- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,39 Кб
Японский этнос
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
§1. Географический фактор формирования менталитета японцев в VI – XVI вв.
§2. Историческое развитие японского этноса в VI – XVI вв.
§3. Социально-экономические и политические факторы генезиса японского менталитета в VI – XVII вв.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изучение истории формирования менталитета народа играет важную роль не только в изучении истории мира, но и в современной жизни, в политике и экономике.
Работа посвящена изучению формирования менталитета японского этноса. Сложные природные условия, географическое положение, влияние Китая и Кореи породили самобытную культуру жителей страны Восходящего солнца. Многочисленные внутренние войны, стремление к власти характеризуют японцев как воинственный народ. Особенности религиозного мировоззрения ставят их выше остальных, но строгая приверженность внешнему этикету делает их скромными и неприметными. Культура, которой предрекали быть забытой, оказалась на пике популярности в стране и успела уже давно завоевать внимание остального мира. Несмотря на то, что долгое время Япония была отстающей страной, в современном мире она находится среди лидеров. Истоки столь быстрого темпа развития несомненно стоит искать в прошлом этой страны.
Историографический обзор темы. Вопросом изучения Японии занимались многие исследователи. Во многих странах сложились школы японоведения. Японоведение – это совокупность наук, изучающих историю, экономику, философию, язык и литературу Японии .
Изучение истории и культуры народов было актуально еще в Древней Греции, о чем свидетельствует «История» Геродота. С открытием Японии для европейцев эта страна по-прежнему остается загадочной. Прогнозы, которые делаются за рубежом, опровергаются японцами. Например, предрекали, что национальная одежда будет забыта, древние формы театра приходят в угасание. Вместо этого – кимоно становится популярным в стране и за ее пределами, а театр становится массовым видом искусства.
Первыми изучать страну Восходящего Солнца начали испанские и португальские миссионеры в XVI-XVII вв. Немецкие врачи Э. Кемпфер и Ф. Зибольд работавшие в голландской компании, создали очерки «История Японии» и «Путешествие по Японии, или Описание Японской империи в физическом, географическом и историческом отношениях, дополненное сведениями и известиями из Кемпфера, Фишера, Дефа, Шарльвца, Гогендорна, Крузенштерна, Тунберга, Варениуса и др.» .
Японоведение как наука сложилась в конце XIX – начале XX вв. в связи с становлением капиталистических отношений в Японии и расширении торговых связей со странами Западной Европы, Америкой и Россией.
Важную роль играла английская школа. Один из ее видных представителей и руководителей был Б.Чемберлен. Он исследовал японскую культуру, язык и литературу, а также перевел и прокомментировал один из важнейших источников японской истории – «Кодзики». Много трудов по истории, грамматике и литературе оставил другой представитель этой школы – У.Астон. Также он перевел «Нихон сёки».
В 1901-1902 гг. Бринкли издал 12-томный труд по истории, культуре и искусству Японии и Китая.
Основатель немецкой школы японоведения К. Флоренц посвятил работу по истории японской литературы и перевел ряд синтоистких мифов.
Представители американской и французских школ японоведения изучали в основном литературу и искусство Японии (А. Мазальер, У. Гриффис, Э. Феноллос).
В России о Японии узнали от мореплавателей, от японцев, пострадавших в кораблекрушении и спасенных русскими и западноевропейских стран, в особенности от Голландии. В XVIII в. Петр I издал указ о создании школы изучения японского языка.
В первой четверти XIX в. появились первые русские работы о Японии – описания Ф.И. Крузенштерна, П.И. Риккорда и В.М. Головнина.
Вновь исследования начались после установления дипломатического контакта с Японией в 1855 г. К началу XX в. к систематическому изучению Японии приступили в Петербургском университете и Восточном университете Владивостока. Появился ряд работ по истории Японии В.Я. Костылёва, М.И. Венюкова, Т.В. Богдановича, А.А. Николаева. Д.М. Позднеев представил исследования по географии и истории Японии и Китая, русско-японским отношениям и составил первый иерографический японо-русский словарь. Была основана русская лингвистическая школа японоведения Е.Г. Спальвиным. Он же составил множество учебников и пособий по японскому языку .
После Второй мировой войны наступил новый период в развитии японоведения. Выделился ряд отраслей – экономики, истории, географии, этнографии, философии и искусствоведения, и появились новые: источниковедение, библиография и историография. Преимущественное развитие получили исследования современных экономических и социально-политических проблем Японии. Главное внимание направлялось на изучение в теоретическом плане особенностей послевоенного развития экономики Японии, положения и роли японских монополий и формирования системы японского государственно-монополистического капитализма, места и роли Японии среди капиталистических стран, а также в мировой экономике и политике (А.И. Динкевич, М.И. Лукьянова, Я.А. Певзнер, Е.А. Пигулевская, Д.В. Петров). Вышли работы по проблемам японских финансов (Б.Н. Добровинский, Е.Л. Леонтьева, А.И. Стадниченко, Ю.С. Столяров, М.В. Сутягина), экономики (В.А. Власов, С.А. Дебабов. Н.К. Куцобина), аграрной проблеме (Н.М. Брагина, С.Б. Маркарьян, В.А. Попов), о положении рабочего класса (В.В. Ковыженко, А.В. Комаров, В.А. Хлынов), средних слоев (Л.П. Арская, В.В. Рамзес) .
