- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,88 kb
Венецианов Алексей Гаврилович
1. Введение
Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве, в купеческой семье. В тогдашних церковных книгах его отец, Гаврила Юрьевич, значился "московским купцом, греком". И действительно, предки художника были выходцами из Греции.
Где-то на рубеже 17-18 веков они переселились в Болгарию, оттуда – В Нежин, а уже потом – в Москву. Гаврила Юрьевич торговал ягодами для варенья, ягодными кустами да тюльпанными луковицами и видел сына продолжателем своего дела. А тот с ранних лет увлекся "художествами": рисовал с чужих картин и с натуры, портретировал своих товарищей.
Трудно ответить на вопрос – "учился ли у кого-нибудь юный Венецианов?". Есть данные, что существовал некий Пахомыч, научивший мальчика составлять краски, готовить и грунтовать холст, натягивать его на подрамник.
Как бы там ни было, первые известные работы Венецианова, относящиеся к самому началу 19 века, свидетельствуют о том, что перед нами далеко не новичок в живописи.
После окончания пансиона Венецианов некоторое время служил в Чертежном управлении, а в 1802 году отправился в Петербург. Мотивировки этого переезда не слишком ясны.
Далее о жизни художник до 1807 года мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что, потерпев фиаско, Венецианов вернулся в Москву. Другие, напротив, пишут, что он остался в Петербурге и, получая от отца содержание, всерьез озаботился своим художественным образованием.
В 1807 году Венецианов поступил на службу в Канцелярию директора почт Д. Трощинского. Видимо, именно Трощинский свел его со знаменитым портретистом В. Боровиковским. Встреча двух живописцев – начинающего и маститого – имела своим следствием то, что Венецианов стал учеником Боровиковского. Вероятнее всего, он в это время и жил, и столовался у него. В доме Боровиковского Венецианов угодил в самую гущу тогдашний художественной жизни, увидел и услышал вживую многих знаменитых русских писателей и художников.
В том же, 1807-м, году в его голове родился новый "прожект". Венецианов задумал издавать "Журнал карикатур". В декабре подписчики получили два первых выпуска-гравюры журнала. Третий выпуск (карикатура "Вельможа") уже не дошел до них. Он попал к Александру І, который попросил передать автору, что " он дарование свое мог бы обратить на гораздо лучший предмет", и журнал запретил.
Обескураженный Венецианов по некотором размышлении решил попасть в сферу общественной жизни другим путем. Официальным. Через Академию художеств. В 1811 году он получил звание "назначенного" за представленный автопортрет. Эту ступень предлагалось преодолеть всем тем, кто не учился в Академии. На следующий год художник выполнил конкурсную программу и стал академиком.
В 1815 году Венецианов женился на представительнице обедневшего дворянского рода Марфе Афанасьевне Азарьевой. К тому времени он явно устал от Петербурга. В 1818 году он сделался помещиком, купив в Тверской губернии небольшое имение Сафонкова. Тогда и созрело решение бросать службу и уезжать из города навсегда. В 1819 году мастер это решение исполнил. С тех пор он, домосед по натуре, знал лишь дну дорогу из Сафонкова и Питер и обратно.
Хозяином Венецианов оказался рачительным и добрым. Он предпринял ряд благоустройств.
В деревне свершился переворот в художественной вере художника. Оставив упражнения в портретном жанре, он принялся писать крестьян. Эти работы и выдвинули его в ряды виднейших живописцев своего времени.
С начала 1820-х годов художник стал собирать талантливых крестьянских подростков и обучать их ремеслу живописца. Постепенно сформировалась группа, известная как "Школа Венецианова". Птенцы вылетали один за другим из венециановского гнезда в большой мир, многих он пристраивал в Академию. Только себя пристроить так и не сумел. Его эскизы для картины, которая должна была открыть путь к званию "советника", забраковал академический совет. В дальнейшем с Академией Венецианов низменно был "на ножах". Пилюлю не смогли подсластить даже присвоение ему в 1830 году звания "художника государя императора", назначение ежегодного жалованья в 3000 рублей и награждение орденом св. Владимира 4-й степени.
