- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 18,01 Кб
Украинский народный танец
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
БОУ СПО «ОМСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Украинский народный танец
ВЫПОЛНИЛА: ЛЕЙМАН АННА ВЛАДИМИРОВНА
СТУДЕНТКИ II КУРСА, 2(4) ГРУППЫ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050610 ПДО
ПРОВЕРИЛ: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИКТ ЗАХАРОВА Е.С.
ОМСК 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
УКРАИНСКИЕ ОБЫЧАИ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ УКРАИНСКОГО МЕНТАЛИТЕТА
УКРАИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УКРАИНСКОГО ТАНЦА
ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ РУК
ПОЛОЖЕНИЯ РУК В УКРАИНСКОМ ТАНЦЕ
КОМБИНИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК В УКРАИНСКИХ ТАНЦАХ
ПОЛОЖЕНИЯ РУК В ПАРНЫХ УКРАИНСКИХ ТАНЦАХ
ПОЛОЖЕНИЯ РУК В МАССОВЫХ УКРАИНСКИХ ТАНЦАХ
ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ НОГ
ПОЛОЖЕНИЕ СТОПЫ И КИСТИ В УКРАИНСКОМ ТАНЦЕ
ПОЛОЖЕНИЕ КОРПУСА И ГОЛОВЫ
ПРИМЕР УКРАИНСКОГО ТАНЦА «НА ЛУЖАЙКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Здравствуйте, меня зовут Лейман Анна Владимировна. Я студентка Омского музыкально- педагогического колледжа. Мне нравится проводить свое свободное время со своими друзьями и люблю путешествовать. Я люблю танцевать и поэтому поступила на профессию хореограф. В дальнейшем я буду работать с детьми и поэтому я разработала методическое пособие на тему: «Украинский танец».
Учебная программа по «Народному танцу» посвящена одной из главных изучаемых дисциплин в системе профессионального хореографического образования. Знания, полученные при изучении данной дисциплины необходимы будущему специалисту-культурологу для понимания самобытности культуры народа.
Танец – это искусство, отражающее жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества.
Народный танец неотделим от народной музыки и песни, которая всегда была явлением массовым и неотъемлемым от жизни народа. Песня накладывает отпечаток на характер и стиль танца, определяя особенности манеры исполнения, наполняя танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой.
Развитие народного танца тесно связано со всей историей своего народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различными изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика.
УКРАИНСКИЕ ОБЫЧАИ
У разных народов свое наследие и обычаи, сформированные на протяжении веков или даже тысячелетий. Обычаи – это лицо народа, взглянув в которое мы сразу можем узнать, какой это народ. Обычаи – это те не писаные правила, которым люди следуют повседневно в своих малейших домашних заботах и наиболее важной общественной деятельности. С незапамятных времен было трепетным отношение к традициям. Даже после принятия христианства украинцы сохранили многие свои народные старинные обычаи, только объединив их с религиозными. И сегодня, спустя тысячи лет, уже непросто обнаружить грань, где в украинских обычаях заканчивается древняя культура, а где начинается христианская.
Рождество
Одним из основных украинских обычаев является празднование Рождества. В предрождественский день – 6 января – отмечается Святвечер. Основными блюдами на Святой вечер являются кутя – рисовая или пшеничная каша с медом, изюмом и маком, а также узвар – компот из сухофруктов. Всего, по обычаю, в Свят вечер подают 12 постных блюд. А вот 7 января, на само Рождество, готовят большой семейный стол. Так как пост закончился, на стол подают разнообразные мясные блюда.
По обычаю, под вечер Рождества гурьба колядников ходила с торбами для сбора гостинцев. Они выбирали себе главного – Березу (или Березая), латкового (который собирал сало и колбасы), казначея, хлебоношу, звездаря (носил зарю), танцоров, звонарей, скрипачей и т.д. Коляда длилась несколько ночей, пока не обходили каждый дом в поселении.
