- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,93 Кб
Выставочный предмет и его свойства
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ» (ОГИИК)
Факультет – Социально-культурной деятельности
Квалификация – Менеджер социально-культурной деятельности
РЕФЕРАТ
По – Технологии выставочной деятельности
Тема : «Выставочный предмет и его свойства.»
Выполнила – Азаричева С.В.
Преподаватель – Степанова Е.Ю.
Содержание
Введение
Выставочный предмет
Свойства выставочного предмета
Заключение
Список литературы
Введение
Современная выставочная деятельность – один из феноменов, созданных в процессе общественного развития. Она не дублирует ни один из существующих социально-культурных институтов и вносит свой, оригинальный вклад в науку, культуру, образование и воспитание.
Современный уровень развития выставочной деятельности предполагает создания экспозиций – больших и каменных, постоянных и временных, стационарных и передвижных; разработку образовательных программ – циклы экскурсий, лекций, а также кружки, студии, специальные мероприятия (фестивали, праздники и т.п.), разнообразие которых определяется возможностями коллектива его сотрудников и его инфраструктуры. Выставки сегодня в состоянии предлагать услуги по реставрации, по составлению исторических справок, права на воспроизведение предметов, входящих в их собрания, сувениры, книги, каталоги, буклеты, и другую полиграфическую продукцию непосредственно по теме музея или по близким темам.
«Выставка является хранилищем, но не просто ценных предметов, а духовных ценностей – памяти народа в виде её материализованных культурных форм».
В нынешнее нелегкое время выставки воплощают стабильность, несмотря на то что жизнь становится все более безличностной , когда людям приходится напоминать, что они не могут существовать без общества, без своей истории, культуры, искусства, без всего того, что есть и что можно познать на выставке.
Выставочный предмет
Выставочный предмет является основой любой коллекции. Это движимый объект, изъятый из первоначальной среды в связи с его подлинностью и способностью характеризовать специфические особенности той среды и той эпохи, во взаимосвязи с которой он находился естественных условиях.
Являясь результатом человеческой деятельности или частью природы, предмет предстает в фокусе ценностного отношения к нему со стороны сотрудников выставки в качестве документального подтверждения фактов, событий, явлений, происходящих в конкретном историческом контексте в реально существовавшей действительности.
Произведения искусства и оружие, вещи быта и минералы, окаменевшие останки животных и образцы развития техники – что общего у столь разных предметов, находящихся на выставке и названных выставочными? Определение « выставочный предмет», на первый взгляд, не нуждается в разъяснении. Но только ли принадлежность к выставке объединяет собранные там предметы?
Казалось бы, в самом словосочетании «выставочный предмет» кроется понимание его сути. Однако за кажущейся простотой скрывается немало сложных проблем, и многие из них ученые пытаются решить достаточно давно. Для одних выставочный предмет – подлинник и первоисточник познания, для других – это предмет, обладающий « совокупность выставочной ценности», для третьих выставочный предмет – это элемент исторического процесса и т.д.
Современному уровню развития выставочной деятельности наиболее соответствует позиция словацкого музееведа З. Энненбах, который , различая отдельные аспекты в понимании выставочного предмета, подчеркивает его значение для познания, так как он является свидетельством явлений и процессов в обществе, а также отмечает аспект, связанный с документированием, поскольку выставочный предмет обладает подлинностью.
Такой подход показывает значение выставочного предмета в различных сферах выставочной деятельности. Это уже проявляется в процессе отбора предметов реального мира на выставку. Осуществление «селектирования» (отбора) предметов происходит в соответствии с определенными критериями, способствующими выявлению для выставки из всех предметов, встречающихся в природе или представляющих собой результат человеческой деятельности, только тех, которые способны наиболее ярко охарактеризовать среду их бытования. Предпосылка того, что предмет может стать выставочным предметом,- признание его социальной ценности еще в процессе предварительной оценки специалистом, когда предмет является частью природной или социальной среды.
Свойства выставочного предмета
выставочный предмет искусство
Выставочный предмет, чтобы стать таковым должен обладать определенными свойствами, благодаря которым он изымается из среды бытования.
Свойства выставочного предмета обуславливают различия или сходства характеристик одного предмета с другими предметами в выставочном собрании. Совокупность характеристик предмета создает новое специфическое качество: обладающий ими предмет является выставочным, а именно поэтому выявление свойств выставочного предмета лежит в основе его отбора в выставочное собрание, изучения и научного описания.
Важнейшим свойством любого выставочного предмета является его способность нести «в себе» и «о себе» информацию.
Информативность предполагает способность предмета выступать в качестве источника сведений о явлениях культуры, природы, об исторических событиях и т.д. Общественное значение предмета, выявленное в ходе его изучения при комплектовании коллекции, зафиксированное в документах научного описания, представляет собой комплекс сведений, являющихся информационным потенциалом предмета. Эти сведения разделяются на две группы:
внутреннее информационное поле, содержащее информацию, отраженную непосредственно предметом или заблокированную в нем самом;
внешнее информационное поле, содержащее информацию о предмете, «вокруг предмета», а также косвенно связанную с предметом.
Внутренне информационное поле состоит из сведений о тех признаках предмета, которые в выставочной деятельности называются атрибутивными, например, размер, назначение, эмблематика, надписи, подписи и т.д.
Внешнее поле составляют сведения об истории происхождения и бытования выставочного предмета, о событиях и лицах с ним связанных. Информационный потенциал выставочного предмета представляет собой тесное переплетение, взаимодействие внутреннего и внешнего информационных полей. В одном случае может доминировать внешнее информационное поле, а в другом – внутреннее, а может наступить равновесие информационных полей. Такой предмет наиболее часто используется в экспозиции.
