- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 536,57 kb
Зарождение религии (Ранние формы религии)
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
ЗАРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИ
(РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ)
Журавлева Сергея Юрьевича
Группа 1 «Б»
ПЛАН ДОКЛАДА
Введение……………………………………………………………3
1. Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном – возникновение религии………………….4
2. Политеистические верования в Древнем Китае, Индии, Египте и
Греции. Европейское язычество………………………7
3. Три мировые религии – мировое религиозное наследие: буддизм, ислам и христианство…………………………………14
Заключение………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………21
Введение
В свое время великий русский ученый Николай Михайлович Карамзин в своей книге « Предания веков « говорил: « История, в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». В его словах я нахожу подтверждение своим мыслям и чувствам.
Язычество, мифология (религиозные верования) – часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.
Времена прославляются войнами, скандалами и конфликтами. Но что не требует познания и обсуждения, как религия? Во все времена вопрос о религиях имеет обсуждение и приводимые факты противоречивы и убедительны.
Если брать нашу страну, то большинство, наверное, ходит в церкви и
“верит в Него”. Многие утверждают, что верят во что-то своё, непонятное никому.
Молодёжь и коммунисты говорят, что Всевышнего нет и быть не может.
Наверно только в наше время, после “перестройки”, можно сказать, что всё стало на свои места: кто хочет – верит во что хочет, кто хочет – не верит.
Но сколько раз мы удивлялись и называли, например, своего соседа, который, ударясь в восточную религию, ест одно травяное и одевается очень странно, глупцом или помешанным. И эти религиозные праздники, как Рождество и Пасха.
Ведь для всей страны это праздники. И многие старики утверждают, что в старости все в любом случае приходят к вере. Вспомним только, что во всех сложных и даже страшных ситуациях мы просим Его о спасении. И даже иногда даже самый ярый атеист, в сложную ситуацию или просто в размышлениях с собой, сам себе посомневается в Его существовании.
И все-таки это хорошо, что в наше время можно выбрать любую религию и следовать ей, ведь, в конце концов, каждый находит для себя самый оптимальный вариант веры. Нет, наверно религии, которая что-то оставила без внимания. Одна говорит о бессмертии, другая – о тьме, третья – о свете.
Одна – что-то позволяет, другая – всё запрещает. В своей работе я постараюсь разобраться в всем многообразии верований и преданий и их планомерном преобразовании в современные ветви религиозных учений.
Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном – возникновение религии.
“Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им… Теология использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного начала” – так трактует это понятие философский словарь, а значит мировой опыт выработал такое понимание Бога. Обществу пришлось проделать путь длинной в несколько сотен и десятков столетий, чтобы прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из них над природой и человеком существуют силы, управляющие миром в целом. С момента возникновения в сознании человека представления о сверхъестественном, Бог, как проявление сверхъестественного, неизменно остается в его душе. Человек не может возлагать на себя права управителя в первую очередь потому что он не властен над самим собой, а затем и над всем окружающим.
Но давайте рассмотрим каким образом возникло у человека понятие “Бог.
О начале развития религии мы можем судить из археологических раскопок. И первые представления о существовании религии у первобытного человека возникли у ученых после нахождения захоронений скелетов и черепов неандертальцев. Эти находки воспринимались, как свидетельства существования погребального обряда. Наиболее известны из них погребения в гроте Мустье, пещере близ Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси
(Франция), в гроте Киик-Коба (Крым) и т.д. Но по этим небольшим свидетельствам сложно определить наличие или отсутствие религии у наших предков. Но найдены другие памятники, относящиеся к более позднему периоду
(40 – 18 тыс. лет назад): наскальные рисунки (в пещерах Франции – Ла-Мут
(долина Везеры), Пэр-нон-Пэр (устье Дордоньи) и др., в пещере близ Нио (в верховьях р. Арижа, в Пиренеях), в пещерах Южной Франции и Северной
Испании), статуэтки, раскрашенные камни. Как правило на рисунках изображены животные в большинстве своем весьма реалистичные, но человеческие изображения очень условны, схематичны, а еще чаще представляют собой фантастических зооантропоморфных существ, либо людей, наряженых в звериные маски. Можно предположить, что эти изображения связаны с религиозными верованиями первобытных людей. Наши предки занимались охотой и земледелием и зачастую они не могли объяснить многих явлений природы, удачливости или неудачи в охоте и земледелии, смерть и болезни. И пытаясь найти объяснения необъяснимому, боясь явлений природы, в сознании человека возникают первоначальные представления о сверхъестественном. По рисункам и статуэткам видно, что у племен существовали тотемические верования (вера в магическую связь между человеком и животным или предметом). Также существовал культ жен ского начала (находки скульптурных женских изображений). Считается, что эти статуэтки изображают либо жриц- исполнительниц семейно-родовых обрядов, либо матерей-прародительниц.
Есть некоторые свидетельства существования культа Солнца. Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в круге и т.п. Культ связан с занятием земледелием человека. Солнце представлялось, как главный источник плодородия.
