- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,91 Кб
12-летний Отрок Иисус в храме
Русская Православная Церковь
Йошкар-Олинская и Марийская епархия
Отдел религиозного образования и катехизации
Епархиальный образовательный центр
Курсовая работа
по дисциплине Священное Писание Нового Завета
цикл Православное богословие
на тему
-летний Отрок Иисус в храме
(среднесрочная программа по подготовке катехизаторов)
Выполнил: слушатель 2г.о.
Фурманова Л.А.
Научный руководитель
иерей Иоанн Кристев
Йошкар-Ола 2015
Содержание
Введение
Глава I. Детство Господа Иисуса Христа
Глава II. Двенадцатилетний Иисус в иерусалимском храме
Заключение
Введение
Актуальность данной курсовой работы обусловлена необыкновенной краткостью сведений о детских годах Спасителя. Только Лука описывает один единственный, драгоценный эпизод из детства Иисуса Христа, связанный с посещением Иерусалимского храма. Анализ толкований и исследований православных экзегетов и библеистов может быть полезным затем на уроках в воскресной школе и для детей и взрослых.
Настоящий труд не претендует на оригинальность. Он представляет собою лишь свод данных, извлеченных из целого ряда трудов и учебных пособий.
Целью данной работы является исследование значимости повествования о посещении храма двенадцатилетнего отрока Иисуса Христа во второй главе Евангелия от Луки, а также исследование и углубление вопроса, почему подробности детства Господа нашего Иисуса Христа сокрыты от нас.
Задачей данного исследования является выделить драгоценные жемчужины церковной мудрости из толкований и исследований православных экзегетов и библеистов, обобщить их и осмыслить для более глубокого усвоения содержания Евангельского текста.
Объектом данного исследования служит описание посещения иерусалимского храма 12-летним отроком Иисусом Христом в главе 2:40-52 Евангелия от Луки, толкования на него святых отцов Церкви, писателей и православных экзегетов.
Церковь признает лишь четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Их можно найти в любом издании Библии.
Но существуют еще т.н. апокрифы. Апокриф (греч. – тайный, сокровенный) – произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книгам Священного Писания о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Св. Писания, не признанные Церковью каноническими.
Апокрифические евангелия не являются богодухновенными книгами, и признавать за истину все, что они говорят о жизни Христа в Назарете, мы не можем. Это некое фольклорное творчество, т. е. апокрифы, в немыслимо-фантастической форме рассказывают о «событиях» из жизни Христа, которых нет в канонических Евангелиях. Одной из главных причин появления апокрифических писаний «фольклорной» группы является естественное человеческое любопытство. Эти апокрифы обращены к тем отрезкам из земной жизни Христа, которые в Новом Завете не описаны, либо описаны мало. Так появляются «евангелия», подробно повествующие о детстве Спасителя. По форме и стилю апокрифы весьма уступают богатому, образному языку Библии. Кстати, сам факт рассказа в апокрифических писаниях о событиях, которые не освещены в Библии, еще раз подтверждает то, что апокрифы были написаны позже, чем Евангелия канонические, – авторы апокрифов домысливали то, о чем Евангелие хранит молчание. По оценкам исследователей, из дошедших до нас апокрифов ни один не был написан ранее 100 г. по Р. Х. (написание корпуса новозаветных книг к тому времени было уже закончено). Авторы часто давали волю своему воображению, нимало не думая о том, насколько их фантазия соотносится с правдой. Чудеса, совершаемые Христом в этих книгах, поражают своей бессмысленностью (мальчик Иисус собирает в лужице воду, делает ее чистой и начинает управлять ею одним словом), либо жестокостью (мальчика, разбрызгавшего лозой воду из лужицы, «Иисус» обзывает «негодным, безбожным глупцом», а затем говорит ему, что тот высохнет, как дерево, что тут же и случается). Все это сильно отличается от основного мотива евангельских чудес Христа – любви.[10]
«История детства сравнительно с историей общественного служения Иисуса Христа необыкновенно коротка; знакомят с нею только два евангелиста – Матфей и Лука, Марк же и Иоанн совсем не касаются ее. Тем не менее история эта есть прекраснейшая и совершенно необходимая часть целого, как это с очевидностью доказывает пример Матфея и Луки. Не будь, в самом деле, этой, хотя и краткой, истории, мы не знали бы многого, и притом очень важного; не знали бы, когда, как и откуда произошел Спаситель, где Он жил и какие лица окружали Его? Все эти вопросы остались бы для нас неразрешимыми. А какой она проливает яркий свет не только на все ветхозаветное прошлое, но и на все будущее в христианстве; для этого достаточно указать на песнь Богородицы (-Лк.1:4655 <#”center”>иисус иордан храм лука
Ни Евангелие, ни Священное Предание почти ничего не рассказывают нам о детстве Спасителя. «Многими завесами до времени сокрываемо было рождение Христово».[1]
Практически сразу Он предстает перед нами как Проповедник, рассказывающий о тайнах Царствия Божия и о тайниках человеческой души. Нам остается лишь предполагать, как проходило детство Господа: играл ли с соседскими ребятами? Если да, то в какие игры? А еще интересно, всегда ли он выигрывал? – Он же был Всемогущим Богом в теле ребенка! А может быть, Он иногда поддавался, чтобы ребята на него не обижались?