Масленица
Еще один популярный украинский обычай – неделя Масленицы. Этот праздник существовал на Руси ещё в дохристианские времена. Обычай предполагает проводы зимы и встречу весны. После появления христианства на Руси Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим постом. Основные отличия праздника – это блины и народные гуляния.
В древней Руси блин считали символом солнца, так как он, подобно солнцу, тоже жёлтый, круглый и горячий, и верили, что съедая блин, люди получают частичку его тепла и силы.
Пасха
Праздник Воскресения Господня или Великдень празднуют в первую неделю после весеннего равноденствия и полного месяца. Вместе с людьми его отмечает и пробуждающаяся природа.
Семейный обед в этот день готовят особенно торжественно и украшают цветами. Обычай красить яйца – обязательный атрибут праздника. Также на Пасху существует обычай приветствовать друг друга радостным возгласом «Христос воскрес!», на что отвечают – «Воистину воскрес!» Это приветствие выражает радость верующих, аналогичную радости апостолов, которые узнали о воскресении Христа.
Троица
Согласно Библии, в этот день на апостолов снизошла благодать Святого Духа. В Украине праздник Троицы отмечают 3 дня – Зеленое или Клечальное воскресенье, Клечальний понедельник и Богодухов день.
На Зеленое воскресенье, согласно поверьям, надо быть осторожными, поскольку это день активности потерчат, мавок, русалок и другой нечисти. На Зеленое воскресенье, по украинским обычаям, девушки гадают. Они идут к пруду и пускают венки за водой, и если они сойдутся, то считается, что девушка в этом году должна выйти замуж. В Зеленое воскресенье также посещают на кладбище своих умерших родственников.
В Клечальный понедельник после церковной службы, по традиции, освящают поля, чтобы Бог защитил их от пожаров и града. Дети устраивают игры.
Богодухов день особенно отмечают девушки. Они организовывают различные забавы, к примеру, «водить Тополю». Её суть заключается в том, что выбирают самую красивую девушку, которая играет роль Тополи. Красавицу украшают венками так, чтобы ее никто не мог узнать. В сопровождении веселой ватаги Тополя ходит от дома к дому, и хозяин каждого должен её щедро отблагодарить гостинцами.
Ивана Купала
Ивана Купала, так же Иванов день, – является одним из народных обрядовых обычаев. Его история уходит в очень глубокую древность. Праздник связан с периодом летнего солнцестояния, поворотом солнца к зиме. Его отмечают в ночь на 7 июля или по старому стилю 24 июня, когда чарующая красота природы создает сказочный пейзаж, на котором и происходят магические купальские забавы.
Ночь на Ивана Купала, чаще всего очень темная, а чары в эту ночь особо могущественны. В эту пору, по поверьям, созревает много магических растений, которые нужно собрать до восхода солнца. Целительна купальская роса, которой, по обычаям, необходимо умыться.
В эту ночь просыпается «нечисть», слышен говор животных, распускается папоротник, он возгорается дивным огнем, сразу гаснет и осыпается. Тому, кто сорвет этот цветок, откроются богатства всей земли и он обретет всемогущество. Широко известны купальские гадания: девушки бросают венки в воду и наблюдают за ними, чей венок быстрее всех поплывет, та и выйдет замуж раньше других.
Старинные обычаи – сокровище украинского народа и культуры. Хотя все эти движения, обряды и слова, которые составляют народные обычаи, на первый взгляд не имеют никакого значения в жизни человека, но они веют на сердце каждого из нас чарами родной стихии и являются живительным бальзамом для души, который наполняет ее мощной силой.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ УКРАИНСКОГО МЕНТАЛИТЕТА
Во-первых, духовная связь украинцев со средой их обитания. "Привязанность к определенным территориям или местностям в их границах… – пишет Э.Смит, – носит мифический и субъективный характер. Для этнической идентификации более важны привязанность и ассоциации, чем жизнь на этой земле или обладание ею".
