- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,63 Мб
Возрождение в Италии
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»
БАРАБИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ОТДЕЛЕНИЕ
«ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»
КУРСОВАЯ РАБОТА
История мировой культуры
Тема: Возрождение в Италии
Выполнила:
Телепнева Юлия
Студентка группы ЭХТ – №39
Проверил преподаватель:
Берш Ирина Анатольевна
Барабинск 2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ
1.1 Политическое состояние страны и предпосылки Возрождения
1.2 Этапы эпохи Возрождения
1.3 Литература Возрождения
1.4 Архитектура Возрождения
1.5 Скульптура Возрождения
1.6 Живопись Возрождения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Возрождение, или Ренессанс (итал. Rinascimento; от «ri» – «снова» или «заново рожденный») – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Примерные хронологические рамки эпохи – начало XIV- последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях – первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).
Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин.
То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Это было концом средневековья и началом новой эры.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета.
Эпоха Возрождения – период огромных экономических и социальных преобразований в жизни европейских государств, в значительной мере обусловленный перемещением торговых путей и созданием новых торговых и промышленных центров в связи с открытием Америки и укреплением турок на Балканах,- связана также с радикальными изменениями в области идеологии и культуры. Эпоха Возрождения – эпоха гуманизма и просвещения; в это время расширяются представления о мире, меняются взгляды на человека и его роль в обществе.
Идеал человека эпохи Возрождения – сильная физически и умственно, волевая личность, способная отстоять свои права, способная активно изменить и усовершенствовать мир. Отсюда – новое направление в философии, науке, литературе, художественной культуре, в том числе изобразительном искусстве и архитектуре.
За исходное начало берется античное наследие, последовательный рационализм которого соответствовал целям и представлениям молодого класса. Отсюда огромный интерес к античности, к древним произведениям искусства, архитектуры.
Областями, в которых с особой наглядностью проявилось переломное значение эпохи Возрождения, стали архитектура и изобразительное искусство.
Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность.
Коллективный опыт средневековых мастеров уступил место индивидуальному творчеству художника и архитектора. Возросла роль светской архитектуры (общественные здания, дворцы, городские дома) и светских жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж).
Наиболее полно отличительные особенности культуры Возрождения проявились в искусстве Италии. Открытие чувственного богатства и многообразия реального мира сочеталось в итальянском искусстве с аналитическим изучением действительности; была последовательно разработана и теоретически обоснована художественная система реалистического изображения мира, подкреплённая научным изучением законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и светотеневой моделировки. Античное искусство было не только национальным классическим наследием и образцом, но и послужило отправной точкой в обращении итальянских художников к природе, в стремлении полнее раскрыть гармоничные закономерности бытия.
Эпоха Возрождения в культуре Италии – тема моей курсовой работы. Изучение наследия и достижений эпохи Возрождения актуально во все времена для любого образованного человека. Этот величайший период в истории культуры, подаривший миру многочисленные произведения искусства, чудесные скульптуры и картины, прекрасные архитектурные ансамбли, служит ориентиром для дальнейшего культурного развития.
Цель курсовой работы – исследование и изучение периода Возрождения в культуре Италии, для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть временные рамки периода Возрождения, основные его этапы.
Выявить основные предпосылки возникновения такого явления, как Возрождение, изучив политическое и социально – экономическое состояние Италии.
Сделать краткий обзор достижений итальянских ученых, художников, скульпторов, живописцев эпохи Возрождения.
Иллюстрировать наиболее выдающиеся и известные произведения искусства эпохи Возрождения.
Источниками информации для написания курсовой работы послужили труды ученых – искусствоведов, архитекторов, а также электронные ресурсы и художественные энциклопедии.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Для удобства изложения материала основная часть курсовой работы разбита на главы, описывающие отдельные направления развития культуры Италии периода Возрождения: живопись, скульптуру, архитектуру, литературу.
В рамках курсовой работы невозможно достаточно широко раскрыть изучаемую эпоху, поэтому моя курсовая работа представляет собой краткий экскурс в эпоху Возрождения в Италии.
. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ
1.1 Политическое состояние страны и предпосылки Возрождения
возрождение художник живописец скульптор
Италия является родиной всего европейского Возрождения, так как для этого здесь раньше всего созрели социально-экономические предпосылки. В Италии рано начали формироваться капиталистические отношения, и люди, которые были заинтересованы в их развитии, должны были выйти из-под гнета феодализма и опеки церкви. Это были буржуа, но это не были буржуазно-ограниченные люди, как в последующие века. Это были люди с широким кругозором, совершавшие путешествия, говорящие на нескольких языках и активные участники любых политических событий.
С середины 15 столетия прекратилось противостояние в международном плане ислама и христианства. О христовых походах или о священном газавате уже не могло быть и речи. Мусульмане окончательно овладели землями южного средиземноморья, а после захвата Константинополя (1453 год) окончательно вытеснили христиан из Азии.
Христиане, в свою очередь, окончательно вытеснили мусульман из католической (Западной) Европы, уничтожив в 1492 году ( в год открытия Колумбом Америки) на Пиренейском полуострове Кордовский халифат. Все населения Европы было окончательно христианизовано.
После окончания Столетней войны (1337-1453) между Англией и Францией в отношениях между европейскими странами наступает период относительного мира. Создались условия для того, чтобы спокойно осмотреться, уяснить свое историческое местонахождение, сделать из пройденного пути принципиальные выводы… Под эпохой Средних веков настало время подвести итоговую черту. Средневековье закончилось. Надлежит начинать новый этап исторического продвижения вперед. Неуклонно наступала эпоха Возрождения, Ренессанса.
Третьим важнейшим историческим фактором стал упадок влияния церкви на общественно-государственную жизнь стан Западной Европы. К этому времени христианство идеологически законсервировалось и в принципе оказалось неспособным к дальнейшему прогрессу: развитию или усовершенствованию. К этому присоединялось внутреннее моральное разложение церковной иерархии, вследствие чего она потеряла бывшую власть над светскими государями.
В свою очередь феодализм, как социально-политический строй, еще не исчерпал резервов своего прогрессивного развития. Более того, именно к рассматриваемому нами времени для расцвета феодализма. При этих условиях светская власть освобождается от церковного верховенства над собой. Церковь и христианство вытесняется с дороги исторического прогресса на маргинальные (побочные, второстепенные, только – сопутствующие) позиции. В Европе повсеместно началось интенсивное развитие государственно-политического строя абсолютной монархии, которая в границах своей власти берет верх над властью церковной. В Англии это осуществлено со времени утверждения на престоле династии Тюдоров (1485 год), во Франции – Людовика ХI (1461), в Испании – Изабеллы и Фердинанда (1479), в России – Ивана ІІІ (1462), в Венгрии – Матвея Корвина и так далее.
