- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 20,62 Кб
Учение Христианской Церкви о свободе
Реферат
Учение Христианской Церкви о свободе
Введение
свобода богословия пастырский нравственный
Учение о свободе является одним из ключевых как в христианском мировоззрении, так и в нерелигиозном. Без него невозможно понять учение добре и зле, о человеке и о его спасении. «Несвобода всегда воспринималась человеком как безусловное зло, как духовное порабощение. Вся человеческая история, в конце концов, сводится к попыткам освобождения от той или иной формы рабства: социально-политического, национально-религиозного, духовного». Но, как говорит свт. Филарет Московский, «…едва ли есть в языках человеческих слово, которое столько было бы подвержено неправому пониманию и злоупотреблениям, как слово: свобода».
1. Свобода как существенное свойство человека
Свобода является существенным свойством человека. Без нее человек не является человеком. Как говорит св. прав. Иоанн Кронштадский, она есть «..неотъемлемая часть образа Божия». Свободная воля не уничтожилась и после грехопадения человека, ибо человек после грехопадения не перестал быть человеком. Его свобода в результате злоупотребления была повреждена и подпала под власть греха, как и образ Божий в человеке вообще. Но в нем осталась способность желать добра: «Доброго, которого хочу, не делаю…» (Рим.7:19). Существование свободы в человеке подтверждается во-первых, дарованием человеку заповедей и требованием их исполнения. Во-вторых, обещанием воздаяния за исполнение заповедей (разные награды и особенно вечное блаженство) и за нарушение (разные наказания, временные и вечные). В-третьих, сознанием человека о своей свободе, ибо каждый человек говорит о себе: «я хочу, я не хочу», и сознает при этом, что он волен поступить так или иначе. В-четвертых, раскаянием, т.е. сожалением о том, что я поступил так-то, а не иначе, ибо оно есть невольное признание того, что я мог бы поступить и иначе.
Сама вера есть акт свободной воли человека. Вера не может быть насильственной. Если человека заставляют верить, то нарушают его свободу – основное свойство человека, сближающее его с Богом. Заставить можно, являя чудо, но таким образом, Бог являл бы насилие над человеком, над его свободой. Поэтому Спаситель в начале требовал веры, а потом являл чудо: «…Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Матф.9:28). Восполняя человеческую немощь, Господь творил чудеса для того, чтобы явить Божество, чтобы люди могли в Него поверить: «Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Иоан.4:48). Бог не уничтожает свободную волю в человеке и не подавляет, ибо это означало бы уничтожить самого человека. Он преображает ее истиной и благодатью, точнее, дает человеку возможность преобразиться.
2. Относительность человеческой свободы
Как человек является образом Божиим, так и его свобода является образом свободы Божией. Абсолютной свободой обладает только Бог, ибо Он есть Существо самобытное и всесовершеннейшее, обладающее полнотой бытия. Человеческая свобода не может быть такой полной, как Божественная, ибо человек не самобытное существо, а сотворенное, а потому зависимое от своего Творца. Если воля Божия «…определяется только лишь само собою, т.е. она вполне и совершенно свободна», то воля человеческая ограничена законами мироздания: «…законом Божиим, и самым составом общества человеческого, и необходимостью природы…». Человек не может делать все, что он захочет. Ограниченность человеческой свободы есть онтологический факт. Поэтому еще стоики говорили, что свобода есть познная необходимость (определение, которое потом использовали Спиноза, Маркс и Энгельс). «Но есть трудность в том, каким способом согласить и соединить повиновение и свободу, когда их направления представляются противоположными; – свобода хочет разширять человеческую деятельность, а повиновение ограничивает ее».