Также в данном исследовании были использованы работы по истории Японии.
В первую группу входят работы по политической и экономической истории Японии. Это «История Японии» под авторством Ю.Д. Кузнецова, Г.Б. Навлицкой и И.М. Сырицына , «Древняя Япония» и «Япония в III – VII веках» М.В. Воробьева, «Очерки истории Японии. VII – XIV вв.» А.А. Толстогузова , «История Японии с древнейших времен до наших дней» Х. Эйдус , «Возникновение современного государства в Японии» Г. Нормана , а также следует отметить очень важне работы для нашого исследования такие как «Император Мэйдзи и его Япония» А.Н. Мещерякова вместе с «Историей Древней Японии» А.Н. Мещерякова в соавторстве с М.В. Грачёвым .
Ко второй группе были отнесены работы по культурно-социальной истории Японии: Г.Б. Светлов «Путь богов» , Л. Громовская «Сто первый взгляд на Японию» , А. Куланов «Обратный взгляд на Японию» , Ю.Ю. Михайлова «Дайдзёсай – церемония Великой пробы нового урожая (к вопросу о характере императорской власти в Японии)» , В. Овчинников «Ветка сакуры» , Н.С. Николаева «Японские сады» , Н.И. Чегодарь «Человек и мир в японской культуре» , Дж. Сэнсом «Япония: Краткая история культуры» , Л.Д. Гришелева и Н.И. Чегодарь «Японская культура Нового времени. Эпоха Мэйдзи» , А.Л. Гальперин «Очерки социально-политической истории Японии» , И.А. Латышев «Семейная жизнь японцев» , Е.С. Лепехова «Буддийская сангха в Японии в VI – IX вв.» , Н.Н. Трубникова и А.С. Бачурин «История религий Японии» , М.П. Герасимова «Киотоский альбом. История, культура, традиции» , Маркарьян и Молодякова «Праздники в Японии» , К. Кирквуд «Ренессанс в Японии: культурологический обзор ХVII столетия» .
Объектом исследования выступает история Японии VI-XVI вв.
Предметом исследования является роль исторического процесса развития японского этноса в формировании менталитета.
Хронологически исследование охватывает два периода японской истории – с VI по XII вв., когда идет становление японского государства, и с XIII по XVI вв., время политических и социально-экономических потрясений и выбор путей развития общества.
Целью данного исследования является изучение исторического генезиса японского менталитета.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
·изучение географических факторов формирования менталитета японцев в VI-XVI вв.;
·изучение исторического развития японского этноса в VI-XVI вв. и его влияния на генезис японского менталитета;
·исследование социально-экономических и политических факторов развития и становления менталитета японцев.
Источниковая база исследования
Теоретическая и методологическая основа. В данной работе исследуются истоки формирования менталитета с позиций релятивизма, использованы метод социо-культурного анализа источников с позиций этнической психологии. Помимо этого, были использованы как общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение), так и специально-исторические (сравнительно-исторический и историко-генетический). Комплексное использование методов позволило выявить характерные особенности и черты формирования японского менталитета на основе религиозных систем Японии в VI-XVI вв.
Научная новизна исследования заключается в том, что были применены методы этнической психологии с позиций релятивизма, что позволило определить характерные черты формирования менталитета японцев в указанный период.
Практическая значимость работы. Материалы данного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении менталитета японцев, а также в изучении истории международных отношений, стран Азии и современной политической истории.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя параграфами, заключением и библиографическим списком.
§1. Географический фактор формирования менталитета японцев в VI – XVI вв.
Важную роль в формировании этноса играет его пространственное положение. Именно от географического положения зависит становление государства, его характер и черты, определяется путь развития. Япония особенна своей изолированностью. На всех этапах исторического развития эта страна испытывала влияние различных культурных и антропологических факторов.
Ранняя культура Японии формировалась в результате тесного взаимодействия различных культурных и антропологических компонентов. Главную роль играла связь с Китаем и Корейским полуостровом. Заметны инокультурные этнические вливания оттуда, проходившие в несколько этапов, продолжавшихся до VII в. н.э. Но и после этого связи с Дальним Востоком, в частности с Китаем, были важным фактором в эволюции японской культуры .
Островам Японского архипелага присущ ряд разнообразных географических и климатических особенностей, которые оказали значительное влияние на стиль жизни японцев, их менталитет, культуру и историю.
На территории Японского архипелага не существует точки, откуда расстояние до моря превышало бы сто плюс несколько десятков километров. Рельеф в основном представлен горами – около 75%, и равнинами, разделенными горными грядами. Поэтому каждый из регионов Японии, расположенных на одной широте, представляет существование трех природных зон на близком расстоянии. На их основе получили развитие три хозяйственно-культурных комплекса: морской, равнинный и горный.
Как показывает история мирового хозяйства, каждый из этих укладов может быть вполне самодостаточным. Но их физическая приближенность друг к другу в условиях Японии предопределила возможность и даже необходимость тесных контактов между их носителями, что выразилось в ранней специализации типов хозяйствования, а также в интенсивных процессах обмена (товарного и культурного), происходивших на региональном уровне.
