- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 23,87 Кб
Взаимосвязь религиозных направлений с хозяйственной деятельностью
Содержание
Введение
Глава 1. Взаимосвязь религии и хозяйственной деятельности
.1 Протестантизм, его религиозное содержание и основные направления
.2 Протестанты и католики: распределение в различных социальных слоях
.3 «Призвание» – значение слова в протестантизме
Глава 2. Капитализм
.1 Традиционный и современный капитализм
.2 Дух капитализма
Заключение
Список литературы
Введение
Влияние религии на становление и развитие капитализма немало важная тема в экономической теории. Для того чтобы понять всю сущность капитализма, необходимо знать историю его происхождения и совершенствования. Но причем здесь религия? Во времена зарождения наук, теорий и институтов, многие мыслители опирались на религиозные взгляды, которые отражали ценности и нормы определенных групп людей, и влияли на их мировоззрение и поведение в жизни. Тем самым в изучении каких-либо систем появлялись разнообразные подходы, которые отражали различные мнения по поводу объектов изучения.
Целью работы стало выявление взаимосвязи религиозных направлений (наиболее яркий из них – протестантство) с хозяйственной деятельностью, а также понимание о том, как влияют те или иные религиозные установки на развитие капитализма.
В соответствии с целью курсовой работы необходимо проанализировать произведение немецкого социолога и экономиста Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» и определить взаимосвязь протестантизма и капитализма.
Макс Вебер (1884 – 1920) – немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Одной из основных его работ считается "Протестантская этика и дух капитализма", в продолжение которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.
В своем труде Вебер объяснил, что причина возникновения капитализма лежит не только в накоплении капитала, но и в рациональном подходе. Наиболее важные факторы, присущие капитализму, такие как организованные потоки инвестиций и дисциплинированная рабочая сила, сильно выражены в протестантских нациях.
Большое впечатление на М. Вебера произвели работы Б. Франклина, в которых он видел признаки существования «капиталистического духа». В высказываниях Франклина Вебер видел не просто советы, а особую этику, призыв к рациональности и опытности в делах.
Также особое внимание стоит уделить понятию «призвание», в котором находит свое выражение центральный догмат всех протестантских исповеданий.
Кто и как критиковал теорию Макса Вебера?
Тони Диксон и Хью МакЛекан: «В поисках духа капитализма: Неправильная интерпретация Вебером слов Франклина». В данной статье они утверждают о том, что Вебер использовал слова Франклина так, как посчитал нужным для своей теории, отображая в них некий «дух капитализма» и особую этику. По их мнению слова Франклина – всего лишь набор благоразумных советов. Но саму теорию Вебера они не отвергают.
Р. Тоуни – самый известный критик Вебера. Он соглашается с Максом в том, что капитализм и протестантизм связаны, но эту связь видит с точностью до наоборот. Тоуни в его работе от 1926 года «Религия и становление капитализма» утверждает, что протестантизм заимствовал у капитализма приемлемость к риску, стремление делать прибыль. Протестантизм был революционным по отношению к традиционализму по своему отношению к жизни и бизнесу. Поэтому Тоуни резонно предположил, что рациональность, присущая капитализму, стала принципом протестантизма, так как она диаметрально противоположна по своей сути каталитическому традиционализму. Первые протестантские лидеры быстро сообразили, что трудолюбие и рациональная организация труда, присущая капитализму, очень хорошо вписываются в концепцию жизни в услужении Богу. Тоуни говорит об этой взаимосвязи следующими словами: «Протестантская этика с ее призывами к усердной работе, бережливости и подобным вещам привела к росту капитализма, но в то же время протестантизм сам подвергся влиянию со стороны капиталистического общества».
Амиторе Фанфари, римский экономист и историк, также критикует Вебера, но несколько с другой точки зрения. В своей работе «Католицизм, протестантизм и капитализм» он выражает свое несогласие относительно роли, которую сыграл протестантизм для развития капиталистического духа. Он говорит, что капитализм проник в Европу более чем за столетия до протестантской революции. В течение века до нее наблюдался постоянный рост рабочей силы. И не просто отдельные индивидуумы, а целые социальные группы, вдохновленные новым духом, боролись за проникновение капитализма в те места, куда он еще не успел проникнуть.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная тема имеет высокую степень изученности. Для раскрытия темы сделаем подробный анализ работы М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».