Во-вторых, верховенство индивидуализма над коллективизмом, что отмечают практически все исследователи данного феномена. Как писал А.Кульчицкий, «наш персонализм гораздо более, чем в Западной Европе, был направлен в сторону интровертного углубления, во внутренний мир личностного переживания».
В-третьих, верховенство эмоциональности над рациональностью, чувства над интеллектом, "сердца" над "головой" – кордоцентризм, особенно в философии, о чем достаточно много говорят современные украинские историки философии.
В-четвертых, определенный социальный фатализм, то есть вера в автоматичность исторического процесса, откуда вытекает постоянный уход в малые группы, в семью воздержание от участия в решении серьезных социально-политических проблем.
В-пятых, двойственность внутреннего мира, совмещающего в себе авантюрно-казацкий (активный) психологический тип и тип "потаенного существования" (пассивный).
В-шестых, «всеобщая уравнительность» и лояльность украинцев, обусловленная спецификой семейных отношений, традициями политической саморегуляции и религиозной жизни.
УКРАИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА
Украинская национальная одежда – это, безусловно, яркое и самобытное культурное явление. В ней словно отражена живописная природа Украины, художественная одаренность и вкус нашего народа.
Самобытная украинская национальная одежда – это, прежде всего, одежда жителей Центральной Украины, поскольку в костюмах населения пограничных территорий – Полесья, Лемковщины, Бойкивщини, Гуцульщини и Буковины – заметно влияние других культур (польской, румынской или венгерской).
История украинской народной одежды тесно связана с традициями Киевской Руси.
Свидетельства этого можно найти в Ипатьевской летописи или в знаменитом «Слове о полку Игореве», где упоминаются такие предметы одежды, как кожух, рубашка, свита, корзно (старинный плащ) и другие. С того времени в обиходе сохранилась и наиболее распространенная женская одежда – длинная подпоясанная сорочка. Она обычно вышивалась магическими орнаментами, большей частью геометрической формы. Самой распространенной фигурой был ромб с крючками. В зависимости от места его расположения этот символ мог означать землю, плодородие или женщину. От древнерусских же времен ведет свое начало и обычай использовать в девичьем головном уборе разноцветные шерстяные нити, утиное перо, различные душистые травы. В сельских районах Поднестровья и Приднепровья этот обычай сохранялся до начала XX века.
Особенно живописным и самобытным был женский украинский костюм. Он состоял из уже упомянутой удлиненной сорочки-вышиванки, подпоясанной пестрым поясом-кромкой, запаски или плахты – поясной одежды из двух частично сшитых отрезов клетчатой шерстяной ткани. Эта одежда дополнялась корсеткой, т. е, безрукавкой из тонкой шерстяной материи, бархата или шелка, и фартуком, украшенным снизу вышивкой. На Левобережье на рукавах, вороте, на нагрудной части и по низу рубашки вышивались льняной бледно-серой нитью, а на Правобережье – красной и черной. Дополнением к одежде служили цветные ленты и мониста, придававшие ей праздничность.
В начале XX столетия запаски и плахты были постепенно вытеснены юбками и платьями фабричного производства, но и они в разных регионах имели свои особенности. Обувались украинки в ботинки на невысоком каблуке, со шнуровкой или пуговицами, а зимой носили украшенные орнаментом кожаные сапожки преимущественно красного цвета.
Особым элементом женской одежды был головной убор. Он свидетельствовал о семейном положении женщины: незамужние девушки носили венок, украшенный разными украшениями – бронзовыми или серебряными подвесками, монетами, лентами, цветами, а замужние женщины – высокий очипок, покрытый плотно закрывавшим волосы куском тонкой белой ткани. Ходить простоволосой, т. е. «светить» волосами, было тяжким грехом. Считалось, что это могло вызвать неурожай, падеж скота и другие беды.
Женская и мужская одежда разных регионов Украины конца XIX – начала XX в.
