- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,83 Мб
Вышивка – оберег в русском народном костюме
Курсовая работа
по дисциплине « История костюма и кроя»
на тему: Вышивка – оберег в русском народном костюме
Кострома 2012
Введение
Вышивка – едва ли не самое развитое искусство среди многих видов народного творчества. Шитьём занимались повсюду. Оно не требовало специальных приспособлений, а холст, нитки и игла были в каждом доме. Издавна женщины всех народов с большим увлечением и мастерством украшали одежду и быт различной вышивкой, создавая ценные образцы прикладного искусства, которые не только украшали, но и оберегали от злых духов.
Обереги – это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил. Обереги бывают разные. Это украшения на окнах, ставнях, наличниках, над крыльцом и крышей, над воротами дом, бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода – самые сильные из оберегов, т.к. ближе всего находились к телу человека.
Большую художественную ценность представляет русская народная вышивка. Она отличается гармоничностью узора, своеобразием растительного и геометрического орнамента и разнообразием приёмов исполнения.
1. Семантика народного костюма
В народе говорят: "своя рубаха ближе к телу". Почему, об этом нам расскажет семантика народного костюма, композиция, его цвет, орнаментальная тайнопись. Ведь именно в народном костюме прослеживаются наиболее важные черты и особенности народного самосознания, его социальные, нравственные, религиозные представления.
Н.М. Калашникова, автор многочисленных работ, связанных с темой народного костюма и его символикой, в своей книге «Народный костюм» отмечает тот факт, что семантический статус одежды, по выражению автора, ее знаковые функции, закрепились еще на раннем этапе развития и, что они должны были быть понятными не только ее владельцу, но и соплеменникам. Двигаясь во времени, на разном возрастном и социальном этапах, костюм изменяется на уровне структуры. Эти изменения проявляют себя в количественном составе костюма, цветовой семантике и разработке орнамента. Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры, где одежда кончалась (т.е. в местах, где одежда касалась открытого тела) – у ворота, на подоле, на манжетах. Кроме того, орнаментальные медальоны защищали плечи и колени. В орнаменте были заключены знаки, письмена – идеограммы, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды. Именно поэтому, когда говорят о душевных качествах щедрого человека, мы слышим: «Он своей единственной рубахи не пожалеет». Считалось, что щедрый человек, таким образом, отдавал не только свою одежду, но и снимал с себя свой оберег, то, что ближе всего к телу…
Стоит отметить, что одежда, изначальное появление, которой было обусловлено функциональной необходимостью, сразу стала и ритуальным объектом. Ее задачей также было и стимулирование определенных жизненных процессов. Поэтому одежду рассматриваем не только как вещь, но и как символическую форму – знак в контексте культуры.
Художественный, образный язык орнамента многообразен. Изначально орнамент являлся выражением народного мировоззрения. Состав узоров, их композиция, расцветка различались в зависимости от того, кому предназначались предметы – мужчине, женщине или ребенку. Для понимания языка орнамента большое значение имеет терминология узоров.
2. Значение орнамента
Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, в их состав никогда не входила ни единая "праздная" линия – каждая имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Люди изобрели символы, чтобы обозначить и закрепить ими уясненное. Передача такого знания означает – обучение толкованию символов.
В. Вардугин упоминает о том, что еще в начале XIX века сохранялся обряд чтения узоров в деревнях, когда девушки наряжались по-праздничному и приносили свои рукоделия. Парни же выбрав себе в провожатых женщин почтенного возраста, слушали пояснения последних по поводу смысла узоров, изображенных на девичьих рукоделиях.
Орнамент чаще всего вышивался на одежде. "Народную вышивку – эту первую систему кода, приобретенную людьми и имевшую для них магический смысл, изучают чуть более столетия. Многое не разгадано, много открытий таят в себе простейшие узоры, заключающие в себя сигналы-символы о жизни и мировоззрении давно ушедших поколений. Орнамент, которым украшают одежду, домашнюю утварь, игрушки, состоит из ромбов, треугольников, крестов, кругов, квадратов. Он полон тайного смысла. Покрывая им игрушку, прялку, вышивку, народные мастера как бы переписывают созданные нашими предками своеобразные "письмена", накопившиеся в них за многие века.