Вместе с тем, природные условия архипелага предопределили и значительную изолированность друг от друга отдельных регионов. В VII- XIX вв. политико-административная карта Японии делилась приблизительно на 60 провинций. Большинство из них имело выход к морю и располагали как равнинными, так и горными участками. Это привело к тому, что провинции были достаточно самообеспечивающимися образованиями, что и являлось предпосылкой политического сепаратизма .
Кроме того, следует отметить большую протяженность Японского архипелага. Узкая гряда островов вытянута в направлении с северо-востока на юго-запад в пределах 45-24° северной широты. Поэтому условия обитания населения разных регионов Японии весьма различны. К тому же обилие гор способствует консервации локальных особенностей стиля жизни. Еще в прошлом веке обитатели севера и юга Японии испытывали значительные лингвистические затруднения при общении друг с другом (не изжиты они окончательно и в настоящее время).
С VII – сер. IX в. политико-административная карта Японии делилась на около 60 провинций. Большинство из них имело выход к морю, равнинные и горные участки, делающих их самообеспечивающимися образованиями. Это стало предпосылкой политического сепаратизма на протяжении долгого периода времени.
Также следует отметить большую протяженность Японского архипелага. Острова расположены в пределах 45-24° северной широты, что делает условия обитания населения разных регионов различными, а обилие гор способствует консервации локальных особенностей стиля жизни .
До второй половины XIX в. из внимания японского государства выпадал остров Хоккайдо, так как там было невозможно рисоводство, столь важное для жизни государства. Архипелаг Рюкю также вел вполне независимое культурно-хозяйственное и историческое существование и окончательно попал в сферу влияния Японии только в 1879 г., когда была образована префектура Окинава .
Реки, короткие и бурные, текут только в широтном направлении. Их использование в качестве транспортных и информационных артерий ограничено, поэтому отдавалось предпочтение сухопутным дорогам и прибрежным морским путям.
Море играло особую роль для хозяйственной жизни японцев. Близко от островов встречаются теплые и холодные течения, что создает благоприятные условия для ведения рыбного хозяйства.
Таким образом, жизнь народа, проживающего на территории Японии, в большей степени зависит от капризов природы. Многовековое проживание человека в таких условиях привело к формированию особого менталитета и уникальной культуры, которая и в наше время поражает своими формами. Искусство этой древней страны восходит своими корнями к 8 тысячелетию до н.э. Но самым значительным этапом является период феодализма, начавшийся в VI – VII в. и продолжавшийся вплоть до середины XIX в. Японское искусство не знало слишком резких спадов или подъемов, но каждый этап отмечен своими достижениями .
Ранний этап феодализма соответствует времени утверждения японской государственности, введения буддизма и создания замечательных памятников буддийского искусства – храмов, пагод, разнообразных статуй буддийских божеств. Зрелый этап средневековья – время бурного расцвета самобытной живописи на свитках, создания дворцов и дворцовых росписей, храмов и храмовых садов. Культуру позднего средневековья, связанную с ростом городов, увековечили уже другие виды искусства, поставленные на службу повседневности: гравюра на дереве, прославившая в странах Европы, и нэцкэ – миниатюрная скульптура, вобравшая с себя огромный мир легенд, сказок и жизненных наблюдений народа.
Культура Японии складывалась в особых исторических и природных условиях. Землетрясения и тайфуны разрушали дома и посевы, тропическая влажность способствовала недолговечности вещей. Все эти обстоятельства, в которых складывалась жизнь японского народа, научили его обходиться небольшим количеством вещей, легких и удобных для переноски.
Необходимость частых перестроек зданий и заботы о предохранении их от разрушения способствовали созданию рациональных конструктивных приемов для архитектуры. Это способствовало к развитию скромности быта у японцев. Но при этом они сохраняли неповторимую выразительность каждого здания, дополнявшуюся красотой живой природы, удовлетворяя эстетические потребности.
При создании дома, храма, дворца или замка в средневековой Японии использовались почти все виды искусства. Каждое из них, несмотря на то, что развивалось самостоятельно, оно служило дополнением другого. Например, искусно подобранный букет дополнял и оттенял настроения, переданные в пейзажной картине. В изделиях декоративного искусства ощущалась та же безупречная точность глаза, то же чувство материала, что и в отделке японского дома. Поэтому при чайных церемониях ценилась посуда, вылепленная руками. Её мягкий, глянцевый и неровный черепок как бы хранил след пальцев, лепивших сырую глину. Розово-жемчужный, бирюзово-лиловый или серо-голубой цвета паливы не были броскими, но в них как бы ощущалось сияние самой природы, с жизнью которой связан каждый предмет японского искусства.
Средневековая японская архитектура отличается простыми и строгими линиями. Она соответствует масштабам человека, размерам самой страны.