Непомерные расходы, связанные с необходимостью содержать школу и обеспечивать своих воспитанников, легли тяжелым бременем на имение. В конце концов, он был вынужден заложить имение в Опекунский совет. Пытаясь хоть как-то выправить материальное положение, Венецианов брался за заказные работы. По большей части, это были портреты и иконы для церквей.
декабря 1847 года, окончив эскизы икон для одной из тверских церквей, он захотел самолично отвезти их в Тверь. На спуске с крутой горы лошади понесли, Венецианова выбросило из саней, и он запутался в вожжах. В село Поддубье тройка притащила уже бездыханное тело.
2. «Автопортрет», «Портрет инспектора Академии Головачевского с тремя маленькими воспитанниками»
В 1811 году за свой автопортрет Венецианов был признан Академией художеств «назначенным», а за большой портрет инспектора Академии художеств К.И. Головачевского с учениками (1811, ГРМ) – избран академиком.
В 1800-е годы Венецианов продолжал писать милые элегические портреты в духе Боровиковского, усердно копировал картины в Эрмитаже и в 1811 году решился представить свои работы в Академию художеств. За «Автопортрет» и ему присудили звание академика. Но, видимо, в нем не переставала идти какая-то подспудная, внутренняя работа. Его «осенило» уже в возрасте около сорока лет, – толчком послужило впечатление от приобретенной Эрмитажем картины француза Гране «Внутренность церкви капуцинов». Ровно ничего особенного не было в этой картине, кроме иллюзорно переданной пространственной глубины интерьера, но Венецианова это «правдоподобие до обмана» пленило и помогло сформулировать идею, должно быть, давно у него созревавшую: надо попытаться писать без предуказанных стилевых правил: «…ничего, – по его собственным словам, – не изображать иначе, чем в натуре является, и повиноваться ей одной без примеси манеры какого-нибудь художника, т. е. не писать картину à la Rembrandt, à la Rubens и проч., но просто, как бы сказать, à lа Натура». Мысль, во всяком случае, смелая для того, кто двенадцать лет занимался копированием эрмитажных картин.
3. Картина «Гадание на картах». 1842. ГРМ
Полотно Венецианова «Гадание на картах» не изображает святочный обряд, однако две крестьянские девушки, несомненно, гадают о судьбе. Как и целый ряд созданных в это время работ, картина отражает напряженные поиски новых композиционных возможностей в живописи. Сделав композиционным и смысловым центром одну из карт, мастер в целом моделирует маленький, тесный мир, запечатлевая единение юных крестьянок, сошедшихся за гаданием.
4. Картина «Гумно». 1821. ГРМ
Первой фундаментальной работой Венецианова стала картина «Гумно», которая открывала новые пути в русской живописи.
Это был результат «безусловного внимания природы», то есть пристального изучения натуры. В картине изображено гумно – сарай для сжатого хлеба, где его складывали в скирды и молотили. На картине показаны работающие и отдыхающие крестьяне, лошади, повозки, нехитрые сельские орудия. Художник тщательно соблюдает законы линейной перспективы, следит за естественным распределением света и тени. Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Первый план освещен ровным светом, далее – там, где освещение должно затухать, с улицы через открытую дверь слева врывается поток дневного света; в глубине – снова яркий свет. Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Тени в картине прозрачны – это результат тонких наблюдений художника на натуре.
Картина хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Фигуры Венецианова иногда не понятны зрителю своей статичностью. Но художник предпочитал внутренние движения внешним проявлениям. На картине первый толчок движения создает сидящая слева крестьянская женщина. Перспектива системы Венецианова строится в несколько приемов. Одной из перспектив можно назвать ряд уменьшающихся по мере удаления от зрителя горизонталей, которые созданы досками пола. Линейная перспектива на картине Венецианова подкрепляется перспективой воздушной. Именно это свойство соединяет композицию в единое целое. Цветовая композиция в картине просто потрясает. Можно заметить живую натуру крестьянина. На полотне изображена женщина, прислонившаяся спиной к бревнам. Она показывает крестьянскую сущность.
