- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 35,02 Кб
Кабаре и варьете
КУРСОВАЯ РАБОТА
Кабаре и варьете
План
Введение
Глава І.Кабаре и варьете как разновидности эстрадных представлений
.1 Специфические особенности кабаре и варьете отличающиеся от концерта
.2 Зрелищный компонент кабаре и варьете
Глава II. Исполнительное искусство и режиссура в кабаре и варьете
.1 Специфика жанрового исполнения варьете-представлений (вокал, танец, оригинальные номера
.2 Режиссура концертных номеров и программ варьете и кабаре представлений
Заключение
Литература
кабаре варьете концертный
Введение
В системе зрелищных искусств эстрада сегодня прочно занимает обособленное место, представляя собой самостоятельное явление художественной культуры. Популярность эстрады в самых широких и разнообразных зрительских слоях заставляет ее откликаться на противоречивые эстетические потребности различных групп населения по социальному, возрастному, образовательному и даже национальному составу. Эта особенность эстрадного искусства в значительной степени объясняет наличие негативных аспектов в профессиональных, эстетических и вкусовых достоинствах эстрадных произведений. Массовость аудитории эстрады в прошлом и настоящем, ее разнородность, необходимость сочетания в эстрадном творчестве развлекательной и воспитательной функций, – предъявляет специфические требования к создателям произведений эстрадного искусства, накладывает на них особую ответственность.
Сложность исследования произведений эстрады, а также выработки методологических подходов к их созданию обусловлена тем, что она в целом представляет собой конгломерат различных искусств. В ней синтезируются актерское мастерство, инструментальная музыка, вокал, хореография, живопись (например, жанр «художник-моменталист»), В этот синтез искусств вклинивается спорт (акробатические и гимнастические номера) и наука (среди эстрадных жанров есть математический номер -«живая счетная машинка»). Более того, существуют жанры эстрады, основанные на трюковой составляющей, которая требует проявления уникальных способностей и возможностей человека (например, ряд эстрадно-цирковых поджанров, гипноз, психологические опыты). Множественность выразительных средств, их неожиданные и необычные сочетания в различных синтетических формах на эстраде очень часто более разнообразны, чем в других зрелищных искусствах.
Притом, что эстрада очень тесно связана с театром, формы произведений театра и эстрады различны. Если в первом, как отмечал А.Анастасьев, это – спектакль, то в искусстве эстрады – номер, который, по выражению Ю.Дмитриева, «является основой эстрадного искусства».
Актуальность темы работы. Кабаре и варьете существуют уже более 130 лет, но и до сих пор не все понимают разницу между этими заведениями и представлениями, которые в них происходят. В процессе эволюции театра, в Европе эти понятия начали ассоциироваться с понятием эстрады, а грань различий между ними практически исчезла. Многие считают, что кабаре и варьете – это всего лишь вид концерта.
Поэтому, основная цель предпринятой работы – это расскрыть глубину понятий кабаре и варьете как самостоятельные виды эстрадного искусства; определить все нюансы, различия, их особенности и отличие от других форм и жанров исскуства.
В качестве отдельных задач будут рассмотрены следующие вопросы:
история создания и развития кабаре и театров варьете
расскрытие отличий между кабаре, варьете и концерта
особенности номеров, представлений кабаре и варьете. В чем же заключается зрелищность выступлений в этих заведениях
а так же спецыфика жанрового исполнения номеров и режиссура представлений в кабаре и варьете
Объектом исследования является искусство эстрады, которое проявляется в жанрах кабаре и варьете.
Предмет исследования – представления кабаре и варьете, как разновидности эстрадных представлений
В этом контексте, в исследовании впервые подробно и комплексно исследуются художественная структура, типология, особенности создания номеров кабаре и варьете представлений, формулируются и исследуются вопросы нахождение общих закономерностей и различий в понятии данных видов эстрадного искусства.
Глава І. Кабаре и варьете как разновидности эстрадных представлений
.1 Специфические особенности кабаре и варьете отличающиеся от концерта
Для того, чтобы полноценно раскрыть особенности кабаре и варьете, а также показать их отличие от концерта, изначально необходимо определить понятие этих названий.
ВАРЬЕТЕ (франц. variété, от лат. varietas – смесь, разнообразие), вид театров, в представлениях которых сочетаются самые разные жанры искусств – эстрадного, театрального, музыкального, циркового.
Название произошло от парижского театра «Варьете», основанного в 1720; позже – стало нарицательным. Как тип зрелищных предприятий получил распространение в конце 19 – начале 20 вв., преимущественно – в крупных городах с хорошо развитой индустрией развлечений. Предшественниками варьете были кафешантаны и кабаре, где артистическая богема проводила импровизированные сборные представления, включающие музыкальные, эстрадные и цирковые номера. Столицей театров варьете в течение долгого времени оставался, несомненно, Париж. Такие варьете, как «Ша нуар», «Фоли бержер», «Мулен руж», «Аполло», появившиеся в 1880-х, получили мировую известность и стали эталоном качества в своем жанре. В них проходили становление эстрадные артисты (такие, как М.Шевалье), развивавшие школу французского шансона, сочетающего непринужденную, выразительную манеру пения, построенного на речитативе и мелодекламации, с актерской игрой. С другой стороны, театры варьете стали настоящей школой отточенной техники массового зрелищного танца, родившегося в оперетте, а позже вошедшего в арсенал мюзикла. Эстетика варьете во многом определяла художественную жизнь Франции того времени. В частности, эти мотивы занимали огромное место в творчестве замечательного французского художника Э.Дега. Пик расцвета театров варьете во Франции приходится на 1920-1930-е.
Термин «варьете» не имеет строгого значения, его границы несколько размыты. В 1920-х основной признак варьете – столики перед сценой, сближающие театр с рестораном – перестает быть обязательным. В настоящее время зачастую слова «кабаре», «ревю», «эстрадное обозрение», «дивертисмент», «бурлеск», «буфф» и даже «мюзик-холл» употребляются как синонимы, обозначая тип и театра, и самого представления. Это в значительной степени обусловлено принципиальной эклектичностью, многообразием включенных в общее зрелище номеров. Общие особенности подобных представлений вполне наглядны: яркая зрелищность, эксцентрика, комедийность, эротичность, легкий развлекательный характер, часто – пародийность и ирония. В представления могут быть включены одноактные пьесы и сценки, скетчи, выступления вокалистов и чтецов, танцевальные номера (часто – каскадный или эротический танец), иллюзион, жонгляж, акробатические этюды, пантомима и т.д. и т.п. Представление может быть объединено общим условным сюжетом или темой, хотя это требование и не обязательно.[4]
КАБАРЕ (франц. cabaret, буквально – кабачок), первоначально импровизированное представление, которое устраивали в литературно-художественном кафе поэты, музыканты, актёры.
Здесь читались стихи, пелись злободневные куплеты, разыгрывались сатирические сценки. Программу вёл конферансье, поддерживавший атмосферу непринуждённости и веселья. Кабаре получили распространение во Франции (главным образом в Париже) с 80-х гг. 19в.[8]
Похже, кабаре воспринималось как небольшое развлекательное заведение с определенной художественно-развлекательной программой, которая состоит из пения песен шансон, одноактных пьес, скетчей, танцевальных номеров, объединённых выступлениями конферансье.
