- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,47 Кб
Вермеер Ян Делфтский
Вермеер Ян Делфтский
Введение
Вермеер Ян Делфтский (Vermeer, Jan) (1632-1675), голландский живописец. Его умение использовать различные оттенки цвета для передачи фактуры и формы предметов осталось непревзойденным в истории живописи. Художник известен также под именем Ян ван дер Меер ван Делфт. Родился в Делфте в 1632. Учителя Вермера неизвестны; в его работах чувствуется влияние мастеров утрехтской школы (Хонтхорст, Тербрюгген, Пеленбург) и Карела Фабрициуса (ум. 1654). В 1653 Вермер вступил в гильдию св. Луки; он четырежды избирался в ее правление. Вермер умер в Делфте и был похоронен 15 декабря 1675. Вермер работал над своими картинами очень медленно и тщательно, поэтому его наследие невелико, и после смерти художника оно оказалось сосредоточенным в руках нескольких человек. В каталоге аукциона, проходившего 16 мая 1696, значится двадцать одна картина; сегодня из них известны шестнадцать. Вопреки усердным поискам неизвестных картин Вермера, которыми занимаются современные коллекционеры и исследователи, – поискам, которые в 1930-е годы привели к появлению нескольких очень удачных подделок, – число подлинных картин мастера очень невелико: тридцать девять или сорок. Излюбленный сюжет Вермера – женщина, занятая каким-либо тихим домашним делом: служанка, наливающая молоко; дама за чтением, примеряющая жемчужное ожерелье, взвешивающая золото, музицирующая, плетущая кружева и т.п. Иногда женщин сопровождают кавалеры, однако число персонажей всегда невелико. Они, как правило, поглощены своим занятием, но иногда один из персонажей изображен смотрящим на зрителя. Среди немногочисленных картин на другие сюжеты особенно замечательны два пейзажа, Вид Делфта (Гаага, Маурицхейс) и Улочка (Амстердам, Рейксмузеум), отличающиеся удивительной безмятежностью и уравновешенностью. Для ранних работ Вермера, выполненных в 1650-е годы, характерно большее разнообразие сюжетов и большая живописная свобода, чем для его позднейших произведений. В картинах 1660-х годов он отдавал предпочтение холодным светлым тонам и математически точно рассчитанным композициям; произведения последних лет выделяются особенно высоким мастерством исполнения.
Биография
В 1632 году 31 октября в Нидерландах родился один из Великих Старых мастеров живописи – Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский, Jan Vermeer van Delft, Иоганнес).
Работы этого мастера практически всегда заключались в изображении бытового-интерьерного жанра. Многие его полотна являются поистине шедеврами. На ряду с этим, некоторые из его работ довольно просты. Это указывает нам на то, что Вермеер был живописцем с непостоянным вдохновением. Иногда начиная работу, он заканчивал ее с тяжбой в душе. Несмотря на это, данный мастер является отличным примером золотого века нидерландского искусства.
Ян родился в Делфте (Нидерланды) в семье предпринимателя-торговца. Его отец имел непосредственное отношение к искусству так, как занимался шелкоткачеством (для портьер и оббивки мебели), и был зарегистрирован в качестве торговца предметами искусства в одной из гильдий города, где в свое время начал свое обучение молодой Вермеер. Одна из гипотез об ученичестве Яна гласит, что он был учеником Карела Фабрициуса (ученика Рембрандта). Но достоверный факт то, что огромное влияние на творчество Яна имел Питер де Хоох, мастер жанровой живописи. К примеру картина «Аллегория живописи» приписываемая Питеру де Хоху, оказалась работой Вермеера, периода вершины его творчества. Практически невозможно разобраться в хронологическом порядке написания полотен Яном. Соответственно, сложно сказать какая работа выполнена лучше, по отношению к другой. Многие искусствоведы склоняются к мысли, что сложнейшие полотна художников, обычно пишутся в конце творческой жизни мастера. С Вермеером же иная ситуация, проблески «виртуозной кисти» и «простые композиции» перекликались в жизни живописца, не имея никакой привязанности к времени (творческим периодам). Он был уникальным мастером типичной голландской традиции живописи. Вермеер был независим от влияния итальянцев, французов и фламандцев – оставаясь при этом индивидуальным и неповторимым мастером. Практически все работы Яна приписывались другим мастерам живописи, пока за дело не взялся историк искусства Теофиль Торе, который отнес 76 работ голландцев Вермееру. Двумя годами позднее еще один искусствовед сократил работы Яна до 56. К 1907 году работ насчитывалось око 34. В данное время исследователи приписывают Вермееру от 30 до 35 известных работ. В 1945 году фальсификатор Ханс ван Меегерен объявил о том, что некоторые работы Вермеера он написал собственноручно – это создало еще больше проблем в разборе и составлении хронологии полотен мастера.
