- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,98 Мб
Византийский костюм и возможности использования его мотивов в современной одежде
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «История костюма»
На тему
Византийский костюм и возможности использования его мотивов в современной одежде
Автор курсовой работы
Степанова Ольга Витальевна
Омск 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Обзор литературного и иллюстрированного материалов
.1 Характеристика художественного стиля
.2 Краткая характеристика костюма
2.Анализ композиционно-конструктивного построения исторического костюма
.Выявление эволюции некоторых элементов и деталей исторического костюма
.Выявление предпосылок использования мотивов исторического костюма в современной одежде
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
костюм византийский мода
Данная курсовая работа дает возможность подробно ознакомится и изучить развитие костюма, моды и формы одежды, которую носили люди в Византии, в период её существования.
Цель курсовой работы – выявить направления стилей, сочетания цветов в одежде, рисунки на тканях византийских костюмов, которые могли бы использоваться в настоящее время и применить их в разработке эскизной коллекции современной одежды.
Ещё английский философ конца XVII – начала XVIII века Энтони Эшли Купер, лорд Шефтсберни в своем сочинении «Sensus Communis», или «Опыт о свободе острого ума и независимого расположения духа» писал: «… Со временем люди стали считать приличным для себя переиначивать свой внешний вид…» и для сегодняшнего времени эта фраза актуальна. Каждый дизайнер в разработке своей коллекции одежды ищет новые элементы, которые вдохновили бы его для создания нового неповторимого стиля, одежды, которую с удовольствием носило бы определенное общество людей. В данной курсовой работе основой для создания подобной эскизной коллекции являются аспекты византийской одежды.
Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо провести анализ конструктивно-композиционного построения византийского костюма и выбрать наиболее характерные варианты, на основе которых можно выполнить условные макеты женского и мужского византийского костюма. Так же необходимо разработать эскизную коллекцию современной одежды с выбранными вариантами мотивов и элементов византийской одежды.
.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНОГО И ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО МАТЕРИАЛОВ
1.1 Характеристика художественного стиля
После распада в 395 году Римской империи Византия, основанная в 658 году до н. э., стала центром Восточно-Римской Христианской империи. Византия объединила под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию. На наследии этих государств и в преддверии Средневековья формировалась культура, быт, стиль жизни византийцев. Византия унаследовала от античного Рима старые государственные формы и бюрократический аппарат. Возникли новые экономические отношения – феодальные, при которых основными силами общества являлись феодалы и находящиеся в крепостной зависимости от них крестьяне. Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь. Христианство и римско-эллинистическая культура образовали новый союз усиленный политически благодаря жесткой централизации власти, дельным чиновникам и незаурядной дипломатии, еще в течение ряда столетий оказывало решающее влияние на судьбы мира.
Однако рабство тормозило развитие способа производства: «Относительно Византийской империи вердикт исторической науки таков: это государственное образование являет собой самую низкую и презренную форму, которую когда-либо принимала цивилизация… История не знает иных цивилизаций, имевших сколько-нибудь продолжительное существование, которые были бы в столь полной мере лишены всех форм и элементов величия… В наши дни мы имеем перед собой лишь одно постоянное напоминание о гении византийцев: блеск их искусства». Значительная часть того, что мы знаем об античности особенно в таких областях, как греческая и римская литература и римское право, была бы навсегда утрачена, если бы не ученые и переписчики Константинополя.
Античность, от которой пытались отойти византийские мыслители и художники, создавая свой собственный художественный стиль, стала стимулом для расцвета искусства. Интерес к ней никогда не затухал и особенно значительным он стал в периоды Возрождений при императорах Македонской династии (IX – X века) и при Палеологах (XIII – середина XV века). Христианство было господствующей религией и в Византии выработались новые эстетические представления и новый художественно-догматический стиль. В монастырях развивается сельское хозяйство. Все необходимые предметы обихода производились тут же, в хозяйстве того или иного феодала.
Византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного. Чувственная природа человека объявлялась греховной. Никогда в истории христианства ни одной художнической школе не удавалось в столь полной мере ввести в свои работы духовное начало. Византийские теологи настаивали на том, чтобы религиозные художники и мозаисты ставили своей целью отображение образа Бога. Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, расцвело искусство книжной миниатюры, производство тканей, вышивка. В архитектуре новый стиль проявился в строительстве христианских храмов. Сохранившиеся мозаики византийских церкве, иконопись являются основными источниками, отражающими в себе эстетический идеал и костюм человека той эпохи. Статуарная скульптура перестала развиваться, но зато появился новый вид живописи – писание икон по канонам.