Потом Иисус стал юношей и, наверное, учился у праведного Иосифа плотницкому ремеслу. Интересно, как выглядели столы и стулья, сделанные Богочеловеком? А может быть, что-то из созданного Им до сих пор погребено где-то под землей, в развалинах древних жилищ, и когда-нибудь археологи найдут стол, сделанный Спасителем? Но все это лишь наши догадки, единственный достоверный рассказ о юных годах Спасителя приведен в Евангелии от Луки.
Евангелисты – это прежде всего (в отличие от остальных авторов) люди, призванные для истинного описания жизни и учения Иисуса Христа, которые имеют на себе благодать Божию. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21).
Они передают нам истину, о которой говорят своим красноречивым молчанием. И эта истина, скрытая в молчании, является для нас откровением Божиим, как и всё остальное, о чём поведали нам Евангелисты, так как цель Евангелистов, в отличие от авторов апокрифов и легенд, показать не вымысел, а правду. Поэтому, если бы в детстве Иисуса Христа были бы какие-либо чудеса или значительные события, Евангелисты обязательно описали бы их. О том, что никакие чудесные события с детством Спасителя не были связаны, говорит тот факт, что все четыре Евангелиста, ставившие перед собой цель правдиво рассказать об Иисусе Христе, единодушно обходят период детства молчанием. «Итак, ты и отсюда можешь видеть все домостроительство, и что все это не просто и не по случаю происходило, но по божественному промышлению, и исполнялось вследствие пророчества».
«Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис.53:2). Словом «отпрыск» называется потомок. И в данном случае потомком, то есть Сыном Бога назван Иисус Христос. Спаситель мира появился, то есть имел детство и юность без каких-либо чудесных событий, и жил тихо и незаметно.
Такова благородная простота многозначительного молчания Евангелистов относительно детских лет Спасителя. Потому что такое молчание в своей правдивости намного лучше, чем искажения и домыслы, унижающие и извращающие события, связанные с детством Иисуса Христа. Только Лука описывает один единственный, драгоценный эпизод из отрочества Иисуса Христа, связанный с посещением Иерусалимского храма. И дает емкую и точную характеристику детства Спасителя. «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк.2:40). «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк.2:52).
Исполняясь премудрости. Здесь речь, очевидно, о человеческом развитии ума, сердца и воли Богомладенца. Постепенно Он усвоил – конечно, главным образом из наставлений и примера Матери – свойства и навыки истинного израильского благочестия, что и обозначалось у евреев словом "премудрость".[14]
Евангелие как бы намеренно набрасывает завесу на эти первые годы жизни Христа, и одно только на основании Евангелия можно утверждать – что Христос в это время не находился под влиянием какой-либо иудейской школы. Враги Его впоследствии прямо заявляли, что Он нигде систематического обучения не получил (Ин.7:15).
Лука пишет, что «благодать Божия была на Нём» (Лк.2:40). А человек, имеющий на себе благодать Божию, отличается кротостью и добротой, любовью к ближним и скромностью. Вот каким в детстве был Спаситель мира, Иисус Христос. Имея эти качества, Иисус Христос «преуспевал в премудрости».
Святитель Иоанн Златоуст пишет в своих Беседах, если бы Иисус Христос с детства совершал какие-либо чудеса, как это можно встретить в апокрифах, «но тогда могли бы усомниться в том, что Он принял плоть, и не поверить величию домостроительства. Если и после этих и многих других человеческих действий, некоторые осмелились назвать восприятие плоти басней, то до какой глубины нечестия не ниспали бы, если бы Он везде действовал так, как прилично Богу и Его могуществу? Если бы Господь с первого Своего возраста начал творить чудеса, то Его не стали бы признавать человеком. Потому и храм не просто зиждется, но происходит чревоношение в продолжение обыкновенного девятимесячного времени; потом болезни и рождение, и питание молоком, и продолжительный покой, и ожидание возраста, приличного мужам, – и все это для того, чтобы сделать более удобовразумительным таинство домостроительства.»[2].