Основным строительным материалом было дерево, из него возводились дворцы и храмы, разнообразные жилые и хозяйственные постройки. Здания строились по единому принципу. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. Столбы, на которые опиралось здание, не уходили глубоко в землю, для устойчивости при землетрясении. Между домом и землей оставлялось пространство для изоляции от влажности. Стены в условиях теплого климата не были капитальными и не имели опорного значения. Они могли быть раздвинуты очень легко, заменены более прочными на холодное время или же в теплое время сняты вовсе. Окон также не было. На решетчатый каркас вместо стекол натягивалась белая бумага, пропускающая в помещение неяркий рассеянный свет. Широкий карниз крыши предохранял стены от сырости и палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение, лишенное постоянной мебели, имело скользящие стены-перегородки, благодаря которым можно было по желанию создавать то зал, то несколько небольших изолированных комнат. Японский дом был прост. В нем поддерживалась постоянная чистота. Отшлифованный до блеска пол покрывали светлыми соломенными циновками – татами, разделявшими комнату на ровные прямоугольники. Обувь снимали у порога, все необходимые вещи содержали в стенных шкафах, кухня находилась отдельно от жилого помещения. В комнатах не было постоянных вещей. Их приносили и уносили по мере надобности.
Большое внимание уделяли пейзажу, который можно было видеть через раздвинутые перегородки. Обычно при доме разбивался небольшой сад, становившийся частью дома или храма. Он проектировался таким образом, чтобы зритель чувствовал себя окруженным природой. Поэтому оно должно было казаться глубже, чем на самом деле. С разных углов зрения открывались для глаза новые перспективы, и каждое растение, каждый камень занимали в нем глубоко продуманное и точно найденное место.
Садово-парковое искусство японцы переняли у китайцев, но придали ему другой смысл. Китайские сады предназначались для прогулок, японские больше подчинялись законам живописи, служили главным образом для созерцания и сами напоминали картину. Пейзажный свиток, росписи на ширмах и скользящих дверях вместе с садом при японском храме взаимно дополняли друг друга, выражая особенность японской культуры – стремление к гармонии с природой.
В IX-XII в., когда Фудзивара перенесли столицу в город Хэйан в 794 г., ставший центром культурной и политической жизни страны, появились новые явления в развитии культуры. период 794-1185 гг. был назван «Мир и Покой». Это время ослабления иностранных влияний и расцвета столичной японской культуры, породившей неповторимые в своей самобытности творения архитектуры и живописи, поэзии и прозы.
В конце XII в. столица была вновь перенесена, на этот раз уже на весьма далекое расстояние от былых культурных центров Хэйана и Нары. Причиной стала кровопролитная война между двумя феодальными родами, завершившаяся захватом власти кланом Минамото и провозглашением в качестве главы государства сёгуна Минамото Ёримото, перенесшего столицу в свою ставку Камакура. В Японии, вступившей в эпоху развитых феодальных отношений, с этого времени на многие века установился сёгунат – система военного управления государством, а вместо старой родовой аристократии к власти пришли воины-самураи, принесшие с собой новые вкусы и взгляды. Закалённым в жестоких сражениях воинам был чужд образ жизни хэйанской аристократии и её интерес к поэзии и музыке. Самураи ценили стойкость, простоту и мужество. Ближе, чем танка и роман, им стали героические эпопеи – гунки, повествующие о недавно пережитых трагедиях войн. В формировании феодально-рыцарского мировоззрения самураев важную роль играл буддизм, но выдвинулись другие, чем прежде, стороны его учения, те, которые помогали выжить, преодолеть страх смерти. Такие стороны подчеркивались пришедшим из Китая учением секты Дзэн с его проповедью возможности достичь спасения тут же, на земле, путем волевого самоуглубления, физической тренировки. Отрицание важности обрядов, знаний, основанных на чтении книг, и проповедь значительности любых повседневных дел привлекало к этому учению многих людей. Строгость и простота стали важными чертами архитектуры и искусства периода Камакура .
В конце XVI века в Японии пришли к власти новые правители: Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, положившие конец феодальным смутам. Объединение страны было завершено в 1603 году Токугава Изясу, провозгласившим себя великим сёгуном. Наступил довольно длительный этап мира. Наладилась торговля со странами Запада, что способствовало развитию ремесел, ткачества, декоративных искусств. Новые правители с их жаждой власти искали поддержки не у буддийских монастырей, а у богатого купечества, которое набирала силу, было полно творческой активности и постепенно стало вводить в жизнь свои вкусы и художественные понятия. В японском искусстве возросла тяга к многоцветности, зрелищности, праздничности. Уже не храмы и монастыри играли главную ведущую роль в архитектуре. Стремясь утвердить свою власть и свое могущество, сёгуны на протяжении сменившего период Муромати периода Момояма (1573-1614) возвели по всей стране небывалые по величине и прочности замки, победно возносящиеся ввысь дозорные башни. Эти замки, обнесенные несколькими кольцами толстых стен, впервые начали строиться еще в период междоусобных войн в качестве оборонительных сооружений. В них соединились заимствованные из Китая и европейских стран приёмы возведения крепостных сооружений – циклопическая кладка огромных цоколей, бойницы с решетками, обитые железом ворота – с традиционными мотивами оформления легких японских деревянных павильонов. Самой высокой частью замка была башня-тэнсю, состоящая из мощного каменного основания и нескольких деревянных оштукатуренных этажей, увенчанных изогнутыми нарядными крышами. При многих чертах сходства с другими, каждый замок имел неповторимый облик и по-своему вписывался в японскую природу. Один из самых живописных – замок Хакуродзё в Химедзи, близ Кобэ. Это огромный и сложный комплекс сооружений с лабиринтами, тайными переходами, множеством построек внутри стен. Три малые его трехъярусные башни живописно группировались вокруг главной, пятиярусной, украшенной множеством фронтонов, повторяющихся в различных сочетаниях .
