Массовая культура – это культура, основным носителем и средством трансляции которой являются СМИ. Она называется так, потому что:
- она создается массовыми тиражами;
- она потребляется всеми без исключения.
Массовая культура – это детище 20 века, хотя предпосылки ее возникновения относятся к концу 19 века, когда газета стала общенародным достоянием. Массовая культура – это результат проникновения капиталистических влияний в культурную сферу общества, так как произведения этой культуры создаются как товар, по законам рынка.
Массовая культура предельно примитивна, она представляет мир как предельно упрощенный мир, где все проблемы решаются легко. Она предельно адаптивна, она использует как сюжеты высокой элитарной культуры, так и сюжеты рок-культуры, которая всегда противопоставляла себя. Массовая культура решает не столько эстетические задачи, сколько задачи коммерческие, политические. Это зрелищная, визуальная, экранная культура, поэтому она более эффективно действует на чувство, на подсознание человека и таким образом манипулирует им.
Массовая культура предельно фрагментарна (дает знания по чуть-чуть обо всем), не формирует целостного образа мира. И как следствие, формирует личность посредственную, без индивидуальности. Эта культура носит универсальный, всеобщий, интернациональный характер, то есть она не несет в себе национальных признаков.
Отношение к массовой культуре в современной литературе весьма неоднозначно:
- Резко отрицательное. Это ширпотреб, квази-культура.
- Положительное.
- Точка зрения, признающая и плюсы, и минусы.