Мужская одежда была менее яркой, но достаточно выразительной. Костюм мужчины состоял из длинной рубашки, широких шаровар или узких штанов, безрукавки, похожей на современную жилетку, и пояса с длинными кистями. Обувались украинцы в сапоги, преимущественно черного цвета. Среди жителей Западной Украины имели широкое употребление постолы, или лычаки, – мягкая обувь из целого куска кожи без пришивной подошвы. Их обычно носили с онучами, привязывая к ногам веревками. Летом повседневным головным убором украинцев были соломенные брыли. На Гуцульщине и в Карпатах мужчины носили черные фетровые шляпы-кресани, украшенные узорной пряжкой или разноцветными шнуровками, за которые вставлялось птичье перо. Зимние шапки изготовлялись преимущественно из овчины или из сукна с меховой опушкой. На Черниговщине носили малахаи – меховые шапки с наушниками, которые были похожи на современные шапки-ушанки.
Зимой и мужчины, и женщины одевались в кожухи из выдубленных овечьих шкур. Популярной верхней одеждой были также жупаны, свитки или епанчи.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УКРАИНСКОГО ТАНЦА
История народного украинского танца очень длинная, насыщенная эмоциями и переживаниями многих поколений нации. Танец, как и песня, отображает душу народа, все его волнения – радостные и печальные, героические победы и горестные поражения, трудовые достижения, юмористические черты в сочетании с трагизмом. Украинские народные песни и танцы славятся в целом мире благодаря ярко выраженному национальному колориту, силе духа, эмоциональной насыщенности, неповторимости мелодии, ритма, движений.
Украинские народные танцы покоряют иностранцев переходом от пылкой страсти, кульминационных порывов к спокойному, нежному течению, ведь особенно женские движения часто напоминают водную гладь – то бурлящую, то тихую…
Рассмотрим некоторые наиболее известные танцы Украины:
Украинские народные танцы
Гопак – украинский народный танец. Название происходит от украинского восклицания «гоп», произносимого во время исполнения танцевальных элементов. Это любимый танец украинских мужчин, в котором они проявляли свои умения, ловкость, гибкость, характер. Движения довольно трудные, требуют неслабой физической подготовки, однако исполняются непринужденно, с улыбкой. Девушки же танцуют весело, заигрывая, попеременно меняя шаловливое настроение на скромность, застенчивость – такая особенность исполнения. Для постановки танца требуется пять парней и две девушки. Музыка подбирается соответственная (2/4), темп умеренно-быстрый с переходом в быстрый. Танцуется энергично, ритмично, приплясывая вприсядку, вприпрыжку, пробегаясь. Редко, для создания особого эффекта, парни танцуют с саблями казаков. Одежда также должна быть особенной. Девушки одевают белые рубашки, вышитые на рукавах и груди национальными узорами, поверх которых – шерстяная понева, фартук (тоже украшенный вышивкой). Разноцветные яркие бусы, венок с длинными лентами, сапожки на среднем каблуке дополняют образ настоящей украинской девушки. Юноши тоже одеты в белые рубашки с вышитыми узорами. Наиболее эффектным элементом мужского костюма считаются шаровары – широкие штаны яркой раскраски – синие или красные, подвязываются кушаком. Черные сапоги и шапка (необязательно) дополняют мужской образ танцора. Именно гопак завоевал звание лауреата и золотую медаль на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов;
Казачок – украинский народный танец. Назван в честь запорожских казаков. Часто казачок называют упрощенным гопаком. Его исполняют только попарно, размер 2/4, без сложных трюков. Участие девушек придает танцу нежности, лиричности, мягкости. Приветствуется импровизация, юмористические элементы. Польский композитор С. Дусяцкий считается первым музыкальным обработчиком казачка;
Коломыйка – украинский народный танец- традиционный жанр народной (карпатской) музыки. Возник в городе Коломыя Ивано-Франковской области (Украина). Исполняется в сопровождении коротких песен с аналогичным названием. Песни чаще всего юмористического характера, реже исторического, бытового. Танцуют коломыйку попарно или четное количество исполнителей, ставши в круг.
ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ РУК
Исходная позиция. Обе руки свободно по бокам опущены вниз. Кисти направлены ладонями к корпусу. В движении кисти могут быть повернуты ладонями вперед.
-я позиция. Обе руки подняты вперед, чуть ниже уровня плеч и слегка разведены в стороны, локти свободны, кисти прямые, направлены ладонями вверх.
-я позиция. Обе руки раскрыты в стороны и чуть выдвинуты вперед, локти свободны, кисти прямые, направлены ладонями вверх.
-я позиция. В женском танца эта позиция в чистом виде не встречается, но одна рука часто бывает в 3-й позиции, кисть приподнята, направлена пальцами вверх, тыльной стороной в сторону. В мужском танце руки могут быть в 3-й позиции во время прыжков. При этом обе руки подняты вверх, локти закруглены и направлены в стороны, кисти, зажатые в кулак, находятся над головой, повернуты тыльной стороной к голове.
ПОЛОЖЕНИЯ РУК В УКРАИНСКОМ ТАНЦЕ
-е положение. Обе руки, согнутые в локтях, лежат кулачками сбоку на талии, локти слегка направлены вперед.
-е положение. Руки скрещены на груди. Это положение возможно в трех вариантах:
а) Женское. Локти от корпуса чуть отведены. Правая рука находится под левой рукой, кисть правой руки лежит ладонью на левой руке выше локтя, кисть левой руки находится под правой рукой.
б) Женское. Руки плотно приложены к корпусу, кисти зажаты в кулачок и спрятаны под локти противоположных рук.
в) Мужское. Локти от корпуса отведены и направлены вперед, кисти лежат ладонями на противоположных руках, чуть выше локтя.
-е положение. Обе руки подняты невысоко в стороны и находятся между исходной и 2-й позициями, локти свободны, кисти направлены ладонями вперед и слегка вверх.
-е положение (мужское). Обе руки лежат ладонями на затылке, как бы придерживая папаху, согнутые локти направлены в стороны. #”justify”>-е положение (женское). Правая рука во 2-й позиции, локоть чуть закруглен, кисть слегка отогнута, ладонь направлена вправо. Левая рука, согнутая в локте, от локтя до кисти находится перед грудью исполнительницы, кисть приподнята чуть выше правого плеча, направлена ладонью вправо, закругленными пальцами вверх, локоть направлен вниз и слегка отведен от корпуса. Исполнительница как бы от кого-то отстраняется.
-е положение (женское). Одна рука лежит ладонью на груди, придерживая бусы, другая или лежит кулачком сбоку на талии, или находится в исходной позиции.
-е положение (женское). Кисть правой руки приложена кулачком к правой щеке и повернута тыльной стороной к зрителю, согнутый локоть направлен вниз. Кисть левой руки кулачком приложена снизу к локтю правой руки. Левая рука от локтя до кисти или приложена к корпусу, или чуть отведена от него. Корпус прямой, голова опирается на кулачок и может быть повернута к правому или левому плечу.
КОМБИНИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК В УКРАИНСКИХ ТАНЦАХ
-е положение (мужское). Правая рука в 3-й позиции и чуть отведена вправо, локоть свободен, кисть приподнята, ладонь направлена влево, пальцы вверх. Левая рука во 2-й позиции или чуть ниже, кисть прямая, повернута ладонью вверх и вперед. Корпус повернут слегка левым плечом вперед, голова направлена к руке, поднятой в сторону.
-е положение (мужское). Правая рука приложена ладонью к затылку, как бы придерживая папаху. Левая рука лежит кулачком сбоку на талии. Корпус повернут левым плечом вперед, голова приподнята и слегка повернута к левому плечу.
