- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 42,71 Кб
Значение современной катехизаторской и миссионерской деятельности на приходах Русской Православной Церкви
Содержание
Введение
. Пастырство и миссионерство в современном мире
.1 Понятие и задачи пастырства
.2 Понятие и задачи миссии Церкви
.3 Современная эпоха миссионерской деятельности
.3.1 Историческое наследие
.3.2 На сегодняшний день
.4 Формы Православной миссии
. Основные виды миссионерской деятельности современного священнослужителя
.1 Богослужение и его миссионерские аспекты
.2 Проповедь и ее миссионерское значение
.3 Воскресные школы для детей и их родителей
.4 Катехизация и воцерковление молодежи
.5 Борьба с суевериями и религиозным невежеством
.6 Борьба с вольнодумством и неверием
.7 Борьба с инославной и сектантской пропагандой
.7.1Общие особенности противодействия
.7.2 Борьба с инославным прозелетизмом
.7.3 Борьба с сектантской деятельностью
.7.4 Особенности противосектантской деятельности по проф. А. Л. Дворкину
Заключение
Список использованных источников
богослужение миссионерский проповедь церковь
Введение
Во все времена существования Церкви она всегда понимала возложенную на нее обязанность, заключавшуюся в Евангельском благовестии и приведении к спасению. Это дело начали апостолы, а продолжили и, будут продолжать все верные чада Божии до самой кончины мира, которая последует после того, как Евангелие будет проповедано всем народам (Мф. 24:14; Мр.13:10).
В начале XXI столетия в нашей стране вновь с особой остротой встала проблема православной миссии. После десятилетий вынужденной изоляции Русская Православная Церковь вынуждена осуществлять свою деятельность в особых условиях. Первой особенностью нашего времени является всесторонняя секуляризация и бездуховность современного общества, разрушение религиозных устоев общественной жизни – трагические последствия многолетнего господства атеизма. Второй особенностью является засилье в нашей стране псевдохристианских сект, язычества и оккультизма, извращающих правильные представления об Едином и Истинном Боге и о человеке как творении Божием, призванном исполнять Его волю. Поэтому сейчас обществу как никогда необходим спокойный, чистый голос Православия. Этот голос призван нести свет Евангельского благовестия в каждый дом, в каждую душу, в каждое сердце.
Мы не должны забывать, что поле миссии каждого из нас сегодня – рядом, близко. Это – наши братья и сестры, живущие во тьме неведения, скептического безверия или покорного следования всевозможным учителям. Мы должны понять, что наша Церковь есть подлинно живое Тело Христово (1Кор.9:22), а то, что живо, не может не расти, не расширяться. «Ибо слово Божие живо и действенно» (Евр.4:12).
Миссионерская деятельность только тогда достигает успеха, когда она активна и многообразна по форме. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9:22),– говорит нам святой апостол Павел, величайший миссионер христианского мира. Формами миссии могут быть и проповедь, и катехизация, и литургическая жизнь. При этом нужно не забывать, что нынешнее общество далеко не однородно: к каждому человеку, как бы ни отличался он от других, православный миссионер должен найти свой подход. Особенно это касается молодежи и детей.
Несмотря на предпринимаемые меры общецерковного характера, задачи православной миссии в нашей стране могут быть выполнены только при активном содействии приходских пастырей, на которых возложена забота о спасении врученной им паствы, о духовном преображении общества и каждого человека, «о благовестии мира Христова дальним и ближним» (Еф.2:17).
Поэтому каждый священник по долгу своего пастырского служения должен быть миссионером хотя бы в приделах своего прихода. Эта необходимость обусловлена также и тем, что в расположении каждого прихода действуют различные секты и раскольники. Слово Божественной истины должны услышать также и инославные, и неверующие во Христа – последователи нехристианских религий и атеисты.
Таким образом задачей данной работы будет не только дать понятия о миссии и пастырстве, но и описать нынешнее религиозное состояние России, виды и особенности миссионерской деятельности современного приходского пастыря на основе ранее изданных трудов по Миссиологии и Пастырскому богословию.
1. Пастырство и миссионерство. Понятие и задачи
.1 Понятие и задачи пастырства
Прежде чем коснуться вопроса о пастыре Церкви и его миссии в современном мире, предполагаем начать с определения этих основных понятий и задач, которые на наш взгляд кажутся одинаковыми.
Как Господь первоначально избрал пастырей (апостолов), а затем только послал с миссией в мир, так и мы начнем с понятия пастырства в контексте миссионерского служения.
Пастырство-это дело подвижническое и трудное, Это не только благодатное служение, но и дело руководства душами христиан, дело их воспитания и врачевания. И главная задача пастыря – привести к Богу заблудших овец, что возможно только через любовь к пастве, «чревоболея» о нравственном совершенствовании своих пасомых, переживая в себе тяжесть их борьбы с грехом и радость победы над ним.
В этой любви пастыря к своим пасомым выражается основная суть пастырского служения, от которой проистекают все остальные свойства пастыря и детали его служения. Чувство глубокого сострадания и самоотверженной любви, как для самого понимания внутренней жизни другого, так особенно для усвоения способности воздействовать на нее, выражается у пастыря в духовном отождествлении себя с другими, в распространении свое совести на всю паству свою, во внутреннем переживании той борьбы, через которую все вверенные души восходят к духовному совершенству, и в направлении этой борьбы к желательному исходу. Скорбь о грехах своих пасомых, как бы о своих собственных, забота о пасомом, как бы о себе самом : любовь к нему, как бы к самому себе, и не только на словах. но и на деле, является первым условием истинного пастырского врачевания. «Болезную, братие, вместе с вами – говорит св. Киприан Карфагенский.- Нисколько меня не утешает, что я здрав и невредим. Ибо пастырь уязвляется более в язве своего стада. С каждым из вас я соединяю сердце мое, разделяю горестные времена, печали и скорби: с плачущими плачу, с падшими почитаю себя падшим, – во всем вместе с вами… и лютые мечи прошли сквозь мою утробу».
Внимание к себе, то есть постоянная оценка своих поступков и помыслов, постоянное прозрение в себе борьбы двух стремлений – доброго и злого – вот что является вторым условием и краеугольным камнем для понимания внутренней жизни души своего ближнего. Наблюдая всегда свой духовный мир, пастырь может понимать и ту тайную борьбу, которая происходит в душе пасомого, а, следовательно, может и влиять на нее. Зная недуги своей души, пастырь естественно будет знать как лечить душу пасомого.
Пастырство есть служение делу искупления и тем самым продолжение на земле дела Христова, Пастырь, священник – служитель Первосвященника Христа, совершающий от Него и во имя Его дело освящения душ. И в мере возможной для человека силы он должен продолжать подвиг и дело Христовы. Пастырь должен принять зрак пасомого, принять грехи паствы, как бы собственные свои, страдать с каждым членом ее и радоваться с каждым. Он должен жить жизнью, нераздельной и слиянной с жизнью паствы. И стремление к этому будущий пастырь обязан иметь до своего посвящения.
Но ясно, что эта пастырская любовь и сострадание только до некоторой степени могут быть свойствами человеческой натуры. Для обычного человека любить ближнего, тем более врага, как самого себя – дело особенного подвига. Любить же ближнего больше, чем самого себя – дело непосильное для невозрожденного человека, который не находит в себе силы выйти из естественной любви к самому себе и встать в новое отношение к своему ближнему. Тем более невозможно для естественных сил человека войти в ту меру «самовосприятия» и объединения с паствой, которая требуется идеей христианского пастырства. Отсюда – для поднятия подвига пастырства ему нужно получить нечто новое от Бога. Это новое и дается в благодатном привитии к Лозе, к Христу в таинстве хиротонии, где священнику сообщается благодатная сила – способность возрождения душ человеческих и в таинствах и своим пастырским влиянием.
Подвиг пастырства требует и напряженнейшего внимания к себе, к своему поведению, исключительной чистоты жизни. Он – пастырь, идущий впереди других и своим примером указывающий другим те пути, какими они должны следовать; овцы, вверенные его попечению, идут за ним, смотря на него, как на своего руководителя. Он – град, поставленный вверху горы, и светильник, поставленный на подсвечнике, чтобы светить всем, живущим вокруг него (Мф.5, 14-15). Пастырь, по словам Григория Богослова «подобен серебру и золоту; вращаясь всюду, во всяком обстоятельстве и слове, он не должен звучать как поддельная и нечистая монета. Пастыри должны бояться, как бы не оказаться худыми живописцами чудной добродетели, особенно же негодным подлинником для других живописцев»…
И над всеми этими трудностями стоит еще великая тяжесть великой ответственности. Пастырь берет на себя ответственность за души пасомых… Он должен на будущем Суде привести целым свое стадо. И тяжек ответ за каждую пропавшую овцу.
