- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,83 Кб
Воскресение Иисуса Христа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Гуманитарный факультет
Кафедра теологии
Контрольно-курсовая работа по предмету:
"Догматическое богословие"
На тему:
"Воскресение Иисуса Христа"
Выполнил: студент гр.821001
Волохов С.И.
Проверил:
Доц. каф. теологии,
протоиерей Лаленков Е.А.
Тула 2012
Содержание
Введение
. Воскресение Христа в различных источниках
. Пророчества о воскресении Христа
. Пасха в Новозаветной традиции
. Догмат искупления
Заключение
Список литературы
Введение
Тема данной контрольно-курсовой работы "Воскресение Иисуса Христа". Эта тема была выбрана, потому что догмат Воскресения основополагающий в христианском учении. Невообразимая полнота Богодухновенного предания не может быть воспринята без веры Воскресение Господа Нашего Иисуса Христа. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. При том мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали о Бочто он воскресил Христа, Которого, Он не воскрешал, если, то есть мертвые не воскресают; ибо сли мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес" (1Кор. 15:17).
Объектом исследования является определение значения Воскресения в жизни православного христианина, предметом же – исторические свидетельства о Воскресении Господа Иисуса Христа. Цель: раскрыть значение догмата Воскресения для понимания смысла христианской веры.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
. Воскресение Христа в источниках;
. Рассмотреть праздник Пасхи в Новозаветной традиции.
. Рассмотреть пророчества о воскресении Христа;
. Изучить догматическое и богословское значение воскресения Христа.
Теоритическая основа данной работы труды по истории, Богословии и философии.
В работе есть ссылки на Священное Писание. Источниковая база содержит в себе книги таких авторов, как Ключевский, Соловьев, прот. Олега Давыденкова.
Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.
1.Значение Воскресения Христа
Воскресение Христово – это суть христианства. В первую очередь апостолы проповедовали о пасхальных событиях, как совершенном факте, свидетелями которых были. "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша" (1 Кор. 15, 14). "Иисус предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего". (Рим. 4:25) Воскресенье показывает, что жертва Христа была принята Богом и люди признаны оправданными по вере в Него. Все люди до этого момента за исключением некоторых праведников попадали в ад, и дьявол царствовал над миром. Иисус взял грехи всего человечества на себя и тем самым разрушил дела дьявола, выкупил человечество у смерти.
Воскресение Христово – величайшее событие, произошедшее в мире. Оно заменило иудейскую субботу. Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства. С точки зрения христиан отрицание этого события просто не возможно оно влечет за собой потерю смысла жизни. Но можно точно сказать, что уже и нельзя представить себе мир без Воскресения Христа.
Многие ученые люди подвергали сомнению и критике факт Воскресения Христа, а так же и Его учение. Приравнивали к мифу, обману, ошибке евангельские события, даже саму личность Иисуса Христа. Но доказать на все сто процентов что этого не было никто так и не смог. Подобные выпады в сторону Евангелия только открывают незыблемость истинности Воскресения и вообще всей Жизни Спасителя. Даже самим апостолам было трудно поверить в воскресение Христа из мертвых, хотя Он готовил их к этому. Поэтому и происходили явления ученикам, утверждающие их в вере. В Новом завете описывается десять таких явлений.
В наше время усиленно распространяется визионерная теория. Она как бы говорит нам о том, что Апостолы имели перед своими глазами нечто вроде массовой галлюцинации. Они долго и утомительно ждали встречи со Спасителем, поэтому были как бы в состоянии болезни, это состояние породило видение Иисуса Христа, о котором они позже и рассказали в Писании.
"Он воскрес в воображении Своих учеников. Вот подарила миру, Ренан скажет, мысль о воскресении Мария Магдалина. Она была экстравагантная, с такими эпилептическими проявлениями, да, вот в ее воображении, с ее подачи и пошел ходить по миру вот этот вымысел".