Глава II. Двенадцатилетний Иисус в иерусалимском храме
В кругу Своего Семейства Иисус достиг в Назарете двенадцатилетнего возраста. Этот возраст, почти соответствующий нашему пятнадцатилетнему, по иудейскому обычаю составлял переход из детства в юношеский возраст. С этим возрастом связывалась обязанность исполнения закона и участия в богослужебных действиях и обычаях. Мальчики с этого времени назывались «сынами закона» и имели право участвовать в выполнении богослужебных обрядов наравне со взрослыми.[6]
Приближалась Пасха. Что же означал праздник Пасхи? Священнейшие воспоминания о великих делах Божиих соединялись с ним. Вспоминалось то время, когда Бог избрал народ израильский из всех народов и сделал его Своим народом. Этот праздник длился целую неделю и напоминал народу Израильскому о выходе из Египта (Исх. 12). Это был величайший иудейский праздник. Бог повелел чрез Моисея: «Три раза в год должны являться пред Господом все мужчины: в праздник Пасхи, в праздник Пятидесятницы и в праздник Кущей».[16]
В наше время, когда по всему миру построены десятки тысяч храмов, большинство прихожан живут неподалеку от своего храма и хорошо знают друг друга, нам трудно представить, как такое возможно: на весь мир всего один-единственный Храм! Но в те давние времена было именно так, поэтому на праздник Пасхи в Иерусалим стекались тысячи верующих со всей Иудеи и даже из других стран.
Путешествуя ежегодно в Иерусалим вместе с Иосифом на праздник Пасхи, Богоматерь возможно брала с Собой и Своего Божественного Сына. В этом нас убеждают: невозможность предположения, чтобы Она решилась разлучаться с Ним на такое продолжительное время, а также точный смысл повествования Евангелиста Луки: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник» (Лк. 2:42 <#”justify”>Храм – это дом Божий, и где же, как не в Храме должен был находиться воплощенный Бог?! Своим ответом Христос показал, что Он всегда знал, что Он – Сын Божий и на Него возложена великая миссия – спасение человеческого рода. Слова:«зачем было вам искать Меня?» (Лк 2,49)не слова обличения или укора, но слова утешения и наставления. Прежде всего они суть слова наставления, потому что посредством их Христос научает Марию и Иосифа тому, что отлучение Его от них произошло не по слепому случаю, но по смотрению и тайным судьбам Божиим. Дабы Он пребывал и упражнялся в тех самых делах, на которые послан Отцом Своим Небесным. Христос объявляет родителям Своим (Марии и Иосифу), что не следовало бы им искать Его с такой печалью и болью в сердце, так как отлучение Его от них совершенно чуждо было всякой опасности, какой они могли бы бояться за Него.
«Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2:49). В первый раз Христос свидетельствует, что Бог – Отец Его. Отроку 12 лет, но Он уже осознает Свое Богосыновство и мессианское достоинство. «…зачался во утробе Девы человек, но он в самом зачатии уже был и Бог; хотя родился от девы человек, но вместе родился и Бог; возрастал, вкушал пищу, утруждался от пути, был связан в саду Гефсиманском, ударяем по ланитам, ударяем жезлом по главе, увенчан терновым венцом, распят человек, но вместе и Бог.» [8].