Таким образом, Бог для тех людей представал в обличии предмета, женского начала, Солнца, т.е. в неоформленном виде, и поклонение этим
“богам” обусловлено образом жизни человека.
Также можно судить о религии первобытного человека по племенам настоящего времени, находящимся в похожих условиях. И опять основное проявление начальной стадии развития религии – тотемизм. Особенно ярко он выражен у народов Австралии. Эта форма религии, заключается в том, что каждый род, племя магически-родственно связано со своим тотемом-животным или предметом. У каждого члена может быть свой тотем, существует также половой тотемизм, т.е. один тотем принадлежит мужчинам, другой – женщинам.
В этом качестве могут выступать различные животные, значительно реже – растения, еще реже – другие предметы. Тотем выбирается племенем в связи с его территориальным положением и образом деятельности. Животное-тотем, – как правило, не опасное для человека создание. В некоторых племенах
Австралии тотем не считается божеством, скорее родственником. Близость между человеком и его тотемом выражается прежде всего в запрете убивать и есть животное-тотем. Существуют тотемические мифы, в которых предки делают все, что и сами верующие, а затем уходят чаще всего под землю или превращаются в скалу, дерево, камень. Так тотемы связаны с определенной местностью.
Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов
Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохраняются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д. У племен островов Самоа, у народов Америки – встречается наличие тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище. В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась вера в оборотничество у народов
Америки.
Помимо этого проявление ранней стадии развития религии – это анимизм
(вера в духов) и шаманство. У австралийцев есть зачатки анимизма – там подразумевается существование духов и взаимодействие с ними шаманов, которые с помощью магии влияют на духов и могут вызывать дождь, лечить и пр. Также здесь существует вера в магические предметы, способные влиять на человека.
У Меланезийцев тоже есть представления о духах. Особенно яркие анимистические понятия в Центральной части Меланезии – верующие довольно отчетливо различают две категории духов: духи умерших и духи природы.
Первые связаны с культом предков, в котором предки предстают как хранители обрядов и обычаев. Действие вторых обусловлено явлениями природы. Но основной частью их религии является мана – сверхъестественная невидимая сила, отличаемая верующими от силы естественной. Мана имеет своим источником и духов и людей. Она может действовать во вред и на пользу, и присуща людям, которые имеют успех в жизни, может также принадлежать отдельным предметам.
Шаманизм мы встречаем у народов Америки (яганы, эскимосы, калифорнийские, североамериканские индейцы и др.). Функции шаманства – лечение, охотничья и земледельческая магия.
У индейцев развито понятие личных духов-покровителей. Каждый верующий имеет своего духа-покровителя, который приобретался во время видений, возникших в процессе посвятительского обряда. Кстати, у индейцев очень сильна вера в вещее значение сновидений.
Далее рассмотрим религию древных славян. В славянских верованиях мы опять встречаем анимистические представления: домовой – дух, покровительствующий семье, леший – дух леса, водяной – дух водяной стихии, полудница – полевой дух, образы вил (особенно распространены у сербов) – лесные, полевые, горные, водяные и воздушные девы, которые могут вести себя дружелюбно и враждебно в отношении человека, в зависимости от его собственного поведения, и т.д.
Но на ряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сворог,
Даждьбог, Хорс – солнечные божества, Перун – бог грозы, Велес (Волос) – покровитель скотоводства, Мокошь – богиня женских работ, прядения и ткачества.
Само понятие “бог” исконно славянское, общее для всех славянских языков. Основное значение этого слова – счастье, удача. С течением времени представление об удаче, успехе, счастье, везении связывалось с неким духом, дающим удачу. Другое общеславянское обозначение сверхъестественного существа – бес, которое означало всенеобъяснимое и страшное.
К древнейшей эпохе восходят корни лечебной магии, у славян она была связана с народной медициной. Таким образом, славянам помимо анимистических верований был присущ политеизм – более высокий уровень развития религии. Тут Бог – более или менее сформировавшееся понятие, хотя и представляющее чаще всего силы природы и занятия человека.
Многобожие мы встречаем у ацтеков, народа майя. Особенно жестока религия у ацтеков, по которой богам приносились кровавые человеческие жертвы.
Любопытна религия в древнем Китае, где упор в основном делался на настоящую жизнь человека, на необходимые правила поведения и обряды для исполнения. В Китае существуют две религии: даосизм и конфуцианство, которые тесно переплетены между собой. По-китайски дао – путь, метод, принцип. Основателем этого учения был Лао-дзы, который писал, что основой человеческой жизни должно стать бездействие. Всякое стремление что-то сделать, изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главная добродетель – воздержание: это основные понятия, приведенные Лао-дзы. В даосизме и конфуцианстве понятия духов и богов выражены менее отчетливо, чем в других религиях. За основу здесь берутся традиции поколения, устоявшийся порядок жизни и веры. В конфуцианстве основным содержанием стал культ предков. Каждая крупная родовая группа имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старейшинами родов. Было поверие, что душа умершего после сложных призываний и исполнения обрядов переходит в символ, хранящийся в храме (в раннее время – кукла, затем – табличка).
