- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,16 Мб
Учение о Христе как основа христианского богословия
Учение о Христе как основ христианского богословия.
Введение
В контексте современной школьной программы ОПК, дети должны хорошо усвоить базовые понятия Православия, к которым относится центральность учения Христа. Для более доступного детям изложения данной темы на уроках, она требует глубокой проработки в исследовании. В этом заключается актуальность данного реферата.
Целью данного реферата является освещение учения о Христе, как средоточия христианского богословия. В соответствии с целью, поставлены следующие задачи: рассмотреть данный вопрос с точки зрения Священного Писания, литургического богословия, догматики, патрологии, нравственного богословия, истории Церкви. Объектом исследования является учение о Христе. Предметом исследования является доказательство того, что данное учение является средоточием христианства. Реферат имеет две части: теоретическую часть и практическую часть – конспект урока Основ Православной культуры близкой тематики. В интересах соблюдения заданного объема, теоретическая часть, оформленная в форме подразделов, будет краткой и содержательной.
Священное Писание. Ветхий Завет
Священное Писание Ветхого Завета во многом предвосхищает события Завета Нового. Не умаляя роли Бога Саваофа, очень многие ветхозаветные пророки предвозвещали пришествие в мир Спасителя, и перемены большинства законов. Если детально исследовать Священное Писание Ветхого Завета, можно составить сравнительную таблицу пророчеств о Христе ветхозаветных пророков и событий Евангельской истории. Очень во многом обнаружатся совпадения. Вот некоторые пророчества о Мессии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил» (Ис.7:14) – указание на отличие Христа от «обычных» праведников даже фактом такого чудесного рождения; «…возвещу определение: Господь сказал мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя.» (Пс. 2:7)- прямое указание на Его божественность, богосыновство; "клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мельхиседека" (Пс. 109:4)- указание на священство Иисуса Христа [1]. Стоит обратить внимание также на то, как много пророчеств о том, из какого рода Христос произойдет. Если рассуждать простым языком, так бдительно «отслеживать» предков «обычного» праведника не имеет смысла. Значит речь идет о куда большей фигуре- воплощенном Господе, тем более что пророчества «генеалогического» характера мы читаем у совершенно разных пророков: Исайи, Иеремии, Михея.
Проанализировав пророчества Ветхого Завета об Иисусе Христе, можно сделать вывод, что Ветхий Завет почти дублирует Новый Завет в его ключевых местах. Это было нужно для того, чтобы подготовить израильский народ к пришествию Мессии. Ведь именно ветхозаветные мудрецы высчитали время появления путеводной звезды, ведущей к вертепу Спасителя. Значит, сведущие ветхозаветные люди отслеживали время Его рождения по пророчествам. Это ясно говорит о том, что между Ветхим и Новым Заветами есть связь, причем один и Тот же Бог просто меняет способ взаимодействия со Своим народом: от обращения к нему посредством явлений избранным Своим и через пророков, к вочеловечению и пришествию в мир Спасителя Господа Иисуса Христа, Который Сам является Первосвященником по примеру древних, но новым Первосвященником. « Он – Первосвященник по чину Мелхиседека и потому является носителем подлинного, окончательного первосвященнического служения, которое далеко превосходит ветхозаветное и упраздняет его (7,1-28); этот небесный Первосвященник становится посредником нового, более совершенного Завета (гл. 8-я); Его первосвященство основано на Его единственной кровавой жертве на кресте, действительной на все времена; она означает завершение и отмену прежнего богослужения и делает возможными вход в небесное святилище, подлинное прощение и совершенство для соединенного с Ним народа (9,1-10,18)» [12, с181].