Сначала Он Сын Божий, а потом – Своих родителей. Сначала Он должен идти путем Божиим, а потом их дорогою. Нигде они не должны были искать Его, как только в храме, который принадлежит Отцу Его. Но слова Его заключают в себе еще больше: исполнить волю Отца Его – вот Его пища, делать дела Отца – вот Его призвание.«В этих словах Иисус Христос впервые открывает Свое назначение – исполнить волю Пославшего Его; но ни Мария, ни Иосиф не поняли всей глубины ответа Иисуса. В ответе Господа видно, что обязанности относительно Бога посвящается всецело и мысль, и воля, и любовь; обязанностям относительно человеков дано свое место, как видно из событий, последовавших за ответом (Лук. 2:51 <#”justify”>О дальнейшей жизни Иисуса до появления Его на Иордане Евангелисты ничего не говорят; один только Лука свидетельствует что Иисус возвратился из Иерусалима в Назарет, где и пребывал в повиновении у Матери Своей и Иосифа. «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». (Лк. 2:51-52) Ни сознание высокого Своего призвания, ни впечатление от похвал удивленных слушателей, ничто не дает Ему повода выйти из детского послушания. Он был в повиновении у родителей. Его детское и юношеское развитие было постоянным навыком послушанию, пока Он публично стал свидетельствовать о Своем Отце. Но и религиозное человеческое Его познание еще не было окончено. Он возрастал как возрастом, так и мудростью.Постоянным обращением со Своим Небесным Отцом, углублением в Священное Писание Своего народа, посещением в субботы назаретской синагоги расширялось и углублялось Его человеческое познание, возрастала Его премудрость. Все полнее покоилась в нем благодать и благоволение Божие. Он нашел также благоволение и у людей. Во всем Назарете один только был о Нем голос, что Он прекраснейший между всеми юношами. Все любили и уважали Его.[16]
Таким образом, тихо и спокойно в хижине переходил Он из детства и юности в годы мужеской зрелости. После этого рассказа завеса опять опускается и юность Иисуса в продолжении 18 лет остается неизвестною, пока Искупитель не выступил со словами:«исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14-15).
Заключение
Нравственные выводы.
Родители потеряли Иисуса в храме. В этом урок для нас. Мы тоже способны «терять» Христа! Каким же это образом? Если мы недостаточно ценим общение с Богом, не чтим Его Слово, не пользуемся возможностью говорить с Ним в молитве, то есть опасение, что и мы можем потерять из виду Иисуса, Свет, показывающий нам правильный путь в жизни.Мы можем терять из вида Христа в нашей повседневной суете и сутолоке жизни. Нам, людям, вообще бывает трудно сосредоточиваться на чем-либо; вот почему и у христиан не всегда встретишь глубокую сосредоточенность на Христе. Многое в нашей жизни отвлекает наш взор от Христа; мы перестаем чувствовать Его близость к нам, и в душе вместо прежней радости ощущается пустота и неудовлетворенность. Мы молимся, но чувствуем, что молитва наша не поднимается выше потолка; мы берем в руки Слово Божие и не находим в нем утешения. В такие безрадостные дни мы иногда не можем понять, что это с нами делается. Но как часто причина заключается только в одном: душа наша утеряла Христа! Это не значит, что мы ушли от Него или променяли Его на какое-то земное сокровище, хотя и такое случается, – нет, мы просто перестали видеть Его очами нашего сердца, как это было раньше. Мы так часто жалуемся на обстоятельства своей жизни, на загруженность житейскими заботами и повседневными делами, и стараемся всем этим оправдать свое низкое духовное состояние. Если мы не возрастаем духовно, то в этом только наша собственная вина; не загруженность в работе, а нерадение к нашему внутреннему человеку -вот что мешает нам духовно возрастать и совершенствоваться. Даже любой наш труд может быть средством для выработки у нас христианских качеств – постоянства, честного отношения к делу, прилежания, верности в малом, заботы о людях, стремления своим образцовым трудом прославить нашего Господа. И среди самого напряженного труда мы должны находить возможности для общения с Богом, питания Хлебом жизни наших бессмертных душ и посильного служения Христу. И пусть Христос в Назарете, с такой любовью помогающий во всем Своей матери и несущий тяжелый труд плотника, как можно чаще стоит перед нашими глазами, дабы мы, следуя Его примеру, научились сочетать в нашей христианской жизни самый непосильный труд с постоянной работой над собой и преуспеванием в нашем духовном росте.
Где же нашли Иосиф и Мария Христа? Не в шумных улицах Иерусалима и не в суетливой беготне прохожих! Нет, они нашли Его в тишине храма, в тишине Слова Божия и молитвы! Нет и для нас другого пути, если мы хотим найти утерянного нами Христа, и снова установить с Ним живое и тесное общение. Мы найдем Его только в тишине храма -дома молитвы, в проповедях и беседах о Нем; в тишине нашей комнаты за закрытой дверью или в страницах Библии святой. Так или иначе, но мы должны снова ясно видеть Христа и проходить наше земное поприще, неуклонно взирая на Него, то есть никогда не теряя Его из вида!
Двенадцатилетний Иисус был найден в храме беседующим с учителями израилевыми. Да, так написано: «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2:46-47). Можно предполагать, что среди этих учителей, беседовавших с мальчиком Христом в храме, был и Никодим, имевший впоследствии знаменитую ночную беседу с «Учителем, пришедшим от Бога», и ставший Его тайным учеником.