Ослабление, а то и – подрыв господства церкви в политической жизни народов Европы самым положительным образом сказалось на всех сторонах социальной, исторической и культурной жизни народов Европы.
В 14-15 столетиях в Италии, несмотря на ее политическую раздробленность, происходили глубокие, хотя и постепенные преобразования. Политические неурядицы, накопление богатств в этом центре мировой торговли и, наконец, богатая история Италии способствовали Ренессансу – возрождению традиций древних цивилизаций Греции и Рима.
Рост благосостояния сопровождался формированием общества, которое было урбанистическим, светским и глубоко индивидуалистическим. Города, возникшие еще в Римскую эпоху и никогда полностью не исчезавшие, возродились благодаря огромному подъему торговли и промышленности. Более того, распри между императорами и папами позволили городам, лавируя между обеими сторонами, освободиться от внешнего контроля. Всюду, за исключением юга Апеннинского п-ова, города стали распространять свою власть и на окружающую сельскую местность. Феодальной знати приходилось отказываться от привычного образа жизни и участвовать в интеллектуальной и духовной деятельности в городах.
В политическом отношении феодальная анархия сменилась полным хаосом. За исключением расположенного на юге Неаполитанского королевства, Апеннинский п-ов был разделен на множество мелких городов-государств, почти полностью независимых как от императора, так и от папы. Конечно, происходили различного рода захваты и слияния, но многие города могли успешно за себя постоять, и никакие соглашения или силы не могли принудить их к объединению. В то же время резкие социальные противоречия в самих городах и необходимость образования единого фронта против внешних врагов способствовали падению многих республиканских режимов, что облегчало деспотам захват власти. Люди, устав от нестабильности, сами искали или одобряли появление таких тиранов, которые правили с помощью наемников (кондотьеров), но вместе с тем стремились добиться уважения и поддержки у горожан. В этот период происходило значительное расширение более крупных государств за счет мелких, и к 1494 осталось лишь пять крупных государств и еще меньше городов-государств.
В эпоху Возрождения Италия процветала благодаря хрупкому балансу политических и культурных факторов, сложившемуся тогда в Европе и в мире в целом. В 14 – первой половине 15 в. страна была раздроблена на множество независимых государств. Династические, институционные и социальные факторы препятствовали превращению итальянской культурной общности в какую-то реальную форму политического единства. Как утверждали Макиавелли и другие итальянские мыслители этого времени, в сложившемся историческом парадоксе и следует искать корни блеска и трагедии итальянского Возрождения. Падение двух универсальных властных систем Средневековья – Священной Римской империи и папства – неоднократно побуждало предпринимать попытки объединения Италии.
В течение более ста лет (1305-1414) на это были направлены энергичные усилия, исходившие с Севера, Центра и Юга Италии. Их целью было достижение в той или иной форме единства страны или, по крайней мере, приведение множества государств под общую политическую власть. Наиболее значимые из таких усилий последовательно поддерживались Роберто Неаполитанским (1308-1343), Кола ди Риенцо в Риме (1347-1354), архиепископом Джованни Висконти Миланским (1349-1359) и римским кардиналом Эджидио Альборнозом (1352-1367). Последние две серьезные попытки соответственно на Севере и на Юге были предприняты под руководством Джана Галеаццо Висконти из Милана (1385-1402) и неаполитанского короля Владислава (1402-1414). Во всех этих случаях коалиции других сил в Италии собирались под знаменем «свободы Италии» и успешно противостояли стремлению навязать стране единое правление. После поражения Джана Галеаццо и Владислава последовал целый ряд войн между пятью крупнейшими итальянскими государствами.
В середине 15 в. Италия столкнулась с двумя новыми неблагоприятными факторами международной жизни. На Западе, за Альпами, подходила к концу затяжная борьба между феодальными династиями Европы, в частности, англо-французский конфликт. Поэтому следовало ожидать, что в итальянские дела вскоре вмешаются крупные континентальные государства – Франция, Испания и Австрия. На восточных – средиземноморском и адриатическом – флангах Италии появилась угроза со стороны османов.
Дальновидные государственные деятели в каждом из пяти крупных итальянских государств вскоре осознали, что затянувшаяся в Италии «гражданская война» должна быть прекращена. Начались мирные переговоры. По инициативе Козимо Медичи из Флоренции и папы Николая V дож Венеции Франческо Фоскари и герцог Миланский Франческо Сфорца в апреле 1454 заключили Лодийский мир. Зародилась федерация, к которой присоединились неаполитанский король Альфонсо Арагонский и, в конечном итоге, более мелкие итальянские государства под главенством папы. Священная Лига итальянских государств наложила запрет на конфликты в пределах Апеннинского п-ова и создала новую структуру мирного сосуществования.
Почти сорок лет, с 1454 по 1494, Италия наслаждалась миром и расцветом культуры эпохи Возрождения, проявившейся в искусстве, науке и философии. До 1492 Лоренцо Медичи выступал как арбитр в политике и правил Италией, не вовлекая ее в союзы с иностранными европейскими державами. Однако не прошло и двух лет после смерти Лоренцо, как страх, честолюбие и эгоизм породили среди правителей итальянских государств атмосферу взаимного недоверия.
Французский король Карл VIII возложил на себя миссию избавить Италию от реальных и частично надуманных невзгод, спровоцированных действиями эгоистичных государей. С открытым осуждением этих действий выступил флорентийский религиозный деятель Савонарола. В 1494 КарлVIII вторгся в Италию и 22 февраля 1495 вступил в Рим; затем последовали другие нашествия. В 1527 Рим был разграблен войсками императора Карла V из династии Габсбургов. По миру, заключенному в Камбре в 1529, французам пришлось отказаться от своих притязаний в Италии, но позже они предприняли новые, столь же неудачные попытки изгнать Габсбургов из Италии. Итальянские войны закончились в 1559 миром в Като-Камбрези, по которому большая часть Италии была включена в империю Габсбургов.
.2 Этапы эпохи Возрождения
Эпоху Возрождения принято делить на 4 этапа:
Проторенессанс (2-я половина XIII века – XIV век)
Высокое Возрождение (конец XV – первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI – 90-е годы XVI века)
Проторенессанс тесно связан со Средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию.
В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение – собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.
Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини).
Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности. Джотто ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века
Третий период Возрождения – время самого пышного развития его стиля – принято называть «Высоким Возрождением».
Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год.
В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II – человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству.
При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.
Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.
Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это – Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) и Рафаэль Санти (1483 – 1520).
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности.
В этот период в Южной Европе восторжествовала контрреформация, во Флоренции получал развитие маньеризм, у художественных традиций Венеции была собственная логика развития.