Многое из жизни Вермеера не известно. Он был женат на Катарине Болнес и имел 15 детей. Четыре из них умерли в раннем возрасте. Жил Ян вместе с детьми и женой у тещи в особняке, там он и работал. Вермеер писал по две картины в год и имел дополнительный доход от трактира его матери. Также известно, что Ян возглавлял гильдию Св.Луки и был ее деканом. Работы Вермеера ценились и продавались за очень неплохие деньги. Покровителями Яна были меценаты Хендрик ван Буйтен – пекарь Делфта и руководитель печатной мастерской Якоб Диссиус. К концу жизни Яна семья Вермееров обеднела и вынуждена была брать кредиты. В те времена торговля живописью была практически заморожена из-за войны с Францией. 15 декабря 1675 года Ян Вермеер покинул этот мир, оставив неизгладимый отпечаток в мировой живописи.
В картинах Вермеера преобладают, как уже было сказано, интерьерные сюжеты с одной двумя фигурами. Он работал над каждой своей работой медленно и с тщательностью, прописывая мельчайшие детали. При этом пользовался такой палитрой, что в результате картина становилась ненавязчивой и спокойной. Созерцая работы Яна – глаза отдыхают. Вермеер достиг практически совершенства в изображении перспективы, тем самым «забирая» зрителя в обстановку полотен. По работам Яна возможно изучить интерьерный быт голландцев. Изучая полотна Вермеера, живописец любой манеры исполнения может вынести немало полезных уроков для себя.
Работы
вермеер нидерландский живописец
Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере <#”justify”>«Святая Пракседа». Размер картины 90 x 74 см, холст, масло. Эта картина считается наиболее ранним произведением живописца, вольной копией полотна итальянского художника Рипозо из Флоренции, выполненное, скорее всего, по заказу иезуитского ордена. В квартале, где в 1655 году жил Вермеер, находилась их миссия, и Святая Пракседа пользовалась особым почетом среди последователей Игнация Лойолы. Пракседа (от греч. pragma, praxis – действие, деятельная; также Пракседис, Праксида, Евпраксия), святая дева. Пракседа была дочерью сенатора Рима раннехристианских времен Пуда (Пуденса), считается возможной основательницей римской церкви Санта Прасседе (итал. Santa Prassede). Согласно историческим легендам VI века Пуд был римским сенатором во половине I века и в своем доме устроил место для тайных собраний христиан, на которых священнодействовал сам апостол Петр (2-е послание к Тимофею, 4:21). Позже дом Пуда был обращен в церковь, названную пастырской, а сам Пуд был казнен во времена императора Нерона в период гонений христиан, будучи усекнут мечом. В дальнейшем Пуд был признан апостолом из числа семидесяти. Дочери его, Пракседа и Пуденциана, обмывали тела замученных христиан и тайно хоронили их в базилике, которую построил их отец. Согласно раннехристианским преданиям Пракседа пожертвовала своим немалым состоянием с целью оказания помощи христианским мученикам; тела казненных верующих подбирали и приносили к ней; Пракседа же их обмывала, собирая кровь в священные сосуды, и затем хоронила погибших по христианскому обряду. Считается, что в Риме VI века соединили память о древних девах, ухаживавших за христианами, заключенными в тюрьму, и погребавшими тела мучеников, с памятью о Пуде, предположив, что Пракседа и Пуденциана были его дочерьми и сестрами друг другу (хотя другие предания относят мученическую кончину Пракседы к концу II столетия).