Кабаре имеет французское происхождение. Первое кабаре «Чёрный кот» (Le Chat noir ) было основано в 1881 году Родольфом Салисом на улице Монмартр в Париже. В некоторой мере к возникновению кабаре во Франции причастен и Луи Наполеон, который, став императором Франции в 1852 году, запретил распевать традиционные песни шансон в общественных местах, то есть на ярмарочных площадях и многолюдных улицах городов. Новым убежищем для шансонье стали кафе-шантан (фр. cafe-chantan) или кафе-кабаре (фр. cafe-cabaret). Родольф Салис приглашал для выступлений в своем кабаре профессиональных, талантливых поэтов и музыкантов, что делает его кабаре чрезвычайно популярным. В последующие годы подобные кабаре возникают не только в Париже, но и по всей Франции. Следует особо отметить кабаре «Мирмильтон» (фр. Mirmilton) Аристидa Брюанa, в котором черпал свое вдохновение знаменитый художник Тулуз-Лотрек.[2]
января 1989 года, берлинец Эрнст фон Вольцоген открыл первое в немецкой столице кабаре. Заведение, названное Uberbrettl (Uber – сверх, brettl – малая сцена), стало совершенно новой ветвью в развитии этого незатейливого развлекательного представления. Создатели берлинского кабаре хотели довести вульгарность до эстетического совершенства. В зале не было столиков, а на сцене самостоятельные номера перемежались импровизациями и литературными пародиями. На какое-то время кабаре стало излюбленным местом авангардистов, презиравших каноны традиционного искусства. Здесь можно было встретить и элиту русской эмиграции.
Но очень скоро шумное танцевальное представление, с которым ассоциировался жанр кабаре, превратился в довольно вульгарное зрелище – Германия вступала в нелегкую эпоху. Покалеченные солдаты, вернувшиеся с Первой Мировой, разорившиеся фермеры и простые горожане бросали вызов "занудной" интеллигенции. Вскоре девушки- танцовщицы сняли свои яркие костюмы и заменили канкан на танцы куда более откровенные, а помещения заполнились сигаретным дымом и сомнительными личностями, снискав славу дешевых притонов и стриптиз-клубов. Так берлинское кабаре стало отражением жестких и довольно ограниченных потребностей послевоенного немецкого общества.
На родине кабаре – Франции – все было иначе. Когда-то загнанные Наполеоном Бонапартом в подполье шансонье нашли новые места для исполнения своей музыки, и в Париже начали появляться шантан-кафе. Там собирались талантливые поэты и музыканты, и, разумеется, красивые женщины. Вскоре у художника Родольфа Салиса появилась идея создания кабаре "Черный кот" (" Le Chat Noir"), которая успешно воплотилась в жизнь на Монмартре. В увеселительном заведении ставились танцевальные номера, одноактные пьесы и скетчи (короткая пьеса с двумя, реже тремя персонажами), объединённые выступлениями конферансье, исполнялся шансон. "Культурный" и в то же время легкий досуг начал привлекать публику, и вскоре кабаре стало символом свободной жизни, где можно было прикоснуться к запретному, не подмочив своей репутации.[9]
Второе, ставшее знаменитым кабаре – «Мирлитон» основал бывший певец «Ша нуар» Аристид Брюан. Программа «Мирлитон» состояла и основном из песенок самого Брюана, в которых повествовалось о жизни и типах городского «дна» – ворах, проститутках, сутенерах. Костюм, манеры певца, хриплый грубый голос, персонажи его песен – все должно было эпатировать буржуазного зрителя, который хлынул в кабаре, привлеченный непривычным и острым зрелищем. Из неприступной цитадели богемы , лишенной коммерческого духа, кабаре превратились в маленькие театрики с оригинальной программой, развлекающие европейского буржуа. [12]
Кабаре потихоньку начали появляться по всему миру, вскоре открылась "Бродячая собака" в Санкт-Петербурге и "Четыре кота" (Els Quatre Gats) в Барселоне. Не смотря на изначальную популярность и покровительство известных людей (так, например, славу арт-подвалу в Питере подарили Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Константин Бальмонт, и многие другие) кабаре во многих странах так и не прижились. Какие-то из них превратились в бард-кафе, а остальные отдали свои помещения под литературные чтения и собрания революционеров.
Жанр Кабаре уникален. Драма, опера, балет прекрасно сочетаются в нем с цирком и степом, эстрадным номером, пародией. Каждый номер – это отдельный маленький спектакль. Кабаре сочетает в себе иронию, сентиментальность, сарказм, философичность. Любое представление кабаретных артистов или, как их еще называют кабаретье, обращено к каждому конкретному зрителю в зале. Артисты кабаре умеют перевоплощаться мгновенно в самые разнообразные образы. Танцоры чередуются с блистательными во всех смыслах этого слова вокалистами. Все это сопровождается остроумными рассказами конферансье, который обращаясь к зрителям, делает их соучастниками программы.[15]
Самые выдающиеся артисты эстрады начинали свою творческую жизнь именно в кабаре,- это и Эдит Пиаф, Ив Монтан, Шарль Азнавур, Чарли Чаплин, Марлен Дитрих, Лайза Минелли. Этот свой дар – разговаривать с каждым зрителем глаза в глаза, они принесли и на эстрадные подмостки.
Но, всё-таки, основное своё значение кабаре приобрело, как место, где исполняются смелые откровенные танцы.[2]
Итак, кабаре – это увеселительное заведение, сочетающее предприятие общепита и сцену, на которой представляются различные развлекательные номера. Развлекательность – обязательный момент. Еще один обязательный элемент – интерактивность программы, ведущий и артисты вовлекают зрителей в свое представление. Антураж – перья, блестки, пышные юбки, стройные ряды красавиц из кордебалета (ах, это кабаре-ревю…) – тоже мигрировали в другие жанры оттуда, из кабаре, но это всего лишь часть содержания этого явления.
Уникальность жанра в свободе творчества, неповторимой возможности смешения различных артистических стилей, и, самое главное, радости и легкости которую артисты вселяют в душу людей, заставив забыть о проблемах повседневной жизни.
А варьете, в свою очередь, театр, в программу представлений которого входят развлекательные номера театральных, музыкальных и цирковых жанров – одноактные комические пьески, пародийные сценки, выступления певцов, чтецов, танцоров, фокусников и др. Постановки эффектные, пышно оформленные. В театрах варьете возник и утвердился жанр ревю (обозрения).
В послереволюционной России вследствие проведения Новой Экономической Политики обогатившиеся частные торговцы и ремесленники оказались на первых ролях: именно они установили новую моду на всё «богемное» и «экзотическое». Новых богачей мало интересовало классическое искусство, поэтому при театрах стали возникать варьете. Варьете всегда были переполнены зрителями, благодаря чему «лёгкий жанр» вскоре оказался на большой сцене.[4]
В современном мире, это развлекательная программа «под ключ», в которую можно включить выступление "звезд" и других артистов. Варьете – жанр созерцательный, поэтому конкурсы здесь будут неуместны. Как правило, варьете формируется с учётом вкуса заказчика при активном участии ведущего – конферансье, который готовит сценарий и становится связующим звеном всего действа.
Само слово «концерт» (лат. происхожд. – состязаюсь) возвращает нас в античность, где было принято устраивать состязания разного рода в том числе и в области художественного исполнительства. Первые публичные концерты XVIII века были исключительно музыкальными, появление других видов искусства на сценических подмостках связывают с театром, где после сыгранной пьесы там шел «дивертисмент», в котором актеры данного театра и приглашенные со стороны артисты показывали концертные номера разных жанров.