. Свобода формальная и нравственная
В VI веке прп. Максим Исповедник в полемике против монофилитов, отрицающих во Христе человеческую волю, изложил православное учение о двух волях и о двух свободах во Христе и о двух волях и двух свободах в человеке. Согласно его учению, «…воля является онтологической харакретистикой естества, а не лица…». В человеке есть два свободных начала: свобода природная, икономическая свобода, по выражению преп. Максима, и свобода рассудочная, или гномическая. Природная воля – это способность действовать самостоятельно. Ее еще называют физической волей, которая есть «способность желать и действовать ради удовлетворения желания», или формальной (психологической) свободой. «Эта формальная свобода сохраняется у человека и после грехопадения, она сохраняется даже в аду». Гномическая воля (намерение, цель) (или нравственная свобода) – это воля выбирающая, свобода выбора, «сознательный личный выбор, самоопределение, предшествующее любому волевому акту. Гномическая воля относится к личности человека». « «Гномическая» воля избирает способ употребления или реализации «природной» воли и связана с личной мотивацией, поэтому она также называется личной волей … человека».
Разницу между природной и гномической волей прп. Максим выразил следующим образом: «Не одно и то же значит: хотеть вообще (природная воля – В.Л.) и хотеть так или иначе (личная (гномическая) воля – В.Л.). Хотеть вообще, равно как и видеть вообще, относится к естеству, потому что это свойственно людям. Но хотеть так или иначе, равно как и видеть так или иначе, верхнее или нижнее – относится не к естеству, а к употреблению естественной способности хотения или зрения, и принадлежа единственно тому, кто делает такое употребление из своей способности, тем самым отличает его от других». Поскольку наши желания не соответствуют требованиям природы, потому что стремятся не к истинному благу, а к наслаждению, то гномическая воля противоречит природной воле.
«По учению пр. Максима, гномическая воля как начало греха стала достоянием человека только после грехопадения, когда он опытно познал добро и зло и стал стремиться к удовольствиям вопреки «природной» воле. Поэтому Христос, имея Божественную Ипостась, не имел человеческой греховной «гномической» воли, а значит, не испытывал сомнений и колебаний в отношении исполнения Божественной воли». У первозданного Адама не было желания зла, и ему не приходилось выбирать между желанием добра и зла. Он, хотя знал, что есть зло, но желал только добра.
4. Свобода внешняя и внутренняя
Поскольку человек живет внутренней и внешней жизнью, то и у него есть свобода внутренняя и внешняя. Внутренняя, т.е. духовная, – заключается в свободе души от грехов и страстей. Внешняя – в различных политических и общественных свободах, т.е. в том, чтобы не находиться в заключении и в возможности «беспрепятственно, без стеснения и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни». По учению святых отцов, истинной свободой является только внутренняя, а внешняя без нее не имеет самостоятельной ценности. «Воля моя свободна почти только в одном избрании добра и зла, а в прочих отношениях она ограждена отовсюду» (свт. Игнатий Брянчанинов). «Существуют три вида свободы: свобода от жестоких сил природы, свобода от людей-поработителей и свобода от себя самого. Первой достигают через науку и насилие, второй – через политику и насилие, третьей – через религию без насилия». «Если же не одолеешь себя, то, потратив немало усилий, лишь пересккочишь из одной клетки и темницы в другую. Свобода общественная и национальная, государственная и международная – без освобождения от самого себя – все это лишь соблазнительные и очаровательные названия разнообразных тюрем, различных клеток». «Если человек осовбодится только от внешних тиранов, оставшись под гнетом собственных грехов, то добился он не многого». «Хочешь свободы – сначала постарайся освободиться от собственных пристрастий». «Намереваешься добиться свободы с помощью революции – восстань против самого себя и увидишь, что все прочие революции излишни».
Господь пришел для того, чтобы дать именно внутреннюю, духовную свободу, а не внешнюю: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня… проповедывать пленным освобождение, … отпустить измученных на свободу» (Лк.4:18); «…если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоан.8:36). По учению святых отцов, внутренняя свобода и без внешней дает человеку свободу. «Истинная свобода есть свобода христианская, – свобода внутренняя, а не внешняя, – нравственная и духовная, а не плотская, – всегда благоделающая и никогда не мятежная, которая может жить в хижине так же удобно, как в доме вельможеском или царском, – которой подвластный, не преставя быть подвластным, может пользоваться столько же, как властелин, – которая и в узах, и в темнице ненарушима, как то можно видеть в христианских мучениках» (Филарет, митр. Московский). «Таково христианство: оно и в рабстве доставляет свободу!» (Св. Иоанн Златоуст). «Свободными почитай не тех, которые свободны по состоянию, но тех, которые свободны по жизни и нравам. Не должно, например, называть истинно свободными знатных и богатых, когда они злы и невоздержны, потому что такие суть рабы чувственных страстей. Свободу и блаженство души составляют настоящая чистота и презрение привременного» (прп. Антоний Великий). «Свободен только тот, кто стяжал свободу внутреннюю, равно и раб только тот, кто покорствует бессмысленным страстям» (свт. Иоанн Златоус).
