- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 23,12 Кб
Влияние рода Радзивиллов на формирование белорусской культуры
Министерство образования республики Беларусь
Белорусский национальный технический университет
Кафедра «История, мировая и отечественная культура»
Курсовая работа
на тему «Влияние рода Радзивиллов на формирование белорусской культуры»
Выполнил:
Хамцова Дарья Дмитриевна
Минск, 2016
Содержание
Введение
Глава 1. Книгопечатание и музейное дело
Глава 2. Архитектура
.1 Мирский замок
.2 Несвижский замок
.3 Фарный костёл или костёл «Божьего тела»
.4 Собор в Койданово
.5 Любчанский замок
Глава 3. Театральное искусство
.1 Сморгонская медвежья академия
.2 Школьные театры
.3 Придворный театр в Несвиже
.4 Придворный театр в Слуцке
.5 Балет
Глава 4. Музыкальное искусство
.1 Крепостные капеллы и оркестры
.2 Музыкальные школы
.3 Музыкальные деятели среди Радзивилов
Глава 5. Слуцкие пояса
Заключение
Использованная литература
Введение
Радзивиллы внесли огромный вклад в белорусскую культуру. Будучи представителями привилегированной элиты, они имели значительные средства и использовали их для создания, строительства и обустройства объектов культуры. Когда речь заходит о культуре Беларуси, нельзя не упомянуть имена представителей рода Радзивиллов. Он не имел себе равных в истории Великого Княжества Литовского по количеству выдающихся политических, церковных, военных и культурных деятелей. Его вклад в развитие Беларуси огромен. Этот богатейший в Великом княжестве Литовском род имел огромные земельные владения на территории современной Республики Беларусь, включающие такие города и местечки, как Геранёны, Давид-Городок, Клецк, Койданово, Копысь, Лахву, Мир, Несвиж, Чернавчицы, Щучин, Слуцк, Копыль. В этих местах сохранились исторические памятники, которые дают возможность хотя бы частично оценить величие этого рода. Представителями рода Радзивиллов были исключительные люди, которые имели огромную власть и, что самое главное, умели с умом распоряжаться ей. Благодаря им значительно повысился уровень образованности белорусского народа, Радзивиллы давали возможность обычным крепостным крестьянам учиться как в созданных ими же белорусских школах, так и получать специальное образование за границей. Последнее в основном для талантливых крепостных музыкантов, танцоров, актеров и художников, для развития театрального искусства. Радзивиллы, получая качественное образование в лучших университетах Европы и путешествуя по миру, стремились привнести лучшее из увиденного на белорусские земли. Даже улавливается такая тенденция, что другие знатные роды начинали развивать какие-либо направления только после Радзивиллов.
Большинство представителей этого рода являются политическими деятелями, оказавшими огромное влияние на историю Беларуси и не только. Довольно часто Радзивиллов называют некоронованными королями Великого Княжества Литовского, что объясняется тем, что они занимали множество влиятельных должностей на посту ВКЛ. Но всё же основной заслугой этого рода я считаю их просветительскую деятельность. Под руководством Радзивиллов строились школы, костёлы, замки; благодаря им развивались книгопечатание, театральное искусство, музыка, до нас дошли картины, книги и огромное количество исторических артефактов. Наибольшее влияние Радзивиллы имели в период с XVI по XVIII века. Основными сферами, в развитии которых они приняли участие, являются: книгопечатание, музейное дело, архитектура, театр, музыкальное искусство, а также, как пример прикладного искусства, производство слуцких поясов. Наиболее яркими культурными деятелями были Николай Радзивилл Черный, Николай Радзивилл Сиротка, Януш Радзивилл, Иероним Флориан Радзивилл, Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька, Урсула Франциска Радзивилл, Кароль Станислав Радзивилл Пане Коханку и Мацей Радзивилл.
Глава 1. Книгопечатание и музейное дело
Сильное влияние на развитие книгопечатанья оказало реформационное движение, которое было представлено в основном кальвинизмом. Во второй половине XVI века на территории Беларуси действовало шесть типографий, две из которых принадлежат роду Радзивиллов, находились в Бресте и Несвиже, городах, которые считались центрами кальвинизма, и были основаны Николаем Радзивиллом Черным, который считался лидером кальвинистов. Он получил домашнее образование, поэтому понимал важность книг и видел свое предназначение в развитии книгопечатания, считая его основой культурного развития. В 1553 году он открыл типографию в Бресте, которая считалась первой типографией в Беларуси, но первые издания брестской типографии не сохранились, и типография была закрыта. Вновь типография в Бресте была открыта в 1558 году также при поддержке Николая Радзивилла Черного. Возглавил её Станислав Мурмелиус, который учился печатному делу в Кракове. Николай Радзивилл Черный выделил средства для издания Библии на польском языке, она была издана в 1563 году и впоследствии эта Библия получила название «Брестская или Радзивилловская библия». Это была огромная книга с кожаным переплетом, двумя гравированными титульными листами, 14 гравюрами и множеством иллюстраций. Она считается шедевром книгоиздательского искусства. На данный момент известно только о 20 сохранившихся экземплярах этой Библии. Брестская типография выпустила более 40 изданий различного содержания на польском и латинском языках. Также под попечительством Николая Радзивилла Черного с 1560-х существовала Несвижская типография, где работали Сымон Будный, Матвей Кавечинский и др. Эта типография в основном занималась издательством произведений реформации. Там были изданы «Катехизис» и книга «Об оправдании грешного человека перед Богом» Сымона Будного.
