- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,62 kb
Вознесением дарованные служения: дары благодати, пятигранное служение, виды пятигранного служения
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. «… восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам»
2. Пятигранное служение
2.1 Апостол
2.2 Пророк
2.3 Евангелист
2.4 Пастырь
2.5 Учитель
3. Вызов изменить традиционную систему
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Тема данного реферата задана как «Вознесением дарованные служения: дары благодати, пятигранное служение, виды пятигранного служения». Сразу следует отметить, что термин – «пятигранное служение» не встречается в самой Библии и не встречается в трудах, так называемых отцов церкви (теологов ранней церкви), а также в трудах отцов Реформации, таких как Лютер, Цвингли, Кальвин и т.д. Этот термин появился и стал «широко известен в узких кругах» сравнительно недавно и встречается в основном в книгах и учебниках по систематической теологии, авторы которых принадлежат к харизматическому движению в христианстве. Поэтому здесь будут рассмотрены доводы, которые приведены в предлагаемом для рассмотрения учебнике «Церковь в Новом Завете» Кевина Дж. Коннера и некоторых других харизматических авторов, которые касаются пятигранного служения. А также некоторых других авторов, которые описывают назначение данных пяти даров, с тем, чтобы сравнить, как они классифицируют данные дары, хотя и не выделяя их в отдельный ряд среди множества прочих даров Духа Святого и не ограничивая список только пятью дарами. И действительно, в современной церкви широко известен термин «миссионер» и достаточно давно. Миссионеров – монахов посылал еще Папа Григорий Великий (540-604гг). Следует ли отказываться от этого термина или от этого служения в церкви из-за того что в Еф.4:8-16 о нем не упоминается или следует допустить, что в данном месте Писания показан сам принцип, а не приведен исчерпывающий список даров благодати? Темой данного реферата не является исследование данного вопроса. Термин «пятигранное служение» существует и здесь будет рассмотрено, что он означает, не касаясь вопросов его точности и правомерности. Актуальность данной темы обоснована тем, что недопустимо для верующего читать богословские статьи с употреблением вышеупомянутого термина и при этом не знать, что он означает. При этом будет рассмотрена классификация каждого из пяти даров в отдельности и их назначение в церкви в целом.
1. … ВОСШЕД НА ВЫСОТУ, ПЛЕНИЛ ПЛЕН И ДАЛ ДАРЫ ЧЕЛОВЕКАМ
Повествованием о Церкви Христовой наполнен весь Новый Завет. О Ней говорится как о Доме Божьем, как о Храме Божьем, как о Невесте Христа, как о Теле Христа и многое другое, но с обязательным указанием на то, что Она принадлежит Христу. Только Он является Господином, Главой, Пастырем, Женихом Церкви, по праву того, что Он является Ее Искупителем. О Церкви апостол Павел в послании к Ефесянам пишет как о тайне (Еф.1:1-3:3), которая была сокрыта Богом до определенного времени. А именно до времени Воскресения Христа из мертвых и Вознесения Его к Отцу. Но тайна заключалась не только в том, что Бог во Христе создал Церковь. Павел пишет о тайне домостроительства. «Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко)» (Еф.3:2,3). Генри Геллей комментирует стихи (Еф.3:8-11) как описание величия Церкви. «Через Церковь Господь объединяет враждебные элементы человеческой расы в одно Тело и показывает Свою мудрость сверхчеловеческим порядком небесных существ, фактически соединяя все во Христе». [2, С.611].
На правах Господа Христос установил следующие взаимоотношения в Церкви. «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф.20:25-28). Это уникальная концепция, которая отличает Церковь от любой формы взаимоотношений в этом мире, которые сформированы людьми. Бог задумал эти отношения (отношения любви) и Он их Сам реализует в, специально Им Самим созданном, народе (в Церкви) посредством Им Самим дарованными способностями служить и созидать.
«Церковь – это Тело, состоящее из многих разных членов с различными талантами и темпераментами. Необходимым условием его правильного функционирования является дух покорности, смирения и взаимной снисходительности друг ко другу». [2, С.611].