Для того чтобы опровергнуть данную теорию, не надо быть хорошо подкованным в догматических и психологических изысканиях современного человека, достаточно лишь знать, что галлюцинации, тем более массовые, могли посетить людей, находящихся в состоянии крайнего возбуждения, неземного блаженства. Они должны были чаять и ожидать своего Спасителя день и ночь. В то время, как Евангелие свидетельствует нам о том, что они находились в состоянии глубокой печали, безысходности. Жены-мироносицы на пути к гробу Господа переживают о том, кто отвалит им тяжелый камень. А ученики горько оплакивают отсутствие любимого учителя.
Даже явившись, Христос не сразу получает признание со стороны учеников. Это происходит от того, что у них нет веры в воскресение мертвых, для них умерший человек уже навсегда остается недоступным для видения его живыми. Мария Магдалина не сразу узнает Христа, путая Его с садовником, Фома же просит вложить персты свои в раны Явившегося, чтобы удостовериться в реальности произошедшего.
Апостолы смогли увидеть именно воскресшего Христа, как бы не старались опровергнуть данный факт рационалисты, Воскресение, действительно, произошло в рамках реального времени.
"Обсуждая достоверность чудес Воскресения и Вознесения, физик Бальфур Стюарт говорит: "сохранилось ли в неизменности действие известных сил природы в этих случаях или оно было иногда превозмогаемо высшей силой? Несомненно превозмогалось, как при Воскресении, так и при Вознесении. Мы обязаны исследовать очевидность этих великих событий, что и исполнено самым достоверным образом: История, повествующая об этих событиях, выдержала испытания настолько хорошо, что всякое предположение о нереальности их приведут нас к величайшей нравственной и духовной путанице"".
Интересным является тот момент, что Христос является только Апостолам. Евреи остаются ка бы в стороне, можно было бы оказаться при первосвященниках и указать им видимым образом на их неправоту. Христос не делает так, по мнению Святых Отцов, потому, что для иудеев явление Воскресшего Господа было бы бесполезно, они не имело бы никакого смысла, в то время, как для Апостолов это событие становится венценосным событием их жизненного пути, оно подтверждает их Веру. Сбываются пророчества, слова Христа подтверждаются.
К тому же, также по мнению Отцов Церкви, иудеи могли бы выдумать новый способ убийства.
Воскресение Христа производит переворот в сознании Апостолов, этот переворот является основой их пастырской деятельности и миссионерского служения. Вряд ли 13 человек, задавшиеся целью получить фантазийное представление об их рано ушедшем учителе, смогли бы обратить в истинную веру такой огромный поток людей.
Попытки опровергнуть факт Воскресения приходят к тому, что опровергают сам факт существования на земле Христа. Не только Воскресение, но и земная жизнь Спасителя – вымысел, а Евангелие имеет для нас ценность не большую, нежели книга сказок.
Эти опровержения разбиваются о тот факт, что не только Апостолы благовествовали о событиях жизни Христа. Есть также масса неканонических (апокрифических) и исторических источников, подтверждающих Его пребывание на земле.
"Для краткости ограничимся лишь перечнем других источников: Упифаний Африкан, Евсевий Египетский, Сардоний Панидор, Ипполит Македонянин, Аммион Александрийский, Сабелли Грек, Исаакий Иерусалимский, Константин Кирский и другие. Это только те, кто жил во время Христа, причем находился в Иерусалиме или в непосредственной близости от него и стал очевидцем самого Воскресения или неопровержимых фактов, подтверждающих его".
Весьма важными для нас являются свидетельства очевидцев-евреев. Поскольку для них любая возможность умолчать о воскресении – благо.
Вообще множественная критика факта воскресения должна упираться в стену "Богочеловека". Если вспомнить, кто имеет свойство умирать в языческих религиях, то ответ будет очевиден – боги. Здесь мы и сталкиваемся с противоречием: Иисус Христос – Богочеловек, он не укладывается в рамки обычного мифического повествования.