Обратимся к словарям: знаменитый русский энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона понятие «концерт» расшифровывает только как «публичное собрание», в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных. И далее: «смотря по программе, концерт получает название: симфонического (преимущественно исполняются оркестровые произведения), духовного, исторического…».
Виды концертов: тематический или праздничный, юбилейные вечера, классический, эстрадный концерт, эстрадное обозрение, «капустники», смешанный.[13]
Много общего между тематическим концертом и праздничным вечером, в которых все подчинено одной теме, одному событию. Но праздник обычно шире по разнообразию компонентов. Он выходит за рамки сценического пространства, ему бывает тесно в зале, он выплескивается в фойе, в вестибюль, иногда – на улицу. Переплетаются деловая и художественная части, в каких-то случаях поздравления чередуются с концертными номерами.
.2 Зрелищный компонент кабаре и варьете
– Кабаре, кабаре… Кто не слышал этого чарующего слова… Ах, кабаре, ах, канкан, ах, Монмартр, ах, «Мулен Руж»! Непрекращающийся водевиль, вся жизнь – кабаре!
Особенностью кабаре является яркость и красочность номеров, костюмов с разукрашенными страусовыми перьями, яркие декорации, красочный дизайн интерьера, кордебалет, спецэффекты, шум и гам. Даже непристойный канкан в исполнении танцовщиц кабаре смотрелся зажигательно, огнеметно, истинно вакхически (или дьявольски) сладострастно и вызывающе. Конферанс со временем стал держаться лишь легкого, поверхностного (расхоже-галльского) остроумия, не претендующего на мало-мальски серьезный щелчок в чей-то адрес. Разумеется, шансонье – и не только первоклассные – изливали в своих песенках и насмешку, и грусть, и даже порой страдание, но оно, как правило, не слишком беспокоило публику – разве что вносило в праздничный настрой мимолетную толику меланхолии.[8]
Так называемый легкий жанр часто оказывается совсем нелегок. Он требует профессионализма повыше, чем более «серьезные» жанры. И понять этот нехитрый, в общем то стиль бывает сложнее, чем изначально сложные по своей природе симфонические произведения. А ведь именно из выступлений в кабаре и кафешантанах вышла вся современная эстрада.
В кабаре все время в воздухе витал сладкий аромат праздника и веселья, чем и манил к себе людей разных жанров искусства. В увеселительном заведении ставились танцевальные номера, одноактные пьесы и скетчи (короткая пьеса с двумя, реже тремя персонажами), объединённые выступлениями конферансье, исполнялся шансон.[14]
На стенах кабаре висели яркие картины, на то время, неизвестных художников. Художники-моменталисты набрасывали изящные эскизы под музыку, поэты читали свои стихи «в декадентском роде»; пикантные песенки, «танго смерти» щекотали нервы пресыщенных зрителей.
Мотивы смерти, популярные в эпоху неоромантизма, в кабаре превращались в своего рода особый кабаретный стиль. Он обнаруживал себя в гриме актрис, обводящих глаза черными кругами, в содержании номеров («Танец скелетов»), в оформлении зрительных залов, росписи стен с непременной фигурой смерти. К концу XIX в. Кабаре сформировались в новую зрелищную разновидность, сблизившись в одном случае – с ранее возникшим варьете; в другом – с «театром малых форм».
Лиза Аппиньянези говорит о кабаре: «Помимо авангардистской составляющей и сатирической направленности, которые, собственно, и определяли кабаре как особую форму искусства, вскоре выявились и другие атрибуты жанра: компактная сцена, малое число зрителей (которые могли свободно курить и переговариваться во время представления) и полудружеский-полувраждебный тон в общении исполнителя со зрителем. Именно этот тон всегда помогал кабаретистам вовлекать публику в представление. Артист кабаре обращался непосредственно к зрителю, разрушая воображаемую четвертую стену, которая в традиционном театре отделяет сцену от зала.»[1]
Если вспомнить определение кабаре как «театра пародии и гримасы», то в российском кабаре «Летучая мышь», гримас у Балиева – резко-гротескных, остросатирических, ядовито-карикатурных – было много меньше, чем добродушных пародий, шаржей, юморесок.[12]
Немцам кабаре виделось как новое искусство современного города – с его индустриальным ритмом, с его страстями и страстишками, с его прогрессом и рутиной, амбициями и комплексами. В Германии кабаре был истинный театр пародии и едкой сатиры, и гомерический гогот зала (от всей души!) нисколько не был помехой ответным шуткам, подначкам и обильным возлияниям.
Именно в кабаре родилось, по сути, новое театральное начинание, ставшее вехой в истории современного театра, начинание, в котором стерты границы между смешным и трагичным, – легендарная «Трехгрошовая опера» (пьеса в трёх действиях, одно из самых известных произведений немецкого поэта и драматурга Бертольта Брехта). Самая эффективная из попыток победить искусство искусством.[15]
Яркость и красочность кабаре можно внимательней рассмотреть на примере известного «Мулен Руж». В Мулен Руже умелыми декораторами на сцене был сооружен гигантский "аквариум", в котором плавали обнаженные танцовщицы – зрелище поистине фееричное. Популярность и деньги помогли небольшому кабаре остаться и одной из двух уцелевших мельниц Монмартра и стать визитной карточкой Парижа. Тамошние исполнительницы канкана придумывали все новые и новые па. В результате именно здесь сформировалась окончательная версия непристойного танца.[9]
Изысканность французского стиля, шик парижского кабаре, великолепие красного бархата, золота, хрусталя и ослепительно красивые экзотические танцовщицы с хореографическими номерами – все это создаст атмосферу роскоши и уюта. Роскошные ревю: перья, стразы и блестки, сказочные декорации, оригинальная музика. Каждый вечер в сопровождении оркестра гости со всего земного шара наслаждались французкой атмосферой.[5]
Впервые распахнув двери, «Мулен Руж» представил на суд парижан «натуральную кадриль» , или, как называли этот танец англичане, «французский канкан» с его грациозными движениями, манящими взглядами и криками, взлетающими в воздух юбками, открывающими пытливому взгляду гладкие ножки и ажурные подвязки. С тех пор о новом танце говорили все.
«Настоящий канкан можно увидеть только в «Мулен Руж» – утверждают французы. Канкан – это не танец, это церемония со своими законами и традициями. Ровно 8 минут под озорную музыку Оффенбаха девушки дразнят зрителей, приподнимая юбки все выше и выше, обнажая ножки в черных чулках и красных подвязках, падая одна за другой на пол в шпагат и в какой-то момент сбивая кончиком туфли шляпу с незадачливого зрителя из первого ряда…
Мулен Руж с первого взгляда поражает великолепием. В его интерьере причудливо сочетались: модерн, авангард, элементы европейского и восточного сюрреализма.Здесь всегда выступали самые роскошные парижские девушки. И эта традиция свято соблюдается и по сей день. Традициям французского кабаре уже более 130 лет, а этот оригинальный жанр продолжает развиваться и радовать сердца зрителей по всему миру.
Исторически варьете связывают с народным театром, в котором угадываются истоки жанра. Красочные представления, сопровождаемые, песнями, танцами, цирковыми номерами, юмористическими сценками были популярны еще в Средневековье, но лишь в 19 веке народные мотивы объединились в разновидность театра, покоряющего своей яркостью, иронией, эротичностью и легким развлекательным характером.