Базилика Санта Прасседе или церковь во имя святой Пракседы, согласно хроникам, построена на месте ее упокоения папой Адрианом I около 780 года на фундаменте разрушенной церкви V века. Находится в Риме, в непосредственной близости от церкви Санта Мария Маджоре. В базилике святой Пракседы хранится одно из орудий Страстей Христовых – столб, к которому был привязан Христос во время Его бичевания. До настоящего времени у небольшой части исследователей творчества художника Яна Вермеера остаются сомнения в авторстве «Святой Пракседы». С трудом различимая на картине подпись «Меер, копия Рипозо, 1655» часть историков голландского барокко не убеждает, слишком отличен, по их мнению, стиль и манера написания картины от других работ художника.
Несколько лет назад в России в экспозиции выставки под сводами отреставрированного Дома Пашкова в Москве были представлены тридцать пять произведений западноевропейской живописи, в том числе – картина «Святая Пракседа» Яна Вермеера Делфтского.
«Офицер и веселая девушка». Размер картины 51 х 46 см, холст, масло. Небольшие интимные картины из жизни горожан в творчестве Вермеера второй половины 50-х годов 17 века («Девушка с письмом», «Бокал вина», «Офицер и веселая девушка») отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита, живой вибрацией света и воздуха. Картина также известна под названием «Смеющаяся девушка в компании офицера». Девушка, освещенная солнечными лучами, бьющими в оконный проём, скорее воплощает собой чистоту, нежели порок, но вместе с тем она и возможная жертва сомнительной авантюры офицера. Обстановка комнаты предельно проста, детали и антураж картины – полуоткрытое окно, стулья с головами льва, желто-черное платье девушки – будут постоянно появляться в дальнейших работах Вермеера, например, в практически одновременно созданной картине «Девушка, читающая письмо у открытого окна». При написании своего полотна Вермеер мог испытать влияние творчества живописца Питера де Хооха, в это же время проживавшего в Делфте и создавшего несколько картин с жанровыми сценами, в которых солдаты и офицеры изображены в компании с молодыми голландками.
«Девушка, читающая письмо у окна». Размер картины 83 x 64,5 см, холст, масло. Эта картина раннего периода творчества нидерландского художника изображает молодую женщину внимательно и с волнением, читающую важное для неё послание. В картине скрыт слабый любовно-эротический подтекст. Фрукты (яблоки, груши и персики), возможно, символизируют библейское грехопадение. Распахнутое окно можно трактовать как желание покинуть замкнутое пространство и обрести свободу с любимым человеком. Достаточно долгое время эту картину приписывали другим голландским художникам, авторство Вермеера было достоверно установлено лишь во второй половине девятнадцатого столетия.
«Дама и два кавалера». Размер картины 78 х 68 см, холст, масло. Это полотно известно также под названием «Девушка с бокалом вина в обществе двух кавалеров». В картине нидерландского живописца явно доминирует девушка. Ее взгляд направлен на зрителя, словно предлагая насладиться забавностью ситуации. Дама явно довольна произведенным на мужчин эффектом и, возможно, именно они стали жертвой женского кокетства. Кавалер, склонившийся к лицу дамы, явно распалён вином, похотью и женской игрой. И скорее всего, уже готов выступить в роли соблазнителя, пользуясь отсутствием мужа, которому, вероятно, остается только наблюдать за происходящим с портрета на стене. Другой кавалер, изображенный художником на картине, пребывает в меланхолическом настроении, то ли от выпитого вина, то ли из-за отсутствия второй дамы, а может из-за того, что ему ботфорты жмут.