. Свобода отрицательная и положительная
Свобода в отрицательном значении – это свобода от чего-то или от кого-то, и в положительном – свобода в чем-то или ради чего-то или кого-то. Когда говорят о свободе, зачастую имеют в виду только отрицательное значение этого понятия. «Даже и в бытовой ощущении термин «свобода» включает в себя переживание возможной независимости от различных внешних условий жизни, а еще более – внутреннего устройства… независимость от своих страстей, пристрастий, переживаний, ощущений, привычек…». Но свобода должна иметь и положительную сторону. «Свобода – это катастрофа, – пишет старец Паисий, – если люди не умеют ей пользоваться для достижения положительного результата».
Для обыденного сознания свобода – это возможность делать, что хочу. «Свобода сама по себе есть непреложная ценность. Но в ней таится и странный парадокс: ставя самое себя на самом верху иерархии ценностей и превращаясь в свободу ради свободы, она вдруг начинает …вырождается в слепой, порой противоречивый произвол. …Свобода не может быть ценностью абсолютной: она должна быть использована ради чего-то превосходящего ее по значительности, достоинству, ценности…».
6. Христианское понимание свободы
Христианское понимание свободы основано на христианском учении о человеке. Человек – существо сотворенное, а потому зависимое от своего Творца, и духовно-нравственное. Поэтому и свобода его, как его существенное свойство, может рассматриваться только в его отношении к Творцу и является категорией духовно-нравственной.
«Бог никого не создал рабом, а всех свободными. Только в отношении в Себе Он сотворил их рабами, поколику даровал им и самое бытие; но и то, чтобы был кто рабом Ему, не хочет Он, чтоб был по принуждению и насилию, а произвольно: подобно тому, как иной бедный и ничего неимущий, когда удостоится сделаться царским служителем, радуется и веселится, что именуется и есть раб царя, – так и Бог хочет, чтоб человек был рабом Его по своей воле, и радовался и в великую славу и честь вменял именоватся и быть рабом Божиим». «Духовная свобода – это добровольное подчинение воле Божией». «Я – раб Бога моего, – говорит свт. Игнатий Брянчанинов, – несмотря на то, что мне даны свободная воля и разум для управления волей». «Тот истинно свободен, кто живет для Христа…» (Св. Иоанн Златоуст).
Свобода человека является образом свободы Бога. Истинная свобода человека состоит в приобщении к абсолютной свободе Бога и является действием Бога в нем, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17). «…В христианском понимании свобода есть одно из проявлений образа в человеческой природе всеблагого Бога, Который призывает нас: «Уклонись от зла и делай добро, и будешь жить вовек» (Пс.36, 27)». Поэтому как свобода Божия состоит только в добре, так истинная свобода человека является свободой только в добре. Свобода как свобода выбора (т.е. гномическая свобода) образовалась в человеке только после грехопадения и не является свободой в полном смысле слова. Истинной свободой является свобода первозданного человека до грехопадения и свобода после возрождения его Духом Святым, когда он возвращается в первозданное состояние. «Истинная свобода человека богоподобна. Как Бог есть Благо и, будучи совершенно свободным, не имеет препятствий при осуществлении Своей благой воли, так и человек свободен лишь тогда, когда может беспрепятственно творить благо и осуществлять богоустановленный смысл своего существования в соответствии с природной волей». Ценность свободы заключается не в самой способности выбирать между добром и злом, а «…в выборе добра, в способности допустить в пространство личной человеческой свободы божественную благодать, дать в человеческой жизни место Богу». «Что касется тех, которые не стремятся достигнуть свободы согласованием своей воли с волею божественной, то они и не имеют истинной полной свободы, но свободны в низшем, чисто психологическом смысле, – сохраняют свободу выбора между добром и злом».