-е положение (женское). Одна рука в положении № 1, т. е. лежит кулачком сбоку на талии, другая рука: а) поднята в сторону, кисть на уровне талии, направлена ладонью вперед, б) поднята в сторону на уровне плеч, кисть направлена ладонью вперед, в) поднята вверх в 3-ю позицию и чуть отведена в сторону, локоть свободен или чуть закруглен, кисть приподнята и направлена ладонью «к себе». Расположение танцующих и положения рук в парных украинских танцах.
ПОЛОЖЕНИЯ РУК В ПАРНЫХ УКРАИНСКИХ ТАНЦАХ
-е положение. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения, дивчина справа, парубок слева, и держатся за руки, скрещенные перед собой: правой рукой за правую, левой за левую. Левая рука дивчины находится над правой рукой парубка, кисти – на уровне талии. Исполнители могут: а) слегка наклонить корпус вперед, б) чуть отклонить корпус в разные стороны и, повернув головы, смотреть друг на друга.
-е положение. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения, парубок слева, дивчина справа. Правой рукой парубок держит дивчину сбоку за талию. Левая рука дивчины лежит на правом плече парубка. Свободные руки исполнителей открыты в стороны или лежат сбоку кулачками на талии.
-е положение. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения, дивчина справа, парубок слева. У обоих исполнителей корпус слегка повернут левым плечом вперед по ходу движения, у парубка больше, у дивчины меньше. Левой рукой парубок держит левую руку дивчины, обе руки подняты вперед по ходу движения на уровне груди. Правые руки обоих исполнителей или лежат кулачком у себя сбоку на талии, или раскрыты в сторону и чуть подняты вверх. Корпус у парубка чуть наклонен на левый бок, голова повернута лицом к дивчине. Корпус у дивчины свободный, голова приподнята и направлена лицом по ходу движения.
-е положение. Исполнители стоят рядом и держат левые руки, как в положении № 14. Правой рукой парубок держит дивчину за талию. Правая рука дивчины или открыта во 2-ю позицию, или лежит сбоку на талии под правой рукой парубка.
-е положение. Исполнители стоят рядом, как в положении № 14. Правой рукой парубок держит правую руку дивчины, обе руки подняты вверх и чуть вправо, сомкнутые кисти находятся над правым плечом дивчины. Левой рукой парубок держит левую руку дивчины, обе руки отведены влево на уровне груди. Танцующие смотрят друг на друга.
-е положение. Исполнители стоят друг перед другом, подняв руки невысоко вперед, и держатся за руки, локти свободны. Слегка отклонившись назад, исполнители смотрят друг на друга.
-е положение. Исполнители стоят друг перед другом, держась скрещенными руками: правой за правую, левой за левую. Верх корпуса слегка отклонен назад. Исполнители смотрят друг на друга.
-е положение. Исполнители стоят наискосок один от другого, левым плечом друг к другу, и держатся вытянутыми левыми руками. Правые руки или открыты в стороны, кисти чуть выше плеча, локти свободны, или правая рука парубка приложена ладонью к затылку, как бы придерживая папаху, правая рука дивчины поднимает за кончик и отводит в сторону ленту венка. Это положение встречается в танце «Гопак», причем исполнители двигаются: дивчина лицом, парубок спиной по ходу движения.
-е положение. Исполнители стоят наискосок один от другого, правым плечом друг к другу. Правой рукой парубок держит дивчину за талию с левого бока, правая рука дивчины лежит на левом плече парубка. Левые руки обоих исполнителей или открыты в стороны, или лежат сбоку кулачками на талии. Головы приподняты и повернуты лицом одна к другой. Расположение танцующих и положения рук в массовых украинских танцах.
ПОЛОЖЕНИЯ РУК В МАССОВЫХ УКРАИНСКИХ ТАНЦАХ
-е положение. Исполнители стоят рядом, боком друг к другу, держась за руки. Руки: а) свободно опущены вниз, б) подняты вверх, в) подняты в стороны; в этом случае исполнители находятся на расстоянии вытянутых рук один от другого.
-е положение. Исполнители стоят рядом, боком друг к другу. Руки каждого исполнителя лежат сзади на талии у стоящих рядом справа и слева. Руки скрещены за спинами танцующих.