Картина стала настоящим шедевром. Она воплотила в себе весь внутренний мир художника, всю его суть, которая родилась в процессе рассматривания многих полотен французского живописца Гране.
Говорить о Венецианове нельзя без упоминания этой картины. После возвращения из Петербурга, где молодой художник увидел картину Гране, он приказал выпилить переднюю стенку гумна. Это было необходимо для того, чтобы помещение было освещено живым светом. Позже мастер приступил к написанию полотна. Работа была настолько занимающей, что к окончанию работы Алексей Гаврилович приболел.
На Академической выставке, которая была открыта 1 сентября 1824 года, картина была показана зрителю в первый раз. Картина сразу понравилась многим зрителям, среди поклонников был сам император. Именно он и приобрел картину. Коллегам Венецианова работа не понравилась. Они сочли ее не подходящей для сформированной системы Академии.
В этой картине он еще только осваивает новую тему, вырабатывая новые для себя изобразительные приемы, позволяющие более доходчиво отразить натуру, нежели это было возможно с помощью профессиональных навыков, приобретенных живописцем за время его недолгого ученичества.
5. Картина «Жнецы». Вторая половина 1820-х гг. ГРМ
Художник написал несколько работ, где мы можем увидеть «жатвенный» мотив. На основе увиденного в реальности мотива построена композиция мастера «Жнецы». Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Но невозможно не заметить элемент неестественности в картине Венецианова. Она имеет элемент приглаженности, причиной этого стало долгое и постоянное позирование крестьян.
Несмотря на очевидность кропотливого труда над позирующей натурой, мастеру удалось передать как собственное очарование душевным волнением героев, так и их простодушное восхищение красотой создания природы.
Вглядываясь в этот небольшой холст, мы невольно проникаемся атмосферой завороженного созерцания. Как восхищенно и внимательно, затаив дыхание, рассматривает деревенский паренек двух пестрых бабочек, присевших на руку матери. Та слегка наклонила голову к мальчику, а глядит в сторону, снисходительно и немного утомленно. В этой картине мы видим мальчишку Захарку, героя нескольких полотен Алексея Венецианова, и его мать Анну Степанову.
Композиция картины лаконична, крупные полуфигуры героев приближены к самой раме; задний фон – условная сплошная стена из колосьев. Пластически объемно вылеплены лица и руки персонажей, очертания их голов словно повторяются разомкнутыми окружностями серпов. Плотно, густыми мазками написана грубая ткань одежды Анны Степановой: ее белая рубаха, сарафан, желтоватый головной платок, не забыты и скромные украшения – тонкое ожерелье и колечко. Венецианов зорко подмечает разный тон кожи женского запястья и загрубелых, обветренных рук подростка, легко прописывает светотень на лицах крестьян. С искренней симпатией он рисует смышленого, любознательного Захарку и раскрывает в материнском лице застенчивую ласковость и теплоту.
Серпы в руках жнецов и колосья у них за спинами помогают нам понять сюжет. Они специально созданы для того, чтобы конкретизировать сюжет изображенного пейзажа. Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о его восторге. Мальчик в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный праздник. На лице матери можно заметить и легкую улыбку, и усталость. И это усталость не только после проделанной работы.
Естественно, бабочки улетели, как только автор картины приблизился: они писались с засушенных материалов. Мастер опять играет на цветовом контрасте и точности изображения, но легкая неестественность все равно заметна.
В работе «Жнецы» автор отдает дань так называемой «картине-обманке» – он изображает бабочек столь иллюзорно, что с первого взгляда и не разобрать, нарисованы ли они или, быть может, сидят на поверхности холста.