Произведения монументальной живописи, главным образом мозаики, содержали сообщения, адресованные всем жителям, пришедшим в храм, народу. Сообщения можно разбить на два предложения: «Император велик и могуч, никто не может сравниться с ним». Средства опознавания и фигуры императора и текста-сообщения о его величии – одно и то же – костюм во всех подробностях и блеске. «Бойся→ восхищайся→ радуйся→ молись народ…»
Византийские мозаики славились во всем христианском мире, а византийские мастера работали во многих странах, в том числе и на Руси. В венецианском соборе Св. Марка созданном по образцу построенной Константином церкви Св. Апостолов, и соборе Topчелло имеются византийские мозаики.
Таблетки из слоновой кости использовались в основном в качестве подарков послам и другим важным персонам, и являлись своего рода «сообщением во внешний мир» (Рис. 3).
С принятием и распространением Христианства в Византии формируется очень сложная система отношения человека к Вселенной. Вселенная воспринималась византийцами как единая система мироздания, в которой Земля, всегда обращенная к небу, занимала особое место. Именно на Землю снизошел Бог Сын – Христос. На этой почве возникла сложная система символов, объединяющая видимый мир с невидимым божественным. Это были узоры с реальными и фантастическими животные (львами, кентаврами, грифонами, павлинами), инициалы Иисуса Христа и кресты в обрамлении из растительного орнамента.
И архитектура, и мозаики на стенах храмов, и парадные костюмы царей и придворных – всё было основано на сложной системе символов, получивших неповторимое художественное воплощение в византийском искусстве. В отличие от изображения или знака, символ наделен смыслом. Этот смысл, прежде всего, относился к цвету: голубой – символ неба, зеленый – символ надежды, цветения, золотой – символ божественной энергии, Святого Духа, чистоты. Золото было предметом первой необходимости в этом особом языке цветовых символов и в парадных одеяния византийских Императоров и его приближенных.
В отличие от греков и римлян византийцы ценили сложные сумрачные цвета, придававшие облику таинственность. Однако в придворном костюме использовались и яркие тона, такие как пурпур, охра и др. В Византии с середины VI в. Знали тайну производства шелковых тканей. Изготовление их и пурпурного красителя стало в Византии
государственной монополией. Шелковые материи ткались с систематично повторяющимися рисунками: квадратами, кругами, звездами, арабскими и орнаментальными изображениями растительности (Рис 4). Сначала при выделке этих тканей придерживались новоперсидских и арабских образцов, со временем появились характерные оригинальные орнаменты, повторяющиеся и на позднейших византийских изделиях. Ниже приведены фрагменты сохранившихся шелковых полотен (Рис. 5). Благодаря непосредственной близости Востока, самые изысканные произведения ткацкого и красильного искусства, ценившиеся на Западе, в Византии можно было приобретать за небольшие деньги. Затем в VI веке культура шелковичных червей была перенесена в Грецию, шелковые ткани стали доступны почти всем слоям общества и перестали удовлетворять страсть византийцев к роскоши. Чтобы придать материи больше блеска затканные парчовые рисунки стали оттенять пестрым шелковым шитьем, вышивали металлическими нитями, драгоценными камнями. А христиане стали украшать свою одежду целыми картинами из Священного Писания.
| |
а) | б) |
в) | |
Рис. 5. Фрагменты шелковых полотен Византии: а) Бык напротив быка, пальметта (узорчатое полотно) образца X в. Шёлк(32,7х20см) Сокровищница св. Стефана, Маастрикт; б) пара птиц и гриффинов в кругах. фрагмент савана святого, соборная сокровищница, Сен Сена; в) шелковая Ткань из Гробницы Карла Великого (Шарлеманя), Аахен. Шелк, вероятно, поместили в гробницу, когда её открывали в 1000 г., высота 136 см, полная ширина 62,5 см. Берлин. |
1.2 Краткая характеристика костюма
Произведения изобразительного искусства стали основным источником для реконструкции светского костюма Византии. Это тот редкий случай, когда изобразительные источники не только не уступают письменным по информативности, но и значительно превосходят их.