По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека – сыновняя почтительность и почитание предков. Главным правилом жизни, опорой существующего строя конфуцианская философия и религия считают строгое соблюдение обрядов. “Если не соблюдать издревле установленных обрядов,- говорил Конфуций, – или, тем более, отменить их, то все перемешается и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды – не будет супругов, и разовьется разврат со всеми его преступлениями… Уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений – дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут, уничтожьте обряд пин-дзинь – исчезнут различия между государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилие”.
Политеистические верования в Древнем Китае, Индии, Египте и Греции.
Европейское язычество.
Китайский пантеон богов весьма обилен и сложен. Главным богом в древности считался Шан-ди, а затем его заменил Тянь (в переводе “Небо”). Из второстепенных богов видное место занимали бог богатства – Цай-шен и покровители профессий для ремесленников. Купцы почитали помимо бога богатства также местных богов-покровителей. Для крестьян главную роль играли земледельческие божества. Видное место в верованиях китайцев занимает дракон: многочисленные духи-драконы управляют дождем и водными источниками.
Необычна и оригинальна религия Индии. В ранний период за основу берутся религиозные тексты – Веды. В них записаны гимны и предания, посвященные различным богам. Одним из ранних образов богов можно считать
Индру – бога-воителя и бога грома и молнии (двойственная натура), также мы встречаем здесь других богов: Варуна – олицетворение ночного неба, небесных и земных вод, Дьяус – бог дневного неба. В виде олицетворения солнца выступает целая вереница божеств – Сурья – значит просто солнце,
Савитри – “восстановитель”, “оживитель”, Пушан – божество солнечного жара,
Ушас – богиня зори. Довольно расплывчато представление об Адити: это олицетворение беспредельного пространства. Помимо представленных богов в
Ведах встречается немалое количество других богов. Ведические боги группировались в две противостоящие категории: асуры и дэвы. К первым принадлежат Дьяус, Варуна, Митра, Савитар, Адити; ко вторым – большинство остальных. Наряду с богами индийцы почитали предков-питрис.
Питрис упоминаются в Ведах очень часто, но не занимают в них видного места.
В более поздний брахманский период религия Индии меняется с изменением общественного строя. Теперь общество делится на четыре касты: брахманы – наследственное жречество, кшатрии – каста воинов, вайшьи – каста земледельцев, скотоводов и торговцев, и шудры – каста рабов. Первые три считались благородными. Кастовый строй был закреплен в памятнике законодательства и религии Индии – в Законах Ману. На первое место в эту эпоху выдвинулся новый бог – Брама или Брахма, которому и стали приписывать кастовое устройство. По мифу сами касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его – брахманы, из рук кшатрии, из бедер – вайшьи, из ног – шудры. Усложняется и сам пантеон богов – теперь боги принадлежат кастам: Брахма – брахманам, Индра (сохранивший свое значение)
– бог кшатриев, Рудра – бог земледельцев. Шудры вообще были отстранены от официального культа.
Была широко распространена идея перевоплощения: душа человека после его смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. Во что именно она воплотится, это зависит от поведения человека в теперешней жизни, и прежде всего от соблюдения им кастовых правил. Теоретическое обоснование учения о перевоплощении – идея кармы. Карма в переводе на русский – это причинность и судьба. Своим поведением человек сам создает свою судьбу в будущем воплощении. В этом и заключается закон кармы.
В дальнейшем религия становится более демократичной. Возникает своеобразное учение об аватарах: каждое небесное божество может иметь свою земную аватару. Некоторые из аватар становятся популярными народными божествами. Теперь боги-спасители – земные боги. Наиболее популярным делается Кришна – спаситель, одна из аватар Вишну. В Южной Индии таким же богом-спасителем выступает Рама – легендарный предводитель арийцев при завоевании ими Цейлона, герой древнеиндийского эпоса Рамаяна.
На почве почитания божеств-спасителей складываются многочисленные секты. Во главе их стоят святые мужи-учителя, так называемые гуру. Культ гуру выдвигается на первый план. Гуру не только посредник между человеком и богами, он сам почти воплощение божества. Каждое слово гуру – священный закон для всех его последователей. Большинство сект можно соединить в две основные группы, в зависимости от того, какое главное божество они признают. Главных божеств два: Вишну и Шива, сообразно чему секты делятся вишнуистские и шиваистские. Между этими сектами нет борьбы. Брахму признают верховным богом, но его культа нет. Сохраняется в сектах учение о перерождении.
Итак, общие догматы индуизма: признание священного авторитета Вед, учение о карме и переселении душ, вера в богоустановленность каст.
