- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,13 Кб
Видение лидера и стратегия его осуществления
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: «Видение лидера и стратегия его осуществления»
ПО КУРСУ: «Библейское понимание лидерства»
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир переживает кризис лидерства. С одной стороны, в современном обществе лидерство утратило свою ценность, а местами и переживает сопротивление. Например, множество революций за последние несколько лет в Восточной Европе, Средней Азии, Северной Африке и на Ближнем Востоке.
С другой стороны сами лидеры переживают проблемы в самих себе. Эта проблема – отсутствие четкого и понятного видения, целей. Часто в современном обществе, само лидерство становится самой важной целью лидера. Это выражается и политике, и в бизнесе, и в обществе, и как ни прискорбно, в церкви. Люди хотят позицию как самоцель.
Такой подход напоминает мне одну детскую игру под названием «Царь горы». Смысл игры в том, чтобы занять высоту «любой ценой» и тогда ты становишься «царем горы». Но в тот же самый момент, когда ты занимаешь позицию, ты становишься самым уязвимым игроком и легко ее теряешь. Так мы и наблюдаем в истории, как люди постоянно борются друг с другом за какую-либо позицию.
Том Маршал пишет в своей книге «Библейское понимание лидерства»: «…нацией руководят не лидеры, а управляющие, и ее состояние можно было бы описать как чрезмерное управление, и недостаточно направляемое!» [2, C 6]
Если мы заглянем в церковь, мы увидим чаще всего те же проблемы. Мы можем увидеть много различных и необходимых видов деятельности. Но проблемы в том, что деятельность ради деятельности сильно утомляет. Поэтому сегодня мы можем увидеть множество священников, пасторов разочарованных в своем служении, и не находящих удовлетворения. Одна из причин происходящего – недостаток четко сформулированных целей, видения.
В Притчах 29:18 написано «Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен» [1]. Пасторы, а следовательно и обычные прихожане, не знают куда движется церковь. Из-за этого люди устают, сбиваются с пути и теряют надежду. Приходит уныние, разочарование и неверие. Именно поэтому любая духовная работа должна начинаться с видения. «Видение – это начало и конец всего, что мы делаем» [3, C 19]
ЛИДЕР, ДВИЖИМЫЙ ВИДЕНИЕМ
Что такое видениесамого начала хотелось бы дать определение, во-первых, лидеру и, во-вторых, видению.
Итак, Ульф Экман в своей книге «Духовный лидер» пишет: «Вот одно из самых простых определений, которые я использую чаще всего: лидерство – это способность привести группу людей из пункта А в пункт Б… Лидерство предполагает умение переместить группу людей с одного места на другое, изменить одну позицию на другую, один опыт или переживание на что-то другое» [3, C 10].
Что такое видение? Видение – это то, что видят. Слово видение включает в себя очень многое: понимание, откровение, раскрытая тайна, пророчество, мечта. Оно подразумевает будущие планы, цели, задачи. Оно дает нам образы и модели, что-то, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и что хотим осуществлять.
«И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать» (Быт.11:6) [1]. У этих людей была очень сильная мотивация – общая цель. Они увидели способ избежать гибели, если Великий Потоп повторится. Благодаря видению они смогли договориться друг с другом о совместном проекте, поэтому для них не было «ничего невозможного» (Быт.11:6) [4].
Из этой Библейской истории мы видим, что даже у недуховных людей, которые захотели взбунтоваться против Бога, многое могло получиться благодаря общей мотивирующей цели. Поэтому мы приходим к заключению, что любой человек, будь он верующий или неверующий, обладает способностью быть движимым и мотивирующим видением.
Рожденные с целью
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28) [1].
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт.2:15) [1].
Во время сотворения человека Бог сказал ему о двух вещах. Во-первых, Бог говорит человеку завоевывать творение (умножаться, наполнять, владычествовать) (Быт.1:28). Во-вторых, управлять творением и охранять его (возделывать, хранить) (Быт.2:15). Это видение, которое Бог дал человеку с момента сотворения. Из этого мы можем заключить, что цели лидерства – это брать инициативу и ответственность, а также управлять и охранять. Другими словами, каждый человек не случаен на земле и каждый имеет цель для своей жизни от Бога.
Обращаясь к Новому Завету мы также видим много отрывков говорящих об этом. Например: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:29-30) [1].
Итак, каждый человек призван Богом и имеет видение от Него! Но не каждый видит его или хочет видеть.