-е положение. Исполнители стоят рядом, боком друг к другу, и держатся спереди за руки, но не с рядом стоящим, а через одного справа и слева, так что руки спереди скрещены. В этом положении по тому же принципу исполнители могут держаться за руки, поднятые за спинами рядом стоящих, так что руки скрещены сзади.
-е положение (мужское). Исполнители стоят боком друг к другу, на расстоянии вытянутой руки один от другого. Руки подняты в стороны до уровня плеч и лежат ладонями на плечах рядом стоящих исполнителей справа и слева. Корпус прямой, голова направлена лицом к зрителю.
-е положение (женское). Исполнители стоят в затылок друг за другом, левым плечом к зрителю. Каждая дивчина кладет левую руку, согнутую в локте, на свое правое плечо, а правую руку протягивает вперед до правого плеча впереди стоящей дивчины, которая в свою очередь подает ей левую руку, согнутую перед собой в локте. У крайних девушек свободные руки лежат сбоку кулачком на талии.
ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ НОГ
Пять открытых: I, II, III, IV, V открытые позиции народно – сценического танца соответствует пяти позициям классического танца.позиция – пятки сомкнуты, носки разведены в стороны.позиция – носки находятся на расстоянии одной ступни друг от друга, носки разведены в стороны.позиция – пятка одной ноги приставлена к середине ступни другой ноги, носки разведены в стороны (впереди может быть правая или левая нога).позиция – одна нога находится впереди другой на расстоянии ступни, носки разведены в стороны. Носок ноги, стоящей впереди, находится напротив пятки ноги, стоящей сзади (впереди может быть правая или левая ноги).позиция – пятка одной ноги приставлена к носку другой. Носки разведены в стороны (впереди может быть правая или левая ноги).
Пять прямых:прямая – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп.прямая – ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга.прямая – ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, пятка одной ноги находится у середины стопы другой.прямая – ноги поставлены по прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы.прямая – ноги поставлены по прямой линии друг перед другом, пятка одной ноги соприкасается с носком другой.
Пять свободных:
Во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями.
Две закрытые:закрытая – носки повернуты внутрь, пятки разведены в стороны.закрытая – носки повернуты внутрь на расстоянии стопы друг от друга, пятки разведены в стороны.
ПОЛОЖЕНИЕ СТОПЫ И КИСТИ В УКРАИНСКОМ ТАНЦЕ
Корпус в украинском танце.
Украинскому женскому танцу свойственны в основном плавные, спокойные движения корпуса. В медленных танцах дивчина с присущей ей женственностью то плавно наклоняется вперед, то поворачивается одним или другим плечом, то как бы оглядывается через плечо назад, то наклоняется в сторону. В быстрой пляске все эти движения делаются более живо, но не теряют плавности и женственности.
В мужских танцах положения корпуса более разнообразны, движения более широки и свободны. Подтянутость корпуса подчеркивает легкость, присущую украинскому танцу. В отдельные моменты танца корпус то резко наклоняется вперед, то поворачивается вправо и влево, то сильно наклоняется на правый или на левый бок, отклоняется назад при высоких прыжках, то совсем пригибается к земле во время «подсечки», «мельницы» или «волчка». Голова в украинском танце.
Голова исполнителя украинских танцев обычно бывает свободно и весело приподнята. Иногда у девушек голова может быть скромно опущена вперед или наклонена к плечу. В медленных танцах голова, сопровождая движение рук и корпуса, плавно поворачивается из стороны в сторону, наклоняется вперед, приподнимается, сообразно с характером хода. В быстрых танцах голова резко меняет положения, весело вскидывается, задорно отклоняется назад и т. д. Богатая мимика исполнителя придает еще большую выразительность танцу и обогащает его.
ПРИМЕР УКРАИНСКОГО ТАНЦА «НА ЛУЖАЙКЕ
В танце участвуют любое четное количество мальчиков и девочек. Они становятся парами (мальчик с левой стороны) за левой задней кулисой.