Необходимый вклад в историю развития религии внесли верования египтян. Египетская цивилизация оставила после себя монументальные памятники, такие как египетские пирамиды – одно из чудес света. Они связаны с представлениями египтян о жизни души после смерти, о загробном мире.
Они считали, что со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются части его существа: имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся в небо, и таинственный двойник человека (ка). Ка – своеобразная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связана с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробным чудовищем, если не защитят его магические формулы. В благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, ка может надолго пережить его.
Египтяне достигли больших успехов в мумификации мертвого тела, связанной с их представлениями. Также у египтян сложилось представление о покровителях умерших. Каждой местности соответствует свой бог-покровитель.В дальнейшем выдвинулись два божества (период Древнего царства): солнечный бог Ра и умирающий и воскрешающий бог растительности Осирис. Будучи по мифу первым умершим, Осирис изображается как владыка умерших, а его ежегодное воскрешение давало верующим надежду на то, что именно с его помощью душа умершего может спастись от окончательной гибели.
В эпоху Среднего царства возникла идея суда над душами. На этом страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости от добрых и дурных дел, совершенных им при жизни, определяется судьба его души.
Судьей душ считается Осирис. Но в добавлении к этому существовало представление о возможности обеспечить благополучие души на том свете чисто магическими средствами. И магические представления преобладали над религиозно-нравственными.
Помимо покровителя умерших Осирис выполнял роль бога-покровителя земледельческих работ, растительности. Характер образа Осириса как бы олицетворял хлебное зерно. В дальнейшем с культом Осириса была тесно связана Исида – богиня плодородия. Затем сформировался образ солнечного бога Ра, который стал главной частью государственной религии Египта.
Египетская религия выросла из почитания местных номовых божеств- покровителей. Номы – остатки древних племен, объединенных в конце 4 тысячелетия до н.э. под общей властью царя. Культ номовых богов сочетался с поклонением общеегипетским божествам. Остались в религии Египта и следы тотемизма, но культ животных в Египте был локальным. В почитании местных богов-покровителей происходил процесс антропоморфизации священных животных, так кошка превратилась в богиню Бастет, изображающуюся с кошачьей головой, сокол – в бога Гора. Существуют изображения бога Тота с головой ибиса, Анубиса – с головой собаки, богини Сохмет с головой львицы.
Для египетской религии была характерна одна особенность: с изменением места царствования династии, с изменением столицы государства менялся и состав пантеона богов. Основной номовый бог-покровитель настоящей столицы занимал главенствующую роль в пантеоне общеегипетских богов. Так первые объединители Египта, вышедшие из Иераконнополя и Эдфу превратили своего племенного бога сокола Гора в общеегипетского бога солнца (1-2 династии), затем с перенесением столицы царства в Мемфис (3-ая династия) глав- ным официальным богом Египта становится мемфиский бог Птах и т.д. Другие местные божества со временем вошли в пантеон египетских богов. Например гермопольский бог Тот стал покровителем писцов и ученых, снутский Анубис – богом загробного царства, лотапольская Сохмет – богиней войны, коптосский
Мин – покровителем иностранцев и т.д.
Космогонических мифов у египтян было много, в каждом существовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местному божеству.
Геопольские верующие приписывали создание мира своему солнечному богу Ра.
Сам Ра был порожден отцом своим, первобытным хаосом Нун, из этого хаоса Ра, совокупившись сам с собой (“упало семя в мой собственный рот”) создал одно за другим высшие божества, людей и животных. Он “изрыгнул” бога
Шу (олицетворение воздуха) и Тефнут (его женское дополнение), от этой божественной пары родилась в свою очередь Геб (земля), Нут (небо) и другие бо- ги, составляющие “великую девятку”, и “родили они потомство, многочисленное на земле этой”. Людей создал Ра из своих слез, солнце – око Ра, луна – другое око.
Существовали также другие космо- и антропогонические мифы: например, представление о мировом яйце, из которого родилось солнце, а может быть и весь мир; существовал миф о том, что бог-горшечник Хнум вылепил людей на гончарном круге.
Существование различных космогонических мифов и изменение египетского пантеона в целом говорит о разобщенности страны и религии
Египта.
Несколько иным образом сформировалась древнегреческая религия. Так же как и египетской и многим другим религиям мира ей был присущ местный характер развития. Т.е. в различных местностях Греции чтились свои божества, часто связанные с местными рельефными особенностями или олицетворявшие их, от которых зависела жизнь верующих: так в Псофиде поклонялись местной реке Эриманф, которой был посвящен храм; в Орхомене – священным камням, будто бы упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхесмий , Зевс
Лафистий – олицетворение горы Лафистиона. В каждой местности или городе был свой патрон-покровитель. Этот культ носил государственный характер. Причем культ этот был очень строгим: вообще к богам можно было относиться скептически, общеобязательных догматов греческая религия не знала, но нельзя было уклоняться от исполнения обязанностей обрядов в честь бога-покровителя, нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание.