Столицей театров варьете в течение долгого времени оставался, несомненно, Париж. Такие варьете, как «Ша нуар» , «Фоли бержер», «Аполло» , появившиеся в 1880-х, получили мировую известность и стали эталоном качества в своем жанре. В них проходили становление эстрадные артисты (такие, как М. Шевалье), развивавшие школу французского шансона, сочетающего непринужденную, выразительную манеру пения, построенного на речитативе и мелодекламации, с актерской игрой. С другой стороны, театры варьете стали настоящей школой отточенной техники массового зрелищного танца, родившегося в оперетте, а позже вошедшего в арсенал мюзикла. Эстетика варьете во многом определяла художественную жизнь Франции того времени. В частности, эти мотивы занимали огромное место в творчестве замечательного французского художника Э. Дега. Пик расцвета театров варьете во Франции приходится на 1920-1930-е.[9]
Надо отметить, что варьете объединяет под собой множество отдельных жанров. В представлении гармонично переплетаются танцы, театральные пьесы, цирковые представления, клоунада, выступления певцов, акробатов, жонглеров, пантомима, иллюзии, пародийные сценки и многое другое.
Современное варьете – это театр всех жанров, объединенных в потрясающую музыкальную историю с увлекательным сюжетом и шеренгой прелестных танцовщиц, украшенных страусовыми перьями. Это и есть настоящее варьете, полное ярких красок, блестящих образов и световых эффектов. Каждый спектакль – это совершенное сценическое произведение c непревзойденным вокалом, мастерски отточенной хореографией и оригинальными цирковыми номерами. Это удивительный сплав искусства, воплощающий образное решение с помощью великолепных декораций и костюмов. [12]
Множество передвижных декораций, спецэффектов, деталей оборудования сцены и реквизит обеспечивают полное погружения гостей в события на сцене и отвлекают от повседневных проблем.
В качестве сопровождения номеров и улучшения эффекта грандиозности события, и в кабаре, и в варьете, особое внимание обращалось на сценическое освещение. Ведь именно оно позволяет создать впечатление огромного пространства на небольшой сцене, показать на сцене все, что нужно в спектакле (движущийся транспорт, мгновенно возникающие и исчезающие декорации), окрашивать декорации в любые цвета. [11]
Средства сценического освещения позволяют создать многообразные световые эффекты. К световым эффектам относятся многочисленные и разнообразные способы создания дождя, пожара, снега.
Свет как одно из выразительных средств играет важную роль. Каждое изменение света, каждая его переброска, каждый световой эффект должны работать с определенной целью, нести в себе определенный смысл, понятный зрителю.
Светом можно рисовать картины утра, вечера, ночи, восхода и захода солнца, создавать настроение, состояние радости, тревоги и т.д. Некоторые режиссеры используют и такое свойство цветного света, как способность вызывать существующие в сознании зрителей устойчивые ассоциации, связанные с цветом. Так, красный цвет воспринимается, как цвет тревоги, войны, пожара; желтый – как цвет солнца, мира, счастья; синий – ночи, космоса, тайны.
Ряд укрепленных по всей рампе, обращенных к зрителям автомобильных фар и прожекторов может создать «световой занавес». Многое можно сделать светом на сцене, изобразительные возможности света во многом зависят от фактуры поверхности декораций, ткани костюмов.
В каждом выступлении варьете и кабаре скрупулёзно подбираются цветовые и световые гаммы для создания феерии, шоу, ощущения праздника, беззаботности и веселья. [8]
Варьете – это красочное зрелище, бесконечная молодость и неисчерпаемое жизнелюбие. Жанр остается одним из излюбленных и сегодня, ведь предлагает незабываемые впечатления на любой праздник.
Глава II. Исполнительное искусство и режиссура в кабаре и варьете
.1 Специфика жанрового исполнения варьете-представлений (вокал, танец, оригинальные номера)
Такие варьете, как «Ша нуар», «Фоли бержер», «Мулен руж», «Аполло», появившиеся в 1880-х, получили мировую известность и стали эталоном качества в своем жанре. В них проходили становление эстрадные артисты (такие, как М.Шевалье), развивавшие школу французского шансона, сочетающего непринужденную, выразительную манеру пения, построенного на речитативе и мелодекламации, с актерской игрой. Для них характерны комедийные элементы, ирония, пародия, эротика. В программы Варьете входят одноактные пьесы, отдельные сценки, выступления певцов, чтецов, танцоров, музыкантов, акробатов, жонглёров, фокусников.[12]
Современное варьете – постоянное действо, составленное из номеров разнообразных жанров, модных групп и шоу-балета, ориентированных на развлечение, которое имеет место быть в том или другом ночном клубе или ресторане. Конечно, такое действо, не говоря уже об эффектных костюмах исполнителей, красочно оформлено.
В определении эстрадного искусства варьете царит разнобой. Это речевой, инструментальный и вокальный род искусства.
Вокальная (вокально-инструментальная) миниатюра, получившая широкое распространение в концертной практике. На эстраде нередко решается как сценическая "игровая" миниатюра с помощью пластики, костюма, света, мизансцен ("театр песни"); большое значение приобретает личность, особенности таланта и мастерства исполнителя, который в ряде случаев становится "соавтором" композитора.
Жанры и формы песни разнообразны: романс, баллада, народная песня, куплет, частушка, шансонетка и др.; разнообразны и способы исполнения: сольная, ансамблевая (дуэты, хоры, вок.-инстр. ансамбли).
Сосуществуют множество стилей, манер и направлений – от сентиментального китча и городского романса до панка-рока и рэпа. Таким образом, сегодняшняя песня – это многоцветное и многостильное панно, включающее в себя десятки направлений, от отечественных фольклорных имитаций до прививок афро-американской, европейской и азиатских культур. Вокальный род соединил четыре компонента – музыку, слово, пение и актерское искусство. Все компоненты равным образом важны. Вокальный род тоже расчленяется на множество жанровых категорий – исполнение романса, песни, кантаты.
Именно в варьете родился знаменитый шансон – французский песенный жанр. И шансон, кроме историй несчастной или счастливой любви, предлагал слушателю песни, бичующие нравы, пороки общества и совершенно конкретных лиц, передавая новости, отличные от официальной пропаганды. Как видите, не все так просто с этими простыми песенками. [5]
На сценах Варьете возник и утвердился жанр обозрений – ревю.
Ревю – это музыкальная постановка, перемежающаяся с диалогами и монологами героев. Ревю не имеет единой сюжетной линии, составляющие ревю черпаются из народной среды и фольклора. Ревю может быть соотнесено с неким значимым событием. Современные концерты в честь каких-то праздников, демонстрируемые по телевиденью, часто и являются таким ревю. Большое значение в ревю смеют костюмированные выступления, возможно с переодеваниями. Само по себе переодевание в мужчин, было до того чем-то непристойным, но в ревю, женщины стали чувствовать себя более свободно, и их убранство часто сводилось почти на нет.[15]
Танец на эстраде – это короткий танцевальный номер, сольный или групповой, представленный в сборных эстрадных концертах, в варьете, мюзик-холлах, театрах миниатюр; сопровождает и дополняет программу вокалистов, номера оригинальных и даже речевых жанров. Складывался на основе народного, бытового (бального) танца, классического балета, танца модерн, спортивной гиманстики, акробатики, на скрещивании всевозможных зарубежных влияний и национальных традиций. Характер танцевальной пластики диктуется современными ритмами, формируется под влиянием смежных искусств: музыки, театра, живописи, цирка, пантомимы.