Рис. 1
У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения водой входило и вытирание лица полотенцем (Рис. 1). Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода (внизу шла широкая полоса, затем следовали более узкие полосы). Вечером – верхним концом, где композиция была зеркальной – закат.
О вышивке можно сказать, что она хранит в себе народное осознание мира и природы, своеобразную народную поэтическую мифологию.
Орнамент делится на несколько видов:
Связь с мифологией
Изображение богов в вышивке
Изображение живых существ
Знаки
Геометрический орнамент
Растительный орнамент
2.1 Мифологическая составляющая вышивки в русском народном костюме
.1.1 Антропоморфные мотивы
Женский образ – один из основных в русском орнаменте. В русском божественном женском персонаже воплотились народные представления о земле рожающей, связанной с водой, выбором судьбы и судом над неправедным человеком.
Рис. 2
Называют этот образ по – разному: великая богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".(Рис.2) Часто в орнаменте присутствуют:
крылатые руки,
змеевидные (растениевидные) ноги,
ромбообразная голова (положение Богини в модели мира, ромб – древний знак) или голова в виде трилистника (связь Богини с Древом жизни) (Приложение, рис. 4, 5).
Рис. 3
Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.(Рис.3)
А то и вовсе Богиня предстает перед нами в образе лягушки (символ весенней, порождающей силы Матери-земли). Сюжет лягушки несет в себе знак рождения и плодородия. С этим земноводным связано большое количество обрядов в древнерусской культуре. Часто встречается и сюжет утробы лягушки (рожаницы), в центре которой народный мастер помещал изображения птиц, деревьев, цветов, людей, всего, что было сотворено и обладало способностью живой жизни (Рис.4).
Рис. 4
Женская фигура с опущенными вниз руками – Лада (Рис. 5) – мать богов, славянская богиня красоты, любви и бракосочетаний, семейного счастья, Она, согласно древнеславянским поверьям, была покровительницей женщин, вдов и сирот, родов, детей, урожая и плодородия.
Рис. 5
Чаще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями – Большой Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти созвездия раньше назывались Лосиными.
Рис. 6
Даждьбог – Бог плодородия и солнечного света, лета и счастья, живительной силы, а в московской – имперской мифологии, он предок князей и вообще русских людей (Рис.6). Происхождение имени Даждьбог, по всей видимости, означает "бог дарующий" (однокоренное слово "дать).
В орнаментике получили отражение обряды, такие, например, как, радуница – это весенний обряд, день поминовения предков, вешник – "завивание березы" в честь возрождения природы, праздник Ивана Купалы (Рис.7) и пр. Орнамент как уже было упомянуто, служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, "оберегом".
Рис. 7
2.1.2 Зооморфные мотивы
Изображения птиц и водоплавающих, которых вышивали мастерицы, носили не столько декоративный характер, сколько выступали в качестве оберегов. Эти знаки вбирали в себя множество значений, непременно доброго содержания. Две птицы, изображённые на концах свадебного полотенца, сулили согласие между будущими супругами. Символ птицы, вышитый крупным планом или в составе сложной композиции, соотносился и с женским началом – с образом матери, охраняющей своих птенцов, трудолюбивой хозяйки (рис. 8).
Рис. 8
Вышивка с изображением коня особенно часто встречается на полотенцах, ведь именно полотенца участвовали во всех важнейших русских обрядах – от свадебного до похоронного. Вышитые сюжеты с мотивом коня многообразны. Например, кони-птицы или кони, расположенные по сторонам женской фигуры или цветущего дерева и несущие на себе всадника (рис. 9).
Часто встречаются двуликие кони и даже четырёхкратное изображение коней, символизирующее четыре стороны света.
Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его "божественными изображениями", знаками-символами.
И ещё некоторые из животных:
Рис. 9
) Бык – знак Велеса. 2) Волк – знак Ярилы. 3) Ворон – знак мудрости и смерти, Велеса. 4) Змей – знак Земли, мудрости, Велеса. Связан с Нижним Миром. 5) Лебедь – знак Мары, смерти, зимы. 6) Медведь – знак Велеса. 7) Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц) (рис.9).