Глава 1. Взаимосвязь религии и хозяйственной деятельности
.1Протестантизм, его религиозное содержание и основные направления
Протестантизм – одно из главных направлений христианства наряду с православием и католицизмом, охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей. Особенности идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его возникновения и последующего развития.
Протестантизм как идеология и международная историческая сила появился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма. Однако история протестантизма прослеживается в более ранние века. На протяжении многих веков питательной почвой для антикатолических настроений в Европе были претензии папства на светскую власть и упадок нравов римской курии. С началом Реформации протестантизм стал одним из определяющих духовных и политических движений сначала в Европе, а затем и в мире. Различные протестантские конфессии на протяжении веков предлагали свои варианты решения духовных проблем и обеспечения религиозных потребностей верующих.
Протестантизм возник в эпоху Реформации. Термин «протестантизм» происходит от протеста, заявленного немецкими князьями и рядом имперских городов против отмены принятого раннее постановления о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных. Однако в более широком смысле протестантизм ассоциируется с социально-политическим и нравственным протестом поднимающегося сословия против отживших средневековых порядков и стоящей на их страже католической церкви.
Протестанты разделяют общехристианские представления о бытии Бога как Творца мира, о его триединстве, о греховности человека, о бессмертии души и спасении, о рае и аде, отвергая католическое учение о чистилище, о Божественном откровении и некоторые другие. Вместе с тем протестантизм имеет ряд существенных догматических, организационных и культовых отличий от православия и католицизма.
В первую очередь это признание священства всех верующих. Протестанты считают, что каждый человек непосредственно связан с Богом. Это приводит к утверждению равенства всех верующих в вопросах веры. Религиозный культ в протестантизме был существенно сокращен и упрощен. Число таинств сокращено до двух: крещения и причащения; все богослужение сведено к чтению проповедей, совместным молитвам и пению гимнов и псалмов. При этом богослужение происходит на родном для верующих языке.
Вторым основным принципом протестантизма является спасение личной верой. Протестантизм не отрицает, что не бывает веры без добрых дел. Добрые дела полезны и необходимы, но оправдаться ими перед Богом невозможно, лишь вера дает возможность уповать на спасение. Все направления протестантизма в той или иной форме придерживались учения о предопределении: каждому человеку еще до его рождения предуготовлена его судьба; она не зависит ни от молитв, ни от деятельности, человек лишен возможности изменить судьбу своим поведением. Однако, с другой стороны, человек мог своим поведением доказать себе и другим, что он предназначен Промыслом Божиим для хорошей участи. Это распространялось на нравственное поведение и на удачливость в жизненных ситуациях, на возможность разбогатеть. Тем самым, протестантизм становится идеологией наиболее предприимчивой части буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Как показал Макс Вебер, именно установки протестантизма способствовали подъему предпринимательского духа.
Протестантская этика – религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно.
Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ тем, что эта трудовая этика распространялась не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности.
Согласно протестантизму, основными признаками избранности к спасению являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление верующего доказать себе и другим свою избранность создало сильнейший стимул к предпринимательству и базу новых моральных норм и критериев.
Особой добродетелью считалась бережливость: расточительность или невыгодное капиталовложение были греховны. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: её требования относились к производственной и социальной дисциплине и качеству труда. Она осуждала пьянство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к труду и обучать читать и понимать Библию. Истинный христианин обязан был быть опрятным в быту, аккуратным и прилежным в труде, честным в выполнении обязательств. В некоторых странах, принявших протестантизм как государственную религию, были приняты законы об обязательном начальном образовании. Протестантская трудовая этика имеет библейские корни. Поэтому в ней:
.Запрещена задержка заработной платы – «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Библия, Левит 19:13).
.Запрещены издевательства и жестокое господство начальства над подчиненными – «не господствуй над ним с жестокостью» (Библия, Левит 25:43).
.По мнению протестантов, Бог Библии поощряет высокое качество товаров и услуг, честное отношение к клиентам и запрещает лживые способы обогащения: «Приобретение сокровища лживым языком – мимолетное дуновение ищущих смерти» (Притчи 21:6); «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные» (Левит 19:35-36), и так далее.
.Ограничение рабочего дня и рабочей недели посредством запрета работать в 7-й день недели, который называется днем покоя. Некоторые христиане используют взятые из контекста Евангелия слова Христа, говоря, что Иисус учил: «Покой для человека, а не человек для дня покоя» (Евангелие от Марка 2:27).
