- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,02 Кб
Власть и право в Ветхом Завете
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Реферат
Власть и право в Ветхом Завете
Выполнила:
Студентка 1 курса, 9 группы,
юридического факультета БГУ
специальности «Правоведение»
очной формы обучения
Лой Ирина Павловна
Минск
Оглавление
власть право ветхий завет
Введение
Глава 1. История еврейского народа
Глава 2. Государство в Ветхом Завете
.1 Предназначение и власть правительства
.2 Судебная власть
Заключение
Список литературы
Введение
Ветхий Завет является великой книгой, имеющей общечеловеческое значение. Его можно назвать трактатом о государстве и власти. Трактатом, в котором отражены главные принципы существования и развития общества, формирования структуры власти и судебной системы, принципы правления, сущность лидерства и образ грамотного лидера. Однако Ветхий завет не содержит четкого и логического учения о государстве, власти и обществе, но проследить концепцию все же представляется возможным.
В ветхозаветных текстах отражено тысячелетнее развитие правовой идеологии. Система юридических установлений как религиозно-культового, так и общественного характера представляется тут достаточно развитой и структурированной, базирующейся на реальном развитии нормативной (в т.ч. юридической) регуляции разнообразных отношений в рамках древнего общества. Наблюдается историческая эволюция обычного права в формах как прецендентных, так и кодификованных юридических систем. Ветхозаветные правовые нормы испытали в "новозаветную" эпоху целиком мотивированное влияние римской системы права древняя Палестина вошла в состав Империи. Однако в Ветхом Завете эти нормы сохраняют оригинальность, заслуживая серьезного историко-юридического анализа. Основоположные понятия Библии, такие, как Завет (как договор), Завет (как нормативный кодекс), Закон, Суд, Расплата и др., будучи наполненными теологическим содержанием, формировались, однако, под влиянием развития правовой идеологии. Это же можно утверждать относительно многих категорий современного права, а также его структуры, зачатки которых содержатся в Библии, в том числе в ее древнейшей части – Ветхом Завете.[1, с. 1]
Глава 1. История еврейского народа
Библейская история еврейского народа охватывает период от появления евреев на арене истории во времена Авраама <#”justify”>лава 3. Право в Ветхом Завете
Древние евреи, пройдя через важный этап первоначального морально-правового нормотворчества, создали свою нормативно-ценностную систему, в которой, наряду со специфическим национальным содержанием, оказалось чрезвычайно мощно представлено и универсальное, общечеловеческое содержание. Именно поэтому религиозно-философские идеи и морально-правовые принципы Ветхого завета были в последующие века приняты многими другими народами мира. Однако следует отметить, что право в Ветхом Завете характеризуется синкретизмом религиозного, морального и правового сознания. Синкретизм – соединение разнородных вероучительных и культовых положений. [9]
Однако можно выделить в его структуре законы, специфичные как по направленности, так и по своим функциям. Наиболее часто выделяются законы обрядово-религиозные, гражданско-государственные, хозяйственные, криминальные.
К обрядово-религиозным предписаниям, входившим в общую структуру закона, принадлежали правила устройства и почитания священных предметов, таких, как Ковчег Завета и скиния (Исх.25:10-22; 33:7-11); обязанности священников (Исх.28:1-39; Лев.10:9-11,21,16-24; Чис.3:5-10); правила жертвоприношений (Исх.34:19-20;29:38-42; Лев.1:3-17;2:1-16;3:1-7;5:1-34;22:17-19;27:30-33);требования ритуальной чистоты (Лев. 3:17;7:32-25;11;12:1-8;13-15; Чис.19:11-22; Втор.14:3-20) и соблюдения праздников, например, субботы, пасхи (Исх.23:10-11;34:17-18; Лев. 23:24,26-32; Втор. 5:12-15;16:1-7,9-11,13-17).