Священное Писание. Новый Завет
В Евангелиях Нового Завета достаточно четко написано, что Христос является главой Церкви, при чем не главой в смысле фактического лидерства в определенной организации, а центра по своей духовной сути. Характерным примером- доказательством будет приведение следующего эпизода. Иисус спросил учеников : за кого люди принимают Его? «Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты- Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». (Мф: 14-18). То есть, святые апостолы знали, что их учитель выше всех пророков, за которых Его принимал народ. А по самой простой логике, выше великих пророков Ветхого завета, (Илии, например), может быть только Господь. Сам Господь воплотившийся и есть центр христианского богословия (здесь даже состав слов сам за себя говорит: христианское богословие). Также считает богослов Алистер Макграт : «В то время как "богословие" можно определить как "разговор о Боге" в целом, "христианское богословие" выделяет центральную роль Иисусу Христу….» [6, c 186]. Также он приводит несколько других неоспоримых доводов : с Иисуса Христа и берет начало христианство, Христос открывает истинного Бога для людей, Он является носителем спасения, определяет форму искупленной жизни.
Неоспоримо, в свете Нового Завета говоря о Христе, как о средоточии христианского богословия, необходимо обратить внимание на послания апостольские. « нет ни Еллина, ни Иудея… но все и во всем Христос» – читаем мы в послании к Колоссянам (Кол, 3: 11). Это означает, что Христос и есть главный основатель Церкви, общности Иудеев, Эллинов и любых народов, в Нем ее средоточие.
Кроме того, вопросу первосвященства Иисуса Христа в Церкви уделяется достаточное внимание в послании к Евреям. Например, Евр, 3:1; 4:14; 5:9-10. Поскольку Бог есть Первосвященник, истинный Глава Церкви, то в Нем средоточие всего ее богословия, то есть христианства.
Догматика
«Господь Иисус Христос Сам невидимо пребывает в Церкви. Он не только ее Основатель, но и источник новой жизни…»- пишет протоиерей Олег Давыденков [2, c 498]. А любая церковь, в том числе и нехристианская, имеет свое учение. И если Христос- источник жизни и деятельности Православной церкви, то ее богословие не может по определению сосредотачиваться на ком- либо еще. Жизнь церкви является путеводным примером для всех верующих, и все церковные обряды имеют божественное установление. « Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». Это еще раз доказывает что Христос не просто Основатель Церкви, Он есть сама Церковь.
В Священном Писании есть достаточно мест, где Иисус Христос представлен неотделимым от Своей Церкви. Протопресвитер Михаил Помазанский в своей книге «Православное догматическое богословие» выделяет следующие образные сравнения : « Образ Виноградной Лозы и ее ветвей, образ Пастыря и стада, образ Главы и тела, образ строящего здание»[8, с 84 – 85].
Теперь возьмем сложный вопрос о Богочеловеческом единстве. По определению Ороса 4 Вселенского Собора, данное единство основывается на четырех терминах : оно неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Именно эти определения характеризуют слияние воедино в Иисусе Христе двух различных естеств – Божественного и человеческого. «Во Христе Божественная и человеческая природы соединены по образу того, как соединены душа и тело в человеке» [2, c 375]. Тут будет уместно упомянуть православное учение о воипостасении. «… во Христе есть только одно «Я» – это «Я» тождественно Второму Лицу Пресвятой Троицы, Сыну Божию. Это «Я» живет, действует и сознает себя в двух природах, по Божеству и по человечеству. Во Христе есть полная человеческая природа, которая включает в себя человеческое тело, разумную человеческую душу, даже человеческое сознание. Но Тот, Кто обладает этой природой, Тот, Кто через природу живет и действует, Кто осознает Себя через эту природу, есть Бог- Второе Лицо Пресвятой Троицы» [2, c 376-377].
Ипостасное соединение двух природ в Иисусе Христе имеют три основных комплекса последствий: по отношению к Нему Самому; по отношению к Святой Троице; по отношению к Деве Марии.
Следствия по отношению к Самому Господу. 1. Господь может наделяться человеческими свойствами, также как и Человек-Христос может носить божественные свойства. Богословие определяет это, как «общение свойств». 2. Иисус Христос является носителем обоженой человеческой природы. 3. В Иисусе Христе две воли и два действия.