6. Картина «Крестьянка с васильками». 1820-е гг. ГТГ
Венецианов создает целую галерею образов крестьянских девушек юного возраста. Все они написаны с натуры. Непосредственность, портретность образа в этих произведениях является одним из самых крупных реалистических завоеваний эпохи.
Такова «Крестьянка с васильками» – одно из наиболее значительных в первой трети XIX века достижений в жанре крестьянского портрета.
Аналогии можно найти в некоторых рисунках Кипренского и, главным образом, в живописи Тропинина. Подобно Тропинину, Венецианов часто вводит в такой портрет аксессуары, придающие изображению бытовой характер.
7. Картина «Купальщицы». 1829. ГРМ
Достойно быть отмеченным, что венециановский мир оказывается приобщенным к, так сказать, иконографическому Олимпу европейской художественности, а именно изображению женской наготы – теме, привычной для стран романской традиции, но исключительно редкой (на концептуальном уровне) в русском искусстве. Можно, кстати, отметить, что в натурном классе петербургской Академии женская модель вообще не ставилась. Трактовка этой темы у Венецианова поразительна своей смелостью, так как моделями для него выступают те же русские крестьянки, приносящие в языческие по своему происхождению и эстетическому кодексу изображения совершенно особую атмосферу смиренного и священного целомудрия, что делает их, именующихся вакханкой, Дианой, похожими на готовящихся принять обряд крещения.
«Здесь он прибегнул к традиционному для Академии сочетанию двух фигур – одной в рост, другой – присевшей и изображенной со спины, – пишет Э.В. Кузнецова. – Но этим и кончается связь этой композиции с академическими канонами. Купальщицы Венецианова – это обычные русские крестьянки со здоровыми и красивыми телами, сильными руками, чуть покрасневшими коленями. Несмотря на некоторую условность изображения, в целом в картине ощущается живое и искреннее чувство».
Пейзаж как совершенно самостоятельный вид живописи у Венецианова отсутствует; однако в жанровых произведениях его значение очень велико: это среда, в которой живут люди. Пейзаж играет большую роль в создании человеческого образа и сообщает произведению единство настроения.
8. Картина «Лето. Жатва». Первая половина 1820-х гг. ГТГ
венецианов русский живописец
Настоящим родоначальником народного бытового жанра суждено было стать А.Г. Венецианову.
После войны 1812 года русский жанр мог «найти себя» прежде всего в варианте крестьянского пейзажа, наполненного поэтическим пафосом в духе руссоистской идиллии.
В венециановском пейзаже как бы скрыта внутренняя полемика с городским миром, государственной властью, казенной службой. Картины «Лето. Жатва», «На пашне. Весна», «Гумно» и другие образуют цикл времен года: весна, лето, начало осени – изображены периоды, отмеченные крестьянским сознанием как основные составляющие элементы земледельческого круга жизни. Венециановские полотна – эпическое повествование о вечных трудах человека, в которых заключен смысл его земного существования.
. Картина «На пашне. Весна». Первая половина 1820-х гг. ГТГ
В картине «На пашне. Весна», простой будничный сюжет (крестьянка, боронящая поле), превращается в эпическую поэму о вечном воскрешении земли и человека. Важную роль в создании возвышенно-аллегорического образа Весны в картине Венецианова играет пейзаж. От полотна веет спокойствием и величием русской природы. Оно ясно показывает, как понимал сам Венецианов на деле провозглашенный им принцип á la Натура. Для него картина не копия, а живая правда действительности, правда воплощения идеи, а не факта. Поэтому так органично соединились в его работе всеобще значимая антикизация и простой ландшафтный мотив, праздничность и повседневность, универсализм замысла и убедительность его воплощения.
Венецианову духовная значимость русского крестьянства, безыскусственность его облика, трудовая жизнь в тесной слитности с природой казались источником новой нравственной и пластической красоты. На этой основе реалистические искания художника принимают принципиально новый характер. У Венецианова складывается понимание искусства как непосредственного, строго следующего натуре воспроизведения окружающей действительности.