Рис. 6. Замужняя женщина из народа
В первое время благодаря тому, что первоначальными обитателями Византии были почти исключительно западно-римские переселенцы, византийская одежда ни чем не отличалась от западно-римской. Приверженцы христианства сначала тоже не отличались от язычников. Но под влиянием Азии, выразившейся сначала в роскошных дорогих материях, вместо легких шерстяных тканей, из которых делались классические костюмы, платья византийских вельмож, начинают изготавливаться из тяжелых шелковых, атласных и парчовых материй, падающих неподвижными складками. Очень важной для людей остается необходимость обозначить свое положение в иерархии. Выраженная в костюме идея превосходства одних людей над другими, может быть рассмотрена как одна из причин строжайшей регламентации (выраженной даже в законодательной форме) – вида, формы, цвета и даже количества одежды. Кому, что и когда носить, и в каком количестве – все это предмет для разрешений и запретов. Так, изображение орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати.
Рис. 7. Золотые серьги, отделанные драгоценными камнями и жемчугом [7, стр. 46]
Рис. 8. Император и его дочь [6, стр. 76]
Для византии характерно сочетание в одном костюме накладных и драпирующихся одежд. Нарамник, далматик, туника, стола, пенула, оплечье – накладные виды одежды; лорум, мафорий, плащ – драпирующиеся виды одежды. Византийский костюм характеризуется спокойными полукруглыми линиями, мягко касающимися фигуры, не выявляя её. Акцентом было ассиметричное расположение фибулы (булавки, скалывающей плащ) и расходившихся от нее складок.
Появилась так называемая длинная мода, когда одежда полностью закрывала не только тело, но и ноги (Рис. 6). Костюм стал футляром, оболочкой очень простой по покрою. Декоративные украшения равномерно распределялись на одежде и обуви в основном по горизонтали, начиная с воротника – оплечья – и заканчивая каймой подола, придавая образу устойчивость. Они предназначались для того чтобы отвлекать внимание от естественных форм тела.
Богатые византийцы отказались от льна и шерсти и отдали свое предпочтение шелку. Нижние туники шились из тонкого шелка, а вся верхняя одежда из плотного узорчатого шелка, превращавшего его в стоячий драгоценный футляр, упаковку, в которой свободно помещено тело. Это были шелка с крупным рапортом, а также порча и атлобас (цельнозолотная ткань), богато украшенные вышивкой и жемчугом.
Далее будут описаны костюмы императоров и императриц Византии, т. к. в них больше элементов и деталей, которые могли бы использоваться в современных костюмах.
Начиная с IX века императоры начали украшать крестами как одежду, так и скипетр. Парадные костюмы одевали не только в торжественных случаях, они ходили в них всегда. Император и императрица украшали себя жемчужными подвесками, которые спускались у мужчин от висков до плеч, у женщин – до середины груди. Очень популярны были диадемы, серьги из золота (Рис. 7).
а) б)
Рис. 9. а ) Костюм императора: туника, сверху далматик, поверх долматика – лорум из алтабаса, головной убор – митра с жемчужными подвесками; б) Костюм императрицы: туника, стола, плащ, оплечье, головной убор (митра). [7, стр. 227]
одежда императрицы имеет сходство с одеждой императора (Рис. 8), только нехватает клавуса на мантии. Вокруг шеи одето оплечье – византийский воротник из жемчуга и драгоценных камней. Спереди у ворота и на обоих плечах прикреплены бляхи, отделанными слезовидными жемчужинами, а нижний рубец мантии украшен широким золотым вышитым кантом. Длинная, узкая белая туника богато отделана золотым и цветным шелковым шитьем. Поверх столы из многоузорчатого шелка одет плащ с таблионом из парчи либо с широкой каймой (Рис. 9). На столу также могли одеть короткое, богато украшенное покрывало, которое доходило до талии, закрывая грудь, спину и плечи. Под руками оно не сходилось, а придерживалось кушаком или завязками. На столе иногда просматриваются разрезы до бедер.
На обрамляющих лицо волосах, украшенных жемчугом и лентами, лежит богато отделанный обод (Рис. 10). Спереди, в середине его, выдается продолговатый четырехугольный орнамент с тремя выдвинутыми жемчужинами и с двумя остриями, расположенными по бокам. С боков короны спускаются до плеч жемчужные нити.