Таким образом, можно отметить, что необычная культура Японии, несмотря на то, что подвергалась влиянию со стороны других культур, сохранила свою самобытность и некоторый консерватизм в вопросах искусства и традиций. Даже в современном мире японцы сохраняют верность древним традициям и обычаям, оставляя тот романтический налет, которым овеяна Япония.
§2. Историческое развитие японского этноса в VI – XVI вв.
менталитет японец политический социальный
Своеобразным было и историческое развитие Японии, в ходе которого наряду с сохранением традиционных для цивилизаций Востока черт проявились и особенности, свойственные западной цивилизации. Хотя заселение Японских островов началось несколько тысячелетий назад,, государственность там стала складываться лишь в IV-VI вв. В те времена во главе японского общества стоял правитель, опиравшийся на родовую знать. Основную массу населения составляло крестьянство, платившее в казну ренту-налог. Существовали категории рабов и неполноправных, состоявшие в основном из иноземцев (в том числе китайцев и корейцев). С VI в. Япония, совсем недавно вступившая в эпоху формирования цивилизации, начинает развиваться исключительно быстрыми темпами. Эта необычная для Востока динамичность во многом была связана с тем, что Япония весьма активно использовала опыт других стран. Так, в 604-605 гг. принц Сётоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал первый свод .японских законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. По инициативе принца в Японию стали приезжать ремесленники, монахи и ученые из Китая и Кореи, а молодые японцы отправлялись учиться в эти страны.
Еще более последовательным реформатором стал принц Кару, пришедший к власти в результате государственного переворота в середине VII в. Его правление называли «Великой переменой», поскольку не только сменился царствующий род, но и изменилась вся жизнь японского общества, она стала активно преобразовываться по китайскому образцу. Японцы переняли у китайцев иероглифическое письмо (правда, позднее существенно его реформировали) . Синтоизм, традиционная религия японцев, обогатился за счет даосизма, а затем и буддизма, пришедшего из Китая в VI в. Процесс китаизации был настолько обширен и глубок, что некоторые исследователи даже отказывают японской цивилизации в самостоятельности, считая ее вторичной по отношению к китайской .
Но заимствования отнюдь не лишили Японию ее самобытности: элементы китайской цивилизации заметно трансформировались под влиянием японской специфики. Одновременно в стране набирало силу стремление к полной культурной автономии. И с XVI в. Япония превращается в сверхзакрытую, изолированную цивилизацию. Лозунгом японского правительство были слова «Япония для японцев». Под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать родные острова. Страна была практически закрыта для иностранцев .
§3. Социально-экономические и политические факторы генезиса японского менталитета в VI-XVII вв.
В соседнем Китае крестьяне не были прикреплены к земле, их уход в другое место власти, конечно, не приветствовали, но и не запрещали. Государство интересовало не то, где живет крестьянин, а насколько исправно он платит налоги. В Японии же феодалы всеми силами препятствовали уходу своих крестьян с земли.
Считаем важным отметить, что в Японии в это время происходит интенсификация сельского хозяйства: улучшилась техника обработки полей, расширилась система орошения, сооружались новые каналы и искусственные пруды. В результате расширения экономических связей с Китаем и странами Юго-Восточной Азии в Японии появились новые сельскохозяйственные культуры: хлопок, лаковое дерево, сахарный тростник. Крестьяне занимались шелководством, сеяли лен, выращивали индиго. В южных районах страны урожай собирали два раза в год.
Как следствие рабы (яцуко) и полурабы (бэ) не играли важной роли. В IХ-Х вв. рабы по своему положению постепенно уравнивались с закабаленными крестьянами. После, заселения главных островов (Кюсю, Сикоку и Хонсю) пришельцами приток дешевой рабочей силы – рабов из исконных жителей – был уже невозможен. Кроме того, высокий уровень развития сельского хозяйства и ремесла исключал возможность сколько-нибудь эффективного использования труда рабов в этих отраслях производства. Бывшие рабы должны были восполнить недостаток земледельцев как во владениях феодалов, так и на государственных землях. Раб получал участок земли и заводил свое крестьянское хозяйство, так что в поместьях (сёэн) скоро исчезло всякое различие между рабом и крестьянином. Сами хозяева принуждены были содействовать процессу перехода рабов на положение крестьян. Предупредить бегство раба к другому феодалу, переманившему его обещанием отпустить на волю, можно было только «дарованием» рабу свободы. Поэтому уже с XI в. в феодальной Японии выступают два основных класса: земельные собстненники-феодалы и закабаленные крестьяне. В начале X в. рабство было официально отменено, но в небольшом числе рабы встречаются и позже .
Другим проявлением автономизации феодалов было создание ими военных отрядов из профессиональных рыцарей-самураев. Феодалы использовали такие отряды для поддержания порядка в своих владениях, в частности для борьбы с крестьянскими восстаниями, участившимися в Х-XI вв. У самураев имелся особый кодекс чести, они были беззаветно преданы своему господину и жестоко расправлялись с его врагами. Появление этого замкнутого сословия, сходного с западным служилым дворянством, значительно усилило независимость крупных феодалов от центра.