Некоторые социологи считают, что этика, подобная протестантской, может присутствовать лишь в тех этических системах, в которых имеется оптимальный баланс обязанностей и прав человека (чувство долга заставляет человека трудиться, а права защищают от посягательств на результаты его труда).
Среди направлений протестантизма М. Вебер уделяет особое внимание кальвинизму.
Кальвинизм – направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Кратко описать сущность кальвинизма можно через его пять пунктов, обычно изображенных в виде английского акронима TULIP (тюльпан):
)Totaldepravity (абсолютная греховность);
)Unconditionalelection (безусловное избрание);
)Limitedatonement (ограниченное искупление);
4)Irresistiblegrace (непреодолимая благодать);
5)Perseverance of the Saints (безопасностьсвятых).
Но стоит большее внимание уделить этике (отношение к труду) кальвинизма. На первый взгляд, кажется, все просто: каждый должен трудиться. И что здесь такого? Но кальвинист относится к своей работе, как к возложенному на него поручению Божиему, которое он стремится выполнить максимально хорошо и добросовестно. Очевидно, что человек, работающий лишь в силу необходимости, относится к делу совершенно иначе. Кальвинизм исходит из того, что наше жизненное предназначениево многом реализуется в повседневном труде.
Стоит заметить, что многие христиане утверждают как раз обратное: работа (почему-то особенно собственное дело) – греховная суета, служение маммоне. Нет, возражают кальвинисты, надо не отделываться фразами, а упорно работать на этой земле, чтобы действительно преобразовать ее и прославить Бога через свой труд. Ни один день нашей жизни не должен быть потрачен бессмысленно. Даже в отдыхе следует соблюдать благоразумие. Люди, которым приходится заниматься своим собственным делом, понимают, насколько это справедливо. Они уже знают, что только постоянное упорство и напряжение всех сил может обеспечить семье надежное будущее.
М. Вебер выделяет еще более важные направления протестантизма: квакерство и меннонитство.
Квакерство (официальное название – Религиозное Общество Друзей) – религиозное направление в протестантской конфессии христианства, возникшее в Англии после выступления Джорджа Фокса с проповедью.
Основу вероучения квакеров составляет представление о том, что Бог заключен в сердцах людей; истину следует искать во "внутреннем свете", озаряющем человека и свидетельствующем о присутствии в нем божественного начала. Озарение "внутренним светом" означает одновременно победу над грехом, над силами мрака. Квакеры полностью отвергают внешнюю обрядность и церковную иерархию, у них нет строго регламентированного церемониала богослужения, они не признают таинств, не крестятся и не причащаются.
Из своего вероучения квакеры выводят ряд этических и социальных требований. К их числу относится требование безусловной правдивости и честности во всем, непритязательность, простота, отказ от роскоши и развлечений. Ставя высоко личную независимость, квакеры не признают титулов, ко всем равно обращаются на "ты". Социальные взгляды квакеров по существу своему буржуазны и, в общем, по своему смыслу и значению реакционны: революционному преобразованию общества они противопоставляют путь нравственного самоусовершенствования личности. В соответствии с этим они практикуют благотворительность. Они выступают против рабства и работорговли.
Меннонитство – одна из протестантских деноминаций, получившая название от своего основателя Менно Симонса (1496-1561), голландца по происхождению. Меннониты считали себя подлинными наследниками и завершителями Реформации, которую, по их мнению, предали и Лютер, и Цвингли, и Кальвин, создавшие церковно-государственный протестантизм. Они исповедовали радикальное христианское учение, опиравшееся на Новый Завет, и своей целью считали восстановление апостольской христианской веры и жизни; их доктрина характеризовалась требованиями отделения церкви от государства, свободы совести, добровольного членства в церковных общинах. Церковь меннонитов строилась на принципах братства, а жизнь христианина они понимали как прямое следование Христу и его учению; они отрицали любые войны и применение насилия; утверждали принципы любви и непротивления и стремились к практической святости в жизни.
Если обобщить основные положение протестантизма, рассмотреть его направления, затронутые Максом Вебером, то можно выделить несколько слов, которые охарактеризуют протестантизм: трудолюбие, честность, вера. Люди с такими взглядами на жизнь могут добиться большего успеха, особенно в экономической сфере.
