- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,51 kb
Возможности выявления субстратных элементов в культурно-значимой лексике
Возможности выявления субстратных элементов в культурно-значимой лексике.
В.П. Калыгин
Какой бы ранней ни была датировка появления кельтов в Ирландии, кельты пришли в туда значительно позднее создателей мегалитической культуры. Это значит, что предки ирландцев встретили на острове многочисленные и разнообразные каменные сооружения. Их количество, размеры и культовая значимость для аборигенов не могли не впечатлить пришельцев. В лингвистическом отношении это обстоятельство представляет особый интерес, поскольку появляется возможность – хотя бы чисто теоретическая – обнаружить в соответствующей номенклатуре следы языка-субстрата.
Как уже было сказано, аналогичный предмет – могильный холм из камней – в Ирландии назывался carn. В современной (англоязычной) археологической литературе это слово функционирует как термин cairn, обозначающий мегалитические сооружения, распространенные от Испании до Скандинавии. В частности, одна из разновидностей cairn, встречающаяся преимущественно в северной части Ирландии, – court cairn – представлена свыше 300 памятниками. Среди них есть довольно крупные. Так, карн в Боллиолтоне, граф. Даун, один из первых археологически исследованных, имеет в плане (верхняя часть не сохранилась) яйцеобразную форму размерами 37X21м. Некоторые из раскопанных карнов содержат захоронения. Радиокарбонная датировка изученных карнов показывает время кон. 4 – нач. 3 тыс. до н.э. [Harbison 1988, 42-48]. Очевидно, далеко не все карны относятся к такой глубокой древности. В древнеирландских сагах есть сцены, описывающие сооружение карнов и их назначение.
В саге “Разрушение дома Да Дерга” есть такой фрагмент [TBDD § 67]:
“Они отправились от Побережья Фуйрте и каждый взял по камню, чтобы сделать карн; ибо первыми стали различать убийство и разбой, устанавливая стелу при разбое… Карн же ставили при убийстве… В этот раз они поставили карн, так как было убийство”.
Трудно сказать, является ли такое употребление карна вырожденным ритуалом (благодарственная жертва богам разрушения?) или чем-то другим, скажем, обычным бахвальством уголовников.
В саге “Вторая битва при Маг Туйред” рассказывается, что накануне битвы демонических существ фоморов и Народа богини Дану фомор Охтриаллах, внук царя фоморов, приказывает своим воинам взять по камню из реки Дробеса и отнести их в источник Achad Ablach ‘яблоневое поле’ , который находился на запад от места будущей битвы Mag Tuired ‘равнина столбов’. Когда каждый фомор принес по камню, источник оказался засыпанным и на его месте образовался карн. Мотив “запирания вод” играет важную роль в ирландской мифологии. Так, в саге “Разрушение Дома Да Дерга” гибель главного героя Конайре вызвана отсутствием воды. Развертывание этого мотива в “обратном” направлении можно видеть в финале “Второй битвы”, когда Луг помещает отрубленную голову предводителя фоморов Балора на каменный столб, столб распадается и под ним из крови Балора образуется озеро. Это место стало называться Carn Uн Nйit (Uн Nйit – патроним Балора, т.е. Внук Ниата), соответствующее современному мысу Mizen Head.
Использование карна в качестве места захоронения было, по-видимому, широко распространенной практикой. Дополнительно можно назвать Старину мест (Dindsenchas) “Carn Conaill”, где говорится, что Коналл, сражавшийся против Кухулина, похоронен своим отцом в Коннахте в карне [Thurneysen 1921, 492-3].
Это употребление карнов соответствует археологическим данным, фиксирующим погребения в (раскопанных) карнах. По-видимому, использование карнов в качестве мест захоронения является одним из древнейших. И не только в Ирландии. Захоронения в карнах отмечаются и на континенте, в частности, в Бретани [Batt 1980, 39]. В ирландской топонимике carn является весьма употребительным элементом. Часто carn относится к докельтским памятникам каменного века. Крупные карны мегалитического времени представляли собой довольно сложное архитектурное сооружение, включавшее в некоторых случаях разветвленную систему ходов и камер. Эти сооружения, напоминающие основой своей конструкции дольмены, засыпались булыжником; в результате чего получалась коническая форма. Насколько мне известно, раскрытые археологами карны датируются временем задолго до прихода кельтов. Насыпание небольших карнов воинами практиковалось в “статистических” целях, как это описано, например, в “Разрушении Дома Да Дерга”: …dorigset a carnd … co fintais a n-esbada … cach Óen no thicfad slÓn …no berad a cloich asin charnd. ‘… сделали карн … чтобы узнать число потерь …каждый воин, который вернется целым и невредимым, возьмет камень из карна’.