Официально, именно после 1185 г. самураи занимают господствующие позиции в государстве. Каста самураев, или буси, приносит свой образ жизни, что влечет изменения в духовной жизни. Почетное место занимает дзэн-буддизм. Причинами возникновения дзэн-буддизма является то, что в условиях междоусобных войн централизованная власть нуждалась в идеологии .
В XIII-XIV вв. начался расцвет японских городов. Они возникали близ укрепленных резиденций феодалов и многочисленных буддийских монастырей. Рост городов, центров ремесла и торговли, обусловил быстрое развитие товарно-денежных отношений. Ряду городов удалось добиться самоуправления. Япония вышла на внешний рынок, успешно развивая торговлю с Китаем, Кореей и странами Южной Азии. За границей высоко ценили японскую медь, золото, серебро, веера и особенно оружие.
Но на рубеже XV-XVI вв. в результате борьбы различных кланов Япония распалась на несколько самостоятельных частей. Междоусобные войны между ними привели к экономическому кризису и социальной нестабильности. Росло число крестьянских восстаний, к которым примыкали разорившиеся самураи и городская беднота. Необходимость объединения страны была очевидна.
В 1603 г. Иэясу Токугава, покорив мятежных феодалов, провозгласил себя сёгуном (военачальником) и приступил к осуществлению цикла реформ, призванных укрепить центральную власть. В целом сохранив прежние права феодалов, Токугава категорически запретил им вести междоусобные войны и выступать против центральной власти. Ослушников ждала конфискация имущества или высылка в отдаленные районы. Феодалы были лишены власти над городами, которыми теперь управляли чиновники сёгуна. Государство ввело жесткую систему запретов и регламентации. Ремесленникам запрещалось изготовлять некоторые изделия, крестьянам – покидать свою землю, а также носить шелковую одежду, украшать свои жилища и т. д. И наконец, страна была объявлена закрытой, и вся внешняя торговля сконцентрировалась в руках правительства. Это нанесло серьезный удар по уже начавшей крепнуть торговой буржуазии. Сёгунат Токугавы просуществовал до 1867 г. За два с половиной века он принес Японии стабилизацию, позволил на некоторое время преодолеть экономический кризис. Вместе с тем в эту эпоху на первый план выступило «восточное» начало: ужесточилось вмешательство государства в экономические процессы, в частную жизнь людей.
И все-таки сёгунат был вынужден считаться и с правами феодалов на частную земельную собственность, и с претензиями формировавшихся буржуазных слоев населения .
Перемещая князей (дайме) на новые земли и конфискуя земли непокорных, сёгуны укрепляли свою власть. Императорская семья была лишена реальной власти, ей не разрешалось иметь в собственности землю, а на её содержание выделялся небольшой рисовый паек. При императорском дворе постоянно находились чиновники, наблюдавшие за всем происходящим. Императору воздавались почести, но при этом подчёркивалось, что божественному императору не к лицу «снисходить» до какого-либо общения с подданными. «По той же причине, по которой солнце и луна совершают свой путь, – утверждал Токугава, – император обязан сохранять своё сердце нетронутым. Поэтому он обитает во дворце, как на небе… Сёгун указывает все государственные повинности и не нуждается при отправлении правительственных дел в разрешении императора. Когда земля среди четырёх морей неспокойна, это вина сёгуна».
Сёгуны династии Токугава добивались укрепления центрального правительства прежде всего в интересах своего дома. Они были очень богаты, так как получали от 13 до 25% доходов государства. Для укрепления центральной власти Токугава установили свой контроль над крупными городами, рудниками, внешней торговлей и т. д. чтобы подчинить себе князей и держать их под контролем, Токугава ввёл систему заложничества. Он построил новую столицу – город Эдо и потребовал, чтобы каждый князь год жил в столице, а год в своём княжестве, уезжая из Эдо, князья должны были оставлять при дворе сёгуна заложника – кого-нибудь из близких родственников.
В начале XVII века Токугава объявили буддизм государственной религией, каждую семью приписали к определённому храму, учением, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство.
Успехи книгопечатания в XVII веке способствовали развитию грамотности. Среди городского населения популярны были рассказы развлекательного и поучительного характера. Но правительство следило, чтобы в печатные издания не попала критика на сёгуна. В 1648 году, когда в типографии осакского книжного магазина напечатали книгу, содержащую непочтительные высказывания по адресу предков сёгуна, владельца магазина казнили.
Боясь распространения свободомыслия, правительство преследовало возникший в XVII веке народный театр кабуки (песни и танца), оно запретило женские и юношеские труппы, и с тех пор в театре кабуки играют только мужчины. Самураям не разрешалось посещать кабуки. Профессию актёра относили к разряду презренных: им запрещалось выходить за пределы театрального квартала, полагалось носить одежду установленного образца.
Мы можем суверенно утверждать, что процесс рождения нового общества был трудным и длительным, но ускорится он мог только в конце 1860-х гг., когда западная модель развития вновь стала приоритетной .