Биржанские Радзивиллы имели типографию в Любче, однако не принимали активного участия в её развитии, но несмотря на это типография активно действовала с 1612 года сразу под руководством Петра Бластуса Кмиты, а затем под руководством его сына Яна. В любчанской типографии издавались произведения античных авторов, сборники стихов, научные книги, такие как «Хорография, или Описание стран мира» Ансельма Поляка, а также произведения гуманистического кружка, к которому принадлежал Соломон Рысинский, являющийся автором трактата о происхождении рода Радзивиллов и составителем первого сборника белорусских пословиц.
Януш Радзивилл основал типографию в Кейданах при кальвинистской гимназии, предназначенную для печатания протестантской литературы. На основании оборудования этой типографии была создана типография в Слуцке. До 1693 года слуцкая типография имела в основном светский характер, после Людовика Каролина Радзивилл передала её кальвинистам, которые переместили её в Кенисберг.
Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька в 1750 году открыл типографию и спустя год подарил её иезуитам, потребовав передавать по 2 экземпляра напечатанных книг в библиотеку несвижского замка. Эту типографию называли «Радзивилловская типография общества иезуитов». После этого Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька продолжил способствовать книгопечатанию, издал несколько манускриптов из несвижской библиотеки. Радзивилловская типография издавала религиозную литературу, панегирические сочинения, учебники, произведения античных авторов.
Музейное дело, по моему мнению, является важной частью культурного развития общества. Род Радзивиллов положил начало коллекционированию на территории Беларуси и дал толчок к развитию музейного дела.
Одним из первых белорусских основоположников музейного дела был Николай Радзивилл Черный. Он начал с коллекции монет и медалей. В молодости Николай Радзивилл Черный объездил всю Европу, что очень повлияло на него. Его собрание монет было размещено в специальном шкафе, купленном им в 1540 году, также в Несвиже замке был создан специальный кабинет, подобное было характерно для Италии, что свидетельствует о том, что наибольшее влияние на его увлечение нумизматикой. В этом кабинете сохранилась, кроме огромного количества римских, рабских, польских, литовских, голландских и т.д. монет, самая ранняя медаль, связанная с родом Радзивиллов. Эта медаль украшала один из сундуков, где хранилась нумизматическая коллекция.
Продолжателем дела Николая Радзивилла Черного был его сын Николай Радзивилл Сиротка, который построил замок в Несвиже, где разместил огромное количество редкостей и предметов искусства как созданных на белорусских землях, так и привезенных им из многочисленных заграничных поездок. Им было создано множество залов, которые отличались не только своим убранством, но и характером, размещаемых там предметов. В одном из залов располагается известная во всем мире оружейная, где находилась богатая коллекция европейского, арабского, японского и китайского оружия, в Гетманском – коллекция слуцких поясов и других произведений прикладного искусства, Золотой, Серебряный и Мраморный залы были выполнены из материалов, соответствующих их названиям и т.д. Для оформления этих залов приглашались различные художники. Во времена Николая Радзивилла Сиротки Несвиж стал уникальной сокровищницей бесценных исторических артефактов.
Коллекция рода Радзивиллов собиралась десятки лет и также включала библиотеку, кунсткамеру, картинную галерею и другие памятники прошлого. Библиотека насчитывала 50 тысяч томов, также весь зал был украшен бюстами философов. Радзивиллы приобретали инкунабулы, свитки, рукописные и печатные книги разных времен и народов. По сути это являлось частной коллекцией, но играло роль государственного книгохранилища. На протяжении столетий Радзивиллы заботились о сохранности книжной коллекции, но тем не менее некоторые рукописи были утеряны.
Также Радзивиллы имели огромную коллекцию картин. В 1706 г. несвижский замок был сожжён шведскими войсками, собрания разграблены захватчиками, вывезены даже пушки, но впоследствии большая часть коллекции была восстановлена Михаилов Казимиром Радзивиллом Рыбонькой и его женой Урсулой Радзивилл. Как раз в это время собрание картин приняло вид галереи с отдельными залами. По описи 1779 года в Несвижском замке насчитывались 984 произведения, в 1857 году значилось только 211 наименований. Грабежи и конфискации иноземными захватчиками, угасание несвижской линии и безразличие новых владельцев майората к бывшей резиденции стали катастрофой для культурных собраний замка.