«Не полагаю, – говорит св. Иоанн Златоуст в беседе на Деяния, – чтобы между священниками было много спасающихся; напротив, гораздо больше погибающих и именно потому, что это дело требует великой души. И тогда, когда другие грешат, – вина падает на него… если и один кто отойдет (от этой жизни) без освящения в таинстве (или без напутствия или таинства), – не ниспровергнет ли это всего его спасения. Известно, что погибель одной души составляет такую потерю, которой не может выразить никакое слово…»
Таков в кратком очерке образ и смысл православного пастырства, продолжателя апостольского делания, продолжателя того миссионерского служения, которое заповедал Господь наш Иисус Христос: «… шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари» (Мк.16:5). «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам; и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф.28: 19-20).
.2 Понятия и задачи миссии Церкви
Слово миссия, как известно, происходит от латинского слова mission, и значит ответственное задание, посылка, поручение (то поручение, которое Господь дал апостолам), заключающееся в провозглашении Благой вести всему творению, что делают и сейчас епископы нашей Церкви, а через них и приходские священники, для которых полем деятельности является территория прихода.
Смысл и задачи Православной миссии, так же как и пастырства, заключаются в том, что миссия нацелена не только на передачу интеллектуальных убеждений, нравственных идеалов, но и на передачу опыта Богообщения.
Также на сегодняшний день решительного ответа требует активная прозелетическая деятельность инославных церквей и религиозных объединений, нехристианских религий, и различных сект, представляющих угрозу для духовного состояния людей, души которых после семидесятилетней духовной голодовки опустошены и жаждут заполнения. И сейчас задача и миссионера и пастыря – влить в нее эту живительную влагу и не дать попасть туда яду, а если это и случится, то скорее излечить ее.
Всему этому предстоят большие трудности изложенные в последующих частях нашей работы.
1.3 Современная эпоха миссионерской деятельности
.3.1 Историческое наследие
Церкови Христовой – две тысячи лет. Именно столько времени она несет слово Евангелия в этот мир окутанный паутиной греха, накапливая огромнейший опыт духовной жизни, миссионерского делания и душеводительства. И все это ради одной цели – приведения к Богу других, их спасения.
Тысячу лет назад было принесено Слово Божие, христианская культура, христианское миропонимание и на Русскую землю (впоследствии названной «Святая Русь»), жизнь которой, спустя некоторое время, уже была проникнута «православным мироощущением». «Молитвы утренние и вечерние, краткие, совершаемые пол нескольку раз вдень, молитвенные обращения к Богу по разным случаям, чтение Священного Писания, походы всей семьей в храм по выходным дням – все это придавало церковную окраску почти каждому моменту жизни человека.
Ко всему этому можно прибавить и участие в различных частных богослужениях: крещение, молебны и панихиды по памятным дням и др.
Важнейшее место в жизни христианина занимали такие стимулирующие духовное развитие переживания, как нередкие причащения Тела и Крови Христовых с предшествовавшей исповедью. Быт, хотя его благоговение и трудно определить, упорядочивался чередованием постных и скоромных дней, отличавшихся большим разнообразием народных обычаев, регулировавших обыденную и сакральную сторону жизни». Вообще до начала ХХ века церковный народ был воспитан в высоких понятиях нравственной христианской культуры, что отражало чистоту, богатство и красоту внутреннего мира православного человека.
То, что Церковь с ее благодатью и святостью оставалась живой душой народа подтверждает и высокий потенциал духовности. «Во всех уголках России, в ее градах и весях, в среде духовенства и душе простого народа были всюду благодатные старцы, духовные прозорливцы, целители и чудотворцы, подвижники и безсребренники и вообще те, кто, достигая в своей праведной жизни воплощения евангельских идеалов, становился вместилищем благодати Святого Духа, и пользовался общим почитанием».
.3.2 На сегодняшний день
В настоящее время наша современность значительно отличается от того, что было сто лет назад или более того, что было триста, четыреста лет до нас. Исторические условия недавнего прошлого, политические современные условия, развитие технической мысли – все это изменило духовное состояние народа. Да «у Церкви и у каждого отдельного взятого верующего остались те же задачи, то же «житейское море воздвизаемое зря напастей бурею» вокруг Церкви, те же соблазны и искушения, то же добро и то же зло». И все же современный пастырь или миссионер испытывает гораздо больше трудностей, чем проповедник Слова Божия давних времен.
По словам почившего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II вся проблема заключается «в сложном духовно-нравственном состоянии нынешнего общества».
В условиях, когда народ в течение семидесяти лет находился в оторванности от исконных духовных традиций, многие люди мировоззренчески растерялись и оказались в духовном вакууме. Большинство людей на сегодняшний день знают о Боге, вере, Церкви все еще понаслышке и то, зачастую из лекций «бабушкиных академий». Даже «многие из постоянных прихожан не понимают или смутно представляют во что их обязывает вера во Христа. Это показывают и социологические опросы. Так в гороскопы верит 26% православных, колдовство – 47%, спиритизм – 18%». Одним словом «прежнее неверие людей породило их абсолютное всеверие». И это действительно так. Потому что, чтобы заполнить вакуум в душе, люди склонны верить всему чему угодно, а выбор в этом им предоставляется очень большой.
По этому поводу проф. А.Л. Дворкин дает следующую оценку религиозного состояния в России: « С падение коммунизма страна вновь вернулась к тому разгулу оккультизма, который был характерен для «серебряного века». Но различия между двумя эпохами, по меньшей мере, столь же существенны как и сходства: в отличие от дореволюционной ситуации Православие не только не является государственной религией, но даже не воспринимается как единственный путь к Богу. Конечно не следует идеализировать положение Церкви в синодальный период, многие болезни которого (в частности тенденции к религиозному формализму и обрядоверию) мы унаследовали. Другое дело, что остатки прежнего обрядоверия теперь содействуют с гораздо более широко, чем в начале века, распространенным неосознанным язычеством, идеи которого всегда глубоко близки падшему человеку. После семидесяти лет правления воинствующего атеизма общество в значительной своей части религиозно безграмотно, духовно дезориентировано, внецерковно и находится в плену у самых примитивных верований и суеверий. Даже многие из тех, кто называет себя православными, на самом деле исповедуют мещанину состоящую из восточных концепций, астрологии, язычества, магизма, сдобряя все это примитивным обрядоверием. Все это является питательной средой и благодатной почвой для зарождения, распространения и развития деструктивных и тоталитарных сект».
Еще одно проявление зла в сегодняшнем мире, которое уводит человеческую душу во «мрак запустения» является телевидение, газеты, лакированные журналы и пустые книги, засилье американской кинопродукции – все, что отвлекает человека от Бога при этом морально его уродуя пропагандой вседозволенности и цинизма, наркомании и пьянства, терроризма и бандитизма. И что самое ужасное – это пропаганда попрания общечеловеческих ценностей: разврат, неуважение старших, немилосердие и жестокость, лицемерие, проституция и гомосексуализм, неподчинение властям, эгоизм и жестокосердие.
И на сегодняшний день, видя все это, «люди устали и ждут, когда их коснется спасительная благодать Евангелия». А она должна коснуться. И проводниками ее должны быть каждый православный пастырь, которому нужно быть еще и миссионером. «Сегодня, как никогда прежде, наша жизнь должна приблизиться к Богу в местном приходе. Только приходская жизнь может придать священническое измерение политике, пророческий дух науке, человеколюбивую направленность – экономике, таинство – любви» – так выразил свои мысли о задачах современного прихода греческий богослов Христос Яннарас.
.4 Формы православной миссии в современном мире
Миссия Церкви, как было уже сказано, заключается в спасении каждого человека и в сферу ее свидетельства входят и вопросы культуры, науки, окружающей среды, чем живет современное человечество, а на приходе, чем живет паства.
В связи с этим нужно выделить виды Православной миссии на приходском уровне, что имеет немаловажным значение для приходского священника, где миссионерская деятельность является его непосредственной обязанностью и приобретает следующие формы:
. Воспитательная миссия, предполагающая оглашение, крещение и научение.
Оглашение предполагает предварительные катехизаторские беседы.
Научение подразумевает чтение и собеседование по поводу вопросов веры и духовной жизни;
.Информационная миссия предполагает создание приходских библиотек и беседы пастыря с народом как воцерковленным так и находящимся вне стен храма, но случайно туда зашедшим по нужде: отпеть родственников или знакомых, освятить квартиру, покрестить, обвенчать или отпеть их родных и близких.
В этом случае необходимо использовать эти благоприятные для миссионерской проповеди моменты их жизни, когда они особенно нуждаются в любви и утешении, наиболее расположены к восприятию слова – пастыря.
При отпевании, обратившись к присутствующим с краткой проповедью, важно рассказать близким и родственникам усопшего о необходимости для них оказать молитвенную помощь почившему и как следствие этого насущная потребность для них в воцерковлении, церковной и домашней молитве за усопшего. Сказав о вражеских попытках внушить близким скончавшегося уныние и отчаяние, необходимо подчеркнуть важность участия для них в таинствах покаяния и евхаристии.
В кратком слове после освящения квартиры необходимо подчеркнуть, что после освящения жилища проживающим в нем людям необходимо позаботиться об освящении своего ума и сердца, необходимости примирения с Богом и Церковью. В ходе личной беседы надо постараться понять личные и семейные проблемы этих людей, предложить им пастырский совет и необходимую помощь в воцерковлении.
