (которой восхищался еще Клод III Одран), рубенсизм, продолжающий опыты колористов эпохи Людовика XIV, и приемы венецианской живописи. Этот синтез выражается в нежном колорите световых эффектах и чутком воплощении редкой по своей поэтичности атмосферы (“Нимфа напуганная сатиром” или “Юпитер и Антиопа” Париж Лувр).
Позднее творчество (1716-1721)
В эти годы Ватто постоянно меняет место жительства он живет по очереди у Кроза, Сируа, Флейгельса и Эдма Жора. В 1717 он представляет в Академию где его считают художником “галантного жанра” картину “Паломничество на остров Цитеру” (Париж Лувр) которая является скорее меланхолическим намеком на тему Молодости и Любви с ее осенними тонами и персонажами изображенными спиной к зрителю. В конце 1719 Ватто приезжает в Лондон где встречает французских художников и получает заказы законченные впоследствии Ф. Мерсье. Летом 1720 он возвращается в Париж и поселяется у Ф. Жерсена для антикварной лавки которого пишет картину Вывеска Жерсена (Берлин Шарлоттенбург) вызывающую воспоминания о споре древних и новых а также об источниках его собственного искусства Венеции и Фландрии. Наконец весной 1721 Ватто поселяется в Ножан-сюр-Марн где живет в окружении Жерсена, Ла Рока, Патера. Перед смертью он раздает им свои рисунки. Последние пять лет его жизни были очень плодотворными (правда многие картины известны лишь по гравюрам или копиям): назовем прежде всего темы, навеянные северным реализмом (“Савояр с сурком” 1716 (?) Санкт-Петербург Гос. Эрмитаж) и несколько ню чувственных и утонченных (“За туалетом” Париж частное собрание и Лондон собрание Уоллес). Он пишет несколько портретов: “Антуан Патер” (Валансьенн музей) лицо которого поражает своей властностью и портрет “Дворянина” (ошибочно называвшийся “Жюльеном” Париж Лувр) являющийся одним из самых замечательных характерных портретов XVIII в. Кроме того Ватто исполняет несколько картин на религиозные (“Св. Семейство (“Отдых на пути в Египет”)” Санкт-Петербург Гос. Эрмитаж) и мифологические (“Суд Париса” Париж Лувр) сюжеты. Но самые известные его произведения изображают встречи, развлечения, музыкальные моменты, словом все то, что можно отнести к “галантному жанру”. В театральном мире (“Любовь во французском театре” Любовь в итальянском театре обе Берлин-Далем музей; “Актеры французского театра” Нью-Йорк музей Метрополитен и Санкт-Петербург Гос. Эрмитаж) он находит свои модели и свое поэтическое вдохновение; так одинокая и монументальная фигура “Жиля” (Париж Лувр) служит поводом для размышлений о печали и суетности мира. Наряду с изображениями отдельных фигур (“Мецетен” Нью-Йорк музей Метрополитен; “Безразличный” и “Финетта” обе Париж Лувр; “Взволнованная любовница” Шантийи музей Конде) он пишет многофигурные композиции, на которых музицирующие, поющие или “галантно” беседующие персонажи собрались под сенью парковой листвы или на дворцовых ступенях. Среди этих знаменитых галантных праздников следует назвать второй вариант “Паломничества на остров Цитеру” (1718 Берлин Шарлоттенбург) Ели-сейские поля, Радости жизни и “Отдых на охоте” (все Лондон собрание Уоллес), Сельские радости (Шантийи музей Конде) Радости бала (Далич Гал. колледжа) Безмятежная любовь, Общество в парке Концерт (все Берлин-Далем музей) Радости любви и “Сельское общество” (Дрезден Картинная гал.). Сам жанр пленэрных “галантных праздников” появился еще в конце XVII в. но в творчестве Ватто он воплотился по-иному, тонко и виртуозно: таинственные фигуры, туманная атмосфера смутный намек на водную гладь все это было отражением индивидуального восприятия художника высоко оцененного в кругу Кроза и не являющегося простым продолжением венецианской и рубенсовской традиций. В 1718 мечтательный лиризм его картин трансформировался в сторону более реалистичного изображения комедии человеческой жизни в чем можно видеть своеобразное возвращение к реализму северной живописи. Вместе с тем “Вывеска Жерсена” (1720) несомненный шедевр Ватто показывает насколько художник остается связан с прозрачным венецианским стилем от которого его отличает быть может лишь более четкое распределение масс: не было ли это признаком нового стиля грубо прерванного как это случилось с Пуссеном за полвека до того? “Стиль Ватто”. Патер и Ланкре не были просто продолжателями искусства Ватто, ибо они знали его работали с ним, не будучи однако его учениками: у художника не было учеников. Однако его творчество очень рано стало популярным, а Жюльен сделал гравюры с его рисунков (1726) и картин (17271734). Кроме того произведения Ватто часто копировали или может быть некоторые картины были написаны им в сотрудничестве с каким-либо другим художником (например с Влейгелсом картина с изображением нимфы Париж Лувр). Ф. Менье
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/