В кунсткамере хранились монеты и медали, которых к концу XVIII века было около 13 тысяч экземпляров. Эта коллекция вызывала зависть даже далеко за пределами белорусских земель. Однако в время войны 1812 года из замка было вывезено 13 возов с сокровищами Радзивиллов. На данный момент расположение некоторых экспонатов коллекции известно. Часть радзивилловских собраний находится в Эрмитаже в Петербурге, в Успенском соборе в Москве, в оружейной палате Кремля, некоторые монеты и медали – в университете Харькова.
Радзивиллы первыми начали систематизацию музейных экспонатов. Их коллекция стала примером для многих магнатских родов, таких как Сапеги, Острожские и Солтановы. Основными чертами коллекции Радзивиллов были их универсальный характер, то как прекрасно она балансировала на грани между музейными экспонатами и обычными роскошными предметами интерьера. Коллекция Радзивиллов сыграла огромную роль в сохранении белорусского наследия.
Глава 2. Архитектура
Архитектура XV-XVI веков представляла собой смесь белорусской традиционной архитектуры и, прибывших с Запада, европейских направлений, таких как ренессанс, барокко, романский и готический стили. Как раз в этот период можно назвать наиболее важным, т.к. в это время Радзивиллами были построены большинство замков и костелов. Из-за того, что белорусские земли были частой ареной для военных действий и феодальных войн, было возведено огромное количество замков и крепостей.
На белорусской земле понятие "замок" не всегда имело одинаковое значение. В городах замком часто называли укрепленное место, бывшее в древности крепостью и служившее для защиты жителей от нападения. Замками также называли все виды укреплений или резиденций знатных людей. Для нас наиболее верно представление о замках как о владельческих укреплениях феодалов. Зачастую это были дворцово-замковые ансамбли.
.1 Мирский замок
Лучшим примером белорусской архитектуры того времени является Мирский замок, построенный в период с 1520 года и до конца XVI века. Начал Строительство род Ильиничей, но он прервался в 1569 году, последним представителем этого рода был Юрий Щаснович, который к концу своей жизни передал владения двоюродному брату, которым был Николай Христофор Радзивилл Сиротка. Таким образом недостроенный Мирский замок перешел к роду Радзивиллов. К этому моменту уже были возведены пять башен, соединенных стенами. Все башни были спланированы как самостоятельные узлы обороны. Они возводились с таким расчетом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль стен и поражать цель на подступах к ним. Каждая башня имела по пять боевых ярусов с бойницами и сложную систему внутренних переходов. При строительстве замка была использована трехслойная кладка: наружная и внутренняя часть стен была выложена из кирпича с вкраплением камня-валуна, а пространство между ними заполнялось мелкими камнями и кирпичным боем. Но Николай Христофор Радзивилл Сиротка хотел сделать в Мире одну из своих резиденций. По распоряжению князя у северной и восточной стен были возведены трёхэтажные жилые корпуса, перепланированы три угловые башни, к Въездной башне пристроен барбакан, фортификационное сооружение, предназначенное для дополнительной защиты входа в крепость. Вокруг замка были насыпаны земляные укрепления, которые представляли собой неправильный по форме четырёхугольник с небольшими бастионами по углам. За земляными валами был выкопан ров, который заполнялся водой. Однако после постройки резиденции в Несвиже, Мирский замок стал своего рода Загородной резиденцией Радзивиллов. Модернизация Мирского замка прекратилась, единственное замок был оштукатурен и окрашен и кроме того в начале XVII века был разбит итальянский сад.
Мы обязаны Радзивиллам не только за постройку этого замка, но и за частые попытки возвращения ему первозданного вида. Война между Речью Посполитой и Русским царством, только в 1655 замок был опустошен казаками Ивана Золотаренко и российскими солдатами под руководством Алексея Трубецкого. В 1680 году началось восстановление замка Катажина Радзивилл из рода Собеских, но она не успела его восстановить, как началась Северная война. В 1706 в Мир ворвались войска шведского короля Карла XII и всё, что сделала Катажина.
В начале XVIII века князем Михаилом Казимиром Радзивиллом Рыбонькой была возвращена былая роскошь радзивилловскому замку. Замок преобразился: вместо однотипных, главным образом квадратных, помещений появилась анфилада, длинный сплошной ряд из залов разных размеров. Для этого переделывались внутренние перегородки, менялось направление лестниц. Парадный, Портретный и Танцевальный залы украшались дубовыми паркетными полами, золочеными расписными и резными потолками, превосходной мебелью работы местных мастеров, шпалерами, картинами, фарфоровыми и фаянсовыми изделиями.
