- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,48 Кб
Виды толкований Апокалипсиса Иоанна Богослова
Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия
Виды толкований Апокалипсиса Иоанна Богослова
(Священное писание Нового Завета (Исагогика)
Выполнил: Аристов Дмитрий Сергеевич
Санкт-Петербург
г.
Содержание
Виды толкований Апокалипсиса Иоанна Богослова
Список использованных источников
"Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь." (Откр. 1,7)
Виды толкований Апокалипсиса Иоанна Богослова
Книга Откровения или Апокалипсис Иоанна Богослова является заключительной и единственной пророческой книгой Нового Завета, Богодухновенной Библии. С первых строк Откровения отражается основное содержание книги: "Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог" (Откр. 1,1). Откровение полученное Христом от Бога Отца и показанное Спасителем Иоанну. Что есть Откровение, это есть открытие того, что было неведомым и тайным, известным одному Богу Творцу.
По мнению большинства исследователей, основной темой книги Откровения является второе пришествие Спасителя: "Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь." (Откр. 22,20). Более того, в книге соединяются откровения, рассказанные в обоих заветах, и в ней произносится последнее слово пророчеств, которым предстоит исполниться. Сокрытое и таинственное всегда привлекает к себе интерес исследователей и заставляет их глубже проникать в смысл предмета исследования.
Скорее всего, Апокалипсис был написан именно апостолом Иоанном, в конце I века на острове Патмос, расположенном в восточной части Эгейского моря. Находился там святой Иоанн в ссылке "за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа" (Откр. 1,9), т.е. за исповедание христианской веры. Первым, кто упомянул книгу Откровения, был святой мученик Иустин Великий, Философ (+ 166). В своем разговоре с Трифоном иудеем святой Иустин говорит, что "некто, именем Иоанн, один из Апостолов Христа, в Откровении бывшем ему предсказал.".
Появление книги Откровения, в начинающиеся времена кровавых гонений, было особенно важным и значимым для верующих, дабы подать им руку помощи в тяжелых испытаниях и утешение в скорбные минуты жизни. Архимандрит Никифор говорит, что цель Апокалипсиса: "утешить верующих среди гонений и рассеять заботливые опасения их на счет будущности Христианства, на которое со всех сторон ополчаются и иудеи, и язычники, и лжеучители". С этой точкой зрения согласен и архиепископ Аверкий (Таушев). Особой миссией возложенной на книгу Апокалипсис, было изображение будущей, скрытой от глаз, судьбы Церкви и мира. Сам Иоанн подводит нас к главному предмету и цели его написания: "показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре." (Откр. 1,1). Поэтому главной основополагающей целью Апокалипсиса было изображение борьбы Церкви, за свое существование и победу над врагами, и в особенности последней, заключительной победой над "древним змием" (Откр. 12,9).
Толковать Апокалипсис очень непросто, из-за сложности трактования пророчеств, в которых описываются вещи еще не совершившиеся. Поэтому полное раскрытие тайн Апокалипсиса возможно только после того, когда произойдут события описанные там. Господь предупреждает нас, через пророка Даниила в Ветхом Завете, что печать тайны может быть снята с книги пророчеств только в последние времена, когда "многие прочитают ее, и умножится ведение" (Дан.12,4).
Большое количество образов, символики и природа Откровения не позволяют многим составить правильное толкование. У толкователей возникает больше вопросов, чем ответов. Не очень понятно: какой период возникает в видениях автора, бедствия описываемые и повторяющееся раз за разом одни и те же или новые, кому присвоено число зверя 666, сколько зверей, значение тысячелетнего царствования Христа в Апокалипсисе и многое другое.
Символика и особенности жанра изложения Откровения связаны со строением этой книги. Как уже говорилось, Апокалипсис создан в годы начинающихся гонений на христиан, следовательно смысл его должен быть понятным членам Церкви Христовой и скрыт от посторонних. Христиане из иудеев и язычников составляли церковь в конце I века. Чтобы смысл Откровения был понятен и тем и другим, апостол Иоанн использует образы из Ветхого Завета и античной мифологии. Автор видит "посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому." (Откр. 1,13) воскресшего Христа. Как истинный агнец Божий и первосвященник представляется Господь в этих изображениях Ветхозаветного святилища. После снятия первых четырёх печатей, появляются апокалиптические всадники: "Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник." (Откр. 6,2).