При собеседовании с родителями и крестными, перед совершением таинства крещения, необходимо понять степень их церковности и предложить им необходимую помощь для возрождении их духовной жизни, рассказать им о православных средствах, прежде всего таинствах церковных в воспитании и духовном возрастании их крестников.
При подготовке к венчанию невоцерковленной пары зачастую воспринимающей венчание как дань хорошей традиции, очень важно объяснить, что таинство брака совершается только над членами Церкви Христовой, рассказать им о преимуществах христианского брака, помочь им подготовиться к исповеди и причастию.
. Внешняя миссия заключается в том, что пастырю необходимо помнить – появление в священнических одеждах в обществе уже является проповедью.
Подводя итог первой части работы мы можем сказать, что основными видами миссионерской деятельности современного священнослужителя на приходе являются: Богослужение; учительство; катехизация и воцерковление: детей, молодежи, взрослых; борьба с теми проявлениями зла, которые уводят от света Христова и его учения (неверие, суеверия, инославная и сектантская пропаганда). При этом пастырю необходимо всегда держать в памяти и никогда не забывать слова преподобного Серафима Саровского: Стяжи Дух Миром в сердце своем и вокруг тебя спасутся тысячи.
2. Основные виды миссионерской деятельности современного священнослужителя
.1 Богослужение и его миссионерские аспекты
Самым ярким светилом, как бы солнцем, освещающим всю жизнь и деятельность священника, является Богослужение, в котором подчеркивается его нравственно-назидательная сторона. Эта функция естественна, необходима, и она, в большей или меньшей мере, всегда осуществляется. Но она – не единственная. «Литургия (как все Богослужение) является, по максиму Исповеднику, Мистагогией, Тайноводством к спасению. В символических словесных, динамических предметных образах Литургия раскрывает историю спасения человека от сотворения мира через Первое Пришествие Христово до Второго славного Его пришествия и даже до радости вечного блаженства в Царстве Небесном».
Для многих приходящих к правой вере встреча с Богом происходит за богослужением. Сколь много людей зашедших случайно в храм по какой-либо причине или из-за одолевающих их проблем, или из-за приключившегося горя, или просто по одолевшему любопытству, вдруг отбрасывает все то, о чем думалось вне стен Церкви, и проникается необыкновенным чувством другого мира. Люди эти, подобно послам князя Владимира пронизываются небесной красотой богослужения, возводящей их на небо, вдруг осознает, как бы вспоминают свои нравственные корни и ощущают себя дома, в том доме, который долго искался и наконец обретен.
Какие же можно выделить характерные черты богослужения, замечаемые вновь приходящими в Церковь людьми? Их можно выделить несколько.
Во- первых – это то, что у послов князя Владимира выражается в словах «мы не можем забыть эту красоту». Эта красота особо заметна людям посторонним, живущим только этим материальным миром. Естественно она поражает не всех и не сразу. а действует избирательно, как и благодать, ведомыми лишь богу путями.
Во- вторых , богослужение – это «небо на земле». Но это не смена прекрасных абстрактных символов, это реальность переживаемая одновременно миром земным и небесным. Литургия соединяет эти два мира во единое целое, совершаемое в одном месте всем народом Божиим, со всеми святыми, со всеми небесными силами. Все это во многом помогает нам сформировать миссионерский призыв, который лучше всего может быть выражен словами Самого Спасителя, сказанными к апостолу Андрею: «Прииди и виждь» (Ин. 1:39).
Двери храма открыты. Так что не там встречает человек? Как мы уже отмечали, он поражается и вдохновляется красотой храма, пения, икон, архитектурой, блеском позолоты, чтением и запахом ладана. Все это естественно можно отнести к миссионерским аспектам Церкви, но это только первый шаг, вступление.
Вторым шагом является необходимость прийти к пониманию того, что происходит за богослужением в общих чертах, когда, где и какая служба совершается, что означает те или иные действия священнослужителей. И важным способом достижения этой цели является проповедь «чтобы народ понимал Литургию, участвовал в общественной молитве и знал о чем нужно молиться в известные моменты службы. А для этого нужны знания, а следовательно, обучение и разъяснение».
.2 Проповедь и ее значение в Церкви
Также немаловажной частью миссионерского делания является проповедь.
На протяжении всей новозаветной истории человечества, проповедь о Господе Иисусе Христе и спасении человечества была самым действенным средством нравственного воспитания просвещаемых народов и созидания духовных основ в их жизни.
С проповедью пришел в мир Христос Спаситель, с проповедью пошли в разные земли и Его апостолы. Без нее не может обойтись ни один миссионер, ни один пастырь и этот дар слова христиане используют уже в течение почти двух тысячелетий, проповедуя то, что Сам Господь свидетельствовал миру, – единую спасительную истину, являющейся «путем и жизнью» (Ин.14.6) как для каждого, отдельно взятого человека, так и для всего человечества.
Чтобы указать всему человечеству этот единственный путь, Спаситель, уже в начале Своего общественного служения избирает из среды Своих последователей двенадцать, а затем семьдесят апостолов, которым дал заповедь проповедовать Евангелие «всей твари» (Мф.16,15).
«Заповедь «научите все народы» и «уча их соблюдать» указывает на два неразрывно связанных вида христианской проповеди, которая есть открыто предлагаемое перед многими учение о Христе, – сообщение слушающему народу о неведомой им единой истиной религии – христианстве, устрояющей в мире Царство Божие (Мк.1:14); и в виде подробного изложения и божественного учения тем, кто уверовал во Христа. Первый вид образует проповедь миссионерскую, обращенную к миру, не знающему о Христе; второй вид составляет проповедь внутреннюю, церковную. Эти два вида имеют единую цель – приведение людей ко спасению, научая их быть истинными христианами по вере и жизни».
Подобный синтез можно увидеть на примере миссионерской деятельности апостола Павла, где он приводит людей ко Христу, а затем, заботясь об их духовном возрастании, вновь посещает для наставлений или пишет письма (послания) со словами назидания.
О важности проповеднической деятельности в Церкви свидетельствует тот факт, что сами апостолы называли эту важнейшую пастырскую обязанность «служением слова» (Деян. 6:4). Кроме того, согласно апостольскому учению, а в частности, учению апостола Павла, проповедник является слугой и соработником Самого Иисуса Христа (Кор.3:6-9), поскольку он созидает тело Церкви Христовой (Еф.4:12), распространяя славу Божию и устрояя вечное спасение своих пасомых, приводя их к «вечной и нетленной жизни» (Тим.1:10), через духовное и нравственное совершенствование уверовавших во Христа.
Великий учитель и проповедник Иоанн Златоуст говорит о необходимости уделять особенное внимание словесным наставлениям. Этот выдающийся пастырь Церкви, ревностно заботившийся о нравственном совершенствовании своей паствы, оставил всем последующим поколениям христианских проповедников замечательное свидетельство силы пастырского слова. «Пастырям после примера добрых дел, – говорил он, – предоставлен один вид и способ врачевания – учение словом… Это вместо лекарства, это вместо огня, это вместо железа; нужно ли прижечь или отсечь, необходимо употребить слово; если оно нисколько не подействует, то все прочее напрасно. Им мы выставляем падшую и укрощаем волнующуюся душу, отсекаем излишнее, восполняем недостающее и совершаем все прочее, что служит у нас к здравию души». Таким образом, в вопросах духовного возрождения и религиозно-нравственного совершенствования людей, т.е. в деле спасения, проповедь имеет решающее и непреходящее значение и является предметом особого попечительства со стороны Церкви.
В нашей стране в настоящее время средоточием миссии должен стать приход, окормляемый образованным пастырем – его словом.
Посредством проповеди пастырь должен заботиться об усвоении пасомыми спасательных истин, а в случае угрозы совращения паствы в какие либо секты или расколы ее нужно усилить.
Проповедь можно говорить за любым богослужением, при совершении треб, а так же в форме не богослужебных бесед, избирая необходимые для укрепления слушателей в православной вере темы.
Эти проповеди, носящие миссионерский характер можно разделить на катехизические, нравоучительные и апологетические
Катехизическими называются проповеди, где слушателям преподаются начала религиозной жизни, элементарные уроки христианской веры.
В настоящее время этот вид должен занять одно из самых важных мест среди других видов церковного учительства. Причина этому – исторические особенности существование Православной Церкви в России в ХХI веке, из-за чего «большинство нынешних христиан представляют собой младенцев по вере, которые требуют млека, а не твердой пищи для таких сообщение элементарных катехизических уроков полезнее и необходимее изъяснения Библии или раскрытия высоких истин, не входящих в круг элементарного знания и требующих для своего усвоения большей или меньшей зрелости духовной».
Как поступать пастырю проповеднику в современных условиях церковной жизни по отношению к данной категории слушателей? – Изъяснить основы веры и нравственности в общедоступной ясности и возможной наглядности изображения, строя свои поучения по определенной схеме, переходя от одного предмета к другому.
Нравоучительная проповедь – это раскрытие и разъяснение правил христианской жизни и деятельности, – нравственности, которая является одной из форм общественного сознания, без которых немыслима жизнь человеческого общества.