Для нас же в этом факте важно то, что воскресая в человеческой плоти, Христос дает нам возможность обновления, очищения от греха, искупления злого произволения. Хотя сама плоть во время воскресения уже не было человеческим в полной мере, а преобразилось, но свойства физические не потеряло.
Христос преображает нас для вечной жизни в соединении с Богом, в возвращении к исходному состоянию души.
О чуде воскресения Христа из мертвых свидетельствует в наше время благодатный огонь, который ежегодно в Пасхальную ночь сходит в иерусалимском храме Воскресения Христова, построенном на месте погребения и воскресения Спасителя. Возникновение этого огня – необъяснимо. При своем появлении благодатный огонь не обжигает. Только после некоторого времени огонь приобретает свои нормальные свойства, характерные для обычного пламени. Православный иерусалимский патриарх, приняв благодатный огонь, зажигает им свечи, которые тут же раздает многочисленным богомольцам, собравшимся в храме. Чудесный огонь производит на всех невероятное впечатление, при его виде становится тепло и радостно на душе.
Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа – это победа над грехом, исполнение данного Богом обетования еще Адаму. Грехопадение привело к извращению природы человека, нравственно исказило его. Такое повреждение перешло от праотца Адама всем людям. Но после восставшего из мертвых Христа произошло духовное возрождение человека. Благодать Святого Духа низошедшая на пятидесятый день позволяет людям жить новой жизнью. Как бы воскреснуть духовно с Христом. Двери в Царство Небесное открыты и человек, умерев физической смертью, может не умереть своей душой.
Смертная казнь черезраспятие на кресте, было в евангельское время самая страшная, смерть таким образом была и позором. Крест означает смерть. Но после чуда воскресения, это знак смерти плотской для греха, победа над грехом и над смертью. Символ надежды будущего воскресения мертвых. Знак любого христианина, его защита.
2. Пророчества о воскресении Христа
Христос по-разному предстаёт в ветхозаветных пророчествах то как отверженный людьми и страдающий за них, то как царь во всей своей славе.
"Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его…Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились…Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. …"
Сама смерть и воскресение Христа показывают и божественную и человеческую природу Спасителя, что еще раз показывает не противоречие пророчеств. В день Пятидесятницы ап.Пётр в первой проповеди христианской Церкви говорил о пророчествах в псалмах Давида (Деян.2:22-36):
"Ибо Давид говорит о Нем: …Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления".
В Псалме 70:20-21 имеется подобный отрывок о воскресении Христа. Здесь Давид обращается непосредственно к Богу, говоря: "Ты послал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня, и из бездн земли опять выводил меня. Ты возвышал меня и утешал меня".
Это еще один пример Мессианского пророчества. То есть, эти слова высказаны от первого лица Давидом, но относятся они, в первую очередь, не к Давиду, но к обещанному семени Давидову, Мессии, Иисусу.
Пророки предсказывали и Его воскресение из мертвых и последующую славу. Исаия, описав страдания Христа, заканчивает свое повествование следующими словами:"Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное. И воля Господня успешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством. Чрез познание Его, Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему, Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу."
Иными словами, Мессия после смерти оживет, чтобы возглавить Царство праведников и будет нравственно удовлетворен результатом Своих страданий.
Воскресение Христа предсказал также царь Давид в 15-м псалме, в котором от лица Христа говорит: "Всегда видел Я пред Собою Господа, ибо Он одесную (по правую руку Меня, не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце Мое и возвеселился язык Мой. Даже и плоть Моя упокоится в уповании. Ибо Ты не оставишь души Моей в аде и не дашь Святому Твоему видеть тление. Ты укажешь Мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек" (Пс. 15:9-11).
О победе над смертью писал и пророк Осия: "От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?" (Ос. 13:14).
У пророка Осии есть упоминание о трехдневном воскресении, хотя в его пророчестве речь идет во множественном лице: "В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны. Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его" (Ос. 6:1- 2, см . 1 Кор. 15:4).