Учитывая состояние автора Апокалипсиса, в момент Божественного посещения, вполне вероятно, что все изложенное и увиденное трудно передать обычным разговорным языком, поэтому он использует разнообразные литературные приемы и способы, чтобы стало понятно что он переживал. Вполне естественно в таком случае сложное изложение текста и появление, за прошедшие 20 веков, множества видов толкований. Толкователи по разному трактуют все описанное в книге Откровения.
Подход к Откровению Иоанна с исторической точки зрения или претеристский (от лат. praeterire – проходить мимо), свойственен толкователям, которые усматривают эти события в истории первых веков: страшные и чудовищные гонения на христиан со стороны языческих Римских императоров, страдания за Христа множества мучеников, разрушение Иерусалима, победа которую одержало христианство, при императоре Константине Великом, над иудейством и язычеством.
Представители таких толкований Откровения, понимают его как пророчество в некотором смысле ближайшего, к ним, будущего и соответственно отодвигают дату написания Апокалипсиса на более ранний срок, до 70 г. Это вступает в противовес с широко распространенной и признающейся сегодня датировкой, предложенной Иринеем Лионским, т.е. в середине 90-х гг. Такие толкования актуальны для первых ее читателей и позволяют относиться к тому, что Откровение Иоанна Богослова оформлено как послание конкретному адресату "Иоанн семи церквам, находящимся в Асии" (Откр. 1, 4-5). Недостатком этого вида является толкование отдельных мест Апокалипсиса со своей позиции, и отрицание эсхатологического характера книги.
С точки зрения сравнительного богословия в Откровении находят влияния современных ему религиозных представлений других народов. Данный вид рассматривает Апокалипсис с точки зрения современности. Некоторые его представители называют это "современно-историческим" подходом. Эти взгляды соединяют Откровение Иоанна с книгами апостола Павла, которые созданы в виде посланий христианским общинам: "Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?" (1-е Кор.3,3). В данном случае, нет акцента, на предсказании будущего, даже если оно близко по времени. Основное внимание акцентируется на отклик читателя на то, что уже наличествует в его время. Значение этого подхода в неоспоримой его связи с миром реальных фактов и в возможности научного применения. Недостаток этого вида толкования отрицание пророческого характера Апокалипсиса.
Святые отцы толкуют видения и символы Апокалипсиса с эсхатологической (пророческой) точки зрения, так называемый футуристический подход к толкованию, и относят это к исключительно будущим событиям – кончине мира, явлению антихриста и Второму пришествию Христову. Так толковали Откровение святые: Андрей Кесарийский, Иоанн Златоустый, Ефрем Сирин и многие другие отцы Церкви, "зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою." (2 Пет.1, 19-20). Рассматривая Апокалипсис как: "пророческое видение о последних временах мира и событиях, которые должны совершиться перед Вторым Пришествием Христовым на землю и при открытии Царства Славы, уготованного всем истинно верующим христианам. "
По мнению противников, этого вида толкования, недостатком является отрыв от действительности в которой жил автор и первые читатели. Но, данный недостаток преодолевается – как нам известно, Откровение свидетельствует о близком конце света. Не вдаваясь в хронологию времени, можно трактовать Апокалипсис как пророчество о будущем конце мира и одновременно видеть это "будущее" в то время в которое живет читающий. В настоящее время точно также трактуют Апокалипсис и консервативные англоязычные протестанты. Римокатолический богослов Франсиско Риберо (1537-1591 гг.) обосновал это в эпоху контрреформации, в полемике с актуализирующими протестантскими толкованиями и выдвигал на первый план.
Содержание Откровения, как пишут христианские толкователи, сокрыто под завесой тайны и оно аллегорично. Очень много современных христианских сект исповедуют "хилиазм" или "милленаризм" и подтверждают свою идеологию толкованием стихов Апокалипсиса: "Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет." (Откр. 20, 4-6). Они верят, что это царство Христово наступит на земле в будущем. Но католики и православные христиане отвергают "хилиазм", воспринимая эти стихи аллегорически.
Согласно духовному толкованию, идеалистический подход к Откровению, вся книга рассматривается как аллегория, и касается только духовной жизни. Толкователи считают, что описываемые в Апокалипсисе видения имеют нравственный смысл, иносказание же введено с целью усиления впечатления для воздействия на воображение читателя. Отличительной особенностью такого истолкования Апокалипсиса является символическое изображение борьбы между силами сатаны и народом Божиим. В данном случае не существует никакой связи с конкретной исторической реальностью.
