- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,78 Мб
Утонченность флорентийской культуры последней трети 15 в. Сандро Боттичелли
Министерство образования науки Украины ОГАСА
АХИ, Кафедра Изобразительного искусства
Реферат
на тему:
“ Утонченность флорентийской культуры последней трети 15 в. Сандро Боттичелли”
Выполнила
ст гр. ОМ -109
Артёменко А.
Руководитель
доц. Герасимова Д.Л.
Одесса 2016
Содержание
Флоренция – «колыбель изящных искусств»
Флорентийская школа
Флорентийская живопись раннего Возрождения
Доменико Гирландайо
Женский портрет
Светские произведения 1480-х годов Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли. Биография
Обучение мастерству (1445-1467)
Ранние работы (1470-1480)
Пребывание в Риме (1481-1482)
Религиозные картины 1480-х годов
Поздние работы (1490-1497)
Последние работы (1498-1510)
Культура Флоренции в XV-начале XVI века
Список литературы Флоренция – «колыбель изящных искусств»
На рубеже XIV-XV столетий готика полностью господствовала в итальянском искусстве. Господствовала она и во Флоренции. Но здесь это была готика особого рода – более сдержанная и строгая, во многом сохранившая связи с традициями проторенессансного искусства. Поэтому и готика могла быть использована в отдельных аспектах зачинателями нового движения – Брунеллески, Донателло, Мазаччо. Но в целом они относились к ней враждебно, ощущая свою гораздо большую близость к великим мастерам Проторенессанса и к античному искусству.
Тяга к ясному, гармоничному строю античных форм несомненно существовала, но она еще не получила столь четких очертаний, как в середине века. К началу столетия на каждом шагу давали о себе знать готические отголоски и все настойчивее напоминали о себе проторенессансные традиции. Стал вступать в свои права и новый фактор – быстрое развитие математики, стимулировавшее открытия в области перспективы, теории пропорций и техники. Это тот фон, на котором выступает могучая фигура Филиппо Брунеллески, стоявшего в самой гуще общественной жизни Флоренции и быстро сделавшегося общепризнанным лидером нового направления.
Флоренция – «колыбель изящных искусств». Здесь больше, чем где-либо, достигалось совершенство во всех искусствах. Улицы и площади почти на каждом шагу останавливают взор. Флоренция как главный центр формирования нового общественного сознания, гуманистических тенденций выходит на первый план. Наблюдается расцвет демократических традиций в ряде центров Италии, традиций, берущих начало в древнеримской республике. В искусстве утверждается представление о человеке как о самом совершенном творении природы.
Имя Флоренция происходит от латинского Флорентия, т.е. цветущая – его присвоили римскому поселению основатели еще в I столетии до н.э., пожелав новому городу расцвета. Их пожелания сбылись в эпоху кватроченто в полную меру. Еще со времен Данте и Джотто город стал бесспорным центром культурной жизни Италии. Произведения Данте, Петрарки и Бокаччо, написанные на флорентийском диалекте вместо латинского языка, на котором писали тогда официальные документы и художественные произведения, возвело флорентийское наречие в ранг национального языка.
С экономическим развитием города богатство и власть концентрировалась в руках узкого круга семей, среди которых особое место принадлежало семье Медичи, на столетия ставшими фактическими властителями города. Медичи обрели экономический и политический контроль над городом, начиная с Козимо Старшего, в первой половине XV века. С него же начинается и история меценатства, которым всегда славилась семья. Несомненно, этот человек обладал немалым даром художественной интуиции и восприимчивости к талантам. Старшим сыном и наследником Козимо был Пьеро, а первенцем Пьеро – Лоренцо, прозванный Великолепным. Это определение полностью соответствовало ему – он был не только тонким и коварным политиком, но и знатоком и ценителем литературы и искусства, собиравшим вокруг себя лучших людей своего времени. Под знаком этих людей и проходит вся история XV века – века кватроченто.
Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата. С 1439 года, со времени состоявшегося во Флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения Византии в 1453 году, когда многие бежавшие с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции, город этот становится одним из главных в Италии центров изучения греческого языка, а также литературы и философии Древней Греции. И все же ведущая роль в культурной жизни Флоренции первой половины и середины XV века, бесспорно, принадлежала искусству.
Так, во Флоренции, где было воздвигнуто столько замечательных зданий, возникло новое зодчество, ознаменовавшее переворот во всем западноевропейском архитектурном мышлении.
«Это почти рай, – писал из этого города Достоевский. – Ничего представить нельзя лучше впечатления этого неба, воздуха и света… Здесь есть такое солнце и небо и такие – действительно уж чудеса искусства (подчеркнуто Достоевским), неслыханного и невообразимого…»
И именно под этим небом, в лучах этого солнца новая архитектура не только возникла, но и расцвела, все решительнее продвигаясь на пути к совершенству.
Стройно расчленены в своих могучих горизонтальных фасадах, без башен и арочных взлетов, величавы, статны и картинны флорентийские дворцы: палаццо Питти, палаццо Рикарди, палаццо Ручеллаи, палаццо Строцци и чудесный центральнокупольный храм Мадонны делле Карчели в Прато. Все это знаменитые памятники архитектуры Раннего Возрождения.
Во времена Брунеллески Флоренция была городом тесным, с узкими улицами, на которых с трудом могли разминуться всадник и пешеходы. «Рыцарь из семейства Адимари… был высокомерным молодым человеком; во время прогулок по городу… когда он был на коне, он ехал с широко растопыренными ногами и занимал всю улицу… Так что прохожим приходилось начищать носки его сапог», – говорится в одной из новелл Саккетти.
Теснота улиц и площадей средневековой Флоренции диктовала особый вертикальный характер восприятия архитектуры. Чтобы увидеть здание целиком, необходимо было сильно закинуть голову – и тогда оно представало в головокружительном ракурсе, возносящимся к небу. При такой точке зрения все формы приобретали стремительную динамику взлета, пропорции искажались, линии смещались, истинные размеры здания оказывались недоступными рациональному восприятию и оценке. Восприятие архитектуры с близкого расстояния, снизу вверх, от подножия к вершине неизбежно создавало не только визуальный, но и эмоциональный, смысловой ракурс. Зритель оказывался по отношению к зданию – будь то храм, дворец или крепостная башня – как бы в позиции предстояния, рождавшего ощущение несоизмеримости величин и значений.
Культура Возрождения – городская культура и поэтому естественно предположить, что она преобразовывала именно городскую среду. И действительно, деятельность одного из самых выдающихся мастеров раннего Возрождения – Филиппо Брунеллески направлена была именно на это. Но в том и трагедия начала любой новой эпохи – создателям нового не суждено было увидеть плодов своего труда – то, что изменило облик средневекового города и в чем главную роль играл, несомненно, Филиппо. Все было довоплощено после его смерти, он мог лишь мечтать и строить, но не пожинать плоды. Для современного человека символ ренессансной Флоренции, если не всего Ренессанса вообще – купол Санта Марии дель Фьоре, возносящийся над городом и построенный Брунеллески (закончен уже после его смерти). Во времена же жизни самого мастера главной гордостью и отличительной чертой архитектурного облика города были высокие крепостные стены высотой около 12 метров с девятью 40-метровыми надвратными башнями и 73 сторожевыми башнями 20-метровой высоты. В городе высилось еще около 150 башен, принадлежавших частным лицам, колокольни и башни общественных сооружений. [1] Флорентийская школа флорентийский школа боттичелли живопись
Одна из ведущих и наиболее передовых художественных школ Италии эпохи Возрождения.
Окончательно сложилась в XV в., в период, когда Флоренция была крупным экономическим и политическим центром Италии.