.3 Литература Возрождения
Литература является одним из важнейших достижений культуры Ренессанса, именно в ней, как и в изобразительном искусстве, проявились с наибольшей силой новые представления о человеке и мире, присущие указанной культуре. Объектом литературы становилась земная жизнь во всем ее многообразии, динамике и подлинности, что принципиально отличает литературу Возрождения от средневековой литературы. Особенностью литературы Ренессанса, как и всей культуры, был глубочайший интерес к личности и ее переживаниям, проблеме личности и общества, прославление красоты человека, обостренное восприятие поэзии земного мира. Как и гуманизму-идеологии Ренессанса, литературе Возрождения было присуще стремление откликнуться на все актуальные вопросы человеческого бытия, а также обращение к национальному историческому и легендарному прошлому. Отсюда невиданный со времен античности расцвет лирической поэзии и создание новых поэтических форм, а впоследствии подъем драматургии.
Именно культура Ренессанса поставила литературу, точнее поэзию и занятия языком и литературой, выше других видов человеческой деятельности. Сам факт провозглашения на заре Возрождения поэзии как одного из способов познания и осмысления мира определил место литературы в культуре Ренессанса. С развитием литературы Возрождения связан процесс становления национальных языков в европейских странах, гуманисты в Италии, Франции, Англии выступают как защитники национального языка, а во многих случаях и как его создатели. Особенностью литературы Ренессанса было то, что она создавалась как на национальных языках, так и на латыни, однако почти все высшие ее достижения оказались связаны с первыми.
Литература Возрождения в корне изменила жанровую систему. Была создана новая система литературных жанров, некоторые из них, известные со времен античности, были возрождены и переосмыслены с гуманистических позиций, другие созданы заново. Наибольшие изменения коснулись сферы драматургии. Взамен средневековых жанров Ренессанс возродил трагедию и комедию, жанры, в буквальном смысле сошедшие со сцены еще во времена Римской империи. По сравнению со средневековой литературой изменяются сюжеты произведений – сначала утверждаются мифологические, затем исторические или современные. Меняется сценография, она основана на принципе правдоподобия. Сначала возвращается комедия, затем трагедия, достаточно широкое распространение в литературе получает пастораль (пастушеская драма). Жанр придворного театра, возникший в Италии в XVI в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Фактически ведет свое начало от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины».
Эпос в литературе Возрождения представлен в разных формах. Следует отметить, прежде всего, широкое распространение эпической поэмы, новую жизнь приобретает средневековый рыцарский роман, причем в него вливается новое содержание. На закате Возрождения утверждается плутовской роман. Подлинным созданием Ренессанса становится жанр новеллы, типологические основы которого были заложены Боккаччо.
Специфически ренессансным жанром стал диалог. Он первоначально являлся излюбленной формой сочинений гуманистов, ставивших целью заставить читателя, взвесив доводы «за» и «против» в спорах, сделать вывод самому.
Черты идей гуманизма в итальянской литературе проявляются уже у Данте Алигьери, предшественника Возрождения, жившего на рубеже XIII и XIV веков. Наиболее полно новое движение проявилось в середине XIV века. В своих философских сочинениях (Пир и Монархия) и величайшей поэме Божественная комедия он отразил все сложности миросозерцания человека переходного периода, который уже ясно видит будущее новой культуры.
Культурные деятели того времени вели борьбу со схоластикой, аскетизмом, мистикой, с подчинением литературы и искусства религии, называли себя гуманистами. Писатели Средневековья брали у античных авторов «букву», то есть отдельные сведения, отрывки, сентенции, вырванные из контекста. Писатели Возрождения читали и изучали целые произведения, обращая внимание на существо произведений. Они также обращались и к фольклору, народному творчеству, народной мудрости. Первыми гуманистами считаются Франческо Петрарка, автор цикла сонетов в честь Лауры, и Джованни Боккаччо, автор «Декамерона», сборника новелл.
Подлинным зачинателем Ренессанса является Франческо Петрарка (1304-1374), в творчестве которого определился поворот к новой культуре и иным духовным ценностям. Именно с его деятельности началось воссоздание античной культуры, изучение литературных памятников, поиск античных рукописей. Петрарка был не только ученым, но и видным философом, политическим деятелем, фактически первым в истории Европы интеллектуалом. Он поставил знание на такую высоту, что в 1349 был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, подобно античным героям.
Для современников Петрарка стал одновременно символом и идеальной личностью новой культуры. Он провозгласил принцип необходимости овладения культурным наследием античности, но эта задача предполагала формирование нравственно совершенного, духовно обогащенного и интеллектуально развитого человека. Человек должен был в своем выборе опираться на опыт прошлого.
Петрарка создал новую систему мышления, определил все представления о человеке Ренессанса, был видным филологом, совершенствовал латинский язык. В своих латинских произведениях он опирался на античную традицию, в духе Вергилия писал эклоги (разновидность идиллии, стихотворение, в котором изображалась сцена из пастушечьей жизни), в духе Горация – Стихотворные послания. Лучшим своим творением он считал Африку (1339-1341), поэму на латинском языке по образцу Энеиды Вергилия, где он от имени античных героев пророчествует о великой грядущей славе Италии и возрождении еще более великой итальянской культуры. В истории литературы он остался, прежде всего, как создатель сборника стихов Книга песен, написанного им на итальянском языке и посвященного воспеванию красоты человеческих чувств, любви, облагораживающей и совершенствующей человека. Имя его возлюбленной Лауры со времен Петрарки стало нарицательным, а сама книга – образцом для большинства поэтов Ренессанса, так что во Франции даже появился глагол «петраркизировать».
Младший современник и друг Петрарки, Джованни Боккаччо (1313-1375), был его продолжателем. Его литературное наследие достаточно разнообразно: писатель обращался и к традиционному жанру куртуазного романа (Филоколо и Филострато) и классическому эпосу (Тезеида). Боккаччо создал ряд произведений в новых жанрах: ему принадлежит роман в прозе и стихах Комедия флорентийских нимф, положившая начало жанру пасторали. Перу Боккаччо принадлежит и необычайно лирическая поэма-пастораль Фьезоланские нимфы. Он создал первый психологический роман в Европе Элегия мадонны Фьяметты.
В истории литературы он остался, прежде всего, создателем жанра ренессансной новеллы (небольшая повесть, рассказ), знаменитого сборника Декамерон. В Декамероне выведено новое общество (рассказчиков новелл) – образованное, тонко чувствующее, поэтизирующее мир, прекрасное. Этот мир основан на общности культуры и противопоставлен страшным картинам гибели и разложения общества во время эпидемии чумы.
В новеллах автор дает широчайшую панораму жизненных ситуаций и явлений. Герои представляют все слои европейского общества, и все они высоко ценят земную жизнь. Новый герой – человек, активно действующий, способный вступить в борьбу с судьбой и наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Человек Боккаччо бесстрашен, он стремится покорить и изменить мир, настаивает на своей свободе чувств и действий и праве выбора.