Уильям Хендриксен, основываясь на принципе "лучший толкователь Библии есть сама Библия" показывает, что это не так. Апокалипсис – не устрашение, а утешение для побеждающих силою Христа, избранных его святых. Назначение книги утешить измученную преследованиями Церковь, вступившую в борьбу с силами зла. Страдающие христиане всегда могут найти в Откровении помощь и утешение. Внимание читателя акцентируется на богословском содержании Апокалипсиса, вне зависимости от исторической реальности. Недостаток идеалистического подхода состоит в отрыве от реальности и превращения ее в набор общих мест.
Согласно историцисткому толкованию, изображаются события всемирной истории, "и что есть, и что будет после сего." (Откр.1, 19). По их мнению автор Откровения изображает свое пророчество в ходе истории от Рождества Христова до конца мира. Такие толкования появились в южной Италии и их родоначальник известный мистик Иоахим Флорский (1135-1202 гг.). В своей теории он, в ходе повествования Апокалипсиса, делит историю на 3 периода по 42 поколения или по 1260 лет. Первый период – эра Бога-Отца, закончилась с Ветхим Заветом, второй период – эра Бога-Сына – простирается до времени Иоахима, третья эра – Бога – Духа Святого – начнется в 1261 году. Эти теории впоследствии были развиты Александром Миноритом (умер около 1271 г.) и Николаем Лирским (1270-1349 гг.). Русским представителем этого вида толкований стал архимандрит Феодор (А.М. Бухарев).
Ничего в тексте Откровения не указывает на то, что описанные события являются историческими. Таких пониманий нет и у толкователей древней Церкви. Все представители историцистского подхода подводят толкование под эпохи, в которых живут. Продолжатели этого направления очень часто отождествляют фигуру Антихриста с историческими личностями, например папа Римский, или соотносят их с различными историческими мировыми катаклизмами.
Существует также, направление в толкованиях Апокалипсиса, так называемая Школа непрерывно-исторических толкователей. Все что описано в Откровении заключается в описании исторического пути всей истории христианства от времен апостола Иоанна Богослова до завершения мировой истории. Такой подход трактует Откровение как эсхатологическую реальность в смысле всей истории христианства. Такой тот подход был собран блаженным Августином и восходит к Папию Иерапольскому, Иустину Мученику, Иринею Лионскому, Ипполиту Римскому и Тихонию Африканскому.
Цель Апокалипсиса – укрепить душу и утешить всех верующих перед грядущими испытаниями. Направить их к покаянию и исправлению греховной жизни. Ждать и верить в грядущее Царство Света и Жизни.
толкование апокалипсис богослов завет
Список использованных источников
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1998.
2.Апокалипсис. Опыт подстрочного комментария (на основании учения Священного Писания и святых отцов). – М.: Благовест, 2014.
3.Архиепископ Аверкий Таушев. Апокалипсис или Откровения св. Иоанна Богослова. Русская идея. [Электронный ресурс] // URL: http://apocalypse. orthodoxy.ru/averkij/04. htm <http://apocalypse.orthodoxy.ru/averkij/04.htm>
.Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. Православие и современность. Электронная библиотека. [Электронный ресурс] // URL: http://lib. eparhia-saratov.ru/books/13n/nikifor/encyclopedia/315.html <http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikifor/encyclopedia/315.html>
.Иустин Философ "Разговор с Трифоном иудеем" гл.81. Азбука веры. Библиотека Святых отцов и Учителей Церкви. [Электронный ресурс] // URL: http://azbyka.ru/otechnik/? Iustin_Filosof/s_trifonom=81 <http://azbyka.ru/otechnik/?Iustin_Filosof/s_trifonom=81>
6.Небольсин.А.С. Методы интерпретации, эсхатология и структура Откровения Иоанна Богослова // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2010. Вып.3 (31).
.Публичная лекция преподавателя МинДАиС диакона Святослава Рогальского "К вопросу о методах толкования книги Откровения святого Иоанна Богослова". [Электронный ресурс] // URL: http://minds. by/news/k-voprosu-o-metodah-tolkovaniya-knigi-otkroveniya-svyatogo-ioanna-bogoslova#. VGcHCWxxljp <http://minds.by/news/k-voprosu-o-metodah-tolkovaniya-knigi-otkroveniya-svyatogo-ioanna-bogoslova>