Формированию Флорентийской школы способствовал расцвет гуманистической мысли (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Пико делла Мирандола и др.), утверждавшей значимость земного человеческого бытия и обратившейся к наследию античности.
Фреска. Джотто ди Бондоне. Житель Ассизи расстилает свой плащ перед св. Франциском
Родоначальником Флорентийской школы в живописи в эпоху Проторенессанса стал Джотто, наполнивший религиозные сюжеты земным, человеческим смыслом, стремившийся придать образам и многофигурным сценам пластическую убедительность и жизненную достоверность.
Последователи Джотто (Таддео Гадди, Мазо ди Банко и др.) восприняли лишь внешние приёмы его творчества.
В последней трети XIV в. во флорентийской школе утвердилось интернациональное готическое направление.
Новый подъём Флорентийской школы относится к периоду Раннего Возрождения (XV в.).
Основоположниками искусства Ренессанса стали архитектор Ф. Брунеллески (одним из первых творчески осмысливший античную ордерную систему), скульптор Донателло и живописец Мазаччо, стремившиеся пластически убедительно воссоздать структуру человеческого тела, утвердить значение человеческой личности.
За ними последовали архитектор и теоретик архитектуры Л.Б. Альберти, архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломео, скульпторы Л. Либерти, Лука делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сепиньяно, Бенедетто да Майано и другие.
Смелые поиски методов реалистического воссоздания окружающего мира тесно переплетались в творчестве многих мастеров Флорентийской школы с пристальным изучением естественных наук (анатомии, математики, перспективы, оптики и др.).
В архитектуре флорентийской школы в XV в. был создан новый, ренессансный тип здания (так называемый палаццо), сочетавший отдельные средневековые традиции (суровая монолитность кладки) с введением ордерных элементов, аркадных внутренних дворов; были начаты поиски идеального типа храмовой постройки, отвечающего гуманистическим идеалам эпохи.
Для изобразительного искусства Флорентийской школы первой половины XV в. характерны увлечение математически точным построением пространства, стремление к пластически ясному, анатомически правильному построению человеческой фигуры, тяготение к отточенности рисунка (скульптура и живопись А. дель Верроккьо, Донателло, живопись Паоло Уччелло, А. дель Кастаньо и др.).
Новаторские искания флорентийских мастеров, во многом опиравшихся на опыт античного искусства, оказали революционизирующее воздействие на искусство Италии и многих других стран Европы.
Вместе с тем как живописи, так, отчасти, и скульптуре Флорентийской школы XV в. были свойственны отдельные готические реминисценции – черты повышенной одухотворённости и интимной лирической созерцательности (живопись фра Анджелико, Филиппе Липпи и др., готический декоративизм Б. Гоццоли, Уччелло).
В конце XV в., наряду с идущими от искусства Мазаччо и Донателло демократическими традициями (Д. Гирландайо), начали усиливаться аристократические тенденции, сказавшиеся, прежде всего, в работах художников, близких ко двору Медичи и патрицианским городским кругам (Боттичелли, Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо, Верроккьо, А. Поллайоло).
Искания мастеров XV в. завершили великие мастера – Леонардо да Винчи и Микеланджело, работавшие и в других городах Италии и поднявшие художественные завоевания Флорентийской школы на новый качественный уровень.
Их творчество, переросшее границы собственно Флорентийской школы, ознаменовало начало эпохи Высокого Возрождения в итальянском искусстве.
Утверждение образа идеально прекрасного человека приняло в их произведениях возвышенный, а порой и героико-драматический характер.
В 20-х гг. XVI в. начинается постепенный упадок Флорентийской школы.
Ликвидация городских свобод отрицательно сказалась на развитии искусства Флорентийской школы, несмотря на то, что здесь продолжали работать ряд крупных мастеров (живописцы фра Бартоломмео, Андрее дель Сарто, скульптор А. Сансовино).