Литература 15 в. связана была с развитием лирики в творчестве Анджело Полициано (1454-1494) и Лоренцо Медичи (1449-1492), для творчества которого характерны карнавальные песни, воспевающие радость жизни. Полициано принадлежит первая гуманистическая поэма, написанная для театра, Сказание об Орфее. В 15 в. был создан и первый пасторальный роман Аркадия Якопо Санадзаро, оказавший влияние на дальнейшее развитие жанра.
Жанр новеллы получил в 15 в. дальнейшее развитие. Поджо Браччолини (1380-1459) оставил сборник фацетий (анекдотов, по жанру близких к новеллам). В конце века жанр новеллы (уже на неаполитанском диалекте) оказался связан с творчеством Томмазо (Мазуччо) Гвардато (ок. 1420-1476), оставившего книгу Новеллино.
Значительное место в литературе итальянского Ренессанса занимает эпическая поэзия, питавшаяся сюжетами, почерпнутыми из рыцарских романов, и, прежде всего каролингского цикла. Лучшими образцами этой поэзии были Большой Морганте Луиджи Пульчи (1432-1484) и Влюбленный Орландо (1483-1494) Маттео Боярдо (1441-1494).
Высокое Возрождение в литературе Италии характеризовалось преобладанием классического ренессансного стиля, монументально-возвышенного, воплощающего гуманистические идеалы красоты и гармонии, откуда вытекала идеализация действительности. Оно связано, прежде всего, с именем Лудовико Ариосто (1474-1533), оставившего грандиозную поэму Неистовый Роланд, ставшей одной из величайших вершин итальянского Ренессанса. Подобно своему предшественнику Маттео Боярдо (Влюбленный Роланд) Ариосто обратился к сюжетам рыцарских романов, посвященных паладинам Карла Великого и рыцарям Круглого Стола. Средневековые образы и ситуации обретают новый облик и получают новую трактовку: герои наделены чертами ренессансной личности, сильными чувствами, твердой волей и способностью наслаждаться жизнью. Поражает изобретательность и свобода автора в композиционном построении романа при общем гармоническом равновесии всего текста. Героические эпизоды могли сочетаться с чисто комическими эпизодами. Поэма была написана особой строфой, часто называвшейся «золотой октавой».
Лирическая струя в эпоху Высокого Возрождения связана с поэзией Пьетро Бембо, ставшего родоначальником поэзии петраркизма, культивировавшей поэтическое наследие Петрарки.
Для литературы Позднего Возрождения характерно сохранение сложившейся системы жанров, но в ней меняется многое (сюжеты, образы и т.д.), в том числе и идейная направленность. Крупнейшими мастерами новеллы этого периода стали М.Банделло (1485-1565) и Дж. Чинтио (1504-1573).
И Новеллам Банделло и Ста рассказам Чинтио присущи предельный драматизм ситуаций, повышенный динамизм, неприукрашенное изображение изнанки жизни и роковых страстей. Новелла приобретает пессимистический и трагический характер. Третьему из новеллистов Позднего Ренессанса, Джованни Франческо Страпароле (1500-1557), также присущ отход от гармонии и ясности Ренессанса, его язык переплетается с простонародным, и автор опирается на фольклор. Особое место в этот период занимает автобиографическое сочинение знаменитого скульптора и чеканщика Бенвенуто Челлини.
Лирическая поэзия позднего Возрождения в Италии во многом связана с творчеством женщин. В стихах В.Колонны (1490-1547) и Г.Стампы (ок. 1520-1554) отразились драматические переживания и страсть. Совершенно особое место в литературе Италии Позднего Возрождения занимают стихотворные произведения великого художника Микеланджело, поэзия которого пронизана предельно трагическими мотивами. Литературу Позднего Возрождения венчает художественное наследие Торквато Тассо (1544-1595). Его раннее произведение, Аминта (1573), было создано в жанре драматической высокопоэтичной пасторали. Наибольшую славу получила его эпическая поэма Освобожденный Иерусалим (1580). Сюжет был почерпнут из эпохи крестовых походов, но прославление подвигов его героев органично сочетается с новыми веяниями, влиянием идей Контрреформации. В поэме соединялись идеи Возрождения, веяния позднего Ренессанса и сказочные элементы рыцарских романов (околдованный лес, волшебные сады и замки). Героическая поэма была пронизана религиозными мотивами, ей присуще необычайное богатство языка.
В меньшей мере получила в Италии развитие драматургия. В 16 в. в основном писались комедии и пасторали. Комедии писались таким великими авторами, как Макиавелли (1469-1527) (Мандрагора) и Ариосто (1474-1533), а завершает развитие комедии итальянского Возрождения пьеса великого ученого и мыслителя Джордано Бруно (1548-1600). Наряду с «ученой комедией», созданной по античным образцам развивается и народная комедия масок, зарождается трагедия. К концу века все большее распространение получает (в связи с развитием придворного театра и музыки) пастораль (Верный пастух Д.Гварини).
Характерной чертой литературы 16 в. является появление и деятельность литературных объединений, прежде всего, академий.
В последующие века появляется ещё целая плеяда крупных представителей литературы: Лодовико Ариосто, Пьетро Аретино, Торквато Тассо, Саннадзаро, Макиавелли, Бернардо Довици, группа поэтов-петраркистов.
.4 Архитектура Возрождения
Архитектура эпохи Возрождения пришла на смену архитектуре мрачного готического Средневековья вместе с идеями раскрепощения, гуманизма и достоинства человеческой личности. В это время в обществе появляется сильное увлечение античностью, которое проникает во все сферы искусства.
Но Возрождения в буквальном смысле слова не было, так как функциональные требования и типы зданий, а также конструкции были совсем другими. Могло быть Возрождение только архитектурно-декоративных тем и мотивов, ордерной системы и определенного круга пластических, декоративных деталей. Кроме того, отказ от готической системы мог быть лишь относительным и постепенным. Без воспитанного средневековьем совершенства строительной и художественной техники архитектура Возрождения и связанный с ней синтез искусств были бы невозможны. Кроме того, в первой половине XV века еще существовала византийская архитектура, и влияние ее на итальянское строительство было существенным.
Архитектура занимает ведущее место в ренессансном художественном творчестве. В этот период возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек. Существенно изменяется характер монументальной архитектуры, и в отличие от вертикализма пространств, соответствовавшего мировоззрению средневековья, новые формы развиваются в ширину. Архитектура характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей.
Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод являются основными элементами, которые ренессанс свободно использует, создавая их различные комбинации.
Очень важным является и изменение характера пространства. Вместо вдохновенного готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные, формы. Основные геометрические фигуры и тела в ренессансной архитектуре – квадрат, прямоугольник, куб и шар. С самого начала и через весь период Ренессанса проходит принцип художественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам.