Рис. 10. Головной убор в Византии [7], стр. 46
Нередко в костюмах императриц присутствует широкий парчовый шарф, переброшенный через плечи и спускающийся до колен, также украшенный жемчугом и камнями. Его края белые с пестрыми цветами украшены бахрамой.
Обувь мягкая, удобная с ремешками (Рис. 11 а) и закрытая с узкими носками – соччи (Рис. 11 б). Домашняя – пантофли (Рис. 11 в) – также с узкими носами. Придворные носили мягкую яркую, пурпурную обувь с отделкой вышивкой, с золотыми бляшками и драгоценными камнями. Также в употреблении были мягкие сапоги – чем длиннее голенища у сапог, тем короче туника.
|
| б) | в) |
Рис. 11. Женская обувь в Византии [7], стр. 227: а) Кампаги; б) соччи; в) пантофоли
2.
АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИОННО-КОНСТРУКТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМА
Таблица 1. Анализ элементов композиции византийского костюма
Элементы композиции | Описание, изображения | ||||
Схематическое изображение изделия, название, назначение Нижняя туника – надевается на голое тело Туника (стола) – одевается поверх нижней туники Мантия – покрывает обе туники Покрывало – закрывает грудь, спину и плечи Шарф – перебрасывается через плечи и спускается до колен | Туника одевается на голое тело, плотно прилегает к шее; длинна – до пола, рукава длинные, зауженные в запястье. Туника (стола) – выглядит как длинная рубашка, расширенная к низу, с XII века укорочена до колен. Рукава – длинные, расширенные к запястью. Мантия – одевается на тунику; длинна – до пола, в более поздние века – до колен. Застегивается на правом плече. Вместо мантии могли использовать покрывало – одевается на плечи, прикрывает грудь и спину до талии. <#”562496.files/image015.gif”> | ||||
пропорции | Арифметические | выраженные | конструктивно, декоративно | Завышенная линия талии (1/3), рукав мантии укорочен до 1/3. | |
Геометрические | конструктивно, декоративно | Стремится к цилиндрической форме | |||
«золотое сечение» | конструктивно, декоративно | Прослеживается в некоторых подпоясанных костюмах | |||
Вид ритма | Прямой равномерный | Просматривается в туниках, лорумах, верхней одежде с заложенными складками и драпировкой. | |||
Пропорционально-последовательный | Просматривается в вышивке, орнаменте (Рис. 5) окантовок, оплечий, шарфах – активный, порывистый | ||||
Симметрия | Вертикальная ось симметрии в тунике, столе | ||||
асимметрия | В мантии, в использовании шарфа (лорума) | ||||
Цветовые сочетания | Контрастные | Используют женщины из простого народа: красная туника и голубой морфий | |||
Родственно-контрастные | Просматриваются в некоторых окантовках костюмов | ||||
родственные | В основном используются однотонные ткани и одежда | ||||
контраст | в светлоте | Действие контраста низкое из-за использования цвета практически одинаковой светлоты | |||
в фактуре | Незначительный из-за использования в основном шелковых полотен | ||||
в форме | Незначительный из-за стремления к цилиндрической форме, «упаковке», даже форма головы визуально увеличена из-за прически и головных уборов | ||||
в направлении линий | Выражается в основном в окантовке изделий | ||||
нюанс | в светлоте | Выражен в многослойности одежды – нижняя светлее, верхняя – темнее | |||
в фактуре | Развитие фактуры от нижней до верхней одежды: от гладкой, тонкой, прозрачной к плотной и тяжелой | ||||
в форме | Выражается в одежде, расширенной к низу и расширенных рукавах | ||||
в направлении линий | Прослеживается в окантовке изделий: один и тот же рисунок каймы в верхней части одежды с небольшой шириной, в нижней достаточно широкий | ||||
тождество | в цвете | Используются в основном однотонные полотна стулы и мафория (плаща). Нижняя туника как правило светлее, т. К. очень тонкая, практически прозрачная | |||
в светлоте | Используются, но не во всех костюмах | ||||
в фактуре | Наблюдается из-за использования в основном шелковых полотен | ||||
в форме | Длина и ширина нижней туники совпадает с верхней, ширина рукава мантии совпадает с верхней туникой | ||||
в направлении линий | просматривается в основном в направлении складок или драпировки | ||||
3.
ВЫЯВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ДЕТАЛЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМА
Рис. 12. Выкройка туники (столы) [18]
В раннем средневековье одежда, как и ткани, изготовлялась обычно в поместье феодала для него самого и его семьи. Она была проста в покрое, заимствованного у римлян (Рис. 12), и производилась в основном из льняных и шерстяных тканей. Шелк являлся предметом роскоши и был доступен только для высших сословий. Тем самым с начала XVII шелк становится самой модной тканью у королевских дворов и аристократов с изысканной цветочной вышивкой. Именно на этот период пришелся расцвет тончайшего кружева, которым украшалась одежда и женщин, и мужчин. Однако увлечение цветочными мотивами оставалось популярным недолго: уже в двадцатых годах 17 века на смену им пришел роскошный однотонный атлас, а основным украшением нарядов стала уже не вышивка, а банты и ленты. Однако время от времени мода возвращается, дополняясь и развиваясь в соответствии с новыми тенденциями. Так и цветочные мотивы дошли до наших дней, став очень популярными и востребованными с середины 2010 года. Сегодня практически во всех коллекциях современных дизайнеров присутствует как цветочный орнамент, так и многослойность одежды, заимствованная из эпохи Византии, где из под тяжелой от драгоценностей мантии проглядывается стула, а из под широкого рукава стулы виден зауженный рукав нижней туники.
На рисунке 13 представлены модели современной одежды из коллекций 2010-2011 года, где прослеживаются мотивы костюма Византии.
а)
б)
в)
Рис. 13. Модели из коллекций современных дизайнеров 2009-2011 года [13, 14, 15, 16]
На рисунке 13 а шелковый полупрозрачный джемпер, напоминающий нижнюю тунику и византийского костюма, и поверх накидка с капюшоном и с широким коротким рукавом, из под которого виден зауженный рукав джемпера, напоминающая морфий.
На рисунке 13 б шелковое длинное платье с цветочным орнаментом и накидка с бахромой, напоминающая лорум или покрывало, которое в эпоху Византии носили вместо мантии – перекидывается через правое плечо.
Полупрозрачный белый джемпер просматриваемый из под верхнего подпоясанного джемпера на рисунке 13 в также схожи с костюмом византийских женщин, только в укороченном варианте.
Платья и юбки с длинной до пола вернулись к нам летом 2010 года. «Длинная» мода не покидала эпоху Византии на протяжении всего её существования. Сочетание голубого и красного цвета (на рис. 13 г вместо красного используется розовый) было излюбленным сочетанием во времена Византии.
Затемненный зеленый и вышитый прзрачный материал из комплектов одежды на рисунке 13 д и е – ткань и фактура материала переодически встречающаяся в моде, дошедшей до нас от времен существования Византии.
Шелковые платья в пол, многослойные ряды одежды, начиная от маечек, заканчивая огромными шарфами, – такой стиль плотно вошел в употребление в России примерно с середины 2009 года, изменяясь и дополняясь, дошел до наших дней. А кто бы подумал, что идеями, для создания таких коллекций одежды, вдохновляет дизайнеров именно история развития костюмов, начатая ещё до нашей эры.
«Но мода, хотя и претендует каждый раз на приоритет своих открытий, тем не менее далеко не всегда рождает нечто действительно новое. То там, то здесь она берет у своих предшественников то, что по теперешним понятиям кажется ей красивым или заслуживающим внимания, что будет соответствовать духу эпохи. Найденное она видоизменяет, чтобы не чувствовалась «пыль веков». И каждый раз находятся тысячи ее страстных приверженцев, готовых убедить нас в том, что новое – и красиво, и удобно, и полезно, словом, по тому старому правилу, когда всякое новое лучше старого.»
4.
ВЫЯВЛЕНИЕ АСПЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЕ
Трудно определить какое-то одно, главное направление, по которому двигалась бы мода. Комфорт, удобство, утилитарность – соблазнительные лозунги, которые она провозглашает, год от года остаются прежними, хотя одежда меняется порой просто разительно. Конечно, новое обычно привлекательнее старого, но не всегда означает, что удобнее и практичнее.
Мода приемлет и гладкие, и набивные ткани, и яркие, и сдержанные цвета, ее одинаково устраивает и коротенькая юбка-мини и доходящее до пола макси, она принимает и то, что было модно в пару тысячелетий тому назад, и то, что носили совсем недавно. Все это наводит на мысль, что мода из капризной и пристрастной стала теперь терпимой и даже всеядной.
