- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,51 kb
Всемирная история библиографии
Всемирная история библиографии
СОДЕРЖАНИЕ
. Всемирная история библиографии
.1 Становление библиографии в Древнем мире
.1.1 Истоки библиографии на Древнем Востоке
.1.2 Древняя Греция. Возникновение термина "Библиография", его смысл
.1.3 Библиография в Древнем Риме в период поздней античности
.2 Библиография в период Средневековья
.2.1 Библиография в Византии
.2.2 Библиография на Востоке
.2.3 Библиография в Западной Европе
Список использованных источников
1. Всемирная история библиографии
библиография древний мир книгособирательный
1.1 Становление библиографии в Древнем мире
.1.1 Истоки библиографии на Древнем Востоке
Первые попытки знакового фиксирования языка были предприняты в глубокой древности. С помощью идеографических символов делались сельскохозяйственные и ритуальные записи. Возможности передачи информации были ограничены.
Позднее развивается древнеегипетская письменность (конец 4 тыс. до н.э.), шумерское письмо (3 тыс. до н.э.), китайское (2 тыс. до н. э.) письмо майя в Центральной Америке (1 тыс. до н.э.). Однако для фиксирования информации в это время использовались объемные материальные носители (каменные плиты, черепки, папирус, глиняные таблички). До нашего времени дошло большое количество клинописных текстов, деловых документов, эпоса, словарей, математических и других научных сочинений, религиозно-магических текстов.
Во второй половине 2-го тыс. до н.э. зарождается еще более совершенное алфавитное письмо. Финикийская письменность дала начало развитию всех видов этого письма. Таким письмом в начале пользовались купцы, используя его как тайнопись.
Распространение письменности, применение носителей, более пригодных для индивидуального пользования приводят к постепенному повышению роли письменных источников в древнем обществе и его потребностей в фиксированной информации.
Мы знаем о существовании у народов Древнего Востока обширных книгохранилищ. Знаменитым собирателем и организатором копирования произведений письменности был ассирийский царь Амшурбанипал (сейчас часть фонда этой библиотеки 27.000 глиняных табличек с клинописными записями находятся в Британском музее). Фонд всей библиотеки был примерно 60.000.
Для ориентации в таких крупных собраниях была необходима систематизация и каталогизация документов.
Требовалось выработка такого средства, при помощи которого можно было бы осуществлять поиск документов по определенным признакам без просмотра всего фонда. Таким средством стала библиографическая информация, первыми элементами стали такие признаки документов, как их содержание, название, или первые слова текста автора. Из этих данных создавались инвентарные списки и каталоги, которые стали первыми в истории формами библиографических материалов.
Самые древние каталоги были выявлены в храмовых библиотеках Египта. Это были своеобразные каталоги, они размещались в качестве записей на стенах храма.
Например в каталоге храма гор Эдфу перечислено 37 названий.
Под №1 – Книга-инвентарь храма
№10 – "Закон периодического движения небесных светил".
№28 – Охрана книг.
№30 – Об убийстве крокодила.
№29 – Сбор книг об охоте на льва.
Таким образом, можно сделать вывод, что каталоги использовались для поиска документов по теме и названию.
Как мы с вами видим, появление библиографии предопределено рядом общекультурных факторов, в частности, развитием письменности, размножением (перепиской) книг, распространением книгособирательства и созданием книгохранилищ. Библиотеки Древнего востока стали первыми учреждениями, где создавалась и использовалась библиографическая информация. Это говорит об возникновении специфической библиографической деятельности. Эта деятельность имела конкретный объект, ее главным субъектом вероятней всего были служители храмов, библиотекари; целью – содействовать поиску документов по определенным признакам и библиотечным фондам. Поэтому можно утверждать, что поисковая функция библиографической информации формировалась в глубокой древности.