Основой государственного законодательства были предписания, определявшие статус и построение основных государственных институтов. Это предписания относительно установления верховной власти и качеств ее носителей (Втор.17:14-20); организации армии (Чис.26:2; Втор. 20:5-7); гражданства (Втор.23:1-8). Тут же значительное место занимало формулирование принципов организации судопроизводства – назначения и обязанности судей, свидетелей (Исх.18:13-26;23:1-3,6-9; Лев.19:5,16; Чис.35:30; Втор.5:20;16:18-20;17:7-6;19:15;27:15).
Криминальное законодательство в ветхозаветную эпоху отражало определенную структуру позитивных в моральном плане религиозно обрядовых, государственно-политических, гражданских, семейно-брачных утверждений-предписаний и формально представляло собою систему соответствующих запретов и санкций-наказаний за их нарушение. Определялись преступления против религии – вероотступничество, кощунство, идолопоклонничество (Исх.20:4-6;22:18,20;34:14;35:2-3; Лев.14:16;18:21;20:2-5; Второ-зак.5:11-15;13:1-18); против власти и общественного порядка такие, как отказ от выполнения законов, нарушение клятвы (Исх.23:8; Лев.19:25; Втор.5:20;16:19-20;19:16-21); посягательства против собственности – воровство, обманное присвоение чужого (Исх.22:1-4; Лев.6:2-7;19:35-37; Втор. 19:14; 25:13-16;27:17). Особо стоит отметить осуждение преступлений против мора-ли и личной свободы -половых извращений и брачных измен, зависти, обмана, клеветы, различных форм насилия -нападений, похищений, притеснений, избиений и убийств (Быт.9:5-6; Исх.21:12-14;22:21-24; Лев.19:11,14,16,20-22;29;21:15,18,26-27;24:19; Чис.35:14-34; Втор. 5:17;22:25-29).
Не смотря на то, что право в Ветхом Завете регулирует традиции жизни еврейского народа, очень многое это право принесло и в другие правовые семьи.
Заключение
В целом, в Ветхом Завете на протяжении веков было собрано много глубоких суждений о сфере политики и права. Авторы книг Ветхого Завета внесли заметный вклад в формирование политико-правового сознания Древнего мира, оказали влияние на последующее развитие правовой и политической мысли, особенно на правовую и политическую идеологию иудаизма и христианства. К числу наиболее важных моментов политико-правовых идей Ветхого Завета могут быть отнесены: попытки осмысления места человека, народов, человечества, системы властных отношений и системы законов, регулирующих человеческое поведение и общественное развитие в своеобразной космической системе координат, в единстве и взаимосвязи властеотношений и законов всех уровней; идеи о необходимости преодоления войн и мирном развитии человечества; поиск смыслового содержания справедливости и справедливой основы в деятельности власти, суда, закона; критическая констатация несовершенства и несправедливости политико-правовых институтов древнего общества; стремление найти новую меру свободы и ответственности отдельных людей и народов; фиксация основных заповедей человеческого поведения как детализации основного принципа поведения и в свою очередь основы для конструирования разветвленной системы религиозно-нравственно-правового регулирования; осмысление различных аспектов нормативного регулирования поведения людей и народов в контексте нового монотеистического мировоззрения; и др.
Список литературы
Жигульская Елена Юрьевна // Статья // Юридическая наука <http://cyberleninka.ru/journal/n/yuridicheskaya-nauka> // 2011, 2.
С.М. Дубнов// Краткая история евреев// том 1, ч. 1, гл. 1-7. стр. 3-84.
Библия. // Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. М.: Российское библейское общество, 1995.
Библия. // Современный перевод библейских текстов. М., 1998. С.522.
Ланда Коуп // Ветхозаветная модель. Изд.: Молодежь с миссией <http://www.kniga.org.ua/org/msm/> 280 стр., 2006 г. с. 23-31,
Головащенко С. Право в Ветхом Завете // Религия и право. 2000, No4.
Решетников Ю. Закон Моисея как правовой документ древности // Альманах "Богомыслие", вып. № 4. Одесса, Богомыслие, 1994. – С. 5-43.
Виктор Тхор // Библейский толковый словарь. Изд.: Варух <http://www.kniga.org.ua/org/varuh/>
стр., 2007 г.
Марченко М.Н. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2001, No 3.