«Служанка с кувшином молока». Размер картины 45,5 x 41 см, холст, масло. Это полотно голландского художника известно также под названиями «Молочница», «Кухарка», «Девушка с кувшином молока», «Молодая женщина, наливающая молоко». Картина Вермеера «Служанка с кувшином молока» выделяется среди прочих подобных произведений нидерландской живописи своей жизненностью и композиционной простотой. Картины с жанровыми сценами простого повседневного быта уже ранее создавались многими нидерландскими живописцами, такими как Ян Стен, Питер де Хоох, Геррит ван Хонтхорст, Герард Терборх, но Вермееру удалось написать неповторимое произведение. Гениальный колорист, Вермеер сумел воспроизвести на холсте деликатными созвучиями и контрастами матовых тонов тот «свет Натуры», который на языке спиритуалистической философии того времени означал равно и суть природы, и духовную просветленность человеческого разума, эту натуру постигающего. В этой и других картинах голландского художника Яна Вермеера Делфтского глазам зрителя предстает тончайшая игра разума и чувств, души и плоти – причем поэзия живописца отнюдь не перерождается в сухую дидактику, действуя через видимый мир голландской бытовой, кое-где чуть праздничной повседневности. В каталоге аукциона предметов искусства 1719 года этой картине была дана следующая характеристика: "знаменитая картина кисти Вермеера Делфтского, подлинное произведение искусства".
«Бокал вина». Размер картины 65 х 77 см, холст, масло. Начиная с 60-х годов 17 века лейтмотивом картин Вермера становится любовь – в самом широком, в равной мере и плотском, и духовном смысле этого слова. Даже если в картинах живописца (как в большинстве случаев) и не присутствуют кавалеры и коварные обольстители. Героини на полотнах художника читают и пишут любовные послания, музицируют, созерцают драгоценности, внимают учтивому флирту; жанровые сцены Вермеера чаще всего однофигурные, полные покоя и уюта, чему способствует тончайшее умение передать атмосферу жилой среды, ненавязчиво вовлекающей в себя зрителя. Ян Вермеер в своих жанровых сценах стал более тщательно прописывать лица персонажей и интерьеры, в картинах художника появляются различные музыкальные инструменты (вирджинал, спинет, гитара, лютня) как утонченный намек на изысканные и романтические отношения героев. Известно, что эта картина Вермеера «Бокал вина» была написана живописцем по заказу делфтского мецената Ван Рюйвена.
«Любовное послание». Размер картины 44 x 38,5 см, холст, масло. Эта работа голландского живописца известна также под названием «Дама и её служанка, вручающая письмо». Безукоризненно выстроенная композиция картины несколько загадочна. Передний план картины – затененная комната, слева на стене висит карта, справа стоит стул, на нем – ноты. За занавесом – дверь в другую, ярко освещенную комнату. В этой комнате служанка принесла письмо сидящей на стуле у камина молодой женщине. Стена слева параллельна взгляду, справа – перпендикулярна, т. е. вход в комнату находится в углу. Необычно, но возможно. Занавес, стоящие на пороге тапочки, метла – все это создает некой барьер между зрителем и действием, сохраняет интимность происходящего и даря нам редкую возможность подглядеть сцену из чужой личной жизни. Повествовательные сюжеты характерны были для раннего периода творчества художника, но, достигнув полного расцвета своего таланта, и, видимо, переживая некой творческий кризис, Вермеер вновь обращается к некой бытовой истории. Тема картины – любовное письмо, а так же предметы интерьера – карта на стене, метла, тапочки на пороге, цитра – традиционны для жанровой картины. Музыкальный инструмент, как ноты, лежащие на стуле в правой части картины являются метафорой гармонии между влюбленными. Письмо, которое держит служанка, несомненно, от возлюбленного, который в данный момент далеко от дома – на это намекают картины за заднем плане. Одна изображает опушку леса в стиле Адриана ван де Вельде (природа как единственный свидетель любовных страданий), другая – корабль в море (символ разлуки и превратностей моря любви, но голубое небо обещает благополучное возвращение путника). Интересны выражения лиц изображенных женщин. Улыбка служанки, когда она смотрит на сидящую хозяйку, показывает ее некоторое превосходство. Хозяйка явно удивлена, она неуверенно смотрит вверх на служанку, ее приход почти напугал женщину. Что это за письмо? Неужели то самое, которое так долго ждали? Любовные переживания заставили даму явно пренебречь своими обязанностями – на полу у самого входа в комнату стоят брошенные тапочки (они обычно одевались только в спальне и совершенно не к месту в комнате для гостей, где действие и происходит). Брошена метла (тоже символ женского начала или указание на некой магический подтекст), на стуле в беспорядке лежат ноты. Корзина для белья (подобную Вермеер изобразил в первоначальном варианте картины «Молочница», но позже записал) и подушка для вышивания (она же изображена в картине «Кружевница») – все оставлено без внимания.