1.1.2 Древняя Греция. Возникновение термина "Библиография", его смысл
С Грецией классического периода связано появление слова "библиография", возникшего в V в. до н.э. от двух греческих слов библио и графо. Термин обозначал переписывание книг, а переписчики книг назывались библиографами. Копирование рукописей приобрело большой размах, библиографы нередко торговали своей продукцией. С VI в. до н.э. в Греции развивается книжная торговля, существовали как частные так и общественные библиотеки. Из литературных источников нам также известно о существовании библиотек государственных учреждений: например школьная библиотека Пталомеевской гимназии в Афинах, в которую каждый выпускник должен был подарить книгу. К сожалению, каталоги многих библиотек знаменитых людей не дошли до нас.
В Древней Греции главным пишущим материалом был папирус. Поисковые элементы книги писались в начале или конце папирусного свитка и часто обрывались, становились неразборчивыми.
Со 2-го тыс. до н.э. расширяется применение пергаментных книг, улучшились условия для сохранения библиографических информаций. Одной из крупнейших библиотек была знаменитая Александрийская библиотека, основанная в III в. до н.э., которая вмещала по разным данным от 500.000 до 700.000 книг на разных языках по всем отраслям знаний и была центром научной и культурной жизни. При библиотеке велось копирование книг, их изучение и описание. Главный библиотекарь этой библиотеки Каллимах (310 г. до н.э. умер 240 г.) составил грандиозный труд под названием "Таблицы тех, кто прославился во всех областях знаний". В основу "Таблиц…" положен фонд знаменитой Александрийской библиотеки, тем не менее, их значение выходит за рамки каталога, поскольку они давали описание всех существующих в то время греческих книг, безотносительно к тому, имелись данные произведения в библиотеке или нет.
"Таблицы" можно назвать историко-литературным исследованием, т.к. для каждого автора давалось краткое его жизнеописание: указывалось его имя, имя его отца, место рождения и важные библиографические данные. Сверх того устанавливалось заглавие каждого произведения. Но нас больше привлекает форма в которую Каллимах облёк свой труд. Это табличная форма (расположение в алфавите авторов или в хронологическом порядке), говорит об использовании "Таблиц" в справочных целях., его труд был хорошо приспособлен для выполнения, как в фактографических так и библиографических справок, т.к. в нём сочетался биографический и библиографический материал. К сожалению, труд Каллимаха дошёл до нас только в отрывках. Однако, по мнению многих историков и учёных, он заслуживает титул "отец библиографии".
Кроме каталожных форм, в Древней Греции возникло библиографирование, независимое от конкретных документальных собраний. К числу таких библиографических работ можно отнести Дидасками – хронологические списки театральных постановок с перечислением имён авторов и названий пьес. Приводились также аннотации с указанием артиста, композитора. Подобные данные впоследствии стали элементами библиографических описаний и справочных аннотаций при библиографировании драматургических работ.
1.1.3 Библиография в Древнем Риме в период поздней античности
В Риме времён республики и империи книга играла важную роль в образовании, политической, научной и литературной деятельности. Прежде всего, существовали крупные общественные библиотеки: Палатинская, Октавианская, Капитолийская. Император Траян основал самую крупную из римских библиотек, бывшую одновременно и государственным архивом.
Несмотря на благоприятные условия для распространения книги, о состоянии библиографии в Риме нам известно немного. В Риме продолжалась греческая традиция использования библиографических сведений при написании сочинений по различным отраслям знаний. Например, работа знаменитого учёного-медика Галена (II в. н.э.) был придворным врагом императора Марка Аврелия. 1) "О порядке собственных книг", "О собственных книгах". В первой Гален даёт своему читателю советы, в какой последовательности знакомиться с его работами. Во второй он рассказывает о своей жизни и о своих трудах, с указанием заглавий соответствующих произведений. Цель этой работы – помочь отличить его собственные произведения от подделок.
