- Вид работы: Сочинение
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,34 Кб
Учение апостола Иакова о вере в контексте корпуса апостольских посланий
РОСТОВСКОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ
Заочное отделение
Сочинение
Священное писание Нового Завета
Учение апостола Иакова о вере в контексте корпуса апостольских посланий
Ростов-на-Дону 2011 год
Содержание
Введение
1. Святой Иаков как историческая личность
1.1 Вопрос о личности Иакова
1.2 Биография Иакова
2. Причина написания Послания
3. Рассмотрение вопроса веры в посланиях апостолов
3.1 Взаимоотношение между верой и добрыми делами
3.2 Значение веры
3.3 Добрые дела как доказательства веры
3.4 Соединение веры и добрых дел
Заключение
Литература
Введение
1. Святой Иаков как историческая личность
1.1 Вопрос о личности Иакова
Но прежде всего следует разобраться, кем именно был святой Иаков и какую роль он играл в описываемую эпоху. Автор сам называет себя "Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа" (Иакова, 1:1). В евангельской истории известно три лица с таким именем: Иаков, сын Зеведея, – один из двенадцати Апостолов и брат святого Иоанна Богослова; Иаков Алфеев, брат святого Апостола и Евангелиста Матфея, тоже один из двенадцати; и Иаков, которого называют брат Божий. Он был одним из 70-ти Апостолов Христовых и имел братьев Иосию, Симона и Иуду (Матф. 13:55). Он стал потом первым Епископом Иерусалимским и получил у иудеев прозвание "праведного". /1, стр.7/ В отличие от двух других, принадлежащих к лику двенадцати, он назывался еще "меньшим". Святой Иаков Алфеев, как известно из предания, проповедовал среди язычников. Между тем послание святого Иакова обращено к евреям, находящимся в рассеянии (1:
). Церковное предание приписывает Соборное послание святого Апостола Иакова третьему Иакову – брату Божьему, бывшему первым Епископом Иерусалимским. В качестве такового он мог считать находящимися под своим иерархическим ведением всех христиан из евреев, где бы они ни находились. Кроме того, он пользовался великим уважением и авторитетом среди всех евреев, даже тех, кто не принял Христа, за свою праведность.
1.2 Биография Иакова
Ο жизни святого Апостола Иакова сохранилось довольно много сведений. Он был старшим сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы, от первой его жены, родным братом упоминаемых в Евангелии Иосии, Симона и Иуды (Матф.13: 55) и названным братом Господа Иисуса Христа. Он сопровождал Иосифа и Марию с младенцем Иисусом во время их бегства в Египет. По-видимому, он с братьями своими довольно долго не вполне веровал в Господа Иисуса, как в Мессию (Иоан.7: 3-5), почему, быть может, и не удостоился быть в числе ближайших двенадцати Его учеников. Но потом он всем сердцем уверовал, и Господь, по воскресении Своем, удостоил Иакова Своим явлением особо (1Кор.15: 7). По вознесении Христовом он, как предназначенный к тому Самим Господом, был поставлен первым епископом иерусалимской церкви, и в качестве такового, а также, как пользовавшийся особенно высоким уважением и самих апостолов, председательствовал на первом Апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. гл. 15). /2/ Принято считать, что вся его деятельность была сосредоточена в Палестине, и он не ходил с проповедью по другим странам, подобно остальным апостолам. Жизнь свою окончил мученической смертью около 64 г., будучи сброшенным иудейскими начальниками с портика иерусалимского храма.