.2Протестанты и католики: распределение в различных социальных слоях
протестант католик религия капитализм
Если детально ознакомиться со статистиками различных стран со смешанным вероисповеданием населения, то очевидным становится явление, отражающее несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, среди высших квалифицированных слоев рабочих, среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий.
Это явление связано, прежде всего, с процессом, в котором капитализм мог легко и беспрепятственно совершать необходимые ему социальные и профессиональные преобразования.
Но принадлежность к какому-либо вероисповеданию выступает не как причина экономических явлений, а как их следствие. Выполнение некоторых экономических функций было связано с обладанием капитала или образования, а лучше – обладание капитала и образования вместе. Сейчас эти функции связаны с наследственным богатством или с хорошим достатком.В XVI веке многие экономически развитые города и области приняли протестантскую веру. До сих пор очевидны последствия этого факта: это способствует их успехам в борьбе за существование и экономическое процветание. Но не только благоприятные условия способствовали успеху протестантов. Также следует обратить внимание на характер среднего образования. Среди учащихся и выпускников средних школ католики имеют очень низкий процент. И если обратить внимание на учебные заведения, которые готовят к технической и торгово-промышленной деятельности, то здесь тоже наблюдается низкий процент абитуриентов-католиков. Они, в основном, предпочитают гуманитарную подготовку. Есть и еще одно явление: промышленные предприятия получают большую часть рабочей силы из ремесленной среды (ремесло как бы подготавливает работников, которых предприятие отнимает по окончании этой подготовки). Среди таких рабочих значительно больше протестантов, чем католиков. То есть католики предпочитают оставаться ремесленниками, тогда как протестанты стремятся оказаться в промышленности, пополняя ряды квалифицированных рабочих. Данный факт объясняется складом психики, воспитанием, атмосферой родины и семьи, что в дальнейшем определяет выбор профессии.
Протестанты всегда проявляли специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики не замечали и не замечают вообще. Причину этого нужно искать во внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем положении.
Большая «отчужденность от мира», свойственная католицизму, аскетические черты его высших идеалов воспитывали в людях равнодушие к земным благам. Протестанты критикуют аскетические идеалы католиков, а католики упрекают протестантов в «материализме». М.Оффенбахерс формулировал противоположность этих вероисповеданий, судя по их проявлениям в предпринимательской деятельности, следующим образом: «Католик… спокойнее; наделенный значительно более слабой склонностью к приобретательству, он предпочитает устойчивое обеспеченное существование, пусть с меньшим доходом, рискованной, тревожной жизни, подчас открывающей путь к почестям и богатству. Народная мудрость гласит: либо хорошо есть, либо спокойно спать. В данном случае протестант склонен хорошо есть тогда, как католик предпочитает спокойно спать». Из данного сравнения можно сделать вывод о том, что протестанты, благодаря своей активности, своему стремлению к улучшению положения своей жизни, как бы заводят механизм развития многих экономических сфер. Они становятся движущей силой в экономике, в то время как католики работают лишь для своего среднего достатка.
.3«Призвание» – значение слова в протестантизме
В работе «Протестантская этика и дух капитализма» рассматривается концепция «призвания» у М. Лютера.
Мартин Лютер (10 ноября 1483, Айслебен, Саксония – 18 февраля 1546, там же) – христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.
Мартин Лютер родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 году Эрфуртский университет со степенью магистра, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 году он начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия).
В обстановке подъема общественного движения в Германии, Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви, в том числе догму о том, что духовенство является необходимым посредником в общении человека и Бога.
Лютер утверждал, что мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность отдаваться вере, занимают важное место в христианской религии. Он отверг авторитет папских декретов и посланий и требовал восстановления авторитета Священного писания. Мартин Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе смирения, осознания человеком его полной зависимости от милости божьей в деле спасения его души. Важное историческое значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви. Подобные тезисы были восприняты оппозиционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя.
Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 году открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом.
В 1520-1521 годах, когда интересы разных примкнувших к Реформации классов стали размежевываться, на политическую арену выступил Томас Мюнцер, показавший новое народное понимание Реформации. Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что христианскую свободу следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима.
От преследования по Вормсскому эдикту 1521 году Лютер искал защиты у князей, укрывшись у курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направлений Реформации и против массовых народных выступлений. Лютер указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны 1524-1526 годов он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.