Комфорт и удобство не всегда сопровождает модные тенденции. Из истории костюма Византии необходимо выделить то, что идеалом красоты была провозглашена духовная красота, в связи с чем тело не только было окутано одеждой, но и намека не было на силуэт. Такая предпосылка из прошлого приемлема в современности из-за того, что в «футляр» можно облачить любую, даже самую полную фигуру, где визуально скроются все несовершенства полноты.
Также необходимо подчеркнуть и то, как украшали костюмы: это и символический рисунок, и шелковая вышивка, и драгоценные и полудрагоценные камни, и различные золотистые окантовки, по краю изделий различной ширины.
Вдохновившись духом ушедшей эпохи и используя перечисленные предпосылки, в приложении была разработана собственная авторская коллекция одежды по мотивам византийских костюмов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Художник во все времена был причастен к созданию одежды, причесок – неважно, назывался он художником или нет. Безвестные мастерицы, создававшие кружева, вышивальщицы, ремесленники, работающие над рисунками тканей, портные нередко были замечательными художниками. Они создавали костюмы, которые входили в моду, завоевывали популярность у тысяч людей. История моды знает только немногие их имена – и это неудивительно: созданные ими шедевры были, как правило, уникальны, не тиражировались, как теперь, тысячами экземпляров. Более того, наиболее одаренные портные – сегодня мы назвали бы их художниками-модельерами – шили на знатных или коронованных особ – и ни для кого больше. Они и были известны только узкому, избранному кругу людей».
С самого начала существования Византии, когда феодалы производили каждый для себя одежду комфортную и удобную в своем хозяйстве, идут истоки византийской моды. С каждым новым периодом истории этого государства в одежде появляются новые элементы, привычная форма одежды видоизменяется и дополняется, в соответствии с сословием. И, конечно же, в костюмах самых богатых из них присутствует наибольшее число деталей, которые могут послужить и в современной моде. Однако и простота не осталась не замеченной в одежде из авторской коллекции: это и сдержанная цветовая палитра и накидка с капюшоном, которая во времена Византии называлась «мафорий» и еще многое другое.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Искусство Византии IV-XV вв.-Л.: Искусство, 1986.-2-е изд., испр.-310 с. Ил.- (Очерки истории и теории изобразительных искусств).
. История Византии / ДжОН Норвич; пер. с aнrл. Н.М. ЗаБЮIОЦ кою. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. 542, [8] с.: 40л. ил.
. История костюма. Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений швейной пром-сти. Н.М. Каминская -М., «Легкая индустрия», 1977.- 128 с. с ил.
. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века. Е.В. Киреева. Просвещение М.: 1970 166 с.
5. Всеобщая история костюма от древности до Нового времени <http://books.tur-internet.ru/cgi-bin/rdr.cgi?firm=1&book=142866&javaon=1>. Брун Вольфганг, Тильке Макс Эксмо. 1995.- 462 с.
. История костюма, составленная Наталией Будур. Олма-Пресс, 2001,- 481 с.
. История костюма. Стили и направления: Учеб. Пособие для студ. Учрежд. Сред. Проф образования / Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П, Попов; Под. Ред. Э.Б. Плаксиной, – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, – 224 с., цв. Ил.: ил.
. Орлова Л.В. Азбука моды.- М.: Просвещение, 1988.- 176 с: ил.
. <http://www.dostavka-61.ru/goods.aspx?k=0&g=1&st=823&st0=n&st1=n> (икона)
. Композиция костюма: учебное пособие / Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. – Академия, 2003, – 432 с.
. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC (императоры)
. <http://www.fashionburg.ru/e/329990-zakonyi-kompozitsii-kostyuma>
. <http://lookingwell.ru/modnye-platya-osen-zima-2010-2011/>
14. look-fashion.ru
. javascript:adfoxStart(‘384438’, ‘1’, ‘yes’, ‘no’, ‘290’, ’25’, ‘290’, ‘290’)
. <http://www.gns.kz/Almaty_shopping-review/2010/September/1300> –
17. <http://www.moda1.tv.ru>
. http://stormtower.ru/index.php?title=Женский_костюм_Византии&oldid=2136 <http://stormtower.ru/index.php?title=%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC_%D0%92%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B8&oldid=2136>