Японская культура во многих отношения уникальна и удивительна. Здесь изумительная вежливость уживается со смелостью, отвагой и готовность. самопожертвования самураев .
Именно в эпоху средневековья Япония заимствовала и усваивала достижения и традиции других народов чаще, чем какое-либо другое время, но это нисколько не помешало свое национальное, японское. Именно поэтому Япония до сих пор считается удивительной страной со множеством интересных традиций и вещей. Именно поэтому путь развития Японии так непохож на развитие других стран в эпоху средневековья. Значительная удаленность Японии от других развитых стран средневековья, привело к совершенно своеобразному развитию и течению событий во всех сферах жизни японцев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Влияние религии на менталитет народа неоспоримо. Поэтому, изучая национальный характер исследователи обращаются к истории развития религии, социальной и политической сфер жизни, культуре данного народа. Япония – в значительной степени была изолирована от остальных стран и мало контактировала с внешним миром, вследствие чего развилась самобытная культура как проявление особого психологического уклада.
Исследование базируется на общенаучных методах (анализ и синтез, индукция и дедукция, описание, объяснения и пр.), дополненных специально-научными методами. Историко-генетический метод и анализ были использованы как основные в данной работе.
К XII в. синто перестало удовлетворять государственным требованиям. Частые контакты с Китаем и Кореей познакомили Ямато с буддизмом и конфуцианством, которые были привлекательны для японской аристократии. Борьба за влияние привела к временной победе буддизма, но осторожная политика царей не дала поглотить синто буддизму. Взаимовлияние двух религий существенно изменили религиозные представления японцев, но главный культ Аматэрасу оставил свой след в истории и культуре Японии – стране Восходящего Солнца.
Буддизм глубоко проник в культуру Японии, но полной ассимиляции синто буддизмом не произошло. Восприняв некоторые принципы буддизма и конфуцианства, синто оформилось в национальную религию. Но мировой оно не могло стать, так как в дальнейшем его развитие привело к тому состоянию, из-за которого оно получило свое название «синто» – путь богов.
В XIII-XVI вв. синто все еще оставалось подчиненным буддизму, но синкретизм синто и буддизма являлся яркой чертой религиозной жизни. Стремление к влиянию на верующих этой чертой приводило к тому, что в сознании обычного японца не было четкой границы между двумя религиями и они воспринимались как нечто целое. Между тем, религиозные течения являлись средством для достижения власти, политического и экономического могущества. Буддизм все еще был основным инструментом, но в этих условиях складывалась собственная догматика синто, заимствующая идеи из буддизма, конфуцианства и даосизма и приобретающая свой, оригинальный облик. Скорость, с которой изменялись религиозные представления, является необычной для Европы. Стоит отметить, что также для японцев скорость восприятия изменений является характерной и присуща им в любой сфере деятельности. Вместе с тем, любое религиозное течение не стремилось изменить устои, а наоборот, искало подтверждение в истоках, придавая стабильность миру. Мир не изменялся вокруг японца, изменялся он сам, постигая истину бытия и стремясь к гармонии с окружающим миром и самим собой, что отлично показано в догмах юиицу синто .
Особое внимание уделялось разработке догм синкретизма синто и буддизма. Новым течениям сопротивлялись старые школы, которые стремились сохранить влияние на верующих. Но в политической борьбе между кланами по-прежнему использовали синто для обоснования своей власти, чем и пользовали представители тэндай и сингон. Буддизм, несмотря на растущую популярность, все еще не являлся национальной религией. Богатые пожертвования прежде всего шли в синтоистские святилища, а жители большинства отдаленных районов по-прежнему почитали местных божеств. Стремление к синкретизму способствовало развитию собственно синто и размывало границы между двумя религиями. Такие течения как дзэн и нитирэнизм сыграли большую роль в становление этической сферы в религии и существенно повлияли на формирование японского менталитета.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Источники
.Горегляд В.Н. Хогэн моногатари (Сказание о годах Хогэн): Литературные памятники древней Японии / Пер. со старояп., предисл. и коммент. В.Н. Горегляд. – СПб.: Гиперион, 1999. – 176 с.
.Ёсимото Б. Озеро / Б. Ёсимото. – М.: Амфора, 2008. – 256 с.
.Кодзики. Мифы Древней Японии / пер. со старояпонского Е.М. Панус, пер. с китайского Н.И.Фельдман. – Екатеринбург: У. Фактория, 2005. – 256 с.
.Мононоке = Mononoke [Электронный ресурс]: анимэ / реж. К. Накамура. – Toei Animation. – Япония. – 2006. – Режим доступа: #”justify”>.Мураками Х. Подземка / Х. Мураками. – М.: Астрель, 2006. – 646 с.
6.Мурасаки Сикибу. Дневник <#”justify”>10.Поднялось восемь облаков = Yakumo Tatsu [Электронный ресурс]: анимэ / реж. Т. Мотидзуки. – Studio Pierof. – Япония. – 1997. – Режим доступа: #”justify”>Литература
.Kaempfer E. The History of Japan: Together with a Description of the Kingdom of Siam, 1690-92; in 3 vol. / E. Kaempfer. – London: J. MacLehose and sons.
.Алпатов В.М. Японистика / В.М. Алпатов // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: СЭ, 1990. – С. 624-625.