В историю немецкой общественной мысли Лютер вошел и как деятель культуры – как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с папистами стремился использовать народную культуру и многое сделал для ее развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522-1542), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка.
Одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве, основанное в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений Римско-католической церкви – лютеранство.
«Аугсбургское исповедание» представляет собой изложение основ лютеранства (в 28 статьях, на немецком и латинском языках), составленное с одобрения М. Лютера его сторонником Ф. Меланхтоном и представленное императору Карлу V. Оно устанавливало лютеранскую обрядность, принципы церковной организации и отношений со светской властью. В лютеранстве впервые были сформулированы главные положения протестантизма: тезис об оправдании «одной верой» и приоритет Священного Писания над традицией. Оправдывающая вера понимается как дар благодати, который проявляется в делах христианина. Подчеркивая, что жизнь христианина являет собой раздвоение на внутреннего и внешнего человека, духовного и плотского, лютеранство учит, что грех полностью извращает природу человека и проводит различие между «царством Божьим» и «царством мира сего». В первом – осуществлено оправдание и спасение человека, второе возникает вследствие греха, но направлено против греха, на обеспечение правопорядка. Закон, данный Богом всем людям и записанный в их сердцах, ограничивает силы зла, но не спасает. Евангелие Иисуса Христа принимается только по вере. Евангелие (благодать, вера) и закон (мир, разум) лежат, по Лютеру, как бы в разных плоскостях. Одному царству верующий принадлежит как христианин, другому – как человек.
Лютеранство отвергает церковную иерархию, но сохраняет от католицизма алтарь, крест, орган, облачение духовенства и религиозную живопись. В лютеранстве также сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), литургия, два таинства: крещение (в т. ч. младенцев) и причастие.
Теперь непосредственно о понятии «призвание». В слове «Beruf» (нем. профессия, призвание) есть некий религиозный мотив, который представляет поставленную Богом задачу. По исследованиям эволюции этого слова во всех культурных языках мираоказывается, что у народов, приближенных к католицизму, отсутствует аналогичное понятие. Но данное понятие встречается у всех протестантских народов. В лютеровском переводе Библии это слово вскоре обретает современное значение в языках всех протестантов.
Помимо значения данного слова, новой была идея, созданная Реформацией. Это понятие заключало в себе оценку того, что выполнение долга в рамках профессии являлось наивысшей задачей нравственной жизни. Вследствие этого появились представление о религиозном значении труда и создание понятия «Beruf». Таким образом, центральный догмат всех протестантских исповеданий находит свое выражение в понятии «Beruf». Этот догмат отрицает католическое разделение нравственных заветов христианства на «praecepta» и «consilia». По этому догмату единственным средством стать угодным Богу является выполнение мирских обязанностей, которые определяются для каждого человека его местом в жизни. И эти обязанности становятся «призванием» для человека.
Сначала Лютер относил мирскую деятельность к сфере рукотворного, сравнивая ее с едой и питьем. В дальнейшем большее значение получает у него профессиональное призвание, то есть «Beruf». Лютер считал, что монашеский образ жизни бессмыслен и проявляет порождение эгоизма и равнодушия к мирским обязанностям человека. Мирской труд – это проявление христианской любви к своему ближнему. Данная мысль противоречила известному утверждению А. Смита: «Не на благосклонность мясника, булочника или земледельца рассчитываем мы, желая получить обед, а на их собственную заинтересованность: мы апеллируем не к их любви к ближнему, а к их эгоизму, говорим не о наших потребностях, а всегда лишь об их выгоде».
В начале своей реформаторской деятельности Лютер рассматривал стремление к материальной выгоде как признак отсутствия благодати, также это стремление заслуживает порицания, потому что оно может быть реализовано только за счет других людей.
Мартин Лютер очень сильно углублялся в мирскую деятельность, и тем самым видел в Библии положительное отношение к нравственному труду. Значение профессиональной деятельности оценивалось выше. Конкретная профессия каждого человека – это выражение божественной воли, долг перед Богом, который необходимо выполнить. Таким образом, профессиональное призвание сохраняет традиционный характер. Профессиональное призвание – это то, что человек должен принять от Бога, с чем он должен смириться. Но у Лютера есть и другая идея насчет профессиональной деятельности: она должна восприниматься человеком как главная задача, поставленная перед ним Богом. Этот этический вклад лютеранства носил негативный характер: отрицание того, что аскетический долг выше мирских обязанностей.