Перед началом танца проигрывается вся мелодия музыки (16 тактов)
украинский танец движение ритм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог по моему методическому пособию, которое было на тему: «Украинский танец» можно сказать, что украинский танец – танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.
Первая часть моего методического пособия это украинские обычаи, обобщая сказанное можно сказать, что каждая нация, каждый народ, даже каждая социальная группа имеет свои обычаи, которые выработались в течение многих столетий и освящены веками. Но обычаи – это не отделено явление в жизни народа, это – воплощены в движения и действие мироощущения, мировосприятия и взаимоотношения между дельными людьми. А эти взаимоотношения и мироощущение непосредственно влияют на духовную культуру данного народа, что в свою очередь влияет на процесс возникновения народного творчества. Именно поэтому народное творчество неразрывно связана с обычаями народа.
Вторым я рассматривала основные черты украинского менталитета. Менталитет – не просто важный, а важнейший фактор, влияющий на мотивацию персонала. На менталитет нации оказывает влияние также то, что Украинское государство стремится не столько существовать, сколько доказать всему миру, что оно существует. Она похожа на жизнь в потемкинской деревне, такой «потемкинский капитализм». Однако украинская нация советского и постсоветского образца – это два абсолютно разных этноса, хотя их и составляют в основном одни и те же люди.
Третьим в моем пособии была украинская национальная одежда.
Традиционный наряд каждого народа является одним из наиболее массовых видов его художественного творчества. Народная одежда отличается простотой форм, стройностью силуэта, богатством и разнообразием украшений, насыщенным колоритом. В нем ярко проявляется умение народных мастеров с помощью простых, логических средств органично сочетать практичность и красоту. Много творческой изобретательности и фантазии вложил в создание одежды украинский народ. Работа над нарядом была в определенной степени проявлением мечты о прекрасном, попыткой отойти от тяжелой действительности. Скажем, вышивание – это было не просто ремесло, это проявление народного таланта, мастерства, одаренности. Колорит нарядов многих районов Украины был светлый, белый, обогащенный яркими цветами шерстяных плахт, запасок, поясов, венков, красного ожерелья и лент.
Четвертая часть моей методички – это история возникновения украинского танца. История народного украинского танца очень длинная, насыщенная эмоциями и переживаниями многих поколений нации. Танец, как и песня, отображает душу народа, все его волнения – радостные и печальные, героические победы и горестные поражения, трудовые достижения, юмористические черты в сочетании с трагизмом. Украинские народные песни и танцы славятся в целом мире благодаря ярко выраженному национальному колориту, силе духа, эмоциональной насыщенности, неповторимости мелодии, ритма, движений.
Позиции и положения рук
Существует три основные позиции рук:
исходная позиция
первая позиция
вторая позиция
комбинированные положения рук в украинских танцах
положения рук в парных украинских танцах
положение рук в массовых украинских танцах
Позиции ног
В украинском танце существует пять открытых ,пять прямых, пять свободных и две закрытые позиции ног
Положение стопы и кисти
Существует четыре положения стопы и пять положений кисти в украинском танце.
Положение корпуса и головы
Украинскому женскому танцу свойственны в основном плавные, спокойные движения корпуса. В мужских танцах положения корпуса более разнообразны, движения более широки и свободны.
Голова в украинском танце.
Голова исполнителя украинских танцев обычно бывает свободно и весело приподнята. Иногда у девушек голова может быть скромно опущена вперед или наклонена к плечу.
В данном пособии студенты могут найти много полезной информации для себя про украинские танцы и даже поставить танец который расписан в моем пособии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богаткова Л. Танцы разных народов. – М.: Молодая гвардия, 1958.
. Васильева Е. Танец. – М.: Искусство, 1968.
. Богаткова «Хоровод друзей»
4. <http://piruet.info/>
. <http://www.horeograf.com/>
. <http://dance-vse.blogspot.ru/>