апостол иаков послание вера
2. Причина написания Послания
Поводом к написанию послания святого Иакова были, вероятно, те трудности и невзгоды, которые переносили христиане – евреи, жившие в рассеянии, как от своих неверующих в Христа собратьев, так, особенно, и от язычников. Трудности эти были настолько большими, что многие стали падать духом и колебаться в вере в Христа – Спасителя, не имея в себе сил для их преодоления. Назначение послания, время и место написания его становится понятно из слов первого стиха; послание святого Апостола Иакова было предназначено и послано "двенадцати коленам, находящимся в рассеянии", то есть евреям. / 3/По-видимому, речь автора обращена не только к евреям, принявшим христианство, но и к тем евреям, которые еще не приняли Христа, тем более, что те и другие долгое время не очень отделялись друг от друга и, как видно из книги Деяний, имели даже общие собрания. / 4 /
3. Рассмотрение вопроса веры в посланиях апостолов
3.1 Взаимоотношение между верой и добрыми делами
В посланиях святых апостолов есть достаточно много упоминаний и рассуждений о вере и ее огромной роли в жизни христианина. Столько раз апостолы подчеркивали ее значимость и ценность, что у некоторых могла возникнуть мысль о том, что для спасения достаточно только искренней веры. Что же собственно спасает человека: вера или дела? И нет ли тут противоречия словам Апостола Павла ο том, что человек спасается верою независимо от дел закона (Римл.3: 28)? Надо полагать, что эти слова ο необходимости для спасения живой деятельной веры и написаны святым Иаковом именно потому, что многие христиане – евреи неправильно поняли слова Апостола Павла. Апостол Павел настойчиво проповедовал евреям, что со времени пришествия Христа Спасителя, некоторые уложения обрядового Моисеева закона утратили свое значение, и для спасения нужна в первую очередь вера во Христа Спасителя, а не одни дела закона Моисеева. / 1 /
3.2 Значение веры
В первые годы существования христианства многим верующим, и даже самим апостолам было сложно привыкнуть к той мысли, что Израиль утратил свою избранность и превосходство перед другими народами. Избранным народом становятся те, кто верит во Христа, независимо от своей национальности. Это было крайне непривычно и неприятно для иудеев. Но они просто забыли собственную историю и священные книги, в которых многократно подчеркивалась важность именно веры. Они забыли о том, что пророки не один раз говорили о грядущем Мессии. Тот закон, которым они так гордились, и который отличал их от других народов, стал для них камнем преткновения, он его превратили в мертвую инструкцию, лишенную духа. Например, строго и точно исполняли иудеи законы о чистом и нечистом, которые служили средством отделения Израиля от других народов (Лев 20: 22-26). Но когда пришло время израильтянам сближаться с другими народами, многие были к этому не готовы. / 5, стр.115/ Как говорит Книга Деяний, общение (через нечистую пищу, через соприкосновение с нечистыми народами) было поставлено под вопрос, когда христианство вышло за рамки только еврейского народа. Примером здесь может служить встреча Петра с Корнилием (Деян 10: 10-16).
Именно поэтому многим из них было так трудно или вовсе невозможно принять Благую весть. Целую главу (четвертую) своего Послания к Римлянам Павел посвящает вопросу веры. Авраам, по словам апостола, имел "праведность веры" (Римлянам 4: 13). "Христос – конец закона к праведности всех, кто верит" (Римлянам 10: 4). Настаивая на таком утверждении, апостол Павел намеревался опровергнуть распространенное среди иудеев мнение о том, что они заслуживают спасения только потому, что они – избранный народ. В третьей главе послания к Римлянам святой Апостол Павел показывает, что иудеи не имеют никакого преимущества перед язычниками, потому "как иудеи, так и еллины, все под грехом" (Римлянам 3: 9), "все согрешили и лишены славы Божией" (Римлянам 3: 23). Поэтому, оправдание человек может получить только "через веру", "по благодати Божией", "искуплением во Христе Иисусе" (Римлянам 3: 24-25). Тем не менее иудеи все же имеют то преимущество, что "им вверено Слово Божие", заключавшее высокие обетования о Мессии. Несмотря на то, что иудеи оказались неверными в хранении этого великого дара Божия, Бог, по данному обещанию исполнит Свои обетования. Данный иудеям закон еще более отягчает их ответственность и виновность. А так как Бог не есть только Бог иудеев, но и язычников, то и для тех и других один путь спасения – через веру. / 6, стр.79/Этим не уничтожается значение закона, а лишь утверждается, ибо благодать Божия дала возможность людям осуществить требования закона. Фраза о преимуществе веры над делами закона вовсе не говорит о том, что можно просто верить и ничего более не делать для своего спасения. Такая мысль противоречила бы всему духу Евангелия.
3.3 Добрые дела как доказательства веры
Тем не менее, многие из евреев поняли эту мысль в смысле безусловного отрицания вообще добрых дел для спасения и достаточности одной только веры в пришедшего Мессию. Святой Апостол Иаков в противоположность этому подчеркивает, что одной холодной рассудочной веры для спасения недостаточно, ибо "и бесы веруют, и трепещут" (2: 19). Смысл слов Апостола Иакова состоит в том, что истинная спасающая вера неразрывна связана с добродетельным образом жизни: вера является основной причиной, а дела последуют, как ее следствие. / 7/Таким образом, ни вера, ни дела, в отдельности друг от друга, не спасают человека, ибо друг без друга они неполноценны: это две нераздельные, хотя и различные стороны одного и того же предмета: живого и полного устремления к Богу.