Маньеризм. Аньоло Бронзино. Алтарь Капеллы Элеоноры Толедской, Снятие с креста
В 30-х гг. XVI в. Флорентийская школа становится одним из главных центров придворного и элитарного искусства маньеризма (арх. и живописец Дж. Вазари, живописцы А. Бронзино, Я. Понтормо, Россо Фьорентино и др.).
В XVII в. Флорентийская школа окончательно приходит в упадок. [2] Флорентийская живопись раннего Возрождения
Сложными путями развивается во Флоренции в последней трети 15 века живопись раннего Возрождения, в которой многогранная проблематика ренессансного реализма получает разнообразные решения – от монументально-эпического, героического до жанрово-повествовательного, возвышенно-поэтического и лирического. Возрастающий интерес к обыденным мотивам, к деталям обстановки придает живописным композициям черты жанровости. Фигуры людей приобретают большую стройность пропорций, гибкость.
Доменико Гирландайо
Гирландайо. В творчестве Доменико Гирландайо (1449-1494) и прежде всего в его фресках обобщены искания художников раннего Возрождения; в них он выступает как наблюдательный бытописатель флорентийского патрициата, сохранивший душевную ясность, спокойный внимательный взгляд на мир. Написанные по заказам семейства Медичи и близких им лиц, фрески носят повествовательный характер, который сочетается с торжественностью и декоративностью, интересом к бытовым деталям, передаче освещения и пространства. В них часто включаются портреты заказчиков.
Традиционность искусства Гирландайо выявляется в росписи церкви Оньиссанти «Тайная вечеря» (1480). Повторяя композицию, найденную предшественниками, он объединяет фигуры апостолов в группы, сильнее раскрывает конфликтный характер ситуации, уделяет внимание характеристике места действия. Главное произведение Гирландайо – фрески церкви Санта-Мария Новелла (1485-1490) на сюжеты из жизни Марии и Иоанна Крестителя. Расположенные друг над другом в несколько ярусов, они превращаются в его трактовке, по существу, в торжественные церемониальные бытовые сцены современной жизни горожан. Действие происходит то на улице, то в интерьере богатого дома. Во фреске «Рождество Марии» среди пришедших навестить роженицу изображены одетые по моде того времени флорентийские дамы во главе с дочерью патриция Торнабуони.
Среди других работ Гирландайо выделяется мягкой человечностью и теплотой «Портрет старика с внуком» (Париж, Лувр), где детской наивности и очарованию противостоит угасающая старость, преображенная глубокой нежностью и заботой о ребенке.
Гирландайо. Дед и внук, 1490 Музей Лувр, Париж
Просмотрев на портреты, можно заключить, что у флорентийских женщины все время были длинные шеи, золотые волосы, жемчужно-белая кожа, сверкающие голубые глаза и розовые губы и щеки. Такое сходство отражает канон женской красоты возникла из литературы, особенно сонеты Петрарки большинство в честь своей возлюбленной Лаурой. С реальной или воображаемой красоту женщин, художники отметили их добродетели – скромность, благочестие, целомудрие, главными качествами женщины в патриархальном обществе. Добродетель и красота неразрывно связаны.
Пьеро ди Козимо (Симонетта Веспуччи), c. 1480-90
Антонио дель Поллайоло. Портрет девочки, 1467-70
Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины, c.1480
Леонардо да Винчи. Джиневра де Бенчи, 1474-78
Светские произведения 1480-х годов Сандро Боттичелли
Боттичелли. Если искусство Гирландайо обнаруживает связь с традицией цельной по мировосприятию живописи начала 15 века, то черты возвышенной поэтичности, утонченности и аристократической изысканности находят наиболее яркое воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445-1510), одного из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Искусство Боттичелли, пронизанное волнующим трепетом личного переживания, значительно перерастает рамки придворной культуры двора Медичи и отражает острые противоречия того времени. Поэтическое очарование его образов, их глубокая одухотворенность сочетаются в поздних работах с трагическим мироощущением и болезненной надломленностью. Ранние произведения Боттичелли отличаются мягким лиризмом и безмятежностью. Наряду с религиозными композициями он пишет портреты, полные внутренней жизни, душевной чистоты, очарования.
