Существует два подхода к изучению окружающего мира:
- Онтологический – изучение сущности предмета.
- Аксиологический – связан с выражением отношения человека к предмету. Выразить это отношение позволяют ценности.
Существует более 100 определений ценностей, но самое распространенное из них следующее:
Ценности – это материальные или идеальные предметы, которые нужны и полезны человеку с точки зрения удовлетворения его потребностей.
Также многочисленны и типологии ценностей, осуществляемые по разным основаниям:
- по предметному содержанию (материальные, духовные, этические, политические);
- по роли в жизни человека (терминальные – цели, инструментальные – средства);
- по функциональной направленности (интегрирующие, дифференцирующие);
- по актуальным потребностям индивида.
Главная функция ценностей – регулятивная. Для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен постоянно оценивать себя, свое поведение, образ жизни, уровень развития. Осознание своего соответствия этим требованиям вызывает у него чувство удовлетворенности, душевного комфорта. И наоборот, осознание несоответствия вызывает чувство дискомфорта.
Внешний контроль осуществляется обществом, правовыми органами.
Внутренний контроль осуществляется благодаря ценностям, усвоенным человеком в процессе социализации.
Поскольку осознание несоответствия вызывает у человека стремление изменить себя в лучшую сторону, то ценности являются механизмом развития личности.
Психологи считают, что ценности – «ядро» человеческой личности, так как они определяют отношение человека к миру, к природе, к власти и т.д.
В конечном счете, ценности определяют всю стратегию нашей жизни.
Наличие устойчивых ценностных ориентаций характеризует зрелого человека и определяет такие качества, как активная жизненная позиция, целеустремленность, верность принципам.
Другая функция ценностей – прогностическая. Ценности определяют тот образ будущего, к которому стремиться личность.