Вместе с тем устремленность к вечному и непреходящему естественно вводила в венециановский мир воспоминание о высоких, классических образах эпохи итальянского Возрождения. Босоногая крестьянка, легко ступающая по вспаханной земле и с грустью взирающая на младенца, напоминает рафаэлевскую Сикстинскую Мадонну.
Ассоциации с ренессансными мадоннами и даже древнерусскими иконописными образами Богоматери часто возникают на полотнах Венецианова, тем более что он занимался и религиозной живописью.
10. Картина «Предстательство Божией матери за воспитанниц Смольного института». 1832-1835. ГРМ
Наряду с живописью, Венецианов занимался иконным писанием. Он написал иконы для Александровского собора в Варшаве, церкви Обуховской больницы и Собора всех учебных заведений (Смольного собора) в Петербурге.
На этом поприще художника, к сожалению, не ждали большие успехи. Примером иконописной деятельности Венецианова может служить публикуемый запрестольный образ из Собора всех учебных заведений.
11. Картина «Спящий пастушок». Между 1823 и 1826 гг. ГРМ
Картина хранится и выставляется в Государственном Русском музее, Санкт – Петербург.
Сюжет, если вообще здесь можно говорить о нем, очень прост. На первом плане, справа, прислонясь спиной к стволу березы, дремлет крестьянский мальчик – пастушок. Его неподвижная фигура композиционно отделена от пейзажного фона, что позволяет передать безграничную широту и глубину ландшафта. Венецианов изображает вид на реку Ворожбу из окон своего дома в селе Сафонково Тверской губернии. В мягких, стелящихся берегах протекает речка. На противоположной стороне видна слегка холмистая, типично русская равнина с пожелтевшими нивами, перелесками, одинокими елями, сараем и ветхим плетнем. Тонкие свето-цветовые переходы создают почти осязаемое ощущение как бы замедленного летним зноем, но непрерывного и бесконечно многообразного течения жизни.
На картине отлично заметна идея гармонии природы и людей. Природа спокойна, величава. Рыбак ловит рыбу, девушка с коромыслом идет по противоположному берегу реки, застыли на мгновение просторы полей и лугов – картина наполнены скрытым смыслом, который не всем удается понять с первого раза.
Эту картину Венецианов так и не решился показать на выставке в Академии в 1824 году. Хотя она была готова до начала выставки. Сам художник счел ее слишком необычной. Венецианов предпочел оставить картину дома, в имении. Опасения художника о возможном непонимании этого полотна были обоснованны. Зрителям академических выставок, которые привыкли к установленным канонам пейзажа, было бы непонятно полотно, а также многие вещи в «Спящем пастушке». На картине не было водопадов и камней, необычных лесов, не было и правильного расположения деревьев и лесов, а также людей. Пейзаж оказался натуралистическим фрагментом природы.
Картина стала новшеством в живописи. Венецианов работал тогда в пленэре, который был невидан в русском искусстве. Хотя сама фигура пастушка вышла у художника не особенно естественно, но пейзаж получился реалистичным. Именно это стало в дальнейшем основой сенсационных открытий Левитана и Саврасова.
Пейзажный фон представляет вид на реку Ворожбу из окон дома Венецианова в Тверской губернии . Крестьянские дети впервые появляются в русской живописи именно в творчестве Венецианова.
12. Картина «Утро помещицы» («Помещица, занятая хозяйством»). 1823. ГРМ
Картина «Утро помещицы» или «Хозяйка, раздающая бабам лен» отражает начало трудового дня, – смысл и основная ее ценность в том, что художник воссоздал обобщенный образ повседневной жизни. В этой картине, как и в других, посвященных крестьянской теме, Венецианов не стремился к буквальному перенесению на холст типов, костюмов и эпизодов сельского быта. Каждая деталь создает впечатление бытийственности, а в образе помещицы воплотились черты русской женщины, хозяйки, соответствующие народным представлениям. В целом же именно венециановский жанр, становление которого происходит после войны 1812 г., дает наиболее полноценное представление о возможностях отечественной художественной культуры первой половины XIX в. создать целостный образ крестьянского трудового дня как синтез новейших изобразительных достижений и народного мифа.