Таким образом, по учению святых отцов, истинная свобода в своем положительном значении состоит не просто в свободе выбора, а в свободном подчинении воле Божией. «Свобода как возможность выбирать имеет ценность только если выбор направлен благо и жизнь. Свобода и нравственность являются двумя категориями святоотеческой антропологии. Но что не менее важно, в святоотеческом понимании эти две категории нерасторжимо связаны. Абсолютизация одной из этих категорий в ущерб другой неминуемо ведет к общественным трагедиям».
В Священном Писании Нового Завета свобода в отрицательном значении понимается как свобода от греха (Ин.8:34-36), от тления (Рим.8:21), от мира (Гал.4:3), от господства сатаны (Ин.8:44), от власти тьмы (Деян.26:18; Кол.1:13), от рабского страха (Рим.8:15), от страха смерти (Гал.3:13; Рим.8:2), от обрядового ветхозаветного закона (Рим.7:6; Рим.8:2), от клятвы закона (Гал.3:13). Положительное значение свободы раскрывает только христианское учение. Оно состоит в служении Богу и Христу (Рим.6:22; 1Кор.7:22), дарована Христом и Духом Святым и есть действие Духа Святого.
7. Свобода и «благодать… и истина»
Спаситель принес на землю благодать и истину (Ин.1:17). Через их усвоение человек приобщается к Божескому естеству и возрастает в истинной свободе. Вне истины и благодати свободы не существует, так как только благодать дает человеку необходимые силы для реализации его духовной свободы: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:38); «закон духа жизни во Христе Иисус освободил меня от закона греха и смерти» (Рим.8:2).
Свобода не отделима от познания истины, ибо Дух Господень есть Дух истины, и Сам Христос есть истина (Ин.14:6). Через познание физических и общественных законов человек расширяет свою физическую и общественную свободу. «Чем больше законов мироздания он познает, тем большую свободу действий приобретет». Например, человек не может летать в воздухе как птица, но, изучив законы аэродинамики, он смог создать самолет и научился летать. Также через познание духовно-нравственной истины человек расширяет свою духовную свободу: «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). «…Возрастая в познании Бога…» (Кол.1:10), человек возрастает и в свободе. Познается истина только через послушание ей с помощью благодати Божией (1Пет.1:22).
По причине благодати и истины новозаветный нравственный закон, в отличие от ветхозаветного, называется законом свободы (Иак.1:25; 2:12). Ветхозаветный закон не открывал человеку истину полностью и не давал благодатных сил, необходимых для исполнения заповедей Божиих. «Закон Моисеев был законом внешних дел, это был закон буквы, закон рабства, требовавший себе безусловного послушания и упорядочивания, главным образом, внешнего поведения». Истина открылась человечеству только в Евангелии, только когда на землю явились сама Истина в лице Иисуса Христа и Дух истины. «Спаситель же требует от людей не внешних только дел закона, но прежде всего чистоты внутренних помыслов, нравственного настроения, сердечного расположения». Он сказал Своим ученикам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15). Раб «…может видеть, что делает господин и догадываться о смысле дела, но знать, т.е. понимать дело, побуждения, причины, сущность его не может, если не объяснить ему господин его; раб берется здесь только как орудие исполенния дела господином его. Сказал же вам все, т.е. всю волю Божию…». Господь Иисус Христос даровал благодатные силы для исполнения евангельского закона, который благодаря этому уже не был теперь внешним и чуждым для грешного человека, каким был ветхозаветный закон, а совпадал по своему содержанию с внутренним желанием возрожденной благодатью человеческой воли, явился в полном смысле духовным законом свободы, родственным обновленной природе человека. «…Евангельский закон есть закон не столько внешних исправных действий, сколько внутреннего отношения и душевной перемены, внутренней чистоты и искренних, сердечных расположений. А сводя закон с внешнего на внутренний, Христос сливает его в одно с собственными внутренними влечениями и требованиями человека, делает его законом свободы, законом духа. Праведнику закон «не лежит», как что-то внешнее, чуждое ему, отличное от его внутреннего закона и обязательное только по внешнему авторитету: он творит добро, движимый к тому внутренним святым настроением, он поступает так, как бы никто ни к чему его не обязывал, и живет по закону Божию, как по естественному закону духовной жизни». «Как человек, побуждаемый голодом, истребляет пищу охотно, жаждущий – пьет охотно, утомленный трудами – отдыхает охотно; так бывает и в духовной жизни возрожденного человека. Служащие Господу служат Ему охотно, и воля Его составляет их желание, как говорит Сам Иисус Христос: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя (Ин. 4, 34)» (прот. И. Толмачев).