Из множества местных богов, с течением времени, некоторые образы слились в единые общегреческие божества, например, Зевс
Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, переросли в культ
Зевса – как верхового бога, “отца богов и людей”. Самое имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевропейскому корню (Дьяус у индийцев,
Тиу у германцев). У имени Зевса существовало около 50 эпитетов, указывающих на его функции: подземный, т.е. обеспечивает плодородие, дожденосный, всепородитель, властитель судеб и т.д.
Образ Геры, главной из богинь, супруги Зевса, вырос из образа богини- коровы, покровительницы Микен. Посейдон был древним морским божеством
Пелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, стал богом моря и покровителем коней. Афина – древнее божество – покровительница городов и городских укреплений. Другое ее имя – Паллада – тоже эпитет, означающий “Потрясательница копья”. По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении. Богиня Артемида – одно из наиболее чтимых греками божеств. Обычно полагают, что культ Артемиды возник в Малой Азии, где она считалась покровительницей плодородия. В классической мифологии
Артемидавыступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей – ланью. Чрезвычайно сложный и неясный образ представляет собой
Аполлон, которому в греческой мифологии и религии принадлежало весьма видное место. В Пелапонессе Аполлон считался пастушеским божеством. Около
Фив почитали Аполлона Исмения: этот эпитет – название местной реки, которую когда-то обожествляли жители. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции. Его считают воплощением национального духа.
Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правильного, упорядоченного миропорядка. Бог-целитель Акслепий сложился на чисто греческой почве. Аркадским по происхождению был бог пастухов Пан.
Малоазиатская богиня плодородия Афродита превратилась у греков в богиню красоты, любви, идеализированное олицетворение женственности. Арес, заимствованный у франкийцев стал неистовым богов войны.Далее: Деметра – богиня плодородия, Гефест – олицетворение земного огня и кузнечного ремесла, Гестия – также олицетворение огня, только домашенго, божество семейного очага, Гермес – покровитель дорог и путников, бог торговли.
Некоторые из греческих богов представляют собой более или менее абстрактные образы – олицетворения отдельных отвлеченных понятий: Плутос – непосредствнное олицетворение богатства, Немезида – богиня возмездия,
Фемида – богиня правосудия, Мойры – богини судьбы, Нике – богиня победы и это далеко не все божества греков.
Космогоническая тематика в народных верованиях не занимала заметного места. Идея бога-творца отсутствовала в этой религии. По
Гесиоду из Хаоса родилась Земля, Мрак, Ночь, а затем Свет, Эфир, День,
Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и Земли родилось старшее поколение богов, а от них уже Зевс и другие олимпийские боги.
Центрального культа В Греции не было, но на почве культурной общности, некоторые культовые центры получили широкое, общегреческое значение. Святилища Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии, Деметры в
Эпидавре и др. получили широкую известность и пользовались почитанием во всей Греции. В целом же религия Греции была разобщена, хотя более или менее стабильна.
По тем религиям, которые мы вкратце рассмотрели выше можно предположить каким образом развивался образ бога в человеческом сознании.
На ранних этапах развития в связи со страхом, вызванным невозможностью объяснить явления природы и представить свое место в мире, человек приписывает сверхъестественное всему окружающему, и, в первую очередь, предметам, непосредственно связанным с его жизнью: животным, которые его окружают, на которых он охотится, от которых зависит его жизнь; явлениям природы, которые он не в состоянии предугадать и от которых зависит успех в земледелии и опять же его жизнь. Человек пытается воздействовать на сверхъестественные силы, обращаясь к ним, молясь, принося жертвы. Он пытается обеспечить себе и свой семье удачу в жизни во всех отношениях. Но уже на этом уровне возникают морально-нравственные законы пока еще на подсознании, установление которых приписывается тем же силам.
Они передаются из поколения в поколение.
Итак с начала бог для человека изображается в животном обличии или как полуживотное-получеловек, и его функции в основном связаны с жизнью самого человека.
В дальнейшем мы встречаем частичное отделение необъяснимого от природы, т.е. существование независимых физически, но покровительствующих природе духов, которых человек не может видеть и ощущать, но считает возможным влияние на них. Сам способ влияния не изменился – это те же моления и жертвоприношения. Уже на этом уровне возникают вопросы о возникновении всего сущего, возникают космогонические мифы о возникновении мира. Также появляются представления о сущности смерти, о продолжении существования после смерти и т.д. Т.е. мы встречаем попытку человека осознать мир и свое место в нем. В этот момент бог предстает перед человеком, как множество физически неоформленных сил, жизнь которого зависит от них. Теперь человек пытается общаться с ними путем сновидений, подсознательных явлений и т.д.
Далее боги формируются в четкое и определенное понятие. Это либо люди (они, как правило, выступают в некотором множестве), либо антропоморфные существа, которым опять приписывают силы природы, жизненный успех, ремесленнические покровительства. Образ их существования схож с человеческим, т.к. приносимые жертвы в основном считаются пищей и предметами пользования богов. На этом этапе возникают мифы о появлении богов, об их влиянии друг на друга, часто об их жизни и бессмертии.