Преобладающие и модные цвета: пурпурный, синий, желтый, коричневый;
Линии: полуциркульные линии, геометрический рисунок (круг, квадрат, крест, восьмиугольник), преимущественно горизонтальное членение интерьера;
Форма стиля ренессанс: крутая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры.
В эпоху Возрождения в области искусств и архитектуры на первый план выдвигается творческая личность мастера-художника, мастера-архитектора, обладавшего определенной творческой индивидуальностью. Архитектор эпохи Возрождения сменяет собой цехового мастера эпохи готики. В мировую историю архитектуры эпоха Возрождения вписала великие имена Брунеллеско, Альберти, Браманте, Микеланджело, Делорма, Джонса, Эрреры.
Все более важным материалом становятся строительные растворы. Практически Ренессанс – период наступления штукатурки в архитектуре. Раствор используется не только в кладке, но и в виде гладкой штукатурки, сграффито, руста и для создания некоторых других архитектурных элементов. Кирпич по-прежнему остается привычным материалом, конструктивным и декоративным.
Ренессанс характерен чередованием материалов и цвета, широко используются цветные материалы: терракота, майолика и глазурованный кирпич. Изделиям из этих материалов легко придать различную форму, что позволяло создавать различные элементы и детали архитектурного оформления сериями.
В XVI в. чаще, чем настенная живопись, в убранстве интерьеров используются лепные украшения, вначале белые, а впоследствии тонированные и золотые. В значительном количестве применяется железо, особенно в качестве конструктивных деталей, обеспечивающих жесткость с помощью тяг и затяжек.
Медь, олово и бронза используются в декоративных целях. Из дерева конструируются стропила, карнизы и потолки, которые имеют кесссоны сложной формы. В некоторых случаях из дерева выполняются и своды, например, циллиндрические с люнетами.
Новое направление в архитектуре Италии XV в. ранее и отчетливее, чем где-либо, проявилось во Флоренции. Зодчие раннего Возрождения унаследовали от средневековых мастеров многие из приемов строительной техники. Таковы, в частности, кладка стен зданий из кирпича с последующей облицовкой камнем; применение крестовых, цилиндрических и сомкнутых сводов из кирпича; плоских деревянных, балочных и стропильных перекрытий.
Эволюция итальянской архитектуры в 15 в. нередко протекала в сложных и противоречивых формах. Часто давала себя знать незрелость и непоследовательность в применении классической ордерной системы, в смешении античных и средневековых форм.
Ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Филиппе Брунеллески (1377-1446).
Наиболее ранним из крупнейших произведений Брунеллески был купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420-1436). Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет около 42 м), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен.
Рисунок 1 – Брунеллески. Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420-1436 гг.
Собор Санта Мария дель Фьоре был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города (на момент строительства – 90000 человек), т. е. был чем-то вроде огромной крытой площади. Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом.
Вторым после Брунеллески великим итальянским зодчим раннего Ренессанса был Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446-1451) – наиболее законченное творение Альберти в светской архитектуре, показывающее зрелость и остроту его композиционных замыслов.
Имя Альберти по праву считается одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства Раннего Возрождения.
Высокий Ренессанс – краткий отрезок времени в три десятилетия, от начала XVI века и фактически до вторжения в Рим войск германского императора Карла V, которое приостановило строительство и художественную деятельность «вечного города».
Этот период связан с повышением политической активности папства. При папах Юлии II и Льве X в Риме работают крупнейшие мастера – Рафаэль, Микеланджело, Браманте и другие. Рим становится архитектурной столицей Италии, сохраняя эту роль на протяжений всех последующих столетий, фактически вплоть до нашей современности
Основоположником Высокого Возрождения в архитектуре был Донато Анжело Браманте (1444-1514), приглашенный в 1499 году из Милана в Рим папой Юлием II, который собрал в "Вечном городе" лучших художников Италии. Самой большой задачей, которую пришлось решать Браманте, стал проект грандиозного сооружения эпохи Возрождения – собора Св. Петра в Риме.
После смерти Браманте строительство возглавил его ученик, знаменитый художник Рафаэль Санти (1483-1520), который пытался решить проблему взаимного отношения живописи, скультуры и архитектуры. Строительство собора Cв. Петра после Рафаэля продолжил Антонио ди Сангалло, также спроектировавший палаццо Фарнезе. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство.
В архитектуре Венеции Высокое Возрождение может быть охарактеризовано творчеством зодчего Якопо Сансовино, построившего ряд сооружений в центре города, и прежде всего здание библиотеки св. Марка. Двухэтажное, протяженной конфигурации сооружение, в первом этаже которого за галереей находятся торговые помещения, а во втором – собственно библиотека, оформлено ордерными аркадами. Большие арки, скульптура, заполняющая их пазухи, рельефы на фризах и, наконец, статуи на парапете – все это определяет вполне венецианский характер здания. Такой классический мотив, как система римской архитектурной ячейки, воспроизведен здесь в чисто венецианском декоративном плане.
Позднее Возрождение (1530-1580 годы) – это не время упадка, это период дальнейшего продолжения традиций Высокого Возрождения, но в иной исторической обстановке, что повлияло на искусство и архитектуру.
Выдающимися зодчими этого времени были Микеланджело (1475-1564) Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573) и Андрее Палладио (1518-1580).
Андреа Палладио (1508-1580), творчеством которого завершается период позднего Ренессанса, ограничил свою деятельность родным городом – Виченцей, но его роль в развитии итальянской и мировой архитектуры выходит далеко за пределы Северной Италии. Работы Палладио характеризуют совершенство в построении ордера, прекрасная отработка деталей и особая пластичность, мягкость всех элементов архитектуры.
Наиболее известная вилла Палладио – вилла Ротонда (заложена в 1553 г.)
Рисунок 4 – Вилла Ротонда в Виченце
Одной из его значительных построек является театр Олимпико, строительство которого в Виченце было начато в 1555 г. и завершено архитектором Скамоцци в 1585 г. Творчество Палладио оказало огромное воздействие на мировую архитектуру, прежде всего на архитектуру классицизма второй половины XVIII и первой половины XIX века.
Рисунок 5 – Сцена театра Олимпико
Рисунок 6 – Театр Олимпико работы Андреа Палладио
.5 Скульптура Возрождения
Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 – между 1278 и 1284).
Он родился в Апулии, на юге Италии. Работая в Пизе, так сроднился с городом, что получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальянского искусства. Его творчество развивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и ране христианских саркофагов.
Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование. Кафедра из белого, розово-красного и тёмно-зелёного мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов.
Рисунок 7 – Резная мраморная кафедра Сиенского собора работы Никколо Пизано
Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы, однако кафедра принадлежит уже новой эпохе. Главное достижение ваятеля состоит в том, что он сумел придать формам объёмность и выразительность, а каждое изображение обладает телесной мощью.
