- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,47 Кб
Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации в деловом общении
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Сибирский государственный университет геосистем и технологий»
(СГУГиТ)
Кафедра языковой подготовки и межкультурных коммуникаций
Реферат
Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации в деловом общении
Новосибирск 2016
Введение
Зарождение и последующее формирование культуры происходило параллельно с переходом человека от животного мира к миру социальному. Суть этого перехода заключается в том, что человек перестает руководствоваться одними лишь инстинктами, его поведение теперь отклоняется от стандарта, заложенного инстинктами, а жизнь в социуме требует рационального подхода к выбору стратегии поведения из нескольких поведенческих альтернатив.
По мере развития, у человека появляется потребность в принятии правильного, надежного решения и в определении степени этой надежности. Такая потребность обуславливает происхождение с ее богатым арсеналом физических и духовных техник. Именно культура позволяет человеку спрогнозировать события, которые произойдут в будущем и на основе такого прогноза построить свое поведение в той или иной ситуации. Для того, чтобы предсказать события, используется несколько основных стратегий. Так, в первобытной культуре образовалась стратегия подражания, суть которой в том, чтобы предугадать будущее подражанием воспринимаемым свойствам тех или иных явлений окружающего мира.
Большое значение в первобытном обществе имеет ритуал, который представляет собой своеобразный религиозный обряд, символическое поведение, основанное на принципе подражания явлениям природы. Именно из ритуала впоследствии развились основные виды деятельности человека – экономическая, политическая, духовная и социальная деятельность.
Система ритуалов повторяет в видоизмененной форме на определенном языке систему поведения человека. Именно система ритуалов порождает мифы, которые служат для освоения человеком пространства и времени. К тому же, миф закрепляет и регламентирует представления человека об окружающем мире, затрагивая фундаментальные проблемы мироздания.
Таким образом, с самого начала существования культуры ее содержание определяется мифом, который тесно связан с фундаментальным устремлением человеческого творчества на овладение пространством и временем и их преодоление.
Цель данного реферата заключается в изучении взаимосвязи мифологии и культуры.
Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач: определяется понятие мифологии и ее место в жизни человека, рассматривается выражение в мифологии общечеловеческих ценностей и социальных норм, изучается соотношение мифологии с понятиями культурологи.
1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека
.1 Понятие мифа
Миф является очень древней формой донаучного знания, он объединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное в мифе – упорядочение мыслей и деятельности человека, миф дает возможность не только отразить окружающую реальность, но и объяснить ее. Иррациональность мифа проявляется в том, что мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности.
Миф не является совокупностью абстрактных категорий, он состоит из переживаемых категорий мысли и жизни, в связи с чем можно сказать, что миф обладает собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой, хоть и несколько своеобразной. При этом, в мифе содержится и некая отрешенность от естественного хода событий.
Миф представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с окружающим миром – миром природы, миром общества. Изучение мифа имеет большое значение, особенно при изучении философии и исторически сложившейся системы человеческих ценностей. Таким образом, мифология должна изучаться всесторонне и во взаимосвязи с другими науками и философскими понятиями и категориями.
1.2 Происхождение мифа
На определенной стадии исторического развития мифология имела место в культурах практически всех народов. Как же произошел миф, что явилось толчком к зарождению мифологии? Возникновение мифологии связано с необходимостью ответить на вопросы о том, как произошел и как устроен мир. Основную часть мифов составляют космологические мифы, рассказывающие о творении мира. Особое место в таких мифах занимает рождение, смерть, испытания, выпадающие на долю человека. Особенно подчеркивается в мифе добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф является видом мировоззрения, в основе которого – образное представление о природе и коллективной жизни.
К общему мнению о происхождении мифа ученые не пришли до сих пор, в связи с этим имеет смысл рассмотреть самые известные из выдвигаемых гипотез.
Первой серьезной философией мифа является философия Джамбаттиста Вико – итальянского философа, по мнению которого мифы складываются как игра фантазии, вызванная интуитивным ощущением присутствия высших сил и страхом перед ними. Кроме того, философ считал, что различные типы мифов формируются на разных уровнях общественного развития. Вико стал основоположником философии истории и этнической психологии.
Позже шотландский философ Дэвид Юм говорил о том, что страхи человека, его надежды заставили людей персонифицировать закономерности природы, так как древние отождествляли природу с собой – присваивали ей свои чувства, а затем – и тело.
По мнению английского этнолога Эдварда Тейлора, основой мифов является анимизм – наделение окружающих предметов душой, чтобы объяснить их действия. Той же позиции придерживался и Г. Спенсер, считавший, что первобытный человек не стремился к познанию нового, у него не было и не могло быть правильного понимания причинно-следственных связей, не хватало слов для аналитической мысли, не было умения логично мыслить. Так, по мнению Спенсера, миф является ошибочным объяснением явлений и возник он из-за недостатка средств и возможностей для познания.