И третья – апологическая проповедь зиждется на той на той основе, что каждый член Церкви должен не только знать и понимать христианское учение. но и уметь защищать его от нападок всякого рода лжетолкователей. Как никогда актуальна апологическая тематика проповедей и бесед в наше время. Основной причиной является та бездуховность и непросвещенность наших соотечественников, которая является следствием антирелигиозной пропаганды.
После недавнего засилья атеизма духовный вакуум людей пытаются заполнить всякого рода сектантские проповедники и наставники восточных религий. вот почему требуется сегодня от пастыря действенная духовная помощь, способная оградить их от влияния навязываемых учителей и указать путь к истине и спасению, излагая основные истины христианства и искореняя ложные представления.
В настоящее время священнику апологету часто приходится сталкиваться с таким кругом вопросов как:
а) Взаимоотношения веры и знания, науки и религии;
б) Библия и современная космология;
в) Библейское учение и теория эволюции;
г) Происхождение человека;
д) Проблемы чудес;
е) Православие или христианство и отрицательная критика.
Как видим, миссионерская задача апологетической проповеди заключается в том, чтобы всесторонне обосновать истинность христианского учения и защитить его от нападок несправедливой критики.
2.3 Воскресные школы для детей и взрослых
В настоящее время из всех форм катехизации наибольшее распространение получают воскресные школы, которые имеют перед собой задачу – научить Закону Божию детей своих прихожан.
Помимо просвещения и воспитания на православной основе детей и подростков, такие школы являются очень важным звеном в возрождении приходов как первичной христианской общины единомышленников, духовно окормляемых настоятелем прихода. Привлечение к деятельности этих школ родителей (родительский комитет, участие в преподавании) укрепляет братские духовные связи между прихожанами родителями и их семьями, создают благоприятную среду для развития молодого поколения. Очень важно, чтобы воспитанники воскресных школ присутствовали на богослужениях, в меру своих возможностей деятельно участвовали в нем, занимались уборкой храма и его территории при подготовке к церковным праздникам или даже несли те или иные недельные послушания на приходе.
Занятия в школах могут происходить в любой удобный для учащихся и учащих день недели. Опыт показывает, что когда занятия проводятся в воскресные дни, младшие дети не посещают литургию – налицо отрицательное влияние собственно воскресной школы на воцерковление учащихся и их родителей. Наиболее удобным временем является суббота перед всенощным бдением. Тогда дети стоят в храме до елеепомазывания, а потом их уже уводят домой.
По этой причине в сложившихся реальных обстоятельствах, вероятно, точнее и лучше называть такие школы церковными, а не воскресными.
Жизнь приходов РПЦ выдвинула несколько типов таких школ:
. Школы начальной катехизации, задачи которой состоят в первичной катехизации детей из верующих, но не воцерковленных семей и из семей лишь сочувствующих христианству и православию. Некоторые родители, приводя детей, говорят: Я вырос неверующим и не могу уже поверить, но хочу, чтобы мой ребенок был хорошим человеком, а для этого надо воспитать его верующим.
. Школа повышенной катехизации для семей, считающих себя православным, но мало воцерковленными, в которых детям говорят что-то о Боге, но систематического духовного воспитания дети не получают и не приучены еженедельно посещать Церковь.
. Школы церковно – евхаристического типа , в которых дети приучаются жить церковной жизнью, где закрепляются навыки приобретенные в семье, и дети участвуют в той или иной форме в богослужении, регулярно исповедуются у священника и причащаются.
Подобные школы можно организовать на приходе, где служит два или более священника, а в случае, если он один, он может разделить занятия с каждой группой по разным дням недели. Но пастырю важно учесть, что совмещение разных групп порождает трудности. Дети из верующих семей на занятиях ведут себя скучно, в отличие от стихийно попавших в храм и поэтому это может вызвать апатию к занятиям и их непосещение.
Задача воскресных школ – не только передача информации о Священной и Церковной истории, но и воспитании чувства благоговения и любви к Богу и к людям.
Работая с детьми, необходимо помнить и об их родителях, большинство которых сами нуждаются в катехизации наряду со своими детьми. Многие ходят в церковные воскресные школы вместе со своими чадами, но вероятно, полехно организовывать пастырю и специальные кружки для взрослых, где следует более углубленно преподавать основы и ценности православного вероучения, проводить беседы о домашней церкви и христианском воспитании.
Так же детей и их родителей можно привлекать к уборке храма и его территории, что способствует укреплению семьи и прихода.
.4 Катехизация и воцерковление молодежи
Великой задачей пастыря в современных условиях является так – же катехизация и духовное просвещение – воцерковление молодежи, множество из которой, юноши и девушки, с открытым сердцем тянуться к слову Божию. Эта проблема вовлеченности молодежи в церковную жизнь и есть часть миссионерской и пастырской деятельности. Но этот процесс обращения должен быть особым. Который раз приходится возвращаться к истории недавнего прошлого, но… долгие десятилетия российского общества было отлучено от любых знаний в области религии. За это время в стране выросло несколько поколений людей, не имеющих практически никакого представления о том безбрежном океане, которому можно уподобить духовную жизнь человечества. История, наверняка, не знает такого народа, столь дикого в религиозном отношении, как жители постсоветского пространства. И даже в те годы, когда оковы государственного атеизма спали, в молодежной среде ситуация не выправилась. Если старшие поколения стали накапливать постепенно религиозные знания, то молодежь, не встречая на своем пути опытных духовных учителей разбрелась по «распутьям мира сего». Это редко отличает молодежь современную и прошловековую, жизнь и воспитание которой, в основной массе, походила в Церкви, в учебном заведении, в семье. Семья же как малая церковь всячески способствовала содействовать развитию личности в традиция христианского учения.
«Сейчас духовно – нравственное оскудение привело к ослаблению традиционных семейных связей, развитие цивилизации освободило участников семьи от необходимости жесткой интеграции для подержания физического состоянии. Семейный союз превращается зачастую в поле брани между супругами, родителями и детьми».
Освободившись от обязанностей в семье, молодые люди получили огромный потенциал свободного времени, которое умело используют дельцы шоу-бизнеса, наркоиндустрии, говоря молодым людям: Приходите к нам, вы нам нужны, общайтесь с нами и у нас. Человек чувствует, что к нему проявляется интерес, он нужен, востребован. Он слишком поздно понимает, что проявленной к нему внимание со стороны массовой культуры было необходимо только для того, чтобы он отдавал материальные ценности. Что такие средства общения, как наркотики, разрушают в нем личность. А те ценности, которые он выбрал, делают его жизнь бессмысленной и пустой. Когда он это осознает, он оказывается на краю пропасти.
Вот по этой причине процесс православного образования и воспитания должен охватить все стороны жизни молодого человека. В том числе и такую важную для него, как свободное время – внеурочное время, выходные дни, каникулы. Молодой человек должен иметь возможность организовать свой досуг в церковной общине и найти ответы на самые сокровенные вопросы.
Пастырь всегда должен быть готов помочь молодому человеку в его трудноразрешимых для него вопросах, характерных для его возраста.
Во-первых, это время, когда человек впервые сталкивается со многими явлениями жизни и часто оказывается не готов к этому столкновению. Здесь, в пастыре, он должен найти опору.
Во-вторых, это время, когда человек часто становится перед необходимостью сделать жизненный выбор. И здесь пастырю необходимо дать ему духовно-нравственные ориентиры и указать истинный путь.
В-третьих, молодость – это время возрастания, становления, развития, обучения человека, его подготовка к взрослой полноценной жизни, которую пастырю нужно направить на служение Богу и ближним.
Как видим, молодые люди очень остро нуждаются в индивидуальных беседах со священником.
К массовым формам можно отнести следующие формы катехизации:
а) катехизация перед крещением;
б) просвещение после крещения;
г) систематические беседы в приходах;
д) лектории и систематические лекции;
е) эпизодические встречи и лекции.
2.5 Борьба с суевериями и религиозным невежеством
Заботясь об усовершенствовании и укреплении веры у одних, обращении на путь веры других, пастырь не смеет спокойно относиться и к таким явлениям, которые грозят искажением или даже, разрушением веря. К ним относятся суеверие и религиозное невежество. Для их ослабления и обезвреживания пастырь обязан проводить политику разоблачения истиной природы и опасности этих явлений, а так же принимать меры, для их предупреждения и развития. Остановимся более подробно на каждом из указанных.
Суеверие – это суетная, пустая вера, а ее источник – удаление человека от Бога и потеря им истинного знания и Нем. Таким же образом рождается идолопоклонство и язычество. Все это загрязняет веру, ослабляет упование на Творца, извращает здравые, согласные с христианским учением нравственные понятия.
Распространенные среди современных христиан суеверия бесчисленны и разнообразны. Большинство их них обязаны своим происхождением язычеству. Они достались нам от наших предков – язычников и продолжают существовать среди нас до настоящего времени. Другие развились в христианскую эпоху, появились в атмосфере религиозного невежества или на почве болезненно мистических устремлений и переживаний. В последнее время одним из таких невежеств стала проблема ИНН в экзальтированном православном обществе. Обрядоверие, довольно обычное у нас так же заключает в себе некоторые элементы суеверия, если не сказать, что является одним из видов суеверия.