Следствия по отношению к Святой Троице. 1. Святая Троица полностью соединилась с человеческим естеством, «а не часть с частью» – пишет Св. Иоанн Дамаскин. 2. «Воплощение, во-первых, не вводит в Троицу четвертого лица, а во- вторых, не рассекает единого Лица Сына Божия» [2, c 390].
Следствия по отношению к Деве Марии. 1. Мы называем Деву Марию Богородицей, « имеется ввиду, что Она родила не Божество, не Божественную природу саму по себе, потому что Божественная природа вечна и никакого рождения во времени претерпеть не могла, – Она родила Бога Слова по человечеству» [2, c 391]. 2. Мы называем Богородицу Приснодевой. « … Она была Девой прежде рождества, пребыла истинною Девою в рождестве, родив Иисуса Христа безболезненно, без нарушения девства, и осталась чистою Девою и по рождестве, не познав во всю жизнь мужа» [2, c 394].
Говоря о Богочеловеке Христе, нельзя обойти Его отличия от нас по человечеству. Во – первых, Его рождение сверхъестественным образом. Люди, рождающиеся от своих родителей, наследуют от них первородный грех. Бога же не может касаться ничто греховное, поэтому Он не мог родиться, подобно всем людям. Во-вторых, Иисус Христос безгрешен по своей человеческой природе, в отличие от нас.
Если говорить о ересях, колеблющих постулат о том, что Христос есть центр христианского богословия, и о святых отцах, боровшихся с ними, нужно упомянуть о ереси гностицизма. «Эти люди утверждали, что они обладают неким высшим, привилегированным знанием, гнозисом» [7, c. 15], причем знанием, не отраженном в Священном писании, а ведомом только им. «Согласно утверждениям гностиков, происхождение множества гностических теорий восходило к Марии Макдалине, которой Спаситель по Своем воскресении будто бы открыл много разных тайн. От нее это эзотерическое знание дошло до последующих поколений через ряд избранных людей – элиты, достойной хранить простым смертным гнозис» [7, c. 15] .
Таким образом получается, что в Церкви содержится не вся полнота божественного откровения. Логично, что нельзя сосредоточить богословие на том, чем располагаешь не вполне. Против этого учения, имевшего в себе и черты языческих мировоззрений, выступил св. Ириней Лионский, написавший пять книг против ересей. В своих книгах он скурпулезно разбирает гностические заблуждения и шаг за шагом постепенно все их опровергает на основе Священного писания и здравого смысла. «Противопоставляя «Предание апостолов» «преданиям» эзотерических гностических сект, святой Ириней писал: «Прежде Валентина не было валентиан, и до Маркиона не было маркионитов, равно и прочих худомыслящих (учителей)… не было прежде, чем появились основатели и изобретатели их превратного учения». Между тем как учение Церкви, или, как его называет святитель, «устроение нашего спасения», «мы узнали не чрез кого другого, а чрез тех, чрез которых дошло к нам Евангелие, которое они тогда проповедовали (устно), потом же по воле Божией предали нам в Писаниях как будущее основание и столп нашей веры». Таким образом, основу Предания составляет керигма – свидетельство самих апостолов о Христе, о Его словах и делах» [11].
Также заслуживает внимания ересь докетов, согласно которой Иисус Христос, равно как и вся Его земная жизнь-не более чем призрачное ведение, а не реальность. Богословие не может быть сосредоточено на неком абстрактном духе или галлюцинации. Возникновение этой ереси стало плодом неверного понимания некоторых эпизодов Евангелия от Иоанна, связанных с воскресением Христа, и Его последующими явлениями. Против него выступали такие святые отцы, как свв. Игнатий Богоносец, Тертуллиан, Ириней Лионский.
Если в рассмотрении вопроса о том, что учение о Христе является центром христианского богословия, исследования сделать упор не на ереси, а на точки зрения святых, то много информации можно найти в Посланиях Апостольских.