Радзивиллы хранили и защищали этот замок до конца XVIII века. Мирский замок является самым крупным объектом из сохранившихся немногих образцов самобытной белорусской готики.
.2 Несвижский замок
Несвижский замок является основной резиденцией рода Радзивиллов. Постройка этого замка шла одновременно с постройкой Костела «Божьего тела» или Фарным костелом одним и тем же архитектором – Джованни Бернардони. И костел, и дворец выполнены в стиле раннего Барокко.
Первым из князей за строительство взялся Николай Радзивилл Черный. Он возвел в городе деревянный замок. Каменный облик резиденция получила во время владения им Николаем Христофором Радзивиллом Сироткой. Этот представитель княжеского рода немало времени провел в Европе, насмотрелся там на яркие примеры фортификационного и дворцово-паркового искусства, и решил повторить впечатлившие его постройки у себя. Перестройка началась в 1583 году. В конце XVI века здесь появилась мощная фортеция. Замок, возведенный при участии итальянских мастеров, имел форму четырехугольника, был окружен земельным валом с расположенными по углам бастионами, водяным рвом, образующим внутреннее кольцо, достаточно широкой дорогой и искусственными водоемами, играющими роль так называемого внешнего кольца. Для защиты и обороны сооружения вал высотой метров до 20 укрепили камнями, в нем оборудовали каменные конюшни и оставили потайные ходы, в бастионах расположили арсеналы и каморы, а со временем по углам бастионов выстроили четыре оборонные башни.
Тот замок, что мы видим сейчас в разы, отличается от его первозданного вида, т.к. он, как и Мирский замок, также был несколько раз разрушен и изменен. В 1706 г. замок был разрушен шведами. Восстановлен и перестроен в стиле барокко архитектором Казимиром Ждановичем после 1726 г. На протяжении XVIII в. замок достраивался и перестраивался, из-за чего в его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, свидетельствующих о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных исторических эпох.
.3 Фарный костёл или костёл «Божьего тела»
Построенный в период с 1584 по 1593 году Фарный костёл и находящийся недалеко Несвижский замок дополняют друг друга. Созданные почти в одно время и одним архитектором, они представляют из себя идеальный архитектурный ансамбль. Как и Несвижский замок, Фарный костёл был построен Николаем Радзивиллом Сироткой. Это был первое церковное сооружение в стиле барокко. Изначально это был иезуитский костёл, но в 1773 году он был переименован в Фарный костёл или костёл «Божьего тела».
Комплекс изначально включал мужской монастырь, иезуитский коллегиум и иезуитский костёл. Позднее в комплекс монастыря иезуитов включили каплицу Булгарина и башню замковых ворот Несвижа.
В целом фасад Фарного костела выдержан в классическом стиле барокко: двухъярусная композиция с пилястрами на первом ярусе и разветвленными карнизами на втором украшена ордером, сложными профилировками, нишами, в которых разместились статуи. При этом внешний вид храма остался строгим, без лишней вычурности или пышности, что с лихвой компенсируется его внутренней отделкой. Боковые и задний фасады также не было забыты архитектором, тем более что полюбоваться на них мог каждый – костел стоял посреди небольшой площади. Все фасады повторяли модель переднего с пилястрами и карнизами, поэтому композиция выглядит совершенной. Венчает архитектурный образ купол в том же стиле барокко со световым фонарём.
Внутреннее убранство костёла просто поражает роскошью. Над ним в разное время работали разные мастера. Во время шведско-польской войны он сильно пострадал и поэтому всю вторую половину XVII века его стены были просто побелены, как изнутри, так и снаружи. А уже в XVIII веке он был частично перестроен и украшен фресками. Слева, над барельефом, изображающим основателя храма Николая Радзивилла Сиротки, расположен алтарь из белого, черного и розового мрамора. Прямо под ним находится спуск в родовую усыпальницу Радзивиллов.
.4 Собор в Койданово
Собор в Койданово построен в XII-XIII веке изначально был деревянным, а затем каменным замок, в XVI веке, перестроенный в кальвинистский собор. В 1564 году Николай Радзивилл Черный на территории этой горы построил христианский храм. Сначала деревянный, а после пожара, в XVII веке, новый кальвинистский собор, из кирпича. Кальвинский сбор – прямоугольный храм-крепость с высокой двухскатной крышей и четырёхъярусной башней-звонницей со стороны главного фасада. Башня была квадратной в основе и восьмигранной вверху. На ней были часы, работавшие до 1909 года и большой колокол. По описанию можно понять, что этот собор был выполнен в готическом стиле, о чем свидетельствует вертикальность постройки костела и вид башни.