Видение через откровение от Бога
Теперь хотелось бы поговорить о том, как приходит духовное видение и откуда.
«На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (Авв.2:1-3) [1].
Говоря о духовном видении, важно отметить, что оно исходит не из нашей души, но извне, от Бога. Данное место Писания очень показательно в отношении данного вопроса. Итак, видение – это слово от Бога. И таковым является откровение. Т.е. видение приходит через откровение.
Что же такое откровение? Откровение можно определить как передачу знаний людям божественным или сверхъестественным путем. Павел так описывает откровение в 1 Кор.2:9-10: «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» [1]. Таким образом, откровение – это действие Бога, посредством которого Он сообщает нам истины, дотоле людям не известные. [5, C 12].
Ной получил видение через откровение и построил Ковчег. Авраам получил и вышел из Ура Халдейского, и т.д. На протяжении всей Библии мы видим людей, которые слышали слово от Бога. Это изменило их жизнь. Они переосмысливали свою жизнь и посвящали себя для осуществления увиденного. Из-за этого менялся мир вокруг них. Неудивительно, что это является самым важным и основным в любой духовной работе и очень важным для каждого пастора, священника, служителя. Если упустить это с самого начала, то можно упустить и все остальное.
Церковь и видение от Бога
«Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:16-18) [1].
Я очень люблю этот отрывок в Новом Завете, это первое упоминание Иисусом о Церкви. Иисус находился уже в завершающей фазе своего земного служения – приготовление ко кресту. В этот период Иисус больше начинает говорить о будущем времени, т.е. времени после креста Голгофы. И здесь Он показывает Своим ученикам как Он будет продолжать служить на земле, через Церковь.
С самого начала Он говорит о том, что Он Сам строит Свою Церковь. А всему, что Он строит, обеспечена победа, и враг со всей своей силой не может препятствовать росту Церкви. Почему? Потому что церковь построена на скале. А что такое эта скала? Конечно же не Петр, это было бы слишком не надежно, а то, что вышло из его уст – откровение. Откровение, которое пришло свыше, от Отца Небесного.
Если церковь будет строиться на божественном откровении, если Иисус будет поставлен над ней помазанным Царем – Мессией – то Церковь будет непобедимой. В откровении заключена потрясающая сила. Огромная сила содержится в пророческом слове, в пророческой мечте и видении. Все это может избавить Церковь от поражения, любви к миру, компромисса, негативизма и всего, что связывает ее и мешает ей быть победоносной [3 C 27].
Поэтому каждому духовному лидеру нужно иметь ясное и четкое видение от Бога, и их церкви должны руководствоваться им. Если пастор церкви не имеет этого видения, то куда он приведет свою церковь?
К сожалению, мы часто можем видеть подобных служителей сегодня. Они оказываются в некой ловушке мнений о том, что если люди собираются вокруг какой-либо духовной темы, то это уже само по себе духовно, и следовательно угодно Богу. Если организация называется церковью, то это уже хорошо? Нет конечно! Ведь в современном мире существуют явные сектантские организации, которые носят название церкви (Церковь Иисуса Христа и святых последних дней, церковь сайентологии), но это не делает их таковыми.
Церковь – это больше, чем просто социальный институт, чем благотворительная или просветительская организация. Божья Церковь сверхъестественна по своей природе, по своей направленности и деятельности. Церковь Церковью делает Бог, через видение, откровение данное ей. Т.к. видение дает Церкви мандат от Бога на служение.
Очень важно, чтобы лидер искал Господа до тех пор, пока, как Аввакум, не получит слово с небес (Авв.2:1-3). Получив это откровение, он может идти с ним и трудится в соответствии с ним на протяжении многих лет. Когда Господь заговорил с Авраамом, то Он не обратился к нему с загадочным, непонятным пророчеством, а простыми и ясными словами: «Выйди из Ура Халдейского, Я покажу тебе путь и Я благословлю тебя так, что ты будешь благословением для многих поколений» (Быт.12:1-3). Этого слова хватило Аврааму на всю жизнь и сегодня все верующие в Иисуса Христа являются детьми Авраама по обетованию (Гал.3:29).
СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВИДЕНИЯ
видение церковь духовный лидер
Теперь мы поговорим об исполнении видения. Т.к. можно иметь мечту и остаться просто мечтателем. А можно ее осуществить. Также и с видением. Мало его просто иметь, им нужно жить и осуществлять его.