Человек боится смерти, и поэтому бессмертие он приписывает богам. Ранее и сейчас мы встречаем в любой религии правила, которые должен исполнять человек на протяжении жизни. Одно из самых древних “правил” – это поклонение предкам. История этого культа тянется еще со времен племенного устройства. Часто он связан с обожествлением самих предков и представлениях о загробном мире. Еще одно из основных правил это почитание богов. Также существует правило сохранения государственных устоев. Оно проявляется как обожествление императоров и выполнение своих обязанностей перед ним.
Вот некоторые из основных необходимых понятий для человека. Помимо них проявляются чисто нравственные понятия более свойственные для мировых религий.
Итак Бог из животного пройдя некий путь развития переходит в схожее с человеком существо, до некоторого периода выступающее в множественном числе, которое является либо путем появления всего сущего, либо не являясь причиной, становится творителем и правителем мира, он устанавливает правила, следит за их выполнением и решает судьбу человека в зависимости от их исполнения.
В мировых религиях, которые мы рассмотрим чуть ниже, Бог предстает несколько в иной ипостаси. Он опять же сохраняет за собой права правителя, но теперь намного ярче выступают нравственные понятия.
Три мировые религии – мировое религиозное наследие: буддизм, ислам и христианство.
На данный момент в мире существует три мировых религии: буддизм, ислам и христианство. Характерными их особенностями является место распространения религии не зависящее от места ее возникновения.
Исследователи буддизма предполагают, что эта религия возникла в 6-5 векох до н.э. В основе ее лежит поверие, что основатель этой религии был сыном царя одного из североиндийских государств. Его звали Сиддхартха, а позже Гаутама. Царевич никогда не видел вокруг себя мрачного, тяжелого, безобразного, не подозревая о его существовании, проводя молодые годы за высокими стенами дворца. Толчком к душевному перевороту послужили для царевича четыре встречи: дряхлый старик, жестоко страдающий больной, покойник и нищий монах. Так он узнал о существовании болезни, старости, смерти. И решил отречься от роскоши и наслаждений и найти душевный покой в аскетизме. Он стал аскетом-отшельником, семь лет провел в лесу, добровольно самоистязая себя, чтобы достигнуть душевного мира и познания истины. Далее он понял, что это неправильный путь спасения. Однажды ночью, сидя под деревом и погрузившись в глубокие мысли, Гаутама внезапно достигает “просветления”. Ему открывается вся истина. С этого момента он становится Буддой – Просветленным. Он пришел к убеждению, что обе крайности – и жизнь, полная удовольствий и похоти, и жизнь добровольных страданий – равно далеки от правильного пути. Первая – это “жизнь низменная, неблагодарная, противная духу, недостойная, ничтожная”; вторая
– “жизнь мрачная, недостойная, ничтожная”. Правильный путь лежит по середине. Это путь самоуглубления для познания истины, путь ведущий к покою и к просветлению духа. Вся жизнь, согласно учению Будды, это страдание.
Причина страдания – привязанность к жизни, жажда бытия. Эта жажда “ведет от возрождения к возрождению”. Прекращение страдания заключается в “устранении этой жажды через полное уничтожение желания”. Человек должен подавить в себе всякое стремление к существованию, всякое желание, страсть, всякую привязанность к чему бы то ни было. Чтобы достичь этого, человек должен следовать “восьмеричным путем”, ведущим к прекращению страданий:
“праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведный образ жизни, праведные стремления, праведные помыслы, праведное созерцание”.
Так человек достигнет в конце концов совершенства: он станет архатом – святым и погружается в нирвану. Нирвана – последнее, идеальное состояние, к которому должен стремиться мудрец. Нирвана означает прекращение цепи перерождений, которые составляют удел человека. Цепь перерождений у будистов называется сансара. Перерождаясь, живое существо может принять не только человеческую форму: оно может возродиться животным, растением, злым духом, божеством. Будда первый из людей достиг “просветления” и ему не грозит уже новое рождение. Смерть Будды – это непосредственный переход в нирвану.
Моральные заповеди первоначального буддизма носили преимущественно отрицательный характер: не убивать ни одного живого существа, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Одно из важных заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем существам. Буддизм отрицает единство души человека. Основу психической жизни человека составляют отдельные драхмы ( означает закон, учение, религия, истинно реальное, качество, основное значение – носитель своего признака, т.е. носитель душевных свойств). Таких драхм у человека много. В числе драхм есть
“чувственные”, “сознания” и еще несколько категорий, в том числе
“неподверженные бытию” и стремящиеся к покою – нирване. По смерти человека драхмы, составляющие его личность, распадаются, но под действием той драхмы, которая создана всей деятельностью человека во время его жизни и в предшествующих перерождениях, они вновь соединяются, уже в новых комбинациях, и дают начало новой личности. Так совершается вечный круговорот драхм, это мучительное “колесо бытия”, вырваться из которого человек может, только следуя заповедям Будды.