Созидать посредством покорного служения в любви, а не властного господства. Такое возможно только посредством силы Святого Духа, Который наделяет дарами и дает способность «носить бремена друг друга». Для того, чтобы на практике сделать возможным жизнь по принципу: «Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого» (1Кор.10:24), для этого нужно, ни много ни мало, а новое сердце посредством рождения свыше, соединение в одно тело посредством Духа Святого и огромную благодать от Духа Святого в виде одного или нескольких даров служения (Еф.4:8-16). Человеческими усилиями это сделать невозможно. Поэтому первое, что хотелось бы отметить. Церковь – это не человеческое установление, а Божье. И Ее создание стало возможным только после того как Иисус Христос умер за грехи, воскрес из мертвых и восшел к Отцу. Созидание Церкви или домостроительсво – это также Божье дело и Он Сам совершает это посредством рожденных свыше верующих, которых Он использует по Своему усмотрению, снабжая всем необходимым. В частности наделяя дарами служения. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11,12). Перечисленные в данном тексте дары далее следует рассматривать как пятигранное служение. Как это дано в рассматриваемом учебнике Кевина Дж. Коннера «Церковь в Новом Завете» гл. 18. И хотя автор учебника не дает этому термину точного определения, но по тексту видно, что он именно это и имеет ввиду. Далее будет рассмотрено пятигранное служение. А именно, что из себя представляют пять даров, данных церкви и упомянутых в Еф.4:11.
2.1 Апостол
Служение или дар апостола вызывает некоторые разномыслия. В частности – есть ли служение апостолов в современной церкви или название «апостол» применительно только к апостолам первой церкви. Греческое слово «apostolos» – буквально означает «тот, кто был послан».
Билли Грэм в своей книге «Святой Дух» пишет, что слово «апостол», употребляется в Новом Завете в трех смыслах. «Во-первых: в общем смысле, указывающем что все мы посланы в мир Христом… Во-вторых: для описания «апостолов церквей» (2 Кор. 8:23; Фил. 2:25), посланников с определенными поручениями от одной церкви к другой. В-третьих: дар апостольства, которому придано значение старшинства, должен относиться к той небольшой и особой группе мужчин, которые были «апостолами Христа»… Они единственные в своем роде… В этом особом смысле, у них нет приемников… Сегодняшние апостолы – миссионеры». [3, С.143].
Так же и Кевин Дж. Коннер различает несколько видов апостольского служения: двенадцать апостолов Агнца, Павел – апостол язычников, малые апостолы, апостольские группы. В отношении апостолов Агнца он отмечает, что было определенное условие – они видели Господа, Его служение и воскресение (Деян.1:21). Это утверждение в определенном смысле относится и к апостолу Павлу. И хотя он не находился рядом со Христом во время Его земного служения, но он видел Его воскресшего и был послан на служение лично Христом. «Не Апостол ли я? … Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? …» (1Кор.9:1). Так же их служение сопровождалось сверхъестественными чудесами и знамениями. «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» (2Кор.12:12). Печатью их апостольства было – основание и упрочнение церквей в тех городах, куда их посылал Господь. «… ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1Кор.9:2).
Малые апостолы – это служители, которые также призваны Богом к тому чтобы основывать новые церкви, но их нельзя сравнить с ни с первоначальными Двенадцатью, ни с апостолом Павлом. Кевин Дж. Коннер пишет: «Многие миссионеры и священнослужители в новые времена также могут быть квалифицированы как малые апостолы». [5, С.145].
Также в ранней церкви были «апостольские группы», посылаемые в разные места с определенными заданиями (миссиями). Это не означает, что члены этих групп все были апостолами, но они были «посланы» Духом Святым.
Апостолы, как старейшины (епископы), должны быть сведущими в Божьем Слове. Также они должны иметь дух слуги. «В становлении апостола вопрос не в том, как занять место повыше, а как занять место достаточно низко. Вопрос не в том, чтобы «господствовать над Божьим наследием», но в том, сумеет ли человек, призванный в апостолы, стать достаточно низко для того, чтобы сказать из глубины своего сердца слова апостола Павла «верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый». (1Тим.1:15) [5, С.147].
2.2 Пророк
Так как и со служением апостола, со служением пророка существует много недоразумений. Некоторые говорят, что служение «апостолов и пророков» было нужно только для закладки основания Церкви. И с тех пор как основание заложено и завершен Канон Священного Писания, то служение «апостолов и пророков» больше не актуально. Но в рассматриваемом отрывке (Еф.4:8-13) есть указание, что все перечисленные дары благодати даны «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Очевидно, что церковь еще не достигла описанного здесь состояния. Из этого следует сделать вывод, что служение пророка не утратило своей значимости и необходимости в церкви. Чем тогда вызваны недопонимания и недоразумения в отношении этого дара. В первую очередь это вызвано тем, что служение пророков Ветхого Завета отличается от служения пророков Нового Завета. И хотя их основное предназначение – провозглашать волю Божью, остается без изменения, но то, как это проявляется, есть существенные отличия.
