- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,66 kb
Украинская Греко-Католическая церковь
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
государственное высшее учебное заведение
ДОНЕЦКИЙ НИЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
по теме: "Украинская Греко-Католическая церковь"
Донецк, 2010
План
уния экспансия католический православие
Введение
. Социально-политические и исторические причины возникновения униатства в Украине
. Становление греко-католической церкви в Украине
.1 Уния – экспансия Римско-Католической Церкви на православный Восток
.2 Антиуниатское и антикатолическое движение сторонников православия
.3 Утверждение унии и влияние ее функционирования на духовную жизнь украинского народа
. Особенности вероучения, культа и организации Украинской Греко-католической Церкви
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В 1596 году была подписана Брестская уния. Таким образом Греко-Католическая церковь утвердилась на территории Украины.
Однако возникновение Греко-Католичества на территории Украины – не спонтанный процесс и не случайность. Предпосылки к нему готовились продолжительное время. Создавались определенные условия для этого процесса.
Могущество и красота тогдашней Руси привлекали многих. На территорию Руси сначала начали приходить простые люди, но потом митрополиты и патриархи греческой Церкви. Само отношение Римской Церкви в XI – XV веках значительно изменилось. Проповеди и убеждения, ушли в прошлое, их сменили насильственные меры посредством огня и меча. Не удивительно, что пропаганда католицизма ведется среди православия, так-так они относятся к ним как к язычникам. К XIII столетию Русь привлекла к себе интерес Рима. Из-за татаро-монгольской угрозы они ожидали помощи от Запада. Для Рима это была прекрасная возможность миссионерства, хотя вопрос о военно-политической защите являлся второстепенным. Предпосылкой появления католицизма является также враждебное отношение к Риму со стороны Москвы. Идеи Флорентийского собора о воссоединении двух Церквей сестер не принесла большого успеха, так как Россия рассматривала унию, как претендовать на роль главенства Москвы (третий Рим). Так после провозглашения "автокефалии" (автокефальной называется в православии <#”justify”>2.2 Антиуниатское и антикатолическое движение сторонников православия
Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально – и некоторых крупных украинских феодалов. Активным противником и борцом с унией стал игумен <#”justify”>.3 Утверждение унии и влияние ее функционирования на духовную жизнь украинского народа
Брестская уния ухудшила положение православной церкви, однако верной ей оставалась большинство тогдашнего украинского населения
Несмотря на бедствия, вызванные введением Брестской унии и насилием со стороны католиков, Православная Церковь в Западной Руси не была уничтожена. Она сохранила свою каноническую полноту благодаря тому, что продолжали свое служение два архиерея, отвергшие унию: Львовский владыка Гедеон Балабан (ум. в 1607 г.) и епископ Перемышльский Михаил Копыстенский (ум. в 1612 г.). Благодаря сравнительно неплохо поставленному в Польше судебному делу им удалось отстоять право оставаться на своих кафедрах несмотря на попытки королевской власти заменить их униатами. Эти епископы фактически руководили духовной жизнью православных Речи Посполитой, поставляя клириков и в те епархии, где епископы уклонились в унию. Если же такой возможности не было по причине происков униатов, то ставленники нередко, перебежав границу, ездили на поставление к молдо-валахским православным архиереям.
3. Особенности вероучения, культа и организации Украинской Греко-католической Церкви
Католическое вероисповедание возникло в результате раскола христианства в 1054 г. Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития западноевропейской цивилизации. Католическая Церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр – Ватикан, единого главу – Папу Римского. В соответствии с католическим учением, Папа является наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности.