Его должен принять тот, кто будет его носителем.
Видение нужно передать.
Церковь должна принять это видение и трудится в соответствии с ним.
Мне хотелось бы рассмотреть все эти этапы на примере Библейского героя Неемии.
Видение принимается
Неемия жил в неблагополучное время для народа Израиля. Стены Иерусалима были разрушены, ворота города сожжены, народ Израиля уведен в рабство. Все это произошло из-за грехов всего народа. Это была кара от Бога. Многие просто смирились с происходящим, кто-то роптал на Бога. Но Неемия молился, смирялся перед Всевышним, каялся и исповедовался перед Богом в своих грехах и грехах всего народа, и его сердце со временем созрело, чтобы принять слово от Бога. «И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем. Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным и говорил: Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои! Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили – и я и дом отца моего. Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему. Но помяни слово, которое Ты заповедал Моисею, рабу Твоему, говоря: если вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам; когда же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое. Они же рабы Твои и народ Твой, который Ты искупил силою Твоею великою и рукою Твоею могущественною. Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего. Я был виночерпием у царя» (Неем.1:3-11) [1]. Только жаждущее, чистое и смиренное сердце способно принять видение с небес.
Также Неемия получил милость и полномочия от царя на восстановительные работы. «И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному и сказал царю: если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его. И сказал мне царь и царица, которая сидела подле него: сколько времени продлится путь твой, и когда возвратишься? И благоугодно было царю послать меня, после того как я назначил время. И сказал я царю: если царю благоугодно, то дал бы мне письма к заречным областеначальникам, чтоб они давали мне пропуск, доколе я не дойду до Иудеи, и письмо к Асафу, хранителю царских лесов, чтоб он дал мне дерев для ворот крепости, которая при доме Божием, и для городской стены, и для дома, в котором бы мне жить. И дал мне царь, так как благодеющая рука Бога моего была надо мною» (Неем.2:4-8) [1].
Как только Неемия прибыл с полномочиями от царя, он тут же столкнулся с атакой, которая была направлена на само видение и авторитет, который он имел от царя. (Неем.2:10) С этим сталкиваются многие лидеры. Противостояние и одиночество становятся настолько невыносимыми. Еще ничего не видно из того, что Бог вложил нам в сердце, а дьявол уже изо всех сил стремится остановить исполнение видения.
Но Неемия не останавливается, но продолжает свое дело один (Неем.2:11-14). Каждый лидер, имеющий видение от Бога, в начале начинает осуществлять его сам. Когда я получил видение и начал церковь, то первые несколько месяцев я делал все сам. Проповедовал на улице, занимался организационной работой в церкви, готовил зал к служению, проповедовал, вел прославление, молитвы, домашнюю группу и т.д. Но так было не долго.
Видение нужно передать
Когда видение Неемии укрепилось в его сердце, пришло время передать его другим людям. Имея дело с представителями народа и старейшинами, он видит в них потенциальных соработников. Он рассказывает им как и что он получил от Бога. Неемия не ведет себя супердуховно и не призывает людей стать последователями, а делает их активными соучастниками. «И сказал я им: вы видите бедствие, в каком мы находимся; Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнем; пойдем, построим стену Иерусалима, и не будем впредь в таком уничижении» (Неем.2:17) [1]. Он заинтерисовывает людей, призывает, вдохновляет их, побуждает присоединится к нему и сам учавствует в работе. И вот какой ответ он получил от них: И сказали они: будем строить, – и укрепили руки свои на благое дело (Неем.2:18) [1].
Неемия становится катализатором исполнения видения. Он несет его, сообщает остальным и становится лидером в работе по его осуществлению. Т.к. видение дал ему Господь, т о в нем также заключено помазание, которое начинает действовать. Нам важно помнить, что Бог никогда не даст нам выполнять то, что мы не можем исполнить, т.к. не дает сверх сил верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1Кор.10:13) [1]. Он снаряжает нас помазанием, чтобы мы смогли сделать то, что, кажется невозможным.
Церковь должна принять видение
Иногда может показаться, что лидерство – это шоу одного человека, но это совсем не так. Важно понимать, что если человек получил слово, то он ничем не лучше других, а просто ему дано оно, чтобы его исполнить. Но слово не дается для того, чтобы он исполнял его в одиночестве. Поэтому важен момент передачи видения.
