- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,46 kb
Значение в русской журналистике политики Александра II
Значение в русской журналистике политики Александра II
18 февраля 1855 года – в Зимнем Дворце смятение. На глазах угасает Николай Первый. Он умирает. На престол входит Александр II.
19 февраля 1861 года – Александр Второй подписывает царский манифест об отмене в России крепостного права.
Цензурная реформа 1865 года официально называлась “Временное правило о даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати”. В ней было два пункта: “от предварительной цензуры освобождались : правительственны издания, научные издания, планы, карты, чертежи, оригинальные сочинения объемом не менее десяти печатных листов, переводные сочинения объемом не менее двадцати печатных листов и периодические издания, выходящие в столицах при условии получения разрешения министра внутренних дел и внесения залога от двух с половиной до пяти тысяч рублей”. Второй пункт цензурного устава гласил: “преступления печати рассматриваются как в административном порядке, так и в суде”. Печатный лист – это условная единица тех времен, равная от 20-ти до 25-ти машинописным страницам. Простонародье не могло себе позволить покупать такие дорогие толстые книги, поэтому в законе и стояло такое хитрое правило. Кстати, впервые продажа и печать частных объявлений началась только с 1861-го года. Вся частная провинциальная, сатирическая печать, печать с иллюстрациями не попали под закон и попадали под предварительную цензуру. Основная тематика журналов 1860-х годов – это обсуждение отмены крепостного права Александром Вторым.
Демократическое направление в журналистике 1860-х годов
Самым ярким представителем являлся уже ранее упомянутый журнал “Современник”, издававшийся в эти годы Николаем Ивановичем Некрасовым и Иваном Ивановичем Панаевым (см. статьи “А.С.Пушкин – журналист” и “Русская журналистика 1840-х годов” ). Пик популярности журнала пришелся на 1858-62 годы. Самыми заметными в “Современнике” были три Николая: Некрасов, Чернышевский и Добролюбов. Журнал боролся за скорейшую отмену крепостного права и против самодержавия. Но в 1862-м году двадцатипятилетний Добролюбов, любимец читателей, умирает от чахотки, а в 1863-м Чернышевского арестовывают, и журнал угасает с одним Некрасовым во главе. Про него пускают жуткую клевету. И тут случился парадоксальный случай: находившись заточенным в Петропавловской крепости, Чернышевский пишет жестко демократический роман “Что делать?” и его публикуют в “Современнике” из-за недосмотра цензуры! В романе сплошь и рядом призывы к свержению царя, советы революционерам и т.п. И все это было загримировано под видом художественного произведения. Так произошел последний всплеск “Современника”, после которого тираж журнала катастрофически падает – с десяти тысяч экземпляров до двух. А в 1866-м году “за вредное направление” журнал “Современник” был закрыт. Наверное, он просто попал под горячую руку, потому что 4 апреля 1866 года у решетки Летнего Сада Дмитрий Каракозов неудачно выстрелил в Александра II, и вся страна была взбудоражена.