Его наиболее прославленные зрелые картины – «Весна» (около 1480) и «Рождение Венеры» (около 1484, обе – Флоренция, Уффици) – навеяны поэзией придворного поэта Медичи А. Полициано и отмечены оригинальностью истолкования сюжетов и образов античных мифов, претворенных через глубоко личное поэтическое мироощущение.
Весну олицетворяет увенчанная венком молодая женщина, хрупкая, стройная, в платье, затканном цветами. Ее лицо с тонкими чертами одухотворено глубокой мыслью; она идет легко и стремительно, рассыпая цветы. В центре композиции мечтательно-грустная Венера, справа от нее ведут хоровод три грации, стоит Меркурий, слева – Флора, спасающаяся от Зефира. Все фигуры выделяются светлыми изящными силуэтами на фоне темной зелени рощи. Причудливый ритм словно струящихся линий пронизывает композицию, объединяет все в единое утонченно-гармоническое целое – воплощение мечты поэта. Но изображенный им праздник весны и любви овеян нежной грустью и беспокойством.
Сандро Боттичелли Весна. 1482
В картине «Рождение Венеры» Боттичелли достигает органичного сочетания чувственной красоты и возвышенной одухотворенности. Усиливая черты декоративности, он вводит условный прием золочения волос богини, переплетающихся в сложный линейный узор. Сверкающее золото обогащает изысканную красочность картины, соединяется с зеленоватыми прозрачными тонами моря, темными, насыщенными – растений и голубыми – неба. Стремительность линейного ритма, чистота и нежность холодных тонов порождают ощущение непрочности, зыбкости прекрасного идеала. И летящие зефиры, и нимфа, развертывающая перед Венерой плащ, и сама богиня с ее задумчиво печальным лицом, в котором проскальзывают скрытые движения чувств, воспринимаются как образы, одухотворяющие природу.
Тонкие изящные черты женского типа, найденного Боттичелли в Венере и Весне, можно узнать и в образах мадонн, созданных художником. Наиболее прославленная из них – «Магнификат» («Мадонна во славе», 1481, Флоренция, Уффици), представленная в окружении венчающих ее ангелов. Вписанная в круг композиция своими линиями вторит обрамлению. Боттичелли находит сложнейшие музыкальные линейные ритмы в построении композиций; линия для него – главное средство эмоциональной выразительности. Вместе с тем, в отличие от большинства флорентийских живописцев, Боттичелли прекрасно чувствует и передает красоту изысканных цветовых сочетаний.
В 1490-х годах углубляются пессимистические настроения художника, обостряется графическая выразительность и экзальтированность созданных им образов. Смерть Лоренцо Медичи Великолепного, захват Флоренции французскими войсками, кратковременное правление доминиканского монаха Савонаролы и его фанатические проповеди против папства и флорентийского патрициата, против светской культуры произвели переворот в сознании Боттичелли. Увлеченный идеями христианской религии, он пишет ряд композиций, полных настроения тоски, безнадежности. Безысходностью и отчаянием проникнута «Покинутая» (около 1495, Рим, собрание Паллавичини) – изображение одинокой молодой женщины, плачущей перед наглухо закрытыми воротами. Экспрессивны хрупкие драматические образы «Клеветы» (после 1495, Флоренция, Уффици).
Превосходный рисовальщик, Боттичелли был первым иллюстратором «Божественной комедии» Данте. Исполненные в тонкой линейной манере, его рисунки (1492-1497, Берлин, Гравюрный кабинет; Рим, Библиотека Ватикана) насыщены драматизмом и глубоким лиризмом. [3]
Сандро Боттичелли Рождение Венеры. 1482-1486 Сандро Боттичелли. Биография
Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.