Кевин Дж. Коннер, проведя исследования пяти древнееврейских слов, обозначающих пророчество в Библии, делает следующее заключение: «Таким образом, в этих древнееврейских словах мы видим пророчество как ведение, бремя, Божественное ниспосланное высказывание; письменное или устное предсказание, и ниспосланная речь. Пророк – это тот, кто говорит от Бога, как Его уста». [5, С.155]. В Новом Завете для описания этого явления использовано греческое слово «propheteuo», что можно описать как – «доводить до народа Божественное откровение, предсказывать будущее, и при внезапном импульсе разразиться вдохновенной речью».
Через ветхозаветных пророков Бог отрывал Свой план спасения, давал закон, определил порядок Богослужения и устройство Скинии (Храма), предвозвестил приход Искупителя, открыл судьбы народов, царств и в конечном счете судьбу всего человечества. Также ветхозаветные пророки участвовали в руководстве, управлении. Они помазывали царей на царство и были для них посредниками перед Богом. В то время как «ни один новозаветный пророк никогда не был использован в руководстве или управлении жизнью другого человека. Они использовались для подтверждения уже известной и открытой воли Бога». [5, С.165]. Даже при написании Новозаветных Писаний, их авторы ссылались на пророков Ветхого Завета. Бог сверхъестественным образом открывал им написанное. В какой-то мере это справедливо даже для Откровения Иоанна Богослова. Большинство его образов и видений объясняют слова Самого Иисуса о Его Втором Пришествии, а также видения ветхозаветных пророков, таких как Даниил, Захария и др.
Из всего вышеперечисленного, очевидно, что между пророками Ветхого и Нового Завета существует некоторое различие. Однако это не значит, что служение пророка Нового Завета не нужно или оно не является Божьей волей для Церкви. Билли Грэм классифицирует служение пророка в современной церкви следующим образом. «Это дело Святого Духа освещать умы тех, кто призван на пророческий пост, понимает Слово Божье и применяет его с глубиной недоступной тем, кто не имеет дара пророчества. Слово может звучать как новая истина, заново проявленная, но чтобы быть библейским, оно должно основываться на Слове Божьем. Существует отличие между доктриной и направлением». [3, С.166]. Иными словами, пророчество современного пророка не может содержать в себе какой-либо принципиально новой вести. Как, например, пророчество Мормоны. Пророк Нового Завета понимает, как Писание необходимо применять к сегодняшней ситуации и в каком направлении Бог желает, чтобы двигалась церковь. Важным качеством пророка также является уникальная способность различать грех и искажение Слова Божьего в толковании и применении. Из-за этой способности пророки обычно не популярны в церкви. И тем не менее Бог установил служение пророков в церкви и если церковь не принимает этого служения, то тем самым лишает себя благословения. При этом необходимо помнить, что все необходимо испытывать Писанием.
«Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис.8:20)
2.3 Евангелист
Термин «евангелист», происходит от греческого слова «euaggelistes», означающего «тот, кто объявляет добрые вести». Это слово использовано всего трижды в Новом Завете: по отношению к Филиппу благовестнику (Деян. 21:8); по отношению к одному из пяти даров служения (Еф. 4:11) и по отношению к Тимофею, которого Павел призывает совершать дело благовестника (2 Тим. 4:5). Но зато более сорока пяти раз употреблено слово «euaggelizo», означающее «сообщать хорошие или добрые новости», а также слово «euaggelion» – проповедь или доброе послание. Можно сказать, что эти родственные греческие слова имеют отношение и к человеку, который делиться радостной вестью; к самому посланию, которое он несет и к тому служению, которое он совершает. Как об этом даре пишет Билли Грэм – «дар евангелиста – это просто особая способность сообщать добрые вести». [3, С.168].
Но добрых вестей может быть много. Когда речь идет о даре евангелиста как об одном из вознесением дарованных даров служения, то речь идет о совершенно определенной и конкретной вести, которую несет евангелист. Эту весть апостол Павел кратко изложил в одном из своих посланий.
«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, … что Христос умер за грехи наши, … воскрес в третий день, …потом явился более нежели пятистам братьям в одно время, … во Христе все оживут … в пришествие Его. А затем конец, …. Последний же враг истребится – смерть, …., да будет Бог все во всем» (1Кор.15:1-28).
Поэтому кроме способности делиться с людьми хорошими новостями евангелист должен четко представлять себе ту весть, которую Бог так лаконично изложил на страницах
Писания через апостола Павла. Весть – «если придешь к Иисусу Христу, то будешь богатым и знаменитым», действительно является хорошей, доброй весть. Но это не является Евангелием в узком, Библейском смысле. Это не является поручением, данным Богом.