Танец является важнейшим элементом варьете. Счастливо то варьете, которое имеет собственный балетный ансамбль. «Фридрихштадт-Паласт» располагает одной из крупнейших балетных трупп (около пятидесяти танцовщиц и танцоров), художественное и техническое мастерство которой не уступает балетным труппам некоторых оперных театров. Другим театрам-варьете, которым средства не позволяют иметь собственные балетные труппы, приходится прибегать к услугам странствующих коллективов. Иногда маленькие варьете приглашают всего лишь танцевальные дуэты.
В свое время, театры варьете стали настоящей школой отточенной техники массового зрелищного танца, родившегося в оперетте, а позже вошедшего в арсенал мюзикла. Эстетика варьете во многом определяла художественную жизнь Франции того времени. В частности, эти мотивы занимали огромное место в творчестве замечательного французского художника Дэга. Среди танцевальных жанров в варьете можно было увидеть минует, антре, кордебалет, канкан.[12]
Минует – это бальный танец, исполняемый под музыку в умеренно-быстром темпе на 3/4. Этот танец изначально исполнялся одной парой, потом несколькими парами, и позже из придворных палат перекочевал на сцену оперы. Минует впитал в себя костюмированную составляющую пышных костюмов Рококо. Эта пышность заметна на представлениях с шоу-балетом по сей день, а дух музыкальной составляющей составил основу многих известных представлений и прослеживается в том же канкане.
Антре – это вступительная часть бала, балета, в которой играет величественная музыка, и участники события выходят в своих пышных костюмах на сцену, или в бальный зал.
Кордебалет – это логичное развитие минуета. Кордебалет – танцевальный ансамбль, исполняющий синхронно танцевальные движения, или подтанцовка, тоже стал частью шоу-балета. Кстати, канкан сначала исполнялся только одной танцовщицей. И только в XIX веке, был исполнен в составе кордебалета.
Со сцены «Красной мельницы» зрители смогли наблюдать целый кордебалет танцовщиц, резво отплясывающих канкан. Но кордебалет был не единственным нововведением в облик канкана. Танцор Шарль Мазурье привнёс в канкан сложные трюки со шпагатами и акробатическими элементами. Тут же в моду вошло изящное женское нижнее бельё и чулки на застёжках. Канкан стал исполняться танцовщицами шоу-балета со сцены. Зрители могли наблюдать яркое представление, и трюки с юбками. Канкан победно шествовал под музыку из оперетты «Орфей в аду» Оффенбаха. Женщины стали раскрепощаться, и постепенно избавляться от лишних элементов одежды.[13]
В современном варьете можно увидеть выступления шоу-балета – это различные, слитые воедино по стилю и технике танцевальные направления в сопровождении современной эстрадной музыки. Вот так сухо и лаконично определяет понятие шоу-балет свободная энциклопедия Википедия.
Если разобрать понятие просто слов составляющих это понятие, то получится: ШОУ- показ от английского (show) и БАЛЕТ от французского balleto (танцую), как вид театрально-музыкального искусства, в котором художественный образ создается с помощью хореографии и танцевально-пластического языка.
На сцене театров варьете зарождались и обращали на себя внимание зрителей все новые и новые жанры искусства. Это водевиль, шоу-балет, бурлеск, а так же оригинальные номера (цирковые, акробатически и т.д.)
Водевиль зародился в простонародной среде во Франции XV века, вобрал в себя городской фольклор XVI в, и в XVII веке образовал общий свод песен и театральных, танцевальных сценок сатирического содержания. Водевили не имели общего связного сюжета, но могли быть представлены в контексте злободневных событий.
В XVII веке этот жанр впервые воплотился на сценах театров. Театры в то время представляли собой места собраний более чем среднего класса населения, где де велось светское общение, и внимание зрителей не было так приковано к сцене, как сейчас в современных театрах.[15]
Шоу-балет – это язык танца, одна из высших ступеней хореографии в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления и отражающее в танце незыблемые земные ценности. За видимой легкостью жанра кроется огромный труд талантливых хореографов-постановщиков, костюмеров и, конечно же, очаровательных танцовщиц шоу-балета. [2]
Это зажигательная программа, яркие костюмы, потрясающие динамичные танцевальные постановки, экспрессия, страсть и красота.
Репертуар шоу-балета очень широк и включает в себя множество танцевальных стилей разных народов мира, среди которых традиционные номера варьете: величественное Антре и французский Кан-кан, соблазнительный Мулен-руж и Менуэт, зажигательные латиноамериканские танцы, восточные номера и потрясающие современные танцевальные постановки.
В настоящее время шоу-балет все чаще встречается не только как танцевальное шоу, но и, возвращаясь к своим истокам, а именно традиционному варьете, гармонично сочетается в шоу-программах с выступлениями певцов, артистов оригинального жанра, театрализованных представлениях. Варьете снова, как и много десятилетий назад возвращает нам лучшие традиции мюзик-холла как развлекательного жанра.
Бурлеск зародился так же во Франции, но приобрёл наиболее значимое внимание в США. Бурлеск – состоит из диалогов и монологов, очень часто с эротическим подтекстом. Речитатив, сменяется и сопровождается выступлением танцовщиц шоу-балета. Дамы из шоу-балета часто исполняли эротические танцы.
Атмосфера в «Красной мельнице» на столько накалилась к 1893 году, что со сцены этого заведения впервые был продемонстрирован стриптиз. Одна из танцовщиц полностью разделась в ходе представления. Это завело публику на столько, что бурлеск стал со временем восприниматься, так же как и стриптиз. Полное отождествление этих двух жанров, произошло в США.[13]
В представления варьете могут быть включены одноактные пьесы и сценки, скетчи, выступления вокалистов и чтецов, танцевальные номера (часто – каскадный или эротический танец), иллюзион, жонгляж, акробатические этюды, пантомима и т.д. и т.п. Представление может быть объединено общим условным сюжетом или темой, хотя это требование и не обязательно.
Манипуляторы и многие иллюзионисты, которым невыгодно, чтобы их наблюдали со всех сторон, предпочитают сцену варьете по этой причине, а также потому, что их реквизит на большом отдалении плохо различим. Номера художников-моменталистов имеют больший успех в варьете.
До сих пор термин "варьете" остается довольно размытым, и не предполагает строгих рамок. Все действие может проходить под общей тематикой, или без заранее задуманного плана. Необычность и выразительность представления подарила варьете множество поклонников не только во Франции, но и по всему миру. Уже в начале 20 века жанр стал пропагандироваться в России, где открывались свои театры этого направления, создавались клубы и кружки любителей варьете. Наряду с пародийными спектаклями, в театрах варьете и каберне проходили эстрадные представления, вечера поэзии, мелодекламации, кукольные представления, художественно-литературные доклады и т.п. С эстетикой варьете их роднит прежде всего принципиальная художественная эклектика, вольный дух импровизации, развлекательная и во многом эпатажная направленность. Ярчайшим представителем камерной эстетики варьете стал замечательный актер и певец А.Вертинский, выступавший в образе Пьеро. Вокальные миниатюры А.Вертинского вошли в золотой фонд российского искусства. В 1920-х основной признак варьете – столики перед сценой, сближающие театр с рестораном – перестает быть обязательным. [6]
В настоящее время зачастую слова «кабаре», «ревю», «эстрадное обозрение», «дивертисмент», «бурлеск», «буфф» и даже «мюзик-холл» употребляются как синонимы варьете, обозначая тип и театра, и самого представления. Это в значительной степени обусловлено принципиальной эклектичностью, многообразием включенных в общее зрелище номеров. Общие особенности подобных представлений вполне наглядны: яркая зрелищность, эксцентрика, комедийность, эротичность, легкий развлекательный характер, часто – пародийность и ирония.