Не стоит думать, что все направления протестантизма зарождали «капиталистический дух». М. Вебер рассматривает наиболее важные направления лишь для того, чтобы понять всю сущность протестантизма, то, с чего он зарождался, то, что он несет за собой. Лютеранство, кальвинизм и другие течения не рассматривали экономику и все, что к ней относится. Они лишь углублялись в состояние, в душу человека, в его мысли. Данные направления отражали движущую силу, которая вела людей к определенным целям. Единственное, что хоть как то связанно с рассматриваемой проблемой – отношение к труду. Ведь капитализм – это своего рода труд. Для него хорошим фундаментом будет умение человека упорно трудиться, добиваться своих целей в работе ради благосостояния семьи. Поэтому М. Вебер решил начать анализ с важной стороны – основы протестантизма, чтобы более полно понять связь протестантской этики с «духом капитализма».
Глава 2. Капитализм
.1 Традиционный и современный капитализм
Капитализм – это система общественного производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.
Стремление к большей наживе, к получению огромной прибыли никак не связано с капитализмом. Капитализм должен походить на укрощение такого стремления. Капитализм – стремление к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности.
«Современный капиталистический хозяйственный строй – это чудовищный космос, в который каждый отдельный человек ввергнут с момента своего рождения и границы которого остаются, во всяком случае, для него как отдельного индивида, раз навсегда данными и неизменными… Капитализм, достигший господства в современной хозяйственной жизни, воспитывает и создает необходимых ему хозяйственных субъектов – предпринимателей и рабочих – посредством экономического отбора».
М. Вебер, определяя сущность капитализма, углубляется в историю его развития. Ведь именно благодаря истории он укрепился, пережив недовольства многих народов.
Первым, с чем пришлось столкнуться капитализму, был традиционализм.
Традиционализм – тип консервативного политического сознания, выступающего в защиту сильной власти и государства, как средства обеспечения закона и порядка, сохранения традиций и национального начала. Традиционализм реализуется в двух формах: консерватизм и архаизм. Консерватор обращается к тому, что фактически сохранилось, что может быть сохранено и упрочено. Архаист же противопоставляет «актуальным ценностям» ценности древние, пробует отыскать в настоящем факты, которые подтверждали бы непрерывную актуальность идеализируемого им «когда-то». В целом, традиционализм направлен не в идеализированное будущее, чтобы его мерками оценивать настоящее, а в идеализированное прошлое, чтобы настоящее осталось неизменным. Мироощущение традиционалистов – это не утопия, а ностальгия. Отказ от традиционных ценностей рассматривается ими как главная причина всех негативных явлений в современном обществе. Поборники традиционализма любят взывать к «славному прошлому», «добрым старым временам», к «великим теням», легендарно-мифологические представления, о которых отложились в общественном сознании.
Что касается заработка, то основное положение традиционализма гласит: «Человек по своей природе не склонен зарабатывать деньги, все больше и больше денег, он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни».
Здесь можно привести несколько примеров. Первый пример связан с рабочими. В сельском хозяйстве в определенные периоды времени необходима интенсивная работа, так как от нее зависит дальнейший урожай и, соответственно, прибыль. Здесь появляется сдельная оплата труда. Предприниматели пытаются привлечь рабочих к более интенсивному труду, повышая им заработную плату. Но тут возникает проблема традиционалистского характера: сначала рабочий получал, к примеру, 1.5 монеты за работу на одном участке, а таких участков у него было четыре, тем самым он зарабатывал 6 монет. Предприниматель повышает ему зарплату еще на 1.5 монеты за участок, надеясь, что это заставит его работать намного больше. Но рабочий начинает выполнять работу в 2 раза меньше – он, получая 3 монеты за один участок и 6 монет за два участка, не будет стремиться заработать больше. Ему достаточно было 6-ти монет, и он так и будет работать за 6 монет, выполняя при этом меньше работы.
В данном случае идеальным решением будет понизить заработную плату, тем самым увеличив интенсивность труда. Но низкая заработная плата не соответствует «капиталистическому духу», потому что за низкую заработную плату не будут работать высококвалифицированные специалисты, которые могли бы поднять прибыль в разы.
