- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,55 Кб
Украинская культура казацко-гетманской державы. Украинское барокко
Контрольная работа
Украинская культура казацко-гетманской державы. Украинское барокко
1.Общая характеристика европейской культуры Нового времени и ее типологические черты
Новое время это историческая эпоха – с XVII до начала XIX века, в течение которой окончательно оформилась западноевропейская культура. Начавшиеся процессы в эпоху Возрождения изменили духовную атмосферу в обществе. Активизировавшийся рост антифеодальных сил, сопровождался радикальными выступлениями в Нидерландах и Англии и др. государствах, в результате чего в большинстве европейских государствах установилась абсолютная монархия.
Ослабло влияние церкви во многих сферах общества. Философия освободилась от схоластики. Получило развитие естествознания. Основой познания стал разум, опирающийся на логику и факты. В это время Р. Декарт создал рационалистическую теорию и критерием истины утвердил разум. Ф. Бэкон провозгласил объектом познания природу, целью познания – господство человека над природой, а методом познания – опыт (индукцию). Все больше получала независимость от религии общественная мысль. Элитарный гуманизм Возрождения приобрел универсальный характер. Свобода личности стала основной ценностью. Провозглашалось право каждого на труд, жизнь, благосостояние, счастье.
Английскими просветителями Д. Локком и Д. Гоббсом были разработаны теории «общественного договора» и «естественных прав», в которых поднимались вопросы, связанные с наилучшим обустройством государства. Впервые Локком была провозглашена идея о принципах разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной).
Большой вклад в развитии точных наук внесли выдающиеся ученые И. Ньютон, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, Е. Торричелли и многие другие.
Значительных успехов ученые-медики достигли в изучении человеческого организма. Изобретение микроскопа голландским ученым А. Левенгуком позволило исследовать структуру живых организмов, в том числе, человека. Развитие получили национальные языки и культуры. Таким образом, XVII в. можно рассматривать как время кардинальных преобразований, поэтому эту эпоху называют «веком гениев» и первой НТР.
2. Социально-типологические особенности развития украинской культуры во вт. пол. ХVII-ХVIII ст.
В XVII в. на европейских территориях происходят грандиозные социальные сдвиги, связанные сначала с религиозными противоречиям, но в ходе развития приобрели и национальный характер.
Это, в частности, Тридцатилетняя война (1618 ─ 1648 гг.). Ее конец не случайно совпадает с началом освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого: в сущности, украинские события были последней, самой далекой волной общеевропейского национального движения.
Первая половина века в истории Украины была временем кровавой вооруженной борьбы с внешними врагами (Крымским ханством, Турцией) и внутренним врагом ─ шляхетской Польшей, против которой были направлены многочисленные крестьянские восстания.
Украина XVII в. была непосредственно причастна к европейскому миру и в социально-политическом, и в культурном отношении.
В результате столкновения на украинской территории интересов католического Запада и местных национально-православных традиций в XVI в. произошли события, чьи масштаб и последствия проявятся лишь в следующем веке. Речь идет о соглашениях между украинской церковью (точнее, ее частью) и католической: унии Люблинскую 1569 г. и Брестскую 1596 г., по которой украинская церковь признавала главенство над собой папы римского. Вследствие Берестской унии, украинская церковь разделилась на две: традиционную православную и униатскую (позже за ней закрепится название «греко-католическая»). Этот факт религиозного сознания украинского народа вплоть до наших дней является одним из существенных факторов национального культурного процесса.
Таким образом, в ХVI-ХVII вв. борьба за национальную культуру тесно переплелась с борьбой за православную христианскую веру и одновременно с борьбой против захватнической политики поляков и татар.
Национальное самосознание в основном выступало как религиозное (по принципу: если ты сохранил верность православной вере, значит ты истинный украинец, а принятие католичества воспринималось как отречение от своей культуры и народа).
Поскольку ни литовская, ни польская власть не смогли защитить украинские земли от татарских набегов, эту функцию на себя взяло украинское казачество.
3. Казачество и его роль в формировании национального самоопределения украинской культуры
В это время формируется казачество как военная сила, которое взя-ло на себя функцию отстоять православную веру.