Неоднократно говорится о погребальных карнах, но их конструкция не описывается. Например, в “Похищении быка из Куальнге” перечисляются противники, убитые Кухулином [TBC 1523]:
geguin … maccu Bъachalla ocб cairnd ‘убил … потомков Буахаллы на их карне’
или в другом месте саги наставник дает юному герою урок сакральной топографии [TBC 694]:
Iar riachrain dуib in tslйbe, imchomarcair Cъ Chulaind нarum: Сia carnd ngel inso thall i n-ъachtor in tslйbe? – Findcharnd. ‘Когда они достигли холма, Кухулин спросил: Что за белый карн на вершине этого холма? – Финдкарн.’
Не вносят ясности и сообщения, подобные следующему [LU 9096]:
Ro marb … na tri nonboru …co ndernae уencharnd dнb eter cendail fodbu. ‘Умерли трижды девять человек …[чтобы] сделать им один карн между [грудой] отрубленных голов и [грудой] добычи.’
Из приведенных фрагментов можно заключить, что карны не были экзотической частью древнеирландского ландшафта и могли сооружаться на поле битвы или вблизи ее. Едва ли все упоминаемые карны имели впечатляющие размеры. Но есть особые случаи. Относительно недавно был раскопан ритуальный комплекс в Наван Форте (др-ирл. Emain Macha), центром которого являлось сооружение, отождествляемое с огромным карном [Warner 1994; Weir 1994; Mallory 1994; Mallory s.a.].
Внутри холма, который на карте Птолемея обозначен как Isamnion или Regia, а в ирландской традиции считался столицей уладов (северная Ирландия, совр. Ольстер), было обнаружено сооружение диаметром 40 метров. Внутри здания было пять концентрических рядов деревянных столбов, окружавших центральный столб высотой 12 метров. Это сооружение было заполнено известковым булыжником, засыпано землей и подожжено. Анализ показал наличие 40 видов почв, из которых половина не местного происхождения, но привезена из различных частей царства уладов. Результаты дендрологического и палинологического анализов свидетельствуют, во-первых, что дуб, служивший центральным столбом в конструкции, был срублен в 95 г. до н. э., а строение было уничтожено (огнем) около 100 г. до н. э. (в письменных памятниках нет никаких упоминаний о строительстве подобных сооружений); во-вторых, сооружение этой постройки совпадает с климатическими изменениями, которые привели к увеличению влажности, что вызвало расширение зоны лесов, продолжавшееся до 340 г. н. э. [Weir 1994, 176]. Последнее обстоятельство весьма существенно, поскольку экономика строителей этого карна была основана на животноводстве, а облесение местности сокращало размеры пастбищ.
Поэтому не лишена оснований гипотеза о том, что сооружение и уничтожение этой конструкции было ритуалом, призванным остановить “космическую” катастрофу, вызванную увлажнением климата . Гипотезу о ритуальном характере уничтожения комплекса в Наван Форте разделяет и С. В. Шкунаев [Шкунаев 1995]. Согласно С. В. Шкунаеву, в саге “Разрушение Дома Да Дерга” описана сходная ситуация: подвергнувшийся нападению демонических существ дом короля гибнет от огня из-за отсутствия, точнее исчезновения, воды в округе. Пожар был кульминационным моментом сползания к хаосу, а ритуальное предложение воды королю было началом космизации, воссоздания нового мира [Шкунаев 1995, 44-45].
На основании сказанного можно в общих чертах определить основные параметры того, что ирландцы называли carn. Во-первых, вполне достоверной представляется соотнесенность carn с погребальными сооружениями в виде насыпи камней, возможно, с внутренней структурой. Скорее всего, это наследие мегалитической эпохи (археологический термин связан именно с этим денотатом). Во-вторых, сооружение каменных холмов по какому-то случаю (победы, например) явно вторично, во всяком случае в рамках древнеирландской культуры. Вторичным представляется и значение слова carn, приводимое в различных словарях – ‘груда камней’. Устойчивы отрицательные коннотации. Э. Двелли, автор шотландского словаря, вышедшего сто лет назад [Dwelly 1994, 169], при слове cаrn ‘cairn, heap or pile of stones’ приводит такое поверье: плохих людей засыпают камнями, а хороших – землей. Бытовало мнение, что в старину друиды строили на могилах злодеев карны . От этих поверий происходят выражения fear air chаrn ‘изгой’ (букв. ‘человек из карна’), b’fhearr leam a bhi fo chаrn ‘провалиться мне пропадом’ (‘пусть я буду под карном’). Душа человека, которого постигла неожиданная смерть, попадает в самое горячее место чистилища, поэтому всякий, проходящий мимо могилы такого человека, должен положить на нее камень и помолиться. Отсюда утешительное выражение: cuiridh mi clach nad chаrn ‘я положу камень на твою могилу (карн)’.