Таким образом, суммируя содержание этой главы, мы видим, что ветхозаветные пророки очень определенно говорили об искупительных страданиях, смерти, а затем – о воскресении и славе Мессии. Ему предстояло умереть для очищения людских грехов и воскреснуть для возглавления вечного Царства Им спасенных. Эти истины, впервые раскрытые пророками, позже легли в основу Христианской веры
У пророка Осии есть упоминание о трехдневном воскресении, хотя в его пророчестве речь идет во множественном лице: "В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны. Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его" (Ос. 6:1- 2, см . 1 Кор. 15:4).
3. Праздник Пасхи в Новозаветной традиции
Известно, что и в Ветхом Завете существовал праздник Пасхи, как дань благодарности избранного народа Богу за то, что Он вывел евреев из Египта. Мы видим, что праздники в двух традициях называются одинаково. А различие кроется в содержательной части событий, потому как Пасху новозаветную мы именуем не иначе, как Воскресение Иисуса Христа, и в связи с этим, ветхозаветная пасха теряет свой смысл и в первые три года начинается трактоваться как прообраз Смерти и Воскресения Спасителя.
Уже первые века христианства показывают нам, что празднование Пасхи полностью переосмысляется в умах людей, теперь это воспоминание крестных страданий Спасителя и радость о Воскресшем Господе: "Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира" (Ин. 1, 29). "Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор. 5, 7).
Здесь мы видим некую аналогию с Ветхим Заветом. Вспомним, что для ознаменования своей избранности евреи смазали косяки дверей кровью только убитого молодого ягненка. Эта чистая кровь и молодой Агнец в Ветхом Завете дают прообраз самого Христа, кровью которого мы все были искуплены от греха.
Как смерть миновала еврейских младенцев, так теперь мы избавляемся от смерти и приобщаемся к вечной жизни.
К сожалению, мы не можем теперь точно определить, какого числа произошло событие Воскресения. Тогда были и другие календари, и события указывались с неточностями. По иудейскому календарю Христос Воскрес в месяц Нисан, что соответствует у славян марту- апрелю. Долгое время среди христиан были споры, какое именно число принимать за дату Воскресения Христа, они были урегулированы на Первом Вселенском Соборе.
В первом веке для христиан каждое воскресенье было особенным днем, днем празднования той самой Пасхи.
"Праздник христианской Пасхи встречается православными христианами так радостно потому, что они в пасхальные дни более, чем в другое время года, ощущают возрождающую силу воскресения Христова, – ту силу, которая низложила власть тьмы, освободила души из ада, открыла двери в рай, победила узы смерти, влила жизнь и свет в души верующих. Замечательно еще, что пасхальная радость распространяется на такое большое количество людей, – не только на глубоко-верующих, но и на теплохладных и далеких от Бога. На Пасху весь мир и даже, кажется, бездушная природа радуются победе жизни над смертью".
Позже же, поскольку евреи жили по лунному календарю, то празднование было привязано к первому весеннему новолунию. Сейчас этот промежуток колеблется между 4 апреля и 8 мая по новому стилю.
Пасха – самый торжественный день в жизни православного христианина. "Воскресение христово – основа нашей веры. Оно есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. Как крестной Христовой смертью совершено очищение наших грехов, так Его воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому для верующих людей воскресение Христово есть источник постоянной радости, несмолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой христианской Пасхи".
. Догмат искупления
воскресение иисус пророчество пасха
Страдания Иисуса Христа, окончившиеся Его крестной смертью, не то же, что страдания и смерть обыкновенных людей, но имеют особое и великое промыслительное значение. Бедствия и скорби жизни, болезни и вообще страдания для обыкновенных потомков Адама суть роковые последствия первородного греха и воспитательные наказания за их личную греховность. Но Иисус Христос, как безгрешный, лично свободен от этих бедствий и скорбей жизни. Равно и смерть Его не есть необходимое завершение земной жизни, чем является смерть для всех людей. Как чистый и безгрешный, Иисус Христос не мог умереть по общей для всех людей необходимости смерти: смерть оброк греха. Как вся земная жизнь Его была жертвою для искупления человека, так и в особенности такой искупительной жертвой была Его крестная смерть. Она составляет сущность, основание и вместе завершение жертвоприношения Христова. Вследствие принесения такой жертвы Господь Иисус Христос именуется и есть в собственном смысле Искупитель и Спаситель рода человеческого.. Учение ο том что крестная смерть Иисуса Христа есть искупительная жертва за грехи мира, составляет основную истину христианства. В откровении это учение выражено ясно и решительно.