В христианстве суеверие всегда осуждалось, а служители обязывались к борьбе с ним. Это можно проследить из соборных постановлений и отеческих правил, где выражен взгляд на подобного вида явление. Так 61 правило 7 Вселенского Собора гласит: Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам, или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними Отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергати и тех, кто произносит гадания о счастии, о судьбе, о родословии и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей (те, кто пользуются для волхвования богослужебными песнопениями и именами мучеников и Богородицы), делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающихся же в сем и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергати из Церкви, как и священные правила повелевают. Славянская Кормчая добавляет к этому правилу еще и следующее Волхвов и скоромохов в дом не приводити и к ним не ходити: но бегати. Подобные указания мы можем найти и в 62 правиле 4 Вселенского Собора, в правилах Трульского Собора, Анкирского, Лаодинийского и Карфагенского соборов.
Отцы и учители Церкви, выразившие свой взгляд на суеверие в соборных постановлениях, старались бороться с этим злом посредством своего пастырского слова, стараясь оградить чистоту христианской веры от посторонних примесей, которые ее могут исказить и обезобразить.
Считают, что источник суеверия – невежество. Несомненно, что именно на этой почве вырастало и вырастает множество всевозможных предрассудков и суеверий. Лучшее доказательство этому – в том, что их больше всего в простом и темном народе.
Но нельзя считать причиной суеверий одно только невежество. Этому бывают причастны и довольно таки образованные люди. Здесь источник совершенно в другом – в мистической настроенности, побуждающей тянуться ко всему таинственному и искать в нем разгадок на волнующие вопросы и сомнения.
И третьим источником суеверий служит отсутствие у верующего цельного и законченного христианского мировоззрения или ясных и здоровых понятий веры., ясного религиозного взгляда на отношение человека к этому и потустороннему миру.
Эти выявленные нами источники суеверий очень важны в пастырской-миссионерской деятельности, поскольку определяют средства борьбы с ними. Ясно, что для устранения суеверия необходимо устранить источник , из которого оно истекает. Если суеверие возникает на почве умственной темноты и невежества, то явление, служащее предметом суеверия пастырю необходимо объяснить и озарить светом научного знания. Если суеверие возникает на почве болезненной мистической настроенности, то надо дать этому чувству здоровее направление в русле истинной веры. Но такое, по-видимому, простое разрешение вопроса осложняется и затрудняется тем обстоятельством, что в основе суеверия лежит свойственная человеку потребность веры; корни истинной веры и суеверия поэтому переплетаются; вера и суеверие растут на одном поле и исторгая суеверие, можно легко повредить и самый корень веры – вместо того, чтобы оздороветь, опустошится душа человека, потому что познав несостоятельность своей темной веры и разочаровавшись в ней, человек может перенести, эти же чувства и вообще на православную веру, отвергнуть ее таинственную сторону (таинства). Поэтому в этом отношении борьба с суевериями может оказаться опасной для истиной веры. Бесспорно, образование всегда может разоблачить многие суеверия, выросшие на почве умственного невежества и искоренить их, но оно же, в особенности когда оно бывает примитивным и поверхностным, легко может развить губительную, для веры самоуверенность разума, начинающего отрицать все, представляющее ему в области веры неясным и непонятным и производящего иссушение души. Чтобы избежать этого, пастырю необходимо заниматься и просвещением религиозным: сообщение и разъяснение понятий о Боге, о человеке, о божественном откровении, о духовной жизни, важности и спасительности Церковных Таинств – одним словом принять все меры, чтобы суевер усвоил разумное религиозно – нравственное мировоззрение.
Сообщение здоровых религиозных понятий, создание здоровой религиозной атмосферы – это самое обязательное и действенное средство для борьбы со всякого рода суевериями.
В качестве частных реальных способов борьбы укажем следующие:
Во-первых – это проповедь, в которой пастырь может дать христианское освещение явлений, касающихся суеверия. Здесь важно только не смутить и не ожесточить виновных, а самое главное не соблазнить невинных. Пастырь может предложить учение в таком виде, что виноватые примут его как авторитетное разъяснение их ошибок, а непричастные к этому греху могут ни о чем и не догадаться. Но бывают такие случаи, когда проповедь должна быть обличительной и громоносной. Она бывает уместна в тех случаях, когда суеверие угрожает чистоте веры, нравственности и сопровождается губительными последствиями. Таковыми, например, могут стать обращение за лечением к колдунам и знахарям.
Здесь пастырю необходимо прибегнуть к частным наставлениям и увещаниям, которые должны быть проникнуты духом сострадательной любви, отеческой заботливости и христианской кротости.
Кроме увещаний и наставлений пастырь должен в своей жизни показывать пренебрежение к суевериям, что часто бывает лучше самых красноречивых увещаний. Так, например, случай, который случился в Полоцкой епархии: Там был распространен суеверный страх перед так называемыми заломами. Заломом назывался пучок колосьев созревшей ржи, не сорванных с корня, но надломленных и особым образом связанных. Заломы, по поверью крестьян, делались злыми людьми, колдунами, и предвещали владельцу нивы несчастье. Чтобы отстранить беду хозяева пользовались различными противоядиями: вычитываниями ворожей и заклинателей, а другие обращались к священнику, которые выезжали к месту залома и читали молитвы против заклинаний. Так однажды обратились и к отцу Георгию Шавельскому, который считя, что совершать на ниве церковный чин, значит утверждать заблуждение, предложил просто его вырвать и покончить с делом.
На поле собралась целая деревня и все ждали, что священник начнет читать молитвы, но в ответ последовала проповедь о предрассудках. Затем священник, к ужасу всех присутствующих, выдернул залом из земли. Слух об этом разнесся по окрестности и многие в ближайшие дни приходили узнавать о здоровье батюшки. Катастрофы не произошло, но зато страх перед заломами на этом приходе исчез.
И последнее средство для пастырской борьбы с суевериями – это епитимии тайные и публичные. Первые уместны в тех случаях, когда человек остается невнимательным к разъяснениям пастыря оставить суеверие ; вторые – обязательны тогда, когда суеверие производит общественный соблазн, приносит явный вред, а суевер остается упорным и нечувственным к пастырскому воздействию.
И ,еще раз, в заключении хотелось бы сказать, что суеверие представляет собой излишек веры – излишек неразумный, ибо тут в круг веры вводятся предметы, недостойные ее, подрывающие ее ценность и искажающие.
2.6 Борьба с вольнодумством и неверием
Вольнодумство, неверие и безбожие – довольно таки распространенные недуги нашего времени.
Эти люди или легкомысленно относятся к вере. т.к. не поняли ее существа – они живут настоящей минутой не желая о назначении человека: или те кто сознательным путем пришел к отрицанию веры, нося его в себе; или же те, кто утратив Бога становятся фанатичными проповедниками неверия, вовлекая за собой и других.
Все эти три выделенных нами вида так – же требуют внимания со стороны пастыря.
В данном случае нужно сказать то же, что мы говорим относительно суеверия. Публичное обличение неверия уместно и нужно в тех случаях, когда неверующими произведен соблазн в пастве. В других ситуациях пастырь должен избрать путь частного воздействия и влияния на заблудившегося.
При выборе способов воздействия на душу человека пастырю необходимо определить причину развития неверия.
Если вера пасомых поколебалась под влиянием таких либо тяжелых духовных переживаний из-за понесения потерь, неудач, что дало повод усомниться в промысле Божием или бытии Бога, то пастырь должен подойти к неверующему как к больному, с сердечной лаской, со словом утешения и ободрения, примирив его со скорбью и горем, чтобы отстранить причину нахлынувшего неверия.
Во вторых неверие может проистекать из заблуждений ума. Бывает достаточным какого-либо авторитетного мнения. чтобы смутить веру. Тут пастырю необходимо опровергнуть умозаключение заблудшего, противопоставив другие общепризнанные авторитеты, являющие образ веры. И вообще разъяснить, что в столь важном и важном деле как вера нельзя руководствоваться односторонними впечатлениями, что даже гениальные люди не свободны от ошибочных заключений.
Серьезнее и опаснее бывает неверие продуманное, выношенное, убежденное, принципиальное, что нередко встречается. Такое неверие утверждается на материалистической основе отвергающий духовный мир. Здесь пастырю нужно будет потрудиться. чтобы подорвать основу материализма. а затем воздвигнуть в душе обращаемого здание веры.
Вообще задача обращения к вере современного неверующего общества серьезна и широка. Здесь деятельность пастыря не должна ограничиваться лишь храмом, но идти на проповедь в больницы, военные части, тюрьмы и учебные заведения. И все это для достижения великой задачи миссионера – спасения мира.
.7 Борьба с инославной и сектантской пропагандой
.7.1 Общие особенности противодействия
Главная арена, где происходит сейчас борьба Запада с Православием – это Россия. Совратительная политика сектантских организаций, а так же католической пропаганды все сильнее и сильнее развивается в это тяжелое для нас время. И долг пастыря ограждать своих пасомых от угрожающей им иностранной пропаганды.
Для этого постараемся указать следующие положения для поведения в борьбе с этими направлениями.