Из мастерской Никколо Пизано вышли замечательные мастера скульптуры Проторенессанса – его сын Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио, известный и как архитектор Арнольфо ди Камбио (около 1245 – после 1310) тяготел к монументальной скульптуре, в которой использовал свои жизненные наблюдения. Одна из лучших работ мастера, выполненная им совместно с отцом и сыном Пизано, – фонтан на площади Перуджи. Украшенный многочисленными рельефами и статуями фонтан Фонте Маджоре, оконченный в 1278 г, стал гордостью города. Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду. Полулежащие фигуры, выполненные Арнольфо ди Камбио для фонтана, сохранились в городском музее в фрагментах. В них скульптор сумел передать всё богатство движений человеческого тела.
Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII – начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 – после 1314). Ученик и помощник Никколо Пизано, он стал гораздо более известным мастером, чем его знаменитый отец.
В науке сложилась давняя традиция характеризовать Джованни Пизано как ревностного почитателя готического искусства Франции. Предполагают, что он посетил эту страну и был потрясён великолепием и выразительностью её архитектуры и скульптуры. Творчество Джованни Пизано – редкий пример искусства, которое опережало своё время и протягивало нити в будущее. Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прославленного скульптора Микеланджело.
Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизанском соборе и церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн.
Сложные многофигурные рельефы, украшающие кафедры в соборе Пизы и церкви Сант-Андреа в Пистойе, охвачены порывистым движением. Фигуры, утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня. Их жесты естественны, лица выразительны. Особенно экспрессивны такие драматические сцены, как «Распятие» и «Избиение младенцев».
Переплелись между собой многочисленные фигуры; матери, пытаясь спасти своих детей, вступают в схватку с солдатами; даже львы,поддерживающие пизанскую кафедру, кажется, рычат от ярости.
В XV в. итальянская скульптура переживала расцвет, она приобрела самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новые жанры. В практику художественной жизни начинали входить заказы богатых купеческих и ремесленных кругов на украшение общественных зданий, художественные конкурсы приобретали характер широких общественных мероприятий.
Событием, которое открывает новый период в развитии итальянской ренессансной скульптуры, считается состоявшийся в 1401 г. конкурс на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия. Среди участников конкурса были молодые мастера – Филиппе Брунеллески и Лоренцо Гиберти (около 1381-1455)
Победил на конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. Один из самых образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства, Гиберти, в творчестве которого главным были равновесие и гармония всех элементов изображения, посвятил жизнь одному виду скульптуры – рельефу. Его искания достигли вершины в изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425-1452 г.), которые Микеланджело назвал «Вратами рая». Составляющие их десять квадратных композиций из позолоченной бронзы передают глубину пространства, в которой сливаются фигуры, природа, архитектура. Они напоминают своей выразительностью живописные картины. Мастерская Гиберти стала настоящей школой для целого поколения художников. В его мастерской в качестве помощника работал молодой Донателло, в будущем великий реформатор итальянской скульптуры Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло (около 1386-1466), родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти.
С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Эти качества проявились уже в ранних работах мастера – статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы.
Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г.) – юноша-воин с щитом в руке. У него сосредоточенный, глубокий взгляд; он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, подчас грубоватые, неприкрашенные, даже уродливые, но живые и естественные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква).
В 1430 г. Донателло создал «Давида», первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, – один из излюбленных образов Ренессанса. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига.
Второе поколение флорентийских скульпторов тяготело к более лирическому, умиротворённому, светскому искусству. Ведущая роль в нём принадлежала семье скульпторов делла Роббиа. Глава семьи Лукка делла Роббиа (1399 или 1400- 1482), современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурной техники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой. Техника глазури (майолики), известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, почему и получила своё название, а затем широко распространилась в Италии. Лукка делла Роббиа создавал медальоны с рельефами на густо-синем фоне для зданий и алтарей, гирлянды из цветов и плодов, майоликовые бюсты Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя. Жизнерадостное, нарядное, доброе искусство этого мастера получило заслуженное признание современников. Большого совершенства в технике майолики достиг также его племянник Андреа делла Роббиа (1435-1525).
Микеланджело Буонарроти (1475- 1564)-величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры.
Флоренции принадлежат почти все скульптурные работы Микеланджело. Он похоронен во флорентийской церкви Санта-Кроче. Однако в равной мере и Рим может быть назван городом Микеланджело.
В 1496 г. он приехал в Рим, где к нему вскоре пришла слава. Самое известное произведение первого римского периода – «Пьета» («Оплакивание Христа») (1498-1501 гг.) в капелле собора Святого Петра.
Рисунок 9 – Статуя Пьета (Оплакивание Христа) Микеланджело
На коленях слишком юной для такого взрослого сына Марии распростёрто безжизненное тело Христа. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплёскивается наружу душевное страдание. Белый мрамор отполирован до блеска. В игре света и тени его поверхность кажется драгоценной.
Вернувшись во Флоренцию в 1501 г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501-1504 гг.). Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар камнем, пущенным из пращи, но уже ощущается, что это будущий победитель, полный сознания своей физической и духовной силы. Лицо героя выражает несокрушимую волю.
Изготовленная по заказу Флорентийской республики, статуя была установлена у входа в Палаццо Веккьо. Открытие монумента в 1504 г. превратилось во всенародное торжество. «Давид» украшал площадь более трёх с половиной столетий. Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения – роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненная Микеланджело в 1508-1512 гг. Гробница папы Юлия II могла бы стать
вершиной в области скульптуры, если бы Микеланджело удалось воплотить в жизнь свой первоначальный замысел.
Для второго этажа гробницы Юлия II предназначалась статуя древнееврейского пророка Моисея (1515-1516 гг.). Моисей в трактовке Микеланджело – народный вождь, человек вулканических страстей, прозорливый мудрец.Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным. Обладавший на редкость независимым, резким и прямым характером, он, тем не менее, был вынужден служить всесильным заказчикам. На папском престоле сменялись владыки, и каждый следовал собственным вкусам, династическим и личным интересам. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. При флорентийской церкви Сан-Лоренцо, в которой были погребены члены семьи Медичи, мастеру предстояло построить и украсить скульптурой новую капеллу – их фамильную усыпальницу. Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой.
В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание, и Медичи были свергнуты. К тому же в городе началась эпидемия чумы. Папа Климент VII в союзе с Карлом V организовал поход на Флоренцию, которая героически сопротивлялась. Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. После падения республики от расправы его спасло лишь тщеславие Климента VII, мечтавшего увековечить свой род руками величайшего мастера. В условиях жестокого террора вернувшихся к власти Медичи, глубокого унижения Италии, гибели друзей и сподвижников в 1531 г Микеланджело возобновил прерванную работу над созданием капеллы, которая принадлежит к числу его самых замечательных произведений.