Смерть Иисуса Христа, как истинного Мессии, еще в Ветхом Завете изображалась как смерть искупительная за грехи людей. Такое значение ее прообразовано в различных образах, – особенно различными родами жертв (кровавых). Жертвы были образами будущего жертвоприношения Исуса Христа. Поэтому Он, как первообраз всех жертв, в Писании называется Агнцем (Ис 53, 7; в Новом Завете наименование Иисуса Христа Агнцем встречается 29 раз). Жертвы в Ветхом Завете, особенно т. н. искупительные и умилостивительные (таковы: жертвы за грех и жертва повинности), были приносимы с целью испрошения у Бога прощения грехов, примирения с Ним и освобождения от наказания на них; грехи переносились на невинное животное, смерть или кровь которого и являлась заменой смерти грешника, определенной правдою Божией за грехи (Лев 4, 1-4), искупительным наказанием, освобождающим человека от его виновности (poena vicaria). Жертва, приносимая в великий день очищения, особенно выясняет истинный смысл и прообразовательный характер ветхозаветных жертв (Лев 16 гл.).
Еще более прямые указания на страдания и смерть Мессии, как – искупительную жертву, содержатся в пророчествах. Так, пр. Исаия изображает "Мужа скорбей", Мессию, страждущим за грехи наши и страданиями Своими приобретающим нам спасение (53, 4-6), и сравнивает Его с агнцем, ведомым на жертвенное заклание (7 ст.): Господь возложил на Него грехи наши, и Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. Пр. Даниил говорит, что Христос Владыка имел пострадать и умереть, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная (9, 24). На основании столь ясных прообразований и пророчеств, при первом явлении Мессии свидетельствовал ο Нем словами пр. Исаии Его Предтеча: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин 1, 29).
Когда уже приблизилось время Его крестных страданий и смерти, Он Сам говорил Своим ученикам: Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (λύτρον άντί πολλών – Mф 20, 28; сн. Мк 10, 45). Слово λύτρον, особенно в связи с αντί, обозначает цену или плату, за которую, напр., посвящавшиеся на служение Богу первенцы освобождались от этого (Чис 18, 15-16), военнопленные и рабы получали свободу (Лев 19, 20; 25, 51; Ис 45, 13: ср. 1 Кор 6, 20; 7, 23), преступники, обязанные нести по закону наказание и даже иногда смерть, освобождались от наказания (Исх 21, 30; Чис 35, 31-32; Притч 6, 35). Такое же значение имело и пожертвование Иисусом Христом Своею жизнью: мы обязаны были нести, как наказание за свои грехи, смерть; но Его смерть явилась выкупной платой, или средством для освобождения нас (άντί – вместо) от этого наказания, заменой нашей смерти (αντάλλαγμα – обмен, замена у Мф 16, 26 и Мк 8, 36-37, – то же, что λύτρον). В притче ο добром пастыре Он говорил: Аз есмь добрый Пастырь; пастырь добрый полагает душу свою за овцы… И Аз… душу Мою полагаю за овцы… Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю ο Себе (Ин 10, 11. 17-18).