Позже возникает учение о махаяне – “большой колеснице” или
“широком пути” спасения. Здесь Будда становится главенствующим богом, возникают также некоторые другие боги, достигшие нирваны. Еще одно новшество махаянистов – допущение мирян в нирвану (учение о рае). В раю сукхавати пребывают души праведников, которым предстоит воплотиться на земле еще только один раз, прежде чем достигнуть нирваны. Возникает понятие ада для грешников, нарушающих законы Будды.
Такова основа буддистского учения.
Ислам – самая поздняя по времени возникновения религия – она возникла в 7 веке нашей эры в Аравии.
Основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке.
Считалось, что он получил от бога ряд откровений, записанных в священной книге Коране и передал их людям. Коран (“Коран” – чтение) – основная священная книга мусульман. Это свод изречений и поучений, продиктованных самому пророку архангелом Джебраилом. Другая часть религиозной литературы мусульман – сунна (сонна), состоящая из священнных преданий о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее назыаются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.
Жизнь пророка представляется таким образом: Мухаммед жил около 570-
632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей и откуда ушел в Медину (переход для мусульман становится началом особого летоисчисления – мусульманской эры). Здесь ему удалось собрать много приверженцев. Опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии.
В проповедях Мухаммеда основную часть занимает строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово “ислам” означает покорность. “Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом – ислам…” Сам Аллах изображается В Коране, как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Важнейшее же качество Аллаха – это его бесконечное могущество и величие. Поэтому и важнейшее догматическое и моральное предписание в Коране
– это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен верить, что есть только один бог – Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что существуют ангелы и злые духи (джинны) – они находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяние за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. Для мусульманина обязательна пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях, после какого-либо загрязнения; налог в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце – рамазане) в течение всего месяца; паломничество в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни. Также обязательно обрезание мальчиков, запрет есть свинину, строгое запрещение делать изображение бога, человека и животных, чтобы не давать повода к идолопоклонству. Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру (джихад). В Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий. К многобожникам отношение резко враждебное, к людям, “имеющим писание”, то есть иудеям и христианам Коран выказывает уважение. На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они считаются неверными (джяур), подлежащим или истреблению, или покорению. Этика ислама тоже проста: предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, помогать бедным и т.д. Богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом.
Дальнейшее развитие ислама повлекло за собой возникновение большого количества течений: шиизм, суннизм, суфизм и т.д.
В настоящий момент ислам стал несколько более мягким и демократичным.
Третьей и наиболее распространенной мировой религией является христианство.
Время возникновения христианства – начало 1 века нашей эры
(летоисчисление ведется с начала рождения основателя религии Иисуса
Христа).
Иисус Христос (Иисус – Спаситель, Христос означает помазанный) по христианскому учению – Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, по божественному совету воплотившийся ради спасения грешного рода человеческого от Пречистой Девы Марии и наречен по повелению Архангела
Гавриила Иисусом Христом. Иисус Христос родился в Палестине, в городе
Вифлееме. До тридцатилетнего возраста он прожил в неизвестности в небольшом городе Назарете в семействе плотника Иосифа. На 30 году жизни принял крещение от Иоанна в Иордани. Общественное служение Иисус начал в Галилее избранием 12 учеников. Прежде всего он начертал образ своего истинного после- дователя, как человека смиренно-мудрствующего о себе, скорбящего о своей греховности, желающего примириться с милостивым Богом, чистого сердцем и миротворца. Иисус Христос учил о себе, как о лице, посланным Отцом-Богом и пришедшим в мир. “Бог послал Сына Своего Единородного, – говорит апостол Павел, – в подобии плоти греховной в жертву за грехи”. Истину своих проповедей Иисус доказывал ссылкой на свои дела или чудеса: над живыми людьми страдающими болезнями, над умершими и над внешней природой. Когда
Иисус Христос пришел в Иерусалим, он был предан одним из своих учеников,
Иудой Искариотом, после того как совершил с учениками предпасхальную трапезу (тайную вечерю). И был осужден синедрионом на смерть. Вместе с двумя разбойниками он был отведен на гору Голгофу и распят на кресте. На третий день после смерти Иисус воскрес после смерти и явился своим ученикам. В сороковой день на виду у всех своих учеников он вознесся на небо, провозгласив ранее 12 учеников Апостолами и послав их на проповеди. Так изложена мирская жизнь Христа в Евангелии.
Основные источники христианской религии – Библия, которая делится на две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Считается, что Библия написана святыми мужами по внушению и при содействии Божьего Духа. Помимо этого существуют так называемые первые четыре книги Нового Завета – Евангелия от
Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. В них описывается жизнь и учения
Христа.
