Для Нового времени характерно дальнейшее осмысление феномена культуры. Оно обнаруживается в следующих пунктах:
- На месте средневекового теоцентризма утверждается антропоцентризм в представлениях о культуре человека и общества.
- В своих исследованиях природы человека, общества Новое время обращается к наследию Античности, отбрасывает “ложные авторитеты”, подвергает их осмеянию и критике.
- Хотя в представлениях о культуре ещё содержится признание “божественной” природы человека, но в своих крайних формах антропоцентризм лишается теологического обоснования.
- В результате такого изменения на первый план выступает светская составляющая культуры, наука, рациональная форма знания. Культура начинает пониматься, как продукт человеческого труда, причём труда разумного. Таким образом, подчёркивается духовная, рациональная сущность культуры. Религиозная культура всё чаще отождествляется с иллюзорными формами человеческого бытия. Хотя её существование признаётся необходимым, но только для обуздания толпы, тёмных людей.
“Культура” отождествлялась с культурой господствующего класса. В этом сказался классовый характер господствующих представлений. “Культура” “угнетённых классов” рассматривалась как “не культура”, как явление, лежащее за пределами культуры. В представлениях о культуре отражалась социальная иерархия, характерная для цивилизации. Отсюда появляются более ценные и менее ценные “культурные” качества человека.
Неравномерность развития общества и вызревания его противоречий приводили к тому, что культура воспринималась как частичное явление, охватывающее какую-то одну сторону, часть или сферу сознания, или форму сознания – нравственность, религиозность, искусство и др. Только в ХХ веке появляются попытки представить культуру как целостное явление, охватывающее и человека, и общество.
Под культурой часто понимается такое социальное свойство, недостаток которого воспринимается как тормоз в развитии человека и общества. Так, разумность, знания, моральность – это то, чего не хватает в обыденной жизни и что призвана восполнить система воспитания и образования. Те же качества, которые освоены человечеством, не воспринимаются как “культурные”, например, способ передвижения на двух ногах, а не на четвереньках, воспринимается как “природное”, а не культурное свойство, и только изменение ситуации заставляет воспринимать это свойство как культурное и ценить его.