) Пастырь не должен подражать примеру иностранных проповедников,поносящих Церковь и Православие. Наоборот, отражая нападки и защищая истину он не должен оскорбить религиозных чувств инаковерующих.
) В приемы пастырской политики не должны входить насмешки, ругательства и издевательства, которые могут возмутить и ожесточить противника.
) Пастырь должен избегать публичных словопрений.
) Прежде чем вступить в борьбу, нужно тщательно изучить сущность и природу противника.
) Пастырь должен признавать то доброе, что заметит у противника и воспользоваться этим у себя на приходе.
) Пастырь должен привлекать к борьбе просвещенных и разумных прихожан.
) Лучший способ борьбы – это личная жизнь пастыря и религиозно-нравственная удовлетворенность паствы. Тогда за ним пойдут и свои и чужие овцы.
.7.2 Борьба с инославным прозелетизмом
В качестве необходимых мер в борьбе с католической пропагандой нужно указать следующее.
В тех местах, где начинают обнаруживаться попытки инославных проповедников повлиять на православную паству , и где начинают сказываться следы этого влияния, пастырям необходимо познакомить своих пасомых с историей, с отступлениями католиков и протестантов от учения древней Церкви, остановившись на тех, которые для непредубежденных православных умов представляются совершенно неприемлимыми. Такими являются : догмат о главенстве и непогрешимости папы (вопреки свидетельства истории о многих папах – тяжких грешниках и еретиках), причащение мирян под одним видом с лишением их чаши, лишение младенцев причастия, запрещение мирянам читать Священное Писание и многое другое. Особое внимание можно уделить положению мирян в Церкви и, что отличает их от православных. Это деление на чернь – миряне и аристократию – духовенство, которому принадлежат все права, и мирянам остается только беспрекословно подчиняться своему клиру. Между тем, в Православной Церкви миряне должны быть активными ее членами в соответствующих сферах церковной деятельности. Дарованная Творцом человеку свободу – дело безгрешной любви Божией. Предоставленная Основателем Церкви – Иисусом Христом и св. Апостолами верующим свобода в Церкви – акт величайшей любви и доверия первых к последним. В совместном и пастырей и мирян церковном строительстве – проявление истиной соборности Церкви и веяние Св. Духа, пребывающего не только в пастырях, но и в мирянах, и через тех и других действующего. Если пастырь умело разъясняет своим пасомым эту особенность православной церковной жизни, а затем сумеет привлечь их к церковной работе, то этим он забронирует паству от католического влияния.
В качестве тактического приема в борьбе с римско-католической пропагандой нельзя не рекомендовать следующего. Константинопольские патриархи в V в., заметив, что на верующих производят сильное впечатление совершаемые арианами за городом торжественные ночные богослужения, ввели в своей церкви всенощные бдения. С врагом иногда нужно бороться его же средствами, чтобы парализовать его влияние. В борьбе с католической пропагандой это совершенно необходимо.
Вера увлекает людей не только своей идейной стороной – совокупностью догматических и нравственных истин, составляющих ее содержание, Нои стороной практической, под которой, в данном случае, мы разумеем пастырскую, вообще, и душепопечительскую, в частности, деятельность служителей культа данной веры. Умелый пропагандист, – а католики, безусловно, испытанные и умудренные пропагандисты, – пытающийся привить свою веру лицам иного исповедания, непременно поведет свою пропаганду в двух направлениях. Во-первых, он будет доказывать идейное, по существу, превосходство его веры над верою, исповедуемой намеченными им жертвами. Католический пропагандист будет доказывать преимущество перед православной католической веры и полное ее соответствие вере, преподанной Иисусом Христом и св. Апостолами. Православный пастырь имеет достаточно средств и материала, чтобы отразить такое нападение. Во-вторых же, памятуя слова Апостола : Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Итак. II, 17), будет стараться на деле показать преимущество проповедуемой им веры, как она может выражаться в богослужении,в наставлениях и утешениях, в благотворениях и пр. При этом пропагандист постарается заметить слабые стороны противника в этом отношении и, в противовес им, развить нужную работу. Если у православного пастыря, на паству которого посягает пропаганда, слабо поставлена или совсем не развита деятельность благотворительная, пропагандист усилит благотворения; если православный пастырь не попечителен о духовных нуждах своих пасомых пропагандист постарается заявить себя особо заботливым, усердным и чутким душепопечителем и т.п. А так как у нас, в особенности в селах, неумение нужным образом, с подобающей торжественностью и благоговейностью поставить богослужение, недостаток нужной пастырской душепопечительности и неорганизованность церковной благотворительности являются главными недугами нашего пастырского дела, то католическая пропаганда обыкновенно сопровождается торжественно-умелой постановкой богослужения, усиленной отзывчивостью римско-католических пропагандистов на разные нужды верующих и постоянными благотворениями. Бессемейные, одинокие католические ксендзы, не связанные никакими житейскими попечениями, всегда материально обеспеченные, воспитанные в духе фанатизма, обученные специально для пропаганды, обыкновенно развивают в этих направлениях самую энергичную деятельность. А их поддерживают полчища еще более нафанатизированных и специально подготовленных к пропаганде римско-католических монахов. «Пастырь, приход которого подвергся нападению пропагандистов, должен противопоставить торжественным католическим богослужениям торжественность своих православных богослужений, в ответ на католические благотворения – усилить дело благотворительности около своей церкви, ревностнее заняться делом просвещения и т.п. Конечно, православный сельский пастырь не может рассчитывать на помощь каких-либо организаций, подобным католическим монашеским орденам, но зато у православного пастыря есть собственная организация – приходской совет, который при мудром влиянии пастыря может оказаться несокрушимой и могучей силой в борьбе со всяким враждебным влиянием. Избранный самими мирянами, тесно связанный со всем приходом. он легко может влиять на своих избирателей и служить огромной поддержкой для пастыря в борьбе за родную веру».
При всяких натисках инославной пропаганды православный пастырь не должен упускать из виду многовековой и прочной связи нашего народного бытия с православной верой. Русский народ обязан православной вере началом своего просвещения. В самые трудные моменты его существования Православная Церковь была и его утешительницей, и его опорой – источником, из которого он черпал силы для Борь со злыми влияниями и силами. Многовековая связь православной веры и русской национальной жизни не могла исчезнуть бесследно, и мы видим, что представление о Православной Церкви, как о Церкви национальной, продолжает жить даже в умах, значительно пораженных неверием. Если подогреть это чувство, то оно станет сильным средством против иноверческого соблазна, откуда бы ни шел он.
Протестантство – если где-либо его пропаганда обнаруживается, то в борьбе с ней пастырю нужно пользоваться теми же средствами, что и в борьбе с католической пропагандой, сообразуясь, конечно, с основными тенденциями протестантского учения и приемами пропагандистов.
.7.3 Борьба с сектантской деятельностью
Более агрессивной и вместе опасной для Православной Церкви представляется нам пропаганда сектантская. Католичество – это уклонение от истинной Церкви. Сектантство во всех его видах есть полное отпадение от Церкви. А некоторые секты хоть и прикрываются именем Христовым, но в существе своем являют не только полное искажение, но и настоящее отрицание христианства, подмену Христова здравого и спасительного учения собственными безрассудными и пагубными измышлениями. Именно к сектантам можно относить предупреждение Спасителя, что среди Его последователей «многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф. 24:11). К ним относятся слова ап. Петра: «Были и лжепророки в народе, как у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси… И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами» (2Петр.2:1-3).От них же предостерегал эфесских пресвитеров и ап. Павел, когда, убеждая быть внимательным к себе и к стаду, наставлял их: «ибо я знаю, что по отношению моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:29-30). Исступленность, распущенность и даже изуверство нередко проповедуемые сектантскими лжеучителями, не только не останавливают развития лжеучения, но иногда даже служат приманкой для людей нервных, неуравновешенных и экспансивных, ищущих острых ощущений и противоестественных наслаждений».
Сектантство всегда антицерковно и безблагодатно, а в некоторых своих ветвях оно бывает безнравственным, противогосударственным, криминальным и преступным. Но не только не надо отрицать, а , наоборот, всегда надо помнить, что в отдельных случаях оно может иметь и весьма привлекательные и увлекающие стороны и этими сторонами может производить сильное впечатление на православны. Вообще, новым и молодым обществам бывают свойственны духовный подъем, воодушевление, настойчивость в распространении своих учений, сплоченность их членов и другие, подобные этим и весьма важные для достижения успеха качества. Это мы наблюдаем в истории гуситства, протестанства, кальвинизма и других церковных новообразований; это же наблюдается и во всех в наше время возникающих сектах. Обыкновенно вожаки их бывают смелы, решительны, настойчивы, фанатичны, нередко самоотверженны; такими же качествами нередко отличаются и вновь поступившие члены, с жаром и энтузиазмом отдающиеся новой вере. При таком настроении в сектантском обществе образуется столь необходимая в каждом деле сплоченность членов, энергично и дружно идущих к достижению намеченной цели. одновременно с религиозным подъемом в некоторых сектантских обществах, как ныне у евангелистов, происходит и моральный подъем, выражающийся вообще в проведении в жизнь общины строгой христианской морали, а в частности – в развитии благотворительности и взаимной поддержке членов общины. Всеми такими сторонами свой жизни – набожностью, строгостью нравов, взаимной поддержкой, ревностью и учительностью наставников – сектантство может производить на православных сильное впечатление, особенно в тех случаях, когда православная община, в лице пастыря или в лице пасомых, поражена теми или иными язвами: когда, например, между пастырем и пасомыми нет единства и нужной связи; когда раздоры и настроения разъединяют жизнь православной общины; когда открытая порочность и преступность членов общины не встречает осуждения Церкви; когда сам пастырь лишь формально исполняет свой пастырский долг, преследуя в своем служении главнейшим образом личные, иногда грубо корыстные цели.