«Они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Дн.17:11) [1]. Когда лидер передает людям, данное ему Богом слово, им нужно испытать это слово, а затем присоединится к нему. Именно так и поступили лидеры, когда Неемия поделился с ними своим видением. Тогда стала возможна совместная работа.
Чтобы каждая церковь была способна так принять видение данное Богом, ей необходимо, во-первых, жить жизнью искреннего покаяния. Покаяние – это не только то, что должно быть однажды в жизни любого христианина. Смысл покаяния заключается в том, что человек оставляет все и с готовностью следует за Иисусом, куда бы Он ни шел. Во-вторых, людям в церкви нужно быть готовыми работать ради общего видения, а не только ради того, на что есть у них желание. И, в-третьих, церкви нужно быть ответственной командой с явно выраженным лидерством.
Сопротивление против видения
Неемия собирает, объединяет и вдохновляет народ, и тут же начинает расти сопротивление. Направлено сопротивление на то, чтобы не дать укоренится слову в сердцах людей (Неем.2:19).
Следующая атака приходит тогда, когда работа уже начинает осуществляться. Когда начинается работа, становится очевидным ее объемы и сложности, с которыми сопряжено ее выполнение. Ежедневный труд со всеми трудностями способен лишить людей силы. В современном мире «микроволновой печи» и «фастфуда» мы хотим быстрых побед, а не длительной и изнуряющей работы. Многие хотят пробуждение сейчас, чтобы не утруждать себя.
Когда уже была отстроена половина стены пришла утомленность. Начальный энтузиазм закончился, в тоже время продолжает расти сопротивление, чтобы остановить работы по строительству стен (Неем.4:10). Но важно помнить, что у человека, как правило, больше сил, чем ему кажется. Сегодня, в современном мире, люди очень избалованы и слабы, поэтому они не хотят быть требовательными к себе. Наоборот они требуют от других, через критиканство. Люди не подготовлены к препятствиям, трудностям и конфликтам и отступают при малейшем противостоянии. Важно помнить, что в любой работе есть свои сложности.
Усталость приходит в любой работе, но ничто так не утомляет, как постоянное сопротивление и непрекращающаяся критика. Одно дело – критиковать работу, но совсем другое – ее выполнять. Конечно же второе легче. Но когда мы предстанем перед Богом, Он не спросит нас о том, как много мы критиковали. Он спросит нас о том, как много мы сделали для Него.
Неемии удалось перенаправить внимание работающих людей с проблем и критики на Господа и на видение. Негативная сторона тут же показалась незначительной. Появились новые силы и вдохновение, работа стала продолжаться.
Важным аспектом также являлось личное участие Неемии в работах. Он жил среди народа, делал свою часть ежедневно и не увиливал. Люди видели, что у него нет скрытых мотивов, что он не хочет их просто использовать в собственных целях. Поэтому им всем удалось завершить все работы и исполнить видение от Господа в точности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лидер должен иметь ясное и чёткое видение от Бога, Он должен его донести до своей церкви и вместе с ней его воплотить. Однажды я прилетел в незнакомый аэропорт и не совсем понимал, куда мне идти. Все что я сделал, это посмотрел внимательно вокруг, на тех, кто прилетел вместе со мной. Все что я искал – это целеустремленный взгляд и уверенную походку. Так я с легкостью нашел выход. Таким и должен быть лидер.
В завершение также хотелось бы отметить, что лидер наблюдает за всей работой, он видит больше и дальше и шире тех, кто занимается различными деталями. Ему не обязательно обладать всеми специфическими знаниями, у него более обзорная функция, и благодаря увиденному им «на горе» он обладает необходимой прозорливостью. Но все это не застраховывает его от различных ошибок, т.к. ошибки неизбежны, ведь мы люди. Но в конечном итоге, если все делается так, как было сказано в видении, при этом никто не сдался и не остановился, работа обязательно увенчается успехом. Видение станет реальностью.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами. – К.: Украинское Библейское Общество.
2.Маршал Т. Библейское понимание лидерства. – Киев; Институт Развития Христианского Лидерства, – 207 с.
.Экман У. Духовный лидер / Пер. со швед. – Москва; МРО БЦХВЕ «Слово жизни», 2003. – 208 с.
.Библия. Новый русский перевод. Международное Библейское Общество
.Экман У. Доктрины – основы христианского вероучения. – Москва; Издательство «Слово жизни», 1996. – 276 с.