Главным историческим условием возникновения украинского казачества как общественного сословия и вооружённой силы было отсутствие собственной этнической государственности, социальное угнетение, национальные и религиозные притеснения. Все это способствовало массовому переселению и активному освоению территорий за днепровскими порогами. В результате сформировался особый тип человека – «воина-хозяина», который в любой момент мог оставить свой промысел и с оружием в руках отразить нападение врага.
В религиозном отношении казачество однозначно заявило о себе как о бескомпромиссного защитника православной веры. Сам гетман вместе со всем запорожским казачеством вписался 1616 г. в Киевское Богоявленское братство, которому оказывал постоянную поддержку.
Таким образом, за время своего существования, казачество стало той силой, которая защищала православные и культурные традиции украинского народа; способствовала формированию украинской государственности; освоило пустынные степные земли; внесло главный вклад в освобождении Украины от власти Речи Посполитой.
культура украинский казачество национальный
4. Украинское барокко
Научные поиски ХVII ст. породили чувства несоответствия бескрайнего вечного космоса и недолговечной беззащитной человеческой жизни. Это и стало духовным содержанием культуры барокко.
Доминирование бароккового мышления характерно для тех стран, где господствовали феодальные тенденции и религиозные противоречия (Италия, Испания, Германия, Англия, Западная Европа). На Украине осмысление исторической ситуации (экспансия османской империи и натиска католицизма, войны за гетьманскую власть) также происходило в категориях барокковой модели мироустройства.
В Западной Европе стиль барокко (от итальянского слова barocco – странный, причудливый, или «жемчужина неправильной формы») возник в Италии в XVI в.
В архитектуре подчеркивается богатство, вычурность, монументальность. В живописи и скульптуре ощущается повышенный драматизм и патетика.
Стиль барокко выражал как интересы высшего духовенства так и аристократии. Для первых это был способ привлечения верующих к католической церкви, которая искала средства усиления своего влияния, особенно после распространения реформационных идей. А для вторых – это была возможность продемонстрировать свое превосходство. Дворцы перестали быть крепостью и утопали в роскоши. Они стали синонимом красоты и богатства. (Дворцы:Версаль, Фонтенбло, Эрмитаж, Петро-дворец. Художники: П. Рубенс, Д. Веласкес. Архитектор – Ф. Барромени. Скульптор: Л. Бернини).
На Украине барокко развивается с ХVI по ХVIII вв., особенно проявило себя в ХVIII в. Если в целом для европейского барокко было характерно торжественность, приподнятость, динамичность композиции, декоративность, то для украинского барокко к этому присоединилось использование традиций народного творчества и демократизация сюжетов, приближение их к народной жизни.
На Украине барочная художественная культура контактировала с православной верой. Барочная стилистика использовалась и в православных художественных произведениях, в том числе в иконописи. Такая религиозная толерантность являются отличительной чертой украинского барокко как явления европейской культуры.
Выразительные признаки стиля барокко в украинской архитектуре можно встретить уже в первой половине XVII ст. (Троицкая церковь в Чернигове (1679), Братская церковь на Подоле (1695) и др.
Барокковый характер также имеют Михайловский монастырь (1695), главная Успенская церковь Киево-Печерской Лавры (1722) и др.
Самой распространенной литературной формой барокко в отечественной культуре была стихотворная поэзия (духовные, стихи эмблем и панегирики), в прозаическом творчестве значительное место занимает тема бренности и театральности этого мира. Больше всего характерные рассказы о святых и их чудесах.
Значительного развития достигает театр, поскольку одной из центральных метафор барокко есть метафора театра мира. Украинская драма проходит эволюцию от декламаций, рождественских и пасхальных драм к драмам моралите, где добродетели и абстрактные понятия персонифицируются («Царство натуры человеческой» (1698), исторические драмы («Владимир» (1705) о крещении Руси и «Милости Божья» (1728) Ф. Прокопиевича о победах Б. Хмельницкого).
Кроме стиля барокко в европейской художественной культуре Нового времени получили развитие классицизм и рококо.