Оригинальные жанры – обобщенное наименование номеров, которые при всех отличительных особенностях каждого из них характеризуются единым выразительным средством – трюком. Номера «оригинального жанра», исполняющиеся в цирках, варьете, кабаре, мюзик-холлах Англии, Франции, Германии, обозначаются «artistique». Отсюда ««artiste» – искусник, мастер, тесть человек, достигший в каком-либо деле совершенства. В лучших номерах оригинального жанра виртуозная техника владения трюками используется в единстве с пластикой, пением , танцем ,словом, музыкой. Построенные на яркой индивидуальности исполнителя, сложном трюке, номера оригинального жанра соединяю в себе момент сенсационности со зрелищностью и развлекательностью.
Исторически сложившийся в России условный термин «оригинальный жанр» объединяет номера, по своей природе принадлежавшие цирковому искусству. Это акробатические, жонглерские, гимнастические, эквилибристические, атлетические, музыкально-эксцентрические, клоунские, а также иллюзионные, в которых используется трюковая аппаратура, и манипуляторские, основанные на ловкой работе рук артиста. Оригинальными жанрами называются и мнемотехника, и звукоподражание, и художественный свист, и «живая счетная машина», и сверхметкая стрельба, фигурное катание на роликах, велосипедах, психологические опыты, факирское искусство, трансформация, тантаморески. [13]
Номера оригинального жанра стали неотъемлемой частью появившихся к концу XIX в. кафешантанов, позднее – варьете. К примеру, программы московского «Яра» на три четверти состояли из фокусников, гимнастов, акробатов, жонглеров, ветроломов, трансформаторов, целые «спектакли» разыгрывали дрессированные собаки и др. Многие артисты были иностранными гастролёрами , владевшими особым искусством «подачи номера», театрализации.[14]- самое большое в Европе варьете. Еще со времен «Голубых огоньков» ГДР в нем мало что изменилось: в гигантском здании, сильно смахивающем на Кремлевский дворец, показывают все тот же достаточно целомудренный канкан, все так же акробаты и акробатки летают с потолка без страховки, а загадочные женщины в трико телесного цвета показывают номера с хулахупом. Танцевальная программа добротна и цензурно выдержана. Это, так сказать, облегченный и классический вариант варьете.äleon Variete. Это удивительное заведение в сердце Берлина славится не канканом и не очаровательными танцовщицами (хотя при желании можно увидеть и их). Интереснейший перформанс с шаром в исполнении Мириам Виллемс – эти вращения и обороты человеческого тела выглядят ничуть не хуже, чем номера в исполнении йогов и эквилибристов – они почти выходят за рамки обычного представления о способностях человека. И это- только одна из множества акробатов, комедиантов и других артистов театра, которые удивляют публику своим волшебным искусством. В этом варьете поддерживают давние традиции актерского искусства на высочайшем уровне.
И все-таки самое удивительное в театре – контакт. Контакт человека на сцене с человеком в зале. Общение со зрителем, взаимодействие актера и зрителя, таит в себе богатейшие, неиссякаемые возможности эстетической радости для обеих сторон – и для театра и для зрителя. Этим живым сотворчеством и отличается театр от кино и телевидения – своих могучих конкурентов.[6]
.2 Режиссура концертных номеров и программ варьете и кабаре представлений
Скрытым волшебником и одновременно мыслителем в театре является режиссер. В его руках находятся все нити от сложной машины театра. А если этого нет, то все начинают играть, кто во что горазд и на этом пути стараются перекрыть друг друга, художник забывает актеров, актеры – друг друга.
Суть искусства режиссера в том, чтобы объединять творческие усилия большого театрального коллектива художников. Художественное кредо определяется способностью режиссера к образному мышлению и умению это мышление выражать языком театра; решающее значение в этом имеет характер творческих взаимоотношений режиссера с актером.[3]
К.С. Станиславский: «Режиссер – это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актерам, как ее играть, кто умеет расположить их на сцене в декорациях, которые ему соорудил художник. Режиссер – это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театральных».
Известно, что режиссура эстрады подразделяется на режиссуру эстрадного представления и режиссуру эстрадного номера.
Методология работы над эстрадным представлением (концерт, обозрение, шоу), как правило, не включает в себя задачи создания номеров, из которых оно состоит. Режиссер объединяет уже готовые номера сюжетной линией, единой темой, выстраивает сквозное действие представления, организует его темпо-ритмическую структуру, решает задачи музыкального, сценографического, светового оформления. То есть перед ним стоит целый ряд художественных и организационных проблем, требующих разрешения в программе в целом и не имеющих прямого отношения к собственно эстрадному номеру. Эту позицию подтверждает и тезис известного режиссера-постановщика эстрадных представлений И.Шароева, который писал, что «чаще всего режиссер эстрады принимает номера от специалистов различных жанров, а затем из них создает эстрадную программу. Номер имеет большую самостоятельность».
Работа над эстрадным номером требует от режиссера решения целого ряда специфических задач, с которыми он не сталкивается в постановке большой программы. Это, прежде всего, умение раскрыть индивидуальность артиста, выстроить драматургию номера, работать с репризой, трюком, гэгом, знать и учитывать природу специфических выразительных средств номера и многое другое.[11]
На эстраде режиссер в качестве творца добивается в номере конечной цели любого искусства – создания художественного образа, что составляет творческую сторону профессии. Но в процессе постановки номера присутствует работа специалиста над технологией выразительных средств. Это обусловлено самой природой некоторых жанров: скажем, большинство поджанровых разновидностей спортивно-циркового рода требуют репетиционно-тренировочной работы с тренером над спортивными элементами, специальными трюками; работа над вокальным номером невозможна без уроков специалиста-педагога по вокалу; в хореографическом жанре существенна роль балетмейстера-репетитора.
Иногда эти технические специалисты громко называют себя режиссерами номеров, хотя, их деятельность, по сути, ограничивается лишь выстраиванием специальной трюковой или технической составляющей номера, – не важно акробатика это, танец или пение. Здесь говорить о создании художественного образа можно с большой натяжкой. Когда ведущие мастера эстрады (особенно в оригинальных жанрах) делятся в печатаных трудах секретами своего мастерства, то они, в основном, описывают технику фокусов, акробатики, жонглирования и т.п. Хочется еще раз подчеркнуть, что художественная структура эстрадного номера сложна, разнообразна, зачастую конгломеративна. Поэтому постановка эстрадного номера – один из самых сложных видов деятельности режиссера. "Сделать хороший номер, даже если он идет всего несколько минут, очень трудно. И мне кажется, что эти трудности недооцениваются. Может быть, поэтому я так уважаю и ценю искусство тех, кого иногда несколько пренебрежительно кличут эстрадниками, отводя им не очень почетное место в неписаной шкале профессий". Эти слова С. Юткевича еще раз подтверждают важность анализа художественной структуры эстрадного номера с конечным выходом на исследование основ методологии его создания, особенно в части режиссерско-постановочной работы.
Каждое представление тщательно разрабатывается, актеры каждый день проводят репетиции номеров. В программу включают цирковые, музыкальные, танцевальные номера, театральные миниатюры, пародийные скетчи и многое другое. Свое искусство демонстрируют самые именитые кабаре-артисты из разных уголков мира. За стенами варьете и каберне ежедневно ведется многочасовая работа большого коллектива творческих и технических работников.[3]
Режиссер тщательно подбирает актеров и коллективы, выбирает сценарий представления, звук, спецэффекты, участвует в подборе декораций. Он как волшебник, без ответственной работы которого, представление обречено на провал. Для эффективной работы и позитивного результата, режиссер должен владеть необходимыми средствами, умениями и качествами.