3.4 Соединение веры и добрых дел
"Во Христе Иисусе" имеет силу "вера, действующая любовью" (Гал.5,6), – говорит апостол Павел. Апостол Иоанн подтверждает, что заповедь Божья собственно одна, хотя и состоит из двух частей: "чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа, и любили друг друга, как Он заповедал нам". (1 Иоанна 3: 23) За исполнение этой заповеди мы удостаиваемся тесного единения с Богом, свидетельством чего является обитание в нас Духа Божьего Вера в Бога, в Его свойства и действия в мире – начало духовной религиозной жизни. "Без веры угодить Богу невозможно" (Евр.11,6), – говорит Апостол Павел. Но истинная вера познается по жизни человека. / 8, стр.119/А вера, которая не показана делами, жизнью – мертва и даже похожа на бесовскую. Апостол Иаков говорит: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?. Ибо, как тело без духа мертво, так. и вера без дел мертва" (Иак.2, 14; 26). Для полноты духовной жизни нужны вера и добрые дела. Вера есть первое условие, необходимое для оправдания. Апостол Павел говорит: "благодатью вы спасены через веру" (Еф.2,8). Вера оправдывающая состоит в искреннем принятии всех истин откровения, как преподает и понимает их Святая Церковь. Мы должны верить, что Бог есть Милосердный Отец и Судия всего, верить в Пресвятую Троицу, а также тому, что ради спасения нас, грешных, Сын Божий воплотился от Приснодевы Марии. Господь говорит: "Ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших" (Ин.8, 24).
Вера и дела, жизнь по вере человека – спасают человека. / 9/Доказать вышесказанное могут слова самого Спасителя. Господь говорит: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7, 21). "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк. 8, 34). А в притче о талантах ясно говорится, что Господь награждает не за одну веру, но и за труды и подвиги добрых дел. Апостол Иаков учит, что подвигами добрых дел совершенствуется сама вера: "Не делами ли оправдался Авраам, отец наш,. И делами вера достигла совершенства" (Иак. 2, 21-22). Апостол Павел также учит, что Господь воздаст каждому по делам его (Рим. 2, 6-13). Можно сделать вывод, что для оправдания человеку нужны несколько вещей, а именно: благодать Божия, вера человека и его жизнь по вере, т.е. добрые дела. / 10 /
Если подвести итог всему вышеизложенному, то можно сказать, что апостолы в своих Посланиях не только не противоречат друг другу, но дополняют то, что было сказано другими. Отношение апостолов к вере совпадает, оно заключается в том, что вера является даром Божьим, искрой, которая может зажечь человека и осветить всю его жизнь. Но от человека зависти то, как он поступит с этим даром, он может умножить его и довести до совершенства через свои добрые дела, а может уподобиться тем людям из притчи Спасителя, которые тщетно взывают к нему, имея только веру в Его имя. Общее мнение апостолов состоит в том, что человек должен подтверждать свою веру поступками, достойными христианина, и только такая вера будут спасительной.
Литература
1. Херасков М., прот. Послания апостольские и апокалипсис. Владимир, 1907. #”justify”>2. Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Соборные Послания.
http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/tolkovanie/averkiy_sobornye_poslaniya_01-all. shtml <http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/tolkovanie/averkiy_sobornye_poslaniya_01-all.shtml>
3. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.А.П. Лопухина. Пастырские Послания Св. Апостола Павла. <http://www.kursmda.ru/books/biblia_lopuhin_pastyrskie_ poslania. htm>
. Епископ Кассиан Безобразов. Христос и первое христианское поколение. http://krotov. info/history/01/kern/bezo_1.html
. Евсевий, архиеп. Беседы на 1 послание св. ап. Иоанна. СПб., 1880. <http://www.axion.org.ru/e-books/e-books.html>
. Кибальчич И., свящ. Опыт обозрения и объяснения соборного послания св. ап. Иакова. Чернигов, 1873. http://www.axion.org.ru/e-books/e-books.html#b-exeg1 <http://www.axion.org.ru/e-books/e-books.html>
. Павел Лебедев. Учение об оправдании верою у апостола Павла в контексте иудаизма I в. по Р. Х.
<http://www.sedmitza.ru/text/443733.html>
. Троицкий М., Священные Послания св. ап. Павла к Тимофею и Титу. Казань, 1884. http://www.axion.org.ru/e-books/e-books.html#b-arch1 <http://www.axion.org.ru/e-books/e-books.html>
. Суханов В. Первое соборное послание св. ап. Петра: историческое и экзегетическое исследование. Казань, 1914. http://www.axion.org.ru/e-books/e-books.html#b-arch1 <http://www.axion.org.ru/e-books/e-books.html>
. Мышцын В.Н. Учение св. ап. Павла о законе дел и законе веры. http://www.axion.org.ru/e-books/e-books.html#b-arch1 <http://www.axion.org.ru/e-books/e-books.html>