Классицизм – от лат. classicus – образцовый. Возник во Франции под влиянием античного наследия и рационалистического учения Р. Декарта.
Для стиля характерны – строгость, ясность и простота выражения, уравновешенность композиции, тяготение к гармонии. Главными темами классицизма являются конфликт общества и личности, возвышенные чувства и переживания, воспитание патриотических героев.
Классицизм утвердился во всех видах искусства и просуществовал до середины XIX в. В этом стиле строились дворцово-парковые ансамбли Западной Европы. В изобразительном искусстве: художники – Н. Пуссен, Давид, Энгр. Скульпторы – Фальконе, Гудон, Пигаль.
Рококо – от слова «рокайль» – мелкие камушки, раковины. Этот стиль создавал атмосферу праздности, развлечения. Для него характерно изящество, утонченность, грациозность. В архитектуре, появились миниатюрные постройки – беседки, павильоны, гроты. Для внутренних украшений применяли позолоту, гобелены, зеркала, шелковые обои. В живописи появились пасторальные сюжеты. Известные художники этого стиля – Ватто, Буше, Фрагонар.
5. Жизнь и творчество Г. С.Сковороды как явление украинской барокковой культуры
Значительное место в культуре эпохи украинского барокко занимает фигура Г.С. Сковороды (1722 ─ 1794 гг). Он родился вс. Чернухи Лубенского полка в семье малоземельного казака. Учился в Киево-Могилянской академии (1738 ─ 1741 гг., 1744 ─ 1750 гг.), был певцом придворной капеллы в Санкт-Петербурге (1742 ─ 1744 гг.), находился в составе посольской миссии за рубежом (1750 ─ 1753 гг.), а впоследствии преподавал в Переяславском коллегиуме поэтику, работал домашним учителем. В 1759 ─ 1764 гг, а также в 1768 г. был преподавателем в Харьковском коллегиуме, затем уже до самой смерти был странствующим философом, писал диалоги, читая и даря их своим друзьям и знакомым.
Г. Сковорода является самым ярким и самым характерным представителем украинской национальной философской мысли.
Философия для Г. Сковороды является квинтэссенцией самой жизни, поэтому главным в человеке является не столько его «теоретические», познавательные способности, сколько эмоционально-волевое существо его духа, сердце, из которого вырастает и мысль, и чувство. Характерным для философской позиции Сковороды является широкое использование языка образов, символов, а не четких рационалистических понятий, которые не в состоянии удовлетворительно раскрыть сущность философской и жизненной истины.
Философские взгляды и гуманистические идеалы Сковороды отразились и на его поэтическом творчестве. В рукописных сборниках «Сад божественных песен» и «Басни Харьковские» Сковорода пропагандировал высокие моральные качества человека, призывал добывать знания, поощрял добрые дела.
Яркую картину тогдашней реальности нарисовал Сковорода в знаменитом стихотворении «Всякому городу нрав и права», слова которого позже И. Котляревский вложил в уставозному в пьесе «Наталка Полтавка».
Литературные произведения Сковороды отмечены искренним патриотизмом, любовью к Родине и ее истории. Основатель Харьковского университета В. Каразин писал о Сковороде: «Мы под казацким чубом, и в украинской свитке имели своего Пифагора, Оригена, Лейбница».
Таким образом, его творчество этого выдающегося мыслителя ассоциируется с развитием в украинской культуре тех гуманистических взглядов, которые формировались на национальной почве и оказало большое влияние на развитие гуманистических традиций в украинской культуре следующего XIX ст.
6. Становление культуры Слобожанщины в ХVII-ХIХ вв.
На территории Слобожанщины издавна жили разные народы: восточные сарматы, черняховские племена, половцы и другие.
Так, уже в начале первого тысячелетия н.э. территория нынешней Слобожанщины составляла юго-восточную окраину приднепровского массива славянских хлебопашеских племен романской культуры.