.5 Любчанский замок
Замок построенный в посёлке Любча в 1581 году. Как и в случае с Мирским замком, Радзивиллы получили его после начала строительства. Изначально замок был построен Яном Кишкой и практически все строения замка, кроме одной каменной башни, защищавшей въезд, были деревянными. Территорию замкового комплекса, кроме земляных валов, с трёх сторон окружал ров, а с четвёртой – воды реки. В конце XVI века новым владельцем стал князь Николай Радзивилл, который значительно перестроил замок. Возвел ещё три каменные башни и каменные внутренние постройки, что значительно повысило защищенность обитателей замка от неприятелей.
В середине XVII века хозяином Любчанского замка стал Януш Радзивилл. Не смотря на предыдущие военные достижения Януша, войска гетмана Ивана Золотаренко в 1655 году захватили и сожгли Любчанский замок, разрушив две башни, после чего он навсегда утратил своё значение и как военное укрепление, и как одна из резиденций Радзивиллов. С тех пор замок неоднократно менял владельцев.
Любчанский замок был возведён из кирпича и камня на укрепленном валунами высоком берегу Немана, был окружён рвом, соединенным с рекой. Угловые башни, дворец и крепостные стены образовывали замкнутый четырехугольный внутренний двор. Башни использовались под жильё. Окна второго и третьего этажей были приспособлены для орудийной стрельбы, круглые бойницы вверху – для ружейной. Также имелся подъемный мост и на стене находились часы.
Глава 3. Театральное искусство
.1 Сморгонская медвежья академия
Медвежья потеха была 3-х видов: травля (медведь против собак), медвежьи бои (медведь против человека, медведь против медведя) и комедия (цирковые представления). Животные проделывали сложнейшие трюки – кланялись, танцевали, маршировали, смотрелись в зеркало. Все это достигалось благодаря различным методикам дрессировки. Медвежьи комедии были запрещены в 1866году, но вплоть до 30-х годов XX века на территории Белоруси бродячих цыган с медведем называли «сморгонский учитель с учеником», а сомнительное учебное заведение – «сморгонской академией».
3.2 Школьные театры
В XVI-XVIII веках в православных академиях и братских школах, иезуитских, базилианских, пиарских и доминиканских коллегиумах и школах широко был представлен так называемый школьный театр, показывавший интермедии и драмы на библейские, а позднее и на исторические и бытовые сюжеты. В 1585 году появился первый белорусский школьный театр в Несвиже. Он положил начало распространению таких театров на территории Беларуси. Деятельность первого школьного театра поддерживалась иезуитской коллегией. Основным языком повествования в спектаклях были на латинском и польском языках, что способствовало образованности населения. Актёрами были ученики, которых обучали сценическому искусству учителя риторики. Практика театральных представлений входила в обязательный курс риторики для студентов иезуитских коллегиумов и школ православных братств. Школьный театр имел свою разработанную поэтику с канонизированными средствами сценического движения, манерой исполнения, гримом и оформлением сценической площадки. Сцена освещалась рампой, имела рисованный задник и объёмные декорации в виде поворотных призм для сценических эффектов.
книгопечатание музейный искусство театр
3.3 Придворный театр в Несвиже
Расцвет крепостного театра был обусловлен влиянием Просвещения. Театр являлся сильным средством воспитания и улучшения нравов общества, и как следствие в среде магнатско-помещичьей верхушки Беларуси стал зарождаться интерес к европейскому театральному искусству. Наиболее известными крепостными театрами стали театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке. Большинство актеров и музыкантов таких театров были крепостными. Их готовили квалифицированные, приглашенные из-за рубежа, педагоги в специально созданных для этого школах. Первое упоминание о зрелище в Несвижском замке относится к 1740 году, когда иностранцы поставили пьесу «Пример справедливости». В последующие годы там же были поставлены впервые в Беларуси комедии Мольера и знаменитая Заира Вольтера, а также сочинения местных авторов.
Создание оригинального репертуара связано с именем Франциски Урсулы Радзивилл, жены Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки. Начиная с 1746 года, она писала по две-три пьесы в год и ставила их на театральных сценах в Несвиже и Альбе. После замужества княгиня редко выезжала за пределы радзивилловских резиденций. Частые роды, слабое здоровье не позволяли ей путешествовать, поэтому её «театральное образование» осуществлялось дома, в библиотеке. От поэтично-драматических образчиков она перешла к комедиям, трагедиям и либретто. При её жизни на несвижской придворной сцене преимущественно ставились её собственные пьесы на польском языке или переложенные комедии и трагедии французских драматургов, также использовались сюжеты из арабских сказок «Тысяча и одна ночь» и славянских легенд. Чаще всего героинями её комедий и трагедий являлись нежные, прекрасные девушки, обманутые своими возлюбленными, жертвы мужской фальши. В своих пьесах княжна выражала собственные переживания, т.к. была обеспокоена частыми поездками мужа. Героини, которые самоотверженно и покорно любили своих мужей, должны были убедить князя в том, что семейная верность всегда поощряется судьбой, а измена жестоко карается. Франтишка Урсула Радзивилл является автором около 80 поэтических (недраматических) произведений разного объёма – от четырёх, до ста пятидесяти строк. Жанровая система и образно-художественная палитра её поэзии основывалась на классическом литературном наследии античности, формировалась под влиянием западноевропейской, а в первую очередь французской классической, поэтической школы XVII ст. но в непосредственной связи с художественными достижениями отечественной культуры Ренессанса и барокко.