8. Свобода и своеволие
«Некоторые под именем свободы хотят понимать способность и невозбранность делать все, что хочешь. Это мечта; и мечта не просто не сбыточная и нелепая, но беззаконная и пагубная». Понимание свободы как возможности делать, что хочу, т.е. как свободы действия или свободы выбора, является ее искажением. Такая свобода на самом деле есть произвол, а на святоотеческом языке называется своеволием. Своеволие происходит от гордости, т.е. от сознания себя самобытным, независимым существом. По словам свт. Филарета, первым, кто понял свободу как произвол, был Адам. «Получив при сотворении высокия способности и могущественныя силы, быв поставлен владыкою рая и земли, он пользовался обширнейшею свободою, какую может иметь сотворенное существо. Но и сей свободе поставлен был предел, – древо познания добра и зла. Адаму не предоставлено было свободы вкусить от плода его. Злоупотребитель свободы, старейший человека, чрез злоупотребление свободы сделавшийся духом тьмы и злобы, темными внушенями научил тому же злоупотреблению человека. Человек захотел иметь свободу совершенно неограниченную, как Бог, и дерзнул переступить за предел, положенный заповедию Божиею. И что же последовало? – Он не только не приобрел большей свободы, но утратил большую часть и той…».
По словам схиархимандрита Софрония (Сахарова), мы видим «у человекак – образа Божия – постоянное искушение самому создать свое бытие, самому определить его во всем, самому стать богом, а не принять только то, что дается, так как в этом есть чувство зависимости». Своеволие есть форма отвержения Бога, ибо человек поставляет свою волю вместо Божией, а в Свящ. Писании сказано: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30). Спасение состоит в том, чтобы через послушание воле Божией согласовать с нею свою волю. В православном богословии это называется синергией. Своеволие, являясь нарушением воли Божией, является рабством дьяволу. «Всякий раз, когда человек творит зло, он действует не сам, но ему содействует диавол. То есть акт зла есть всегда синэргия, как и акт добра, только на этот раз это уже синэргия не Бога, но Его противника». Поэтому основой духовной жизни является послушание. Даже добрые дела, совершенные не по воле Божией, не являются добрыми, ибо только Бог и Его воля являются источником блага, а что вне этого, то хотя бы оно и казалось добрым не является таковым на самом деле, ибо исходит не от Бога, а от падшего человеческого естества, которое пытается утверждать свое падение через видимо добрые дела. «Надо бояться не столько злых людей, сколько собственной злой воли. Ибо те заставляют нас прибегать к Богу и, сами не ведая того, приближают к нам Бога; а эта удаляет от Него и подвергает нас Его гневу» (прот. П. Соколов). «Воля наша есть медная стена между человеком и Богом» (авва Пимен). «Не тот свободен, кто может делать, что хочет; но тот свободен, кто может хотеть того, что должно ему делать». «…Послушание – это свобода, однако ненавистник диавол представляет его рабством…». Свобода маленького ребенка ограничена любящими родителями, но не уничтожена, ибо его свобода, как говорит старец Паисий Афонский, есть не свобода в настоящем смысле слова, а «возможность беспрепятственно покалечиться: Такая свобода гибельна для детей…». Как родители ограничивают свободу детей, чтобы через послушание воспитать в них свободу, так и в духовной жизни пусть к истинной свободе лежить только через послушание, которое является благословением Божиим, а не через своеволие.