Наличие информационного потенциала – свидетельство проявления выставочного предмета и необходимое условие его функционирования на выставке.
Столь же существенным является и свойство выставочного предмета «отражать» действительность, так как он веществен, материален. Он – «след», «остаток» реальной действительности, в наибольшей мере вводящей нас в обстановку прошедших или совершающихся событий. Свойство отражения, присущее любой материи, применительно к выставочному предмету как бы трансформируется свойство частичного изобразительного отображения только тех сторон и характеристик действительности, которые позволяют установить общественное значение выставочного предмета. Совокупность этих сторон представляет сведения о материале, технике изготовления. Сохранности, тексты и т.д. Свойство отражения раскрывается через сопоставление атрибутивных признаков предмета с его содержанием. В тесной связи со свойством отражения находится репрезентативность выставочных предметов, т.е. представительность их в ряду предметов однотипных, тождественных. Не любой предмет может стать выставочным. В ряду похожих, однотипных предметов имеются такие, которые с наибольшей полнотой раскрывают то или иное явление действительности, ярче его отражают. Именно эти предметы как бы поглощают своим информационным потенциалом информационный потенциал аналогичных, но не менее выразительных предметов. Проблема определения репрезентативности предмета представляется как сочетание типичного и уникального в нем по отношению к ряду тождественных, аналогичных предметов. Понятие «типичное» тяготеет в большей степени к внутреннему информационному полю предмета и раскрывается через его атрибутивные признаки, сопоставляемые с признаками аналогичных предметов. Например, типичным для скопийской керамики является цвет. Уникальное проявляется в процессе более углубленного изучения предмета, когда он сравнивается с другими источниками. Выявленные сведения в данном случае будут сведениями внешнего информационного поля. Уникальность сразу выделит выставочный предмет из ряда других, аналогичных по форме предметов, например, той же скопийской керамике неожиданным является использование зелено- коричневого цвета.
Каждый выставочный предмет обладает способностью влиять на чувства посетителей выставки. Этому служат выразительные характеристики выставочного предмета ( размер, форма, цвет и т.д.), его мемориальное значение и пр.
Свойство выставочного предмета воздействовать на эмоциональную сферу зрителя называется экспрессивностью. Она может проявляться двояко. Информация внутреннего поля выставочного предмета, его внешний вид, воспринимаемые посетителем, производят на него непосредственное впечатление – это называется аттрактивностью выставочного предмета. Примером аттрактивного воздействия могут служить картины импрессионистов и экспрессионистов. Большое влияние на эмоциональное восприятие посетителей оказывают сведения об истории происхождения и бытования предмета, о событиях и лицах с ним связанных, и т.д.(внешнее информационное поле). В некоторых случаях выставочный предмет, не обладая яркими внешними признаками, может вызвать у посетителя сильные эмоциональные переживания. Это часто связано с принадлежностью предмета выдающейся личности. Данное проявление экспрессивности принято называть ассоциативностью выставочного предмета. В практической деятельности многие выставочные предметы обладают одновременно способностью воздействовать на посетителя своим внешним видом и вызывать ассоциации, что позволяет использовать их в экспозиции для наиболее эффективного эмоционального воздействия на посетителя выставки.
Заключение
Таким образом, выставочный предмет, представляя собой часть реальности, несет « в себе» и « на себе» информацию о развитии природы, общества, культуры. Будучи материальным объектом, он является свидетельством тех фактов и событий, которые происходили когда-то и где-то. Обладая цветом, размером и весом, отличаясь принадлежностью к важным, знаменательным, неординарным событиям или напоминая о прошедшей эпохе и людях, с кем они были связаны, выставочные предметы влияют на эмоциональную, нравственную и интеллектуальную сферы личности. Выставочные экспозиции и собрания представляют собой особые новые художественно-научные реальности, благодаря которым предстает утраченная действительность, создается возможность общения с ушедшими поколениями и вводится в научный оборот новая, доказательная, достоверная информация.
Список использованной литературы
- Арзамасцев В.П. О систематической структуре музейной экспозиции. – М., 1992.
- Бестужев -Лада И., Озерная М. Музей в системе культуры. // Декоративное искусство, 1976, № 9.
- Борисов В.Н. Философия и методология науки.- Самара. НВФ Сенсоры. Модули. Системы, 1999.
- Дьячков А.Н. Социальные функции музея: споры о будущем. // Музееведение. На пути к музею XXI века./ Сб. научных трудов. – М.: НИИ культуры, 1989.
- Калугина Т.П. Художественная экспозиция как феномен культуры.// Музей. Сборник статей и публикаций. Вып.9/ Сост. А.С. Логинова. – М. : Советский художник, 1988.
- Козловски П. Культура постмодерна. – М.: Республика, 1997.
- Кроче Б. Краткое изложение эстетики.// Антология сочинений по философии. – СПб.: Пневма, 1999.
- Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. / Сочинения./ Общ. ред.: А.В. Гулыга. – М.: Мысль, 1982.
- Федоров НФ. Письма в редакцию русского слова. / Собрание сочинений в четырех томах. – М.: 1995, – Т .3.
- Философский энциклопедический словарь. – М., 1985.
- Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика.//Москва «Высшая школа» 2005.
- Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989.
Эстетические ценности предметно-пространственной среды. Под общ ред. А.В. Иконникова. – М.: Строй издательство, 1990.
- Юренева Т.Ю. Музееведение//Уч. высшей школы//Москва.,2007.