Следующий пример проявления традиционализма уже в современности лежит в сознании людей, а именно (как показано в примере) незамужних работниц. Предприниматели, нанимая работниц, особенно работниц-немок, жалуются на их равнодушное отношение к труду. Они не желают отказываться от своих привычек, от своих методов работы, тогда как новые установки будут более рациональны и продуктивны. У них отсутствует стремление добиться большего и лучшего. Иначе дело обстоит с работницами, получившими специфическое религиозное воспитание, в частности, вышедшие из пиетистских кругов. Пиетизм – движение внутри лютеранства, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком». Такие работники легко обучаемы, готовы отказаться от своих старых установок ради улучшения работы. Они стремятся заработать как можно больше, тем самым интенсивно выполняя поручения. Из этого примера можно заметить связь религиозного воспитания и капитализма.
Следующий пример будет связан с самими предпринимателями, а именно с предпринимателями середины XVIII века – скупщиками. Крестьяне со своим товаром приезжали к скупщику, предлагая свой товар. Скупщик выбирал наиболее хорошие изделия или те, что заранее заказывал у крестьян по просьбе своих клиентов. Таким образом, жизнь предпринимателя протекала тихо и спокойно, неся неплохой заработок. Но такая идиллия в какой-то момент рушилась. Некоторые предприниматели переселялись из городов в деревни, выбирали лучших крестьян для работы или производства товара, тем самым усиливая контроль над ними и превращая их из обычных крестьян в рабочих. Контролируя работу крестьян, предприниматель изучал вкусы клиентов, старался соответствовать их требованиям. Исходя из этого, между предпринимателями образовывалась конкуренция: кто-то стремился расширять свое производство для получения большей прибыли, а кто-то так и оставался на низшей ступени. Именно такое резкое увеличение предпринимательской деятельности объясняется вторжением некоего «духа», а если точнее «духа капитализма».
Граница между современным и традиционным капитализмом видна в их борьбе, а именно в подавлении традиционного в современности. Также их различия определяются отношением человека к труду. Для традиционного человека профессия как груз, выражено стремление к простому производству, основным видом деятельности считается торговля. То есть традиционный человек работает, чтобы жить. Что касается современного человека, то здесь все наоборот. Профессия служит формой для существования, человек стремится к расширенному производству. Такой человек живет, чтобы работать.
Исходя из этого, современный капитализм наиболее подходящая основа для проявления того самого «духа» капитализма.
.2 Дух капитализма
Перед тем как дать полное определение «духу» капитализма Макс Вебер анализирует все, что может быть связано с «духом» капитализма. В начале своего исследования он опирается на слова Б. Франклина:
«Помни, что время – деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен – если он расходует на себя всего только шесть пенсов – учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов.
Помни, что кредит – деньги. Тот, кто оставляет у меня еще на некоторое время свои деньги, после того как я должен был вернуть их ему, дарит мне проценты или столько, сколько я могу выручить с их помощью за это время. А это может составить значительную сумму, если у человека хороший и обширный кредит и если он умело пользуется им.
Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги. Деньги могут родить деньги, их отпрыски могут породить еще больше и так далее. Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают шесть, а если эти последние опять пустить в оборот, будет семь шиллингов три пенса и так далее, пока не получится сто фунтов. Чем больше у тебя денег, тем больше порождают они в обороте, так что прибыль растет все быстрее и быстрее. Тот, кто убивает супоросную свинью, уничтожает все ее потомство до тысячного ее члена. Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов.
Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны. А это бывает очень выгодно. Наряду с прилежанием и умеренностью ничто так не помогает молодому человеку завоевать себе положение в обществе, как пунктуальность и справедливость во всех его делах. Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег ни на один час сверх установленного срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек.
Следует учитывать, что самые незначительные действия оказывают влияние на кредит. Стук твоего молотка, который твой кредитор слышит в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых шесть месяцев; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он на следующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется. Кроме того, аккуратность показывает, что ты помнишь о своих долгах, то есть что ты не только пунктуальный, но и честный человек, а это увеличивает твой кредит.