Будем помнить, что и мы, встречаясь и общаясь со Христом, имеем вопросы к Нему, как и Он имеет вопросы к нам. Среди многих вопросов, которые мы имели и имеем ко Христу, самым существенным вопросом является вопрос: «Что мне делать, чтобы спастись?» И слава Господу, что Его ответ на этот важнейший наш вопрос к Нему так прост и ясен: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47).
Слова Христа: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» – не были поняты Иосифом и Марией, как и написано: «Они не поняли сказанных Им слов». И апостолы порой не понимали слов своего Учителя Христа, даже когда Он говорил им о необходимости Своих страданий и смерти для спасения грешников. «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:21,22)
И разве нам понятны все слова нашего Господа Иисуса Христа? Разве нам понятны все слова Христа о последних событиях в истории Церкви и мира? Разве не принадлежит так называемая эсхатология, то есть учение о последних событиях, к самым трудным разделам богословия? Разве нам понятны все слова и деяния Христа, которые мы имеем на страницах Книги Откровения? Не будем удивляться, что неисчерпаемый Христос нами далеко еще не познан, и мы далеко еще не уразумели всех Его слов и дел. Вспомним слова в Книге пророка Исайи 9: 6: «…и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный».
Да, Христос полон тайн как в Своих словах, так и в Своих делах! Вот почему апостол Павел после долгих лет следования за Христом и служения Ему все еще живет целью: «познать Его, и силу воскресения Его» (Флп. 3:10). Он Сам в Своей первосвященнической молитве говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Но и при нашем неполном знании Христа, всех Его слов и дел будем любить Его горячо и служить Ему преданно и самоотверженно!
Обозревая евангельские сказания о первых годах жизни Господа и Спасителя нашего, мы невольно задаем себе вопрос: почему евангелисты указали только две черты из детской и отроческой жизни Иисуса Христа: на мудрость, явленную Им в храмесреди книжников, и на повиновение, которое Он оказывал Своим родителям?
Очевидно, что эти две черты имеют особенно важное значение для христианина и что евангелисты, указывая на них, хотели между прочим дать нам наиболее полезный нравственный урок. Указывая на беседу Спасителя в храме, когда Он привел в удивление бывших там Своим знанием слова Божия, они этим самым поучают нас, что нет знания выше знания слова Божия, и что прежде, чем изучать какие-либо науки, мы должны изучать Слово Божие, как единственное прочное основание всех наших знаний и убеждений. Указывая на повиновение Спасителя Иосифу и Марии, они чрез это дают нам и особенно молодым людям, возраст которых был освящен именно этим временем жизни Спасителя, – дают урок повиновения родителям и всем тем, которые занимают для нас место родителей.
Иисус повиновался родителям, давая и нам образец, чтобы мы повиновались своим родителям.[17]
Какая высокая добродетель, особенно если взять во внимание молодость, не умеющую жить самостоятельно, но в то же время порывающуюся к самостоятельности, какая высокая добродетель – послушание родителям! Дети вне послушания родителям подвергаются всем нравственным опасностям молодости, и эти опасности бывают тем пагубнее для них, что они не сознают их гибельного влияния на свою жизнь и по неопытности сердца не замечают их. Совершенно не то мы видим, когда дети воспитываются в любви и послушании родителям. Под руководством этой любви они бывают свободнее от всех нравственных опасностей, так как они подчиняют в этом случае свое неопытное сердце более твердому и опытному руководительству родителей. Вместе с этим они научаются во всей полноте великим и основным христианским добродетелям – любви и смирению и, таким образом, готовят из себя будущих лучших граждан Царства Небесного и земного.
Список использованных источников
1.Cвт. Иоанн Златоуст. Беседа 5 на Евангелие от Матфея
2.Cвт. Иоанн Златоуст. Беседа 8 на Евангелие от Матфея
3.Толковая Библия. Комментарии на все книги Св. Писания под ред. Лопухина в 2-х т.
4.М. Богословский. Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи, по Евангелиям св. ап. Матфея и Луки. Казань, 1893.
5.Арх. Вениамин (Пушкарь). Священная библейская история. Завет, С-П, 2003
6.Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа, изложенная по Преданию Церкви и творениям Святых Отцов. Ковчег, М., 2008
7.Прот. Полотебнов. Святое Евангелие от Луки. Православное критико-экзегетическое исследование против Бауэра. М., 1873
8.Прот. Серафим Слободской. Закон Божий. Оранта, 2010