С конца X века значительная часть современной Харьковской области входила в состав Киевского древнерусского государства, а с XII века становится крайним пунктом поселений славян на юго-востоке. Здесь возникает славянский город-крепость Донец на реке Уды, упомянутый в «Слове о полке Игоря». В середине ХIII в. он был разрушен ордами хана Батыя. Почти три столетия эти земли были «диким полем». Казаки и крестьяне, постепенно заселявшие их, жили в слободах (отсюда и название «Слобожанщина»).
Неповторимое геополитическое положение Слобожанщины состояло в том, что она очутилась на перекрестке путей Востока и Запада, Юга и Севера, в результате чего ее культура впитала в себя политические, экономические, культурные воздействия западных и восточных земель. Но это не лишило Слабожанщину ее самобытности, и собственных специфических особенностей развития.
Слобожанщина создала свой тип человека, свой тип ментального восприятия мира.
Неуверенность времен, случайность, постоянная угроза смерти, постоянная готовность к возобновлению, потому что нападение кочевников могло разрушить все жизненное достояние в один миг, а отсюда и необходимость его воссоздания за короткое время. Все это сформировало авантюрно-казацкий тип человека ─ путешествующего воина и хлебороба одновременно, который не боится внешних угроз и при этом умеет ценить стабильность старого семейного, родового уклада жизни.
На слободской земле формируется новый вариант украинской культуры, что в дальнейшем будет испытывать трансформации и модификации.
Так как на казацкие поселения часто совершали набеги ногайские и крымские татары, то в 1954 г. украинские казаки и российские служилые люди у слияния рек Харьков и Лопань начали строить крепость для защиты границ своего государства. Так был основан Харьков.
Со временем наш город стал крупным торговым и промышленным центром, а после открытия в 1805 году университета – первым научным и образовательным.
В первой пол. ХХ в., с 1917 по 1934 год, Харьков был столицей Украины.
Сегодня Харьков – один из крупнейших городов нашей страны – здесь проживает более полутора миллиона жителей. В городе работает много промышленных предприятий, научных институтов, учебных заведений и учреждений культуры.
Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития : монография;пер. с англ. М. Коробочкин ; ред. Ю. Кузнецов.-М.: Новое издательство, 2011. – 463 с..-(Фонд "Либеральная миссия").-Библиогр.: с. 437-460.-Указ.имен: с. 461-463
Пути России ; Будущее как культура: прогнозы, репрезентации, сценарии: сборник докладов участников XVII международного симпозиума;Московская высшая школа социальных и экономических наук, Междисциплинарный академический центр социальных наук (Интерцентр) ; под общ. ред.: М.Г. Пугачевой, В.С. Вахштайна.-М.: Новое Литературное Обозрение, 2011. – 662 с..-(Фонд "Либеральная миссия")
Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований : монография;Российский ин-т культурологии, Научно-образовательный Центр Российского ин-та культурологии, Институт системных исследований и координации социальных процессов ; под ред. И.М. Быховской ; рец.: Т.Ф. Кузнецова, С.С. Новикова.-М.: Смысл, 2010. – 640 с..-Библиогр. в конце гл.
Современное языковое строительство в Восточной Славии: вторая половина XX-начало XXI веков : монография;рец.: Л.Е. Криштапович, Н.И. Шевченко.-Харьков: Факт, 2010. – 175 с..-Источники и литература: с. 142-160.-Прил.: с. 161-
Магический дискурс: монография;рец.: С.А. Мызников и др. ; М-во образования и науки РФ, Борисоглебский гос. педагогический ин-т.-Воронеж: Б.И., 2010. – 338 с.
СМИ как фактор трансформации российской культуры: научный доклад А.С. Запесоцкого и материалы дискуссий;Конгресс Петербургской интеллигенции, Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов.-СПб.: СПбГУП, 2010. – 355 с..-(Дискуссионный клуб университета). Теория культуры академика В.С. Степина: лекции, прочитанные студентам СПбГУП в мае-сентябре 2010 года ; книга адресована ученым: культурологам, философам, социологам, искусствоведам, может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов гуманитарных вузов;Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов, Санкт-Петербургское культурологическое общество.-СПб.: СПбГУП, 2010. – 103 с..-(Избранные лекции Университета ).-Библиогр.: с. 94-99