«Утро помещицы» было представлено на той же выставке, что и «Гумно». Эту картину Венецианов подарил Александру I. В это время в Эрмитаже создавалась коллекция работ русских художников. «Утро помещицы» является одним из первых полотен, которые попали на эту выставку.
На картине «Утро помещицы» изображен собственный дом мастера в Сафоновке. Да и «помещица» была написана с жены художника Марфы Афанасьевны. Он специально затемнил ее лицо, чтобы не разрушить типичности жанровой сцены и чтобы лицо жены было не узнать. Художнику удалось уловить простоту и дух, создать «эффект открытого окна».
Неглубокое пространство комнаты расширяет узкая полоска полузанавешенного окна, сквозь которое льется утренний свет. Пронизанная светом атмосфера комнаты в помещичьем доме полна спокойствия и тишины; фигуры крестьянок исполнены достоинства и грации. Сама помещица, сидящая у стола в домашнем платье и чепце, погружена в полутень; свет подчеркивает лишь силуэт ее фигуры.
Интерьер в картине играет одну из важный ролей. Автор вводит в картину мебель из красного дерева, которая была постоянным атрибутом в 1820 годах. Стол, за которым сидит молодая женщина, и высокая ширма делят пространство комнаты на две части, позволяя художнику сконцентрировать внимание на фигурах и предметах первого плана.
В этой картине также использован устойчивый прием Венецианова – выстраивание перспективы. Автор выстраивает ее при помощи досок пола.
Это единственная работа Венецианова, где он показывает соприкосновение крестьянского и дворянского миров.
Заключение
Венецианов учился видеть предметы «обнимающим зрением», то есть не упираться в поверхность и границу формы предмета, а схватывать его «в движении целого». Зримым выражением, субстанцией этого движения является свет, льющийся обычно из многих источников. Поверхности предметов как бы омыты потоком света, тени усложнены и высветлены рефлексами этих поверхностей, рельеф трактуется как следствие «верного понимания теней». Позднее в произведениях его учеников весьма часты люминирующие, облитые мерцающим светом, расслоенные контуры. Начало и окончание изгибов формы существует «вне контура», в «градусах тени и света». Прибегая к современной терминологии, можно сказать, что эти границы даны как бы «не в фокусе». Его система отменяет само понятие границы – рельеф разуплотнен, предметы зрительно облегчены и словно «плывут».
Художник создавал идеализированный поэтический образ крестьянской жизни. Работа на открытом воздухе позволила Венецианову использовать эффекты дневного освещения и усложнить палитру.
Перспектива является основной частью работ Венецианова. Для него это всеобъемлющее понятие. Про нее он не забывает даже в тех случаях, когда пишет портреты. Ещё одной особенностью в картинах Венецианова является интерьер
Венецианов пишет: «В 57 лет у человека, который жил не для того, чтобы есть, а ел для того, чтобы жить, желудок внутреннего существования спотыкается. Вот, мой почтеннейший, 24 декабря, сиречь в сочельник, я и споткнулся, мне и руду пускали, от роду первый раз, и снадобья в рот влили. Дня через два-три я глядь – ан рыло на стороне, однако и теперь косит, да не так. Отняли у меня кофе, водку, вино, крепкой и горячий чай, сигары, а дали суп из телятины, што со снегу, да воду с кремотартаром. Мне велено жить на улице, и я, невзирая на вьюгу и мороз, брожу – да как же, раз по пяти и по шести в день… Устал…»
Венецианов Алексей Гаврилович – первый русский живописец, сознательно избравший бытовой жанр основой своего творчества. Именно ему принадлежит заслуга утверждения в русском искусстве бытового жанра как самостоятельного вида живописи. Он разработал форму многофигурной жанровой картины, в которой часто большую роль играет пейзаж или интерьер. Его живопись национальна и демократична.