Таким образом добровольная смерть Иисуса Христа есть смерть за людей, цена нашего избавления или искупления от смерти. В беседе ο хлебе животном Иисус Христос учил: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Ин 6, 51). В этих словах показывается, что Иисус Христос отдал Свою плоть, чтобы даровать миру жизнь, т. е. что Его смерть есть искупительная жертва. На последней вечери, подавая ученикам хлеб, Он сказал; сие есть тело Мое, еже за вы даемое (Лк 22, 19), и, подавая чашу благословения, сказал: сия бо есть кровь Моя, яже за многия изливаема во оставление грехов (Мф 26, 28), или, как передается у другого евангелиста: сия чаша новый завет Моею кровью, яже за вы проливается (Лк 22, 20; сн. 1 Кор 11, 23). В словах: сия чаша новый завет Моею кровью – крестная смерть Иисуса Христа сопоставляется с ветхозаветной жертвой завета, которую Моисей принес за народ во время заключения союза с Богом при горе Синае (Исх 24, 3-8; ср. Евр 9, 18-23), что показывает, что Своей смерти Иисус Христос усвоял значение жертвы.
Так учили и апостолы ο значении смерти Христовой. Ап. Петр наставляет: со страхом жития вашего время жительствуйте, ведяще, яко не истленным сребром или златом (чем обыкновенно выкупаются военнопленные и рабы) избавистеся (έλντρώθητε – искуплены; λντρόω – вносить должный выкyп в страд. залоге – быть освобожденным за выкуп) от суетного вашего жития, отцы преданного, но честной кровью, яко агнца непорочна и пречиста Христа (1 Пет 1, 18-19), Иже и грехи наша вознесе Сам на теле Своем на древо, да от грех избывше (избавившись), правдою поживем (2, 24). И еще: зане и Христос единою (άπαξ – однажды) ο гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови (3, 18). Ап. Иоанн учит, что кровь И. Христа очищает нас от всякаго греха (1, 7).
Но особенно разнообразны свидетельства ап. Павла об искупительном значении смерти Христовой. Он всю евангельскую проповедь называет проповедью ο Христе распятом (1 Кор 1, 23; ср. 2, 2; Гал 3, 1). Предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех ради наших по писанием (1 Кор 15, 3; сн. Гал 1, 4; 2, 20), за нечестивых умре – (Рим 5, 6, 8; сн. 4, 25 и мн. др.). Христос ны искупил (εξηγόρασεν, от άγοράσω – появляюсь на άγορά – рынке, площади, закупаю там что-либо, вообще покупаю) от клятвы законныя (τής κατάρας του νόμου), быв по нас клятва (κατάρα); писано бо есть: проклят всяк висяй на древе (Гал 3, 13), т. е. И. Христос, будучи Сам свободен от клятвы закона – от осуждения или наказания за неисполнение закона (κατάρα – проклятие, как видно из 10 ст., значит тоже, что осуждение за неисполнение закона – κατάκριμα в Рим 8, 1), терпит на Себе осуждение, которому подлежат беззаконные люди, и тем приобретает им искупление. По словам того же апостола: ο Нем имамы избавление кровию Его (την άπολντρωσιν δια του αίματος Αύτού) и оставление npeгрешений (Εφ 1, 7; Кол 1, 14), т. е. Его кровь есть выкупная цена (άπολύτρωσις – искупление: άπο – от и λύτρον – выкуп), освобождающая людей от рабства греху и его следствий – гнева Божия и смерти. Ап. Павел нередко и прямо называет смерть Иисуса Христа жертвою, напр.: предаде Себе за ны приношение и жертву Богу(προσφοράν και συσίαν τω Θεω), в воню благоухания (Εф 5, 2). Находятся у апостола сближения жертвы Христовой и с определенными видами ветхозаветных жертв. Так, в приводимых им словах установления таинства евхаристии: сия чаша новый завет есть в Моей крови – можно видеть сближение крестной жертвы Христовой с жертвой завета (1 Кop 11, 23-25; сн. Евр 9, 15-21; ср. Исх 24, 3-8). В словах: пасха наша за ны пожрен бысть Христос (1 Кор 5, 7), – жертва Христова сравнивается с пасхальной жертвой Ветхого Завета. Чаще же всего встречается у апостола сближение крестной смерти с жертвой за грех. Так, он говорит: Бог неведевшаго