XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры.
Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
Поскольку XX в. – век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.
В истории культуры XX в. можно выделить три периода:
- начало XX в — 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);
- 20—30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры — социалистической),
- послевоенные 40-е гг. — вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения).
Культура — это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.
Духовная и материальная культура XX в. — это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого — запечатлеть мгновение жизни.
В искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились:
- в заметном увеличении стремления к обобщенности образа,
- исчезновении детализации,
- возрастании интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей,
- перемещении центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа,
- сдвиге в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет индивидуального видения художника.