Обучение мастерству (1445-1467)
Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию юноша получил от него). В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
Первые самостоятельные произведения Боттичелли – несколько изображений Мадонн – по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны: «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465-1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).
Ранние работы (1470-1480)
Портрет молодой женщины
Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474-1475)
С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470-1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».
В 1472 имя Боттичелли впервые упоминается в «Красной книге» компании святого Луки. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.
На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре, чем объясняется её вытянутый формат.
«Поклонение волхвов» (около 1475)
Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленное полотно «Поклонение волхвов», на котором помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. Вазари писал: «Поистине произведение это – величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется.»
В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474-1475), портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.
В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.
Пребывание в Риме (1481-1482)
«Призвание Моисея»
Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. «И тогда он завоевал себе … во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы».
В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. После того как в 1508-1512 годах потолок и алтарную стену при Юлии II распишет Микеланджело, она обретёт всемирную славу.
Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.
Религиозные картины 1480-х годов
«Мадонна Магнификат»
«Поклонение волхвов» (1478-1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (алтарь Барди) (1484), «Благовещение» (1485) – религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.
В начале 1480-х годов Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» (1481-1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют многочисленные копии. Она является одним из тондо Боттичелли. Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. Фоном картины является пейзаж, как и в «Мадонне с книгой» (1480-1481), «Мадонне с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем» (около 1485), «Мадонне с Младенцем и пятью ангелами» (1485-1490).
В 1483 году вместе с Перуджино, Гирландайо и Филиппино Липпи он расписывает фрески на вилле Лоренцо Великолепного близ Вольтерры.
Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом». Мадонна держит в руке гранат, являющийся христианским символом (в руке у Сикстинской Мадонны Рафаэля первоначально вместо книги тоже был гранат).
Поздние работы (1490-1497)
В 1490 году во Флоренции появляется доминиканский монах Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от грешной жизни. Боттичелли был заворожён этими проповедями, и даже, согласно легенде, наблюдал, как жгут его картины на костре тщеславия. С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным, гамма красок теперь сдержанная, с преобладанием тёмных тонов.
Новый подход художника к созданию произведений хорошо виден в «Короновании Марии» (1488-1490), «Оплакивании Христа» (1490) и ряде изображений Мадонны с Младенцем. Портреты, созданные художником в это время, например, портрет Данте (около 1495), лишены пейзажных или интерьерных фонов.
Особенно заметны изменения стиля при сравнении «Юдифи, покидающей палатку Олоферна» (1485-1490) с созданной приблизительно за двадцать пять лет до этого картиной на тот же сюжет.
В 1491 году Боттичелли участвует в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495).
Последние работы (1498-1510)
В 1498 году Савонарола был схвачен, обвинён в ереси и приговорён к смерти. Эти события глубоко потрясли Боттичелли.
В 1500 году он создаёт «Мистическое Рождество», единственное подписанное и датированное им произведение, где имеется сделанная по-гречески надпись: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии в половине времени после времени, когда исполнится [сказанное в главе] одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на три с половиной года был выпущен. Затем он был закован в кандалы в соответствии с двенадцатой, и мы увидим его [попранным на земле], как на этой картине».
Среди последних немногочисленных работ художника этого периода – сцены из историй римлянок Виргинии и Лукреции, а также сцены из жизни Св. Зиновия.
В 1504 году живописец участвует в работе комиссии художников, которая должна была выбрать место для установки «Давида» Микеланджело.
Боттичелли «отошёл от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду.» В мае 1510 года Боттичелли умер в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище церкви Всех Святых.
«Сандро не идёт в свите других, но, соединив в себе весьма многое, что было разбросано, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени. Не только нам нравится он, но большим успехом пользовался он и у своих современников. Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нём, как в фокусе, соединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло "настоящее".»[4], [5], [6], [7], [8] Культура Флоренции в XV-начале XVI века
век – период наивысшего подъёма флорентийского искусства. В период правления Козимо и Лоренцо Медичи, активно патронирующих художников, архитекторов, писателей и других деятелей искусств, Флоренция стала ведущим центром итальянского Возрождения.