Во Флоренции Микеланджело не чувствовал себя в безопасности. В 1534 г. он покинул родной город и переехал в Рим, где по заказу папы Павла III написал на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску «Страшный суд» (1536- 1541 гг.)
Рисунок 10 – Сикстинская капелла
На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением. Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Близится час возмездия, ангелы возвещают о наступлении Страшного суда. Движение гигантских толп развертывается, по кругу. Справа неумолимым потоком низвергаются в ад грешники. Их тащат за собой дьяволы, преследуют бескрылые ангелы. Слева возносятся к небесам праведники. В центре высится могучая обнажённая фигура Христа, вершащего Суд. Грозный, непреклонный, прекрасный в гневной беспощадности, он больше похож на языческого бога-громовержца. Поникшая Богоматерь полна глубокой скорби перед лицом безмерных человеческих страданий. Святой Варфоломей – символ устрашающего отчаяния. В руках святого – содранная с него кожа, на которой Микеланджело изобразил в виде искажённой страданиями маски своё лицо.
Фреска была закончена Микеланджело в 1541 г. Для Италии это было время усиливающегося нажима Католической Церкви на гуманистическую культуру. Высокие, светлые идеалы, которым мастер поклонялся всю жизнь, ушли в прошлое. Творение шестидесятишестилетнего Микеланджело вызвало резкое недовольство в церковных верхах. В последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией. Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило своё время, оно сыграло грандиозную роль в мировом искусстве, а также оказало влияние на формирование принципов барроко.
Рисунок 11 – Фрагмент росписи Сикстинской капеллы работы Микеланджело
.6 Живопись Возрождения
В эпоху Возрождения Италии в живописи на смену средневековой анонимности приходит индивидуальное, авторское творчество. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно – натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета.
Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.
Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды изобразительного искусства теперь, так или иначе, нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. Формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.
В период Высокого Возрождения, когда борьба за гуманистические ренессансные идеалы обрела напряженный и героический характер, архитектура и изобразительное искусство были отмечены широтой общественного звучания, синтетической обобщенностью и мощью образов, полных духовной и физической активности.
В постройках Донато Браманте, Рафаэля, Антонио да Сангалло достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность; гуманистическая наполненность, смелый полет художественного воображения, широта охвата действительности характерны для творчества крупнейших мастеров изобразительного искусства этой эпохи – Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана.
С 2-й четверти 16 века, когда Италия вступила в пору политического кризиса и разочарования в идеях гуманизма, творчество многих мастеров приобрело сложный и драматический характер.
Живопись Позднего Возрождения обогатились пониманием противоречивости мира, интересом к изображению драматического массового действия, к пространственной динамике (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Якопо Бассано); небывалой глубины, сложности, внутреннего трагизма достигла психологическая характеристика образов в поздних произведениях Микеланджело и Тициана.
Одной из основных живописных школ Италии является так называемая Венецианская школа с центром в городе Венеция (отчасти также в небольших городах Террафермы – областей материка, прилегающих к Венеции).
Для Венецианской школы характерны преобладание живописного начала, особое внимание к проблемам колорита, стремление к воплощению чувственной полноты и красочности бытия. Тесно связанная со странами Западной Европы и Востока, Венеция черпала в иноземной культуре все то, что могло служить ее украшению: нарядность и золотой блеск византийских мозаик, каменную антуражность мавританских сооружений, фантастичность храмов готики.
При этом здесь был выработан свой оригинальный стиль в искусстве, тяготеющий к парадной красочности. Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.
Наибольшего расцвета Венецианская школа достигла в эпоху Раннего и Высокого Возрождения, в творчестве Антонелло да Мессина, открывшего для современников выразительные возможности масляной живописи, создателей идеально – гармонических образов Джованни Беллини и Джорджоне, величайшего колориста Тициана, воплотившего в своих полотнах присущие венецианской живописи жизнерадостность и красочное полнокровие.
|
В работах мастеров Венецианской школы 2-й половины 16 столетия виртуозность в передаче многоцветия мира, любовь к праздничным зрелищам и многоликой толпе соседствуют с явным и скрытым драматизмом, тревожным ощущением динамики и беспредельности мироздания (живопись Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто).
В 17 веке традиционный для Венецианской школы интерес к проблемам колорита в работах Доменико Фетти, Бернардо Строцци и других художников сосуществует с приемами живописи барокко, а также реалистическими тенденциями в духе караваджизма. Для венецианской живописи 18 столетия характерен расцвет монументально-декоративной живописи (Джованни Баттиста Тьеполо), бытового жанра (Джованни Баттиста Пьяццетта, Пьетро Лонги), документально – точного архитектурного пейзажа – ведуты (Джованни Антонио Каналетто, Бернардо Белотто) и лирического, тонко передающего поэтическую атмосферу повседневной жизни Венеции городского пейзажа (Франческо Гварди).
Существовала также Флорентийская школа, одна из ведущих итальянских художественных школ эпохи Возрождения с центром в городе Флоренция.
Формированию Флорентийской школы, окончательно сложившейся в 15 веке, способствовал расцвет гуманистической мысли (Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Лико делла Мирандола и др.), обратившейся к наследию античности. Родоначальником Флорентийской школы в эпоху Проторенессанса стал Джотто, придававший своим композициям пластическую убедительность и жизненную достоверность.
Для изобразительного искусства Флорентийской школы 15 века характерны увлечение проблемами перспективы, стремление к пластически ясному построению человеческой фигуры (произведения Андреа дель Верроккьо, Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо), а для многих ее мастеров – особая одухотворенность и интимно-лирическая созерцательность (живопись Беноццо Гоццоли, Сандро Боттичелли, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Пьеро ди Козимо). Искания мастеров 15 столетия завершили великие художники Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело, поднявшие художественные искания Флорентийской школы на новый качественный уровень.
Рисунок 14 Джоконда. Рис. 15- Дама с горностаем. Леонардо да Винчи
В 1520-е годы начинается постепенный упадок школы, несмотря на то, что во Флоренции продолжал работать ряд крупных художников (живописцы Фра Бартоломмео и Андреа дель Сарто, скульптор Андреа Сансовинo Контуччи); с 1530-х годов Флорентийская школа становится одним из главных центров искусства маньеризма (архитектор и живописец Джорджо Вазари, живописцы Анджело Бронзино, Якопо Понтормо). В 17 веке Флорентийская школа приходит в упадок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итальянском искусстве Возрождения, не считая предренессансных явлений рубежа XIII и XIV вв., различают: Раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV – первая четверть XVI вв.) и Позднее Возрождение (XVI в.).