Литургическое богословие
То, что учение Христа является центром всего христианского богословия, становится очевидно, если обратится к таинствам Церкви. Центром всей православной жизни всегда является Евхаристия, а все знают, что смыслом прихода Иисуса Христа в мир было как раз искупление человеческих грехов Им, как Богом. Евхаристия является образом этого искупления и в наши дни. Через нее поддерживается связь человека с Богом. Архимандрит Киприан (Керн) пишет: «Таинство Евхаристии установлено Спасителем на Его последней Вечере с учениками при произнесении Им слов "приимите, ядите… пийте от нея вси… сие творите в Мое воспоминание…" Но еще задолго до этой таинственной трапезы Спаситель раскрыл апостолам мистический смысл причащения Его Тела и Крови. В самом деле, сразу же после первого чудесного насыщения 5 000 человек пятью хлебами, т.е. еще задолго до Преображения и до Его входа в Иерусалим, точнее в период между I и II пасхой Своего общественного служения, Господь Иисус Христос произнес в капернаумской синагоге Свою проповедь о Хлебе Жизни » [3, c 6]. Таким образом мы видим, что смысл Евхаристии содержится в учении Господа Иисуса Христа. Евхаристия является центром христианского богословия, а по простой логике, значит, и Его учение также является центром христианского богословия.
Нравственное богословие
христианский завет догмат церковь
С точки зрения нравственного богословия, справедливость учения о Христе, как средоточии христианской жизни становится весьма очевидной. Вот что пишет по этому поводу протоиерей Вадим Леонов: «В личном плане [Господь] соединяет в Себе всех членов через веру и любовь, а в природном плане объединяет их через нетварную божественную благодать» [4, c 366]. И, на что в особенности стоит обратить внимание: « … [христианство] не есть вера в доктрину, но вера в личность Сына Божия, ставшего человеком» [4, c 366]. Из этого следует, что главное во всем христианском богословии как раз и является вера в Иисуса Христа. Это дает нам право считать, что Христос является центром христианского богословия и с позиции нравственного богословия.
В Новом Завете, из которого мы узнаем повествование об Иисусе Христе и учение Иисуса Христа, « … необыкновенно высоко оценивается достоинство человеческой личности, потому что необыкновенно высоко достоинство совершенной Личности Иисуса Христа, которая становится нравственным идеалом для тех, кто принимает Новый Завет во всей его полноте» [10, c 16]. Из этого мы видим, что Господь Христос является нравственным идеалом всех христиан, откуда ясно следует, что « нет, по-видимому ни одного нравственного соображения вне-евангельского, которое бы так или иначе не рассматривалось в новозаветном сознании. Все эти соображения в новозаветном сознании и качественно и количественно абсолютизируются, ибо возводят ум и сердце к Богу, снисшедшему на землю» [10 , c 17]. Закончить этот раздел было бы хорошо следующими словами: « … божественное откровение ( преимущественно через Иисуса Христа) становится источником совершенного нравственного знания – особенно в смысле установления и внедрения в сознание основных принципов нравственной жизни» [10, c 17].
История Церкви
Если рассматривать утверждение о том, что Христос является средоточием христианского богословия с точки зрения истории Церкви, то его справедливость очевидно подтверждается. «С пришествием в мир Мессии, Христа-Спасителя, принесшего Себя в жертву за грехи всего мира, обрядовое ветхозаветное богослужение потеряло всякое значение и оно сменяется новозаветным, в основу которого легло величайшее Таинство Тела и Крови Христовой, установленное на Тайной Вечери Самим Господом Иисусом Христом и носящее название Святой Евхаристии, или Таинства благодарения» [1, c 13]. С началом нового богослужения и начинается новая, новозаветная Церковь- Церковь, установленная на самой крови Спасителя, а значит, сосредоточенная всецело на Нем, сосредоточившая на Нем и свое богословие.
Догмат о главенстве учения Иисуса Христа в христианской Церкви, как неоспоримый факт, в основном формировался на первых четырех Вселенских соборах. Любопытное объяснение этому факту предлагает св. Афанасий Великий, выступивший против Ария на Первом Вселенском соборе . Он утверждает, что ни одно создание не может искупить другое создание. Арий утверждает, что Христос Сам созданный, следовательно, согласно Арию, Христос не может искупить человечество. Тогда теряется вообще весь смысл христианства. « …А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». (1 Кор, 15: 14 ). Тот же святой предлагает следующий силлогизм: лишь Бог может спасать; Иисус Христос спасает; следовательно, Иисус Христос – Бог.