И, соответственно, не является Божественным даром Евангелиста, данного для служения в церкви, чтобы церковь служила погибающему миру.
Буквальное значение слова «пастырь» означает – «пастух». В своих исследованиях в вопросах этого дара Кевин Дж. Коннер приходит к следующим выводам. Что в современной церкви концепция понятия «пастор» – это руководитель общины. Причем, чаще всего – в единственном лице (некий директор церкви). Видя несоответствие Писанию и несостоятельность такой формы руководства, автор книги, под названием «Сила Божьей руки», посвященной пятигранному служению, в своем вступлении пишет следующее.
«Наверняка Божий замысел не сводится к тому, чтобы «наконец-то» открыть нам единственный эффективный метод созидания общины, предназначенный только для пастора. Скорее всего, Он хочет показать нам, как пять (а может, и больше?) различных служений, из которых служение пастора представляет собой всего лишь одну пятую часть, могут в полной мере в гармонии и согласии взаимодействовать друг с другом». [4, С.3].
Поэтому если говорить о «пастыре» не как о должности, а как об одном из вознесением дарованных служений, то можно обобщить сказанное Кевином Дж. Коннером и другими авторами. Это обобщение имеет примерно такой вид. Об Иисусе Христе говорится как о Добром Пастыре, который «полагает душу Свою за овец». Пастор как один из пресвитеров проявляет заботу и попечение о церкви. Основная отличительная черта дара пастора – это способность сострадать и сопереживать. «Пастырь будет служить стаду. Будет искать потерянных, возвращать угнанных, перевязывать раненных, врачевать больных и укреплять слабых». [5, С.184].
2.5 Учитель
Наименование этого дара служения говорит само за себя. Учитель – это тот кто учит, наставляет, делает истину понятной, доступной и практически применимой. Первоначальный Божий план состоял в том, чтобы учителя вместе с апостолами, пророками, евангелистами и пастырями тоже участвовали в руководстве и созидании церкви как пресвитеры. Чтобы они восполняли пробелы в познании истин Священного Писания в первую очередь в пресвитерском совете и в церкви в целом. Древняя латинская пословица гласит: «Кто ясно мыслит – ясно излагает». Как однажды сказал Билл Хайбелс на одном из семинаров, посвященных лидерству: «Если туман за кафедрой, то на заднем ряду полная тьма невежества». Задача учителя – развеять тьму и туман посредством Света Истины. Учитель – это человек Слова, законник в самом хорошем смысле. И он должен обладать достаточным терпением, потому как он работает над тем, чтобы изменять сознание людей. А люди меняться не спешат…
«И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше» (Лук.5:39).
3. ВЫЗОВ ИЗМЕНИТЬ ТРАДИЦИОННУЮ СИСТЕМУ
Название данного раздела взято из одноименной главы из книги Кевина Дж. Коннера, предложенной как основной материал для рассмотрения в данном реферате. Наблюдения, выводы и предложения по исправлению в церкви, которые он поместил в своей книге, очень схожи с высказываниями таких авторов как Йенс Кальдевай в книге «Сила Божьей руки», Александр Строк «Руководство Церковью. Библейские принципы» и др. Которые, являясь сами пасторами церквей в традиционном смысле (в смысле «директор»), поняли ошибочность данной формы управления, и перешли на управление церковью посредством Совета Старейшин (пресвитеров). Справедливости ради, сразу следует отметить, что в основном они все делают оговорку, что не следует воспринимать пятигранное служение и совет пресвитеров как «лекарство от всех болезней». Вот высказывание одного из них: «… пятигранное служение не является единственно правильным ответом на всеобщую нужду Церкви Христовой! Речь не идет о запатентованном Богом рецепте, который поможет исцелить все недуги современной церкви. Нет, это служение скорее является одним из полезных инструментов в огромном рабочем ящике, и нам предстоит отыскать этот инструмент и научиться им пользоваться». [4, С.3].
Если подвести краткий итог того, что описано в рассматриваемой двадцать пятой главе книги «Церковь Нового Завета», то это можно выразить следующими тезисами:
1) Отсутствие «монархической» или единоличной пасторской системы.
Кевин Дж. Коннер провел исследования и обнаружил, что нет никаких упоминаний, что общиной управлял какой-либо один человек. И нет в Новом Завете ни одного человека, которого называли бы «пастор», либо обращались с использованием этого титула.
«Никого никогда не называли «Пастор»». [5, С.199].
2) Множественность старейшин в церквях Нового Завета.