2.2 Знаки
.2.1 Геометрический орнамент
Геометрический орнамент возник на заре человеческой культуры. Простые символы – прямые, волнистые линии, круги, клетки или квадраты – выразительнее всего передают значение. Для древнего человека они были условными знаками, с помощью которых он выражал свои понятия о мире.
Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая – воду, крестом изображали огонь; ромб, круг, квадрат символизировали священный огонь – солнце. Из комбинаций простейших элементов составляли более сложные знаки – символы. Они играли роль оберегов, их чертили как заклинание. С течением времени изначальный смысл этих знаков изменился, до наших дней они дошли в таком понимании:
Рис. 10
Рис. 11
Треугольник – символ человека, человеческого общения. Триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух. Треугольник – первая среди плоских фигур. Треугольник, обращенный вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни, огня, пламени, жара (горизонтальная линия – воздух), мужского начала, горы (рис.11). Обращенный вершиной вниз, треугольник является лунным и имеет символику матери, воды, холода, женского начала (горизонтальная линия – земля) (рис.12).
Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты – как в круге, так и без него (Рис.12).
Рис. 12
Колокрес – крест в круге. Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть “катилось” по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в бранном ткачестве.
Рис. 13
Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.
Рис. 14
Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
Крада («решётка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костёр.
Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» – горизонтальными.
Рис. 15
Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. Дерево- Оно и первый кормилец в эпоху собирания плодов, оно и жилище, оно и тепло в холодную зиму, без него нет очага, на котором готовят пищу. Оно же древо жизни, древо познания, мировое древо. Мы говорим – корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим – древо рода, родословное древо. Дерево – законченный и совершенный образ мира.
вышивка орнамент костюм семантика
Рис. 16
Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески «лунницы».
Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира – если цвет красный, белый или же черный.
2.2.2 Растительный орнамент
Растительный орнамент самый распространенный в народной вышивке после геометрического и самый излюбленный в резьбе и росписи по дереву. Он использует самые многочисленные и разнообразные вариации мотивов. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости (рис. 17).
В карельском шитье сказалось стремление отразить в наиболее полном виде окружающую крестьянина действительность, особенно природу. Деревья изображались ветвистыми, с мощными кронами, покрытыми цветами. Они украшались внутри фоновыми розетками. На них помещались птицы. В этих изображениях мы встречаемся с отзвуками поклонения священному Древу Жизни, игравшему большую роль в мифологических представлениях далёкого прошлого. На русском Севере в крестьянской среде они сохранялись долгое время.
Узоры из деревьев как основные и самостоятельные, отмечались довольно редко: обычно они комбинировались с другими мотивами. Древо становилось центром композиции, к которому обращались животные, птицы.
Рис. 17
Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.
Народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.
Удивительно, но орнамент народных «украс» одинаков по всему миру: несколько отличается графика, меняются цвета и оттенки, но облик, ритм, смысл вполне узнаваемы. Известен случай, когда мексиканская ткачиха признала своим национальным узор нолика женской рубахи Архангельской губернии. Значит основе разных народных традиций лежат одни и те же глубокие знания, подчас недоступные нам, потому что изложены они непривычным нам языком – гармонии, красоты и любви – и прежде чем их понять, необходимо овладеть самим языком.
3. Места расположения и цвета орнамента
Орнаментальная символика в большей степени присуща древней одежде: рубахам, сорочкам, поневам, передникам, поясам. Части костюма, были тесно связаны с выбором орнаментальных мотивов. Как и костюм, орнамент предполагал ярусное деление. Подол – первый ярус, он ближе к земле. На нем, как правило, ромботочечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня). В вышивке головных уборов преобладают наоборот солярные знаки, изображения птиц и т.д.