Этому способствовали установившиеся в республике стабильность и процветание. Многочисленный и относительно благополучный торгово-ремесленный социальный слой был хорошо образован, гордился многовековыми республиканскими традициями своей родины и впитал в себя идеи гуманистического движения XIV века.
Всё это благоприятствовало расцвету искусств и литературы во Флоренции. Здесь работали такие выдающиеся архитекторы, как Леон Баттиста Альберти, создатель фасада собора Санта-Мария-Новелла, Микелоццо ди Бартоломмео, построивший для Козимо Палаццо Медичи-Риккарди, и, наконец, Микеланджело Буонарроти, автор здания Лаврентийской библиотеки.
Среди скульпторов особенно выделялся Донателло, возродивший лучшие античные образцы этого искусства. Наибольшее влияние на европейскую культуру имела флорентийская художественная школа и её лидер – крупнейший итальянский художник середины XV века Сандро Боттичели. Помимо него выдающимися художниками, творившими в это время во Флоренции, были Доменико Венециано, Фра Анжелико, Пьеро ди Козимо, Паоло Уччелло, Алессио Бальдовинетти, Пьеро делла Франческа, Андреа Верроккьо, Фра Бартоломео и Доменико Гирландайо.
Всеевропейскую известность получили работы Никколо Макиавелли, активного политического деятеля Флорентийской республики и основоположника нового, прагматического подхода к теории государства. Под патронажем Лоренцо Медичи работала Платоновская академия, возродившая интерес к Платону и выступившая против средневековой схоластики. Лидером этого движения был Марсилио Фичино. К этому кружку также был близок Джованни Пико делла Мирандола, разработавший собственную философскую концепцию в духе пантеизма и неоплатонизма. Высокого уровня развития достигла историческая наука в работах Макиавелли и Франческо Гвиччардини.
В конце XV века с началом периода Высокого Возрождения итальянское искусство достигло кульминационной точки своего развития. Деятельность всех трёх титанов Высокого Возрождения – Микеланджело, Рафаэля и Леонардо да Винчи – была связана с Флоренцией. Они обучались во Флоренции и значительную часть своей жизни провели в этом городе.
Особенно был тесно связан с Флоренцией Микеланджело, творивший под покровительством пап в период реставрации Медичи и руководивший строительством оборонительных сооружений города во время последней республики 1527-1530 гг. Однако эти три гения уже не представляли собой только флорентийскую школу. Их деятельность имела общеитальянский характер и способствовала расцвету искусства ренессанса в других городах и странах.
В начале XVI века Флоренция постепенно потеряла статус столицы итальянского Возрождения, уступив эту роль Венеции и Риму. В самой республике экономический и политический кризис рубежа веков, войны и государственные перевороты способствовали разочарованию в античных идеалах и появлению особого интереса к субъективному.
Гармонический мир Ренессанса переосмысливался исходя из ощущения шаткости человеческой судьбы в руках иррациональных сил. Это привело к возникновению течения маньеризма во Флоренции, яркими представителями которого стали Джакопо Понтормо и Россо Фиорентино. [9] Список литературы
. http://www.brunelleschi.ru/txt/1flor.shtml
. http://www.artap.ru/cult/f_school.htm
. http://smallbay.ru/article/painting_florence.html
. Деймлинг Б. Боттичелли. Taschen. 2007.
. Зарницкий Ст. В. Боттичелли. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 330 с. (Жизнь замечательных людей)
. Петрочук О. К. Сандро Боттичелли. – М.: Искусство, 1984. – 224 с.
. Рыков А.В. Об историческом значении творчества Боттичелли: понятие эстетической формы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. Вып. 2. 2010. С. 115-122.