Подытоживая выше сказанное можно прийти к выводу, что ни в Древней Греции Классического периода, ни в Риме конца республики и империи библиография не получила должного развития, нет данных о существовании крупных, самостоятельных библиографических трудов, были отдельные труды, по библиографии как целого не было.
Дальнейшие поиски библиографической деятельности приводят к периоду поздней античности.
В момент обострения идеологической борьбы, победы христианства над язычеством, приведшей к союзу церкви и государства, остро встала задача усиленного распространения христианской литературы с целью её противопоставления языческой.
Решению этой задачи способствовал Мироний Стридомск, издавший в конце IV в. работу под названием "Книга о знаменитых мужах". Работа, в которой по высказыванию самого автора, более подходило название "О церковных писателях", содержала описания 135 христианских писателей, включающие элементы биографического и критико-библиографического характера. "Книга" была переведена с латыни на греческий. Для нас важны библиографические элементы. Каждому писателю была отведена одна глава (различались по объёму). Именно этот вид библиографии будет наиболее распространённым в средние века. Для составления такого рода пособий в меньшей степени, чем для других типов библиографии требуется овладения библиографическими методами и навыками. Основное условие – хорошее знакомство с литературой. Расположение материала в библиографическом словаре всегда или хронология авторов или их алфавит. Эта работа являет собой первый образец имевших в последствии широкое распространение библиографических словарей. Кроме того, этот труд до сих пор сохраняет значение одного из важнейших источников по истории церкви и раннехристианской литературы.
На пути к средневековью на фоне падения античной культуры, необходимо выделить работу итальянского литератора. Флавий Магна Аврелий Кассиодор Сенатор (487-587) прожил почти сто лет. Происходил из богатой семьи, владевший обширными землями на юге Италии
Всего из 33 глав, на которые разбита I книга, двадцать носит выраженный характер информации о литературе. В каждой главе расположение материала: от важных и необходимых для читателя трудов к работе меньшего значения. Среди них встречаются и труды осужденных церковью писателей. До нас дошли только рукописи дотируемые VIII и XII в.в. Вообще было I книга – 45 рукописей II – двадцать две писатель, государственной и культурной деятельности в старости стал монахом, в собственном имении на берегу залива Таранто основал монастырь Вивариум, где и занялся искательством и перепиской духовных книг.
Кассиодора Сенатора" наставление о духовном и светском чтении". Выполненных во второй половине VI в., работа состоит из двух частей; в основном, библиографический характер носит лишь первая книга. Предназначенная для читателей-монахов, эта часть осталась первым и последним опытом рекомендательного пособия на протяжении всего средневековья. В работе библиография как христианская так и светская литература.
Таким образом, библиография, библиографическая деятельность возникли в глубокой древности как средство управления письменно-документальными коммуникациями.
Появления большого количества письменных документов, приспособленных для индивидуального использования, создание крупных библиотек и увеличение количества читателей и их потребностей обусловили первоначальную дифференциацию библиографической информации по формам и видам. С этого периода ведут своё начало: каталоги библиотек и инвентарные списки, библиографические пособия:
Был создан термин библиография. Для обозначения библиографических материалов применялись термины: "таблицы", "книга о…" Безусловно, картина развития библиографии в древнем мире и период античности является не полной из-за гибели многих документных памятников.
1.2 Библиография в период Средневековья
.2.1 Библиография в Византии
На протяжении V-XV веков в крупнейших регионах Азии и Европы развивались феодальные системы. За этот длительный период значительно изменились социально-экономические отношения, состояния культуры. Сформировались самостоятельные социальные группы феодальной и церковной иерархии. В Западной Европе динамичное социально-экономическое развитие привело к возникновению капиталистического способа производства, в Азии же феодальные отношения сохранились до начала XX века.