Пьесы ставились как в несвижском замке, так и в пригороде Несвижа. Каждый белорусский магнат стремился создать свой театр, поэтому во дворцах приспосабливались или специально строились помещения для спектаклей. Строились они, как правило, итальянскими зодчими. Строительство первого специального театрального зала началось в резиденции Радзивиллов в Несвиже в 1746 году. В конце 40-х-начале 50-х годов XVIII века театральная жизнь в Несвиже была довольно интенсивной. Так в 1757 году было поставлено 26 спектаклей, в 1761 – 22. После был довольно продолжительный спад заинтересованности Радзивиллов к театральному искусству, который прекратился после возвращения Кароля Станислава Радзивилла, сына Урсулы Радзивилл и Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки.
В 1780-е годы Кароль Станислав Радзивилл развил активную строительную деятельность и нанял архитектора Леона Лютницкого, с которым в дальнейшем сотрудничал. Лютницкий построил летнюю резиденцию в Альбе под Несвижем с дворцом, парком с каналами, зверинцем и бутафорскими крестьянскими домами, была построена своеобразная «идеальная» деревня, которую он заселил обедневшей шляхтой. Ее жителей называли «альбанская банда». Сама жизнь обитателей этой деревни была театрализованной и бутафорской. Они ходили «вооруженные» турецкими мушкетами и восточными музыкальными инструментами. Таким образом, театр являлся частью быта. Также в 1783 году был построен «Королевский зал» к скорому приезду короля, когда состоялись особенно пышные представления. Несвижский придворный крепостной театр просуществовал около 70 лет до 1809 года.
.4 Придворный театр в Слуцке
Придворный театр Слуцка был более примитивным, нежели несвижский. В 1751 году вместо временного помещения в Слуцке был построен постоянный «комедихауз», основателем которого был Иероним Флориан Радзивилл. Там работали местные и заграничные актёры. В репертуаре преобладали опера и балет. Кроме того, в Слуцке был «портативный, переносной театр, в котором играли марионетки, но так натурально, что выглядели не куклами, а живыми существами, очень богато одетыми. В 1759 году в «комедихаузе» устроили богатые представления в связи с приездом польского королевича. Однако это были последние дни слуцкого театра. В 1760 году его ограбили, содрали даже бархат с лавок, а в следующем году, после смерти князя, декорации перевезли в Несвиж.
.5 Балет
Как раз после продолжительного спада в 1777 году, когда Кароль Станислав Радзивилл вернулся из эмиграции начался новый подъем театрального искусства, однако теперь большое внимание уделялось балету. Была создана новая школа для крепостных танцоров. Зарубежные артисты приглашались к княжескому двору в качестве исполнителей и педагогов. Наличие преподавателей от европейских балетных школ помогло подготовить местные профессиональные кадры. Ярким примером успеха театральной педагогики служит несвижский танцевальный ансамбль, который прошел через работу с 9 иностранными и 1 белорусским мастером и вышел к середине 1780-х годах на уровень пантомимной хореографии в стиле Жан-Жоржа Новерра. На сценах магнатских театров Беларуси ставились в основном французские и итальянские оперы, балеты. В 70-80-е годы XVIII века несвижский балет насчитывал более 30 человек и по своему количеству приближался к крупнейшим танцевальным коллективам Западной Европы и России. Также очень часто балетмейстерам поручалось одновременно учить как профессиональных танцоров, так и княжеских родственников. Полученные навыки демонстрировались, как на балах, так и в любительских постановках, которые пользовались большой популярностью в середине XVIII – начале XIX веков.
В 1784 году во время приезда польского короля, ему на прощание презентовали балет «Пигмалион», который очень понравился присутствующим, по просьбе которых он повторялся трижды.
Глава 4. Музыка
.1 Крепостные капеллы и оркестры
Во второй половине XVII-XVIII в. существовали крепостные капеллы, которые выступали на семейных и больших публичных праздниках, и крепостные оркестры. Среди них выделялись оркестры смешанного состава, камерные струнные оркестры, духовые, роговые, ударных, народных инструментов. Широкую известность получил крепостной оркестр в Несвиже. Радзивиллы приглашали туда первоклассных музыкантов. Наиболее популярным музыкальным произведением у шляхты являлась опера с сюжетом из жизни крестьян или самой шляхты. Так, инициатором создания оперы «Агатка» на стихи Мацея Радзивилла и музыку Яна Давида Голанда был известный Кароль Станислав Радзивилл.