греха (И. Христа) по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия ο Нем (2 Кор 5, 21), т. е. безгрешного и всесвятого Бог соделал жертвою за грех, чтобы мы были ο Нем праведниками перед Богом (см. еще Рим 3, 25; 8, 3; Гал 1, 4). Особенно подробно раскрывает ап. Павел учение об искупительной жертве Христовой в послании к евреям. Здесь Иисуса Христос изображается как Первосвященник, приносящий жертву за грехи людей, и как самая жертва, приносимая Богу (5, 1-10; 7, 26-28; 9, 11-19; 10, 1-28).. Церковь всегда веровала, что смерть Иисуса Христа составляет жертву искупления и спасения человека. Исповедание этой истины, как одной из основных истин христианства, она внесла и во Вселенский Никео-цареградский символ, где мы исповедуем Господа Иисуса "нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес… распятаго за ны, и страдавша и погребенна"… На таком значении смерти Христовой основывается постоянное возношение в церкви бескровной жертвы Христовой, которая составляет средоточие и существо всего христианского богослужения. В литургии приносится благодарение Богу Отцу в особенности за то, что мы спасены страданиями и смертью единородного Сына Его И. Христа. Древнейший обычай чтить изображение креста и благоговейно употреблять крестное знамение имеет в основе своей ту истину, что спасение наше совершилось в особенности смертью Иисуса Христа.
Заключение
Проделав работу в рамках исследованной темы, мы пришли к выводу, что Воскресение Христа является центральным событием в исторической, догматической, литургической частях жизни христианина.
Всю полноту христианского учения о Воскресении раскрыть в рамках контрольно-курсовой работы не возможно, поэтому мы осветили лишь те задачи, которые поставлены перед нами в начале исследования, а именно:
.Обратились к историческому аспекту события, чтобы подтвердить факт воскресения с научной точки зрения.
.Раскрыли традицию праздника Пасхи, как наследницу ветхозаветного праздника и раскрыли изменения, которые это событие претерпело в связи с Воскресением Иисуса Христа.
.Обратились к пророчествам, предвозвещающим нам Воскресение.
.Остановились на догматическом аспекте события и указали, что Воскресение – есть основа христианского вероучения.
Воскресение Христа – есть наша надежда на воскресение из мертвых, ибо как говорит Апостол Павел: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец – Христос, потом Христовы, в пришествии Его;а затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство, всякую власть и силу". (1 Кор.15:22-25)
Список литературы
1. Прот. Н. Малиновский. Очерк Православного Догматического богословия. В двух томах. М: Общество любителей православной литературы. Издательство имени Льва, папы Римского. Репринт., 2010.
. Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Изд.: ПСТГУ. М.: 2005. -437 с.
. "Православная Энциклопедия" электронная версия #”justify”>. Священник Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета. Изд.: ПСТГУ. М.: 2011. -607 с.
. Преосвященнейший Вениамин (Пушкарь). Священная Библейская История Ветхого Завета. Изд.: Ростово-на-Дону епархии. Р.: 2006 – 736 с.
. Википедия электронная энциклопедия #”justify”>. Библия. Российское библейское общество. М.:2000, с.1237-1238
. Шмеман. А.Д. Исторический путь Православия. Гл.5, § 2., – М. Паломник, 1993, – 387с.
. Епископ Александр Милеант. Воскресение Христово. Победа над смерть. – [ электронный ресурс] – #”justify”>. Непознанный мир веры. – [ электронный ресурс] – режим доступа: #”justify”>. И.Ц. Миронович. Лекции по Священной истории. – [ электронный ресурс] – режим доступа: #”justify”>. Д. Макдауэлл. Неоспоримые свидетельства. – [ электронный ресурс] – режим доступа: http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/neosporimye_svidetelstva_11-all.shtml