Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Искусство понимать искусство

Культурология


Искусство понимать искусствоИскусство – удивительная, достаточно самостоятельная и чрезвычайно важная сфера культуры. При помощи искусства человек осознает мир, самого себя, творя свое отражение, одухотворяя то, что он создаёт. Искусство также древне, как и сама культура: его корни уходят в первобытную эпоху. С самого начала оно призвано облагораживать, совершенствовать и гуманизировать общество человека, природу. Оно преднамеренно эмоционально, чувственно, аффективно. Искусство – специфический язык культуры, на котором она говорит с человеком. При помощи искусства человек самоактуализируется, постигает себя, меру своей уникальности. И сложное, многомерное, и полифункциональное явление. Его изучают философия, эстетика, история, культурология, искусствознание.

Искусство, как и культура, находится в постоянном движении, развитии, обновлении. Сохраняя свое стилевое единство, оно отражает мир и человека такими, какими они виделись в тот или иной период, ту или иную эпоху. Поэтому через восприятие продуктов художественной деятельности мы можем восстановить не только картину быта, свойственного той или иной культуре, но и ту духовную атмосферу, которая царила в данное время. Искусство, художественная культура аккумулируют «опыт переживания, опыт чувств» человечества, они отражают прежде всего результаты чувственно-эмоционального постижения мира. Меняя свой облик, форму, искусство изменяется вместе с теми культурными ценностями, которые оно отражает. Неизменным остается лишь главный предмет интереса искусства — человек и все, что он создал.

В каждую конкретную эпоху искусство по-разному отражает мир, и мир воплощается в нем в разных обликах, разных образах. Отражая многообразие и богатство мира, искусство создает определенные идеалы, ценности, идеи, которые оказывают существенное влияние на поведение, ориентации и мотивы деятельности людей. В силу своей чувственно-эмоциональной формы искусство быстрее, чем любая иная сфера культуры, оказывает воздействие на духовный мир личности. Именно поэтому его роль в деле совершенствования общества и человека огромна. Оперируя образами, искусство вырабатывает целостное представление о мире, оценивая его как потенциально гармоничный, совершенный, прекрасный. Но и представления о красоте, о том, что подлежит изображению как наиболее ценное, как прекрасное, историчны, изменчивы, конкретны: они национально, социально и культурно обусловлены.

Наиболее ярко это проявляется при создании и воплощении образа человека. Культура средних веков по-иному относилась к: образу человека, оценивая его тело как «вместилище греха», как то, что связано прежде всего с его животной страстью. Средневековое искусство акцентировало внимание на духовности человека, на его стремлении к восхождению к Богу. Поэтому телесность, все, что связывало человека с миром, с чувственными наслаждениями, не представляли интереса. Искусство показывало преображенную духом плоть, которая выступала лишь как средство служения Богу.

Эпоха Возрождения, также исходящая из принципа богоподобия человека, трактовала его по-иному: искусство этого времени создало грандиозные образы титанов — людей, по масштабу своей личности равных богам. Современное искусство ищет иной образ человека, не идеализируя его, а пытаясь изобразить таким, каков он в своей повседневной жизни: одинокий, обычный, отчужденный, часто некрасивый, неинтересный даже себе. Поэтому многие искусствоведы отмечают одну из особенностей современного искусства — дегероизацию, отсутствие положительного героя. Часто образ человека нарочито искажается, акцентируются его негативные черты и свойства.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.