Крупнейшим оркестровым коллективом была несвижская дворцовая капелла Радзивиллов. Наряду с иностранными певцами и музыкантами в ее составе выступали талантливые крепостные крестьяне. Некоторыми руководителями были простые крестьяне, например, Яп Ценцилович, который смог так продвинуться, благодаря полученному в Италии скрипичному образованию. Там же учился другой несвижский скрипач – Матеуш. Во второй половине XVIII века в Несвиже существовал рожковый оркестр, в котором играли исключительно крепостные музыканты.
.2 Музыкальные школы
Большое значение для развития культуры Белоруси XVIII века имела деятельность музыкальных школ, где учились дети крепостных крестьян. Особую известность получила несвижская школа, открытая в 1751 году. Мальчиков-крепостных, собранных из владений Радзивиллов, обучали игре на скрипке, флейте, басе, гобое, валторне, фаготе. Школа готовила исполнителей-инструменталистов для придворного оркестра и исполнителей вокальных партий в оперных спектаклях. В Несвижском замке ставились оперы как зарубежных, так и местных авторов. Например, музыку к «Лгатке» написал Ян-Давид Голланд (1746-1825), работавший в 1780-1802 годах дирижером Несвижского оркестра, а позже ставший профессором Виленского университета.
.3 Музыкальные деятели среди Радзивилов
Самым выдающимся является Мацей Радзивилл, который был знаменитым композитором ствоего времени. В качестве драматурга, он дебютировал в 1784 году, когда перед приездом короля польского Станислава Августа Понятовского поставил в Несвиже оперу «Агатка, или Приезд пана». Позднее опера ставилась в Варшаве, Люблине, Вильне и Львове. С 1799 года эта опера исполнялась в двухактовой версии под названием «Хороший пан – отец для подданных» и пользовалась популярностью до конца 1820-х годов. В опере поэтизировался простой народ, заявлялось о необходимости облегчить крестьянскую долю и указывалось, что тяжелая крестьянская работа является основой всеобщего благосостояния. В 1786 году на именины Кароля Станислава Радзивилла в Альбе под Несвижем была поставлена опера «Войт альбанского селения», где осуждалось жестокое обращение с крестьянами.
Другие произведения Мацея Радзивилла – дивертисмент (пьеса развлекательного характера), шесть полонезов камерного оркестра, 3 фортепианных полонеза, серенада для струнного квартета и соната для скрипки и фортепиано. Наибольшую популярность в наши дни имеет Полонез №1 «Охота».
Еще одним выдающимся культурным деятелем в сфере музыки является Антоний Генрих Радзивилл. Он получил блестящее образование, увлекался музыкой, литературой, живописью, в молодые годы хорошо играл на виолончели. Антоний Генрих Радзивилл был знаком со многими известными музыкантами Европы. Большую роль в его жизни сыграло знакомство с Гете, который считал Радзивилла хорошим композитором. Он даже написал музыку к «Фаусту» Гете, которая имела довольно большой успех в Европе. Также во время его жизни в библиотеке Несвижской ординации было собрано большое количество книг по вокальному искусству, партитуры произведений многих известных музыкантов того времени.
Глава 5. Слуцкие пояса
Одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший историческим культурным символом Беларуси. В наряде магнатов пояс был символом принадлежности к элите, многовековых семейных традиций и, конечно, богатства. Дорогие пояса для шляхты привозили из восточных стран, но в ХVIII веке на белорусских землях появилось собственное производство поясов, которое превзошло восточное. Европейские магнаты стали предпочитать Слуцкие пояса Персидским и Османским. В 1758 году на территории Речи Посполитой была организована мануфактура с целью производства поясов. Назывались такие мануфактуры – «персиарни», от места происхождения прототипа слуцкого пояса. Наиболее известной была Слуцкая мануфактура на территории современной Белоруссии, создателем которой был Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька.
Слуцкие пояса были узкими и длинными: их ширина составляет 30-45 см, а длина достигает от 300 до 480 см. Они разнообразны по узору и колориту, но орнамент на них размещен по единому принципу. Средняя часть пояса состоит из поперечных полос: гладких, цветных, чередующихся с полосами, заполненными мелким растительным узором, который повторяется на продольных краях. По композиции слуцкий пояс разделен на три части: два прямоугольных завершения («головы») и основная часть («середник»). На «головах» ткали узоры цветов, переплетенных стеблей с листьями, веток дерева, медальоны разнообразной формы. Основная часть состояла из поперечных однотонных полос или полос с орнаментом. Иногда здесь появлялся «лусковой» (похожий на рыбью чешую) рисунок или узор «в горошек». Вдоль сторон пояса – узкий бордюр с растительным орнаментом. Концы также завершает полоса с орнаментом и кисти.