Пастырю никогда нельзя забывать, что часто неспособные углубляться в догматику миряне судят о вере не с догматической, а с практической стороны: о вере судят по делам верующих. В этом нет ничего нового, ни противоестественного. Пастыреначальник Наш, Господь Иисус Христос признавал добрые дела своих последователей вернейшим средством для обращения неверующих к Богу. «Так до светит свет ваш пред людьми. чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»(Мф. 5:16), – наставлял Он в Нагорной проповеди Своих учеников. «И в последующее время история христианской Церкви мы неизменно наблюдаем факт, что христианская проповедь тогда оказывалась могущественной, когда она подкреплялась жизнью проповедующих. Героизм христианских мучеников, возвышенная жизнь христиан первых веков, самоотвержение и любовь, отличавшие весь уклад тогдашних христианских отношений, производили неотразимое впечатление на язычников, влекли их ко Христу и делали их членами Церкви Христовой. Церковь Христова всегда росла в период религиозно- нравственного подъема пастырей и верующих. Периоды религиозно- морального расслабления, наоборот, всегда сопровождались теми или иными потрясениями в Церкви, в виде отпадения от нее верующих, переходивших в уже существующие секты или образовавших новые исповедные общины. Выступления Виклефа в Англии, Гуса в Чехии, Лютера в Германии, Цвингли и Кальвина в Швейцарии были ответом на те нравственные настроения, которыми отличалась жизнь тогдашней Римской Церкви». В данном случае наиболее опасным камнем преткновения является недостойная жизнь служителей Цкркви, несоответствие их своему знанию и долгу.
Что же делать пастырю, если пастве начинает угрожать сектантская пропаганда?
Чтобы охранить свою землю от иноземного врага, народы прежде всего укрепляют свои границы, затем изучают силы. характер и свойства врага, и, наконец, когда он выступит, ведут войну с ним. Так же надо действовать и пастырю при охранении своей паствы от посягательства на нее врагов православной веры. Независимо от того. обозначился или не обозначился определенный враг, пастырь всегда должен заботиться о том, чтобы паства его была ограждена на случай нападения. чтобы поменьше было подступов к ней, которыми мог бы воспользоваться враг. Если определенный враг уже наметился, пастырь должен изучить его со всех сторон – и его природу, и его приемы действования, чтобы соответственным образом бороться с ним. И затем – при нападении врага – пастырь обязан разумно и целесообразно бороться с ним. Остановимся на каждом из этих моментов охранения пастырем своей паствы.
Паства может считаться неуязвимой для врага. когда в ней живет сознание несравненной ценности исповедуемой ею православной веры и довольство своим церковным состоянием, когда в ней, говоря проще, все благополучно. Первое зависит, с одной стороны, от знания и понимания своей веры; с другой – от живого и сознательного отношения паствы к своей вере. Второе бывает при отсутствии в церковной общине ненормальных явлений: неустройства и беспорядков в религиозной или нравственной жизни. Такими явлениями могут быть: во- первых, ненормальное, неправильное отношение самого пастыря к своему долгу и обязанностям, к нуждам своих пасомых, его соблазнительная жизнь, недостаток в нем веры и чести. Это – наиболее опасное явление в церковной жизни, ибо некоторые пасомые, как мы уже говорили, настолько связывают личность пастыря с исповедуемой им верой, что, отпадая от своего пастыря, они нередко отпадают от самой веры. Во- вторых, узкость, неразвитость, неодушевленность жизни церковной общины, когда вся эта жизнь ограничивается участием членов общины в церковном богослужении да исполнением неотложных треб, а прочие стороны – благотворительная, просветительная и др., с деятельным участием в них мирян, или совсем оставляются без внимания, или удостаиваются совсем незначительного внимания, когда вследствие этого мирянам в церковной общине отводится только пассивная роль. При таком состоянии православной общины оживленная деятельность сектантских обществ, в которой энергичное участие принимают не только сектантские наставники. но и рядовые члены, может обращать на себя серьезное внимание, благосклонное внимание православных и своею жизнью увлекать их. В третьих. к таким ненормальным явлениям надо отнести всякие вообще нравственные настроения, какие могут оказаться в православной общине, например: явно безнравственную, не встречающую, однако, открытого пастырского осуждения, жизнь отдельных членов общины, раздоры и несогласия, при отсутствии взаимной поддержки и сострадательности в общине, отсутствие живой и действенной связи между верующими, слабое выявление в общине религиозной жизни и чувства. Лиц жаждущих благочестивой жизни, пламенной и действенной веры, такое состояние общины, естественно, не может удовлетворять. А неудовлетворенный также, естественно, ищет уголка, где могли найти и получить удовлетворение его религиозные запросы. И не удивительно, если взор его благосклонно остановится на какой-либо сектантской общине, хитро перед ним расставившей свои сети.
«Пастырь всегда должен стоять на страже вверенной ему церковной общины и всегда пещись о том, чтобы она была духовно сплочена и сильна. Ввиду же наступающей на его паству сектантской пропаганды бдительность его должна быть еще более усилена. Пастырь должен тогда со всей внимательностью кругом оглянуться и со всем беспристрастием оценить, достаточно ли его паства защищена от нападений со стороны врага и не создалось ли для врага каких-либо удобных поступков к пастве?
Тут пастырь должен вдумчиво пересмотреть свои отношения к пастве, к своему пастырскому долгу и делу и неладное в этих отношениях попытаться исправить. Затем пастырь должен сплотить около себя и храма для сотрудничества и дружной работы все наиболее ценное и сильное из паствы, все наиболее крепкие силы и пламенные набожные души. И, наконец, пользуясь сотрудничеством лучших людей своего прихода, пастырь должен устранить из жизни своей паствы все служащее камнем преткновения и соблазна для ищущих благочестивой и праведной жизни душ».
Следующим моментом в охранении пастырем своей паствы от сектантской пропаганды должно быть тщательное изучение пастырем природы приемов, положительных и отрицательных сторон секты, от которой грозит его пастве опасность. Пастырь тут должен со всем вниманием не только изучить религиозное и нравственное мировоззрение данной секты, наблюсти способы распространения ей своего лжеучения, но и беспристрастно оценить то положительное, которым она может производить впечатление на его православную паству, как и то отрицательное, разоблачение которого может предостеречь верующих от увлечения ей. После всестороннего ознакомления с природой секты пастырю необходимо изучить и способы борьбы с ней. И то и другое пастырь найдет в противосектантской литературе, если секта уже известная. Если же эта секта новоявленная, то потребуется специальное изучение ее, в чем, конечно, пастырь найдет помощь и поддержку улиц, более его ученых и опытных.
Наступает третий момент – борьбы с сектантской пропагандой. Есть немало сторонников борьбы открытой, решительной и беспощадной – посредством публичных состязаний, обличений, запрещений и осуждений. Ап. Павел свидетельствовал, что от состязаний и словопрений «происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры», и советовал ап. Тимофею удаляться от них (I Тим. VI? 4-5). А своему ученику Титу тот же Апостол внушает: «Глупых состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (Тит. III, 9).
«Путь состязания пастыря с сектантами обоюдоострый. В состязании победа не всегда дается правому, а всегда ловкому и искусному в споре. Всякое же поражение пастыря в словесном споре послужит в ущерб истине и Церкви. С другой стороны, и победа пастыря в публичном споре еще не означает полной его победы, ибо пораженный противник. как и его сторонники, могут прийти в озлобление и стать еще более непримиримыми и настойчивыми врагами пастыря и его дела. Поэтому вступать в словопрения с сектантами пастырю следует лишь в тех случаях, когда он чувствует свое безусловное превосходство в силе над своим противником и когда он обстоятельствами вынуждается к спору, когда, например, сам противник, на глазах паствы, вызывает его на спор и когда отказ пастыря мог быть сочтен за малодушие, неуверенность в своей правоте или неспособность постоять за свою правду.».
Равным образом, и к грозным обличениям с церковной кафедры пастырю следует прибегать с осторожностью, лишь в тех случаях. когда в пастве произведен большой соблазн, когда ей угрожает серьезная опасность, когда все принятые меры уже оказались недостаточными. Пока же всего этого нет, пастырское грозное, с церковной кафедры обличение может вместо пользы принести вред: может познакомить с сектантскими идеями и тех, которые о них не слышали, послужит своего рода рекламой для сектантского лжеучения и иногда более помочь распространению заразы, чем остановить ее.