На протяжении практически всей письменной истории ирландского, а также шотландского языков carn сохраняет значение могильный холм из насыпанных камней. Как и в случае с др-исл. dys, эти могильники вызывали неприятные ассоциации как элемент чуждой цивилизации, исчезнувшей много веков назад. На связь с докельтской цивилизацией, точнее на язык-субстрат, возможно, указывает слово carn. Точное соответствие ирландскому слову есть, прежде всего, в бриттских языках – вал. carn. В галльском засвидетельствован глагол karn-itu – terminus technicus ‘воздвигать надгробие’. Основа carn- представлена в кельтской ономастике. Тит Ливий в 39 и 40 книгах рассказывает о галльском племени Сarni, которое, нарушив римские иммиграционные правила, поселилось в 186 г. до н. э. на северном побережье Адриатического моря, в районе области, занимаемой венетами. Племени карнов пришлось, в конце концов, вернуться восвояси, т.е. в горную местность, в Альпы, носившие тогда название Alpes Carnicae. Этническая и языковая ситуация в области Альп известна довольно плохо. Специальные исследования показывают, что племя карнов входило в объединение с какими-то другими, явно некельтскими племенами Catali, Menocaleni [Birkhahn 1994, 148]. Кельтское происхождение карнов поддерживается тем, что еще долгo в районе Аквилеи существовал культ Аполлона-Белена, а одна из частей города называлась Beligna (Tertullian, Apologeticum, XXIV,7). Среди населявших те места этносов норикского, венетского и иллирийского происхождения, по всей видимости, были и кельтизированные.
Среди галльских богов известен (по одной надписи) ???????? [Billy 1993, 44]. В этом теониме вычленяется “теонимический” суффикс -no-. Основа carn- представлена также в топонимах Carnutum (совр. Шартр), центр племени Carnutes, Carnacus, совр. Carnac в Бретани, и антропонимах Carnarus, Carnatus, Carneolus [Evans 1967,327-8].
Предполагается, что carn- связано с субстратным корнем *kar(r)- ‘камень, твердый’ [Meid 1991, 39], наиболее надежно засвидетельствованном в кельтском и германском ареалах . Для прагерманского реконструируется *har(u)gaz ‘Steinhaufen, Opferstдtte’ [IEW 531]. В древних германских языках это слово сохраняет семантику, связанную с языческим культом: др-исл. horgr ‘груда камней, место для жертвоприношений, каменный алтарь’, др-англ. hearg ‘языческое капище’ и др. [AEW 281].
Рассмотренный выше материал позволяет считать др-исл. dys относительно поздним образованием, особенно в том, что касается семантики. Ирландский более архаичен, он продолжает обозначать мегалитические сооружения старым субстратным словом carn, которое, по-видимому, было принесено предками ирландцев с континента.
Список литературы
Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М. – Л. 1938
Н. В. Ральцева Исландские поверья об “оживших покойниках” и их связь со скандинавским погребальным культом // Представления о смерти и потустороннем мире у древних кельтов и германцев. М., 2000 (в печати)
Русанова И.П. Языческое святилище на р. Гнилопять под Житомиром // Культура древней Руси. М., 1966, с. 233-237
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987
Шкунаев С.В. Раннеирландская традиция и языческое прошлое: проблемы и перспективы изучения //Вестник древней истории. 1995 N 3
Batt M., Giot P-R. et al. Mйgalithes au pays de Carnac. Chвteaulin, 1980
Billy P-H. Thesaurus Linguae Gallicae. Hildesheim – Zьrich – New York, 1993
Birkhahn H. Kelten. Wien, 1997
Dwelly E. The illustrated Gaelic-English dictionary. Glasgow 1994 [первое изд.1901]
Evans, Ellis D.Gaulish personal names. Oxford, 1967
Harbison P. Pre-Christian Ireland. London, 1988
IEW – Indogermanisches etymologisches Wцrterbuch. Bern 1947-1959
Der Kleine Pauli. Lexikon der Antike in fьunf Bдnden. Mьnchen, 1979
LEIA – Lexique йtymologique de l’irlandais ancien. J. Vendryes, E. Bachellery, P-Y. Lambert. Paris, 1959
LU- Lebor na hUidre. Book of the Dun Cow. Ed. R.I.Best & O.Bergin. Dublin, 1929
MacAlpine N. and Mackenzie J. Gaelic-English and English-Gaelic dictionary. Glasgow, 1973
Mallory J. P. The other twin: Haughey’s Fort // Ulidia. Belfast, 1994.
Mallory J.P. Navan Fort. The ancient capital of Ulster. Published on behalf of the “Friends of Navans” by the Ulster Archaeological soceity. s.l., s.a.
Meid W. Aspekte der germanischen und keltischen Religion im Zeugnis der Sprache. Innsbruck. 1991
Radke G. Die Gцtter Altitaliens. Mьnster, 1965 TBC – Tбin BÓ Cъailnge. Rec.1. Ed. C. O’Rahilly. Dublin, 1976
TBDD – Togail Bruidne Da Derga. Ed. E. Knot. Dublin, 1975
Thurneysen R. Die irische Helden- und Kцnigsage. Halle, 1921
Wailes B. Dъn Ailinne // The Celts. Ed. S.Moscati et al. Milano 1991, p.614-5
Warner R.B. The Navan archaeological complex: a summary // Ulidia. Belfast, 1994
Weir D. The environment of Emain Macha // Ulidia. Belfast, 1994