.Аниме [Электронный ресурс] // Энциклопедия искусства. – Режим доступа: #”justify”>.Васильевский Р.С. Культура каменного века северной Японии / Р.С. Васильевский, Е.Л. Лавров. – Новосибирск, 1982. – 246 с.
.Волков С.В. Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке / С.В. Волков. – М., 1999. – 289 с.
.Воробьев М.В. Древняя Япония / М.В. Воробьев. – М., 1958. – 258 с.
.Воробьев М.В. Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии / М.В. Воробьев, Г.А. Соколова. – М., 1976. – 322 с.
.Воробьев М.В. Япония в III-VII веках / М.В. Воробьев. – М., 1980. – 296 с.
.Гальперин А.Л. Очерки социально-политической истории Японии / А.Л. Гальперин. – М., 1963. – 254 с.
.Гальперин А.Л. Русская историческая наука о зарубежном Дальнем Востоке в XVII – середине XIX вв.: Краткий обзор / А.Л. Гальперин // Очерки по истории русского востоковедения: в сб. 2. – М., 1956. – С. 3-35.
.Герасимова М.П. Киотоский альбом. История, культура, традиции / М.П. Герасимова. – М., 2002. – 346 с.
.Горегляд В.Н. Японоведение / В.Н. Горегляд. – М.: Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР, 1972. – 348 с.
.Гришелева Л.Д. Японская культура Нового времени. Эпоха Мэйдзи / Л.Д. Гришелева, Н.И. Чегодарь. – М., 1998. – 367 с.
.Громовская Л. Сто первый взгляд на Японию / Л. Громовская. – М.: Наука, 1991. – 263 с.
.Зибольд Ф. Путешествие в Японию: Библиотека путешествий; Т. 2 [Электронный ресурс] / Ф.Ф. фон Зибольд. – СПб.: Типография А. Дмитриева, 1854. – 325 с. – Режим доступа: #”justify”>16.Кинг У.Л. Дзэн и путь меча. Опыт постижения психологии самурая / У.Л. Кинг. – Евразия, 2002. – 287 с.
17.Кирквуд К.П. Ренессанс в Японии: Культурологический обзор XVII столетия / К.П. Кирквуд. – М., 1988. – 387 с.
.Кузнецов Ю.Д. История Японии / Ю.Д. Кузнецов, Г.Б. Павлицкая, И.М. Сырицын; под. ред. Ю.Д. Кузнецова. – М.: Наука, 1988. – 460 с.
.Куланов А. Обратный взгляд на Японию / А. Куланов. – М.: Астрель, 2008. – 350 с.
.Латышев И.А. Семейная жизнь японцев / И.А. Латышев. – М., 1985. – 270 с.
.Лепехова Е.С. Буддийская сангха в Японии в VI-IX веках / Е.С. Лепехова. – М.: Восточная литература, 2009. – 321 с.
.Маркарьян С.В. Праздники в Японии / С.В. Маркарьян, С.В. Молодякова. – М., 1990. – 234 с.
.Мещеряков А.Н. История древней Японии / А.Н. Мещеряков, М.В. Грачев. – М.: Наталис, 2010. – 365 с.
.Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония / А.Н. Мещеряков. – М., 2006. – 387 с.
.Михайлова Ю.Ю. Дайдзёсай – церемония Великой пробы нового урожая (к вопросу о характере императорской власти в Японии) / Ю.Ю. Михайлова // НАА. – 1989. – № 1. – С. 76-86.
.Николаева Н.С. Японские сады / Н.С. Николаева. – М., 1975. – 287 с.
.Норманн Г. Возникновение современного государства в Японии / Г. Норманн. – М., 1961. – 345 с.
.Овчинников В. Ветка сакуры / В. Овчинников. – М., 2005. – 346 с.
.Светлов Г.Е. Путь богов / Г.Е. Светлов. – М.: Мысль, 1985. – 256 с.
.Синтоизм [Электронный ресурс] // Академический словарь. – Режим доступа: #”justify”>.Спеваковский А.Б. Самураи – военное сословие Японии / А.Б. Спеваковский. – М., 1981. – 345 с.
.Сэнсом Дж. Б. Япония: Краткая история культуры / Дж. Б. Сэнсом. – СПб., 1999. – 451 с.
.Толстогузов А.А. Очерки истории Японии. VII-XIV вв. / А.А. Толстогузов. – М.: Восточная литература, 1995. – 276 с.
.Трубникова Н.Н. История религий Японии: IX-XII века / Н.Н. Трубникова, А.С. Бачурин. – М.: Наталис, 2009. – 376 с.
.Чегодарь Н.М. Человек и мир в японской культуре / Н.М. Чегодарь. – М., 1985. – 256 с.
.Шахнович М.М. Религии мира / М.М. Шахнович. – СПб.: Издательство С-Петербургского университета, 2006. – 290 с.
.Эйдус Х.Г. История Японии с древнейших времен до наших дней / Х.Г. Эйдус. – М., 1968. – 687 с.
38.Япония в эпоху Хэйан: Хрестоматия (794-1185) / под ред. М.В. Грачёва. (794-1185) / М.В. Грачёв. – 2009. – 424 с.