Мизансцена – одно из важнейших средств режиссера для образного выявления содержания спектакля или концерта и в то же время существенный компонент образного решения его режиссерского замысла. В буквальном переводе «мизансцена» – это «расположение на сцене», размещение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и окружающей вещественной средой в тот или иной момент спектакля, концерта.[11]
Музыка может создать в восприятии зрителей ощущение глубины драматической сути происходящего, нужное ощущение темы и определенную эмоциональную атмосферу, вызвать у зрителей размышления о прошлом и будущем.[3]
Для того чтобы правильно отобрать и ввести в ткань спектакля или концерта музыку, режиссеру не обязательно быть музыкантом-профессионалом. Это он делает вместе с музыкальным руководителем. Но знать, понимать, чувствовать музыку и ее особенности, уметь ею пользоваться он обязан.
Режиссуру современного представления варьете рассмотрим на примере Берлинского театра «Фридрихштадт-Паласт».
Смешанная программа. Последняя программа «Фридрихштадт-Паласта»- «Все для вас» была во многих отношениях очень интересна. Программа состояла из двух частей: первая часть – сборная, вторая – цирковые номера, объединенные единым замыслом. Составным элементом последней части была, кроме того, небольшая демонстрация новинок моды. Перед каждым номером первой части программы на сцене показывалась тележка со щитом, на котором было изображение предстоящего выступления. Тележку везли танцовщица комического амплуа и мужчина.
Еще трое мужчин в таких же костюмах, как и первый, подталкивали тележку сзади. Четверо мужчин неожиданно оказывались вокальным квартетом, распевавшим на манер бродячих певцов веселые куплеты, посвященные следующему номеру.
Сборная программа в Паласте. Разумеется, зрителям предлагается в Паласте и обычная для варьете сборная программа, которую ведет конферансье. Он представляет артистов публике, а в одном или двух собственных номерах стремится остроумно занять ее. Хороший конферансье, беседуя в шутливом тоне с публикой (конечно, на злободневные темы), ловко подводит к очередному номеру, создавая для него наиболее благоприятное настроение. Очень удачным показалось объявление номера, сделанное с эстрады одним саксонским комиком. Он говорил сперва о мужчинах вообще, потом завел речь о мужчинах-красавцах и заинтриговал публику сообщением, что сейчас перед ними выступит поразительно красивый мужчина, который покорит все женские сердца. Занавес раздвинулся, и на сцену, шаркая ногами, вышел комик – приземистый, с невероятно смешным выражением лица и в нелепом костюме. Первый взрыв смеха идеально подготовил успех выступления комика.
Конечно, и для демонстрации сборной программы «Фридрихштадт-Паласт», располагающий балетом и богатым оборудованием сцены, имеет гораздо больше возможностей, чем маленькие варьете. Где еще артисту цирка будет аккомпанировать оркестр из пятидесяти человек? Один известный цирковой артист долгое время с восхищением вспоминал о своих выступлениях в Паласте: «Сцена изображала улицу (чёрт возьми, какой привлекательной может быть иногда улица!). Среди очаровательнейших танцовщиц балета, которые на этот раз показали себя отличными велосипедистками, я проехал несколько почетных кругов по просторной сцене Паласта. А затем вдруг мои спутницы внезапно исчезли, и сцена была предоставлена мне и моему номеру».
Ревю (обозрения). Действие обозрения «Счастье нужно иметь» происходит в Венгрии. Оно начинается веселой свадьбой. Лайош, владелец крупной свиноводческой фирмы, выдал свою дочь Этельку за Фредди. Перед отъездом молодых в город, где они собираются постоянно жить, палаша Лайош приготовил им сюрприз: свиньи, любимцы Этельки, приходят прощаться и показывают все, что они умеют. Так в ткань действия было вплетено интересное выступление дрессировщика Хоппе.
В ревю «Добрый вечер, Париж!» были включены номера художников-моменталистов. В сюжет ревю «50 женщин вокруг Казановы» составным элементом входит игра сестер Керри, виртуозов-маримбофонисток.
Так, в одном из наиболее удавшихся обозрений «Фридрихштадт-Паласта» – «Дети, как время мчится – 100 лет варьете!» с помощью диапозитивов рисуется разрушительное действие войны. На протяжении всего обозрения даты сопровождают отдельные картины. Начиная с 1939 года цифры, которые вначале были красивы и гладки, все более крошатся, пока они в 1945 году не распадаются на не связанные друг с другом куски. Одновременно с этим на диапозитивах производится разрушение «Фридрихштадт-Паласта» и Бранденбургских ворот. Великолепная находка! Всеобъемлющему разрушению, которому подвергалась Германия, дано символическое воплощение.
Обозрение «Дети, как время мчится!» кончается оптимистически – 1960-м годом в Новой Германии. Действие началось в 1860 году. Сюжет обозрения ведет от юной пары артистов к их сыновьям, двум конферансье, а затем их внукам – Пеппи и Хайнцу, тоже конферансье. Пеппи и Хайнц (их играют комик Пеппи Цаль и конферансье Хайнц Кверман) выходят на сцену с разных сторон. Хаинц страшно хромает.
Оба конферансье объявляют «Вечно юный вальс», который исполняет весь состав балета на фоне роскошных декораций. Потом следует ликующий финал.
В обозрении «Золотая Прага» очень актуален номер на велосипеде, который естественно вводится в действие. Зритель становится свидетелем большого торжества в Пражском парке имени Фучика в честь велогонки мира по маршруту Прага – Берлин – Варшава. Празднично убранная местность, разноцветные флаги и ленты развеваются на ветру. На возвышении стоят три группы фанфаристов, одетых в символические цвета ГДР, Польши и Чехословакии. Под звуки фанфар через зрительный зал в торжественном марше проходят спортсмены с разноцветными шелковыми знаменами. Они поднимаются на эстраду и демонстрируют танцевальную гимнастику и упражнения с эластичными палочками, которые в финале номера превращаются в разноцветные ленты. Затем после нескольких музыкальных и акробатических номеров под звуки фанфар проходят представители национальных спортивных команд, принимавших участие в велогонке мира этого года. На них спортивные костюмы гонщиков отдельных команд. Их марш является вступлением к выходу велофигуристов-акробатов.
Сюжетные обозрения. На сцене «Фридрихштадт-Паласта» в последние годы были показаны среди прочих следующие обозрения: «Однажды на Рейне», «Дети, как время мчится!», «Счастье надо иметь», «Триумф одной мелодии», «50 женщин вокруг Казановы», «Добрый вечер, Париж!», «Ложь с первого взгляда», «Случай в варьете». Чтобы дать представление о сюжетных обозрениях, я приведу содержание одного из них.
«Случай в варьете» – детективное обозрение. Действие происходит в одном из лондонских варьете. Пышнотелой певице Молли удалось подслушать и записать на пленку разговор ее «врага» артиста Алекса с фокусником Марианом. Алекс, часто жаловавшийся директору, что не может выносить ее вокальных упражнений, находился в соседней артистической уборной, и певице было слышно все от слова до слова. Это был ужасный разговор! Алекс рассказал Мариану, что он наконец прикончил Элен, потому что не нашел другого выхода, а труп ее уложил в чемодан. Подслушивающая певица визжит от ужаса. Алекс, полагая, что она опять принимается за свои упражнения, замечает, шутя, что ее тоже следовало бы убить. Певица докладывает директору о своем страшном открытии. Из Скотланд-Ярда являются два комичных сыщика в нелепых клетчатых костюмах. В целях раскрытия преступления они совершают всевозможные глупости и попадают в забавнейшие положения. В заключение, когда Алекса арестовывают, выясняется после всевозможных недоразумений и суматохи, что он действительно прикончил Элен, но только на бумаге, в своем новом детективном романе.