Средневековье в целом характеризуется низким уровнем знаний. Центрами книги и образования были монастыри и церкви, в стенах которых готовились государственные чиновники, врачи, архитекторы и т.д. Потребность в религиозных и немногих светских книгах удовлетворяли монастырские переписчики, причем до XI века копирование книг велось даже менее интенсивно, чем в позднеантичную эпоху, о чем мы с вами говорили на предыдущей лекции. Значительной вехой в развитии мировой библиографии явилась библиографическая деятельность Византийской (Восточной Римской империи V-XV веков).
Византийская история целиком совпадает с хронологическими рамками средневековья (V-XV веков). Культурная особенность Византии заключалась в сочетании крестьянства с античной наследственностью. По уровню образования Византия была выше всех стран средневековой Европы.
Византийская библиография развивалась как часть культуры этого общества. Здесь продолжалась античная традиция составления библиографических словарей, включение библиографической информации в энциклопедии и антологии. Возникли и новые направления, обусловленные общественными потребностями обеспечения самообразовательного чтения и профессиональной деятельности.
В отличии от Западноевропейских стран, в которых составление библиографических словарей было связано с учетом произведений христианских писателей, византийские приближались к национальным словарям греческих авторов. К примере пособие "ономатологос" Исихея Мимукого. Первый словарь был составлен в VI веке и включал сведения о греческих писателях, а также о тех авторах, которые писали по-гречески, переводили с греческого языка или были греками по происхождению. Что говорит о национальном характере этой работы.
В Византии получила дальнейшее развитие античная традиция подготовки энциклопедий. В X веке по приказу императора Константина VII были созданы историческая, сельскохозяйственная (Геапоника), ветеринарная (Геппиатрика), зоологическая, медицинская энциклопедия, энциклопедия питания. Общая цель по учёту и обобщению имеющихся знаний сближала технологию подготовки энциклопедий и библиографических пособий. В энциклопедию включались следующие библиографические материалы: списки использованной литературы и библиографические ссылки при цитировании. Из всех энциклопедий высоким уровнем отличались сельскохозяйственная и ветеринарная энциклопедии.
В IX в. появился крупный библиографический труд "библиотека" патриарха Фотия, который был предназначен оказать помощь в организации самообразования чтения. "Библиотека" была непосредственно посвящена молодому племяннику Фотия, и отражала документы разной тематики, высоко оцененные самим составителем. Пособие можно отнести к универсальным рекомендательным указателям. Отличительной чертой "Библиотеки" было применение рефератов и аннотаций, при помощи которых автор давал оценку произведениям. Группировка библиографических записей отражала. последовательность чтения современного образованного человека, стала одной из главных задач библиографии.
Для более удобного использования правовых документов были разработаны вспомогательные систематические указатели. Таким образом, библиографическая информация стала важной частью документального обеспечения деятельности юристов.
1.2.2 Библиография на Востоке
В средние века народы Востока в результате арабских завоеваний были объединены в единое государство – Арабский халифат, который делился на эмираты.
На огромном пространстве от Перенеев до Индии получила распространение арабская культура. Однако известные историки библиографии Симон, Куфаев и другие не отражали развитие библиографии в арабском ареале, что, безусловно, объединяет и искажает реальное прошлое библиографии и её роль в развитии цивилизации в конкретный период.
Изучение проявлений арабской книжной культуры, науки и образования свидетельствует о важной роли библиографической информации в их становлении и развитии. Арабы создали множество оригинальных произведений разной тематики и жанров, вели интенсивную переводческую работу, например, известны около полусотни переводчиков VIII – IX ст.
В числе переводов можно обнаружить и библиографические работы: списки произведений Аристотеля и Галена, и других греческих авторов. Однако первой и наиболее читаемой книгой был Каран. От переводов берут своё начало знаменитая арабская математика, медицина, философия, астрономия и другие науки.
Широко было распространено профессиональное и любительское переписывание книг. Славились книжные ярмарки в Кордоне (X век) Севильи (XII век). Целые торговые ряды были созданы из лавок книжных торговцев на ярмарках Богдада , Домаска, Кашра и других городов. Книжные торговцы назывались – варраки.