Основные догматы учения Христа заключаются в том, что Бог – высочайшее существо, Ему нет равных никого и нигде. Бог один, но троичен в
Лицах. Первое Лицо – Бог Отец, Второе Лицо – Бог Сын, Третье Лицо – Бог
Дух Святой. Святая Троица Единосущна и Нераздельна. Бог Отец ни от кого ни рождается и не исходит, Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святой исходит от Бога Отца.
Путь нравственного совершенствования человека изложен в десяти заповедях данных Моисею Богом:
1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози иные разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да непоклонишися им, да не послужиши им.
3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмой, суббота, Господу
Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
6. Не убий.
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10. Не пожелай искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего.
В IV веке в христианстве произошел раскол на католичество и православие, связанный с различием в толковании писаний.
Ни в одной политеистической религии нет такого всеобемлящего представления о Боге как в мировых религиях, особенно в христианстве. Например, смерть в других верованиях предстает как что-то страшное, необъяснимое, все блага направлены на телесные наслаждения. Христианство на равне с буддизмом и исламом обращается в первую очередь к душе человека. Считается, что тело – теснилище души и главная цель, которую преследует христианин – совершенствование души, воссоединение ее с Богом. Теперь за основу религии берутся нравственные устои. Бог милостив, и не должен вызывать страха. У теологов существует такое утверждение, что человек отличается от животного наличием Бога. Человек носит Бога в самом себе, в своей душе, он
– Его частица. Это стремление к доброте и чистоте. В Боге человек всегда сможет найти утешение и жизненные силы.
Заключение
Религии мира различаются между собой по возрасту, распространённости, влиятельности, сложности и систематизированности. Некоторые из них побывали в роли государственных, другие были вечно гонимыми. Некоторые санкционировали существование целых цивилизаций, иные не выходили за пределы какой-нибудь затерянной деревни. Какие-то существуют на протяжении нескольких тысячелетий, какие-то – исчезли, не успев возникнуть. Некоторые приобрели богатую богословскую традицию и выразились во множестве великих произведений разных видов искусства, а другие остались среди народов, все силы которых ушли на выживание в жёстких природных условиях. Некоторые религии ведут к высокой нравственности и подвигам самоотречения, а некоторые – толкают человека на убийства. Одни зовут к войнам и революциям, другие не позволяют человеку выйти за пределы его частной жизни. Некоторые религии призывают к самоубийству, некоторые – предполагают достижение бессмертия.
Религии конкурируют друг с другом за души людей. Последователи разных религий всевозможными способами борются друг с другом за господство.
Религии объявляют друг друга ложными, вредными и преступными учениями. Они поглощают друг друга и распадаются на течения.
И тем не менее все религии равноценны. Нельзя сказать, что какая-то религия безусловно лучше, чем другая. В истории религии нельзя отметить прогресса или регресса, эта история представляет собой настоящую мозаику, совершенно беспорядочное движение; секуляризация и наступление религиозности, переменный успех в борьбе язычества и теизма, интернационализация религий и их замыкание в этнических рамках, умирание религий и их возрождение, триумф и внезапное исчезновение – все эти процессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга без всякой строгой последовательности и вне всякой целенаправленности.
Все вероисповедания имеют одинаковую ценность и значение для развития мировой культуры. Все они жизнеспособны и имеют право на существование.
Всякая религия пригодна для обеспечения жизни людей. Каждая может отстоять себя перед лицом духовных конкурентов, развивая своё учение, и перед лицом вооружённых врагов, вдохновляя на борьбу своих последователей. Все могут похвастаться древностью своих корней, и все имеют перспективу в дальнейшей мировой истории. Все достойны быть выраженными и воспетыми в произведениях искусства. И каждая достойна самого пристального изучения.
Чтобы узнать любую религию, мало изучать её внешние последствия, нужно взглянуть в саму сущность человеческого духа, рассмотреть её глубинные потребности и предельные закономерности. Всякая религия является плодом действия этих закономерностей и выражением этих потребностей. В то же время, любая религия влияет на жизнь человека, определяя в конечном итоге стратегию его поведения, преобразуя природу внутри и вне человека, формируя лицо цивилизаций.
Многообразие религий охватывает всё многообразие возможных смыслов человеческой жизни. Не все религии живы сегодня – многие из них не располагают в наши дни последователями. Однако все смыслы живы и в любой момент могут сплотить вокруг себя немалое число людей. Именно это требует, чтобы внимание общества было обращено не только на второстепенные детали функционирования современных религий, но на условия обретения и утраты всех смыслов, которые когда-либо были открыты человечеством…
Список использованной литературы:
1. Философский словарь.
2. Религия в истории народов мира С.А.Токарев.
3. Закон Божий.
4. Полный православный богословский энциклопедический словарь.
5. Религии мира, Ю. В. Тихонравов, Москва Universal 1996.
6. Словарь Иностранных Слов, А. Я. Абрамович, Москва “Русский язык” 1989.
7. Советский Энциклопедический словарь, А. М. Прохоров, Москва “Советская энциклопедия” 1982.