Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Вешние воды русской живописи

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать реферат

  • Вид работы: Реферат
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 30,79 kb

Вешние воды русской живописи

Вешние воды русской живописи

 

Вешние воды русской живописи


 

Вешние воды русской живописи

 

Вешние воды русского искусства.

   Почти 130 лет назад (в декабре 1871 года), из Петербурга отправилась в путь  по России первая передвижная выставка. Это событие вызвало большой общественный резонанс. Передвижники – художники-реалисты – порвали с академизмом и как бы поставили зрителя лицом к лицу с Россией. В искусстве передвижников мы наблюдаем подчас мучительный поиск идеала. Он чаще всего воплощается в образе передовых интересов той поры, в стихийной мощи народа. Но нередко он выступал в образе природы, в размышлениях о жизни.

Вершину развития русской пейзажной живописи представляют собой искусство И.И.Левитана. Своим творчеством он как бы подвел итог основным тенденциям развития пейзажа 19 века, выразившийся в редком многообразии мотивов и тем его искусства, в разнообразии живописных приемов, составляющих творческий метод художника. В картинах Левитана нет людей. Художник пейзажем и через пейзаж передавал свои мысли и свое настроение. Но критика отмечала, что, хотя «в пейзажах Левитана почти никогда нет фигур.., невольно приходит мысль, что если бы в них были фигуры, то это были бы фигуры, взятые из передвижнической живописи».

  И.И.Левитан – создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность, раскрытие тончайших состояний природы, тонко нюансированная живопись. «Картины Левитана требуют медленного рассматривания»,- писал К.Паустовский. Зритель учится по-новому видеть, по-новому любить их, он учится новому для себя отношению к родной природе.

  Среди его работ, отмеченных особым лиризмом восприятия жизни русской природы, одно из первых мест по праву занимает картина «Весна-большая вода». Уже сам ее мотив – широкое весеннее половодье – вызывает активное лирическое переживание у зрителя, рождая поэтические ассоциации.

«Должна быть дружная весна,

Снега осядут разом,

И солнце, встав из-за гумна,

Весь мир окинет глазом».

(«Перед весной» П.А.Радимов, русский художник-пейзажист, поэт.)

« Весна перед вами, и душа ее, ее сокровеннейшее настроение охватывает вас с непривычной силой»,- эти слова написал А.В.Луначевский об этой картине. Этот мотив мастерски разработан художником. Да, весна перед нами. Еще не зазеленели почки, но уже растаял весь снег, и прозрачная, весенняя, голубая вода вышла из берегов и затопила леса и прибрежные деревушки. Эта весна еще не зеленая – она голубая. В нежнейшей лазури прозрачной студеной воды отражаются тонкие, как свечки, белые стволики берез. Тени голых деревьев падают на подсушенную солнцем рыжую землю. Тени – голубые – лежат на поверхности голубой воды. Но это не стихийное бедствие – это радость – весна!.. Земля пробуждается!.. И если разотрешь пальцами еще сухую и мертвую на вид березовую почку, услышишь резкий радостный запах: сок струится по оттаявшим стволам деревьев. В весне всегда таится надежда – на хорошее лето, на урожай, на счастье.

  Краски, которыми пользуется художник, легки и прозрачны. Как нельзя лучше передают они прозрачность воды и воздуха, светлую голубизну небес и ласковость весеннего солнца. Природа почти  дематериализована: вода и небо, солнце и воздух. Деревня где-то далеко, она едва видна, а мельканье белых стволов берез вместе с их отражением в тихой глади воды создают ощущение чего-то зыбкого, непостоянного. Лишь крепкий ствол дуба, одиноко и прямо торчащий среди гнущихся, словно вибрирующих березок, да легкий челнок у края воды связывают изображение с земным, материальным, напоминающим о людях, живущих среди этой прекрасной и на сегодня лишенной тревог и волнений природы. Подобное «очеловечивание» природы очень характерно для  творчества И.И.Левитана.

   Пейзажи Левитана пленяют зрителя большой музыкальностью. Поразительно музыкальна и «Весна-большая вода». Мягкие сочетания голубого и  золотистого в картине, четкий ритм чередования плавно изгибающихся березок создают нежную, чистую мелодию чарующей прелести русской весны. «Школой любви к Родине» называют живопись Левитана.

  

 

 

 

Похожие записи

Особенности русской живописи XIX века

Культурология

Символ и таинство в богословии св. Максима исповедника (symbol and mystery in st.Maximus the confessor)

Культурология

Библия как научный источник о сотворении мира

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.