Уже в 8 – 5 веках до н. э. в Китае имело широкое распространение учение о пяти стихиях или первоэлементов природы. Древнекитайские мыслители учили, что соединение пяти первоэлементов: воды, огня, металла, дерева и земли создают все многообразие явлений и вещей. Разрабатывалось учение о противоположных и взаимосвязанных силах Инь и Ян.
Инь – женское начало (темное – север, земля, отрицательное, пассивное начало.)
Ян – мужское начало (светлое, небесное, положительное, активное, южное начало.)
Полярные силы, космические начала, задающие ритмику жизни и образующие гармонию, это взаимопроникающие начала. Равновесие мира, его баланс основывается на взаимодействии этих двух противоположных начал. У истоков китайской философии стоят два мыслителя: Лао-Цзы и Конфуций.
Конфуцианство в культуре Древнего Китая
Основоположник – Конфуций (Кунц–Цзы) 551-479 г. до н. э. Изначально Конфуцианство было этико – политическое учение. Конфуций выдвинул идею об «исправлении имен», т.е. каждый в обществе должен занимать подобающее ему место. Правитель должен быть правителем, отец отцом, сын сыном, и тогда в обществе будет гармония. Он утверждал, что судьба человека определяется Небом. Власть имеет божественное происхождение, правитель – сын Неба. Конфуций создал концепцию совершенного человека – цзюнь-цзы, этот человек должен обладать следующими качествами: гуманность, человеколюбие, скромность, справедливость, чувство долга, должен соблюдать церемонии, обряды, уважать старших, любить родителей.
По Конфуцию любой старший, будь то отец, чиновник, правитель – это беспрекословный авторитет для младшего, подчиненного. Государство – это большая семья, а семья – малое государство. В Китае и Корее нет системы пенсионного обеспечения, т. к. это предопределено конфуцианством. Конфуций выдвинул «золотое правило морали»: «чего не желаешь себе, того не делай другим. Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей». Все высказывания Конфуция записаны его учениками и изложены в сборнике Лунь юй ( «Беседы и суждения»). Каждый образцовый китаец в социальной сфере – конфуцианец, а в душе он немного даос.
Даосизм: теория, практика, отражение в литературе и искусстве
Лао-Цзы (около 580-500 г. до н. э.) – основатель даосизма. Его имя переводится как «старый мудрец» или «старый ребенок». По его высказываниям ученики написали сочинение Дао де Цзян (путь добродетели), на русский язык перевел Толстой. Книга содержит афоризмы, высказанные Лао. Центральное понятие – это Дао (источник всех вещей, закон всего, судьба, бог, мировой закон). Так как человек не в состоянии постичь смысл Дао, то самое оптимальное для умного человека – это ничего не делать, не вмешиваться в судьбу мира – Увей (теория наделения). Все должно идти само по себе , люди должны перестать бороться и действовать. Лао призывал людей к спокойствию, к жизни в согласии с природой, не плыть против течения, не стараться изменить ход событий.
Открыв законы Дао, познав Дао, можно достичь бессмертия. Для этого Даосы разработали различные методы и приемы: ограничения в еде, специальная диета, физические и дыхательные упражнения аналогичные йоге, т. е. практика обретения бессмертия подразумевала 3 направления: регулирование тела, дыхания, сердца. С 7 века в Китае создаются крупные даосские монастыри, которые стали центрами медитаций, гаданий, занятий магией, астрологией. Китайцы прибегали к услугам даосских монахов, когда хотели узнать свою судьбу, излечить болезнь при помощи магии, снять нервное напряжение посредством медитации.