1.3 Циклы мифов
Мифический преданий и рассказов существует множество, однако среди них традиционно выделяют следующие циклы:
космогонические мифы;
антропогонические мифы;
мифы о культурных героях;
эсхатологические мифы.
Космогонические мифы рассказывают о происхождении мира и вселенной, среди космологических мифов принято выделять мифы развития и мифы творения.
Антропогонические мифы рассказывают о происхождении человека и общества, они являются подвидом космогонических мифов. В этих мифах говорится о том, что человек создан из различных материалов (чаще всего вполне обыденных, понятных первобытным людям – глина, дерево). При этом чаще всего сначала создается мужчина, а потом женщина. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Мифы о культурных героях рассказывают о происхождении и введении в быт различных благ. В этих мифах рассказано о том, как люди овладевали ремеслом, земледелием, как научились пользоваться огнем. Самым известным мифом о культурных героях является миф о Прометее, похитившем огонь у Гефеста и передавшем его людям.
Эсхатологические мифы рассказывают о прошествии конце света, наступлении конца времен. Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: грядет второе пришествие Христа – Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.
2. Ценности и социальные нормы в мифологии
Одной из задач мифологии является объяснение общепринятых социальных норм. Сам по себе миф объясняет существующий порядок вещей, обосновывает его происхождение, идеологически оправдывает его существование. В мифологии выражается и кодифицируется вера, традиция, миф руководит практической деятельностью человека, учит правилам и нормам поведения в обществе. Мифология указывает на божественный первоисточник правил поведения и принятых общественных установок.
Итак, важным моментом мифологии является соответствие порядков, принятых человеком, божественным началам, поэтому мифология основывается на представлении о всемогущих богах, создателях неба и земли, человека и уклада его жизни. Весь естественный (природный) мир, согласно этим представлениям, тоже божественен, а все человеческое может быть оценено положительно лишь в той степени, в которой оно соответствует божественным установлениям. При этом, согласно иерархии взаимоотношений мифических богов между собой, первоисточником всего положительного выступает сам верховный бог, а один из богов является олицетворением правды и справедливости.
Представления о дозволенном и недозволенном, справедливом и несправедливом, имеющие мифологическую или религиозную окраску, оказали большое влияние на источники древнего права, нормы обычного права и законодательство в целом. Постепенно миф становится способом существования права – закон основывается на мифе, а миф настраивает на веру в правосудие. В мифологической интерпретации победа добра над злом имеет большое значение для человеческих отношений, принципом упорядочения которых выступает божественная справедливость. Победа справедливости утверждает правовое начало и право вообще как торжество права над неправом. Так, миф отражает представление о божественном происхождении, источнике и характере справедливости и права как принципе взаимоотношении в божественных и человеческих делах.
Политико-правовые знания людей возводятся к некоторому божественному авторитету. Ряд мифов в качестве покровителя справедливости, защитника слабых выдвигает бога, жестоко карающего зло, ложь, несправедливость. Тех, кто нарушит путь правды, справедливости и права – ждет, по древним представлениям о праве, неминуемая кара.
3. Мифы в современной культуре
Миф является особой формой образно-символического мировоззрения, которая характерна, как было сказано выше, для древнего общества. Однако, сегодня миф не ушел в прошлое, есть в нем что-то устойчивое, что сохраняется в сознании людей на протяжении всей жизни человечества, так же, как в процессе индивидуального развития неизменным остаётся генотип, хотя телесно человек изменяется до неузнаваемости.
Единство человека и природы, навык общения с «живым космосом», является сущностной чертой мифологического мировоззрения и в историческом, и в личностном плане: неразрывные узы с природой лежали в основе древней мифологии, единение с природой рождает предрасположенность к мифологическому мировосприятию и у современного человека. Именно на эту особенность известного исследователя и знатока природы М.М. Пришвина обратил внимание российский философ С.П. Иваненков. В своей статье «Экзистенциальная антропология М.Пришвина» философ приводит следующую цитату: «Я буду рассказывать о великом богатстве жизни на каждом месте; о счастье непомерном, которое каждый может достичь себе и создать из ничего… Конечно, всякий оставивший след на земле человек непременно забывался; непременно выходил из себя, но ведь это не легко, и никто из великих людей не оставил нам секрета к такому совершенно бескорыстному творчеству, и большинство из них сами об этом не знали».
Из приведенных рассуждений можно выделить отдельные черты мифологического мировоззрения, которое автор статьи называет «экзистенциальным» – ощущение «непомерного» счастья, в богословской терминологии – «райского блаженства»; «общедоступность» такого счастья и то, что оно создаётся как бы «из ничего»; на преодоление человеком границ собственного «эго» и ноуменальную связь мифа с любого рода творчеством.
В начале двадцатого века появляется такой вид мифа, как политический миф. В его основе лежит сакрализация государства, «нации», «расы», наиболее ярко такой миф проявился в философии фашизма.
