Принято считать, что религия как элемент духовной культуры и форма общественного сознания в своем историческом развитии прошла три этапа: родоплеменной, этно-национальный и мировой.
Первый тип религиозных верований тесно связан с развитием первобытной культуры и к нему следует отнести тотемизм, фетишизм, анимизм. В этот период культура носила синкретический характер, и все ее составные элементы тесно переплетались между собой.
Становление духовных ценностей и было становлением культуры. Мифологическое сознание интегрировало в единую целостность древние зачатки эстетического, нравственного, религиозного в жизни первобытного человека.
Ко второму типу – народно-национальным религиям принадлежат, например, индуизм, иудаизм, конфуцианство. Эти религии возникли в период становления классового общества, возникновения государства и развития таких общностей, как народность, а позднее нация.
Характерной чертой этих религий было введение единообразных строгих ритуалов практически во всех областях жизни человека, что затрудняло общение с представителями других вероисповеданий. Культура в этом случае становится более локальной, она более понятна единоверцам.
Но если первая стадия религии была связана с возникновением и развитием политеизма (многобожие), то вторая – с монотеистическими верованиями. Многобожие было заменено единобожием, верой в единого Бога, что вело к централизации управления, общности психологии, оценок, предпочтений, вкусов, традиций, образов.
Все мировые религии возникли примерно в одно время. Предпосылкой их возникновения принято считать выход за рамки родоплеменных вер. Призыв к единому Богу, образу вечности был продиктован новыми условиями жизни и поддержан императорской властью.
Все мировые религии возникли в рамках одного тысячелетия – во время великих исторических поворотов, в период формирования мировых империй.
Сегодня принято в качестве мировых религий выделять следующие: буддизм, христианство, ислам.