В этом обозрении хорошо удалось подать отдельные цирковые номера и использовать артистов цирка в качестве участников фабульного представления.
Из рассказанного видно, что варьете считает своей задачей не только приятно развлечь публику, но и заставить ее призадуматься, поразмыслить над актуальными вопросами современности. Это самое смелое начинание для варьете, и, конечно, при этом случается и так, что попытки придать нужную политическую направленность слову и действию обозрения не вполне достигают цели. Но так уже бывает в жизни (и в искусстве): кто идет новыми путями, должен считаться с тем, что он может порой и сбиться с дороги.[10]
Парижское кабаре Лидо (Cabaret Lido Paris), по сей день не похожее ни на что в мире.. Для постановки этих шоу привлекаются самые знаменитые режиссеры и дизайнеры. Участвовать в нем не считают зазорным для себя и подлинные звезды артистических профессий. Зрителей всегда поражают необыкновенные спецэффекты, которые применяют богатые на выдумку постановщики. Водопады и фейерверки, лазерные картины и фантастический звук делают представление совершенно незабываемым.
Главной темой всех представлений в кабаре Лидо всегда была, и навсегда останется, женщина, во всей силе и грозной красоте чувственной эротики. Все, что происходит на сцене, ориентировано на то, чтобы показать прелесть и сексуальность женского тела, выразить через него прекрасный мир ее души. Ставшие легендарными костюмы танцовщиц Лидо, украшенные немыслимым количеством страусиных перьев, превращают женщин в прекрасные цветы, желанные и недоступные, манящие и ускользающие. Это стоит увидеть хоть раз, хотя бы для того, чтобы раз и навсегда усвоить разницу между эротикой и порнографией.
В начале апреля в знаменитом кабаре Лидо в Париже зрителям представили новую шоу-программу. Называется она "Чудеса Парижа", а режиссером представления выступил итало-бельгийский театральный режиссер Франко Драгоне, который известен тем, что работал с Цирком дю Солей и певицей Селин Дион. В новом бурлеск-шоу кабаре есть все – и эротика, и танцы, включая канкан, магия и цирк. И, конечно, – чувства, любовь, ревность, страсть. Традиционно любая программа Лидо посвящена Женщине.
Как описывается представление "Чудеса Парижа" на сайте кабаре Лидо, особенность шоу – невероятные технические эффекты: лазерные картины и отменный звук. Зрители переносятся в разные уголки Парижа, попадая в удивительное путешествие. А костюмы участников шоу (а иногда и их отсутствие) восхищают.
У жителей Санкт-Петербурга есть прекрасная возможность подарить себе праздник. Достаточно лишь посетить Кабаре «Баттерфляй», где выступают потрясающие артисты модного балета «Бизе Лизу» и великолепная певица Яна Радион. Артисты кабаре работают с разными постановщиками, в том числе, зарубежными. Балетный состав – постоянный. В него входит 17 танцоров и танцовщиц плюс постоянно пополняющийся список ребят, которые хотят работать в кабаре. Это великолепные солисты и потрясающе талантливая молодежь. Все артисты очень красивы и обладают огромным творческим потенциалом. Новички перед приемом в труппу проходят жесткий отбор и многим, увы, отказывают: они не могут уловить стиль «Бизе Лизу». За кажущейся легкостью, с которой работают артисты балета, стоит нечеловеческий труд. На шлифовку пластического рисунка номера каждый раз уходит, кажется, целая вечность…
Заключение
Спустя больше 130 лет от создания первых кабаре и варьете, они остаются актуальными и в современном мире. На смену старым театрам, со столетней историей, создаются все новые и новые трупы, с молодыми артистами и представлениями самых противоположных жанров. Как особый вид представлений и театров, они сочетают в себе несочетаемое, добавляя все новые и новые краски в жизнь людей.[12]
Со временем они начали менять свои традиции, вносить новые номера в программу. К сожалению, некоторые варьете и кабаре существуют только как места для посещения туристов. Посетить Мулен Руж стало так же, как увидеть Эйфелевую башню. Никакие слова, никакое описание не в силах передать того, что можно увидеть в Мулен Руж. Это – настоящий пир для глаз, многоцветие вечного праздника, серпантин радужного фейерверка, роскошь и цветовая гамма красок.
Из-за постоянных перемен и влияния духа нового времени, грани различия между кабаре и варьете практически стерлись. Многие люди сейчас говорят о них, как о одном и том же, не понимая разницу.
Но все же не стоит помнить, что это все же два разных понятия, которые просто имеют много общего, и что варьете – это вид театров, в представлениях которых сочетаются самые разные жанры искусств, а кабаре – развлекательное заведение с определенной художественно-развлекательной программой.
Не так давно список исполнителей, выступающих в жанре кабаре пополнился коллективом «Серебряная Свадьба», который так и называется «кабаре-оркестр», иногда с добавлением к этому названию приставочки «фрик». Фрик-шоу, фрик-кабаре – это выступление необычных артистов, представление на грани шока, осознанное безумие, воплощенное в стройность музыкальных форм и поэтических строк, буффонада, мистерия, смех сквозь слезы – наиболее авангардная часть страны Кабаре.
Литература
А. Васильев Л. Лопато "Царица парижских кабаре" – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 335 с.
Апастасьев А. Эстрадное искусство и его специфика // Русская советская эстрада. 19171929. // Под ред. докт. иск., проф. Е.Уваровой. М., 1978. С. 8.
Богданов И.А. Постановка эстрадного номера. СПб., 2004. – 319 с.
Дмитриев Ю. Номер // Эстрада России. XX век. Энциклопедия. М., 2004. С.452.
Дмитриев Ю.А. Эстрада и цирк глазами влюбленного. М., 1971. – 207 с.
Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX века. СПб., 2007. – 327 с.
Кабаре. Все начиналось на этих подмостках. – Поратл Чернигова. – Интернет-рессурс <http://www.gorod.cn.ua/news/gorod-i-region/22685-kabare-vse-nachinalos-na-etih-podmostkah.html>
Клитин С.С. Эстрадные заведения. М., 2002. 352 с
Мархасев Л.С. XX век в легком жанре (Взгляд из Петербурга – Петрограда Ленинграда): Хронограф музыкальной эстрады 1900-1980 годов. СПб., 2006. – 504 с.
Рассказ о крупнейшем берлинском варьете Фридрихштадт-Паласт. – В мире цирка и эстрады. – Интернет-рессурс. <http://www.ruscircus.ru/arhiv-press/fridrichstadt-palast596>
Таиров А. Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970.-602с
Театр меж столиков. Марк Кушниров.Журнал о театре «Театр» №8, 2012
Театральная энциклопедия. Том 1/Глав. ред. С. С. Мокульский – М.: Советская энциклопедия, 1961.- 1214 стб. с илл., 12 л. илл.
Уварова Е.Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы, (1917-1945). М.,1983. 320 с.
Эстрада России. XX век: Энциклопедия / Отв. ред. Е. Д. Уварова. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 863 с.