Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Златоустовская гравюра на стали

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать доклад

  • Вид работы: Доклад
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 5,67 kb

Златоустовская гравюра на стали

Златоустовская гравюра на стали

Златоустовская гравюра на стали зародилась в 1816 – 1817 годах.

Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников ХVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия.

Златоустовское оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. В конце 1830-х годов на фабрике начинают украшать бытовые приборы – различные шкатулки, ларцы, подносы. Во второй половине XIX века ассортимент изделий расширяется – появляются украшенные столовые приборы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, портсигары, охотничьи ножи и топорики.

Сегодня наряду с подарочным оружием на фабрике производят призы, декоративные сувениры, настенное панно, близкое по художественному решению к станковой живописи.

Златоустовская гравюра на стали так же, как и каслинское чугунное литье, имеет славное прошлое, глубокие традиции. Искусством златоустовской гравюры владели местные мастера, передавая его из поколения в поколение. Выполняя уникальные вещи, старые опытные граверы умели блеснуть золочением потравленой и вороненой стали, достичь в гравюре тонких переходов.

В годы гражданской войны мастера Златоустовского завода выполнили много сабель для бойцов Красной Армии с гравированными эмблемами. Гравированные с золочением сабли были преподнесены от завода К.Е. Ворошилову и С.М. Буденному. Стальные ножи для разрезания книг, украшенные революционными эмблемами, были преподнесены В.И. Ленину и Ф.Э. Дзержинскому. Наряду с этим выпускались на Златоустовском заводе и различные бытовые предметы с гравировкой.

К середине 1930-х годов старых опытных граверов оставалось на заводе уже немного (В. Киселев, И. Ногтев, Д. Яковлев и некоторые другие), их сменяла постепенно молодежь, овладевавшая техникой мастерства, а порой вносившая в это дело и элементы новаторства. Так, в 1936-1938 гг. молодой мастер А. Боронников (род. 1902 г.), ученик Д. Яковлева, развивая живописную манеру, ввел в технику гравюры никелевые тона и полутона. Начав с копирования картин, этот талантливый мастер вскоре перешел к самостоятельным композициям (“Равноправная женщина” и др.).

Однако развитию златоустовской гравюры на стали сильно мешала слабая художественная подготовленность мастеров и почти полное отсутствие какого-либо художественного руководства. Благодаря этому большинство работ, выполняемых в Златоусте, хотя и отличалось совершенством технического мастерства, но в художественном отношении оставляло желать много лучшего.

Блестящая техника гравировки на стали способом травления, которой владели мастера Златоуста, не находила правильного применения. Для того чтобы превратиться в искусство, она нуждалась в участии квалифицированного художника.

В 1958 году к работе над златоустовской гравюрой был привлечен художник М. Раков. Он выполнил для завода 15 рисунков, предназначенных для воспроизведения на небольших вещах из стали – туалетных наборах, состоящих из лоточков, тарелочек, блюдечек, разных размеров стаканчиков. Вместо громоздких шкатулок, рамок для фото, вешалок – вещей, почти не находящих применения в быту, – Раков предложил заводу ассортимент более практичных изделий. Характер гравировки также был в корне отличен от укоренившегося на заводе.

Художник отказался от всего того, что несло в себе элементы натурализма, вычурности и перегруженности изделий изобразительными мотивами либо орнаментом. В своих рисунках он отталкивался от лучших златоустовских гравюр на стали конца XVIII – начала XIX в. Золотые силуэты животных, птиц, пейзажа в его композициях четко читаются на глубоких черных матовых фонах. Рисунки лаконичны.

Несмотря на лаконизм изобразительного языка, художник сумел в каждом из своих рисунков выразить определенное настроение, скупо, но достаточно убедительно сказать о месте и времени действия.

Прекрасный анималист, тонкий лирик и миниатюрист, Раков блестяще справился с поставленной перед ним задачей. Выполненные им для златоустовской гравюры на стали рисунки в корне отличались от всего того, что делалось там в течение последних десятилетий. Они возрождали былую славу златоустовской гравюры и были положительно оценены. Производственники, например, оценили не только их художественные достоинства, но и технологичность. “Большое достоинство рисунков, выполненных художником, – заявил при их обсуждении Г.Берсенев, – что они не трудоемки в производстве”.

Так в истории развития златоустовской гравюры на стали произошел перелом, коренным образом изменивший пути дальнейшего развития этой старинной отрасли русского прикладного искусства.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Похожие записи

Духкха

Культурология

Фланнери О’Коннор

Культурология

Монастырь Лепавина

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.