Источником вероучения католики признают не только Священное Писание (Библию), но и Священное Предание, которое в католицизме (в отличие от православия) включает в себя, кроме постановлений вселенских соборов католической церкви, целый ряд нововведений. Самоназвание Католической Церкви буквально означает по-гречески "соборная", однако в интерпретации католических теологов понятие соборности, в отличие от православной традиции, понимается как "вселенскость", то есть количественная широта влияния. Действительно, католическое исповедание распространено не только в Европе, но и Северной и Южной Америках, в Африке и Азии. Расхождение католицизма и православия началось еще задолго до формального отделения римской кафедры от Вселенской Церкви в 1054 г. Одним из важнейших проявлений различия в богословии было разное восприятие проблемы почитания икон. Эта проблема возникла в связи с иконоборческой ересью в Византии в VIII – начале XI веков. Тогда же наметилось и новое богословское расхождение между Востоком и Западом, так называемая проблема филиокве, т.е. добавления к символу веры слов о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и Сына. Сохранив, особенно в первое время, многие черты древней неразделенной Церкви, католическая церковь приобрела с момента отпадения ясно обозначившиеся особенности в догматах, обрядах, устройстве церковного управления, дисциплине и канонах. В отличие от Восточной Церкви, католическая допускает возможность развития догматического учения своей церкви и дополнения его путем провозглашения новых догматов. Основные догматические нововведения западной церкви, на которых строится все здание католицизма, следующие: учение об абсолютной, единоличной власти Римского епископа (папы) над Церковью, и о его непогрешимости; учение об исхождении Святого Духа "и от Сына" (лат. филиокве). Эти два пункта стали основными причинами несогласия в 1054 году. Логическим выводом из учения об абсолютной, единоличной власти Папы над Церковью было учение об учительской непогрешимости папы, сформулированное как догмат на I Ватиканском соборе в 1870 г. Изменилось учение о спасении, о первородном грехе, вследствие чего возникли догматы об удовлетворении Богу за грехи, о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях. В XIX и XX веках были провозглашены два новых, так называемых мариальных догмата: о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.) и Ее телесном вознесении на небо (1950). В 1962-1964 гг. на II Ватиканском соборе подверглось коренному пересмотру учение о Церкви и о ее роли в спасении человека. Исторически одной из основных причин расхождения римской кафедры с восточной церковью стали претензии на абсолютную власть римского первосвященника в церкви. Первое ярко выраженное проявление этого стремления история относит к второй половине IX в., когда римский первосвященник стал требовать признания за ним решающего права назначения Константинопольского Патриарха, уверяя при этом, что ему, как преемнику апостола Петра, принадлежит вся полнота власти в Церкви. Как известно, апостол Петр был самым старшим и уважаемым из числа апостолов, и он проповедовал Слово Божие в Риме, где впоследствии образовалась Римская поместная Церковь. Для современного католицизма характерен модернизм (II Ватиканский собор провозгласил политику "аджорнаменто"). При этом изменения коснулись традиционного христианского понимания Церкви как Богочеловеческого организма, вместо которого возникает развиваемое официальной "теологией культуры" понимание всех культур человечества как относительно равнозначимых в духовном отношении. "Теология культуры" является основой для католического экуменизма, то есть политики сближения всех религий под эгидой ватиканского престола. Практически это выражается в чрезвычайно высокой дипломатической активности Ватикана. Папа Иоанн Павел II совершал множество визитов в нехристианские страны, где участвовал в местных обрядах и церемониях, воздавал почести святыням, почитаемым в этих религиях (пример тому – визит в Индию, где Папе на лице изображали мистическое открытие "третьего глаза", и где он провозгласил индуиста Махатму Ганди учителем церкви). Характерно обращение католиков к восточному духовному опыту – одна из монашеских конгрегаций занята "обменом опытом" с буддийскими монахами в практике медитации. Этим стирается характерная грань между безликим пантеизмом восточных верований и личностной христианской верой. Постоянными стали совместные молитвы католических священнослужителей с представителями других религий. Важную роль в процессе объединения всех религий играют отношения современного католицизма с иудаизмом. Тот же Иоанн Павел II принес извинения иудеям за "христианские гонения на евреев", признал иудаизм религией, равноценной христианству, но еще более древней. Были изменены древнейшие богослужебные тексты, обличавшие иудеев за Богоубийство, а почитаемые в католицизме святые, замученные иудеями, были "деканонизированы" (то есть их чтимые мощи были преданы земле, богослужения в их честь отменены).
Заключение
Возникновение Греко-Католичества на территории Украины имело свои причины, предпосылки. Также претензии Российской империи на Западно-украинские земли ослабли.
Многие крестьяне, помещики, низшее духовенство остались верны православной религии, в других местах униатство сильно укоренилось и гонение православных продолжалось и через столетие после принятия Брестской унии.
Список использованной литературы
. Католицизм / под ред. Л.Н. Великовича.- М.,1999.
. Токарев С.П. Религия в истории народов мира. – М.,1990.
. Восточные христианские церкви: Церковно-исторический справочник / под ред. П.Н.Говор.- СПб.,1999.
. Из истории украинской Греко-Католической церкви/ Береславский М. – Львов: Край, 1992
. Униатство: правда истории и выдумки фальсификаторов/ Болдижар М.М. – Львов: 1998