Также деление на расположение орнамента в костюме на традиционные – круговые (ворот, пояс, рукава, подол). 2) нетрадиционные – то есть любые, выполняющие разные защитные функции:
защита любовной сферы – красно-оранжевые узоры, в которых преобладают круговые и крестовидные формы;
защита маленького ребенка от напастей – силуэт коня или петуха, нитки красные или черные; для ребенка постарше- сине-фиолетовая гамма, которая защищает от сильного умственного переутомления;
голубая или золотисто-зеленая вышивка помогает успешному ведению дел в любой сфере деятельности
Таким образом, через такую композицию костюм уподоблялся Мировому Древу.
Основные цвета:
) Белый – цвет Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура. 2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила). 3) Зелёный – Растительность, Жизнь. 4) Чёрный – Земля. 5) Золотой – Солнце. 6) Синий – Небо, Воды. 7) Фиолетовый – мудрость, редко встречается в русской вышивке.
Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишнёвый, кирпичный.
4. Ткани и виды швов
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).
К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.
Для народной вышивки русского севера характерно ярко выраженное стилевое единство. Общим для всех северных районов России в вышивке являются швы, выполняющиеся по счету нитей ткани: счетная гладь, косая стежка, роспись, набор и другие. Эти счетные швы дают строгую симметрию и математически точную взаимосвязь мотивов орнамента в узоре. Технические приемы вышивки, в основе которых лежит отсчет нитей ткани, ограничивают свободу работы вышивальщиц, заставляя придерживаться трех направлений – вертикального, горизонтального и диагонального. Из-за этого все формы орнамента и приобретают четкие, суховатые, прямолинейные очертания. Наибольшее распространение в народной вышивке русского севера имели роспись (полукрест), белая строчка, вырезы сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.
Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.
.1 Вышивальный шов роспись
таринный двусторонний вышивальный шов роспись, состоящий из мелких красных стежков, создавал на белом холсте тонкий графический узор. Обычно легкой линией отмечался контур мотива, который потом заполнялся различными декоративними раздалками: прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами и др. В отдельных случаях контур мотива обогащался штрихами, звездочками или крючками. Тончайшим кружевом ложился вышитый красный узор на белый холст нарядной рубахи, полотенца или подзора. Нежные голубые, зеленые, и золотистые тона шелка, а также блестки обогащали узор, повышали его декоративную выразительность.
.2 Белая строчка
Белая строчка относится к сквозным счетным швам, которые выполняются по разреженной ткани. Плотный белый узор размещается на сетке из квадратных или прямоугольных ячеек. Красота вышивки достигается четким выделением белоснежного узора на легком прозрачном фоне. Круг мотивов вышивальных техник роспись и белая строчка очень близок. Узоры этих вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Основной фигурой является гладкий ступенчатый или гребенчатый ромб.
.3 Крестецкая строчка
В крестецком районе Новгородской области развился другой вид белоснежной сквозной вышивки – Крестецкая строчка. Эта техника вышивки сложилась во второй половине XIX века на основе игольного кружева, широко распространенного в этот период в отделке городского платья. Основой крестецкой строчки является геометрический орнамент, построенный на сочетании округлых и остроугольных форм. Своеобразие этой уникальной вышивки заключается в том, что каждый отдельный прием ее выполнения образует самостоятельные формы орнамента, которые по разному сочетаются и варьируются в узорах. Выполняется вышивка по крупной сетке или в просветах удаленной ткани. Небольшие прозрачные кружки на тонкой, как паутина сетке сочетаются с многолучевыми звездами. Вышивка в технике крестецкой строчки требует большого мастерства.
5. Обережная вышивка детской одежды
Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребёнка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережёт ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом, предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила. Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) понёву, мальчику полагались первые штаны-порты. Так как для детей до трёх лет одежда была переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Её менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции ещё и связь поколений, родство и преемственность. Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нём защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного, а результат будет одним и тем же. А вот обережная вышивка для собственной одежды ребёнка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить своё чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зелёный цвета – синий защищал от гибели от стихий, зелёный – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода. На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа. Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня её рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремёсел.
Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремёсел. До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги. Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определёнными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила. В вышивке уже появлялись изображения Богов (для детей они были попросту чересчур сильны, не позволяя ребёнку вырабатывать свой “иммунитет”), уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. Разумеется, ни девочке, ни мальчику они были не нужны. Все это выполняло не только охранительную и защитную функции, но и служило связующим звеном между человеком и Природой.