Так или иначе, ярчайший пример русской демократической журналистики был закрыт, но помимо него существовало еще несколько изданий того же направления. Одно из них, – это петербургский журнал “Русское слово”. Его издавал Григорий Евлампович Благосветнов, однако ведущая роль принадлежала критику Дмитрию Писареву. “Русское слово” боролось против либерализма. Также к демократическим изданиям можно отнести три сатирических журнала: “Искра” (издатели – поэт Николай Курочкин и карикатурист Николай Степанов), “Гудок” (редактор Дмитрий Минаев, поэт, мастер экспромта) и “Будильник” (издатель Николай Степанов). Это были журналы смелых карикатур, ироничных подписей к ним и острых сатирических заметок. Они были созданы за несколько лет до реформы цензуры в России и высмеивали существующий строй. К примеру, возьмем пару карикатур. Первая из них изображала двух людей, идущих с вокзала и несущих деревянный ящик. “Куда бы поставить этот тюк без адреса?” – спрашивает один, на что второй ему отвечает “Да положим где-нибудь в углу сарая”. Без одной единственной детали картинка кажется глупой и неинтересной, – без головы в короне, торчащей из ящика. Или возьмем другую , более известную иллюстрацию, состоящую из двух маленьких, в “Искре”: на первой из них изображена дверь с надписью “Цензура”. В нее входит одетая в элегантное бальное платье с надписью “Статья” прекрасная женщина. Зато на соседней картинке из этой двери выходит полуголая в лохмотьях и почерневших в клочьях волосах та же самая женщина. Для того времени это были более чем смелые рисунки, из-за чего журналы постоянно конфликтовали с цензурой. Ну и последний пример демократической журналистики – это типография Александра Ивановича Герцена в Лондоне. Когда он ездил по европейским странам, ему в голову пришла отличная идея – создать в Лондоне типографию, где печаталось бы то, что в России печатать запрещено. Так появился первый прототип “самиздата” советских времен. В британской столице вышло девять выпусков альманаха “Полярная звезда” в память о декабристах с барельефом пяти казненных на обложке (см. статью “Журналистика декабристов” ), популярнейшая в России в результате частых перевозок газета “Колокол” (печаталась с 1857 по 1867 гг. на русском, а в 1867-68 гг. выходила на французском с русскоязычными прибавлениями), а также нерегулярный периодический сборник “Голоса из России”. Здесь впервые было опубликовано знаменитое стихотворение Лермонтова “Смерть поэта”. Из-за всего того, что он напечатал за границей, популярность Герцена в России была фантастической.
Демократы требовали отмены крепостного права и выдачи крестьянам бесплатных земель.
Либеральное направление в журналистике 1860-х годов
Вышеупомянутый журнал “Отечественные записки” (см. статью “Русская журналистика 1840-х годов” ) издавался в те годы Андреем Александровичем Краевским. Либералов представляла и старая “Библиотека для чтения” (см. статью “Торговая журналистика 1820-30-х годов” ). Либеральная журналистика 1860-х годов делится на три направления:
1). Либерально-западническое направление (“Отечественные записки”, “Библиотека для чтения”, большинство русских газет, в том числе “Голос” Краевского, доходивший тиражом до 25-ти тысяч экземпляров, “Русские ведомости”…).
2). Либерально-славянофильское направление. В нем в основном преобладала Москва. Это направление было элитарным, рассчитанным не на широкие массы, а на высокообразованного человека, а потому убыточным. Издателем крупнейшего журнала славянофилов “Русская беседа”, который просуществовал четыре года, был Александр Кошелев. У славянофилов было много газет: “Молва”, “Парус”, “День”, “Москва”, “Москвич”, “Русь”… В основном их издавал крупный славянофил Иван Сергеевич Аксаков. Сначала его брат Константин был главой газеты “Молва”, но после скандально известной статьи в 36-ом номере за 1857 год редактором был назначен именно Иван. Но он из-за частых запретов был вынужден закрыть “Молву”. Все его издания закрыли очень быстро, из-за чего Иван Аксаков сильно конфликтовал с цензурой. Он считается одним из последних славянофилов. Его глубокая фраза “Я как одинокий конь в стойле, мне и поржать-то не с кем” смешна только на первый взгляд.
3). Либерально-почвенническое направление. У него было только два журнала, и оба под руководством братьев Михаила Михайловича и Федора Михайловича Достоевских: “Время” (1861-63) и “Эпоха” (1864-65). Почвенники, интеллигенция, хотели вернуться и приблизиться к основной массе населения и пойти по примеру европейцев своим, русским, путем, на основе русской культуры и обычаев.
Либералы выступали за отмену крепостного права, но хотели, чтобы крестьяне получили земли своим трудом – своеобразным выкупом. Либеральная журналистика была самой массовой по тиражам.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://journalistic.narod.ru/