Передовая торгово-промышленная гуманистическая Флоренция стала в XV в. средоточием новаторства во всех видах искусства. Здесь были созданы многие произведения архитектуры Раннего Возрождения (Ф. Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Л. Б. Альберти, Б. Росселлино, Дж. да Майано, Дж. да Сангалло).
Античная ордерная система, творчески переосмысленная итальянскими архитекторами, внесла в зодчество Возрождения логическую соразмерность и гармоничная ясность, обогатила тектонику зданий. За пределами Тосканы выделялось гармоническое творчество Л. Лаураны в Урбино и красочные, ещё во многом готические постройки венецианских архитекторов. Опыты регулярной планировки и застройки городской площади (Пиенца), района или города, утопические мечты итальянских архитекторов и теоретиков архитектуры (Альберти, Филарете, Ф. Ди Джорджо Мартини) и гуманистов об идеальном городе открывали новые перспективы градостроительству.
Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к античным сюжетам. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо) получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реалистический портретный бюст, конный монумент.
В период Высокого Возрождения борьба за идеалы Возрождения приобрела напряженный и героический характер, отражая мечты об освобождении и объединении страны. Общенациональный подъём ярче всего выразился в архитектуре и изобразительном искусстве, отмеченных широтой общественного звучания, синтетическим обобщением действительности и мощью героических образов, полных духовной и физической активности. Сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого Возрождения нашёл своё наивысшее выражение в произведениях, созданных в Риме; позднее в число ведущих центров выдвинулась Венеция.
В архитектуре (Д. Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло) достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность архитектурных образов; были созданы крупные архитектурные ансамбли, обладающие совершенством и художественной цельностью замысла, богатством и разнообразием композиционных решений. Изменилось социальное положение художника, занявшего достойное место в общественной жизни. Творчество крупнейших мастеров Высокого Возрождения в Италии (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана) обладало разносторонностью и широтой охвата явлений действительности.
Со второй четверти XVI в. в Италии в условиях наступления феодальной, а затем и католической реакции искусство Высокого Возрождения переживало кризис, вызванный глубоким разочарованием в гуманистических идеалах Возрождения. Как следствие этого кризиса возникло антиклассическое в своей основе искусство маньеризма. Творчество мастеров, верных гуманистическим идеалам, приобрело сложный, драматический характер. В архитектуре Позднего Возрождения (Микеланджело, Дж. да Виньола, Джулио Романо, Б. Перуцци) возрос интерес к пространственному развитию композиции: здания всё больше подчинялись градостроительному замыслу, активнее вступали во взаимодействие с природной средой; ясная тектоника построек Раннего Возрождения сменилась большей напряжённостью и конфликтным столкновением тектонических сил. Ренессансные типы общественных зданий, виллы, дворца, принципы композиции городской площади и района получили богатую и сложную разработку (Я. Сансозино, Г. Алесси, М. Санмикели, А. Палладио).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М.: «Радуга», 1990. – 239с.
Архитектура Возрождения // История архитектуры [электронный ресурс]. // Arhitekto.ru. // Режим доступа: http://www.arhitekto.ru/txt/5renes01.shtml. Дата обращения: 10.02.2013.
Архитектура Возрождения [электронный ресурс]. // Википедия: свободная энциклопедия: на русском языке. // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F Дата обращения 10.02.2013
Архитектура Италии [электронный ресурс]: часть вторая. // Architectoram.com: все для архитекторов. // Режим доступа: http://architectoram.com/istoriya-arxitektury/vozrogdenie/265-arxitektura-italii-chast-2.html. Дата обращения: 14.02.2012.
Архитектура Италии [электронный ресурс]: часть первая. // Architectoram.com: все для архитекторов. // Режим доступа: http://architectoram.com/istoriya-arxitektury/vozrogdenie/264-arxitektura-italii-chast-1.html. Дата обращения: 14.02.2012.
Афонькин С. Все о чудесах архитектуры [текст]./ С. Афонькин. – М.: СЗКЭО, 2009. – 176 с.
Бартенев И.А. Архитектура эпохи Возрождения / И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова // Очерки истории архитектурных стилей [текст]: учебное пособие. – М.: Изобраз. Искусство, 1983. с. 109-136.
Возрождение [электронный ресурс]. // Википедия: свободная энциклопедия: на русском языке. // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%E7%F0%EE%E6%E4%E5%ED%E8%E5. Дата обращения 10.02.2013
Всеобщая история искусств [текст]. В 3 т. Т. 3./ под ред. Ю.Д. Колпинского, Е.И. Ротенберга. – М.: Искусство, 1962 – 996 с.
Голованова И.С.: История мировой литературы. [электронный ресурс]: // Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/golovanova/literatura-vozrozhdeniya.htm
Гомбрих Эрнст. История искусства. – М., 1998. – 688с.
Дмитриева, Н. Краткая история искусств [текст]./ Н. Дмитриева. – М.: АСТ-Пресс, Галарт, 2008. – 624 с.
Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. – М.: Наука, 1997. – 265с.
Искусство раннего Возрождения. – М.: Искусство, 1980. – 257 с.
История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. – М.: «Искусство», 1971. – 360с.
История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. – М.: «Изобр. искусство», 1983. – 488с.
История зарубежного искусства // Под ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой. – . 3-е изд. М.- 1983.- 488 с.
История искусств: Италия, Испания, Фландрия / Под ред. Е.И. Роттенберга. – М.: «Искусство», 1988. – 280с.
История искусства зарубежных стран 17-18 вв. / Под ред. В.И. Раздольской. – М.: «Изобр. искусство», 1988. – 512с.
История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность / Под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. – М.: «Изобр. искусство», 1979. – 384с.
История искусства зарубежных стран: средние века, Возрождение / Под ред. У.Г. Нессельштрауса. – М.: «Изобраз. искусство», 1982. – 664с.
История искусства: Ренессанс. – М.: АСТ, 2003. – 503 с.
Карл Верман. История искусства всех времен и народов. – М.: АСТ, 2001. – 944с.
Ливанова Тамара Николаевна История западноевропейской музыки до 1789 года (Эпоха Возрождения), учебник в 2-х тт. -М., 1983
Любимов, Л. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии [текст]./ Л. Любимов. – М.: Просвещение, 1976. – 320 с.
Роттенберг Е.И. Искусство Италии. – М.: «Искусство», 1974. – 216с.
Творчество Микеланджело [электронный ресурс]. // Architektura-belarusi.ru. // Режим доступа: http://architektura-belarusi.ru/ARHITEKTURA_RENESSANSA/TVORChESTVO_MIKELANDJELO/. Дата обращения: 15.02.2012.
Шуази, О. Всеобщая История Архитектуры [текст]./ О. Шуази; пер. Н. Курдюков, Е. Денисова. – М.: Эксмо, 2008. – 740 с.
Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 128 с.