. Отношение человеческой свободы к промыслу Божию, предопределению и благодати
Свобода человеческой воли не уничтожается промыслом Божиим, управляющим миром, ибо Бог представляет человеку побуждения и мотивы, а человек по своей свободной воле отдает предпочтение тому или другому мотиву. «Если же свобода наша состоит лишь в независимом, по нашему выбору, подчинении тем или иным действующим на нее побуждениям, то, очевидно, что добровольное подчинение ее промыслительной воле Божией не есть отрицание свободы; напротив, только таким подчинением воля человека восходит на ту степень, где она становится истинно свободною (свободою духа)». Если промысл ограничивает свободу действий тех, кто не хочет поступать по воле Божией, то он не уничтожает в них свободу желания, а «только удерживает последствия желания».
Человеческая свобода не отрицается и Божественным предопределением, ибо оно основано на Божественном всеведении, согласно которому Бог, сообразуясь со свободной волей личностных существ, направляет их к благим целям.
Божественная воля, спасающая человека, не связывает его волю, а соединяется с ней, сохраняя ее свободу подобно тому, как во Христе соединена человеческая природа с Божественной. Прп. Макарий Великий об этом говорит так: «Как сопротивная сила, так и благодать Божия оказываются побуждающими, а не приневоливающими, чтобы вполне сохранились в нас свобода и произвол. Посему-то и за те худыя дела, какия человек делает по наущению сатаны, не сатана более, но человек подвергается наказанию; потому что человек не насильно вовлечен в порок, но побужден к нему собственною своею волею. А подобно сему и в добром деле, благодать не себе приписывает сделанное, но человеку, и потому, присвояет ему славу, что сам для себя стал он виновником добраго. Ибо благодать не делает волю его непременною, связав, как сказано, приневоливающегою силою: но, пребывая в человеке, она дает место и произволу, чтобы явным сделалось, склонна ли его воля к добродетели, или к пороку. Ибо закон дан не естеству, но свободе произволения, которая может преклоняться и на доброе, и на худое».
Благодать Божия дает человеку и добрые желания, и силу их исполнить: «…Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.2:13). Свобода человека состоит в выборе доброго желания: «Предпочитать доброе изволение – дело желающаго; довершить же выбор добраго изволения – дело Божие. Для сего человек имеет нужду в Божией помощи». Прп Симеон Новый Богослов о границе человеческой свободы в деле спасения говорит, что «…самовластие осталось в нас после того, как мы сделались рабами греха, именно, что оно хранится лишь в нашем желании освобождения, а не в чем-либо большем. Почему нам надлежит приносить Христу сие желание, соединяя с ним и душевную заботу, сердечное искание, не чрез добрые дела, а чрез одну веру, дабы Христос, давший Себя в искупление за души наши, увидел, как всею душею, всем помышлением и всею крепостию желаем мы и ищем освободиться от злаго тиранства греха, и освободил нас от него божественною благодатию Своею. Между людьми никого нет свободнаго и самовластнаго, кроме одного Христа; а Он потому таков, что есть Бог и человек. С того времени, как Адам стал рабом греха, все люди, до скончания века, рабы суть, кроме тех, которые освобождаемы бывают Христом». «Поелику таким образом только в желании нашем сохранилось самовластие наше, то нам надобно вопервых возжелать освобождения от рабства, потом взыскать освободителя нашего Христа, а когда найдем Его, припасть к стопам Его и испрашивать у Него себе свободы: ибо никого нет свободнаго, кроме Христа и свободника Христова».
Искажением учения о свободе человеческой воли и ее отношении к благодати Божией является учение Пелагия. Он отрицал поврежденность человеческой природы первородным грехом и утверждал самодостаточность свободной воли человека для спасения. Это привело его к искажению и учения о благодати Божией и ее роли в спасении человека. Учение блж. Августина, который выступил против Пелагия, также является ошибочным. Он, наоборот, отрицал значение свободной воли в человеке после грехопадения и ее роли в спасении.