Также на Первом Вселенском соборе был сформулирован Символ веры, состоящий из первых семи членов, кратко излагающих православное учение. Уже в этом, первом Символе Веры, об Иисусе Христе было сказано: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».
Богословские вопросы Второго Вселенского собора в основном касались сущности Святого Духа. Созван он был против арианина Македония, Константинопольского епископа. Македоний учил, что якобы Святой Дух сотворен также, как и ангелы, и Богом не является, а только служит Богу Отцу и Богу Сыну. Против этого ересиарха выступили святые Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский, Мелетий Антиохийский.
Для нашего исследования более интересен Третий Вселенский собор , на котором осудили лжеучение архиепископа Нестория, который утверждал, что Богородица родила просто человека Христа, в которого уже потом вселился Бог, подобно тому, как вселялся в древних пророков. Поэтому Самого Христа Несторий называл не Богом, а богоносцем, а Богородицу христородицей.
Св. Кирилл Александрийский разработал новую антиеретическую концепцию: « Православное богословие прежде никогда не рассматривало и не веровало во Христа, отдельного от Церкви, которая и есть Его Тело. Если речь идет о воплощении Бога, то и нужно говорить о Его плоти, – а плоть Бога – это Церковь» [5, c 113].
Собор осудил и отверг учение Нестория, постановив почитать Иисуса Христа как совершенного Бога и совершенного Человека, а Пресвятую Деву Марию – Богородицей.
Заключение
В данном исследовании мы рассмотрели утверждение о том, что учение о Христе является центром христианского богословия, с позиции шести дисциплин: Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, догматики, патрологии, литургического богословия, нравственного богословия, истории Церкви.
Из вышесказанного следует, что учение о Христе действительно является средоточием христианского богословия, так как оно пронизывает все подходы, уровни и грани Православия, и является базовым понятием.
Немаловажно добавить, что подобное исследование будет полезно в рамках подготовки и проведения уроков ОПК. Учитель, проведя такое исследование, будет сам более компетентен, а также сможет включить его фрагменты в урок, сделав подачу материала ученикам более глубокой и филигранной. Поэтому, на базе данной работы, а также на базе учебника диакона Андрея Кураева, разработан урок ОПК со сходной тематикой, который включен в приложение к работе.
Список использованной литературы
1. Аверкий (Таушев) еп./Литургика/ Еп. Аверкий (Таушев). – Нью Йорк: Holy Trinity Monastery, 2001.-144с
2. Давыденков О., прот. Догматическое богословие/ Прот. О. Давыденков.- М.: ПСТГУ, 2013.- 623 с.
. Киприан (Керн), архим. Евхаристия/ Архим. Киприан (Керн) – Holy Trinity Orthodox Mission, 2001- 207 с.
4. Леонов В. , прот. Основы православной антропологии/ Прот. В. Леонов. – М.: Издательство московской патриархии, 2013.- 452 с.
. Лурье, В. М. История византийской философии./ В. М. Лурье. – Спб.: Axioma, 2006. – 546 с.
. Макграт, А. Введение в христианское богословие / А. Макграт. – М.: Библия для всех, 1998. – 333 с.
. Мейендорф И., прот. /Введение в святоотеческое богословие. / Прот. И. Мейендорф, М.: ПСТБИ, 2000. -229 с.
. Помазанский М, протопресв., Православное догматическое богословие / М. Помазанский, протопресв. -Holy Trinity Orthodox Mission, 2001. – 158 с.
9. Сайт Астанайского благочиния Русской Православной Церкви. <#”890222.files/image001.gif”>
Слайд 2. Священные книги
Слайд 3. Библия
Слайд 5. Новый Завет, Евангелие
Слайд 6. Евангелисты