Для арабских средневековых письменных документов, в отличии от древневосточных, было характерно точное определение автора. Имя автор и титул помещались на отдельной, первой странице или перед текстом, иногда на переплете указывалось имя автора, библиотекаря. Отсюда и пошёл титульный лист.
Насыщенность средневековых арабских книг бтблиографическими элементами свидетельствует о развитии библиографии информации в своеобразной внутрикнижной форме. Если принять во внимание, что в арабском мире было создано не менее 5 миллионов рукописных книг, то можно считать, что такая библиографическая форма имело наибольшее распространение.
Внутритекстовую и внутрикнижную библиографическую информацию в работах, которая имела отраслевую,тематическую, страноведческую направленность, можно рассматривать как начало дифференциации библиографии по содержанию (отрасл., научно-вспом.).
Например знаменитый ученый Абу Рейхан Бируни (Ибн-Син) в своей фундаментальной работе "Индия (1030г.) использовал несколько сотен документальных источников, процитировал 207 книг. Использовать критическо-аналитический метод изучения источников было возможно только при умении оперировать библиографической информацией.
Списки работ отдельных авторов назывались фихрист. До настоящего времени этот термин используется в значении "библиография", указатель литературы.
Отдельные библиографические труды встречались редко и поэтому являются наиболее ценными. Особое значение имеет "Фихрист" Ан-Надима, созданный в X веке в Богдаде. О самом составителе известно, что он вырос в семье варрака, имя его значит "приятный собеседник", о своей работе Ан-Надим писал. ("Это указатель книг всех народов, арабов м не арабов, которые имеются на арабском языке и их научных трудах со сведениями о тех, кто их создал, о классах их авторов, их происхождении, датах рождения, длительности жизни, времени смерти, местонахождении их городов, их достоинствах и недостатках от возникновения каждой науки до нашего времени, 377 года после хиджры (987-988г.).
В "Фихристе" отражены ениги, созданные в Китае, Индии, Африке, Франции и многих территориях арабского ариала. (Хотя основной счет использования книги с которой можно ознакомится в Богдаде).Отбор книг по языковому признаку позволяет отнести указатель к числу первых национальных ретроспективных указателей. Работа состояла из 10 глав, 34 разделов, которые отражали универсум знаний, достигнутых в арабском мире.
В Фихристе синтезировала библиографическая информация. Библиографические части статей содержат до сотни названий книг. Однако, Ан-Надим не смог избежать распространенной в то время традиции не включать данные о знаменитых авторах. Про этих людей он писал, что они настолько знамениты, что нет необходимости подробно говорить о них.
1.2.3 Библиография в Западной Европе
К середине VII века античная культурная традиция совершенно исчезает в Западной Европе. Произведении античных писателей хранятся без употребления в немногих монастырях, где были библиотеки. В развитии библиографии в этом регионе во времена Средневековья выделяются 2 этапа I-V-VII-XI вв.(темное время или dark ades) характеризует культурный спад, или низшую точку кривого культурного развития Западной Европы II этап – с XII в. до начала книгопечатания. Характерным для первого этапа было сокращение системы документальных коммуникаций. Библиографическая работа велась монастырскими и церковными служителями, в том числе и церковными иерархами. Например Исидор, епископ Севильский (Испания-Севилья 600 год) богослов, философ, филолог, юрист, историк он пользовался огромным влиянием на своих современников. Составил труд "Эпимологии" . Цель – предоставить христианину возможность изучать писание и богословную литературу без помощи античных авторов.
Этимология была обширная энциклопедия, где сообщался читателю запас знаний по всем "семи свободным искусствам": богословию, праву, медицине, ботанике, зоологии, агрокультуре, космографии, географии.