Учение Августина, пересаженное на безрелигиозную почву породило детерминизм (от лат. «детермино» – определяю, ограничиваю) – учение, которое отрицает в чловеке наличие свободы выбора и утверждает, что его свобода является кажущейся, т.е. его поведение определяется наиболее сильными мотивами из внешнего мира или из влечений собственной природы человека (Спиноза, Шопенгауэр). Учение Пелагия вылилось в другое ложное учение Нового времени – в индетерминизм, который настолько преувеличивает свободу человека, что отрицает зависимость человеческой воли от каких-либо мотивов.
Таким образом, согласно православному учению, могущественное действие промысла Божия и благодати Божией «…не сопровождается насилием и подавлением человеческих сил, а ведет к свободному подчинению их высшей силе. …Благодати принадлежит первенство в деле спасения, собственно благодать наше спасение и совершает. Можно сказать, что благодать есть причина нашего спасения, ибо ею совершается обожение нашего естествпа. А человек своей свободной деятельностью обеспечивает необходимые, но отнюдь не достаточные для спасения условия».
10. Свобода в пастырском богословии
Большое значение правильного понимания свободы имеет в пастырском богословии и в пастырской практике. Искажение его ведет к лжепастырству и, в частности, к такому явлению как младостарчество, когда священник, не имеющий благодати старчества, стремится к власти над душами окружающих по образу всецелого и бепрекословного послушания, которое монахи оказывали к духоносным старцам. Во многих случаях это заканчивается трагедией для пасомых. В определении Священного Синода РПЦ, принятом на заседании 28 декабря 1998 г., постановлено: «Напомнить всем пастыря-духовникам о том, что они призваны своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина. Подчеркнуть, что беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой». Пастырская деятельность должна быть основана на уважении свободы пасомых. Только при таком отношении к свободе других сам пастырь возрастает в своей свободе. Порабощенный страстями тщеславия, гордости, сребролюбия, человекоугодия и сам стремится к порабощению других.
. Современные проблемы свободы
В настоящее время с умножением греха человечество все больше удаляется от Бога и от истинной свободы, умножается рабство людей как духовное, так и политическое, экономическое. Происходит это на основе искажения понятия о свободе человека, которая современными идеями возводится в абсолют, в самостоятельную ценность вне зависимости своей направленности. В результате, если свобода в самом лучшем смысле понималась как способность и возможность стремиться к лучшему, к благу, то сейчас она понимается как возможность делать выбор в пользу зла, т.е. возможность и право делать зло. На практике, как свидетельствует история XX века, это приводит к тотальному контролю над личностью и к тому, что «…свобода личности от нравственных норм традиции стала поддерживаться на законодательном уровне». В конституции большинства европейских государств вошел принцип свободы совести, который означает то, что общество теперь не стремится к спасению, т.е. к истинной свободе, а государство, в свою очередь, перестает быть инструментом утверждения в обществе божественного закона. Такое бегство от истинной свободы всегда оборачивается рабством, сначала духовным, а затем и экономическим, политическим, социальным. Государство встало на защиту прав (т.е. свободы) извращенцев, лихоимцев, любостяжателей и пр. Оно становится орудием распространения зла и порабощения ему своих членов. На подавлении свободы личности основаны тоталитарные секты. Государство представляет под свободой произвол, возводит в абсолют и в высшую ценность падшую человеческую волю. Тоталитарные секты называют свободой исполнение воли руководителя.