На изготовление одного пояса уходило от 400 до 800 граммов золота. Стоимость пояса составляла от 5 до 50 дукатов. Цена в злотых доходила до 1000, что приблизительно равнялось годовому доходу офицера армии Речи Посполитой.
Наиболее ценными и сложными в производстве были так называемые литые пояса. Лицевая сторона таких поясов была сплошь заткана золотой нитью, совершенно закрывая шелковую основу. Поскольку при тканье золотые нити ложились неровно, то готовый пояс прокатывали тяжелыми катками, отчего нити расплющивались и сливались, создавая гладкую поверхность. Концы пояса имели сложный орнамент, чаще всего на сверкающих золотом концах помещались два стебля с цветами.
При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая.
В конце 1757 года в Слуцк был приглашён знаменитый турецкий мастер Ованес Маджаранц, армянин по национальности. В 1758 году он заключает договор с Михаилом Казимиром Радзивиллом о создании фабрики по производству поясов и обучением местных работников секретам ткачества. Первоначально были приглашены мастера из Османской империи и Персии, поэтому первые пояса делались с восточными узорами. Обучение ткача длилось не менее семи лет. Когда местными мастерами был освоен процесс изготовления поясов, то ими стали использоваться местные мотивы в узорах поясов – незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба. Слуцкие пояса производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах Речи Посполитой. Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года, т.к. на территориях, вошедших в состав Российской империи, слуцкие пояса вышли из моды и стали применяться как элемент декорации в костёлах.
На данный момент в мире осталось около тысячи слуцких поясов, но на территории Беларуси всего 11. Для наглядности стоит отметить, что каждый день только на слуцкой мануфактуре производилось около 200 поясов.
Заключение
Культура представляет собой совокупность человеческой деятельности в самых разных проявлениях, включая все формы человеческого самовыражения и самосознания. В этом и заключалось основное влияние Радзивиллов на формирование белорусской культуры. Они давали возможность для самовыражения многим крепостным крестьянам, давали возможность к развитию и формированию талантов у населения, чего до них не делал никто. Радзивиллы сделали огромную работу по просвещению белорусского народа, поднятию уровня грамотности населения. Представителей этого величественного рода можно сравнить с такими культовыми просветителями, как Ефросинья Полоцкая и Франциск Скорина. Единственное отличие их деятельности от деятельности Радзивиллов в том, что Радзивиллы занимались просвещением через призму католицизма, однако это не является особо важным, потому что все они руководствовались одной целью вне зависимости от религии.
Николай Радзивилл Черный основал первую на территории типографию, его сын Николай Христофор Радзивилл Сиротка построил резиденции в Мире и Несвиже, в последней собрал поразительную разнообразнейшую коллекцию ценностей, Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька основал типографию, а также основал придворный театр и создал слуцкую мануфактуру, его жена Урсула Франциска Радзивилл писала произведения для придворного театра, которые пользовались большой популярностью, Мацей Радзивилл – композитор и драматург. Перечислены всего пять представителей рода Радзивиллов, но тем не менее их влияние на формирование и зарождение культурных направлений огромно, а ведь эти четыре представителя являются лишь малой частью всего рода. Невозможно даже вообразить всё влияние этого рода.
Люди, обладающие огромным количеством возможностей, способностей и талантов, тратятся не только на улучшение своей жизни, но и на улучшение будущего потомков. Они из немногих деятелей того времени понимали будущую ценность вещей и произведений и пытались изо всех сил, чтобы сохранить и донести их до наших дней. Если бы не род Радзивиллов мы не имели бы огромной части исторических артефактов, а также не было бы многих вещей, за которые Беларусь была известна в Европе, например, слуцкие пояса. Под
Представители рода Радзивиллов оставили глубокий след в истории. О них написана не одна книга, их жизни и деятельности посвящено большое количество исследований. Вместе с тем до наших дней остается еще много неизученных страниц истории, связанных со знаменитым магнатским родом.
Использованная литература
1.Н. Берёзкина, Библиотеки и распространение научных знаний в Беларуси (ХVI-ХХ вв.), 2015
.К. Филипов, Б. Куклик, Сокровищница Радзивиллов из Несвижа, 2010
.Книжные сокровища Радзивиллов, «Мінаская праӯда», 2015
.У. А. Чантурыя, История архитектуры Беларуси, том 1, 1985
.О. Д. Баженова, Радзивилловский Несвиж, 2010
.Ю. Якімовіч, Помнікі гісторыі і культуры Беларусі,1985
.Я. Солодухо, Журнал «Советский цирк», март 1959
.О. С. Клецкина, Театр Радзивиллов в материальной и духовной культуре Беларуси ХVIII в., 2014
.Старонесвижское музыкальное образование, Независимый городской портал, май 2010
.В. Дадномава, Нясьвіжскі маэстра, 1994
.Л.И. Якунина, Слуцкие пояса, Минск, 1960.