6. Связь с современностью
Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют выразительные средства художественной вышивки при разработке коллекций женской и детской одежды. Художественная вышивка становится средством особой выразительности в современной одежде, декоре различных интерьеров.
6.1 Тренды сезона весна-лето 2012
В моде весной и летом 2012 года будет подчёркнутая женственность. Тренд сезона – лёгкие платья из шифона и шёлка, украшенные нежной вышивкой. Модные узоры для вышивок – традиционные цветы, фрукты, а также всевозможные романтические завитушки. Также популярны вышивки и рисунки на платьях в сказочном и фантастическом стиле арт-деко.
В моде блеск, яркость и все краски весны, поэтому подиумы на показах весеннее-летних коллекций наполнены яркими красками. Фавориты сезона – как яркие и весенние, так и нежные пастельные тона: розовый, пудровый, лиловый, белый, лимонный и д.р. Такие платья с вышивкой тон в тон или яркой контрастной станут украшением любой модницы в новом сезоне.
Очень красиво и женственно смотрится богатая цветочная однотонная вышивка на платьях из прозрачных чёрных и белых тканей. Особенно эффектно на любой фигуре будет смотреться чёрное платье с вышивкой, а нежно и романтично – белое с яркой вышивкой или принтом под вышивку. Такие платья в обилии были представлены на подиумах модными домами Oscar de la Renta, Christian Dior и Valentino в показах весна-лето 2012.
Также в коллекциях этого сезона было показано немало кружевных платьев с вышивкой. Такие платья – настоящий символ женственности и утончённой красоты. А вышивка по кружеву делает их ещё более милыми и привлекательными.
В богатой на вышивку коллекции от Valentino встречаются даже кожаные платья, украшенные таким оригинальным способом.
Не обошли дизайнеры своим вниманием и платья с принтом под вышивку. Особое внимание таким платьям уделил в своей коллекции бренд Balmain, сымитировав в своих моделях вышивку золотом.
Заключение
Народное искусство – наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры. Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Среди множества форм художественных народных промыслов – вышивка является самым доступным и любимым. Возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь всегда влекла русских женщин к вышивке, а их природные художественные данные способствовали необычайному развитию в народе этого вида искусства. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре.
Очень хочется, чтобы древнее искусство вышивки сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать – душой), способной помогать людям. Хочется верить, что затронутая в мой курсовой работе тема заинтересуют многих людей, и тогда такое удивительное явление, как русский народный текстильный орнамент действительно станет частью современной жизни.
Список литературы
1. Калашникова Н.М. «Семантика народного костюма» – СПб.
. История русского орнамента X-XVI веков. ред. С.Ю. Ивлев, М.: Арт родник, 1997.
. И.Л. Богуславская «Русская народная вышивка» – Москва 1972 г.
. Г.С. Маслова «Орнамент в русской народной вышивке» – издательство «Наука» Москва 1978.
. 1-я всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» г. Тверь. Режим доступа: <http://www.platforum.ru>
. Сарафаны Режим доступа: <http://sarafany.narod.ru/5f.htm>
. Экспозиция музея «Тульские древности». Режим доступа: <http://www.tulaschool.ru/default/museum/35/58/>
. Модное рукоделие. Режим доступа: <http://modnoerukodelie.ru/school/online/337/5320/>
. Игрушка. Режим доступа: <http://igrushka.kz/>
. Вилюшка. Режим доступа:
http://www.vilushka.ru/vish/rus_nord.html Вилюшка12. <http://www.vilushka.ru/vish/rus_nord.html Вилюшка11.> Реферат по теме «История костюма древних славян». Режим доступа: <http://rudocs.exdat.com/docs/index-74080.html>
13. Карелия. Режим доступа: <http://old.kspu.karelia.ru/structur/kafedry/kafizo/vishivka/mif3.html>
. Не шутка. Режим доступа: <http://www.neshutka.com/other>
. Subscribe. Режим доступа: <http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/157258/>