Как пишет сам автор, этот тезис является логическим продолжением предыдущего и является своего рода ответом единоличной пасторской системе. В своих исследованиях он увидел, что в ранней церкви всегда существовал совет старейшин, руководивший общиной. Этот совет состоял в основном из тех, кто призван в пятигранное служение. Тут Кевин Дж. Коннер делает оговорку: «… все дары служения являются старейшинами, но не все старейшины являются дарами служения». [5, С.203]. Иными словами, к управлению церковью как член совета старейшин может быть допущен верующий, который не имеет один из пяти вознесением дарованный служений, но имеет достаточный духовный опыт и соответствует описанию, приведенному в местах Писания, касающихся пресвитеров и епископов (1Тим.3:2-7), (Тит.1:7-9).
3) Правление церкви.
Этот тезис посвящен порядку осуществления руководства. Руководство должно осуществляться и процесс роста и движения церкви не должен быть «пущен на самотек». При этом необходимо помнить, что большинство не всегда право. Нельзя решать вопросы управления простым голосованием. Невозможно представить, что посредством голосования можно было назначить или уволить Моисея, Иисуса Навина, Петра, Павла… «Сама эта идея чужда и противоречит Библии. Так поступают люди мира сего». [5, С.204]. Власть в церкви принадлежит совету пресвитеров, но эта власть начинается и заканчивается там, где начинается и заканчивается Слово Божье.
4) Пятигранное служение.
В предыдущем разделе подробно описаны эти пять даров. Эти дары даны церкви ДО ТЕХ ПОР, ПОКА мы все не придем «в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного…». (Еф. 4:13). Это данное Богом установление для Его Церкви и люди не в праве это изменить.
5) Власть титулов.
«В силу падшей природы человечества и человеческих традиций, касающихся вопроса титулов, или, как мы его называем, власти титулов, это является одной из тех вещей, с которыми труднее всего справиться. Иисус предупреждал учеников об опасности власти титулов, то есть должностной власти». [5, С.206]. «А вы не называйтесь …, все же вы – братья». (Матф.23:8).
Церковь – это уникальная, новая формация, которую создал Бог в конце времен. Причем она сотворена не как организация, а как организм, очень сложный и динамичный. Генеральное управление Церковью осуществляет Сам Иисус Христос. В этом деле у Него есть соработники в каждой поместной церкви. Это члены церкви, которым даны дары пятигранного служения для созидания Тела Христова. Причем, именно дары служения, а не дары позиции власти. Эти дары различны и они взаимно дополняют и уравновешивают друг друга. Это уникальный Божий план, не имеющий аналогов в мире. К сожалению во многих современных церквях не принимается эта Божественная модель, но используются «изобретения» этого мира, такие как автократия, демократия… Это попытки соединить несоединимое – Дух и плоть. Самым большим препятствием для реализации Божьего плана является «власть титулов».
«Титул «Пастор», так широко используемый сегодня многими людьми стал одним из самых больших препятствий на пути к распознанию и принятию остальных четырех даров служения из Пятигранного служения». [5, С.201].
Некоторые дары пятигранного служения воспринимаются сегодня неоднозначно. Так есть различия в служении пророка Ветхого Завета и Нового Завета, а служение Апостола описывается в Новом Завете трояко. Точность в выборе названия дара не принципиальна. В современной церкви уже давно используется термин «миссионер». И это не мешает служителям двигаться в Боге и служить церкви и миру. Для таких людей важно не то насколько верный и громкий им присвоили титул, а то, насколько ясно и четко они понимают, что именно Бог призвал их делать. Причем делать это в кротости и смирении, не принимаю награду от людей, а ожидая награду от Того, Кто направил их на этот труд. Современной церкви необходимо уверовать в то, что расширение Царства Божьего это Небесный план. И для его осуществления нужны Небесные принципы. Одним из таких Небесных принципов является дарованное Богом для Церкви пятигранное служение.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия, Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета; Российское Библейское общество, М.2005.
2. Генри Геллей // Библейский справочник. СПб.: – Библия для всех, 2000.
3. Грэм Билли «Святой Дух». – Чикаго: «Христианское издательство», 1990. – 271с.
4. Йенс Кальдевай «Сила Божьей руки». – Ниж. Новгород: «Центр Агапе», 2001. – 120с.
5. Коннер. Дж. Кевин «Церковь в Новом Завете». – Украина; г.Ровно: Фирма «Принт Хауз», 2010. – 355 с.
6. Полная симфония на канонические книги Священного Писания. – Санкт-Петербург: Христианское общество «Библия для всех», 2000. – 1520 с.
Размещено на