Отдельные особенности мифологического мировоззрения могут сохраняются в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строгой научной логикой. Пример – период «перестройки», когда была очевидна необходимость отбросить старые мифы и построить новый мир без иллюзий и лжи. Но произошедший крах тоталитарной мифологии не привел к искоренению мифов из общественного сознания, а стал стимулом для нового мифотворчества.
Общее разочарование в глобальных ценностях соединяется ныне с доверчивостью к различным слухам и скандальным разоблачениям. Лишенное ясных ориентиров, общественное сознание готово принять на веру любую гипотезу о близком конце света или о тотальной коррупции в высших эшелонах власти. В связи с этим, сегодняшняя действительность стала временем тотального мифотворчества.
Современные мифы можно поделить на четыре группы: мифы политической и общественной жизни, созданные политиками и журналистами; мифы этнической и религиозной самоидентификации (например, различные мифы о России и православии их прошлом и современном состоянии); мифы, связанные с нерелигиозными верованиями (например, об НЛО и инопланетянах); мифы массовой культуры – миф об Америке и американском образе жизни.
Миф в современном мире используется как способ легитимации власти. Стиль русской истории на протяжении веков определял великий миф о добром царе – устроителе народной жизни. После революции образ правителя был демократизирован: правитель – человек простой, доступный, он окружен соратниками. Но через несколько лет создается образ «Хозяина», напоминающего фигуры Петра I и Ивана Грозного, окруженного «исполнителями» и «оберегателями» наподобие Малюты Скуратова. При Хрущеве образ власти вырождается, а при Брежневе миф окончательно теряет связь с жизнью.
Правление Ельцина в начале представляет собой революционный период с мифом о страдальце Ельцине, гонимом коммунистами за борьбу с привилегиями, простом и человечном. На следующем этапе – попытка сакрализации власти. Глава государства величав и солиден, близок с «другом Биллом» и «другом Гельмутом», рядом с ним вместо «молодых реформаторов» военные и охранники. Последний этап правления определяется как «необрежневский»: мы видим дряхлого старца, сохранившего одно желание – удержаться у власти.
Особенность современных мифов в том, что они распространяются с помощью средств массовой информации, вообще можно сказать, что деятельность современных СМИ заключается в том, что они распространяют мифы, которые маскируют под информацию.
Особое внимание в современных мифах уделено проблеме обыденного мышления. Можно охарактеризовать три константы массового сознания («покой», «порядок» и «справедливость»). Именно такой системой ценностей обусловлен бытовой консерватизм, который обращается к прошлому как к идеалу, ибо оно кажется уже застывшим и неизменным.
ВХХ веке появляются мифы о заговорах и внутренних врагах. «Миф власти и синдром «внутреннего врага»», где разворачиваются теории заговора: концепция войны континентов и вторжения инопланетян, теория о силах, которые хотят остановить историю (США, ислам), и другие, не менее экзотические. Уверенность власти в возможности манипулирования массами, основывается не на убеждении в эффективности технологий и «тайных знаний», стоящих за ними, а на вере в самих «технологов», способных совершить для власти очередное «чудо».
Заключение
миф знание самоидентификация культура
Из всего вышесказанного можно заключить, что миф, по своей сути, является одним из способов осмысления людьми устройства и происхождения мира и бытия. Миф позволяет осмыслить окружающий мир путем эмоциональных и логических ассоциаций, символов.
Мифологическое мышление складывалось в условиях нехватки общих абстрактных понятий, что привело к потребности выражать общее, универсальное через конкретное.
Существует четыре основных цикла мифов – космогонические, антропогонические, эсхатологические мифы и мифы о культурных героях. Большую часть всех мифов составляют космологические мифы, которые рассказывают о происхождении мира.
В связи с развитием науки миф обесценивается, однако нельзя сказать, что миф исчерпал себя. Сегодня миф имеет большое значение, особенно если изучать его во взаимосвязи с другими науками.
В современном мире появляются новые, современные мифы -мифы политической и общественной жизни, мифы этнической и религиозной самоидентификации, мифы, связанные с нерелигиозными верованиями, мифы массовой культуры. Таким образом, мифическое мировоззрение имеет место и в современной культуре.
Список использованной литературы
1.Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу.- М.: Мысль, 1972.- 312с.
.Лосев А. Ф. Диалектика мифа //Из ранних произведений/ Подгот. текста И. И. Маханькова.- М.: Правда, 1990.- 655с.- (Из истории отечественной философской мысли. Приложение к журналу «Вопросы философии»).- 60 000 экз.
.Миф как форма культуры // Культурология: Учебное пособие / Отв. ред. А.А. Радугин – М.: Центр, 1996.
.Парандовский Я. Мифология. М., 1991.
.Топков А. Мифы и мифология в современной России / А. Топков // Статья с международной конференции, организованной Фондом Фридриха Науманна, Ассоциацией исследователей российского общества ХХ века и др. в Шуе 11-12 сентября 2004 года.