В картинах нидерландского художника «Астроном» и «Географ» есть много черт, характерных для всего творчества Вермеера. В частности, естественное освещение из окна в левой части картины, стол, покрытый ковром, картина и карта на задней стене. Художник, несомненно, был знаком с работами современников, в частности, мастерами школы Рембрандта, изображавшими ученых мужей. Поза «Географа» очень похожа на изображение Фауста на знаменитой одноименной гравюре Рембрандта. Но в отличие от других картин художника, изображавших погруженных в свои дела и самодостаточных женщин, на этом полотне изображен ученый мужчина, занятый напряженным умственным трудом. Он одет в просторную мантию – одежду ученых того времени. Склонившись над пергаментной навигационной картой, развернутой на столе, он, кажется, на минуту поднял голову, чтобы произвести необходимые вычисления. Цируль, который географ держит в правой руке, служил для измерения расстояний, другой измерительный прибор – угломер – лежит на стуле в правой части картины. Стул, стоящий у задней стены, обит гобеленом с растительным орнаментом, на полу лежат несколько свернутых карт, на стене – карта «Морское побережье Европы» Вильяма Янса Блау. Тот же шкаф, изображенный на картине «Астроном», стоит в том же углу у окна. На нем – несколько книг и глобус Йодокуса Хондиуса 1600 года. Его же небесный глобус изображен в картине «Астроном». Обе картины, скорее всего, изображают одного и того же человека. Существует мнение, что это – Антоний ван Левенгук, известный как изобретатель микроскопа. Он же мог быть и заказчиком этих парных картин. Но некоторые исследователи считают, что это мог быть другой современник Вермеера – Иоханес де Веерт, картограф, живший в Делфте. Антоний ван Левенгук и Ян Вермеер не могли не знать друг друга – слишком мал был Делфт, чтобы два известных человека, два ровесника, крещенных к тому же в одной церкви и чуть ли не в один день, не раскланивались друг с другом на улицах родного города. Два замечательных голландца вполне могли быть и близкими друзьями. У художника и ученого явно были общие интересы. Американский исследователь творчества Вермеера Артур Уилок заметил, что после 1655 года, когда Антоний ван Левенгук увлекся работой с линзами, астрономией и навигацией, на полотнах Вермеера тоже появились "методично воспроизведенные карты и глобусы". И, видимо, не случайно после смерти нидерландского художника Яна Вермеера Делфтского именно Антоний ван Левенгук был назначен его душеприказчиком.
«Дама у вирджинала». Размер картины 52 x 45 см, холст, масло. Это полотно нидерландского живописца считается парной картиной по стилистике другой работе художника, находящейся в собрании лондонской национальной галереи, известной под названием «Дама у спинета». Эта картина Вермеера также известна под несколько иным названием «Молодая женщина, стоящая у вирджинала». На холсте изображена изысканно одетая дама, играющая на вирджинале в богатом бюргерском доме города Делфта. На стенах комнаты размещены картины, пол покрыт мраморной синей и белой плиткой, которая свидетельствует о явном достатке хозяев дома. Две картины, расположенные на стене, за спиной дамы не могут быть достоверно аттрибутированы, но, вероятно, маленький пейзаж слева написан или Яном Вейнэнтсом, или Аллертом ван Эвердингеном. На второй картине, которая приписывается Цезарю ван Эвердингену, брату Аллерта, изображен сюжет с Купидоном, держащим игральную карту. Скорее всего изображение вестника любви Купидона является символом связи романтических увлечений и музицирования, традиционной ассоциации музыки и любви. Как и большинство работ Вермеера, эта картина живописца недокументирована. Датировка картины осуществлена экспертами и исследователями творчества Вермеера на основе стилистики картины, а также покроя костюма дамы.