Поэтому, пока не наступит крайняя нужда в решительном и грозном дейсвовании, пастырю надо пользоваться другими способами защиты своей паствы. Такими способами могут служить. во- первых, разъяснение пастырем и в частных беседах, и с церковной кафедры, и посредством распространения соответствующих книг и брошюр тех пунктов православной веры, которые затрагиваются, и , во-вторых, вообще утверждение паствы в положительном учении Православной Церкви.
Наконец пастырю. ввиду пропаганды. необходимо позаботиться вообще об усилении в пастве православно – религиозного чувства посредством особых собраний, процессий, молений. В некоторых случаях для достижения этой цели пастырю нелишне воспользоваться оружием самих же сектантов. Если будет замечено, что какие-либо обычаи или нововведения сектантские производят сильное впечатление и оказывают на православную паству влияние, то, когда они не противны духу православной веры, пастырь может ввести их в церковную жизнь своей паствы, придав им церковный характер и тем усилив действенность.
.7.4 Особенности противосектантской деятельности по проф. А.Л. Дворкину
Если рассматривать секты по принципу их влияния на общество, то мы можем говорить о трех концентрических кругах. Первый из них – центральный – состоит из руководителей сект, сектантских функционеров, экстрасенсов, целителей, астрологов, прорицателе, колдунов, учителей восточных боевых искусств, шаманов и т.п. – словом всех, кто зарабатывает на этом деньги. Этот круг гораздо шире, чем многим кажется. Во всяком случае в России он исчисляется сотнями тысяч человек, что на порядок выше числа православного духовенства. Следующий за ним круг – это жертвы сектантства, полностью отдавшие себя тому или иному культу. Этот круг, наоборот, меньше, чем кажется многим, ибо число членов одних сект постоянно пополняется за счет членов других: разочаровавшись в том или ином учении или лидере и, не получив необходимой поддержки, сектант зачастую переходит к другому. И, наконец, третий – самый широкий – круг состоит из людей, от части затронутых учением секты: посещающих ее семинары «для внешних», участвующих в ее мероприятиях, оказывающих ей информационную или материальную поддержку, обращающихся к экстрасенсам, консультирующихся у астрологов, почитающих «интереса ради» оккультную литературу и т.п. Из третьего круга пополняется круг второй. Этот же круг, члены которого составляют громадный процент современного нашего общества, и создает ту мутно – оккультную атмосферу духовной всеядности и вседозволенности, в которой столь легко и быстро плодятся саамы чудовищные сектантские бредни и извращения.
Исходя из наличия этих трех кругов, можно говорить о трех главных аспектах антисектантской деятельности:
.Профилактика – просвещение. Эту сторону противосектантской деятельности нельзя рассматривать в отрыве от общих задач миссии. Как уже отмечалось, расцвет сектантства во многом связан с духовной непросвещенностью, с отсутствием элементарной религиозной культуры. Также следует отметить чрезвычайное значение развития и расширения приходской общинной жизни, в частности. всех ее форм, связанных с молодежью, на которую в первую очередь направлены вербовочные усилия сектантов.
Что касается непосредственно противосектантской деятельности, то в этом направлении нужно концентрироваться на публикации разоблачительных материалов для воздействия на общественное мнение и закрепление в нем негативного образа сектантских объединений. Особое внимание следует обращать на адресность публикации, которая должна быть обращена к нецерковным и внецерковным людям.
2.Реабилитация бывших членов сект. Особое направление должно быть посвящено отрыву от сект отдельных людей, введению их в лоно Матери-Церкви и возвращению к нормальной жизни и деятельности. Тут нужно прилагать все возможные усилия, ибо радости о спасении одного заблудшего на небесах будет больше, чем о многих праведниках. Нужно следить, чтобы это направление миссии адресовывалось бы к конкретному человеку.
Разоблачительный аспект смыкается с первым пунктом данной части. Следует подчеркнуть, что за большинством сектантских лидеров тянется шлейф из полицейских приводов и судебных разбирательств. Следует добиваться права давать нашим охранительным органам экспертизные материалы относительно этого.
Юридический аспект состоит во влиянии на текущее законодательство и практику госуправления, с целью предотвращения сотрудничества госорганов с сектантскими обществами и ради гарантий основных прав человека (на жизнь, собственность, охрану материнства и детства, на образование, на выбор места жительства, рода занятий, на право свободного выбора супруга (и) и т.п.) от агрессивных посягательств тоталитарных сект.
Необходимо помнить, что мы имеем право требовать вмешательства государства и религиозную практику, (которая может допускать добровольный отказ человека от своих прав) в тех случаях, когда нарушается принцип добровольности, имеют место насилие, обман или умышленное введение в заблуждение. В частности, ныне действующий гражданский кодекс России позволяет требовать расторжения сделок, совершенных лицом, умышленно введенным в заблуждение, а также аморальных сделок.
При этом нельзя забывать, что к принятию законодательных документов антисектантского характера следует подходить с сугубой осторожностью не только для того, чтобы сектанты не могли претендовать на роль гонимых (что обычно, вызывает общее сочувствие), но и потому, что злоупотребляющие властью (а иногда и коррумпированные) администраторы всегда смогут сделать вид, что не усматривают различия между Церковью и сектами – а при этом такого рода документы будут либо бесполезны, либо просто опасны для Церкви.
Любая антисектантская деятельность должна основываться на глубоком знании сектантских учений, организации и практики, грамотно и квалифицированно изложить учение секты и показать его несовместимость с православием.
Заключение
Рассмотрев особенности миссионерской деятельности современного пастыря Церкви, можно сказать, что миссионерская проповедь о Христе людям, удалившимся от спасительной истины,¾ поистине служение апостольское, а обращение их к Христу-дело рук Божиих. Однако, несмотря на харизматичность этого служения, его успешность в немалой степени зависит и от человеческого фактора: труда проповедника и правильной постановки миссионерского дела. Целью же всей миссионерской деятельности пастыря должно быть спасение людей, неведущих истину и слава Христова.
И хотелось бы закончить эту работу словами святителя Иоанна Златоуста, сказанного пастырям: «Неужели мы не должны позаботиться о том, чтобы все были истинными христианами?»
Эти слова, сказанные сотни лет назад, приложимы и к нашему времени, поскольку в Евангелии нуждается весь мир и все мы призваны к его благовестию-благочестивые миряне, миссионеры и пастыри-созидатели Царства Божия.
Список использованной литературы
1. Александр Архиеп. Церковь в России на пороге XXI века // Миссионерское Обозрение. – 1999. – №12. – С. 12 – 15.
. Алексий II (Ридигер) Патр. О миссии РПЦ в современном мире // Православная миссия сегодня. – СПб.: Апостольский город, 1999. – С. 17.
. Алексий I (Симанский) Патр. Слово о храме ЛДАиС // Настольная книга священнослужителя. – М.: Изд. Отдел Московской Патриархии, 1992. – Т-I – С. 653 – 655.
. Амвросий Медиоланский. Творения. – М.: Благовест, 1995. – 380 с.
. Антоний (Храповицкий) Митр. Пастырское богословие. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. – 23 с.
. Герасим Архим. Религиозно-нравственные качества пастыря // Журнал Московской Патриархии. – 1959. – №1 – С. 50 – 54.
. Дворкин А. А. Типология сектанства и методы противосектанской деятельности РПЦ // Миссионерское Обозрение. – 1998. – №1 – С. 10 – 15.
. Ельчанинов А. Прот. Записи. – М.: Советская Россия, 1992. – 203 с.
. Иванов А. Проф. О необходимости широкого образования для пастырей // Журнал Московской Патриархии. – 1957. – №1 – С. 53 – 55.
Платон (Игумнов) Архим. Миссия Церкви в прошлом и настоящем и ее место в гражданском обществе // Миссионерское Обозрение. – 1998. – №7 – С. 6 – 10.Иоанн (Попов) Архиеп. Миссионерские съезды и перспективы православной миссии в XXI веке // Миссионерское Обозрение. 1999. – №12 – С. 6 – 10.
Иоанн Златоуст. Слово о священстве 3-е // Настольная книга священнослужителя. – М.: Изд. Отдел Московского Патриархата. 1992. Т-I – С. 590 – 652.
Иоанн Златоуст. Творения. – СПб., 1896. – 2т – 324 с.
Каледа Г. Прот. Задачи, формы и структуры катехизации в РПЦ в современных условиях // Путь Православия. – 1993. – №1 – С. 19 – 32.
Каллист Еп. Единство и миссия // Миссионерское Обозрение. – 1998. – №6 – С. 6 – 12.
Киприан (Керн) Архим. Православное пастырское служение. – СПб.: Сатис, 1996. – 387 с.
Кундюк А. Из пастырских собеседований. – Пермь, 1991. – 93 с.
Куренков А. Иер. Миссионе6рские аспекты богослужения // Миссионерское Обозрение. – №6 – С. 10 – 12.
Крижанич Ю. Беседы о суеверии // Богословские труды. – 1986. – №27 – С. 220 – 257.
Концепция возрождения миссионерской деятельности РПЦ Изд. Рабочей группы по планированию возрождения православной миссии на канонической территории РПЦ, 1995. – 23 с.