Остерегайся считать своей собственностью все, что ты имеешь, и жить сообразно с этим. В этот самообман впадают многие люди, имеющие кредит. Чтобы избегнуть этого, веди точный счет своим расходам и доходам. Если ты дашь себе труд обращать внимание на все мелочи, то это будет иметь следующий хороший результат: ты установишь, сколь ничтожные издержки вырастают в огромные суммы, и обнаружишь, что можно было бы сберечь в прошлом и что можно будет сберечь в будущем…
За 6 фунтов годового процента ты можешь получить в пользование 100 фунтов, если только ты известен как человек умный и честный. Кто зря тратит 4 пенса в день, тот в год тратит бесплодно 6 фунтов, а это – плата за право пользования 100 фунтами. Кто ежедневно тратит часть своего времени стоимостью в 4 пенса – пусть это будет всего несколько минут,- тот теряет в общей сумме дней возможность использовать 100 фунтов в течение года.
Тот, кто бесплодно растрачивает время стоимостью в 5 шиллингов, теряет 5 шиллингов и мог бы с тем же успехом бросить их в море. Тот, кто потерял 5 шиллингов, утратил не только эту сумму, но и всю прибыль, которая могла быть получена, если вложить эти деньги в дело,- что к тому времени, когда молодой человек состарится, могло бы обратиться в значительную сумму».
Из данных высказываний можно сделать вывод о том, что только пунктуальный, честный и трудолюбивый человек может добиться хорошего положения, хорошего заработка. И зарабатывать человек должен законным путем, следуя своему призванию. Из слов Франклина можно выделить как раз тот самый «дух» капитализма. Но в те времена он был менее развит, и многие народы воспринимали его как скаредность.
Человек, обладающий «духом капитализма» всегда сдержан и сосредоточен в своем деле. Ему не важны цифры своей прибыли, ему важно само дело, его продвижение и развитие. Капитализму необходима преданность делу, служение своему «призванию». Одной из главных целей представителей «капиталистического духа» являлся экономический рационализм. Под экономическим рационализмом понимается повешение производительности труда, которое происходит благодаря научно-обоснованному разделению производственного процесса. Каждый капиталистический предприниматель гордится собой, если осознает свой вклад в экономическое процветание.
Таким образом, под «духом» капитализма понимается стремление человека работать ради удовлетворения души, получения благодати сверху, посредством включения прибыли в оборот труда, но никак не ради денег и роскоши. Человеку, обладающим этим «духом», не важна прибыль, он лишь усиливает с каждым разом свой труд, рационально используя его.
Заключение
В своей работе я проанализировала работу Макса Вебера, рассмотрела такие понятия как протестантизм, протестантская этика, капитализм и «дух» капитализма, установила связь между ними и влияние протестантизма на стремление к капитализму.
Человек с протестантской идеологией больше склонен к честному труду. Если разобраться во влиянии других направлений религии на человека, то можно увидеть следующую закономерность.
У каждого человека есть Бог. Жизнь на земле – невыносима. Поэтому каждый человек ждет от Бога чего-то хорошего для своей жизни, а именно благодати. Эту благодать кто-то видит через окружающие предметы (например, природа), кто-то ходит в церкви, считая, что с помощью них можно напрямую обратиться к Богу. Если это обобщить, то получается, что такие люди просто ждут и верят в добро, которое вскоре должно на них обрушиться. А как дело обстоит у протестантов?
Протестанты также считают жизнь на земле невыносимой, у них также есть Бог, который может наградить человека благодатью. Но они полностью отрицают церковь как посредника между человеком и Богом. В их идеологии заложено следующее: чтобы добиться благодати, необходимо усердно работать. Труд должен быть честным, полученная прибыль не должна тратиться на роскошь. Деньги – не главное. Главным является желание работать, и чем больше человек работает, тем больше он получит добра от Бога.
Что касается капитализма и его «духа», то здесь видна большая связь с протестантской трудовой этикой. Человек, обладающий «духом» капитализма склонен к рациональному труду и также не во благо прибыли, а ради своих достижений, ради самосовершенствования.
Именно эту связь Макс Вебер видит у протестантизма и капитализма. Тем самым обращая внимание на то, что протестанты добиваются большего в экономической сфере, что именно они будут вносить какие-либо положительные изменения в экономику, осуществлять ее развитие. Именно эта идеология наиболее подходящая для людей, которые хотят жить в экономически развитых странах.
Список литературы
.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: «Ист-Вью», 2002.
2.ru.wikipedia.org
3.www.bhoga.ru <http://www.bhoga.ru>: Критика теории М. Вебера
.www.krugosvet.ru <http://www.krugosvet.ru>: Энциклопедия «Кругосвет»; Религия
.www.sr.artap.ru <http://www.sr.artap.ru>: Справочник, словарь, религия