Заключение
«Бог хранит свободу человека, никогда не насилуя его волю. Напротив, сатана стремится завладеть волей человека…». Мир, плоть и диавол, пытаясь поработить человека, называют свободой ее злоупотребления. Возможность умереть физически или духовно не является физической или духовной свободой. Истинная свобода состоит в согласии с волей Божией, действии в соответствии со своей природой, обновленной Духом Святым, и в соответствии своему назначению, открытому Богом. То есть истинная свобода состоит в приобщении к Богу. О том, что это есть единственно истинное понимание свободы свидетельствует и этимология этого слова. Согласно Историко-этимологическому словарю, «…с понятием о свободе с самого начала связывалась идея принадлежности к своему коллективу, к своему роду, племени, к своей народности – словом, к своим». Понятие о свободе связано с понятием о человеке и его отношении к Богу. Искажение первого ведет к искажению второго. Человек не самостоятельное, самобытное существо, а сотворенное и поврежденное грехом. У него есть только одна свобода: «…или воспользоваться дарованным искуплением и возвратиться в рай, или отвергнуть искупление и остаться сопричисленным к сонму падших ангелов» (свт. Игнатий). Выражается эта свобода в стремлении к Богу и желании добра и спасения. В христианском смысле свобода – это не возможность грешить и погибнуть в аду на веки, а возможность жить в Боге и спастись. «Истинная свобода есть деятельная способность человека, не порабощенного греху, не тяготимого осуждающею совестью, избирать лучшее при свете истины Божией, и приводить оно в действие при помощи благодатной силы Божией». Т.о., можно сказать, что свобода – это способность нравственного самоопределения; это способность души определять себя к деятельности согласно своему назначению, которое определено Богом и состоит в единении с Ним. В отрицательном значении истинная свобода есть свобода от зла и от греха, как источника зла. В положительном значении – это возможность быть со Христом и исполнять Его волю, ибо только во Христе человек становится истинно свободным. Церковь, существуя в безрелигиозном мире, все более стремящимся к рабству, возвещает миру об истинной свободе, указывет к ней путь и подает силы для ее осуществлении в личной и общественной жизни.
Список использованной литературы
1. Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. – М.: «Ковчег», 2009. – 352 с.
. Библейский богословский словарь. / Под ред. свящ. В. Михайловского. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1995. – 570 с.
. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004. Windows DVD, Россия, ООО «Кирилл и Мефодий».
. Васечко В., иерей. Сравнительное богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. – 100 с.
. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций: в 3 ч. М.: ПСТБИ, 1997. Ч. 3. – 292 с.
. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. – М.: Отдел внешних церк. связей Московского Патриархата, 2008. – 240 с.
. Лега В.П. Лекции по основному богословию. – Электронная версия.
. Леонов Вадим, свящ. Бог во плоти: Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. М.: Drakkar, 2005. – 215 с.
. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия: В 2 кн. М.: ПСТГУ, 2003. – 485, 351, XXXIII с.
. Николаева О. Православие и свобода. – М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. – 399 с.
. О духовничестве. / Сост. и общ. ред. иг. Илариона (Алфеева). – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. – 143 с.
. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. – 159 с.
. Преподобного аввы Исаака Сирина Слова Подвижнические. М.: «Правило веры», 1998. – 435, 87, X с.
. Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова. М.: Правило веры, 1998. – 467, XXIII с.
. Свешников Владислав, прот. Очерки христианской этики. М.: Паломник, 2000. – 624 с.
. Симеон Новый Богослов, прп. Творения: В 3 т. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Т.1: Слова 1-52. – 490, VI с.
. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). О Боге и людях. / Пер. с сербск. С. Фонова. М.: Паломник, 2006. – 461 с.
. Толковое Евангелие еп. Михаила. Кн. 3: Евангелие от Иоанна. – Репринт. изд. – М.: Донской м-рь: Изд. отдел Московского Патриархата. – 658 с.
. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. – Мультимедия, ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2004.
. Филарет, митр. Московский, свт. Творения: Слова и речи: В 5 т. М.: Новоспасский м-рь, 2007. Т.5. 1849-1867. – 582, XVI с.
. Цветник духовный. М.: Изд-во «Аксиос»: АНО «Развитие духовности, культуры и науки», 2002. – 800 с.
. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2т. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2001. Т.2. Панцирь – Ящур. – 560 с. С. 148.
. Шиманский Г.И. Нравственное богословие. – Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2005. – 679 с.
. Энциклопедия православной веры от А до Я в изречениях святых отцов. М.: «Христианская жизнь», 2004. – 672 с.
. Язык славян. М.: Патриаршее Подворье Заиконоспасского и Никольского м-рей в Китай-городе: «Сибирская благозвонница», 2002. – 1349 с. – (Букварь школьника. Начала познания вещей Божественных и человеческих).