Цивилизационный подход исходит из идеи постоянного возвращения круговорота, идеи множественности культур, характерной для философов-романтиков. Особенности:
- Отрицание единства человечества и его истории.
- Отрицание европоцентризма.
- Утверждение идеи множественности и уникальности культур.
- Биологизм – перенос законов биологического организма на развитие культуры.
Теория локальных цивилизаций рассматривает человечество как совокупность исторически сложившихся общностей, каждая из которых занимает определенную территорию и имеет свои особенности.
Шпенглер. Человечество не едино, а следовательно, каждая культура уникальна, несопоставима, неповторима. Каждая культура подобна биологическому организму, ведет обособленное существование, обладает внутренним единством. Подобно организму, она имеет отмеренный срок жизни (1000 лет) и проходит следующие этапы развития:
- Детство.
- Юность.
- Зрелость.
- Старость.
- Смерть.
Последний этап развития культуры Шпенглер называет цивилизацией – это упадок культуры, деградация. Если культура – это органически жизненное явление, то цивилизация явление исключительно технико-механическое. Европа пережила свой расцвет в эпоху античности, а теперь она вступила в фазу цивилизации, кризиса культуры.
Признаками кризиса являются:
- торжество техники;
- потребительская психология;
- массовая культура и человек массы;
- упадок искусства.
Тойнби рассматривает локальную цивилизацию как главную единицу истории. Отрицает единство человечества. Сформулировал закон развития цивилизаций, который называется законом «вызова и ответа». Каждая цивилизация в своем развитии сталкивается с определенными вызовами истории, т.е. с проблемами природного и социального характера. Если цивилизация достойно отвечает на вызов истории, то она получает импульс к дальнейшему развитию. Если же этот вызов оказался ей не по силам, то происходит надлом цивилизации, а потом ее упадок. Движущей силой цивилизации, за счет которой и происходит ответ на вызов, является ее элита, творческое меньшинство, противопоставленное пассивному большинству.
Стадиальная теория. Рассматривает исторический процесс, как циклическое чередование определенных стадий, каждая их которых обладает ярким своеобразием.
Сорокин рассматривает культурно-исторический процесс, как циклическое чередование трех типов культуры:
- Чувственный, для которого характерно эмпирически чувственное восприятие, оценка действительности с точки зрения утилитарной (польза) и гедонистической (наслаждение).
- Идеациональный – культура, для которой характерна ориентация на сверхчувственные ценности (Бог, Абсолют).
- Идеалистический – смешанный тип, сочетающий черты первого и второго типов.
Каждый из этих трех типов обладает единством ценностей и значений, которое проявляется во всех сферах культуры.