Продолжалось составление библиографических словарей церковных писателей и каталогов монастырских библиотек. Они часто назывались "индексами", "библиотеками", "каталогами". Каталоги раннесредневековых библиотек отличались, малообъёмностью и примитивностью библиографической информации. Только в период так называемого Каралингского возрождения (конец VIII-пер.пол.IX в.) на немецких землях были созданы новые монастырские библиотеки с относительно крупными фондами, например, каталог Лоршского монастыря насчитывал 590 библиографических записей. Один из лучших каталогов этого времени – каталог в библиотеке в Рейхенау был создан в 21-22 годах библиотекарем Регенбертам. Всего было отражено 415 книг. Использовалась систематическая группировка разделы, посвященная духовным дисциплинам, как правило стояли перед разделами светских наук.
Для второго этапа средневековой библиографии было характерно повышение общественного спроса на книги. Возвращается интерес к произведениям античных авторов, в том числе появление первых университетов в Европе обусловило увеличение спроса на книги университета молодёжи и преподавателей. Начинается активное переписывание книг, формирование богатых монастырских библиотек, развитие книготорговли.
Однако "Книги о церковных писателях" Иоанна Триттингемского суждено было длительное внимание потомства. Она была переиздана трижды еще в первой половине XVI века в Париже – в 1512 г., в Кёльне – 1531 и в 1546 и в последний раз как источник по истории литературы в 1718 г., в Гамбурге.
Таким образом, господствующий тип средневековой библиографии (библиографический словарь) выработался с достаточной определённостью. Одним из немногочисленных отступлений от этого типа является уникальный каталог библиотеки Ришара де Фурниваля "Библиономия". Фурниваль эрудит, поэт, канулер Амьенской церкви, магистр решил создать свой каталог с использованием аллегории. Он открыл для жителей Амьена некий сад, разбив в нем три грядки и расположив на каждой в определенной последовательности растения одного рода. Итак сад – это библиотека; грядка метер. произведение, сгруппировал по тематике; растения – отдельно рукописи. Первая грядка – философия, 2 грядка – "прибыльная" – по медицине, 3 грядка – "богословская грядка".
В каталоге отражены многие книги античных авторов Аристотеля, Вергилия, Овидия, Цицерона, Сенеки, Платона. Удивляет также количество сочинений восточных ученых: Авицены, Ал-Фараби, Ибн-Ватфида и др., это говорит о том, что он был приверженцем восточной науки которая начала распространятся на Западе в конце XI века.
К новому библиографическому явлению принадлежат попытки обеспечения учебной деятельности. С конца того же XIII века до наших дней дошла одна работа, являющаяся чем-то средним между школьной программой и библиографией педагогического назначения. Речь идёт о "Перечне многих авторов" Гуго из Тримберга, составленный в 1280 году (школьный учитель, представленный светской интеллигенцией). Сам написал 4 латинских и 8 немецких книг. "Перечень" имея предисловие, и три части:
І – произведения античных авторов
ІІ – поэты-теологи
ІІІ – "более мелкие моралисты" – для младших по возрасту учеников (Эзоп). "Перечень" был написан латинскими рифмованными виртами. В заключении приведена краткая биография автора и его сочинения.
Таким образом, библиографическое пособия позднего средневековья по объему значительно превышали библиографические работы первого этапа. Весьма незначительно усовершенствовалась их структура. Только у И.Трит. имелся вспомогательный указатель имен.
Список использованных источников
1. Вохрышева, М. М. Теория библиографии : учеб. пособие / М. Г. Вохрышева. – Самара : Изд-во СГАКИ, 2004. – 368 с.
. Гречихин, А.А. Общая библиография: учебник для ВУЗов. М.: МГУП, 2000.
. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие для студентов / И.Г. Моргенштерн; – Санкт Петербург: Профессия, 2005. – 208 с.
. Диомидова Г.Н. Библиографоведение / Г. Н. Диомидова. – СПб. : Профессия. – 2002. – 288 с.